Оглавление
1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II ……………………………….3
2. Восстание Емельяна Пугачева ……………………………………………5
3. Внутренние и внешняя политика Екатерины II …………………………6
Список литературы ………………………………………………………….15
1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития) [8]. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II [1].
Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
Задачи «просвещенного монарха» по мнению Екатерины II заключались в следующем:
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям [1; 6].
Это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу создав новое Уложение – Наказ, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи «просвещённого абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков [6].
2. Восстание Емельяна Пугачева
Ухудшение гражданского и экономического положения крестьянства, в том числе и крепостных рабочих, жизнь которых была еще тяжелее обычных крестьян, вызывало многочисленные волнения и бунты. Однако сами по себе крестьяне не могли организовать крупное восстание, так как были разрознены, не имели военного и организационного опыта, вооружения и прочего. Зато этот горючий материал мог вспыхнуть вокруг боевого ядра. Таким ядром на Руси постоянно становились казаки [4]. На этот раз волнения начались на реке Яик, где казакам стали чинить препятствия в охоте и ловле рыбы, в распоряжении угодьями. В это же время в 1773 г. там объявился казак Емельян Пугачев, побывавший во многих местах, бывший и солдатом, который стал выдавать себя за царя Петра Федоровича, Петра III, якобы спасшегося. Вообще самозванство было характерным явлением для России XVII—XVIII вв., поскольку политическая обстановка благоприятствовала вере в различные спасения и заговоры. Народ же не представлял себе иного правления, кроме монархического. Отсюда общественное движение легко принимало форму восстановления законного государя.
Вокруг Емельяна сложилось ядро казаков, многие из которых были разбойниками и каторжниками. Вспыхнуло восстание. Мятежники захватили несколько крепостиц около Оренбурга, но город взять не смогли, а в марте 1774 г. потерпели под Оренбургом полное поражение. Казалось бы все, но Пугачев, как былинный богатырь, как только его клонили к земле, вновь набирал силы. Ненависть народа к господам была так велика, что он везде находил достаточно сторонников. В апреле 1774 года умер преследователь Пугачева генерал А. И. Бибиков. На Урале к восстанию пристали рабочие многих заводов, поволжские народы. Пугачев сумел взять Казань и сжечь ее. Однако его разбил здесь полковник Михельсон, но Пугачев переправился на правую сторону Волги, взял Пензу, Саратов. «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием», — писал Пушкин.
Восстание казаков все больше превращалось в крестьянскую войну. Крестьянской войной можно считать мощное и длительное восстание, в котором крестьяне составляют ведущую силу и выступают с собственными требованиями (в данном случае отмена крепостного права, наделение землей и другое). Везде восставшие уничтожали помещиков и дворян, сжигали усадьбы, совершали разбои и насилия. Это было обратной стороной крепостного угнетения.
В конце концов недалеко от Царицына Пугачеву нанесли окончательное поражение, а затем сообщники выдали его в Заволжских степях, куда он бежал. Пугачева публично казнили в Москве. Восстание, однако, довольно напугало царицу, поэтому в мятежных губерниях были отсрочены недоимки и подати за 1774 г. собирались в меньшем размере. Крестьянская война не облегчила народных тягот, однако, показала, что антагонизм между дворянством и крестьянством очень силен [2].
3. Внутренние и внешняя политика Екатерины II
Необходимостью упорядочить систему управления была мотивирована в Манифесте 6 июля 1762 г. одна из причин свержения Петра III. Екатерининские административные реформы коснулись всей системы государственного управления, начались с верхних ее этажей, роль которых после Петра I то ослабевала, то возвышалась из-за неоднократного изменения их статуса и функций.
Реформы исходили из следующих целей:
а) сохранить самодержавие, крепостничество, вотчинно-поместную собственность, сословность и другие фундаментальные основы абсолютистско-монархического государственного управления;
б) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов дворянской империи;
в) уберечь институты российского традиционализма от влияния европейских революционных идей и политического опыта;
г) усилить свою личную власть, полученную нелегитимно, незаконно, в результате убийства императора; подчинить себе всю систему государственного управления [3].
Екатерина старалась казаться просвещенным монархом, матушкой-императрицей для русских подданных, установила связь с французскими энциклопедистами, поощряла активность дворянского общественного мнения, интерес к политическим идеям, предоставляла возможность желающим высказываться в комиссиях, печатных изданиях, сама публиковалась в журнале «Всякая всячина», одно время окружала себя образованными государственными деятелями, велела 2 марта 1768 г. подписываться в челобитных «верноподданный» вместо традиционного «раб» [6].
Екатерина, совершившая переворот 28 июня 1762 г. с помощью дворянских гвардейцев, стремилась опираться в управлении государством на армию. Сразу же после переворота она подчинила себе через лично преданных командиров армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов и кавалерию. Отменила в армии введенные ее мужем прусские порядки. Объявила обычную для переворотов амнистию военных и статских чинов. Щедро осыпала военных участников переворота императорскими наградами. Завершила ликвидацию зловещей Тайной канцелярии.
Заметной стала реорганизация Сената. К 60-м гг. он стал высшим административным и судебным учреждением, ослаблял воздействие на управленческий механизм, сосредоточил высшую вельможную элиту, которая пыталась влиять на управление, повысить роль Сената в управлении. Видя опасность для своих самодержавных амбиций со стороны этой группы, Екатерина II решила «поставить» Сенат под «просвещенную» государеву руку, ограничить его функции в управлении государством [5].
В манифесте 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате, Юстиц, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел» состояние сенатского управления признано не соответствующим потребностям государственного управления. Однако Сенату придан статус высшего лишь исполнительного органа управления и суда.
Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Ее функции в системе политического розыска определены лично Екатериной II, которая непосредственно опекала эту структуру Сената, усилила через нее полицейскую регламентацию государственного управления, всей жизни империи [8].
