Оглавление
1. Сущность и функции пятого элемента ………………………………..3
2. PR-кампания …………………………………………………………….6
3. PR-технологии при формировании аптечных сетей ………………….8
3.1. Целевая группа – чиновники …………………………………………8
3.2. Целевая группа - руководители дистрибьюторских
компаний …………………………………………………………….12
3.3. Целевая группа - руководители аптек ……………………………...17
3.4. Целевая группа - конечные потребители …………………………..21
Список литературы ……………………………………………………….23
1. Сущность и функции пятого элемента
Позитивный корпоративный имидж становится необходимым для устойчивого, значительного и продолжительного успеха фирмы. Благоприятный имидж - хрупкий и дорогостоящий товар, для его создания требуется много времени и усилий, так как известно, что даже небольшая ошибка может создать негативное впечатление о компании. Не случайно PR стал пятым по счету элементом «Р» маркетингового комплекса. Это означает, что выживание, устойчивость и процветание компании на рынке определяются четкой проработкой каждого из пяти элементов в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Поскольку PR продвигает не столько сам продукт на рынке, сколько формирует отношение к нему в массовом сознании, то, значит, основная его цель - это создание среды, благоприятной для успеха организации, и обеспечение необходимого поведения среды по отношению к фирме. PR осуществляется в зависимости от конкретных целей фирмы (в данном случае фармацевтической) по следующим направлениям:
- работа со СМИ;
- отношения с потребителями (клиентами), с партнерами (поставщиками и финансовыми институтами), со своим персоналом, с местной общественностью и местными органами управления, с государством (лоббирование своих интересов);
- конкретная работа по формированию имиджа компании, по организации специальных мероприятий, по преодолению и управлению кризисными ситуациями на фирме;
- деятельность по продвижению товаров и услуг либо удержанию интереса к ним у потребителя;
- отдельным и весьма значимым направлением является работа напрямую с наиболее авторитетным членом целевой группы, так называемым «лидером мнения» (opinion leader), поскольку любое сообщение, посланное аудитории, достигает сначала «лидера мнения», а затем уже через него распространяется на других, рядовых участников данной целевой аудитории; иными словами, в массы, как правило, идеи несут лидеры, причем для разных групп - разные лидеры.
Эффективность PR-воздействий для фармацевтической компании будет выше, если они будут нацелены на «правильных лидеров», а те в свою очередь будут самостоятельно преподносить необходимое сообщение остальным членам группы. В принципе это один из самых ответственных моментов PR-кампании. Даже самое интересное сообщение от компании, адресованное тщательно выверенной целевой аудитории, может не оказать никакого эффекта из-за использования неадекватных для представителей данной целевой аудитории коммуникационных каналов, которые либо вообще до них не доходят, либо указанная целевая группа не доверяет подобным источникам распространения информации. Следовательно, «лидер мнения» - это связующее звено между средствами массовой коммуникации и конкретной целевой аудиторией, нуждающейся в ориентации в силу своего недостаточного уровня компетентности. Кстати, следует иметь в виду, что зачастую у лидеров имеется собственный, наиболее значимый для них «лидер мнения», к которому они и обращаются в свою очередь за информацией.
Таким образом, PR перестает быть лишь реакцией на внезапные потрясения либо обычной пресс-службой, а становится одной из влиятельных структур информационного пространства компании, вписанной в схемы ее стратегического менеджмента.
По сути, PR - это обеспечение благополучия фирмы как в ближайшем, так и в отдаленном будущем, и одним из наиболее важных прикладных аспектов деятельности данной структуры фармацевтической компании является обеспечение ее быстрого и комфортного вторжения на новую сбытовую территорию.
В подобной ситуации функции PR будут наиболее востребованными при внедрении компании на уже сложившийся рынок, где ей предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией, - при открытии нового филиала либо при частичном переделе сфер влияния, например, в розничном секторе фармацевтического рынка. Но в любом случае это наиболее эффективный и цивилизованный рыночный способ мягкого и безболезненного разрешения «конфликта интересов» среди задействованных в нем участников.
Конечно, существуют и иные, «эволюционные» и гораздо менее затратные способы реализации бизнес-проектов, где не используются «грязные» и/или «секретные» PR-технологии. Однако в плане регионального охвата, т.е. при расширении филиальной сети, подобной стратегией «постепенного вхождения», попросту нерасторопностью, не преминут воспользоваться более агрессивные конкуренты, и тогда придется затратить уже значительно большие средства только для того, чтобы удержать ранее завоеванные рыночные позиции.
