Оглавление

1. Необходимость и назначение оценки состояния конкурентной

    среды в строительстве……………………………………………………..3

Список литературы………………………………………………………….14

1. Необходимость и назначение оценки состояния конкурентной среды в строительстве

Первой разновидностью рынка предприятий товаров является рынок товаров промышленного назначения, который можно определить следующим образом:

Рынок товаров промышленного назначения – совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

Одной из основных отраслей деятельности, составляющих рынок товаров промышленного назначения, является строительство.

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления. Рынок товаров промышленного назначения обладает определенными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления. Вот эти характеристики:

1) на нем меньше покупателей;

2) эти немногочисленные покупатели крупнее;

3) эти покупатели сконцентрированы географически;

4) спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления;

5) спрос на товары промышленного назначения неэластичен;

6) спрос на товары промышленного назначения резко меняется;

7) покупатели товаров промышленного назначения – профессионалы [2].

Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если ее товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда ее товар выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.

  Решив, на каком сегменте рынка выступать, фирма должна определить, как приникнуть на этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит в нем есть конкуренция. Более того, конкуренты уже заняли свои «позиции» в рамках сегмента. И прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции всех имеющихся конкурентов [4].

Причем необходимо выявить две основные группы конкурентов на данном сегменте рынка: иностранные и российские фирмы. Это прежде всего крупные компании, входящие в мировой рейтинг.

Отличительной чертой предоставляемых ими услуг являются чрезмерно высокая стоимость услуг, а также очень высокое качество работы. Последнее, в свою очередь, часто позволяет им захватить большую долю данного сегмента рынка. Вторую группу конкурентов составляют новоиспеченные российские фирмы. Их отличают более низкие цены, но и качество их работы – также низкое.

Проведение маркетинговых исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия [2].

К сожалению, российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ также не существует большого количества организаций, специализирующихся на проведении маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции.

После выявления и оценки своих главных конкурентов компания должна разработать маркетинговые стратегии конкуренции, которые позволят наилучшим образом позиционировать ее предложение по отношению к предложениям конкурентов.

Некой универсальной стратегии не существует. Каждая компания должна определить, какая из стратегий является для нее наилучшей, учитывая свою позицию в отрасли, а также свои цели, возможности и ресурсы. Даже в пределах одной кампании для различных видов деятельности или товаров могут потребоваться различные стратегии [5].

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товаров зависит отряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно емкое. Конкурентоспособность рассматривают как способность товаров быть проданными.

Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

В этой связи и по причине того, какое значение принимают конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют товары со всех точек зрения.

Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических.

Таким образом, конкурентоспособность – совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей [4].

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Конкурентоспособность товара – комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами: других отечественных и зарубежных предприятий.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.

Конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации [5].

Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации:

- во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными;

- во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.

Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги.

Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке.

Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества [5].

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой во всех случаях устанавливается определенное сочетание конкурентных и регулирующих сил.

Первоначально наибольшее внимание уделялось конкуренции. В результате воздействия факторов экономической эффективности отдельных субъектов хозяйствования в силу стихийного характера на рынке в странах часто возникает тяжелое экономическое и социальное состояние. Это объясняется тем, что конкуренция все же порождает стихийность.

Однако определенное и, главным образом, государственное регулирование позволяет снизить негативное воздействие чистой конкуренции. Но регулирующее начало может разрушать положительное воздействие конкуренции. Кроме того, из-за отсутствия в этих случаях механизма конкуренции может снижаться экономическое развитие страны, могут появиться застойные процессы.

Естественно, возникает необходимость выбора определенного сочетания регулирующих и конкурирующих факторов. В основном это сводится к сочетанию крупных, средних и малых хозяйствующих субъектов.

В основу организации производства и реализации продукции, работ и оказанию услуг в современной рыночной экономике положено сосуществование крупных организационно-хозяйственных структур среднего и малого бизнеса.

Малые и средние структуры призваны создавать конкурентную среду в экономике страны, обеспечивать производству гибкость, мобильность и рациональность, разработку и использование научно-технических достижений.

Крупные организационные структуры позволяют формировать системы по регулированию финансирования производства в отдельных сферах деятельности в отдельных регионах и страны в целом. Они могут проводить эту работу самостоятельно и способствовать ее осуществлению со стороны государства. Зарубежная практика свидетельствует, что сочетание крупных и малых организационных структур управления позволяет поддерживать работоспособность системы в неопределенной обстановке и оставаться прибыльными, наряду с банкротством других субъектов хозяйствования [1].

Сложившиеся в российской практике до последнего времени использовались структуры управления, ориентированные на медленные изменения в технике и технологии, отсутствие конкуренции, медленно меняющихся форм и методов управления, повышенного уровня централизации, монополизации.

Уже реализуемое совершенствование организационных структур управления в строительной сфере сводится к изменению производственных отношений, обеспечивающих достижение поставленных перед строителями задач, вытекающих из требований рынка. Главными из них прежде всего являются:

1) рационализация использования всех ресурсов;

2) концентрация инвестиций;

3) объединение в одну структуру кредитных, производственных и торговых организаций.

