Оглавление

            Введение                                                                                                3

           1. Боярская дума                                                                                      4

           2. Высшие органы власти                                                               8

           3. Земский собор                                                                                     11

           Заключение                                                                                     15

           Список литературы                                                                        16

Введение

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес, который объясняется естественной потребностью человека. В прошлые годы история как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. Изучая историю государственного управления в России мы можем видеть как решались проблемы и насколько эффективно и какими методами достигались результаты. Это несомненно  свидетельствует о сложности взаимоотношений которые ничем не отличаются от современной действительности, которые также характеризуется наличием противоборствующих групп людей преследующих свои собственные интересы, а также роль государя в управлении ими.

1. Боярская дума

Боярская дума – высший совет при князе (с 1547г. при царе) в Русском государстве Х- начала XVIII вв., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы, раде в Великом княжестве Литовском. Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер [3, 8].

В источниках Боярская дума обычно называлась «Думой», реже – «Думой бояр». В Киевской Руси в IX – XI вв. Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжеми «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); на них присутствовали иногда представители духовенства (метрополиты и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI в. в следствие наделения землей княжих мужей и их слияния с земскими боярами Боярская дума состояла из бояр.  Она участвовала в обсуждении вопросов:

- законодательства;

- внешней политики;

- внутреннего государственного устройства;

- религии и т.д.

Политическая роль Боярской думы значительно выросла в связи увеличением боярского землевладения, ростом привилегий бояр, раздроблением древнерусского государства и ослаблением княжеской власти в отдельных землях [1].

В период феодальной раздробленности Боярская дума являлась феодльной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя, с его вассалами, обладающими определенной политической силой. В Северо-Восточной Руси в XIV – XV вв. в Боярскую думу входили бояре, ведавшие отдельными отраслями («путями») дворцового княжеского управления («путные бояре»), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица административного управления князя. Состав, права и компетенция Боярской думы не были строго определены законом; обычно совещание состояло из нескольких человек. При обсуждении наиболее важных вопросов, выходивших за рамки текущих дворцовых дел, происходило совещание Боярской думы расширенного состава из 10-15 и более человек. С начала  XV в. членами боярской думы становятся «бояре введенные» («большие бояре»), представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений [8].

С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили «думные» чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжных фамилий. Иногда боярская дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти. Позиции реакционной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены реформами 1550-х гг. и особенно опричниной, во время которой Боярская дума была поставлена во главе «земщины» (о ней будет вестись речь в третьем параграфе), а в опричной территории бала, возможно, создана опричная Боярская дума. В начале XVII в. Боярская дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью «крестоцеловальной записи», взятой с В.И.Шуйского в 1606 г. Не исключено, что какая-то «ограничительная» запись была взята Боярской думой с царя Михаила Федоровича. Во второй половине XVI-XVII вв. Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем в период сословно-представительной монархии. 

В XVI и особенно в XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц – родственников и приближенных царя; в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам; увеличилась число думных дьяков. Они представляли бюрократический элемент, являвшийся послушным орудием в руках самодержавия [1, 4].

Боярская дума обсуждала все вопросы обычно в месте  с великим князем, затем с царем; решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили»; некоторые вопросы царь решал без Боярской думы , другие – Боярская дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»); эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составляющих так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д. [4, 6]. С развитием абсолютистских тенденций во второй половине XVII века значительно громоздкая по составу Боярская дума уменьшается, еще больше значения приобрела Ближняя дума.

 

2. Высшие органы власти

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему Людей, получивший название Избранная рада. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений.

Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Во­ротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещен­ского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Из­бранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. [2].

 В январе 1547 г. Иван IV, достигнув со­вершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия цар­ского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук москов­ского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царст­во, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.  Во второй половине XVI в. (Рис.1)  при

Городовые приказчики, губные старосты,

 излюбленные головы, воеводы

 
 

Рис. 1. Органы власти и управления во второй половине XVI в.

Иване IV   сложилась   новая структура высшего органа управления.

В период, когда складывалось централизованное государство, а так­же во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательно­го и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе иг­рала Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль ста­рой боярской аристократии. Возник новый орган власти - Земский собор [2, 9].

