СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………  3

1 Теоретические основы финансового менеджмента………………………. 5

1.1 Понятие финансового менеджмента……………………………………   5

1.2 Основы принятия финансовых решений…………………………………7

1.3 Эффективность управления……………………………………………….9

2 Роль финансового менеджмента в управлении предприятием…………. 13

2.1 Управление оборотным капиталом……………………………………   13

2.2 Управление запасами……………………………………………………..18

2.3 Оценка платежеспособности……………………………………………..21

2.4 Рентабельность и цена капитала ………………………………………   23

2.5 Управление инвестициями……………………………………………….26

3 Оценка финансового состояния предприятия…………………………….31

4 Пути оптимизации решений по управлению предприятием…………….32

Заключение……………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………   39

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика в России набирает силу. Вместе с ней усиливается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление  движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но прежде всего путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов.

Менеджмент представляет собой систему экономического управления производством, которую можно рассматривать с различных точек зрения:

- как систему экономического управления, включающую совокупность принципов, методов, форм и приемов управления;

- как аппарат управления;

- как форму предпринимательской деятельности;

- как науку об управлении.

Управление – это процесс выработки и реализации различных воздействий на объект управления, предназначенных для достижения выбранной цели. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями и всегда опирается на информационные потоки, осуществляя принятие решений на основе полученной совокупности информации.

Менеджмент имеет много аспектов, в том числе: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный. Когда речь идет о бизнесе, менеджмент можно рассматривать как форму управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности предприятий и коммерческих организаций. Как орган управления менеджмент – это менеджеры, которые представляют собой наделенный исполнительной властью руководящий состав компаний, банков, финансовых учреждений. Менеджер – это субъект управления, который посредством управленческих воздействий осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

В работе предполагается рассмотреть финансовый менеджмент и его роль в управлении.

Объект исследования – финансовый менеджмент.

Предмет исследования – финансовый менеджмент и его роль в управлении.

Цель исследования – изучить особенности финансового менеджмента и его роль в управлении.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие финансового менеджмента;

- изучить основы принятия финансовых решений;

- проанализировать эффективность управления;

- рассмотреть управление оборотным капиталом;

- рассмотреть управление запасами;

- дать оценку платежеспособности;

- рассмотреть рентабельность и цену капитала;

- проанализировать управление инвестициями;

- дать оценку финансового состояния предприятия;

- рассмотреть пути оптимизации финансовых решений по управлению предприятием.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми ресурсами, обеспечивающую их рациональное привлечение и использование. Целью финансового менеджмента является разработка и реализация мер, направленных на достижение эффективной деятельности предприятия, увеличение прибыли при минимизации расходов, развитие его экономического потенциала, повышение конкурентоспособности, обеспечение финансовой устойчивости, оптимизацию структуры активов, привлечение источников финансирования.

Финансовый менеджмент предприятия включает разработку стратегической финансовой политики и ее реализацию на основе использования соответствующих методов, финансовых инструментов и практических приемов. Основой финансового менеджмента является финансовая стратегия, позволяющая финансовым службам осуществлять последовательные непротиворечивые меры исходя из согласованных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов предприятия.

Основным объектом финансового менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетный и другие счета и с их расходованием, т. е. денежный оборот. Оборот денежного капитала сопряжен с процессом кругооборота всего капитала, формированием активов предприятий и источников их покрытия, дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестициями, финансовыми операциями, взаимоотношениями с государственным бюджетом.

Основными источниками информации для проведения финансового менеджмента являются данные финансового учета – официальной бухгалтерской и статистической отчетности, показатели внутрихозяйственного производственного и финансового учета и анализа, материалы бизнес-плана, данные финансового законодательства и банковских организаций о налоговых и процентных ставках, информация товарных и финансовых бирж и статистических органов о производстве и реализации товаров, движении цен, об индексах и конъюнктуре рынка ценных бумаг и др. Эта информация обрабатывается финансовыми службами на основе закономерностей функционирования рыночного хозяйства, она образует информационную основу для финансового менеджмента.

Управление финансами предприятий осуществляется с помощью различных методов. Основными методами являются формирование прогнозов и планов, выбор и реализация способов финансирования и кредитования деятельности предприятий, регулирование и контроль финансовых  операций предприятий.

Финансовое управление предприятиями осуществляют, как правило, специальные финансовые службы, организующие и контролирующие финансовые взаимоотношения между предприятиями и рынками капитала, факторов производства и товаров. Финансовая служба, осуществляя эти функции, может иметь подразделения, занимающиеся финансовым анализом, прогнозированием и планированием, управлением денежными ресурсами, кредитной политикой, финансовыми вложениями, взаимоотношениями с бюджетами по налогам и др.

1.2 ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ

Основополагающим элементом финансового менеджмента является стратегия финансовой политики. Она связана с выбором целей финансовой политики. В зависимости от поставленных целей и ряда других факторов сложился ряд подходов к формированию стратегии.

Одним из распространенных является подход с позиций максимизации прибыли. Исходным положением является тезис о том, что целью предприятия является максимизация прибыли на долгосрочный период. Под максимальной (предельной, маржинальной) прибылью понимается максимальное превышение выручки над совокупными издержками при определенном наиболее рациональном объеме продаж.

