Оглавление

Введение                                                                                              3

1.  Реформы местного управления и военного

   устройства XVI-XVII вв.                                                                 4

2. Приказная система                                                                         8

Заключение                                                                                       14

Приложение                                                                                      15

Список литературы                                                                          16

Введение

Изучение истории – важнейший процесс саморазвитии каждого отдельного человека, в частности, и всего государства в целом. Познание истории позволяет: во-первых, расширить свой кругозор; во-вторых, узнать историю жизни своих предков; в-третьих, понять взаимоотношения России с другими странами, сопоставив историю своей страны с историей зарубежных государств; в-четвертых, понять на чем базируются современная история, управление, экономика и другие общественные процессы, происходящие в нашей стране.

«История идет по кругу»,- сказал известный ученый. Наше государство не может существовать в отрыве от нее. Оно должно рассматривать все принимаемые решения не только в соотношении с современной действительностью, но и опираясь на опыт прошлого. А это прежде всего значит – не повторять ошибок прошлых лет, а учиться на них.

     1. Реформы местного управления и военного устройства XVI-XVII вв.

В XVI-XVIIвв. постепенно  упорядочивалась  система административно-территориального деления. Иван III ограничил права удельных князей, а Василий III  сократил число уделов. К концу первой трети XVI в. их осталось  всего два. Вместо бывших самостоятельных княжеств появляются уезды (первые уезды возникли еще при Василии I), управлявшиеся наместниками великого князя (зачастую ими становились прежние князья). Затем уезды стали подразделяться на станы и волости, кото­рые возглавлялись волостелями. Незавершенность форми­рования централизованного государственного управления, пожалуй, ярче всего проявилась в архаичной системе со­держания наместников и волостей, получившей название кормления. Наместники и волостели «кормились» за счет со­ответствующих территорий, получая часть налогов и судеб­ные пошлины. Кормление было вознаграждением не за адми­нистративные и судебные обязанности, а за прежнюю воен­ную службу. Поэтому наместники и волостели не утруждали себя работой, перекладывая ее на своих      холопов — тиунов [6, 10].

Создание единого государства позволило проводить актив­ную внешнюю политику (последняя зачастую как бы перете­кала в политику внутреннюю, поскольку в конечном счете сводилась к присоединению новых земель или к соответствую­щим попыткам).

В 50-е гг. была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы (начатой еще в 30-е гг.) дела о «разбоях» были изъяты из ведения наместников и волостей и переданы губным старостам, которых избирали дворяне уезда. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа, проведенная в основном в черносошных уездах и в городах, привела к появлению выборных (из числа зажиточных крестьян и посадских лю­дей) земских старост, которые стали ведать судом и сбором по­датей. Наконец, в 1556 г. были отменены, кормления. Все эти меры не только повысили эффективность управления, но и оз­начали начало становления сословно-представителъной мо­нархии.

Кроме того, были унифицированы денежная система (рубль стал основной общегосударственной денежной едини­цей), система мер и весов. Была проведена реформа податного обложения (общее налоговое бремя возросло) [3, 8, 10].

На местах власть от выборных земских органов оконча­тельно перешла в руки воевод, содержание которых оплачива­ло не государство, а население соответствующего уезда.

Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России слоя населе­ния — бюрократии. Она быстро росла. За 50 лет (с 1640 по 1690 г.) число приказных людей увеличилось в 3,3 раза (с 837 до 2739 человек). Вместе с провинциальными чиновниками численность администрации составила 4650 человек. Отсутст­вие правовых традиций, неопределенность и незащищенность прав населения, свертывание органов сословного представи­тельства, каковыми (с некоторой натяжкой) можно считать Земские соборы и местные учреждения, наконец, неупорядо­ченность структуры госаппарата — все это порождало бюрок­ратизм, взяточничество и неэффективность традиционалистской системы управления. Тем не менее, она все же в основном справлялась со стоявшими перед ней задачами. Таким образом, в конце 40-х — 50-е гг. XVI в. была прове­дена крупнейшая за всю предшествующую историю страны серия реформ [2].

Усиление централизации, крепостничества, налогового бремени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Российский XVII век был назван современниками «бунташным» [4].

