Оглавление

1.  Факторы, влияющие на фьючерсные котировки ………………………..3

2. Современная система цен в управлении экономикой в странах

               с развитым рынком ………………………………………………………..5

3. Основные методы регулирования цен, применяемые

     за рубежом ………………………………………………………………..12

Список литературы  …………………………………………………………19

1.  Факторы, влияющие на фьючерсные котировки

Фьючерсными называют сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара [2]. При этом такие сделки в отличие от сделок на реальный товар не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар (в срок, обусловленный контрактом), а предполагают куплю и продажу прав на товар (бумажные сделки).

На фьючерсные котировки оказывает влияние множество факторов. Это - изменения, происходящие в условиях развития экономки в целом, в международной торговле отдельными товарами, в осуществлении самой биржевой торговли. Циклический характер воспроизводства оказывает прямое воздействие на динамику биржевой торговли. В условиях спада обостряется конкурентная борьба, ускоряются интеграционные процессы и вместе с тем активизируются усилия бирж по внедрению новых товаров и методов торговли. Однако, цикличность в биржевой торговле не находится в строгом соответствии с промышленным циклом в силу целого ряда причин, в частности особенностей производства сельскохозяйственной продукции (основной массы биржевых товаров), которое подчиняется помимо общих своим собственным законам и т.д. Торговля сельскохозяйственными товарами тормозится во время затяжных прецессионных периодов перепроизводства. В это время цены относительно снижаются и стабилизируются. В то время как непредвиденные стихийные бедствия (засуха, наводнения и т.д.) обычно приводят к существенному увеличению объема сделок [2; 8].

Также одним из определяющих условий развития фьючерсных бирж является состояние валютно-финансовой системы, а также наличие достаточных финансовых ресурсов. Как правило, фьючерсные биржи создаются в ведущих финансовых центрах, где имеются широкие возможности для финансирования торговли и спекуляции биржевыми товарами, являющимися при активной фьючерсной торговле удобными объектами залоговых операций. Без банковского кредитования, а также без достаточной массы свободных денежных средств, не находящих прибыльного производительного применения, сколько-нибудь значительная фьючерсная торговля становится невозможной. В то же время по мере роста массы свободных денежных средств, обесценивающихся в связи с инфляцией, расширение биржевого оборота становится важным элементом функционирования всего рыночного хозяйства.

Валютная неустойчивость также влияет на темпы роста биржевой торговли. Переход к системе свободно конвертируемых валют с конца 50-х годов способствовал заметному ускорению темпов прироста фьючерсной торговли. Отход от золотовалютного стандарта в конце 60-х - начале 70-х гг., распространение системы «плавающих» курсов валют увеличили риски, связанные с осуществлением торговых сделок, и непосредственно привели к резкому росту биржевых операций, включая сделки с валютами [7].

Определённое воздействие на развитие биржевой торговли оказывает также тенденция к увеличению степени переработки сырья в странах-экспортерах.

Расширение оборота и географии фьючерсной торговли является дополнительным фактором роста ее объема. Концентрация биржевой торговли и совершенствование ее структуры обеспечили появление новых функций фьючерсных бирж, дальнейшее расширение биржевого оборота.

Наличие отечественного фьючерсного рынка позволит:

1) укрепить прямые связи между производителями и потребителями биржевой продукции за счет предоставления им возможности застраховать себя от изменения уровня цен;

2) значительно упростить процесс реализации товара за счет внедрения системы оборота складских обязательств (варрантов) -  товарораспорядительных документов, дающих право его владельцу получить товар прямо со склада;

3) придать сделкам, совершаемым на бирже, массовый характер за счет организации биржевой торговли обязательствами перед расчетной палатой принять или поставить стандартную партию товара в виде передачи складских свидетельств (варрантов);

4) гарантировать исполнение любой сделки, совершаемой на бирже;

5) обеспечить сбалансированность между спросом и предложением за счет создания при расчетной палате гарантийного фонда и внесения каждым участником биржевой торговли гарантийных взносов в расчетную палату;

6) значительно увеличить скорость оборота денежных средств;

7) резко сократить издержки обращения;

8) предоставлять банками и другими кредитными учреждениями, являющимися членами расчетной палаты, своим клиентам новый вид услуг - совершение онкольных сделок (до-востребования) [3].

2. Современная система цен в управлении экономикой в странах

с развитым рынком

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и подвидам.

Прежде всего, цены классифицируются в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики сле­дующим образом:

- оптовые цены;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на платные услуги, оказываемые населе­нию;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения [3].