3. Земский собор

Земские соборы — центральные сословно-представительные учреждения России в середине XVI-XVII вв. Появле­ние земских соборов — показатель объединения русских земель в еди­ное государство, ослабления княжеско-боярской аристокра­тии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые земские соборы созданы в середине XVI в. в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили различные группы феодалов спло­титься для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положение господство­вавшего класса. Определяющее воздействие классовой борь­бы на деятельность земских соборов наблюдается и в дальнейшем. В начале XVII в., в годы массовых народных движений и польско-шведской интервенции, созывается «Совет всея земли», продолжением которого но существу явился земский собор 1613, избравший на престол первого Романова — Михаила Федоровича . В его царствование земские соборы созы­вались наиболее часто. Городские восстания середины XVII в. при­вели к созыву Уложенного собора 1648—49 и земского собора 1650 в связи с восстанием в Пскове. 3емские соборы созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже — пат­риархом) и Боярской думой. Постоянными участниками земского собора являлись «думные люди», т. е. Боярская дума, включая и думных дьяков, и «Освященный собор» — высшее духовенство. К участию в Земских соборах привлекались также представители различных групп класса феода­лов, верхов посада (последние были представлены на Земских соборах 1566, 1598 и большинстве соборов XVI в.). Представи­телей крестьян на 3емских соборах не было (исключение, возможно, составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства). Практика созыва и хода заседаний 3емского собора не была строго регламентирована и постепенно изме­нялась. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и совещаниями соборной формы, т. е. совещаниями «думных людей» и «Освященного собора» с представи­телями отдельных групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для XVI в. В первой половине XVII в. созывались 3емские соборы, состоявшие из большого числа выборных людей с мест («из городов всякие выборные люди», «дети боярские всех городов», «торговые люди всех го­родов» и т. д.), и 3емские соборы, на которых были представлены толь­ко находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство в значительной мере зависело от степени экстренности созыва 3емского собора и от характера воп­росов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы, как и причины созыва 3емского собора, многообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие государственные вопросы [5, 7].

 3емские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя—соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682. С Земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени прав­ления Избранной рады, с 3емскими соборами 1648—49 — составление и утверждение Соборного уложения 1649 (на этом 3емском соборе бы­ло наибольшее в истории соборов число представителей с мест), соборным решением 1682 была утверждена от­мена местничества. С помощью 3емского собора правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. 3емские соборы обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с 3емского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1653—54 о воссоединении Украины с Россией и 1683—84 о «веч­ном мире» с Польшей. Иногда на 3емских соборах поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опрични­ны, на 3емском соборе 1642, созванном для обсуждения вопро­са об Азове,— о положении московских и городовых дворян [7, 10].

3емские соборы играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на 3емские соборы в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовав­ший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу. С середины XVII в. деятельность 3емских соборов постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых горских восстаний ослабла.

Заключение

В заключении хочется отметить, что на протяжении всей истории нашего государства происходило реформирование управления. И это было неслучайно. Каждый царь пытался расположить к себе определенные влиятельные круги создавая тем самым себе окружение которому мог бы доверять и подстраивая под них законы, а также эффективно ими управлять т.е. влиять на них. В основном управление заключалось в эффективном пополнении казны и строгому подчинению воле государя. Поэтому совершенно определенно становится понятно, почему государи ограничивали власть Боярской думы и им в противовес создавали Земские соборы. Реформирование управления играло важную роль в становлении и развитии государства при умелом распределении властных полномочий между влиятельными кругами.

Список литературы

1. Всемирная история: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой.-М.: ЮНИТИ, 2000.-495с.

2. Гринин В. История России с древнейших времен.-Волгоград, 1995.-108с.

3. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А.Н.Марковой.-М.: ЮНИТИ.-279.

4. История России (IX-XX) / Под ред. Я.А.Перехова.-Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.

5. История России.-Ч.3.-М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 1993.-С.88-115.

6. Лаптеева В.В. Земские учреждения в России.-М., 1993.-с.12-67.

7. Марамсинова Л.М. Психология русского дворянства.-М., 1995.-С.77-99.

8. Отечественная история / Под ред. Ш.М.Мунчаева.-М.: ЮНИТИ, 1999.-412с.

9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник.-М.: «Проспект», 1999.-544с.

10. Шмурло Е.Ф. История России (IX-XX).-М., 1997.-346с.