Оглавление

1. Сущность логистики……………………………………………………….3

2. Виды потоков в зависимости от состояния параметров потока………...6

Задание 2. Решить задачу по определению материального потока

                   склада……………………………………………………………...8

Задание 3. Рассчитать уровень логического сервиса……………………….9

Задание 4. Найти место для расположения распределительного

                   склада методом определения центра тяжести

                   грузовых потоков……………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………… 13

Приложение………………………………………………………………….14

Введение

Объектом изучения логистики являются материальные и, связанные с ними, информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода.

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

1. Сущность логистики

Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, являются военное дело и, начиная со второй половины ХХ века – экономика. Несмотря на определенные различия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие элементы – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [3].

Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика – процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю.

Как прикладная наука, логистика разрабатывает, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность – обеспечивает применение этих методов.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:

- прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

- определение необходимой мощности производства и транспорта;

- разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

- разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

- построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

- разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач [2].

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин как банковская логистика.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане.

Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина – высокая доля логической составляющей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является материальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.

Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количественного состава, а также других характеристик, осуществлялось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины ХХ века [5].

В настоящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками.

Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необходимо отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и, соответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.

Логистический подход к управлению материальными потоками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода [1].

К внешним факторам следует отнести переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетический кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потоками и индустриализацию процессов товародвижения.

Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения рассматривается в разрезе  следующих слагаемых:

- снижение запасов на всем пути движения материального потока;

- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

- снижение транспортных расходов;

- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

2. Виды потоков в зависимости от состояния параметров потока

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками [6].

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношению к логистической системе;

- натурально-вещественному составу потока;

- количеству образующих поток грузов;

- удельному весу образующего поток груза;

- степени совместимости грузов;

- консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним [7].

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой.

Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и не совместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических                средств [4].

 

Задание 2. Решить задачу по определению материального потока на складе

Склад в течение месяца (30 дней) работал 18 дней. Сколько процентов грузов прошло через приемочную экспедицию, если товары в течение месяца поступали равномерно, как в рабочие, так и в выходные дни?

Различают грузы, прибывшие в рабочее и нерабочее время. Если разгрузка происходит в нерабочее время, т. е.  тогда, когда основной склад закрыт, то товар поступает в приемочную экспедицию – помещение, отдельное от основного помещения склада. Разгруженный в рабочее время товар направляется в основное помещение склад.

Склад работал 18 дней.

Склад не работал 12 дней (30-18=12)

Если принять за 100% количество грузов, прошедшее за 30 дней, то определим количество процентов грузов, которое прошло через приемочную экспедицию:

(12 х 100) : 30 = 40%

Таким образом, через приемочную экспедицию прошло 40% грузов.

    

Задание 3. Рассчитать уровень логистического сервиса

                                                                                                            Таблица 1

Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой

в процессе поставки товаров

Номер услуги

Время, необход. для оказания услуги, чел/ч

Номер услуги

Время, необход. для оказания услуги, чел/ч

Номер услуги

Время, необход. для оказания услуги, чел/ч

Номер услуги

Время необход. для оказания услуги чел/ч

      1

   0,5

     9

      1

     17 

      1

   25

     3

      2

     1

    10

      1

     18

      4

   26

     2

      3

     2

    11

      2

     19

      4

    27

    0,5

      4

     2

    12

      1

     20

      2

    28

    0,5

      5

     1

    13

      3

     21

     0,5

    29

     4

      6

    0,5

    14

      2

     22

     0,5

    30

      1

      7

     4

    15

     0,5

     23

      1

    31

     0,5

      8

    0,5

    16 

       1

     24

     0,5

    32 

      2

                                                                                                            Таблица 2  

Перечень услуг, фактически оказываемый фирмой

Номер услуги

Время, необходимое для оказания услуги, чел/ч

                              7

                                4

                              12

                                1

                              17

                                1

                              22

                               0,5

                              25

                                3

                              30

                                1

                              32

                                2

Расчет уровня логистического сервиса определяется по следующей формуле:

       m

ή = ---- х 100%,

       М

где ή – уровень логистического обслуживания в процентах;

      М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

       m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.

На практике уровень обслуживания можно оценить, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, затрачиваемым на оказание всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле:

           n

           Σ   ti 

                 i=1

ή = --------------- x 100%,

           N

           Σ   ti 

                 i=1

где N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

      ή – фактическое количество оказываемых услуг;

      ti – время на выполнение i-той услуги.

Определим количество услуг, которое теоретически может быть оказано:

1х0,5+2х1+3х2+4х2+5х1+6х0,5+7х4+8х0,5+9х1+10х1+11х2+12х1+13х3+14х2+15х0,5+16х1+17х1+18х4+19х4+20х2+21х0,5+22х0,5+23х1+24х0,5+25х3+26х2+27х0,5+28х0,5+29х4+30х1+31х0,5+32х2=811,5

Определим количество услуг, фактически оказываемых:

7х4+12х1+17х1+22х0,5+25х3+30х1+32х2=237

 Подставляем полученные данные в формулу и получим:

(237 : 811,5) х 100 = 29,2%.

Таким образом, уровень логического сервиса равен 29,2%.

Задание 4. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков

                                                                                                            Таблица 3

Координаты магазинов (потребителей материального потока)

       Номер магазина

                    Х

                    У

                     1

                    70

                    15

                     2

                    45

                    45

                     3

                    30

                    55

                     4

                    95

                    45

                     5

                    50

                    30

                     6

                    40

                    15

                     7

                    25               

                    25

                     8

                    55

                     20

                                                                                                            Таблица 4

Грузооборот магазинов, тонн в месяц

Номер магазина

    1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

Грузооборот магазинов, тонн в месяц

   20

    30

    10

    10

    10

   45

   60

    25

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х склад, У склад), т. е. точки, в которой может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам:

           n

           Σ   Гi  х Хi

                 i=1

                         Х склад = -------------------------;

           n

           Σ   Гi  

                  i=1

Х склад = 25х60+30х10+40х45+45х30+50х10+55х25+70х20+95х10 =

                                  60+10+45+30+10+25+20+10

= 9175 : 210 = 43,7

           n

           Σ   Гш  х Yi

                 i=1

                         У склад= ------------------------;

           n

           Σ   Гш

                 i=1

где Гi – грузооборот i-го потребителя;

       Хi, Уi – координаты i-го потребителя.

У склада = 15х45+15х20+20х25+25х60+30х10+45х30+45х10+55х10 =

                                   45+20+25+60+10+30+10+10

 = 5625 : 210 = 26,8

Таким образом, место расположения склада имеет координаты:

Х склад = 43,7; У склад = 26,8 (Приложение 1).

Список литературы

1. Васильев Г.А. Логистика. - М.:Экономическое образование,1999.-256с.

2. Гаджинский А.М. Логистика. - М.:ИВЦ «Маркетинг»,1999.-228с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. - Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1996.-287с.

4. Логистика / Под ред. Б.А.Аникина. - М.:ИНФРА-М,2000.-327с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Ростинтэр»,1996.-704с.

6. Михайлова О.И. Введение в логистику. - М.: Дашков и К,1999.-104с.

7. Основы логистики / Под ред. Л.В.Миротина. - М.: ИНФРА-М,1999.-200с.