Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Подготовка к конкретному выступлению………………………………...4

2. Виды подготовки………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………...16

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей.

В стране созданы предпосылки для развития твор­ческой инициативы, открыт широкий простор для вы­ражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является сло­во. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и оду­хотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как сви­детельствует история развития человеческого общест­ва, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слуша­телей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

1. Подготовка к конкретному выступлению

Подготовка к конкретному выступлению определя­ется видом ораторской речи, зависит от темы выступ­ления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудито­рии, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

1. Определение темы.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различ­ные ситуации. Иногда предлагают выступить на опре­деленную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится вы­бирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей [2].

2. Название темы.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по воз­можности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слу­шателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий. На­пример, формулировка темы лекции «Забота о здоро­вье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего, непо­нятно, о чьей заботе пойдет речь - о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор - о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служа­щих, пенсионеров и т. п. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здо­ровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболева­ний гриппом», «О вреде самолечения» и др.

Общие названия требуют освещения многих вопро­сов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэ­тому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Пого­ворим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреж­дений, президентам акционерных обществ, управляю­щим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д. [6].

Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, про­грамм семинаров, конференций, симпозиумов. Форму­лировки пунктов повестки дня, темы докладов, сооб­щений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Довольно распространенным в повестке дня явля­ется пункт «О разном», «Разное». Представляется целе­сообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в «Разное», бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое выступление.

3. Формулировка цели.

Приступая к подготовке речи, необходимо опреде­лить цель выступления. Говорящий должен ясно пред­ставлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Оратор, готовясь к выступлению, должен установить главенство цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произ­несении.

Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность лекции, оратор не добился желае­мой реакции слушателей.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой уста­новки облегчает восприятие ораторской речи, опреде­ленным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипс: «Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения - о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в ве­нах которого не было и капли крови белого челове­ка. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и го­сударственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель, - хотя вы можете посчитать ее нелепой, - убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вы­зывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам» [7].

4. Подбор материалов.

Следующий этап подготовки публичного выступле­ния - подбор материалов для ораторской речи. В методической литературе определены основные источ­ники, из которых можно черпать новые идеи, интерес­ные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

-  официальные документы;

-  научная, научно-популярная литература;

-  справочная литература: энциклопедии, энцикло­педические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностран­ных слов, орфоэпические, орфографические, синони­мов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным  вопросам,  таблицы,  библиографические указатели;

-  художественная литература;

-  статьи из газет и журналов;

-  передачи радио и телевидения;

-  результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

-  личные контакты, беседы, интервью;

-  размышления и наблюдения [1; 2].

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживля­ет выступление, привлекает к нему внимание слушате­лей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступ­лению по возможности надо начинать заранее.

5. Отработка навыков.

На этом этапе подготовки к выступлению форми­руется необходимый для оратора навык отбора литера­туры. Ученые определили, какие действия способст­вуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:

1.   Припоминание  ранее читаемой литературы  по теме выступления.

2.  Просмотр личной библиотеки или каталога.

3.  Просмотр каталогов в библиотеке.

4.  Просмотр в последних номерах журналов пере­чня опубликованных за истекший год статей.

5.  Просмотр библиографических изданий (летопи­сей книг, журналов и т.п.).

6.  Просмотр справочников. Систематическое  повторение этих действий  при подготовке к различным выступлениям поможет выра­ботать у оратора навык отбора литературы, что в ко­нечном счете позволит ускорить сам процесс подготов­ки [5].

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользо­ваться различными каталогами (алфавитным, система­тическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

6. Изучение отобранной литературы.

Важнейший этап подготовки ораторской речи - изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использо­вать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

Работая с книгой, следует, прежде всего, определен­ным образом настроить себя, дать себе соответствую­щую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу. Установка во время чтения может быть самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержа­ние книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т.д. Подобные ус­тановки помогут оратору более целенаправленно рабо­тать с книгой и, прежде всего, определить вид чте­ния: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, парагра­фы. Такое чтение называется выборочным. Ком­бинированное чтение - это сплошное чтение од­них частей и выборочное других.

Работу над книгой советуют начинать с предва­рительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напе­чатаны название книги, которое дает представление о ее содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник, роман, повесть и др.), позволяю­щая определить ее назначение. Следует обратить внимание и на год издания книги. А также ознакомиться с новой литературой по интересующему во­просу.

На титульном листе указывается также наименова­ние издательства и место издания книги. Но на этом не заканчивается предварительное знакомство с кни­гой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, ко­торая помещена на обороте титульного листа или конце книги. В ней кратко рассказывается о содержа­нии книги, говорится о ее назначении, даются сведе­ния об авторе и т.п.

Если в книге есть предисловие и послесловие, ре­комендуется прочитать их. В предисловии рассказыва­ется история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, крат­ко формулирует или повторяет главные положения работы [2].

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из ото­бранных книг больше всего подходят для разрабаты­ваемой темы и какие из них следует изучить более детально.

7. Осмысление прочитанного.

Во время чтения важно уметь осмыслить со­держание прочитанного, соединить его с теми зна­ниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного - уме­ние передать его содержание своими словами [3]. Этот навык особенно необходим для оратора, который по­стоянно делится своими знаниями с аудиторией, вос­производит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного - своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лек­торское мастерство.

 

 

8. Записи прочитанного.

При подготовке к лекции, докладу нужно обяза­тельно делать соответствующие записи прочитан­ного. Д.И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад.