Вслед за Смутой в середине столетия последовал новый всплеск выступлений городских и крестьянских низов. Уже восстание москвичей 1648г. оказалось столь серьезным (го­род на некоторое время оказался в руках восставших), что Алексей Михайлович был вынужден удовлетворить их требо­вания, выдать некоторых ненавистных бояр на растерзание народу. Летом—осенью 1648 г. восстания и волнения охватили 10 городов (Козлов,  Курск и др.). В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове.

В 1662 г. в Москве разразился Медный бунт, вызванный взысканием недоимок за прошлые годы и выпуском для по­крытия военных расходов медных денег, которыми заменяли серебряные. (В начале 1662 г. рубль серебра равнялся четы­рем, а к осени — девяти медным рублям; цены возросли во много раз.) Бунт удалось подавить, но от дальнейшего выпу­ска медных денег пришлось отказаться.

Городские восстания середины века оказались прелюдией к «крестьянской войне» под предводительством С.Т.Разина 1670—1671 гг. Зачинателем ее стало донское казачество, а сам Разин, поднимая народ против «изменников-бояр», вы­ступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому времени уже умершего. «Крестьянская война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла от­клик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань и другие города. Однако под Сим­бирском Разин был разбит, а затем выдан домовитыми каза­ками и казнен [1, 4].

Важное значение имели военные реформы. Была упорядо­чена обязательная для феодалов воинская служба и сбор войск. Теперь с каждых 150 десятин земли каждый феодал под угрозой штрафа обязан был выставить одного конного во­оруженного воина. Вместо отрядов пищальников (появивших­ся в начале XVI в.) было создано стрелецкое войско. Было несколько ограничено местничество, т. е. порядок назначения на военные и гражданские должности по происхождению и сложившемуся в данном роду прецеденту.

2. Приказная система

Приказы – органы центрального управления в России XVI – начала XVIII вв. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вхо­дит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызнано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных «путей» (формы управления периода феодальной раздробленности), приказы были постоянно действующими уч­реждениями. Каждый Приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Но приказная система представляла собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Она не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих Приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функ­ций, а также соединение функционального управления с территориальным [5].

Зарождение приказной системы происходит в конце XV — начале XVI вв. Большинство исследователей (А.А.Зимин, А.К.Леонтьев и др.) появление приказов связывает с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного уп­равления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения — Казна и Большой дворец. А.В.Чернов считает, что приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным долж­ностным лицам из среды господствующего класса. Основой создания приказов послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреж­дения. Они получили название дьячьих изб, а позднее — Приказы.  В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования  в середине XVI в. В это время сложи­лась основная сеть постоянных приказов, число которых к концу XVI в. достигло 22. Военные реформы привели к оформлению Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного приказа, которому было по­ручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого приказа, ведав­шего другой частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созда­нию Ямского приказа.  Введение губных учреждений на мес­тах вызвало организацию Разбойного приказа Расширение международных связей способствовало обособлению Посоль­ского приказа и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственными финансами Приказы Боль­шого прихода территорий судебно-административно-финансовых четвертей,  а также специальных судебных Приказов с областной компетенцией. Расширение границ на Юго-Восток положило начало существованию Приказов Казанского дворца [5, 7].

В первой половине XVII в., после освобождения страны от польских и шведских интервентов, перед царским правительством вста­ли задачи по организации обороны страны и восстанов­лению ее хозяйства, что определило на первых порах направ­ления дальнейшего развития приказной системы. Правительство восстановило временно ликвидированные Приказы (Камен­ный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и соз­дало большое количество новых. Только в 1613—19 было организовано 11 Приказов. При этом наблюдалась тенден­ция к дроблению однородных функций между различ­ными учреждениями. В области военного управления были созданы Приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с Приказом Большого прихода начали действовать Приказы Новой чет­верти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В первой половине XVII в. созда­вались также временные Приказы, которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существо­вание. В военное время возникали Приказы Сбора ратных и да­точных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные Приказы. В результате к середине XVII в. число постоянно действующих Приказов возросло почти вдвое по сравнению с концом 16 в., а вместе с временными их насчитывалось около 80. В эти годы имели место и попыт­ки централизации управления путем объединения руко­водства нескольких приказов в одних руках.