Если же речь идет о выводе на рынок коммерческого проекта, реализация которого будет затрагивать уже сформировавшуюся расстановку сил, то и в этом случае не обойтись без использования PR-технологий, способных кардинальным образом трансформировать существующие стереотипы, что позволит избежать социальных и иных потрясений и облегчить переход к новым производственным отношениям.
Что касается этической стороны PR-технологий (с разным цветовым наполнением от «черного» через «серое» к «белому») или уровня доступности их now-how, то, во-первых, уже все технологические приемы давно известны, а во-вторых, проблема больше лежит в области технологической открытости или, как сейчас говорят, в «прозрачности», а не в противопоставлении «чистых» технологий «грязным», т.е. секрет успеха PR-мероприятий определяется только величиной квалификации, уровнем профессионализма и степенью творческого потенциала PR-технолога.
2. PR-кампания
Разработка PR-кампании предусматривает соблюдение ряда следующих ключевых этапов:
1. Первоначальный анализ ситуации:
- описание проблемы, требующей решения с использованием PR-технологий;
- анализ значимого окружения (различные лица и организации), вовлеченного тем или иным образом в PR-кампанию, т.е. выявление и изучение целевых групп, способных повлиять на решение проблемы;
- постановка цели PR-кампании (по результатам проведенного анализа) с описанием предпочтительных итоговых достижений по позиционированию продвигаемого продукта (изменение стереотипов, сознания, представлений, отношения, поведения людей, их приоритетов и др.).
2. Концептуальная разработка продвигаемых положений по позиционированию PR-продукта, т.е. формулировка задач, решаемых в ходе PR-кампании:
- главная идея и образ, отражающий нужную ситуацию; подходы к их изменению;
- определение мотивации, присущей данной целевой группе, т.е. выявление потребности с высоким уровнем интенсивности, заставляющей искать пути и способы ее удовлетворения;
- выявление стереотипов, свойственных конкретной целевой аудитории, и приемы их коррекции.
3. Разработка адекватных сообщений с их последующей трансляцией разным целевым группам. Задуманные результаты в виде желаемых действий целевых групп являются следствием донесения до них определенной информации, т.е. сообщения. Распространение структурированного по форме и содержанию сообщения предусматривает степень воздействия на аудиторию, ее желаемый охват и частоту появления. Для каждой целевой группы разрабатываются свои сообщения, которые отвечают определенным задачам и соответствуют принятым в данной группе понятиям, а также учитывают побудительные мотивы, способные вызвать нужную ответную реакцию.
4. Выбор и обоснование методов и способов (каналов) подачи информации, адекватных целевым аудиториям, для получения запланированных результатов PR-кампании, т.е. определение инструментов продвижения задуманных положений (или выбор средств PR):
- каналы личной коммуникации;
- каналы неличной коммуникации;
- мероприятия событийного характера (презентации, пресс-конференции, специальные мероприятия, церемонии торжественного открытия организации или какой-либо новой программы, выставки и т.д.);
- средства массового воздействия - центральная пресса и другие СМИ, щиты, вывески, плакаты, почтовая реклама и др.;
- средства локального и избирательного воздействия, рассчитанного на специализированные аудитории.
В ряде случаев последние из вышеназванных средств оказываются более полезными, так как могут способствовать передаче нужного сообщения людям, живущим в конкретном регионе либо принадлежащим к определенной профессиональной или социальной группе, имеющей общие интересы.
5. Анализ ресурсов PR-кампании с коррекцией технологических приемов в зависимости от временных или финансовых ограничений при ее проведении, т.е. исходя из реальных возможностей фармацевтического предприятия.
6. Составление стандартного календарного плана по реализации мероприятий PR-кампании.
В силу своей универсальности подобная схема PR-кампании с незначительными модификациями может быть адаптирована практически для любого бизнес-проекта.