Наиболее выгодные с точки зрения соотношения цен и издержек объемы производства определяются с помощью математических методов на основе предельных величин. На практике, однако, оказывается, что поскольку все предприятия стремятся к этой цели, то она недостижима, и предприятия вынуждены довольствоваться нормальной прибылью. Хотя каждое предприятие может иметь прибыль несколько выше или меньше нормальной, предприятия будут продолжать функционировать, если величина прибыли признается их владельцами в качестве удовлетворительной.

Следует учитывать, что существует прибыль от основной деятельности, балансовая, чистая прибыль, прибыль на собственный капитал и т. д. В зависимости от вида прибыли эффективность финансовых решений будет выглядеть по-разному.

Другим распространенным подходом к определению цели финансового менеджмента является подход с позиций увеличения стоимости собственного капитала предприятия, отражающейся в рыночной стоимости обыкновенных акций. Логическим основанием этой позиции является тезис, согласно которому доход владельца предприятия определяется не только прибылью, связанной с текущей деятельностью, но и изменением рыночной оценки денежных средств, вложенных в акции, или, иначе говоря, возрастанием рыночной цены собственности.

Акции покупаются и продаются, поэтому разница между ценами купли и продажи действительно может рассматриваться как доход. Считается, что критерий максимизации ценности фирмы в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к финансовому управлению предприятием, так как он обеспечивает прогнозирование доходов владельцев и дает приемлемую основу для принятия решений в области привлечения источников финансирования текущей деятельности и инвестиций, планирования поступлений и расходования средств.

Недостатком финансовых решений, основанных на увеличении стоимости акций, является сложность оценки будущих доходов, расходов и финансовых рисков. Кроме того, акции многих предприятий не торгуются на рынке ценных бумаг и поэтому не имеют рыночной оценки.

В качестве ориентира финансовой политики может быть избрана политика увеличения объема производства и реализации продукции. В этом случае масштабы производства, место, занимаемое предприятием на рынке, его имидж, репутация продукции, устойчивость и т. п. рассматриваются как факторы принятия решений. При этом, конечно, не снимаются вопросы прибыли и рентабельности вложенного капитала, дохода на капитал, но они не рассматриваются в качестве решающих мотивов деятельности.

Существенное воздействие на определение финансовой политики оказывает отношение к таким вопросам, как ориентация на кратковременные или долгосрочные проблемы развития бизнеса, различия в учете интересов различных субъектов хозяйствования – владельцев, менеджеров и работников предприятия.

1.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность управления – предмет постоянного внимания как экономической теории, так и практики. Основными факторами, рассматриваемыми при этом, традиционно являлись отдача капитала, ресурсов и труда. Однако по мере автоматизации производственных процессов они перестают играть главную роль. Этому же способствует перенесение центра тяжести конкуренции в сферу удовлетворения потребностей клиентов. Как следствие, на передний план выдвигаются такие важные человеческие качества, как способность к логическому и творческому мышлению, слушать и убеждать людей, эффективно с ними взаимодействовать.

Цель любой предпринимательской деятельности – получение прибыли. Для этого необходимо принести пользу клиенту, т. е. произвести и продать тот или иной товар, устраняя все возможные препятствия на его пути к покупателю.

Прибавочная стоимость создается посредством переработки сырья и материалов в новую потребительскую стоимость. Выявление логистической цепи повышения стоимости является достижением классиков экономической теории.

В последние годы в России появились компании, в которых постепенно реализуются эффективные управленческие системы. Некоторые из них превратились в значимых субъектов внешних рынков. В мировых рейтингах динамически развивающихся предприятий уже можно встретить и российские.

Но если стоит цель, чтобы основная масса населения достигла среднего европейского уровня жизни в течение ближайших 10 лет, то эффективная управленческая система должна работать по всей стране и на большинстве предприятий. Однако некоторые сегодняшние тенденции в области законодательства, а также в сфере политического и экономического развития затрудняют повышение эффективности экономики в целом и управления в частности.

Конкурентная среда должна быть такой, чтобы в любой момент активные люди могли предложить альтернативу образованию на действующих предприятиях новых служб и подразделений для решения задач развития.

Несмотря на тяжелые условия, многим руководителям предприятий в России все же удается создавать эффективные управляющие системы. Общее свойство таких компаний в том, что иерархические структуры управления в них заменяются «плоскими или низкими». Подобная система управления предполагает быструю передачу информации от клиентов к поставщикам, в частности, исключается практика, при которой все вопросы, касающиеся двух или большего количества подразделений, решаются только между их руководителями.

Отказ от такой практики потребует от руководителя смелости делегировать полномочия и способности воспринимать внешние сигналы. Но еще большая смелость требуется от менеджеров и остального персонала, так как в указанной ситуации они должны брать ответственность за свои решения и действия на себя.

И все же главная проблема российской экономики не техническая и даже не инфраструктурная, а социально-экономическая – отставание по уровню жизни от развитых стран. По разным данным, средняя зарплата россиян составляет лишь 10-20% ее величины в странах – членах ОЕСD. Такое же соотношение по показателю производительности труда.

Для того чтобы повысить производительность труда и зарплату, требуются значительные инвестиции на построение инфраструктуры, новую технику, переквалификацию людей. Понятно, что решение задач общероссийского масштаба невозможно без участия государства. Особенно это касается создания эффективной системы управления безработицей и разными социальными программами.

Основные ресурсы свободных капиталов в мире сегодня сконцентрированы в американских, японских и европейских инвестиционных фондах. Для того чтобы привлечь их средства в Россию, требуется ряд институциональных преобразований. Важнейшее из них – вступление в ВТО.