Временным высшим государственным органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового «Уложения» (1767-1768 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительное учреждение. Депутаты доставляли в Комиссию 1465 «наказов». Комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной, но ее материалы облегчили разработку дальнейших реформ [9].
Укреплению екатерининского абсолютизма в управлении подчинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной Совета при высочайшем дворе «для соображения всех дел, относящихся к ведению войны». Возросла в сфере управления роль новой личной канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления «собственных ее императорского величества дел». Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчинены придворная, гофинтендантская, конюшенная и другие подобные конторы.
21 апреля 1764 г. указом «Наставление губернаторам» усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ направлен на укрепление и усиление роли местного управления, которое представлялось слабым звеном, но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления. Екатерина II исходила из того, что империя как «целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут», считала «самонужнейшим делом» приспособление должности губернатора к интересам императрицы [2; 9].
В свете уроков народной войны, потрясшей императорский режим, Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.
Констатированы недостатки местного управления, которое не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые были подавлены армией.
Исправление положения виделось на путях усиления всех звеньев, в том числе и особенно местного звена, всего самодержавного управления.
Преобразовав таким образом местное управление, Екатерина намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство: а) разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое — с 23 до 51; б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом; в) многократное увеличение числа уездов; г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое [3].
Реорганизован, укреплен институт губернаторства, изменено устройство губернского управления. Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников.
Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой — вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее — попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.
Губернское правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками.
Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях, в крупных округах-регионах, охвативших по несколькo губерний [6].
По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.
Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для полиции, и для жителей городов. По-новому строился городской полицейский аппарат.
При Екатерине II произошло изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления.
В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требований.
По губернской реформе 1775 г. созданы дворянские собрания, как уездные, наделенные правом юридического лица, так и губернские с выборными предводителями уезда и губернии, которые заметно усилили дворянскую организацию и ее роль в губернском, уездном управлении, придали монархическому управлению яркий дворянский характер [2; 7].
Апогеем возвышения роли дворянства в российском управлении стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., где подтверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.
Екатерининские реформы ориентированы целеустремленно на обеспечение дворянству решающей роли в государственном управлении при абсолютной власти монарха. Они укрепили сословную ограниченность управления государством. В то же время ограничивался доступ в высшее сословие лиц из других сословий.
При абсолютизации власти и управления в XVIII в. российское дворянство пережило тогда «золотое время» своей истории. Но абсолютная монархия подготовила деградацию и в последующем гибель служилого сословия, ибо устранена была зависимость между корпоративными интересами дворянства и его государственными функциями. Понижалась способность дворянского сословия руководить обществом, и оно быстро превращалось в «историческую ненужность».
Екатерина II продолжила линию Петра I на ограничение прав духовенства, усилила государственное управление церковью. Духовенство оказалось в полном подчинении у органов самодержавной власти и управления.
Во второй половине XVIII в. изменилось в соответствии с социально-политическими приоритетами самодержавия в управлении крестьянами.
Во-первых, расширен и ужесточен институт крепостничества.
Во-вторых, введена новая система управления государственными крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских душ, проживавшими на просторных землях Поволжья, Севера, Сибири и др.
В-третьих, Учреждением об императорской фамилии (5 апреля 1797 г.) упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии (семьи) [1].
Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством, ограничения казачьего самоуправления. После народной пугачевской войны усилилось государственное регулирование жизни казаков. Вместо казацких сформированы первоначально гусарские полки, затем они заменены армейскими частями.
Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, являлось, как и купечество, горожане, полупривилегированным сословием, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности.
Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы. С другой стороны внешняя политика была поприщем, на котором Екатерина всего удобнее могла завоевать народное расположение: здесь разрешались вопросы понятные и сочувственные всему народу. Наконец здесь не нужно было придумывать программы, ни искать возбуждений: задачи были готовы, прямо поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее других требовали разрешения. Потому наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону. После Ништадского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней исторической постановке. Потом предстояло довершить политическое объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее западную часть. Это вопрос западнорусский. По самому своему существу оба вопроса имели местное значение, возникли исторически взаимных отношений соседних государств, притом не имели никакой исторической связи между собой. Поэтому для их успешного разрешения их следовало локализовать и разделить, то есть разрешать без постороннего вмешательства, без участия третьих, и разрешать не оба вместе, а тот и другой порознь.
Во внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей Петра I. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трёх разделах Польши и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии. Вступая на престол Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России - охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции [4].
При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель преследовала в частности ее собственная переписка с Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «Просветительской эпохи». Вместе с тем Екатерина деятельно следила за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.
К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение иностранных дипломатов к участию в поездках императрицы по России, - например в 1785 г. Для осмотра водного пути из Балтийского моря на Волгу и в 1787г.- в Крым [7].
Таким образом русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века. Ей были закреплены достижения Петра Великого в Прибалтике, воссоединены земли населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черном море и, наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.
Список литературы
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в. - М., 1997.-344с.
2. Гринин Л.Е. История России. Пособие для поступающих в вузы в 4-х частях. Часть вторая (XIX век). – Волгоград: «Учитель»,1995.-65с.
3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. - М.: Мысль, 1994. – 348с.
4. Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие. – М.: «Юристъ», 1987. - 387с.
5. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А.Н.Марковой. - М.: ЮНИТИ.-279с.
6. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1994. – 304 с.
7. История России (IX-XX) / Под ред. Я.А.Перехова.-Р н/Д: Гардарика, 1999.-623с.
8. Отечественная история / Под ред. Ш.М.Мунчаева.-М.: ЮНИТИ, 1999.-412с.
9. Российской законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. - Т.2. М., 1985.-487с.