Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Трудовая деятельность руководителя, ее особенность………………….4

2. Организация рабочего места руководителя………………………………5

3. Организация рабочего места руководителя

    ЗАО «Электрокомплектсервис»…………………………………………...8

4. Рекомендации по совершенствованию организации

    рабочего места руководителя…………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Однако, до начала ХХ века придавалось мало  значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию.

С начала ХХ века управление начинает выделяться в самостоятельную науку, которая продолжает развиваться до сих пор. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен управлять, чтобы организация работала эффективно. В тоже время недостаточно внимания уделялось тому, как организовать работу самого руководителя.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.

Целью контрольной работы является анализ теории и практики организации труда руководителя и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. А именно особое внимание будет уделено организации рабочего места руководителя.  

1. Трудовая деятельность руководителя, ее особенность

Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

В процессе трудовой деятельности руководитель выполняет четыре  функции:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль [1].

Стоит отметить, что не только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают и остальные работники организации. Цель работы самого руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу предприятия.

Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

1. Руководитель непосредственно не связан с созданием материальных ценностей, хотя активно участвует в организации производства.

2. Работа руководителя в основном умственная.

3. Нелимитированность работы руководителя.

4. Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений.

5. Труд руководителей не подается количественному учету.

6. Необходимость принятия большого количества решений за короткий период.

7. Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.

8. Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения [2].

Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязанно друг с другом.

2. Организация рабочего места руководителя

Прежде чем перейти к рассмотрению организации рабочего места, необходимо выяснить, что представляет собой рабочее место руководителя. Если рассматривать рабочее место руководителя, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет зависит и то как будет работать руководитель. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций руководителя, тем производительнее и эффективнее будет работа руководителя.

При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:

1. Внутренний объем и форма кабинета.

В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета. Также имеет большое значение, так как рабочий кабинет руководителя не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2.

2. Мебель.

Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

- антропометрические показатели (рост, длина корпуса, длина рук и др.);

- обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;

- рациональная планировка и компоновка мебели;

- мебель должна выглядеть эстетично [2; 3].

3. Оборудование.

Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:

- канцелярские принадлежности;

- два телефона (один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на руководителя. Это позволит меньше отвлекать руководителя);

- компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы руководителя. Во-первых компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии хорошего программного обеспечения, выхода на внешние компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации;

- ежедневник. Очень необходимая вещь, позволяющая руководителю не забывать назначенные встречи или другую полезную информацию [3].

4. Цветовое оформление кабинета.

Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.

5. Санитарно-гигиенические условия труда. Основные нормативы приведены в табл. 1 [4].

Таблица 1

Общегосударственные нормативы санитарно-гигиенических условий

труда служащих

Показатели

Значение показателей

Микроклимат (СН 245-71)

1. Температура (оС)

1.1. Теплый период года

22-25

1.2. Холодный период года

20-22

2. Относительная влажность воздуха (%)

60-90

3. Скорость движения воздуха (м/с)

до 0,3

Уровень освещенности (СНиП 11А,9-71)

Общий

300 люкс

Всеми источниками света

750 люкс

Уровень шума (звука) (СН 245-71)

Нижний

60 дБ

Верхний

75 дБ

Следует отметить, что для снижения шума можно использовать: ковровые покрытия на пол, двойные двери, шумоизоляционная обивка и другое. Для поддержания нормального микроклимата применяются кондиционеры, лучистые источники тепла. Для снижения солнечного света можно повесить на окна жалюзи

3. Организация рабочего места руководителя

ЗАО «Электрокомплектсервис»

Закрытое акционерное общество «Электрокомплектсервис» создано в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Учредителями являются граждане РФ: Рылов Владимир Сергеевич и Глазунов Владимир Викторович. В г.Кемерове предприятие располагается по адресу:

1. Торгово-выставочный зал – г.Кемерово, пр.Советский,31.

2. Магазин «Электрика» - г.Кемерово, ул.Клары Цеткин,118. 

Торгово-выставочные залы компании призваны обеспечить всем диапазоном электротехнических товаров: от оборудования подстанций до выключателя настольной лампы. Главным критерием отбора продукции является ее качество и, особенно, пожарная и электрическая безопасность, что, по мнению руководства компании, можно достичь, только работая с ведущими отечественными и зарубежными производителями.

В течение 8 лет компания «Электрокомплектсервис» является официальным партнером фирмы Siemens. Результатом такого долговременного сотрудничества стала разработка проекта программы по реорганизации РАО ЕЭС совместно с фирмой Siemens, ИТЦ «Электрокомплектсервис»,                                    «Сибпроектэлектро».