Вероятно, России больше подходит европейская модель развития в широком смысле слова. Ее главная особенность заключается в определенном балансе интересов государства, предприятий, профсоюзов и других общественных организаций. Кроме того, европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда.

Формирование такой системы означает, во-первых, что внутри предприятий производится замена функциональных и бюрократических организационных структур на внутрифирменные предпринимательские команды. Во-вторых, крупные компании осуществляют отделение многих функций и направлений, при этом одновременно поощряется создание малых предприятий во всех сферах экономики, в том числе в здравоохранении и социальном обеспечении. В-третьих, происходит автоматизация разных контрольных и учетных функций, связей между предприятиями.

   Эффективное взаимодействие невозможно без высокой технологии, развитого макроэкономического окружения и прогнозируемого, стабильного общественного регулирования.

Повышение эффективности управления включает множество задач. Основные из них относятся к уточнению концепции управления, реорганизации управленческих процессов на предприятии и перестройке организационных структур в сторону самоуправления и предпринимательства, интеграции стратегического планирования и оперативного управления, усилению индивидуальной ответственности, сознательности и мотивации работников и, наконец, ко всесторонней автоматизации операций и процессов.

Развитие управления начинается с определения миссии, стратегии и ценностей на основе анализа прошлого и видения будущего. Главное требование управления в создании новой стоимости для предприятия и клиента. Поэтому соответствие миссии и стратегии потребностям рынка и единое понимание всем персоналом – своего рода идеологическая основа управления.

Для повышения эффективности необходима горизонтальная интеграция традиционных функций управления и переработки продукции.  Последние новации в этой сфере – создание предпринимательских команд, в которых объединяются не только внутрифирменные подразделения, но представители клиентов и поставщиков.

Одновременно с горизонтальной интеграцией происходит вертикальная, когда имеются в виду такие организационные структуры, в которых существует только два уровня управления – высшее, стратегическое руководство и предпринимательские команды, в пределах которых решаются оперативные задачи и реализуется стратегия.

Введение эффективной системы управления потребует немалого числа жестких, непопулярных мероприятий. Уже частичная автоматизация процессов вызывает сопротивление тех, кто сегодня выполняет учетные, контрольные и отчетные функции. Но самая большая угроза, видимо, будет исходить со стороны чиновников разного уровня, так как эффективная система управления закрывает не только значительную часть их побочных доходов, но и лишает смысла многие их должности.

Как показывает опыт экономически развитых государств, коррупция не совместима с эффективностью. В России это обстоятельство необходимо учитывать в числе мощных препятствий к переменам.

  

2 РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

2.1 УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

К числу основных критериев оценки финансового положения предприятий относится их платежеспособность. Платежеспособность характеризует возможность предприятий оплачивать свои долговые обязательства. Финансовое состояние предприятий можно оценивать с позиций краткосрочной или долгосрочной перспективы. В этой связи различают долгосрочную и текущую платежеспособность.

Долгосрочная платежеспособность определяется для оценки возможностей предприятия погашать свои долгосрочные обязательства. Под текущей платежеспособностью понимают способность предприятий в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Это одна из важнейших характеристик стабильности финансового положения предприятия.

К краткосрочным относятся обязательства, которые должны быть погашены в течение года. Соответственно оборотные средства характеризуют сумму денежных средств и активов, которые могут быть превращены в денежные средства или израсходованы в течение года. Превышение собственных оборотных средств над суммой краткосрочных обязательств свидетельствует о том, что предприятия располагают свободными средствами, которые могут быть использованы на приобретение сырья, материалов и других элементов производства, необходимых для продолжения текущей хозяйственной деятельности.

Повышение доли собственного оборотного капитала в общей величине оборотных средств снижает риск ликвидности предприятий. В то же время превышение нормальной величины оборотных средств ведет к появлению неиспользуемых текущих активов и снижению нормы прибыли. С учетом этого можно сказать, что управление оборотными средствами нацелено на решение двух противоречивых задач. С одной стороны, требуется снижать риск ликвидности и увеличивать долю собственных оборотных средств, с другой – требуется повышать эффективность деятельности предприятий и в этой связи по возможности увеличивать рентабельность активов.

 Существенное значение для платежеспособности предприятий имеет обеспеченность собственными оборотными средствами. Она характеризует степень участия собственного капитала в формировании оборотных активов. Соотношение собственных и заемных оборотных средств может считаться нормальным, если оно составляет 1:1.

Понятие платежеспособности предприятия сходно с понятием ликвидности. Под платежеспособностью понимают возможность своевременно оплачивать свои обязательства, под ликвидностью – возможность быстро и без существенных потерь реализовать свои активы в целях получения денежных средств для погашения обязательств. Предприятие считается ликвидным, если оно способно, используя текущие активы, выполнять свои краткосрочные обязательства.

Для оценки платежеспособности и ликвидности используются показатели ликвидности активов предприятий:

1) коэффициент абсолютной ликвидности;

2) коэффициент критической ликвидности;

3) коэффициент текущей ликвидности.

Различия между этими коэффициентами обусловлены набором ликвидных средств, используемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Первый коэффициент представляет относительно большой интерес для поставщиков, второй – для банков, третий – для держателей акций.

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может при необходимости погасить в ближайшее время, и отражает платежеспособность на дату составления баланса. Он является наиболее жестким показателем ликвидности. Коэффициент определяется как отношение наиболее ликвидных активов к общей величине наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов.