Такое соединение промышленного, строительного, торгового и банковского капитала в настоящее время рассматривается в качестве основного критерия экономического могущества и реализации фундаментальных научно-технических инноваций в промышленно-развитых странах.

Так на долю 100 крупнейших корпораций в США приходится 60% валового национального продукта, 45% - всей рабочей силы, свыше 90% НИР и НИОКР. Последний показатель говорит о многом. С помощью таких мощных структур государству под силу решать проблему завоевания рынков сбыта путем создания высокой технологической продукции, обладающей высоким уровнем конкурентоспособности.

В них реализуется принцип: что выгодно одному человеку, выгодно всей структуре и государству в целом. Безусловно в этих случаях возникает опасность появления монопольных цен. Однако государство разрабатывает и реализует меры по регулированию цен монополистов [3].

Практика подтверждает, что в ряде ключевых отраслей сама технология делает экономически выгодным создание только крупных хозяйств, концентрирующих значительные объемы материальных, финансовых, человеческих ресурсов. К таким отраслям относятся: металлургия, энергетика, железнодорожный транспорт, связь и некоторые другие.

При такой концентрации производства создается почва для образования предпринимательских групп, в которых налаживаются имущественные и контрактные отношения между крупными, средними и мелкими структурами управления. В них устанавливается финансовый контроль и одновременно создаются более льготные условия работы. Это приводит к сокращению издержек производства.

Объединение хозяйствующих субъектов в группы дает дополнительные преимущества:

1) обеспечение снижения издержек и эффективное распределение ресурсов при вертикальной интеграции;

2) способствует сокращению производственных издержек, расширению масштабов операций, мобильности в распределении финансовых ресурсов при горизонтальной интеграции;

3) диверсификация производства приводит к снижению негативных колебаний конъюнктуры;

4) обеспечение разработки и налаживания производства новых видов продукции, что дает положительные результаты по ее реализации.

В числе основных принципов построения многоуровневых и корпоративных систем управления необходимо выделить следующее:

1) сопоставление макропроблемы с микропроблемой;

2) многоуровневая система с вертикальной структурой управления;

3) добровольные экономические и производственные связи;

4) делегирование полномочий.

Многоуровневые и корпоративные объединения в Российской Федерации в основном представлены холдингами и финансово-промышленными группами.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Решение о преобразовании государственных предприятий в холдинги при проведении приватизации оставалось за государственными органами. Но холдинги образовывались также на добровольной основе. Они могут образоваться также при перераспределении пакетов акций после их скупки и продажи на вторичном рынке акций [1].

При участии строительных организаций в холдинговых компаниях они получают большие возможности получения заказов на выполнение строительных работ. Особенно важно, что холдинги успешнее решают проблему концентрации инвестиционных ресурсов и не только за счет мобилизации собственного капитала, но большие возможности по их заимствованию.

Тем не менее, строительные организации должны учитывать складывающиеся тенденции в создании многоуровневых и корпоративных структур. В настоящее время большое внимание уделяется созданию финансово-промышленным группам (ФПГ).

Финансово-промышленные группы представляют собой, пожалуй, важнейшую форму интеграции банковского и промышленного капитала. В их состав включаются малые предприятия, средние и крупные организации и предприятия и даже транснациональные компании. Крупный бизнес в рыночных условиях стал важнейшей составляющей экономической системы стран, поэтому крупные структуры являются основным звеном ФПГ [3].

Зарубежный опыт создания и функционирования ФПГ позволяет положительно оценивать макроэкономические последствия, которые обусловлены следующими факторами:

1) снижение инфляционного роста цен;

2) значительное сокращение необходимого объема концентрации производства государственных предприятий, что упрощает их управляемость на макроуровне;

3) снижение диспропорции в результате приспособления участников ФПГ к потребностям рынка в отдельных регионах;

4) концентрация капитала в ФПГ позволяет наиболее интенсивно проводить инновационную деятельность;

5) повышение конкурентоспособности отечественных товаров и большие возможности, на этой базе, завоевания рынков сбыта;

6) облегчение интеграции капитала отдельной страны в мировую экономику, создание транснациональных компаний;

7) снижение уровня национальных конфликтов, разногласий и, как следствие, сокращение расходов на национальную оборону отдельных стран.

Строительные организации принимают участие в создании и функционировании ФПГ. В результате анализа фактически работающих по состоянию на середину 1996 г. ФПГ выявлено, что строительные организации в качестве участников представлены в 34% ФПГ. Из них, примерно, в 30% случаев строительные организации обеспечивают выпуск конечной продукции ФПГ нестроительного назначения. Однако есть ФПГ, в которых не только широко представлены строительные организации, но и конечной является строительная продукция.

 

Список литературы

1. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. – М.: Центр экономики и маркетинга,1998.-144с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Ростинтэр»,1996.-704с.

3. Экономика строительства: Учебник/ Под ред. Б.Я. Ионас, Г.Н. Старостина. – М.: Стройиздат,1999.-287с

4. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М,1999.-520с.

5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ»,1999-584с.