Применительно к фармацевтическому бизнесу особенно актуальной она может оказаться при реализации социально значимых проектов, например в ходе приватизации, дружественном либо недружественном поглощении аптек при создании аптечных сетей, причем уже на самых ранних этапах - при декларациях о намерениях. Масштабы отрицательных последствий при этом не ограничиваются только ущемлением коммерческих интересов многих участников рынка, а могут затронуть и способны всколыхнуть общественное внимание, зачастую неадекватное в силу особой пристрастности всех слоев общества к происходящему на рынке; в свою очередь, без проведения нейтрализующих PR-мероприятий осуществление сбытовой стратегии у данной фармацевтической компании будет значительно затруднено.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным более подробное изложение плана PR-кампании на примере вполне допустимого прецедента, связанного с наиболее уязвимым периодом реализации проекта по созданию аптечной сети - этапом выхода розничной структуры на рынок (с временным диапазоном от 6 месяцев до 1 года).
3. PR-технологии при формировании аптечных сетей
Цель - позиционирование розничной фармацевтической компании (РФК) (создание и поддержание имиджа).
Целевые группы - чиновники; руководители аптек и дистрибьюторских компаний; конечные потребители.
Анализ целевой аудитории.
Выбор PR-приемов.
PR-технологии рассматриваются применительно к целевым группам.
3.1. Целевая группа - чиновники
Описание: пол - М; возраст: 45-60 лет; семейное положение - женаты; дети - 1-2 ребенка; образование: высшее; социальное окружение - чиновники, преуспевающие бизнесмены. Источники дохода - официальная зарплата (оклад + премиальные) и неофициальные источники.
Цель воздействия на данную целевую группу: формирование желания участвовать в создании РФК и поддерживать ее в период роста.
Мотивация: потребность в уважении, престиже, признании достоинств, популярности.
Выявление стереотипов (мнения, предубеждения), присущих группе и влияющих на принятие решения (cм. табл. 1).
Таблица 1
Стереотипы отрицательные |
Приемы корректировки |
|
|
Страх потерять место (как следствие - лишиться дохода) |
Демонстрация социальной значимости проекта. Ситуация благоприятна для данного проекта. Ссылка на мнение чиновника, уже принявшего правильное решение; одобрение "лидера мнения". Нет серьезных финансовых вливаний из бюджета |
Нежелание принять ответственное решение |
Ссылка на имеющиеся прецеденты (примеры уже действующих РФК); ссылка на личный опыт чиновника (ранее принятые им удачные решения) |
Страх оказаться в группе проигравших |
Ссылка на авторитет учредителя РФК; положительная динамика ее развития, стабильность работы при любых ситуациях и успех всех его предшествующих проектов |
Страх потерять популярность |
Социальная значимость проекта. Возможность повышения имиджа чиновника |
Настороженное отношение ко всему новому |
Востребованность проекта по созданию РФК. Отсутствие «революционности» в проекте; все разумно и согласованно; примеры успешно действующих РФК в регионах |
Негативный опыт конкурентов в создании аптечных сетей |
Отличия РФК от конкурентов. Создание РФК - закономерное развитие аптечной сети (естественная динамика событий; ничего не ломаем, чтобы построить) |
Нереализованные ранее способности и амбиции (память о предыдущих унижениях при продвижении по служебной лестнице) |
Признание достоинств и значимости чинов-ника как личности; моральная компенсация за унижение; возвышение имиджа чиновника путем снижения имиджа его личного конку-рента; идеальная ситуация, чтобы показать себя |
Опасения, присущие людям пожилого возраста (состоя-ние здоровья, большие физические нагрузки) |
Реальное, быстрое и самостоятельное решение проблем силами учредителей РФК. Получение весомых гарантий, что ничего неприятного не произойдет |
Периоды PR-кампании на этапе выхода РФК на рынок включает в себя:
Первый период - подготовка к созданию РФК.
Второй период - регистрация РФК.
Третий период - привлечение первых участников проекта (аптеки и дистрибьюторские компании).
Четвертый период - увеличение числа участников РФК.
Средства для проведения PR-кампании распределяются по периодам, дифференцируются по воздействию на конкретную целевую группу и требуют обоснования выбора (см. табл. 2).
