Оглавление

1. Идейно-политическая борьба вокруг проблемы путей дальнейшего

    развития России во второй половине XIX-начале ХХ вв………………..3

2. Характеристика главных политических течений в России……………...6

2.1. Консерватизм……………………………………………………………..6

2.2. Либерализм……………………………………………………………….8

2.3. Народничество…………………………………………………………..10

Тест…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….15

1. Идейно-политическая борьба вокруг проблемы путей дальнейшего развития России во второй половине XIX-начале ХХ вв.

Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обо­снование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное [8].

Революционно-демократическое направление в русском освобо­дительном движении середины 60 - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном универ­ситетских, городов.

Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», дей­ствовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Николай Ишутин. В кружок вошли его двоюродный брат Дмитрий Каракозов и члены пензенского землячества, учившиеся в Московском университете; в их числе был и будущий знаменитый историк В.О. Ключевский. В Петер­бурге действовало отделение кружка под руководством литератора и фольклориста                               И.А. Худякова. Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пы­тались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, вос­кресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. В 1865 г. ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием «Организация». Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка - к разным срокам каторги и ссылки [6].

В пореформенной России главным направлением в освободитель­ном движении становится народничество. Оно основывалось на систе­ме взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьян­ской поземельной общины. Основы «русского социализма» были сфор­мулированы на рубеже 40-50-х годов                А.И. Герценом – «предтечей» русского народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный инсти­тут русской жизни, она призвана сначала выполнить роль «товари­щеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения [8].

Оппозиционное движение в стране представляли либерально настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские де­ятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола, требовала «усовершенствования» государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конститу­ции), но боялась социальных потрясений, считала, что разрешить на­сущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях — газетах «Голос» и «Земство», журналах «Вестник Европы», «Юридический вестник» и «Русская мысль».

В 80-90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.

Первые марксистские кружки в России подготовили почву для возникновения более широких социал-демократических объедине­ний. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В. И. Лениным при содействии Л. Мартова.

Марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделявшие крайних выводов Маркса - ликвидации экс­плуататорского строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты». К ним принадлежали видные философы - П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев,           С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи»), экономисты Н.Ф. Даниельсон и М.И. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации [4; 6].

Однако не сдавало своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы — время воз­рождения различных неонароднических объединений и групп. В 1902 г. в процессе объединения различных неонароднических кружков левого направления складывается революционно-демокра­тическая партия «социалистов-революционеров» (эсеров). Главным идеологом и лидером партии стал             В.М. Чернов. Вместе с А.Р. Гоцем он создал в 1901 г. заграничную группу социалистов-революци­онеров, которая явилась ядром складывавшейся партии эсеров. Вид­ными деятелями партии эсеров были Н.Д. Авксентьев и                         Г.А. Гершуни. Эсеры ориентировались на социалистическую революцию, главной движущей силой которой считали крестьянство [6].

Таким образом, во второй половине XIX века в России существовало три основных политических течения: консерватизм, либерализм и народничество, о которых более подробно пойдет речь в следующем параграфе.

2. Характеристика главных политических течений в России

2.1. Консерватизм

Консерватизм (фр. сonservatism) – политическое течение, сторонники которого были приверженцами всего устоявшегося, противодействовавшего новому, имели консервативные убеждения [1].

Принципы консерватизма были кратко сформулированы в 1832 г.                 С.С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения), это – «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли - от консер­вативной до леворадикальной, но вкладывали в это понятие различ­ное содержание. Леворадикальное (речь идет о представителях революционной демократии 40-50-х годов) рассматривало «народ­ность» в плане демократизации национальной культуры и просвеще­ния народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах свою основную опору в борьбе за социальные преобразования. К «народным началам» апеллировали славянофилы [2].

Консервативно-охранительное направление в условиях роста национального самосознания тоже апеллировало к «народности», которая трактовалась ими как приверженность народных масс к православию и самодержавию.

Теория «официальной народности» стремилась доказать «искон­ность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепост­ничества). Идеологи официальной народности, и, прежде всего, С.С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «есте­ственным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Для теории «официальной народно­сти» характерны противопоставление патриархальной, «спокойной», без социальных бурь и потрясений, России «мятежному» Западу, на­саждение казенного оптимизма, в духе которого предписывалось создавать литературные и исторические произведения [1; 3].

В научно-литературном журнале профессора русской истории                    М.П. Погодина «Москвитянин» и в трудах этого ученого исторически и теоретически обосновывались принципы «официальной народно­сти»: они выводились из особенностей исторического развития Рос­сии, национального характера русского народа в сравнении со страна­ми и народами Западной Европы. В России, считал он, сложился особый тип власти, основанный «на единении царя и народа, на все­стороннем попечении власти о благе народа». В России были «отечес­кое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка». Доказывая отсутствие в России в течение всей ее истории сословной вражды, он выводил из этого и невозможность в ней революционных потрясений. Он писал об исконности в России самодержавия, начиная с Рюрика. По его мне­нию, Россия, приняв христианство от Византии, установила благодаря этому «истинное просвещение». С Петра Великого Россия должна была многое заимствовать от Запада, хотя, к сожалению, заимствова­ла не только полезное, но и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности». С утверждением этих начал «русская жизнь наконец устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений» [6].