Во второй половине XVII в. особенно на рубеже XVII—XVIII вв., громоздкая и сложная сеть Приказов была не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставило перед ними складывающееся абсолютистское государство. Возникнове­ние новых областей управления и расширение государственных гра­ниц вело к учреждению новых Приказов, что еще более затруд­няло слаженность работы государственного аппарата. Уже в 50-60-x гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учрежде­ний. Были созданы Приказы Тайныx дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных Приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существо­вание их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управ­ления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским Приказом, создало на базе Приказа Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились Приказы Большого прихода и Новой четвер­ти, передав ему значительную часть финансовых  функций   четвертей. Укрупнения Приказов производились и в 1699—1701. Но отдельные улучше­ния не смогли внести существен­ных изменений в общий строй приказного управления. Созда­ние учреждений нового типа (их первоначально также называли Приказами) и ликвидация приказной систе­мы происходили в начале XVIII в. В 1698 был организован Военно-Морской Приказ, в 1700—Адмирал­тейский, в 1701 — Артиллерий­ский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718—1720 коллегий привели к ликви­дации приказной системы в це­лом. На протяжении первой четверти XVIII в. прекратило свое существо­вание подавляющее большин­ство Приказов. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский Приказ) [7, 9].

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство Приказами было коллегиальным. Сто­явшие во главе Приказов лица получили название судей (от судебных функций большинства Приказов). Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные Приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших Приказов (Разряд­ного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили и состав судейских коллегий, ру­ководили делопроизводством Приказов. Непосредственное делопро­изводство велось подьячими. В штат Приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава Приказов («приказных людей») колебалось от 3 до 400 человек.  Первоначально Приказы не имели внутреннего структур­ного деления. Оно появилось примерно с начала XVII в., когда с усложнением деятельности Приказов начали создавать­ся столы или повытья образовывавшиеся по функцио­нальным или территориальным принципам [5].

Пестрота, разнохарактерность Приказов, нечеткость в рас­пределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в исторической литературе сложилось несколько классификационных схем для разделения Приказов по характеру их деятельности. Наиболее распространенным является деление Приказов, представленное в Приложении 1.

 Термин «Приказы» применялся не только к центральным учреждениям. Приказами называли также некоторые местные дворцовые учреж­дения, как, например, возникшие в 20-х гг. XVII в. Новгородский и Псковский дворцовые Приказы, находившиеся в веде­нии Приказа Большой казны. Название Приказы употреблялось и для обозначения стрелецких полков.

Заключение

Одной из важнейших сторон процесса создания Русского централизованного государства было складывание приказной системы управления, зарождение которой датируется концом XV – началом XVI вв. Приказы в основном  совмещали судебные, административные и финансовые функции. К сожалению, как показывает история, приказная система не имела внутреннего единства, а потому была не  в состоянии справиться с задачами, которые накладывало на нее государство. По этой причине в последствии она была упразднена.

Реформы местного управления и военного устройства XVI-XVII вв. проходили сквозь призму приказной системы, накладывая тем самым на себя ее отпечаток несостоятельности, однако реформы были первой попыткой структурирования системы государственного управления.

С помощью проведенных реформ  упорядочилась система административно-территориального деления. Создание единого государства позволило проводить актив­ную внешнюю политику. В 1556 г. были отменены кормления. Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России слоя населе­ния — бюрократии. Все эти меры не только повысили эффективность управления, но и оз­начали начало становления сословно-представителъной мо­нархии.

Приложение 1

                                          Приказная система в России XVII в.

 

Список литературы

1. Гринин В. История России с древнейших времен.-Волгоград, 1995.-108с.

2. Зуев М.Н. История России.-М.: ПРИОР, 2000.-688с.

3. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А.Н.Марковой.-М.: ЮНИТИ.-279с.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХв.-М., 1991.-С.34-112.

5. История России (IX-XX) / Под ред. Я.А.Перехова.-Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.

6. История средних веков / Под ред. З.В.Удальцовой.-Т.1-2.-М., 1990.

7. История средних веков / Под ред. Н.Ф.Колесницкого.-М., 1980.-568с.

8. Корнеева Н.Г. Земство на переломе.-М., 1995.-232с.

9. Отечественная история / Под ред. Ш.М.Мунчаева.-М.: ЮНИТИ, 1999.-412с.

10. Хрестоматия по истории России. В 4-х томах.-Т.1. С древнейших времен до XVIII в.-М.: МИРОС, 1994.-542с.