Таблица 2
Средства PR |
Обоснование выбранных средств |
Первый период PR-кампании |
|
Мнение авторитета ("лидера мнений") в любой форме |
Подготовка ссылки на "лидера мнений": демонстрация социальной значимости проекта; демонстрация востребованности проекта |
Статья о проблемах аптечной сети |
Постановка проблем и легкое нагнетание обстановки. Аннонсирование востребованности системы; демонстрация социальной значимости проекта |
Статья о возможности решения этих проблем с помощью РФК |
Отличия от конкурентов. Моделирование быстрого и реального решения проблем; ссылка на устойчивые звенья проекта; примеры удачных проектов такого же уровня |
Опубликование результатов исследования, подтверждающего востребованность системы |
Формирование мнения о востребованности проекта; демонстрация социальной значимости проекта |
Личные обращения руководителей РФК |
Признание достоинств местных органов власти. Признание достоинств чиновника. Демонстрация социальной значимости проекта; обещания быстрого и реального решения проблем. Нет финансовых вливаний из бюджета; ссылка на "лидера мнений"; ссылка на репутацию учре |
Второй период |
|
Брифинг |
Демонстрация социальной значимости проекта; востребованность системы; возможность изложения принципов деятельности РФК |
Интервью в прессе руководителя РФК |
Признание достоинств местных органов власти. Демонстрация закономерности появления РФК; демонстрация социальной значимости проекта; обещания быстрого и реального решения проблем; ссылка на авторитет; отсутствие финансовых вливаний из бюджета |
Третий период |
|
Презентация для прессы |
Демонстрация первых достижений; возвышение имиджа местных органов власти; популяризация РФК |
Статья о РФК |
Демонстрация востребованности РФК; демонстрация социальной значимости проекта (на конкретных примерах); демонстрация работы устойчивых звеньев розничной структуры |
Разъяснения в прессе и ответы на типовые вопросы (от чиновников и от аптек) |
Формирование мнения о перспективности проекта; демонстрация существующих и воображаемых прецедентов; демонстрация социальной значимости проекта |
Телеинтервью руководителя РФК (идеально с присутствием в студии чиновника) |
Признание достоинств местных органов власти; демонстрация закономер-ности появления РФК и социальной значимости проекта. Обещания быстрого и реального решения проблем вне финансовых вливаний из бюджета. Подготовка ссылки на "лидера мнений"; возвышение ими |
Четвертый период |
|
Анкетирование участников системы (внутренняя информация) |
Демонстрация достижений РФК. Косвенно: признание достоинств чиновника, принявшего правильное решение; приобщение чиновника к "команде победителей". База для последующей ссылки на чиновника, принявшего правильное решение, и рекламы его действий в нужном на |
Опубликование отзывов клиентов (пресса) |
Формирование мнения о успешно работающей розничной структуре; демонстрация социальной значимости проекта. База для провоцирования последующих действий чиновника в нужном направлении (можно вложить в уста клиентов нужную информацию) |
Интервью с чиновником, принявшим нужное решение (пресса, ТV) |
Подготовка "ссылки на авторитет" для других чиновников; демонстрация социальной значимости (конкретные примеры); возвышение имиджа "нужного" чиновника |
3.2. Целевая группа - руководители дистрибьюторских компаний
Описание: пол - М; возраст - 30-45 лет; семейное положение - женаты; дети - 1-2 ребенка; образова-ние - высшее; социальное окруже-ние - бизнесмены, чиновники; источники дохода - доходы от участия в бизнесе.
Цель воздействия на данную целевую группу: формирование желания сотрудничать с РФК.
Мотивация: потребность в принадлежности к данной группе, в самоуважении и уверенности.
Выявление стереотипов (см. табл. 3).
Таблица 3
Выявление стереотипов и приемы их корректировки
Стереотипы отрицательные |
Приемы корректировки |
Страх попасть в зависимость |
Самостоятельность в принятии решений; перспективы взаимовыгодного партнерства |
Личные амбиции |
Признание личных достоинств. Констатация позиций, занимаемых его компанией |
Страх оказаться в группе проигравших |
Четкое изложение принципов действия системы и демонстрация ее устойчивых звеньев. Социальная значимость проекта. Примеры единения усилий в других областях |
Боязнь подвоха |
Четкое изложение принципов партнерства. Ссылка на других партнеров. Ссылка на личную репутацию руководителей РФК |
Негативный опыт предшественников, участвовавших в реализации розничных проектов |
Отличия от конкурентов (с конкретными примерами). Анализ и учет прошлых ошибок. Востребованность и своевременность проекта |
Страх ослабления влияния на рынке и потери части сбыта (как следствие - недополученный доход) |
Самостоятельность в развитии собственного бизнеса и в принятии стратегических решений. Гарантированный сбыт; возможность утвердить собственные позиции на рынке |
Наблюдательная позиция |
Фактор времени («можно не успеть»). Быстрое и реальное решение ряда проблем собственного бизнеса. Социальная значимость проекта. Предложения по совместному совершенствованию проекта |
Стереотипы положительные |
Приемы их усиления |
Гарантия сбыта (как следствие - гарантированный доход) |
Возможность диверсификации и расширения собственного бизнеса |
Возможность получить надежного партнера |
Перспективы стабильности и взаимовыгодного сотрудничества; примеры положительного альянса в иных сферах бизнеса |
Репутация учредителей РФК на рынке |
Возможность приобщения к «команде победителей». Утверждение собственных позиций за счет возможностей учредителей РФК |
Средства, выделяемые для PR-кампании, распределяются по периодам ее проведения (см. табл. 4).
