Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Экономический и социальный кризис конца 1920 – начала 1921 года.

     Причины введения НЭПа…………………………………………………4

2. Сущность и цели новой экономической политики………………………5

3. Результаты новой экономической политики……………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

Введение

В первой половине 20-х годов XX столетия наша страна переживала один из самых сложных этапов своего развития. Советская Россия, правопреемница Российской империи, находилась в состоянии ужасающегося социально-экономического и политического кризиса. Четыре года участия Росси  в первой мировой войне, три года братоубийственной гражданской войны, как и, в целом, весь кровавый коммунистический эксперимент осуществленный партией большевиков во главе с Лениным под названием «Великая Октябрьская социалистическая революция» - все это не могло пройти бесследно и породило невиданные проблемы для нашей страны. Лишь некоторые факты могут красноречиво свидетельствовать о масштабах трагедии, постигшей Россию. В результате военных действий, массовых политических репрессий, голода, эпидемий населения страны сократилось почти на 11 миллионов человек. Значительное число соотечественников, во многом представлявших цвет науки, оказались за границей. Фактически распалось единое Российское государство.

Экономические последствия затяжной войны, были еще более ужасающими. Пострадали важнейшие промышленные районы страны. Были разрушены или разграблены многие предприятия, шахты и рудники. Действующие заводы пострадали из-за нехватки топлива и сырья, в результате оттока промышленных рабочих из городов в деревню. На 30 железных дорогах прекратилось движение. Нарастала инфляция. Валовое производство сельхозпредприятий резко сократилось и составляло 25% довоенного уровня. В довершении всего из-за неурожая в 1921 году в страну охватил массовый голод. Нарастающие протесты населения вылились в вооруженные восстания. «Последним звонком» для  большевистского руководства  страны, свидетельствующим о том, что чаша народного терпенья переполнена, стали волнения в Петрограде и Кронштадское восстание в марте 1921 года.

1. Экономический и социальный кризис конца 1920 – начала 1921 года. Причины введения НЭПа

Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 году Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 года Восьмой Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране нарастал социальный кризис [9; 10].

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 - начале 1921 г. начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пайков [6].

При таком положении дел самые твердокаменные сторонники коммунистической идеи воочию смогли убедиться в необходимости перемен. Ленину и  на этот раз стоило немалых усилий переубедить некоторых наиболее рьяных соратников, не желавших и слышать об «измене идеалам пролетарской революции», об «отступлении» и «сдаче завоеванных в кровавой битве позиций». Переломив настроения в свою пользу, большевистское руководство перешло к введению Новой экономической политики. С ее успешным осуществлением связывалось выполнение указанных выше задач по восстановлению разрушенного народного хозяйства [5; 9].

НЭП стал своего рода спасительным кругом для РКП(б), которая стремительно теряло популярность в условиях нарастающего массового недовольства среди широких лаев населения.  На повестку дня серьезна выдвинулся вопрос о том, сохраняли ли большевики власть в своих руках или же большевистский эксперимент потерпит крах. Именно НЭП стал в этих условиях панацеей для коммунистических вождей.

2. Сущность и цели новой экономической политики

Нынешняя оценка новой экономической политики весьма существенно отличается о той, которую давали его современники. Представители разных классов и слоев населения рассматривали эту политику по-разному. Для правящей большевистской партии НЭП являлся лишь инструментом, необходимым для достижения поставленной цели. Это была политика, которую проводила пролетарское государство в переходный от капитализма к социализму период. Эта политика была рассчитана на постепенное вытеснение и полную ликвидацию капиталистических элементов в городе и деревне, на ликвидацию многоукладности и построение фундамента социалистической экономики. Особенностью проводимых преобразований являлось то, что политическая власть оказалась в руках правящей большевистской партии.