Коэффициент критической ликвидности (коэффициент кризисной, или промежуточной ликвидности, уточненный коэффициент ликвидности) оценивает платежеспособность предприятий при условии своевременных расчетов с дебиторами на период средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Он определяется как отношение суммы дебиторской задолженности со сроком погашения до 1 года, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным пассивам.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент общего покрытия) характеризует платежеспособность предприятия на период средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Коэффициент рассчитывается как отношение оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств (краткосрочных заемных средств, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам и прочих краткосрочных пассивов).

Чем больше коэффициент текущей ликвидности, тем выше платежеспособность. При соотношении меньше, чем 2:1, предприятие не в состоянии погасить в срок свои обязательства.   

Финансовое состояние предприятий во многом зависит от оборачиваемости оборотных фондов. Ускорение оборачиваемости всех оборотных средств означает высвобождение части материальных оборотных средств и денежных ресурсов. Высвобожденные денежные ресурсы попадают на расчетный счет, улучшая финансовое положение предприятий. Для определения величины высвобождения или вовлечения в оборот дополнительных оборотных средств могут быть использованы два варианта расчета.

При первом варианте результат рассчитывается как разность между величиной оборотного капитала (оборотных активов) в отчетном периоде и их величиной в периоде, принятом за базу сравнения, скорректированной на коэффициент роста продукции.

Высвобождение или вовлечение в оборот дополнительных средств может быть определено также путем умножения величины однодневной реализации на разницу в днях оборота отчетного и базисного периодов.

Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях определяется путем деления средней стоимости всех оборотных средств на частное от деления выручки от реализации продукции на количество дней в периоде.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов рассчитывается как частное от деления объема реализации на среднюю величину оборотных активов и отражает скорость оборота материальных и нематериальных мобильных средств предприятий.

Существенную роль в рационализации использования оборотных средств играет управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов предприятию со стороны других юридических и физических лиц. Дебиторская задолженность возникает при реализации продукции в кредит или авансировании поставщиков ресурсов. Различают «нормальную» и просроченную дебиторскую задолженность. Просроченная дебиторская задолженность возникает в результате задержки выплат покупателями за отгруженные товары и оказанные услуги.

В целях управления дебиторской задолженностью анализируются оборачиваемость дебиторской задолженности и средний срок ее погашения.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за период) отражает увеличение или сокращение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. С помощью коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности определяется средний срок ее погашения.

Кредиторская задолженность предприятий представляет собой сумму денежных средств, подлежащую возврату хозяйствующим субъектам, выдавшим кредит данному предприятия. Она возникает в результате получения банковских кредитов, эмиссии облигаций, разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей от поставщиков и сроками их оплаты, предусмотренных коммерческими векселями, и др.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности характеризует изменение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Он рассчитывается путем деления объема реализации на среднюю за период кредиторскую задолженность. Средний срок оборота кредиторской задолженности определяется путем деления количества дней в году на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

2.2 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ

Обеспеченность запасов источниками финансирования является одним из обобщающих показателей финансовой устойчивости предприятий. Она определяется как соотношение материальных оборотных средств и суммы собственных и заемных источников их покрытия. Необеспеченность запасов и затрат источниками финансирования внешне проявляется в неплатежеспособности.

На практике предприятия покрывают потребность в запасах как за счет собственных, так и заемных средств. При более или менее нормальной ситуации общий объем источников финансирования затрат превышает производственные запасы, в то время как собственные оборотные средства несколько меньше производственных запасов.

Для оценки финансового состояния с позиций обеспеченности запасов источниками покрытия целесообразно использовать следующие коэффициенты:

1. Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами.

2. Коэффициент автономии источников формирования запасов.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства на 1 рубль запасов) определяется в виде отношения величины собственных оборотных средств к стоимости запасов. При этом величина собственных оборотных средств определяется как разность между собственным капиталом и внеоборотными активами.

Коэффициент автономии источников формирования запасов характеризует долю собственных оборотных средств в итоге основных источников формирования запасов.

Доля краткосрочных кредитов в покрытии стоимости производственных запасов указывается в кредитном договоре с банком и является критерием для разграничения приемлемой и ненормальной неустойчивости. Она определяется делением величины покрытия краткосрочными кредитами стоимости производственных запасов на сумму производственных запасов и готовой продукции.

Чистые мобильные средства соответствуют сумме собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников. Они могут быть определены как разность оборотных активов и краткосрочной задолженности. Величина чистых мобильных средств показывает возможности предприятий по покрытию краткосрочной задолженности за счет денежных средств и запасов.

Состояние финансовой неустойчивости возникает в случае, если величина запасов равна сумме собственных оборотных средств, кредитов банков под товарно-материальные ценности с учетом кредитов под товары отгруженные, части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании, и источников, ослабляющих финансовую напряженность.

В случае если общая величина денежных средств, краткосрочных ценных бумаг и дебиторской задолженности предприятий не покрывает его кредиторской задолженности и просроченных ссуд, то предприятия находятся на грани банкротства.

На основе изложенного выше для каждого типа устойчивости определяются основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий: коэффициент обеспеченности запасов и затрат, излишек или недостаток средств, величина устойчивости финансового состояния в днях.

Оборачиваемость запасов отражает скорость движения и пополнения капитала, занятого в товарно-материальных ценностях, обеспечивающих бесперебойное осуществление хозяйственных операций. Для оценки оборачиваемости запасов используются те же показатели, что и для оценки оборачиваемости всего оборотного капитала: оборачиваемость запасов в днях, количество оборотов за период и коэффициент закрепления запасов на 1 рубль реализованной продукции.

