Оглавление

Введение                                                                                               3

1. Предпосылки возникновения самодержавия                                  4

2. Российское управление в период абсолютизма XVII-XVIII вв.       13

Заключение                                                                                          18

Список литературы                                                                             19

Введение

Каждый человек должен знать, или по крайней мере иметь представление, об истории той страны, в которой он живет. История нашего государства никогда не была легкой как для судеб людей, так и для ее понимания.

Сегодня  с развитием демократического общества, с провозглашением гласности мы можем узнать историю России «без прикрас» и оценив ее позитивные и негативные моменты сделать существенные выводы, которые возможно окажутся полезными для принятия решений по управлению нашим государством сейчас.

Большая роль в становлении и развитии Российского государства всегда принадлежала и принадлежит тому, кто стоит у его правления.  Каждый этап в истории страны (не исключением является и период рассматриваемый в данной работе) связывается с именем какого-либо человека. Правители Российского государства были разными людьми: умными и глупыми, деятельными и пассивными, автократами и реформаторами, носителями как тоталитарных, так и демократических идей.  Все они служили отечеству, имели собственные, очень разные представления о его величии, свои взгляды на общественное отношение, на место России в мировом сообществе. И все они оставили свой след в истории, злую или добрую по себе память в народе.

1. Предпосылки возникновения самодержавия

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени и территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и охвата русские земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, земли по реке Яику. Также было осуществлено продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. Рос и численный состав населения. К концу XVII в. в Роccии насчитывалось более 10,5 млн человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения и существовали «черные» волостные крестьянские «миры», происходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. На берегах Дона еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей — казаков. Российское казачество имеет богатую и интересную историю, которая отражена во многих дореволюционных и в современных публикациях, книгах, статьях и других изданиях.

Зарождение казачества связано с периодом образования русского централизованного государства. Как отмечалось выше, заселение казаков появились на Дону еще в XVI в. Необходи­мость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Казаки сами реша­ли свои внутренние, в том числе судебные, и внешние дела, включая проблемы войны и мира. Все вопросы обсуждались на общем        сходе — круге, здесь же выбирались и казачьи атаманы. В то же время внутри самого казачества происходило расслое­ние на «домовитых» (богатых) и «голытьбу» (бедных). Этот про­цесс интенсивно стал развиваться позднее. Российское правитель­ство старалось вовлечь казачество в сферу своего влияния, оказы­вая им помощь хлебом, деньгами, оружием, одновременно возлагая на них в определенной мере и оборону южных границ государства. Сходным по происхождению и организации, хотя и со значительными отличиями, было и запорожское казачество на Украине, которое привлекалось в те годы польским прави­тельством для охраны южных границ Речи Посполитой [1, 10].

Из среды российских казаков вышла масса «землепроходцев», прошедших через всю Сибирь и уже в 40-х гг. XVII в. достигших берегов Тихого океана. Преодолевая большие трудности, казаки и зарождающиеся промышленники с конца XVI в. двигались за Урал. Уже во второй четверти XVII в. они прошли моря Север­ного Ледовитого океана и подошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649—1651 г. Ерофей Хабаров из Якутска достиг Амура. Земле­проходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение кресть­янами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и другие), ставшие впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Поморья. К концу XVII в. в Сибири жило около 11 тыс. русских крестьянских семей. К этому времени сюда уже не ввозили  хлеб — он выращивался на месте. Именно в эти годы начинается бурный процесс освоения и развития Сибири. Русские поселенцы оказали большое влияние на хозяйство и культуру местного населения, создали пашенное земледелие, положили в XVII в. начало превращению этого края в один из зернопроизводящих районов России [1, 2].

XVII век в истории России знаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значитель­ным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огром­ные вотчинные богатства. Например, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.

Землевладение дворян увеличивалось в результате массовой сдачи им земли правительством России в начале XIII в., и особенно при правлении первых Романовых. Дворянские земли жили главным образом за счет крестьянских общин. Россия в VII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного строя. Господствующим классом были феодалы- землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, то есть, по существу, оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Российского государства, закрепило частно­владельческих крестьян за помещиками, боярами, монастыря­ми, усилило на местах их зависимость от феодалов и от госу­дарства. По этому же Соборному Уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевла­дельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство возложило на них в то же время ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Создавая государственную систему крепостного права, правительство стремилось мобилизовать народные силы на укрепление России, подъем ее экономики, усиление армии, на решение других внутренних и внешних задач [6, 9].

В этих условиях развитие торговли приобрело особое значе­ние. В России образовалось несколько крупных торговых цен­тров, среди которых выделялась Москва, ставшая с ее громад­ным торгом и более чем 120 специализированными рядами главным торговым центром страны. Руководителями и хозяева­ми этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось отсутствием выхода к морям, засильем иностранного капитала. Английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки страны. Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточились вначале в руках английских, а затем и гол­ландских торговцев [2].

В создавшихся условиях русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. российским правительством был принят новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торгов­лю в пределах Российского государства. Рост товарного про­изводства в XVII в. привел к резкому росту городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла числен­ность городского населения, например, только в Москве про­живало в эти годы более 200 тыс. человек.

Усиление самодержавия во многом было узаконено в Со­борном Уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре цен­трального и местного государственного аппарата России [8].

В последней четверти XVII в. в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Соборным Уложением 1949г. была узаконена неограниченная власть самодержавия, а также укреплена победа его над церко­вью, которая до этого претендовала на самостоятельную поли­тическую роль. Крепостнические тенденции по-прежнему гос­подствуют во всех сферах общественно-политической и эконо­мической жизни общества. Вместе с тем изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, в первой четверти XVIII в. переросли в качественную форму. Постепенно средне­вековая Московская Русь начала превращаться в Российскую империю.