Теоретики консерватизма доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости». Крепостное право хотя и нуж­дается в улучшении, но сохраняет много патриархального (то есть, с их точки зрения, положительного), «хороший» помещик лучше охраня­ет интересы крестьян, чем они могли бы сделать это сами, а положе­ние русского крестьянина лучше положения западноевропейского рабочего.

2.2. Либерализм

Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм – это система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).

В России либерализм  возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец XVIII - первая половина XIX в.), сложился в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации                  1859-1861 гг. и Крестьянской реформы 1861 г., организовался в политические партии накануне и в ходе Революции 1905-1907 гг. [9].

В либерально-оппозиционном движении 60-70-х годов суще­ственное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования оп­ровергают сложившееся ранее представление о том, что после рефор­мы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В дей­ствительности именно в пореформенное время активизировалась либе­рально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных процессами социально-экономического развития России. На арену общественно-политической жизни России  в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как                            В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, которые активно участвовали  в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов. В пореформенный период широко развернулась деятельность публициста и журналиста-издателя И.С. Аксакова, редактора газет «День», «Москва», «Москвич», «Русь», которые неоднократно подверга­лись цензурным преследованиям. Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих проблем политического и социального устройства пореформенной России, они предлагали свою программу реформ мест­ного и центрального управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков  и коммерческих предприятий [6].

Играя значительную роль в общественном движении середины XIX - начала XX вв., русский либерализм никогда не был решающей силой в политической борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно легальными средствами, постоянно колеблясь между правительством и революционным движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского либерализма, он был умереннее в политических требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам с ним. Оппозиционность русского либерализма, возрастая в периоды революционного подъема в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный нейтралитет либерализма к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность русского либерализма постепенно после 1861 г. убывала, а с 1905 г. он стал контрреволюционной силой [6; 7].

Социальная база русского либерализма была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Своеобразие русского либерализма и его место в общественном движении определялись социально-экономическими и политическими условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Западной Европы ликвидацией крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением самодержавно-сословного строя и пережитков крепостничества; политической дряблостью русской буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных революционных идеологий (революционно-демократической, а затем социал-демократической) и наличием развитого революционного движения (разночинского и пролетарского).

Идеи либерализма, распространившиеся в среде русского дворянства со второй половины XVIII в. под влиянием французского Просвещения, первоначально носили неопределенный характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями (С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков,                А.П. Куницын и др.), в конституционных и экономических проектах конца XVIII- начала XIX вв. (Н.И. Панин и Д.И. Фонвизин, М.М. Сперанский,             Н.С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М.Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности [2].

Борьба против либерализма была одной из основных задач большевистской партии. Различная оценка роли русского либерализма послужила одной из причин раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. В.И. Ленин дал научный анализ либерализма, эволюции его идеологии, программы и тактики и пришел к выводу о невозможности гегемонии либеральной буржуазии в буржуазной демократической революции в России. Борьбу с либералами большевики рассматривали как необходимое условие революционного и демократического воспитания масс.

2.3. Народничество

Народничество представляет собой идеологию и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895) и отражавшие интересы крестьянской демократии [7]. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны [5].

С момента зарождения в народничестве наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. XIX в. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением [6; 7].

Рассматривая идеологию народничества, можно отметить, что кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны.

Центральным звеном системы взглядов народников явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления [9].

Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 - начале 50-х гг. родоначальниками народничества А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н.П. Огарев.

В конце 60-70-х гг. XIX в. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития.

Данная концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей народничества. Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации           1859-1861 гг. неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского,

В 80-х гг. XIX в. в народничестве получил развитие «экономический романтизм» (В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» - некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России [2; 4; 8].

Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

Наиболее крупными идеологами революционного народничества в            70-е гг. XIX в. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачев обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечет массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц [8].

В целом можно сказать, что народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении народничества участвовали представители многих национальностей России, идеология народничества своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. Оно оказало влияние на развитие литературы (Н.А. Некрасов, Г.И. Успенский, Н.Н. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А.Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.

ТЕСТ 10

Расположите в хронологической последовательности общественные организации, созданные во второй половине XIX века и укажите годы их деятельности:

Ответы:

1863-1866 гг – кружок Н.А. Ишутина;

1875 г – Южно-российский союз рабочих;

1876-1879 гг. – Земля и воля;

1878-1880 гг. - Северный союз русских рабочих;

1879-1881 гг. – Черный передел;

1883 г. - группа «Освобождение труда»;

1895 г. – Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

Список использованной литературы

1. Гринин В. История России с древнейших времен. - Волгоград, 1995.-108с.

2. Зуев М.Н. История России. - М.: ПРИОР, 2000.-688с.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХв. - М., 1991.-342с.

4. История России. IX-XX вв.: Курс лекций / Под ред. Б.В. Леванова. – М.,1996.-456с.

5. История России (IX-XX) / Под ред. Я.А. Перехова. - Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.

6. История России XIX-ХХ в.: Учебник / Под ред. В.А. Федорова. – М.: ООО «ВИТРЭМ»,2002.-536с.

7. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм, радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года // Отечественная история. – 1994. - №2.- С. 3-18.

8. Ляшенко Л.М. Революционные народники. – М.:Просвещение,1989.-398с.

9. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М.,1998.-402с.