План:
1. Введение 3
2. Влияние на искусство и культуру 4
2.1. Александра I 4
2.2. Николая I 8
2.3. Александра II 11
2.4. Александра III 14
2.5. Николая II 16
3. Заключение 19
4. Список литературы 20
1. Введение
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.
Historia est magistra vitae («История – наставница жизни») – говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Есть еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Это вполне можно отнести и к культуре.
2. Влияние на искусство и культуру
2.1. Александра I
Необычайный взлет отечественной культуры во времена правления Александра I (1801-1825) позволил назвать это время ее «золотым веком». Развитие русской культуры опиралось в это время на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города становились основными культурными центрами. Культура развивалась на фоне всевозрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство показала Отечественная война 1812 года (2, 14).
Однако консервативные тенденции в политике императора Александра I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мыслью в литературе, публицистики, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
В конце XVIII – первой половине XIX в. в России законодательно оформилось замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские училища с программой обучения, рассчитанной на один год (7).
В политике правительства по отношению к начальному среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В тоже время они боялись широкого просвещения народа.
Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В 1814 году в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем (6, 15).
В начале XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную, художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др.
Говоря о литературе, надо заметить, что именно ее расцвет позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность занимали разные общественно-политические позиции. В литературе этого периода закладываются те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
В первой половине XIX в. в новую фазу вступает театральная жизнь России. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались (1, 5, 17).
Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки.
В первой половине XIX в. открылась новая страница истории отечественной и музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской, французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы (10).
Для русского изобразительного искусства тогда были характерны реализм и романтизм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества.
2.2. Николая I
Правление Николая I (1825-1855) проходила в русле консервативных тенденций в политике и продолжалась сдерживать развитие культуры также как и правление Александра I. «Верхушка общества» во главе с императором продолжала бояться «образованных масс».
В это время университеты и институты становятся основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей историей, коммерческим и естественным наукам (6).
Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы и недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции.
Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Общества истории и древностей российских и др. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки финансировали различные исследования.
Во многих провинциальных городах открывались публичные и платные библиотеки.
Продолжалось развитие музейного комплекса. Так в 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.
Распространению знаний также способствовали ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки (3, 4).
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин.
Большое значение для литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки» основателем «Современника» был А.С.Пушкин, а с 1847 его возглавили Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени – И.С.Тургенева, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, М.Е.Солтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России – литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба (12).
Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры.
В репертуаре балета появлялись сюжеты, подсказанные отечественной литературой («Руслан и Людмила» А.С.Пушкина) (9).
Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций что и литература. В 30-40-е годы XIX века под влиянием отечественной литературе в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
2.3. Александра II
Период правления Александра II (1855-1881) также характеризуется своими особенностями, как и другие периоды. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных людей). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа (2, 8, 16).
В политике правительства в области культуры в этот период прослеживались две линии. Первая линия была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь. Вторая была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия организовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество (6).
В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале ХХ в. (2).
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Были созданы университеты в Одессе и Томске.
Художественная литература этого периода сохранила традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность.
Во второй половине XIX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературе.
В рассматриваемый период окончательно оформилось национальное музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилось творческая группа композиторов, которую критик В.В.Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного во времена царствования Александра II (1859 год) по инициативе А.Г.Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкусах к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой а Петербурге в 60-х годах М.А.Балакиривым и учителем пения Г.Я.Ломакиным (11, 17).
В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм.
В 1863 году выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 году ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И.Н.Крамской, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу.
2.4. Александра III
Культура России во времена правления Александра III (1881 – 1894) продолжала впитывать традиции и идеалы «золотого века».
Если говорить об образовании, то можно заметить, что система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные и естественно-технические знания.
Политика Александра III была такова, что в 1887 году так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запретили принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения ее демократизации (6, 7).
В литературе происходили изменения: художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов к концу XIX века. Более глубокий интерес к личность, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм – все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве.
К концу XIX века началось снижаться влияние передвижников. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А.Серова и пейзажи И.И.Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма.
В скульптуре рассматриваемого периода отразились реалистические традиции, например, в творчестве А.М.Опекушина (памятник А.С.Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М.Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов исторических деятелей России.
2.5. Николая II
Во времена царствования последнего императора Николая II (1894 – 1917) продолжилось развитие образования. Был создан университет в Саратове в начале ХХ века, росло количество специальных учебных заведений, открылись ряд институтов и т.д. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), в Москве (В.И.Герье) и других городах.
В пореформенной России и в начале ХХ века особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению научным знаниям, литературе и искусству. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы.
В этот период значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
Развитию культуры и приобщение к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных, технических, литературных, мемориальных военных, краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М.Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и музей изящных искусств в Москве (10).
В начале ХХ века Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).
В то же самое время в московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н.Ермолова, Г.Н.Федотова, А.И.Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С.Станиславский и В.И.Немерович-Данченко основали художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы.
На рубеже XIX и ХХ веков в России появилось киноискусство, сразу получившее большую популярность. В 90-х годах отечественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 года стали открываться стационарные «электротеатры» и «иллюзионы» (1, 2).
Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имело деятельность С.П.Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913).
Модернистские поиски художников на рубеже XIX – ХХ веков привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, Н.К.Ререх и др.). Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры (13).
В начале ХХ века возник «русский авангард». Его представители К.С.Малевич, Р.Р.Фальк, М.З.Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности.
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале ХХ века в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
Заключение
Подводя общий итог, можно сказать, что несмотря на то, что в правлении каждого императора были свои особенности в проведении культурной политики, у них всегда было что-то общее, что позволяет сделать совокупное видение культуры обобщенных периодов (первой половины XIX века и второй половины XIX – XX веков).
В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющего успеха в области культуры. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом формирования национальной культуры, традиций, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.
Культура России второй половины XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком русской культуры».
Список литературы
1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. русское искусство Х-начала ХХ в.: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика.-М.: Искусство, 1989.-С.178-190.
2. Гринин В. История России с древнейших времен.-Волгоград, 1995.-С.12-18, 36-45.
3. Лотман Ю.М. Об искусстве.-Спб, 1998.-С.55-89.
4. Лотман Ю.М. Очерки русской культуры XIX века.-М., 1999.-С.234-257.
5. Марамсинова Л.М. Психология русского дворянства.-М., 1995.-С.77-99.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник.-М.: «Проспект», 1999.-544с.
7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России.-М, «Проспект», 1999.-592.
8. Очерки русской культуры XIX век.-В 6 томах.-Т.3.-М., 1998.-С.48-91.
9. Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в.-М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962.-367с.
10. Река времени. Книга истории и культуры. Книга 1. Государь, государство, государственные служащие.-М.,1995.-С.89-134.
11. Река времени. Книга истории и культуры. Книга 2. Гражданское общество и частная жизнь.-М., 1995.-С.57-63.
12. Российские самодержавцы. 1801-1917.-М., 1993.-С.15-79.
13. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы.-М.: Искусство, 1989.-456с.
14. Сахаров А.Н. Александр I.-М., 1998.-С.156-212.
15. Трехсотлетие дома Романовых.-М., 1995.-338с.
16. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты.-М., 1991.-С.67-101.
17. Энциклопедия для детей.Т.6. История России.-Ч.3. / Глав. ред. М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-656с.