Со второй половины XVI в. политический строй эволюцио­нировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли инсти­тутов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержа­вию приходилось лавировать между группировками господ­ствующего класса. В годы обострения социальных противоре­чий между антагонистическими классами феодального общест­ва все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и центра­лизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства [5, 10].

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монар­хии, как Земские соборы, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, победном исходе для царской власти в ее соперничестве с властью церковной [7].

Свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Изменения организации местного управления также отра­жали тенденцию к централизации и падению выборного нача­ла. Власть в уездах (их в стране в середине столетия насчиты­валось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц и земские выборные органы.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала Церковь, которая претендовала на большую власть.  Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с форми­ровавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось во­семь лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный», собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был отправлен простым монахом в монастырь.

Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране го­родские восстания середины XVII в. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс — волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся рус­ско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые за­труднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отпра­вился на Волгу, а оттуда двинулся к западным берегам Каспий­ского моря, где совершал набеги на владения иранского шаха. В августе 1669 г. он с казаками высадился в Астрахани, не­сколько позже, 4 сентября 1669 г., отправился на Дон, где за­нялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. пре­вратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и другие.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело пора­жение. 4 июня 1671 г. Степан Разин был доставлен в Москву и казнен на Красной                  площади [2, 9].

  2. Российское управление в период абсолютизма XVII-XVIII вв.

Несмотря на обострение социально-политических и эконо­мических отношений в стране, рубеж XVII—XVIII вв. явился важным периодом в истории феодальной Руси. Преобразова­ния, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни: экономику, внутреннюю и внешнюю полити­ку, науку, быт, государственный строй. Они сказались на по­ложении трудовых масс, церковных делах и т.л. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к целенаправлен­ной к их реализации.

Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из госу­дарственных деятелей России того периода посвящалось такое большое количество литературы (книги, статьи, художествен­ные произведения), как Петру I.

Не будем останавливаться на описании жизнедеятель­ности Петра I. Целесообразно более подробно остановиться на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в судьбе России. Известный ученый, большой знаток истории России периода Петра I, профессор Е.В. Анисимов в своей статье «Петр I: рождение империи», обстоятельно анализирует петровские реформы. В данном случае мы воспроизведем неко­торые страницы из этой статьи, касающиеся реформ Петра I. Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Государственные преобразования начались в конце XVII — начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота — все это привело к резкому уси­лению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. В его деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода состояла в том, чтобы обес­печить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне — с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за возрастающей скоростью маховика самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провиан­та, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных преобразований — губерний, объеди­нявших несколько уездов. Основной целью этого было обеспе­чить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губер­ниям. Связь осуществлялась через специально созданный ин­ститут кригскомиссаров [3, 6].

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью селения бюрократического элемента в управлении Петр наме­ревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представите­лей центральной власти, но и к созданию на местах разветв­ленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ — уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд». Подобная схема была заложена в идее ор­ганизации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Бо­ярской Думы. Управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой «консилии министров» — времен­ному совету начальников важнейших правительственных ве­домств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархич­ность управления, во главе которого был поставлен Сенат, соз­дание канцелярии с большим штатом служащих, контор, специализированных филиалов) — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без кото­рых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни само­державия как политического режима личной власти [1].

Петр I придавал огромное значение писанному законода­тельству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петров­ской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательст­вом в сферу частной и личной жизни. Плохое состояние под­данных ассоциировалось у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого — единственная панацея от труд­ностей жизни.

В период правления Петра I закон реализовывался через систему бюрократических учреждений. Ни одна структура — от торговли до церкви, от солдатской казармы до частного дома — не могла существовать без управления, контроля или наблюде­ния со стороны специально созданных органов.

Идея Петра как реформатора России была направлена, во первых, на создание такого совершенного законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирова­на вся жизнь подданных, а во-вторых, на образование совер­шенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство [4]. Оформ­ление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществ­ление относятся к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает пере­ходить от принципов голого насилия к регулированию общест­венных явлений с помощью бюрократической машины. Образ­цом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.

Заключение

Необходимо отметить, что абсолютизм в России носил при всех своих недостатках важное значение для перехода страны в цивилизованное общество. С помощью него был создан мощный государственный механизм – чиновничий аппарат, который до сих пор имеет стержневое значение в функционировании государства. Появление абсолютизма, абсолютно закономерный процесс в истории нашей страны, только так можно           было более-менее эффективно управлять такой огромной                               территорией.

 Личность Петра I потому считается великой, что именно ему хватило образования, политической воли и смелости провести такие реформы от которых весь российский уклад  переворачивался с ног на голову.  Причем довести свои реформы до конца так, чтобы обратной дороги уже не было. И это ему удалось.

Список литературы

1.Зуев М.Н. История России.-М.: ПРИОР, 2000.-688с.

2. Мир русской истории: Энциклопедический справочник.-М.,1997.-С.50.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России.-М, «Проспект», 1999.-592.

4. Cахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVIII вв.-М., 1992.-С.114-134.

5. Скрынников Р.Г. История Российская IX – XVII вв.-М.,1997.-580с.

6. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVIII вв.-М.,1988.-312с.

7. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е.М.Жукова.-В 32 т.-Т.1.-М., Издательство «Советская энциклопедия», 1968.-С.111-112.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен:В 15 кн.-кн.5.- Т.9/10.-М.,1963.-С.33-57.

9. Тихомиров М.Н. российское государство XV –XVII вв.-М.,1973с.-420с.

10. Хрестоматия по истории России. В 4-х томах.-Т.1. С древнейших времен до XVIII в.-М.: МИРОС, 1994.-542с.