Таблица 4
Средства PR |
Обоснование выбранных средств |
Первый период PR-кампании |
|
Намеки в статьях, посвященных пробле-мам аптечного рынка, о закономерном разрешении проблем каким-то образом в ближайшее время (с помощью РФК) |
Подготовка аудитории к появлению РФК. Демонстрация закономерности появления РФК и социальной значимости проекта |
Слухи о появлении «чужака», о грандиозности замысла, о переделе рынка и т.д. (через органы власти и СМИ) |
Постановка проблем и легкое нагнетание обстановки. Подготовка аргумента «фактора времени» |
Личные встречи и звонки |
Подготовка ссылки на «лидеров мнений». Востребованность системы. Распространение слухов |
Второй период |
|
Брифинг (сообщение в прессе от официальных лиц о регистрации РФК) |
Возможность публичного изложения принципов работы РФК (по вопросам журналистского обеспечения). Популяризация РФК |
Опубликование в печати декларации о намерениях и стратегических целях РФК |
Формирование определенных стереотипов у аудитории; ответы на типовые вопросы. Демонстрация социальной значимости проекта |
Предоставление льготных условий для первых партнеров |
Привлечение первого «ядра» партнеров. Форсирование принятия решения о вхождении в альянс |
Опубликование результатов исследования, подтверждающего востребованность системы |
Формирование мнения о востребованности РФК; демонстрация социальной значимости и формирование мнения о беспроигрышности проекта |
Компромат в прессе о конкурентах (например, опубликование независимого исследования о развитии альтернативных сетей с выявлением их недостатков) |
Снижение имиджа конкурентов; аргумент о радикальном отличии создаваемой РФК от конкурентов; востребованность системы |
Третий период |
|
«Круглый стол» в ведущих фармацевтических изданиях (среди прочих вопросов: дебаты о РФК) |
Популяризация РФК; возможность получить аргумент в виде ссылки на авторитет; возможность усовершенствовать идею и отработать механизмы реализации проекта |
Статьи о новаторстве в фармацевтическом бизнесе |
Способ воздействия на нерешительную часть аудитории: аргументация построена на объективных фактах (не подвергающихся сомнению) |
Наружная реклама |
Поддержка рекламных мероприятий по пропаганде товарного знака РФК; элемент привыкания к существованию РФК |
Интервью с "лидером мнений" |
Весомость аргументации влиятельной персоны. Демонстрация социальной значимости проекта; обещания быстрого и реального решения проблем; освещение перспектив развития |
Проблемная статья о состоянии фармацевтического рынка |
Воздействие на позицию «наблюдателя»; доводы в пользу фармацевтической кооперации; подтверждение востребованности систем |
Сувениры и рекламные материалы. Введение собственных неологизмов в прессе типа «стандарты-GRP/GNP» (правильная розничная/сетевая практика) и т.п. |
Популяризация проекта и вновь созданной РФК |
Четвертый период |
|
Клуб партнеров РФК либо вариант роз-ничной фармацевтической ассоциации или гильдии специалистов аптечной сети |
Возможность неформального общения (укрепление внутренних связей); формирование корпоративной культуры и партнерских взаимоотноше-ний; культивирование кастовой причастности и чувства принадлежности к группе |
Личные встречи и звонки |
Удовлетворение личных амбиций |
Декларация миссии РФК |
Формирование имиджа устойчивой и респектабельной РФК; возможность изложения принципов и стратегических целей РФК |
Открытое письмо (в печати или на конферециях и т.п.) к дистрибьюторам |
Поддержка имиджа "прозрачной компании" и открытости ее намерений (как следствие - получение кредита доверия). Удовлетворение личных амбиций партнеров |
Презентация для прессы |
Демонстрация достижений РФК; ответы на типовые вопросы. Привлечение новых и поощрение имеющихся партнеров |
"Вложенная реклама" на конференциях, семинарах и др. |
Эффект привыкания к дальнейшей популяризации |
Опубликование статистических данных развития РФК за год с подборкой "ударных цитат" |
Усиление аргументации (с учетом интеллектуального уровня аудитории) для демонстрации реальных успехов РФК |
Благодарность партнерам (личные письма и упоминание в прессе) |
Удовлетворение личных амбиций партнеров. Поддержание благоприятного имиджа РФК |
3.3. Целевая группа - руководители аптек
Описание: пол - Ж; возраст - 35-50 лет; семейное положение - замужем; дети - 1-2 ребенка; образование - высшее; социальное окружение - работники аптек, работники дистрибьюторских компаний, работники фирм-производителей, чиновники; источники дохода - официальные и неофициальные.