Оборачиваемость запасов в днях определяется путем деления средней за период стоимости запасов на частное от деления выручки от реализации продукции на число дней в периоде или деления длительности периода на количество оборотов запасов за период. Оборачиваемость запасов за период показывает скорость оборота запасов и затрат. Коэффициент оборачиваемости определяется делением выручки от реализации продукции на среднюю за период стоимость запасов. Количество оборотов готовой продукции характеризуется отношением объема реализации к средней за период величине готовой продукции. Срок хранения готовой продукции определяется делением длительности периода в днях на количество оборотов готовой продукции.

2.3 ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

Наряду с оценкой финансового состояния предприятий на основе анализа степени покрытия источниками средств оборотных активов и сложившихся запасов оценка финансовой устойчивости может быть произведена на основе анализа покрытия основных средств и других внеоборотных активов. Сопоставление размещения и использования средств, которыми располагают предприятия, и источников их покрытия может быть осуществлено на основе данных статей актива баланса, сгруппированных по признаку ликвидности, и статей пассива баланса, сгруппированных по признаку срочности обязательств. Общим принципом определения устойчивости является положение, согласно которому мусса основных средств и запасов должна быть равна или меньше суммарной величины собственных средств и долгосрочных пассивов.

Оценка возможности сохранения платежеспособности в перспективе определяется на основе анализа ликвидности баланса. Под ликвидностью баланса понимают степень покрытия обязательств предприятия его активами, время превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

В зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) активы подразделяются на четыре группы:

А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 – быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы;

А3 – медленно реализуемые активы, которые определяются как сумма стоимости «Запасов» и «Долгосрочных финансовых вложений» без вложений в уставный фонды других предприятий;

А4 – труднореализуемые активы, к которым относятся «внеоборотные активы» за вычетом сумм, включенных в позицию А3.

Для анализа и управления платежеспособностью обязательства, отраженные в пассиве баланса, группируются также в четыре группы по степени срочности их оплаты:

П1 – обязательства, подлежащие наиболее срочной оплате (кредиторская задолженность, прочие внеоборотные пассивы и ссуды, не погашенные в срок;

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства);

П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства);

П4 – постоянные активы (уставный и накопленный капитал и резервы).

Текущая ликвидность предприятий определяется путем сравнения наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов с обязательствами, подлежащими наиболее срочной оплате, и краткосрочными пассивами. Такое сравнение позволяет выявить ликвидность предприятий на дату составления баланса и ближайшую перспективу.

2.4 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЦЕНА КАПИТАЛА

Достижение удовлетворительных результатов по прибыли, финансовому состоянию и платежеспособности осуществляется на основе лучшего использования имеющихся производственных и финансовых ресурсов (путем интенсификации производственно-финансовой деятельности) или вовлечения дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов (экстенсивным путем). Как правило, интенсивные и экстенсивные методы используются одновременно, однако наиболее благоприятный результат достигается, если преобладают интенсивные факторы, обеспечивающие преимущественно интенсивный путь развития.

Интенсификация деятельности характеризуется такими качественными показателями, как фондоотдача (фондоемкость) продукции, производительность труда, материалоемкость продукции, оборачиваемость основных производственных фондов и др.

Экстенсивные факторы развития производства характеризуются количеством применяемых ресурсов (средства труда, предметы труда, численность работников).

Прибыль характеризует результаты финансово-хозяйственной деятельности в абсолютном выражении. На основании этого показателя можно судить о том, работает предприятие с прибылью или с убытком, а также об абсолютной величине прибыли (убытка). Однако по этому показателю нельзя судить об эффективности использования произведенных затрат и ресурсов. Предприятия различных размеров и различных отраслей могут иметь одинаковую величину прибыли. Поэтому необходимо определить эффективность затрат и ресурсов предприятий на основе уровня их доходности. Эта потребность удовлетворяется путем расчета показателей рентабельности. В зависимости от целей анализа могут определяться показатели рентабельности предприятий и рентабельности продукции.

Рентабельность продукции характеризует эффективность текущих затрат и доходность реализуемой продукции. К показателям прибыльности продукции относятся: рентабельность продукции по прибыли от реализации; рентабельность продукции по чистой прибыли от реализации.

Показатели рентабельности предприятий:

1) общая рентабельность капитала (определяется как отношение балансовой прибыли к средней за период стоимости имущества);

2) общая рентабельность инвестированного капитала (определяется как отношение балансовой прибыли к средней  за период сумме капитала, резервов и долгосрочных пассивов);

3) общая рентабельность собственного капитала (отношение балансовой и чистой прибыли к средней стоимости собственного капитала);

4) рентабельность по прибыли от реализации по отношению к производственным фондам (характеризуется прибыльностью основной хозяйственной деятельности по отношению к вложенным в нее средствам);

5) чистая прибыль капитала (определяется как отношение чистой прибыли к стоимости всего имущества предприятия);

6) чистая рентабельность инвестированного капитала (характеризует прибыльность для собственников суммарных вложений собственников).

Для определения уровня издержек по функционированию предприятий, обоснования инвестиционных проектов, управления структурой капитала и расчета цены предприятия возникает необходимость определения цены капитала.

Под ценой капитала понимается сумма средств, которую приходится платить за использование финансовых ресурсов, или, иначе говоря, расходы предприятия по обслуживанию задолженности перед собственниками и инвесторами.

