Оглавление
Введение 3
1. Предпосылки возникновения самодержавия 4
2. Российское управление в период абсолютизма XVII-XVIII вв. 13
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Каждый человек должен знать, или по крайней мере иметь представление, об истории той страны, в которой он живет. История нашего государства никогда не была легкой как для судеб людей, так и для ее понимания.
Сегодня с развитием демократического общества, с провозглашением гласности мы можем узнать историю России «без прикрас» и оценив ее позитивные и негативные моменты сделать существенные выводы, которые возможно окажутся полезными для принятия решений по управлению нашим государством сейчас.
Большая роль в становлении и развитии Российского государства всегда принадлежала и принадлежит тому, кто стоит у его правления. Каждый этап в истории страны (не исключением является и период рассматриваемый в данной работе) связывается с именем какого-либо человека. Правители Российского государства были разными людьми: умными и глупыми, деятельными и пассивными, автократами и реформаторами, носителями как тоталитарных, так и демократических идей. Все они служили отечеству, имели собственные, очень разные представления о его величии, свои взгляды на общественное отношение, на место России в мировом сообществе. И все они оставили свой след в истории, злую или добрую по себе память в народе.
1. Предпосылки возникновения самодержавия
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени и территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и охвата русские земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, земли по реке Яику. Также было осуществлено продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. Рос и численный состав населения. К концу XVII в. в Роccии насчитывалось более 10,5 млн человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения и существовали «черные» волостные крестьянские «миры», происходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. На берегах Дона еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей — казаков. Российское казачество имеет богатую и интересную историю, которая отражена во многих дореволюционных и в современных публикациях, книгах, статьях и других изданиях.
Зарождение казачества связано с периодом образования русского централизованного государства. Как отмечалось выше, заселение казаков появились на Дону еще в XVI в. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Казаки сами решали свои внутренние, в том числе судебные, и внешние дела, включая проблемы войны и мира. Все вопросы обсуждались на общем сходе — круге, здесь же выбирались и казачьи атаманы. В то же время внутри самого казачества происходило расслоение на «домовитых» (богатых) и «голытьбу» (бедных). Этот процесс интенсивно стал развиваться позднее. Российское правительство старалось вовлечь казачество в сферу своего влияния, оказывая им помощь хлебом, деньгами, оружием, одновременно возлагая на них в определенной мере и оборону южных границ государства. Сходным по происхождению и организации, хотя и со значительными отличиями, было и запорожское казачество на Украине, которое привлекалось в те годы польским правительством для охраны южных границ Речи Посполитой [1, 10].
Из среды российских казаков вышла масса «землепроходцев», прошедших через всю Сибирь и уже в 40-х гг. XVII в. достигших берегов Тихого океана. Преодолевая большие трудности, казаки и зарождающиеся промышленники с конца XVI в. двигались за Урал. Уже во второй четверти XVII в. они прошли моря Северного Ледовитого океана и подошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649—1651 г. Ерофей Хабаров из Якутска достиг Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и другие), ставшие впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Поморья. К концу XVII в. в Сибири жило около 11 тыс. русских крестьянских семей. К этому времени сюда уже не ввозили хлеб — он выращивался на месте. Именно в эти годы начинается бурный процесс освоения и развития Сибири. Русские поселенцы оказали большое влияние на хозяйство и культуру местного населения, создали пашенное земледелие, положили в XVII в. начало превращению этого края в один из зернопроизводящих районов России [1, 2].
XVII век в истории России знаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. Например, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.
Землевладение дворян увеличивалось в результате массовой сдачи им земли правительством России в начале XIII в., и особенно при правлении первых Романовых. Дворянские земли жили главным образом за счет крестьянских общин. Россия в VII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного строя. Господствующим классом были феодалы- землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, то есть, по существу, оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Российского государства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах их зависимость от феодалов и от государства. По этому же Соборному Уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство возложило на них в то же время ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Создавая государственную систему крепостного права, правительство стремилось мобилизовать народные силы на укрепление России, подъем ее экономики, усиление армии, на решение других внутренних и внешних задач [6, 9].
В этих условиях развитие торговли приобрело особое значение. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва, ставшая с ее громадным торгом и более чем 120 специализированными рядами главным торговым центром страны. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось отсутствием выхода к морям, засильем иностранного капитала. Английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки страны. Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточились вначале в руках английских, а затем и голландских торговцев [2].