Главным показателем уровня компании является уровень образования и профессионализма сотрудников. На сегодня в компании работают около                 550 человек. 80% из них имеют высшее образование. Ежегодно компания обучает 50 человек в российских ВУЗах и английской школе бизнеса.

Компания «Электрокомплектсервис» является крупнейшей электротехнической компанией за Уралом.

Рассмотрим как организовано рабочее место руководителя                          ЗАО «Электрокомплектсервис» (рис. 1).

 

Рис. 1 Организация рабочего места руководителя                                             ЗАО «Электрокомплектсервис»

Анализируя рабочее  место руководителя ЗАО «Электрокомплектсервис» можно сказать, что внутренний объем кабинета руководителя составляет 45м2. Кабинет имеет прямоугольную форму. Длина кабинета = 10м2. Ширина = 4,5м2. Высота кабинета составляет 3,5м. Такие показатели свидетельствуют о том, что форма кабинета руководителя рассматриваемого предприятия является рациональной.

Исходя из рис. 1, из мебели присутствуют:

- стол, предназначенный для проведения совещаний;

- стулья (в количестве 5 шт.);

- диван;

- кресла (2 шт.);

- журнальный столик.

Как показало наблюдение, вся мебель выглядит эстетично и является достаточно удобной. Антропометрические показатели соблюдены.

Однако, существенным упущением является нерациональное размещение мебели в кабинете руководителя. Практически половина кабинета пустует. Стол руководителя расположен по диагонали от входной двери, что создает затруднение при обзоре руководителем входящих в кабинет. Зона отдыха также располагается неудобно. Диван  удален от кресел и журнального столика.

На рабочем столе руководителя имеется следующее оборудование:

- канцелярские принадлежности;

- два телефона (внутренняя связь и городской телефон);

- ежедневник.

Цветовая гамма кабинета выполнена в светло-бежевых тонах, что способствует снижению утомляемости и повышает настроение и работоспособность.

Санитарно-гигиенические условия труда соблюдены.

4. Рекомендации по совершенствованию организации рабочего места руководителя

Анализ организации рабочего места руководителя ЗАО «Электрокомплекссервис» показал, что недостатком является нерациональная организация рабочего места руководителя.

В качестве рекомендаций по совершенствованию организации рабочего места руководителя можно предложить следующее. На рис. 2 показан один из возможных вариантов организации рабочего места руководителя. Отметим некоторые особенности.

Весь кабинет делится (условно) на три зоны.

Первая зона - непосредственно рабочее место руководителя.

Вторая зона - зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров.

Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла.

Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение. На приставке (слева) можно разместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка спереди рабочего стола нужна для официального приема                             1-3 посетителей.

Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (количество участников конференций, планерок  (5-7 человек) + 2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально обыкновенные стулья с мягким сиденьем.

Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха руководителя.

 

Рис. 2 Предлагаемая организация рабочего места руководителя                                             ЗАО «Электрокомплектсервис»

Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будет располагаться производимая продукция. Также необходимы большие настенные часы с боем, которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит помогает в работе.

Заключение

Организация рабочего места руководителя является важным компонентом эффективной работы управленческого персонала  организации.

Организация рабочего места включает в себя:

1. Внутренний объем и форму кабинета руководителя (высота, ширина, длина кабинета).

2. Мебель (антропометрические показатели мебели, рациональная планировка и компоновка, эстетическая привлекательность).

3. Оборудование (канцелярские принадлежности, компьютер, телефон, факс, ежедневники, справочники и т.д.).

4. Цветовое оформление кабинета.

5. Санитарно-гигиенические условия труда.

Анализ организации рабочего места руководителя ЗАО  «Электрокомплектсервис» показал, что наиболее весомой проблемой в организации рабочего места управленческого персонала данной организации является его нерациональная организация.

В этой связи были предложены рекомендации, которые сводились к разделению кабинета руководителя на три зоны: 1) непосредственно рабочее место руководителя; 2) зона проведения совещаний; 3) зона отдыха. Каждую из этих зон рекомендовалось рационально укомплектовать необходимой мебелью и оборудованием.

Список литературы

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 704 с.

2. Саркисов В.В., Шелехов В.М. Научная организация и нормирование труда: Учебник / Под ред. В.В. Саркисова. - М.: Высш. школа, 1992. - 335с.

3. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 1981. - 408 с.

4. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.