Цена всего капитала определяется по формуле:

ЦК = Цск * (СК/Капитал) + Цэк * (ЗК/Капитал),

где Цск – цена собственного капитала;

      СК – собственный капитал;

      Цэк – цена заемного капитала;

      ЗК – заемный капитал;

      СК/капитал и ЗК/капитал – доли собственного и заемного капитала в его общей величине.

Каждый источник капитала имеет собственную цену.

1. Цена собственного капитала определяется по формуле:

Цск = Дивиденды : Собственный капитал (СК)

2. Цена заемного капитала определяется по формуле:

Цкр = р * (1 – Нс),

где Цкр – цена кредита;

      р – банковский процент;

      Нс – налоговая ставка.

При определении цены капитала собственная величина капитала может быть исчислена различными вариантами:

1) как итог баланса;

2) как итог баланса за вычетом статей «Расчеты с учредителями», «Оценочные резервы» и «Собственные акции, выкупленные уакционеров»;

3) как сумма внеоборотных активов и чистых текущих активов.

В связи с тем, что цены источников привлечения капитала различны, цена капитала определяется как средняя арифметическая величина по формуле:

Цк = å Цi * Дi

                                                             i

где Цк – цена капитала;

       Цi – цена i –го источника;

       Дi – доля i – го источника в общей величине капитала.

2.5. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Инвестиции – необходимый элемент деятельности предприятий. Их целью являются обновление производства, увеличение производства или освоение новых видов продукции.

Решение об инвестициях принимается на основе анализа их эффективности с использованием формализованных и неформализованных методов. Финансовая оценка выгодности инвестиционных проектов базируется на сопоставлении величины инвестиций капитала и рабочего притока наличности или прибыли за срок жизни проекта.

В целях определения эффективности инвестиций используются следующие методы:

1. Определение эффективности на основе срока окупаемости капитальных вложений.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется как отношение величины капиталовложений к годовой прибыли. Он характеризует скорость возмещения затрат. Чем меньше срок окупаемости, тем выгоднее проект. Основные недостатки этого подхода заключаются в том, что срок окупаемости неприменим к проектам с различными распределениями притока денежных средств по годам и не связан с продолжительностью срока жизни проекта. Другим недостатком является то, что не учитываются доходы, получаемые от проекта после окончания периода окупаемости.

2. Определение чистого приведенного эффекта от инвестиций.

Производится путем вычитания из величины чистых денежных поступлений, приносимых инвестициями, величины инвестиций. При расчетах по этому методу возникает необходимость дисконтирования поступающих в различные периоды денежных средств. Экономический смысл дисконтирования заключается в том, чтобы спрогнозировать будущие поступления с позиций текущего периода и определить современную стоимость будущих поступлений.

3. Чистый приведенный эффект.

Определяется как разность между совокупным доходом от реализации продукции за срок жизни проекта и всеми расходами за этот период. При равенстве выходящих и приходящих потоков величина поступлений обеспечивает возврат вложенных средств и минимальный уровень доходности. Достоинством этого показателя является возможность суммирования результатов различных проектов.

4. Определение эффективности инвестиций на основе нормы рентабельности проекта.

Норма рентабельности проекта представляет собой такое значение коэффициента дисконтирования, при котором чистый приведенный эффект равен нулю. Норма рентабельности проекта характеризует максимально допустимый относительный уровень цены капитала. При множественности источников поступлений средств показатель позволяет рассчитать максимальный средневзвешенный уровень стоимости источников финансирования проекта, при котором сам проект является безубыточным, а погашение задолженности по проекту может быть осуществлено за счет полученных от реализации проекта свободных денежных средств.

Основной программой деятельности предприятий является бизнес-план, в котором сформулированы ключевые цели предприятий и способы их достижения. Финансовое планирование на предприятии осуществляется на основе его бизнес-плана.

Финансовый план характеризует поступление и расходование денежных и иных финансовых средств и проектируемые финансовые результаты. Он включает планирование источников финансирования, расчеты потребностей в дополнительных инвестициях, определение срока окупаемости, график кредиторской задолженности, расчеты нормы прибыли, порога рентабельности, плановый баланс результатов, оценку текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Реализация продукции является условием дальнейшего существования производства. Объемы реализации определяются на основе маркетинговых исследований по изучению и прогнозированию рынка. На основе расчета объемов производства и реализации продукции можно прогнозировать баланс  активов, необходимых для данного уровня производства.

Баланс денежных поступлений и расходов составляется для определения общих сумм доходов и расходов, их сопоставления в целом и в разбивке по периодам. Проектируемое наличие денежных средств сопоставляется с минимальной суммой денежных средств, которая считается необходимой для обеспечения устойчивости в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

План прибылей и убытков характеризует прогнозный результат деятельности. В нем отражается проектируемое изменение балансовой прибыли или убытка предприятия, а также составных частей прибыли (прибыль от реализации, от финансовой деятельности, от прочих внереализационных доходов и расходов).

Другой важной составной частью финансового плана является расчет прибыли. Общая прибыль рассчитывается как сумма прибыли от реализации производимых товаров и услуг (от основной деятельности), прибыли от финансовой деятельности и сальдо внереализационных прибылей и убытков.

Следующей важной составной частью финансового плана является баланс активов и пассивов. Расчет активов производится исходя из плановых объемов выпуска и реализации продукции. С учетом изменения активов производится расчет источников их покрытия (пассивов).

Существенное значение для финансового планирования имеет определение объема выпуска и реализации продукции, обеспечивающего безубыточность. Расчеты базируются на сопоставлении объемов выпуска продукции, переменных и постоянных затрат.