Основополагающие принципы НЭПа были определены Лениным в конце 1922 года:

1)    командные высоты в наших руках;

2)    земля у государства;

3)    свобода хозяйственной деятельности крестьян;

4)     крупная индустрия (и крупное сельское хозяйство) в наших руках;

5)    частный капитал – для него возможна конкуренция с государственным капитализмом;

6)    государственный капитализм такого рода, что мы привлекаем частный капитал вместе с нашим капиталом» [1; 4; 7].

Что касается важнейших составных частей новой экономической политики, то таковыми являлись: всемирное управление и развитие на экономической основе союза между рабочим классом и трудовым крестьянством при руководящей роли  рабочего класс; укрепление командных высот пролетарского государства в экономике, особенно в ее главных отраслях; использование товарно-денежных отношений для развития народного хозяйства; использование материального стимулирования трудящихся города и деревни; временное допущение капиталистических элементов в сельское хозяйство, внутреннюю торговлю, мелкую и от части  среднюю промышленность при условии их государственного ограничения и регулирования; использование государственного капитализма; развитие социалистической индустрии на базе электрификации  при соответствующем полном вытеснении и ликвидации сельской буржуазии; всемерное развитие государственной и кооперативной торговли при соответствующем вытеснении  и ликвидации капиталистических элементов [7].

Таким образом, согласно большевистской концепции, НЭП – это широкая, длительная и многогранная  политика обеспечивающая реализацию ленинского плана построения социализма.

Несмотря на крайнюю идеализированность  данных отношений, что характерно для большевистского подхода к НЭПу, введение его было остро необходимо. Переход к НЭПу совершался под давлением кризисов продовольственного, торгового, финансового, кредитного на внутренних и внешних рынках, кризиса заготовительного и снабженческого. Эти чередующиеся кризисы, отражающие состояния крайней экономической разрухи, формирование отношения к новой экономической политики как к антикризисной программе, т.е., соответственно временной, вынужденной, обусловленные обстоятельствами восстановительного периода. В силу этого, если попытаться отбросить идеологический установки большевиков и дать объективную оценку о НЭПу, исходя из уже имеющегося исторического опыта, цели НЭПа можно кратко сформулировать так:

1)               Главная политическая цель – снять социальную напряженность в обществе, укрепить социальную базу советской власти,  в форме союза рабочих и крестьян.

2)               Экономическая цель – предотвратить дальнейшее углубление разрухи в народном хозяйстве, выйти из кризиса и восстановить экономику страны.

3)               Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социализма в СССР, в конечном счете. Программой минимума можно было бы назвать такие цели, как ликвидация голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами.

4)               И наконец, НЭП преследовал еще одну, не менее важную цель – восстановление нормальных внешнеэкономических и внешнеполитических связей, на преодолении международной изоляции [2; 8].

Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня. Каково его общее социально-историческое содержание и значение? Существует три основных ответа на этот вопрос.

Согласно первому, безраздельно господствовавшему в советской исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства социализма в СССР. Вынужденный особыми обстоятельствами, сложившимися по окончании гражданской войны, и отличавшийся значительным своеобразием, он при всех издержках, с ним связанных, сыграл в целом полезную роль, дав стране возможность залечить раны, нанесенные войной, и подготовиться к новому, решающему этапу социалистической стройки. К концу 20-х годов значение НЭПа оказалось исчерпанным, вследствие чего он и сошел со сцены, уступив место периоду индустриализации и коллективизации.

Второй ответ можно определить как «сменовеховский»: НЭП - своего рода эпоха Реставрации; наткнувшись на непреодолимые препятствия, большевистская революция покатилась вспять. Однако, исторически позитивный процесс возврата был оборван И.В. Сталиным.

Третий ответ, предлагавшийся рядом западных исследователей, сводился к тому, что НЭП надо рассматривать как особую, рыночную модель социализма, обладавшую рядом достоинств, но не сумевшую справиться с присущими ей противоречиями, почему ей и пришлось уступить место государственному социализму сталинского образца [3; 10].