Цель воздействия на данную целевую группу: формирование желания вступить в РФК.
Мотивация: потребность в безопасности, экономической стабильности, защите, свобода от беспокойства и хаоса.
Выявление стереотипов (см. табл. 5, 6).
Таблица 5
Стереотипы отрицательные |
Приемы корректировки |
Страх потери дохода |
Четкое изложение принципов работы системы; обещание возможности увеличения прибыли и продолжения развития собственного бизнеса |
Страх попасть в зависимость |
Самостоятельность в принятии решений. Доказательства преимущества данной системы перед другими |
Страх быть обманутым |
Юридически подкрепленные гарантии. Ссылка на «авторитеты» уже вступивших в РФК; опыт функционирования аптечных сетей в регионах |
Личные амбиции (собственная значимость) и значимость собственного аптечного бизнеса |
Признание личных достоинств руководителя аптеки. Акцентирование важности розничного звена в товаропроводящей цепочке |
Страх открытой демонстрации собственного мнения |
Ссылка на "лидера мнений". Приобретение защиты в лице РФК |
Негативный опыт (собствен-ный или других аптек) участия в аптечных сетях |
Отличия РФК от конкурентов. Востребованность аптечных сетей рынком в виде таких структур, как РФК |
Желание противодействовать административным рекомендациям |
Уверения в лояльности к интересам аптечных учреждений; декларации о единой союзнической позиции РФК и аптек как едино-мышленников |
Настороженное отношение ко всему новому |
Ссылка на аптеки, которые уже работают с РФК, и описание выгод и преимуществ от подобного альянса; обоснование причин вступления в РФК для аптек, реально заинтересованных именно в такой форме сотрудничества |
Стереотипы положительные |
Приемы их усиления |
Стремление к единению |
Уроки кризиса и возможности разрешения аптечных проблем общими силами |
Осознание собственной беззащитности |
Примеры негативного опыта данной аптеки и других аптечных учреждений |
Желание разделить ответ-ственность и уменьшить груз проблемных ситуаций |
Четкое изложение проблем, которые снимутся с руководителя аптеки. Репутация РФК и ее учредителей как надежных и внимательных партнеров |
Репутация РФК |
Демонстрация возможностей РФК для успеха реализации проекта; примеры решения проблем с помощью РФК |
Таблица 6
Средства PR |
Обоснование выбранных средств |
Первый период PR-кампании |
|
Слухи о проекте, способном решить проблемы аптек; о торможении проекта в органах власти вследствие ущемления интересов чиновников (через органы власти, работников аптек и СМИ) |
Инициация проблемы; привлечение внимания; формирование и удерживание интереса |
Анкетирование представителей целевой группы |
Распространение слухов; аргументация востребованности системы; подготовка благоприятного имиджа РФК; удовлетворение чувства собственной значимости |
Статья о проблемах аптечной сети |
Востребованность в аптечных сетях нового типа; демонстрация социальной значимости проекта; культивирование чувства незащищенности у аптек |
Второй период |
|
Презентация |
Возможность ответить на типовые вопросы. Удовлетворение чувства собственной значимости. Популяризация РФК |
Презентационная статья в специализированной прессе |
Обещания быстрого и реального решения проблем; демонстрация социальной значимости проекта; популяризация РФК |
Персональные обращения к руководителям аптечных учреждений (адресное направление посланий и прочие способы личной коммуникации) |
Создание благоприятного образа. Разъяснение стратегических целей и принципов сотрудничества с РФК. Удовлетворение чувства собственной значимости. Дополнительный призыв к участию в проекте |
Дополнительные имиджевые мероприятия (размещение рекламы в Рунете и создание собственного Web-сайта) |
Эффект привыкания к РФК и все вышеприведенные коммуникационные возможности |
Юридические комментарии в прессе и интервью с руководством РФК (на ТV и в печати) |