Основными методами финансового планирования являются следующие:

1. Нормативный метод.

При нормативном методе планирования величины финансовых показателей определяются исходя из потребностей предприятия в финансовых ресурсах и источниках их получения, определяемых на основе установленных норм использования ресурсов, технико-экономических показателей и финансовых нормативов.

2. Расчетно-аналитический метод.

Метод базируется на достигнутых величинах производственных и финансовых показателей. Потребности в объемах затрат и источниках средств определяются исходя из сложившихся показателей, принимаемых за базу расчета, и проектируемой динамики их изменений в плановом периоде.

3. Балансовый метод.

Основной чертой данного метода планирования финансовых показателей является использование балансов для согласования объемов расходов и источников их покрытия.

4. Метод оптимизации плановых решений.

Данный метод используется при сопоставлении вариантов плановых расчетов. Он позволяет выбрать из ряда возможных решений наиболее оптимальное по какому-либо критерию.

5. Экономико-математическое моделирование.

С помощью данного метода можно рассчитать количественное выражение взаимосвязей отдельных факторов, определяющих изменение финансовых показателей.

Свободное ценообразование в условиях рыночного хозяйства связано с инфляционными процессами. Финансовый менеджмент и финансовое планирование в условиях инфляции должны учитывать динамику цен на готовую продукцию и услуги и факторы производства. Инфляция может быть незначительной – в размере 1-2% в год, высокой – 10-20% и более, а также галопирующей и гиперинфляцией – 100-1000% и более в год. Высокая инфляция, а тем более галопирующая и гиперинфляция, оказывает противоречивое, но в целом отрицательное воздействие на финансовое положение предприятий.

3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В конце отчетного периода каждый руководитель получает финансовые документы своей бухгалтерии по итогам работы предприятия. Четкий анализ их позволяет принять правильные управленческие решения.

Любой финансовый анализ лучше начинать с финансового мониторинга предприятия. С целью выявления основных финансовых характеристик предприятия за прошедший определенный срок, их тенденцию. При этом тенденция более важна, чем значение самих показателей, так как характеризует направление, скорость движения и тем самым показывает способность или неспособность достичь намеченных результатов.

В задачи финансового мониторинга входит определение финансовых показателей: устойчивости, ликвидности, оборачиваемости и других характеристик за определенный период и их тенденцию. Необходим также анализ полученных результатов, выводы и предложения.

Для проведения финансового мониторинга нужны следующие документы: баланс (форма №1), приведенный к более упрощенному виду за счет объединения некоторых статей для наглядности общей структуры баланса; отчет о прибылях и убытках (форма №2) не нарастающим итогом; отчет о движении денежных средств (форма №4) не нарастающим итогом.

Минимальный срок, за который следует проводить финансовый мониторинг предприятия, один год. Анализируемый период, на который разбивается анализируемый срок, должен быть не более одного квартала.

1. Общая оценка изменения статей баланса.

Общее изменение тенденции статей баланса по периодам способно дать одну из самых точных характеристик деятельности предприятия. Сравнение итоговых показателей по периодам лучше всего проводить на одном графике: валюта баланса; внеоборотные активы; оборотные активы; собственные источники финансирования; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства.

2. Финансовая устойчивость предприятия.

Цель данного анализа – оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе. Финансовая устойчивость предприятия определяется либо коэффициентом устойчивости I (собственный капитал/ всего пассивов), либо коэффициентом устойчивости II (собственный капитал/ заемный капитал).

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент I должен составлять не менее 0,5, а коэффициент II соответственно не менее 1.

3. Ликвидность.

Анализ в этой области направлен на оценку способности предприятия своевременно и в полном объеме выполнять краткосрочные обязательства за счет оборотных активов.

4. Оборачиваемость.

В анализ входит оценка способности предприятия приносить доход путем оборота денег, т. е. по принципу «деньги – товар – деньги». Денежные средства в процессе оборота проходят последовательно этапы: авансы поставщикам, материальные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность и затем новые деньги. Чем длиннее цикл, тем больше период времени деньги «связаны», тем больше потребность предприятия в финансировании производственного процесса.

Общие выводы по анализу баланса:

1) для предприятия наилучшим соотношением является, когда актив увеличивается, а кредиторская задолженность уменьшается;

2) анализ отчета о прибылях и убытках показывает, что динамика выручки и общих затрат не имеет строго определенной тенденции, и они меняются в разные периоды;

3) анализ отчета о движении денежных средств способен дать яркую картину об инвестиционной политике и текущей деятельности предприятия.

Управленческий учет. Неэффективное управление активами и кредиторской задолженностью происходит, как правило, по одной из двух причин: не найдена причина; нет эффективного рычага управления.

На современном этапе лучше всего себя зарекомендовал управленческий учет. Он пришел в Россию вместе с рыночной экономикой из западных стран. Отличительной особенностью управленческого учета от других подразделений (маркетинг, снабжение, производство, сбыт, бухгалтерия, плановый отдел) является то, что он пользуется другими показателями (постоянные и переменные затраты, денежный поток, финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость, точка безубыточности, производственный и финансовый левередж и др.)

Эффективность управления достигается через воздействие одного параметра на несколько других. Наибольшее сходство управленческий учет имеет с бухгалтерским учетом, однако законодательная «зарегулированность» последнего не позволяет использовать его в качестве оперативного управления.