Период НЭПа - единственное время в советской истории, когда бок о бок существовали капитализм и социализм. Социализм и капитализм противостоят друг другу как два социально-экономических уклада: первый - в тотально обобществленной промышленности, второй - в количественно преобладающем частном секторе.

3. Результаты Новой Экономической Политики

Говоря о результатах Новой Экономической Политики, проводимой нашим государством, можно сказать, что НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Итоги новой экономической политики просто впечатляют. К 1925 году было в основном завершено восстановление народного хозяйства. Общий выпуск промышленной продукции за 5 лет НЭПа вырос более чем в 5 раз и в 1925 достиг 75% от уровня 1913 года, в 1926 году по объему валовой промышленной продукции этот уровень оказался превышенным. Наблюдался подъем в новых отраслях промышленности. В сельском хозяйстве валовой сбор зерна составил 94% от сбора 1913 года, а по многим показателям животноводства  довоенные показатели остались позади [9].

Настоящим экономическим чудом можно назвать упомянутые оздоровление финансовой системы и стабилизацию отечественной валюты. В 1924/1925 хозяйственном году был полностью ликвидирован дефицит государственного бюджета, а советский рубль превратился в одну из самых твердых валют в мире. Быстрые темпы восстановления народного хозяйства в условиях социальной ориентированности  экономики, заданный существовавшим большевицким режимом, сопровождались значительным ростом жизненного уровня народа, бурным развитием народного образования, науки, культуры и искусства [2; 9].

НЭП породил и новые трудности, наряду с успехами. Затруднения объяснялись в основном, тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленной классовой ориентацией внутренней политики правительства; усиление противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризма. Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики и, в первую очередь, тяжелой оборонной, промышленности. Приоритет индустрии над агросферой выливался в неприкрытую перекачку средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, а закупочные цены на сырье и продукты занижались, то есть вводились пресловутые «ножницы» цен. Низким было качество поставляемой промышленной продукции. Происходило с одной стороны, затоваривание складов дорогими и плохими промтоварами. С другой стороны, крестьяне, собиравшие в середине 20-х годов хорошие урожаи, отказывались продавать государству хлеб по  твердым ценам, предпочитая продавать его на рынке [4].

Бесценный опыт НЭПа именно в том и состоит, что государства, проводящие преобразования в экономике могут учитывать эти и другие уроки, через которые прошла экономика России вначале 10-х годов.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось.

Тема НЭПа сегодня актуально, как никогда. Именно наш, российский опыт использовали государства, проводившие социалистические преобразования. Именно опыт и уроки НЭПа во многом оказались невостребованными, когда в России в 1992 году стартовала решительная экономическая реформа, отношение к НЭПу было и есть неоднозначным. Разные массы и социальные группы хотели увидеть в нем то, что именно им, и только им, хотелось увидеть. И если часть исследователей считает, что при последовательном осуществлении НЭП привел бы и гигантским преобразованиям и вывел бы страну в экономические лидеры если не в мире, то, как минимум, в Европе, то есть и другое мнение. Оно в частности, гласит, что именно рыночные элементы НЭПа оказали деструктивное влияние на экономику в целом. Пропорции сдвинулись в сторону стихийных начал рынка, а это, в свою очередь, вызывало попытку государства восстановить утраченные позиции за счет форсированного вмешательства в экономику. И действительно, для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер, усилив централизованное руководство экономикой, ограничив самостоятельность предприятий, увеличив цены на промышленные товары, повысив налоги на частных предпринимателей, торговцев, зажиточных крестьян. Все это привело, в конечном итоге, к свертыванию НЭПа.

 

Список литературы

1. Берхин И.Б. Экономическая политика советского государства в первые годы советской власти. - М.,1970.

2. Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. - М.,1990.