Нейтрализация негативных стереотипов. Ответы на типовые вопросы. Создание образа «открытой компании» и призыв к единению. Формирование своего «лидера мнения» |
Третий период |
|
Презентация и прямая реклама в прессе |
Опубликование принципов работы и способов достижения поставленных перед РФК целей; популяризация позиций фармацевтической компании и привлечение новых участников либо удержание имеющихся |
Личные встречи и звонки |
Удовлетворение чувства собственной значимости; формирование чувства защищенности |
Интервью с аптеками, вступившими в РФК |
Развитие корпоративности. Демонстрация реальных достижений; создание ссылки на «мнение авторитета» |
Интервью с представителем власти |
Создание ссылки на «лидера мнений». Демонстрация влиятельности и способности решать проблемы разными способами |
Проблемная статья о состоянии фармацевтического рынка |
Демонстрация реальных достижений; сравнительный анализ состояния дел аптек в РФК и в прочих аптеках; демонстрация относительно «беспроблемного» существования аптек, входящих в РФК |
Сувениры и рекламные материалы (в том числе наружная реклама) |
Популяризация РФК и эффект привыкания; пропаганда товарного знака |
Внутрифирменные конкурсы среди аптек |
Поддержание позитивного имиджа РФК и демонстрация заботы об участниках проекта; выявление и анализ корпоративных проблем в аптечной сети |
Четвертый период |
|
Опубликование миссии РФК |
Популяризация РФК и принципов ее деятельности. Развитие чувства корпоративности. Поддержание благоприятного имиджа |
Презентация и наружная реклама |
Демонстрация реальных успехов. Обсуждение текущих проблем. Пропаганда РФК и ее товарного знака |
Статья о работе РФК с аптеками |
Демонстрация реальных достижений. Ответы на типовые вопросы. Демонстрация решения проблем |
Анкетирование аптек РФК |
Выявление достоинств РФК и недостатков ее работы. Оценка эффективности рекламной кампании |
«Круглый стол» с руководителями аптек и представителями органов власти; статья в прессе по результатам встречи |
Популяризация РФК и демонстрация ее реальных достижений. Подготовка ссылки на «лидера мнений». Выявление отдельных недостатков в работе РФК |
Поздравления с праздниками, в том числе организация пикников, постоянно действующих лотерей среди аптек РФК и т.п. |
Удовлетворение личных амбиций и чувства собственной значимости. Поддержание благоприятного имиджа устойчивой компании; культивирование чувства корпоративности среди участников РФК |
3.4. Целевая группа - конечные потребители
Описание: требуется детальное изучение с привлечением данных из внешних источников.
Цель воздействия на данную целевую группу: формирование желания совершать покупки в аптеках, вступивших в РФК (как следствие, привлечение новых аптек-участников).
Мотивация: требуется специальное исследование. Из общих потребностей применительно к покупкам в конкретной розничной сети можно отнести ряд физиологических (гигиена, здоровье, секс, сон и пр.) и некоторые социально ориентированные потребности (престиж, статус, экономическое положение, собственная значимость, желание уважительного отношения к себе и т.п.).
Выявление стереотипов: в зависимости от адекватного определения потребностей, присущих конкретной целевой группе, т.е. конечным потребителям, посещающим аптеки данной РФК.
Для воздействия на данную аудиторию предпочтительнее использовать средства прямой рекламы: щиты, вывески, стикеры и т.п. Небольшое количество рекламного бюджета может быть выделено на рекламные статьи в женских журналах и популярной «мелкобуржуазной прессе». Окончательно выбрать средства воздействия можно только после идентификации целевой аудитории и выявления ее стереотипов.
Активно влиять на данный потребительский сегмент наиболее оправданно, а может, и необходимо только в четвертом периоде PR-кампании.
Список литературы
1. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. С.Г.Светунькова. – М ., 2005. – 382 с.
2. Пашутин С. Пятый элемент компании // Управление компанией. – 2006. - №2. – С.28-42.