Оптовые цены — цены, по которым реализуется и за­купается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота [6]. В свою очередь, оптовые цены подразделяются на два подвида:

- оптовые цены предприятия;

- оптовые (отпускные) цены промышленности. Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и ор­ганизациям, а также сбытовым и оптовым органам. Эти цены призваны обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность предприятий или организаций, иными сло­вами, реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. Однако полной гарантии в этом предприятию никто дать не может, так как ком­мерческий успех его деятельности зависит от множества рыночных факторов, предугадать действие которых ока­зывается весьма сложным делом. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток) [3; 6].

Оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Тарифы, грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными органами с отправителей грузов и населе­ния.

Розничные цены - цены, по которым товары реали­зуются в розничной торговой сети населению, предприя­тиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческие и аукционные цены.

Аукционная цена - цена товара, проданного на аук­ционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше), поскольку отражает уни­кальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от мастерства лица, прово­дящего аукцион.

Цены классифицируются в зависимости от террито­рии действия.

При этом различают:

- цены, единые по стране, или поясные;

- цены региональные (зональные, местные). Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены ре­гулируются (фиксируются) государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энерго­носители, электроэнергия, квартплата и некоторые дру­гие [1].

Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются пред­приятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными яв­ляются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых на­селению.

Классификация цен в зависимости от степени новиз­ны товара предусматривает методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относи­тельно положительное время.

По новым товарам практика рыночного ценообразова­ния многих стран выработала следующие виды и методы образования цен. При выпуске на рынок, нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из следующих стратегий.

Цена «снятия сливок». С самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавли­вается максимально высокая цена в расчете на потребите­ля, готового купить этот товар по такой цене. Цены сни­жаются лишь после того, как спадает первая волна спроса.

Это позволяет расширить зону продажи - привлечь новых покупателей.

Такая цена имеет ряд преимуществ:

- позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цен, нежели к ее повышению;

- высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;

- позволяет сдерживать покупательский спрос; это имеет определенный смысл, так как при более низких ценах предприятие (фирма) не смогло бы полностью удо­влетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

- высокая первоначальная цена способствует созда­нию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при сни­жении цены;

- повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара [8].

Основным недостатком подобной стратегии ценообра­зования является то, что высокая цена привлекает кон­курентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно с успе­хом использовать при некотором ограничении конкурен­ции. Условием успеха будет также достаточный спрос.

Цена проникновения (внедрения) на рынок. Пред­приятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конку­рентов. Это способствует привлечению максимального числа покупателей и завоеванию рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах производства, которые дают возможность возмещать общей массой прибыли по­тери ее на отдельном изделии. Это, в свою очередь, тре­бует значительных финансовых затрат, что делает цену проникновения на рынок почти неприемлемой для мел­ких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Изложенная цено­вая стратегия дает эффект при эластичном спросе, а так­же в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

«Психологическая» цена. Устанавливая цену, прода­вец должен учитывать психологию ценовосприятия. Эта цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы. Многие специалисты уверены, что цена должна обязательно выражаться некруглым числом. Например, 99, а не 100, 599, а не 600 и т.д. В результате у покупателя создается впечатление: очень точного определения затрат на производство и недопустимости обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. В действительности в конечном выигрыше остается продавец за счет уве­личения количества проданной продукции и соответ­ственно суммы получения           прибыли [8].

Кроме того, существуют такие стратегии ценообразо­вания, как цена следования за лидером, цена с возмеще­нием издержек производства и престижная цена, кото­рые уже были рассмотрены при характеристике рынка олигополистической конкуренции.

Выбор одного из перечисленных методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Он зависит от многих факторов, основными из которых являются:

- скорость внедрения на рынок нового товара;

- доля рынка сбыта, контролируемая данной фир­мой;

- характер реализации товара (степень новизны, вза­имозаменяемость с другими товарами, уровень патентной защиты и др.):

- период покупаемости капитальных вложений;

- конкретное условие рынка (степень монополиза­ции, ценовая эластичность спроса, круг потребителей);

- положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителя­ми и др.) [4].

На товары, реализуемые на рынке относительно дли­тельное время, устанавливаются следующие виды цен [4; 6]:

1) Скользящая цена. Эта цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предло­жения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена), а розничная цена может быть относительно стабильной. Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. Здесь тесно взаимодействуют цены и объемы вы­пуска товара, чем больше объем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и в конечном счете цены. Однако при дан­ном методе ценообразования необходимо:

- помешать появлению на рынке конкурента,

- постоянно заботиться о повышении качества това­ров;

- снижать издержки производства [6].

2) Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса.

Она не подвержена изменениям на протяжении дли­тельного времени. Однако в зависимости от хозяйственной конъюнктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться ка­чество) при сохранении цены.

3) Цены потребительского сегмента рынка устана­вливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуются различными социальными группами населения с неодинаковым уровнем доходов. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модифи­кации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Про­блема здесь заключается в том, чтобы установить пра­вильное соотношение цен на различные изделия и услуги.

4) Гибкая цена - цена, которая быстро реагирует на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Применение ее оправдано, если возможны сильные коле­бания спроса и предложения в относительно короткие сроки: снижение цен к концу дня при продаже некото­рых продуктов питания (свежая рыба, цветы и т.д.). Ис­пользование такой цены эффективно при небольшом чис­ле уровней управленческой иерархии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому ниж­нему уровню управления. Чем больше уровней иерархии в аппарате управления фирмы, чем длиннее путь приня­тия решений, тем меньше шансов у фирмы добиться успеха при этом методе ценообразования.

5) Преимущественная цена. Данный метод ценообра­зования предусматривает определенное понижение цен на товары предприятием (фирмой), которая занимает доми­нирующее положение (доля рынка 70 - 80%) на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и эконо­мии на расходах по реализации товаров. Главные цели предприятия - воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что «по карману» далеко не каждому конкуренту.

6) Цены на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен. Это не распродажа по сниженным ценам, а ориентация на строго ограниченный круг потре­бителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, производство запасных частей к автомобилям и грузови­кам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).

7) Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий. Такие цены используются на товары, до­полняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Данные цены применяются как реклама, например, иг­рушка — детская железная дорога, а паровозик с ва­гончиками продается по пониженной цене.

8) Договорная цена. В отличие от нашей сегодняшней практики, эти цены выгодны, а не разорительны для по­купателей. По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третью покупатель может по­лучить бесплатно. У покупателя создается иллюзия по­лучения значительной выгоды для себя в случае приобре­тения данного товара в большем количестве, чем ему необходимо. На самом деле основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается оборот и повы­шается прибыль [4; 6].

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, - следующий классификационный признак. Эти цены об­ладают специфическими чертами: они отражают расту­щие внешнеэкономические связи с другими государствами. Значительное влияние на уровень таких цен оказывают цены мировых рынков, отражающие условия производства и реализации мирового хозяйства. Внешне­ торговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Внешнеторговые цены определяются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

На экспортируемые товары внутри страны устанавли­ваются специальные цены для поставки на экспорт. На­пример, для продукции машиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное и тропическое исполне­ние. По некоторым видам дефицитной продукции при по­ставке на экспорт к ценам добавляется таможенная по­шлина. На импортные потребительские товары во многих случаях устанавливаются свободные розничные цены ис­ходя из соотношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных це­нах, и в тарифах на услуги, например, гостиниц для ино­странцев, при продаже потребительских товаров на ино­странную валюту в специальных валютных магазинах.

Цены, используемые в учете и статистике. К ним относятся индексы цен, текущие, средние цены, сопоста­вимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют вы­явить и анализировать тенденции в динамике цен, изме­рять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, абстрагируясь от изменений цен, осуществлять контроль и анализ выполнения стои­мостных показателей. Цены статистического учета явля­ются агрегированными, обобщенными.

Лимитные (предельно допустимые) цены устанавли­ваются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходной базой для определения в дальнейшем оптовых цен на эти изделия. Проектные и ориентиро­вочные цены используются в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены. Про­гнозные цены определяются научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств. Роль всех этих видов цен в условиях рыночных отношений значительно воз­растает [5].

3.  Основные методы регулирования цен, применяемые

 за рубежом

 

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов [1].

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены [1].

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минималь­ного уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта [7].

В настоящее время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации [1].

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами [3].

1. Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

2. Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

3. Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

4. Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

5. Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

Список литературы

1. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюктуры, цены, маркетинг. - М.: Международные отношения, 1993. – 213 с.

2. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. - М.: Международные отношения, 1993. – 187 с.

3. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М., 2001. - 240 с.

4. Слепов В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 241 с.

5. Уткин Э.А. Цены, Ценообразование. Ценовая политика: Учебник.-М.: «ЭКМОС», 1997. – 311 с.

6. Ценоообразование на финансовом рынке / Под ред. проф.                             В.Е. Есипова. - Санкт-Петербург, 1998. – 196 с.

7. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред.                            И.К. Салимжанова. - М., 1999.- 304 с.

8. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: Инфра-М, 1996. – 221 с.