3. Данилов В.П. и др. НЭП и его судьба // Историки спорят.  - М.,1988

4. Иванов Ю. Нэп, рынок, социализм // Свободная мысль. - 1998. - №3. - С.71-81

5. История России. В 2-х т. / Под ред. С.В. Леонова. – М., 1995.

6. История России: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под ред. М.М. Горинова. – М., 1998.

7. История России (Россия в мировой цивилизации): Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.

8. Мерль Ст. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Ожидания и реальность // Отечественная история. - 1998. - №1. - С.97-117

9. Орлов И.Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения. Проблематика. Перспективы // Отечественная история. - 1999. - №1. - С.102-116

10. Отечественная история: Учебник для вузов / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1998.

Практическое задание

Задание №1. Решите кроссворд:

 1

8

 3

 2

4

5

 7

16

 18

 10

14

 9

11

12

13

30

22

 26

15

20

 19

28

17

 24

21

34

32

23

25

40

38

36

27

29

31

42

44

33

52

54

35

50

37

48

46

39

41

56

43

58

46

47

49

51

74

62

53

64

55

57

68

70

66

б

59

72

61

63

65

67

73

84

69

80

82

90

78

75

77

88

76

79

86

81

83

85

87

Задание №2. Заполните каждую строку предполагаемым ответом (одна клетка строки соответствует одной букве слова).

1. Назовите два теоретико-методологических подхода к пониманию исторического процесса:

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

Ц

И

В

И

Л

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

2. Как называется процесс перехода части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству?

Н

Е

О

Л

И

Т

И

Ч

Е

С

К

А

Я

Р

Е

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

3. Как называется особая стадия развития древнего общества, идущая за первобытнообщинным строем, которая характеризуется принадлежностью основных средств производства государству, члены этого общества также находятся в личной зависимости у государства?

А

З

И

А

Т

С

К

И

Й

С

П

О

С

О

Б

П

Р

О

И

З

В

О

Д

С

Т

В

А

4. Как называлась федерация государственных образований и союзов восточных племен в Древней Руси IX-X вв.?

5. Как назывались на Руси общегосударственные, сословно-представительные учреждения, созываемые в XVI-XVII вв. правительством для обсуждения и решения наиболее важных государственных вопросов, играющие роль совещательных органов?

З

Е

М

С

К

И

Й

С

О

Б

О

Р

6. Как называлась русская национальная форма православной сословной государственности, оцерковленного государства?

Д

У

Х

О

В

Е

Н

С

Т

В

О

7. Как называется процесс разрушения устоев традиционалистской европейской цивилизации, переход к новой цивилизации, означающий в области производства индустриализацию, в социальной сфере – урбанизацию, в политической – демократизацию, в духовной - секуляризацию?

М

О

Д

Е

Р

Н

И

З

А

Ц

И

Я

8. Как называется период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), характеризующийся становлением, расцветом и кризисом идей антифеодальной (социальной) и антиабсолютистской (политической) направленности и отражающий идеологию третьего сословия?

Э

П

О

Х

А

П

Р

О

С

В

Е

Щ

Е

Н

И

Я

9. Как называется процесс, ознаменовавший переход от преобладания аграрного хозяйства к новому материальному уровню, и превращение машин в основное средство производства?

П

Р

О

М

Ы

Ш

Л

Е

Н

Н

А

Я

Р

Е

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

10. Перечислите направления общественно-политических течений в России 30-50-х годов XIX в.:

С

О

Ц

И

А

Л

И

З

М

И

М

П

Е

Р

И

А

Л

И

З

М

11. Перечислите основные принципы теории «официальной народности»:

С

А

М

О

Д

Е

Р

Ж

А

В

И

Е

П

Р

А

В

О

С

Л

А

В

И

Е

Н

А

Р

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

12. Как называется процесс запоздалого и неполного повторения Россией пути Запада по превращению ее в индустриальное общество?

