3. Анализ конкуренции на рынке парикмахерских услуг г. Кемерова
На рынке г. Кемерова действуют более 35 парикмахерских салонов, которых с каждым годом становится все больше. Однако, качество предоставляемых услуг большинства салонов ниже среднего. Поэтому по отдельности большинство парикмахерских салонов не превышают 2-3% доли рынка, хотя вместе они составляют около 55%. Оставшиеся 45% делят между собой таки салоны как «Дольче Вита», «Салон красоты» и «Молодость». Именно эти три салона обслуживают наибольшее количество потребителей разного уровня доходов.
Для проведения анализа конкуренции на рынке парикмахерских услуг воспользуемся методом ФСА.
В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример.
Среднестатистическая женщина желает сделать себе прическу. Для этого ее внимание остановилось на трех парикмахерских салонах, которые занимают наиболее большие сегменты рынка г. Кемерова: «Дольче Вита», «Салон красоты», «Молодость».
Оценка парикмахерского салона производится по следующим характеристикам (таблица 1):
- рейтинг (средний процент от потенциальной аудитории, который приобретает эту услугу);
- качество услуги;
- модность;
- цена;
- срок службы.
Таблица 1
Оценка парикмахерского салона
Парикмахерский салон |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
||
1 |
2 |
3 |
||
Дольче вита |
Рейтинг, % |
10 |
||
Качество услуги |
Высокое: профессиональные парикмахеры, высокой квалификацией |
|||
Модность |
Отличное: самые новейшие достижения парикмахерского искусства. |
|||
Срок службы, мес. |
1 |
|||
Салон красоты |
Рейтинг, % |
15 |
||
Качество услуги |
Хорошее: современные способы стрижки и укладки, однако персонал не имеет высокой квалификации. |
|||
Модность |
Среднее: новые современные прически, не особой сложности и оригинальности. |
|||
Срок службы, мес. |
1 |
|||
Молодость |
Рейтинг, % |
20 |
||
Качество услуги |
Удовлетворительное: низкая квалификация персонала, устаревшие способы стрижки и укладки |
|||
Модность |
Удовлетворительное: большинство посетителей предпочитают традиционные прически |
|||
Срок службы, мес. |
2 |
|||
Стоимость парикмахерской услуги «Дольче вита» равна 800 руб., «Салон красоты» 450 руб., «Молодость» 300 руб.
На основании данных таблицы 1 построим матрицу смежности параметров.
Показатель абсолютного приоритета определяется по формуле.
Так, для первого параметра – «Рейтинг»:
Рabc1 = 1 х 4,5+1,5x3,5 + 1,5x2,5+ 1 х 5,0 = 18,5
Для параметра «Качество услуги»:
Раbс2 = 0,5x4,5+ 1 х 3,5+ 1,5x2,5+ 0,5x5,0 =12,0
Таблица 2
Параметры |
Рейтинг |
Качество сока |
Полезность |
Объем, л. |
∑ ai |
Pabci |
Pотноситi |
Рейтинг |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
4,5 |
18,5 |
0,32 |
Качество услуги |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
3,5 |
12,0 |
0,21 |
Модность |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
9,0 |
0,15 |
Срок службы |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
5,0 |
18,5 |
0,32 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
58,0 |
1,00 |
Для параметра «Модность»:
Раbс3 = 0,5x4,5+ 0,5 х 3,5+ 1,0x2,5+ 0,5x5,0 =9,0
Для параметра «Срок службы»:
Раbс2 = 1x4,5+ 1,5 х 3,5+ 1,5x2,5+ 1x5,0 =18,5
Показатель относительного приоритета рассчитывается по формуле:
Pabci
Р относит i = -----------------
4
∑ Рabci
i=1
18,5
Р относит i = ----------------- = 0,32
58,0
Сравнение каналов по каждому из четырех параметров представлено в таблицах: 3-6
Таблица 3
Сравнение парикмахерских услуг по рейтингу
Сок |
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
∑ ai |
Pabci |
Pотноситi |
«Дольче вита» |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
3,5 |
11,0 |
0,46 |
«Салон красоты» |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,0 |
5,25 |
0,22 |
«Молодость» |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
3,0 |
7,75 |
0,32 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
24,0 |
1,00 |
Таблица 4
Сравнение парикмахерских услуг по качеству
Сок |
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
∑ ai |
Pabci |
Pотноситi |
«Дольче вита» |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
3,0 |
8,0 |
0,32 |
«Салон красоты» |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,0 |
5,5 |
0,22 |
«Молодость» |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
4,0 |
11,5 |
0,46 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
25,0 |
1,00 |
Таблица 5
Сравнение парикмахерских услуг по модности
Сок |
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
∑ ai |
Pabci |
Pотноситi |
«Дольче вита» |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
3,0 |
8,0 |
0,32 |
«Салон красоты» |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,0 |
5,5 |
0,22 |
«Молодость» |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
4,0 |
11,5 |
0,46 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
25,0 |
1,00 |
Таблица 6
Сравнение парикмахерских услуг по сроку службы
Сок |
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
∑ ai |
Pabci |
Pотноситi |
«Дольче вита» |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
3,0 |
8,0 |
0,32 |
«Салон красоты» |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
4,0 |
11,5 |
0,45 |
«Молодость» |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
2,0 |
5,5 |
0,23 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
25,5 |
1,00 |
В таблице 7 рассчитаем приоритеты парикмахерских салонов по всем параметрам с учетом значимости параметров (показатели комплексного приоритета) и показатели комплексного приоритета на единицу стоимости.
Таблица 7
Показатели комплексного приоритета каналов
Наименование характеристик канала |
Ротн. каналов |
Значи мость харак терис тики, Li |
Комплексный приоритет Ркомпл. |
||||||||||||
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
«Дольче вита» |
«Салон красоты» |
«Молодость» |
||||||||||
Рейтинг |
0,46 |
0,22 |
0,32 |
0,32 |
0,15 |
0,07 |
0,10 |
||||||||
Качество услуги |
0,32 |
0,22 |
0,46 |
0,21 |
0,07 |
0,05 |
0,09 |
||||||||
Модность |
0,32 |
0,22 |
0,46 |
0,15 |
0,05 |
0,03 |
0,07 |
||||||||
Срок службы |
0,32 |
0,45 |
0,23 |
0,32 |
0,10 |
0,14 |
0,07 |
||||||||
|
|||||||||||||||
ИТОГО: |
0,37 |
0,29 |
0,33 |
|
|||||||||||
Парикмахерская «Дольче вита»:
Ркомпл. = 0,46 х 0,32 + 0,32 х 0,21 + 0,32 х 0,15 + 0,32 х 0,32 = 0,15 + + 0,07 + 0,05 + 0,10 = 0,37
Парикмахерская «Салон красоты»:
Ркомпл.= 0,22 х 0,32 + 0,22 х 0,21 + 0,22 х 0,15 + 0,45 х 0,32 = 0,07 + 0,05 + 0,03 + 0,14 = 0,29
Парикмахерская «Молодость»:
Ркомпл. = 0,32 х 0,32 + 0,46 х 0,21 + 0,46 х 0,15 + 0,23 х 0,32 = 0,1 + 0,09 + 0,07 + 0,07 = 0,33
Таким образом, как видно из таблицы 7 с точки зрения конкурентоспособности соков и его стоимости среднестатистическая женщина выберет парикмахерскую «Салон красоты» или «Молодость».
Если бы стоимость услуг парикмахерской «Дольче вита» была приближена к услугам «Салона красоты», то выбор женщины пал на данный салон.