Наиболее простой вид записи - это выписки. Вы­писывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии.

Нередко не считают обязательным указывать, отку­да выписан данный материал, кто автор выписанного текста. Такие записи трудно, а порой невозможно ис­пользовать в дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал. Для того чтобы выписками удоб­но было пользоваться, надо правильно их оформлять. Рекомендуется выписки делать на карточках. Желатель­но, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой отно­сится запись, а в нижней - подробно и в определен­ной последовательности записывать «выходные данные» источника, т.е. фамилию и инициалы автора, назва­ние книги, место и год издания.

Некоторые ораторы, изучая литературу, выписыва­ют подряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате выписанный материал остается почти неиспользованным, так как не имеет непосредственного отношения к теме. Поэто­му выписками не стоит             увлекаться [2].

9. Выработка собственной позиции.

При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жиз­ни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытать­ся понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положе­ние, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем выступать.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

«Готовиться, - подчеркивает Д. Карнеги, - это зна­чит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке» [3].

2. Виды подготовки

 

Среди видов подготовки к публичному выступлению выделяют следующие:

1. Писать или не писать текст речи.

Один из важных вопросов, возникающих при под­готовке публичного выступления, - обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубо­кую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать.  «Лишь с помощью писания можно достигнуть лег­кости речи», - уверял римский ритор Квинтилиан.

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последую­щих времен тоже считали, что речи должны быть пред­варительно написаны.

Существует и диаметрально противоположная точка зрения. Так, общепризнанный мастер судебной речи А.Ф. Кони говорил: «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ло­жившихся на бумагу».

Правда, эти слова адресованы судебным ораторам, а вот начинающим он дает другой совет: «…Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень по­лезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спо­койной речи».

Конечно, писать текст выступления - дело нелег­кое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем подготовка письменного текста имеет много пре­имуществ. Написанную речь можно проверять, исправ­лять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалисту, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме.

Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окон­чательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избе­жать повторений, неряшливых формулировок, огово­рок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п. [4].

2. Овладение материалом выступления.

После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями.

Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления - весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда этот этап подготовительной работы называют репетицией.

Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступле­ние не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, отсутствует жи­вой контакт между оратором и аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с привет­ствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фра­за, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготов­ленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщени­ем, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить на­писанный текст [2].

3. Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основ­ные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т.е. подчеркнуть основные положе­ния речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выде­лить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т.п.

Система обозначений и выделений может быть са­мой разнообразной (прямая, волнистая, пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и араб­ские цифры; использование цветных карандашей и фломастеров и т.п.).

Таким текстом легко пользоваться во время вы­ступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слу­шателями.

4. Выступление без записей.

Мечтой многих ораторов остается умение высту­пать перед слушателями без всяких записей.

Такое возможно только, когда оратор привыкнет к публичным выступлени­ям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влия­нием случайных факторов. В этом случае можно переходить к по­дробному конспекту. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно; по этим «нотам» можно разыгрывать любые словесные вариа­ции.

В конспекте, даже кратком, целесообразно остав­лять некоторые текстовые моменты:

1. Первую фразу или даже 2-3 фразы.

2. Концовку (2-3 фразы).

3. Наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость.

4. Цитаты, цифровые данные, имена собственные и т.п. [7].

Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фикси­руется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержа­ния.  Важно, чтобы формулировка пункта плана вызы­вала у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом блоке.

Высший класс умений публичного выступления - речь вообще без всякой бумажки.

Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалис­тами основные формы работы над выступлением:

1.  Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2.  Подробный конспект с основными формулиров­ками, концовкой, цитатами, числами, именами собст­венными.

3.  Неподробный конспект с обозначением перехо­дов от блока к блоку, цитатами и т.п.

4.  План с цитатами и т.п.

5.  Речь без бумажки [2].

5. Выступление экспромтом.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступ­ления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экс­промтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесе­ния. При этом требуется большая мобилизация памя­ти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, ус­танавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопро­сы остаются неосвещенными.

Неизбежны какие-то отступления, вызванные но­выми ассоциациями, не всегда точными бывают фор­мулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, кото­рый имеет большой запас знаний и владеет необходи­мыми риторическими навыками и умениями.

Таким образом, экспромт, импровизация – это результат постоянной работы оратора над собой, итог долгих размышлений, награда за большой многолетний труд.

Заключение

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение для человека – его среда обитания. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Для совершенствования ораторского искусства требуется повседневная подготовка, составной частью которой являются овладение как теоретическими, так и методическими знаниями в области ораторского искусства.

Подготовка к конкретному выступлению складывается из следующих этапов: определение темы; название темы; формулировка цели; подбор материалов; отработка навыков; изучение отобранной литературы; осмысление прочитанного; записи прочитанного; выработка собственной позиции.

Среди видов подготовки к публичному выступлению выделяют: принятие решения о том, писать или не писать текст речи; овладение материалом выступления; выступление с опорой на текст; выступление без записей; выступление экспромтом.

Повседневная подготовка – это непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства. Несомненно, она повышает профессиональный уровень оратора, обеспечивает базу каждого конкретного выступления.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профес­сионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с род­ными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людь­ми, подчиненными и начальством. А это очень важ­но для достижения успеха в любом деле.

Список литературы

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990. - 112с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576с.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Цитадель, 1995. – 832с.

4. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1994. - 96с.

5. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1989. – 255с.

6. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 448с.

7. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002. – 192с.