13. Перечислите основные течения революционного народничества:

А

Н

А

Р

Х

И

Ч

Е

С

К

О

Е

П

Р

О

П

А

Г

А

Н

Д

И

С

Т

С

К

О

Е

З

А

Г

О

В

О

Р

Щ

И

Ч

Е

С

К

О

Е

14. Как называлась особая политическая система, образовавшаяся в России после роспуска второй Государственной Думы?

15. Как называлось общественно-политическое движение, возникшее в конце XIX в., направленное на достижение социальной справедливости, преодоление острых классовых антагонизмов, отрицавшее капитализм и стремящееся утвердить общественный строй, лишенный недостатков? (Перечислите течения, существовавшие внутри этого движения):

16. Как называлась экономическая политика Советского государства в период иностранной интервенции и гражданской войны?

17. Дайте определение принудительному выселению некоторых народов Кавказа, крымских татар в 1944 году, якобы выступавших в поддержку Германии, в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь:

Д

Е

П

А

Р

Т

А

Ц

И

Я

18. Перечислите названия организаций экономической и военной взаимопомощи социалистических стран, созданных после второй мировой войны:

С

О

В

Е

Т

Э

К

О

Н

О

М

И

Ч

Е

С

К

О

Й

В

З

А

И

М

О

П

О

М

О

Щ

И

19. Термин, означающий враждебный политический курс западных держав в отношении СССР и других социалистических стран:

Х

О

Л

О

Д

Н

А

Я

В

О

Й

Н

А

20. Дайте определение типу отношений между государствами с различным общественным строем, предполагающему отказ от войны, от применения силы как средства решения спорных вопросов между государствами с различными политическими системами:

М

И

Р

Н

О

Е

С

О

С

У

Щ

Е

С

Т

В

О

В

А

Н

И

Е

21. Дайте определение качественно новому состоянию науки и техники, превращению науки в непосредственно производительную силу, органическое соединение науки и производства:

22. Как называется процесс восстановления в правах незаконно осужденных в 30-50 годы в СССР?

Р

Е

А

Б

И

Л

И

Т

А

Ц

И

Я

23. Как называется состояние одинакового соотношения в военной силе и технике?

24. Как называется теория, утверждающая о сближении двух социальных систем – капитализма и социализма с их последующим слиянием в «смешанное общество», сочетающее в себе положительные черты и свойства каждой из них?

К

О

Н

В

Е

Р

Г

Е

Н

Ц

И

Я

25. Как называется этап коммунистической формации, для которого характерны высокая зрелость социализма как общественной системы?

Р

А

З

В

И

Т

О

Й

С

О

Ц

И

А

Л

И

З

М

26. Дайте определение процессу передачи или продажи в собственность части государственной собственности:

П

Р

И

В

А

Т

И

З

А

Ц

И

Я

27. Как называется в политике система власти, основанная на взаимодействиях и «противовесах» основных партий, многообразии мнений, мыслей, взглядов?

28. Как называется необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями?

А

Л

Ь

Т

Е

Р

Н

А

Т

И

В

А

29. Как называется процесс признания мира единым и неделимым, что предполагает решение международных вопросов не с позиции силы и баланса двух систем, а с позиции баланса их интересов, признание приоритета общечеловеческих ценностей?

30. Как называется экономическая политика советского правительства, принятая в апреле 1985 г.?

Задание № 3. Выберите из предложенного списка один вариант ответа на следующие вопросы исторических тестов:

1. Установите взаимосвязи:

А) 862 г.                                                             1. Владимир Мономах.

Б) 911г.                                                               2.Рюрик.

В) 944 г.                                                             3. Ярослав Мудрый.

Г) 1036 г.                                                            4. Олег.

Д) 1113 г.                                                           5. Игорь.

2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

А) Образование Золотой Орды                                          - 1240-1241 гг

Б) Проведение съезда князей в Любиче.

В) Образование Древнерусского государства                            -  IX век.

Г) Установление монголо-татарского ига                        – 1237-1240 гг

3. Сопоставьте события и даты:

1. Принятие христианства.                                       А) 1240 г.