В создавшихся условиях русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. российским правительством был принят новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост товарного производства в XVII в. привел к резкому росту городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения, например, только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.
Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном Уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России [8].
В последней четверти XVII в. в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Соборным Уложением 1949г. была узаконена неограниченная власть самодержавия, а также укреплена победа его над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические тенденции по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, в первой четверти XVIII в. переросли в качественную форму. Постепенно средневековая Московская Русь начала превращаться в Российскую империю.
Со второй половины XVI в. политический строй эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства [5, 10].
Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, победном исходе для царской власти в ее соперничестве с властью церковной [7].
Свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.
Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц и земские выборные органы.
Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала Церковь, которая претендовала на большую власть. Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный», собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был отправлен простым монахом в монастырь.
Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс — волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, а оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершал набеги на владения иранского шаха. В августе 1669 г. он с казаками высадился в Астрахани, несколько позже, 4 сентября 1669 г., отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и другие.
С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. 4 июня 1671 г. Степан Разин был доставлен в Москву и казнен на Красной площади [2, 9].
2. Российское управление в период абсолютизма XVII-XVIII вв.
Несмотря на обострение социально-политических и экономических отношений в стране, рубеж XVII—XVIII вв. явился важным периодом в истории феодальной Руси. Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни: экономику, внутреннюю и внешнюю политику, науку, быт, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.л. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к целенаправленной к их реализации.
Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из государственных деятелей России того периода посвящалось такое большое количество литературы (книги, статьи, художественные произведения), как Петру I.
Не будем останавливаться на описании жизнедеятельности Петра I. Целесообразно более подробно остановиться на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в судьбе России. Известный ученый, большой знаток истории России периода Петра I, профессор Е.В. Анисимов в своей статье «Петр I: рождение империи», обстоятельно анализирует петровские реформы. В данном случае мы воспроизведем некоторые страницы из этой статьи, касающиеся реформ Петра I. Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.
Государственные преобразования начались в конце XVII — начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота — все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. В его деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне — с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за возрастающей скоростью маховика самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных преобразований — губерний, объединявших несколько уездов. Основной целью этого было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров [3, 6].
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью селения бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ — уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд». Подобная схема была заложена в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.
В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы. Управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой «консилии министров» — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.
Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат, создание канцелярии с большим штатом служащих, контор, специализированных филиалов) — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти [1].
Петр I придавал огромное значение писанному законодательству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохое состояние подданных ассоциировалось у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого — единственная панацея от трудностей жизни.
В период правления Петра I закон реализовывался через систему бюрократических учреждений. Ни одна структура — от торговли до церкви, от солдатской казармы до частного дома — не могла существовать без управления, контроля или наблюдения со стороны специально созданных органов.
Идея Петра как реформатора России была направлена, во первых, на создание такого совершенного законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, а во-вторых, на образование совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство [4]. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает переходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.
Заключение
Необходимо отметить, что абсолютизм в России носил при всех своих недостатках важное значение для перехода страны в цивилизованное общество. С помощью него был создан мощный государственный механизм – чиновничий аппарат, который до сих пор имеет стержневое значение в функционировании государства. Появление абсолютизма, абсолютно закономерный процесс в истории нашей страны, только так можно было более-менее эффективно управлять такой огромной территорией.
Личность Петра I потому считается великой, что именно ему хватило образования, политической воли и смелости провести такие реформы от которых весь российский уклад переворачивался с ног на голову. Причем довести свои реформы до конца так, чтобы обратной дороги уже не было. И это ему удалось.
Список литературы
1.Зуев М.Н. История России.-М.: ПРИОР, 2000.-688с.
2. Мир русской истории: Энциклопедический справочник.-М.,1997.-С.50.
3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России.-М, «Проспект», 1999.-592.
4. Cахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVIII вв.-М., 1992.-С.114-134.
5. Скрынников Р.Г. История Российская IX – XVII вв.-М.,1997.-580с.
6. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVIII вв.-М.,1988.-312с.
7. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е.М.Жукова.-В 32 т.-Т.1.-М., Издательство «Советская энциклопедия», 1968.-С.111-112.
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен:В 15 кн.-кн.5.- Т.9/10.-М.,1963.-С.33-57.
9. Тихомиров М.Н. российское государство XV –XVII вв.-М.,1973с.-420с.
10. Хрестоматия по истории России. В 4-х томах.-Т.1. С древнейших времен до XVIII в.-М.: МИРОС, 1994.-542с.