Оглавление

Введение                                                                                          3

1. Возникновение русской риторики                                              4

2. Первая русская риторика                                                           7

Заключение                                                                                                9

Список литературы                                                                         10

Введение

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимало большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчности, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторики резко возрастает: и в России и за рубежом.

1. Возникновение русской риторики

В истории русской филологии риторика — наименее изученная область.

Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика, ветийство (через ять) и многочислен­ного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание, хитрословие и т. д.), не вызывает со­мнений.

Слово риторика до XVII в. встречается только в формахритормкия (риторикыа) и реже ритория (риториа), восходящих к гречес­кому слову rhetorike; впервые отмечено в «Житии Феодора Сту­дийского» XII в. В этом же «Житии...» встречается слово ритор (от греч. rhetor). Форма риторика как перевод латинского rhetorica впер­вые отмечена в «Риторике» 1620 г. и в таком виде утверждается в XVII в. [1, 2].

Важно заметить, что древние русичи в XI — XIV вв. предпочи­тали греко-латинскому корню славянские слова ветийство, ветий и подобные, обозначавшие говорение, речь и бывшие также переводами греческих rhetorike и rhetor (ср. современные слова ответ, совет, привет, завет, навет и др.). Только с XVII в. начи­нается преобладание латинского слова риторика над продолжав­шим существовать словом витийство, которое пишется теперь преимущественно через и и осмысляется как «витье, плетение словес».

Оба слова риторика и витийство соединяют в древнерусском языке два значения: искусство речи и мудрость; соответственно ритор и вития — оратор, мудрец (впрочем, и сами науки или ис­кусства называются в Древней Руси мудростями).

В древнерусских текстах отмечено около 20 синонимов слова риторика [4]:

благословие                     добрословие                     краснословие

благоглаголание              доброглаголание             красноглаголание

благоречие                    доброречие                        красноречие

благоязычие                  доброязычие                     сладкогласие

хитрословие                  златословие                       искуснословие

хитроречие                    златоустие

велеречие                       многовещание                   великогласие

Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословия  и доброречия; элемент красно... — начинает активно использоваться лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголание (в азбуковниках) краснословие «Риторике» 1620 г.) употребляются в положительном смысле. Слово же красноречие впервые отмечено у его хулителя — протопопа Аввакума [3].

В древнерусской публикации отрывки-цитат дошедшие до наших дней  с двусложными сло­вами типа благоречие  распределяются по качествам речи: сна­чала даются слова, обозначающие наиболее ценимые древнерусскими книжниками свойства  речи, - благость, доброта, красота, сладость; затем слова, обозначающие отрицательные качества речи, — празднословие, злословие, сквернословие. И наконец, приводятся слова-антонимы, обозначающие прямо противоположные качества речи:        велеречие — бессловесно (при этом безмолвие— образец ино­ческого бытия), краткословие — многоречие, согласие — прекосло­вие, остроязычие — косноязычие. Очевидно восхождение этих дву­сложных слов к греческим, их многовариантное существование.

2. Первая русская риторика

Первый русский учебник по теории риторики был написан до марта 1620г. — этим временем датируется единственный список с начальной редакцией текста (ГИМ, Синодальное собрание, № 933). Он явился переводом латинской «Риторики» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия (издание образца 1577 г. во Франкфурте). Русский переводчик не просто диктовал записывавшим вслед за ним писцам свой текст — к самым трудным и неудобопонятным статьям оригинала он добавлял свои пояснения, причем эти пояснения стилистически сходны с текстом главы «Рито­рика» из приведенного выше «Сказания о седми свободных мудростех».

После окончания работы в тексте учебника была проведена стилистическая правка тридцати трех слов (частично по тексту латинской книги Меланхтона), а в феврале 1622 г. неизвестный дидаскал (учитель) запи­сал на полях рукописи, переписанной его учениками, свои дополнения к наиболее трудным главам (ГИМ, собр. Щукина, № 941). Эти дополнения потом были перенесены в текст учебника со словами «О том же инако». При создании 2-й пространной редакции дидаскал, видимо, написал также два предисловия, которые вместе с главой «Риторика» из «Сказания...» стали предварять текст всего учебника. В первом из этих предисловий воображением древнерусского книжника создана аллегорическая картина благоустроенного с помощью риторики  государства, во втором — ри­торика сама о себе «глаголет», объясняя свою сущность и вновь, как и в «Сказании...», призывая к изучению своей науки.

Автор-переводчик первой русской «Риторики» пока неизвестен (атрибуция новгородскому и великолуцкому митрополиту Макарию, в чьей библиотеке хранился список 1623 г., оказалась неточной). Очевидно, что учебник написан в великорусских землях — местами бытования рукописи были Москва, Соловецкий монастырь (шесть списков — и именно там, скорее всего, была сделана пространная редакция 1622 г.), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.

Интересно наблюдать процесс создания «Риторики» по следующим текстам:

1. Латинская «Риторика» Ф. Меланхтона, с которой был сделан древ­нерусский перевод.

2. Древнерусская «Риторика» 1620 г. — собственно учебник, где дидаскал. к переводным местам из Меланхтона добавил собственный текст [1, 5].

                                               Заключение

В заключении хочется отметить, что знание истории возникновения и развития риторики в России безусловно необходима каждому человеку, как учащемуся так и специалисту. История риторики начинается с Древней Руси, но, к сожалению, о ее развитии в этот период времени существует очень мало достоверных сведений. Тем не менее никто не отрицает значительный вклад в развитие теории красноречия, который внесли русские ученые. Однако эти события больше принято связывать с периодом XVII в. – до сегодняшнего дня.

Теория ораторского искусства рассматривается М.В.Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.

Другая замечательная работа, оказавшее влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах,- это «Правила высшего красноречия», написанные М.М.Спиранским.

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф.Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф.Кошанского.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX – нач. XX вв. Наиболее яркие представители – В.О.Ключевский, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев.

Работа в области риторики ведется учеными и по сей день, разрабатываются все новые подходы к красноречию, а возможно более адекватные современной действительности.

Список литературы

1. Аннушкин В.И. История русской риторики.-М., 1998.-382с.

2. Аннушкин В.И. Первый русский ритор XVIII в.-М.,1999.-282с.

3. Кохтев Н.Н. Риторика.-М.,1995.-122с.

4. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие.-М.:Новая школа, 1994.-96с.

5. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученов XIX в.-М., 1987.-96с.