2. Невская битва.                                                       Б) 1188 г.

3. Создание «Слова о полку Игореве».                   В) 988 г.

4. Установление в Новгороде республики.              Г) 1242 г.

5. Ледовое побоище.                                                 Д) 1136 г.

4. Установите взаимосвязи:

А) 1380 г.                                        1. Первый Земский собор.

Б) 1410 г.                                         2. Отмена Юрьева дня.

В) 1480 г.                                        3. Судебник Ивана IV.

Г) 1497 г.                                         4. Судебник Ивана III.

Д) 1549 г.                                        5. Куликовская битва.

Е) 1550 г.                                         6. Свержение золотоордынского ига.

Ж) 1578-1584 гг.                             7. Грюнвальдская битва.

К) 1558-1583 гг.                              8. Поход Ермака в Сибирь.

Л) 1584-1613 гг.                              9. Смутное время.

М) 1580 г.                                      10. Ливонская война.

5. Приказ – это:

а) распоряжение;

б) орган местного управления;

в) центральный орган управления в XVI в.;

г) орган самоуправления дворян;

д) помещение, где располагались административные органы.

6. Соотнесите определения и термины:

1.     Высший орган управления при великом князе.                А) Вотчина.

2.     Орган управления личными землями князя.                     Б) Кормление.

3.     Территория, с которой должностному лицу                     В) Волость.

предоставлено право собирать часть                                Г) Дворец.

государственных налогов.                                                 Д) Поместье.

4. Государственная канцелярия.                                             Е) Боярская

                                                                                                                                                                                                                        Дума.

5. Крупное землевладение с правом продажи.                      Ж) Казна.

6. Административно-территориальная единица.

7. Крупное земельное владение без права продажи.

7. Установите взаимосвязи:

А. Северная война.                                                     1. 1703 г.

Б. Основание С-Петербурга.                                      2. 1709 г.

В. Провозглашение России империей.                      3. 1701 –1721 гг.

Г. Присоединение Крымского ханства.                     4. 1707-1708 гг.

Д. Учреждение Академии наук.                                 5. 1721 г.

Е. Полтавская битва.                                                  6. 1725 г.

Ж. Восстание К. Булавина.                                        7. 1773-1775 гг.

З. Восстание Е. Пугачева.                                          8 1785 г.

8. Соотнесите русских монархов и время их правления:

1. Елизавета Петровна.                                     А) 1725-1727 гг.

2. Екатерина I.                                                   Б) 1727-1730 гг.

3. Екатерина II.                                                  В) 1730-1740 гг.

4. Петр II.                                                           Г) 1740-1741 гг.

5. Анна Иоановна.                                             Д) 1741-1761 гг.

6. Петр III.                                                          Е) 1761-1762 гг.

7. Иоанн Антонович при регентстве                Ж) 1762-1796 гг.

Анны Леопольдовны.

9. Установите хронологическую последовательность событий, характеризующих внутреннюю политику правительства Петра I:

1.                     Учреждение Правительственного Сената.        4 (1711 г.)

2.                     Введение новой системы налогообложения.  10 (1719-1725 гг.)

3.                     Принятие «Табели о рангах».                            8 (1722 г.)

4.                     Разделение России на губернии.                       3 (1708 г.)

5.                     Учреждение первых коллегий.                         6 (1717-1721 гг.)

6.                     Введение рекрутской повинности.                   2 (1705 г.)

7.                     Принятие указа о единонаследии.                    5 (1714 г.)

8.                     Учреждение Главного магистрата.                   9 (1720 г.)

9.                     Введение нового (юлианского) календаря.      1 (1700 г.)

10.             Учреждение Святейшего Синода.                     7 (1721 г.)

10. Расположите в хронологической последовательности основные события Крымской войны 1853-1856 гг.:

Сражение на Черной речке.                                                         5 (4 авг. 1855 г.)