Управленческий учет на предприятии выполняет также функцию постоянно действующей ревизии, контролируя все хозяйственные операции. Одной из важнейших особенностей управленческого учета является умение составлять планы на дальнейшее развитие предприятия с учетом изменения рынка.

Финансовый анализ должен стать повседневной деятельностью руководства предприятия. Для того чтобы предприятию улучшить свое финансовое положение, ему дополнительно к бухгалтерскому учету следует перейти на управленческий учет, чтобы более точно определять эффективность различных звеньев и знать рычаги воздействия на каждый из них в своей текущей деятельности. Введение управленческого учета на предприятии способно улучшить его финансовое состояние в течение года.

   

     

4 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Эффективное управление оборотным капиталом ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью  и товарно-материальными запасами компания может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск.

Оборотный капитал равен оборотным активам минус краткосрочные обязательства. Управление оборотным капиталом – регулирование различных типов оборотных активов и краткосрочных обязательств – требует принятия решений о том, как должны финансироваться активы. Чистый оборотный капитал увеличивается, когда оборотные активы финансируются за счет источников основных средств.

Управление оборотным капиталом включает также и оценку компромисса между доходом и риском. Если капиталы передаются из основных средств в оборотные активы, риск ликвидности понижается, возможность получения краткосрочного финансирования увеличивается и компания приобретает большую гибкость, корректируя оборотные активы в соответствии с изменениями объемов продаж. Однако при этом снижается поступление прибыли, так как доход с основных средств превышает доход с оборотных средств.

Финансирование за счет долгосрочных долговых обязательств связано с меньшим риском ликвидности, чем финансирование краткосрочными обязательствами, поскольку они подлежат оплате через довольно продолжительный период времени.

Риск ликвидности может быть уменьшен использованием приема хеджирования, при котором активы финансируются обязательствами со сроком выплаты, равным сроку использования активов.

Цель регулирования денежных операций состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных средств для получения прибыли и в  то же время иметь соответствующую ликвидность: должен существовать достаточный запас денежных средств, ни малый и ни большой.

Когда поступления денежных средств и денежные платежи согласованы и спрогнозированы, компания может иметь небольшие запасы денежных средств, но если необходима быстрая ликвидность, она сделает инвестиции в рыночные ценные бумаги. 

Для улучшения притока денежных средств необходимо оценить причины и предпринять корректирующие действия по устранению задержек с поступлением денег на банковский счет. Необходимо установить происхождение денежных поступлений, как они передаются и как они перечисляются с периферийных счетов на главный счет компании, а также выяснить банковскую учетную политику контроля за поступлением денежных средств и продолжительностью в отношении между получением чека и помещением его на депозит.

Для получения максимального дохода компании в помощь финансовому менеджеру был разработан целый ряд математических моделей. Модель, созданная Вильямом Бемолем, поможет определять оптимальную сумму денежных средств для компании в определенных условиях. Существует также модель регулирования денежных операций, когда денежные выплаты являются неопределенными. Модель Миллера-Орра устанавливает верхний и нижний пределы для остатка денежных средств.

Прежде чем воспользоваться услугами банка, необходимо оценить его финансовую устойчивость, проверяя данные рейтинга. Можно использовать различные банки для различных услуг.

Регулирование денежных операций требует знания объемов капиталов, которыми располагает компания для инвестирования, и продолжительность времени, на которое они могут быть инвестированы. Такие инвестиции обычно приносят доход компании. Рыночные бумаги это:

1) срочные вклады (депозиты) – сберегательные счета, которые ежедневно дают процентный доход, долгосрочные сберегательные счета и депозитные сертификаты;

2) инвестиционные фонды открытого типа;

3) вклады до востребования с выплатой процентного дохода;

4) казначейские ценные бумаги.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

Целью управления товарно-материальными запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные запасы. Успешное управление товарно-материальными запасами минимизирует объемы товарно-материальных запасов, помогает снизить расходы и повышает доход.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как вид деятельности финансовый менеджмент включает:

- разработку и реализацию финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;

- принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизация и выработка методов реализации;

- составление и анализ финансовой отчетности фирмы;

- оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, оценку затрат на капитал;

- финансовое планирование и контроль;

- организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Своевременный финансовый менеджмент включает изучение действий, связанных с приобретением, слиянием, финансированием, управлением активами. Основные функции финансового менеджмента сводятся к принятию решений в трех направлениях: инвестиции, финансовые решения и решения, связанные с управлением активами.

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупной стоимостной оценкой средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и денежным капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики любой компании  любому предпринимателю необходимо правильно оценить риск и выгодность того или иного способа вложения денег и принять решение по обеспечению наиболее эффективного способа движения финансовых ресурсов между компанией и источниками е финансирования. Для организации такого управления финансовому менеджеру необходимо хорошо знать методологию и методику финансового менеджмента и на основе теории, на практике выработать интуицию и чутье рынка. Профессиональный финансист становится ключевой фигурой бизнеса.

Финансовый менеджер уделяет значительную часть своего времени проблемам управления денежными средствами и рыночными ценными бумагами. Решение связанных с этим вопросов является каждодневным, непрерывным процессом. В число факторов, оказывающих влияние на ликвидность активов компании, т. е. на ее способность оплатить свои денежные обязательства, входит в том числе и управление денежными средствами и рыночными ценными бумагами. Важную роль в этом играют финансовые рынки и, в частности, денежный рынок, а также финансовые институты, обеспечивающие максимальную ликвидность для всех участников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