Разгром турецкого флота в Синопской бухте.                          1 (нояб. 1853 г.)

Высадка англо-французских войск в Крыму.                           3 (1854 г.)

Сражение на р. Альма.                                                                2 (8 сен. 1854г.)

Затопление русского флота в Севастопольской бухте.           7 (27 авг. 1855 г.)

1.     Первый штурм Севастополя англо-французскими войсками. 4 (5 окт. 1854 г.)

2.     Парижский мирный договор.                                                      9 (фев. 1856 г.)

3.     Взятие русскими войсками турецкой крепости Карс.              8 (1856 г.)

4.     Завершение обороны Севастополя.                                     6 (1855 г.)

11. Отметьте цифрой 1 положения «Русской правды» П.И. Пестеля, 2 – положения «Конституции» Н.М. Муравьева, 3 – положения общие для двух проектов:

а) Россия – единая и неделимая республика;      3

б) отмена крепостного права;                               3

в) всеобщее избирательное право;                       1

г) существует имущественный ценз;                   2

д) во главе государства – премьер-министр;       1

е) во главе государства – монарх;                         2

ж) ограничивались права помещиков на землю. 1

12. Соотнесите фамилии государственных деятелей: кто есть кто?

1.     М.М. Сперанский.

2.     Н.Н. Новосельцев.

3.     А.А. Аракчеев.

4.     Е.Ф. Канкрин.

5.     П.Д. Киселев.

6.     А.Х. Бенкердорф

А. Граф, генерал от артиллерии, с 1808 г. военный министр.

Б. Министр финансов в 1839-1843 гг., провел в России финансовые реформы/

В. Глава Министерства государственных имуществ в 1837 г., инициатор реформ государственной деревни.

Г. Директор департамента Министерства внутренних дел 1803-1807 гг., редактор важнейших законов.

Д. Граф, генерал, шеф жандармерии, сторонник постепенной отмены крепостного права.

Е. Министр юстиции, автор государственной уставной грамоты для России.

13. Соотнесите реформы 60-70-х гг. в XIX и реформаторов:

1.     Крестьянская реформа.                        А) С.И. Зарудный.

2.     Земская реформа.                                  Б) А.В. Головин.

3.     Судебная реформа.                               В) Я.И. Ростовцев.

4.     Военная реформа.                                 Г) П.А. Валуа.

5.     Реформа образования и школы.          Д) Д.А. Милютин.

14. Соотнесите реформаторов и их реформы:

1.          К.П. Победоносцев.    

2.     С.Ю. Витте.

3.     П.А. Столыпин.

4.     В.К. Плеве.

5.     С.В. Зубатов.

а) введение винной монополии;

б) новые налоги (косвенный, прогрессивный);

в) денежная реформа;

г) допуск иностранного капитала в развитие обрабатывающий промышленности;

д) введение покровительственного таможенного налога;

е) строительство железных дорог;

ж) политика протекционизма в отношении отечественной промышленности;

з) разработка и создание Особого совещания, Редакционной комиссии по крестьянскому вопросу;

и) разработка политики «полицейского социализма» в решении рабочего вопроса;

к) разработка Указа от 9 ноября 1906 г.;

л) проведение активной переселенческой политики;

м) политика укрепления православной церкви, усиления роли Синода и обер-прокурора Синода.

15. Восстановите хронологическую последовательность:

а) выступление роты Павловского полка конной полиции;                 12.03.1917г.

б) всеобщая политическая стачка в Петрограде;                                   25.02.1917г.

в) отречение Михаила Романова;                                                            02.03.1917г.

г) переход всего петроградского гарнизона на сторону демонстрантов;  12.03.1917г.

д) отречение Николая II;                                                                          02.03.1917г.

е) создание Петросовета и Временного комитета

Государственной думы;                                                                           27.02.1917г

ж) указ о роспуске Государственной Думы;                                         25.02.1917г.

з) образование Временного правительства;                                          02.03.1917г.

и) демонстрация женщин в Петрограде, требовавших хлеба и возвращения мужей с фронта.                                                                                       8.03.1917г.

16. Двоевластие - это:

а) наличие в правительстве страны двух премьер-министров;

б) равенство в положении исполнительной и законодательной власти;

в) наличие параллельно с правительством организации лиц, объявившей себя органом власти и фактически ей обладающей;

г) наличие в стране параллельных структур власти: Временного правительства и Петросовета;

д) ситуация равенства представительства в высшем органе страны партий, придерживающихся противоположных взглядов.

17. 1929 год принято считать годом «великого перелома». Под «великим переломом» понимают:

а) принятие плана ГОЭЛРО;

б) отказ от политики НЭПа;

в) пересмотр показателей первого пятилетнего плана в сторону увеличения;

г) восстановление экономики после гражданской войны и интервенции;

д) утверждение единоличной власти Сталина;

е) переход к форсированному развитию экономики;

ж) начало стахановского движения;

з) принятие новой Конституции;

и) ликвидация безработицы;

к) переход к политики форсированной коллективизации.

18. Ленд-лиз – это:

а) продажа США вооружения и снаряжения своим союзникам в период второй мировой войны;

б) предоставление США вооружения и снаряжения взаймы или в аренду тем странам, оборона которых являлась жизненно важной для США в период второй мировой войны;

в) предоставление США своей территории в аренду для военных баз и складов тем странам, оборона которых являлась жизненно важной для США в период второй мировой войны.

19. Относительная демократизация советского общества после ХХ съезда КПСС проявилась:

а) ликвидация или перестройка репрессивных структур;

б) привлечение к суду лиц, виновных в репрессиях;

в) расширение прав союзных республик;

г) восстановление национальной государственности репрессированных народов;

д) реабилитация жертв политических репрессий;

е) введение системы разделения властей;

ж) расширение прав и свобод личности;

з) введение президентской системы правления.

20. Программа экономических преобразований “500 дней” предусматривала:

А. Полное реформирование советской экономики за 500 дней.

Б. Серьезное ограничение роли центра в планировании и управлении экономикой.

В. Приватизацию государственных предприятий за 500 дней.

Г. Полную хозяйственную самостоятельность союзных республик.

Д. Обеспечение за этот срок конвертируемости рубля.

Е. Полный демонтаж прежней системы хозяйствования.

Ж. Ликвидацию колхозов и совхозов.

З. Отказ от монополии внешней торговли.

21. Укажите даты внутриполитических событий в Российской Федерации в 1991-1997 гг.:

А. Конституционный кризис – противостояние законодательной (Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент) ветвей власти (ноябрь 1993г.)

Б. Проведение референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации. (12.12.1993г.)

В. Всенародное избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. (12.06.1991г.)

Г. Указ Президента Российской Федерации “О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета Российской Федерации”. (21.09.1991г.)

Д. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. (11.01.1994г.)

Е. Проведение Всероссийского референдума о доверии политике Президента Российской Федерации. (25.04.1993г.)

Ж. Выборы в Государственную Думу второго созыва. (12.01.1995г.)

З. Вооруженные выступления оппозиционных сил в Москве. (3-4.10.1993г.)

И. Война в Чечне. (1994-1996гг.)

К. Подписание Договора об общественном согласии. (май. 1994г.)

Л. Проведение первого и второго туров выборов Президента Российской Федерации – избрание Б.Н. Ельцина Президентом Российской Федерации.  (1-ый тур - 16.06.1996г.; 2-ой тур – 03.07.1996г.)

М. Всероссийская акция протеста трудящихся, организованная профсоюзами и поддержанная оппозицией (27.03.1997г.)

Н. Подписание федеративного договора о разграничении полномочий субъектов Российской Федерации. (1992г.)