Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Использование методов и аппарата точных наук для формирования
новых управленческих концепций………………………………………..5
2. Развитие современных и зарубежных концепций в сфере
управления………………………………………………………………...10
3. Особенности и основные характеристики японского менеджмента…..18
Выводы и заключения……………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………….26
Введение
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказывается не только на совершенствовании ее организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействий и т.д. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах. Все это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент - это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке.
Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.
Объектом исследования являются современные концепции управления.
Предметом исследования – особенности развития современных концепций управления.
Цель исследования – изучить особенности развития современных концепций управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности использования методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций;
- проанализировать развитие современных и зарубежных концепций в сфере управления;
- рассмотреть особенности и основные характеристики японского менеджмента.
Работа выполнена на базе следующих источников информации:
1. Публикации в учебных изданиях.
Для изучения современных концепций управления использованы работы таких авторов как: И. Ансофф, В. Вахрушев, В. Гроуз, А.К. Семеннов и др.
2. Публикации в периодических изданиях.
В работе использован самый распространенный жанр публикаций в периодических изданиях – статья. Среди авторов можно выделить следующих: А.И. Кравченко, Э. Старобинский, И.С. Цимицов.
1. Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций
Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций, как нельзя лучше, отражает кибернетика. Слово «кибернетика» произошло от греческого «kybernetes» (искусство управления). Еще Платон использовал понятие «кибернетика» именно в этом смысле. При этом возникала зрительная ассоциация с капитаном или рулевым корабля, который, учитывая постоянно меняющиеся условия - принимая во внимание все мели, течения, направление ветра, держится правильного курса, чтобы добраться до цели [5].
Основная идея любого кибернетического процесса заключается в том, чтобы обойти, избежать все помехи и препятствия, которые могут возникнуть на пути к достижению поставленной цели.
Основоположник кибернетики Норберт Винер определил ее как науку об управлении и связи в механизмах, организмах и обществaх. В настоящее время кибернетика представляет собой общую теорию управления, применимую к любой системе вообще.
Изучая процессы управления в системах любой природы методами кибернетики, человек стремится познать объективные закономерности, присущие процессам управления, и использовать их для улучшения естественных и создания искусственных управляющих систем и своих биологических и социальных целях. Говоря об управлении, следует иметь в виду, что всякое управление необходимо следует из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия формируются на основе информации, содержащейся в командах управления. Но источником всякой информации является наблюдение, пассивный или активный эксперимент. Поэтому управление всегда связано с использованием наблюдений, использованием информации об управляемой системе, о внешней среде, с которой она взаимодействует, о результатах реализации управляющих воздействий. Обмен информацией между системой и средой, а также внутри системы, осуществляется при помощи различного рода связей, по которым циркулируют потоки информации. Наличие таких связей является характерной особенностью любой кибернетической системы. Особенно большое значение для кибернетических систем имеет обратная связь - канал, но которому и систему вводятся данные о результатах управления. Благодаря наличию обратных связей кибернетические системы оказываются в принципе способными выходить за пределы действий, предусмотренных и предопределенных их конструктором. И в этом состоят oгромные потенциальные возможности кибернетических систем [8].
Непосредственным толчком для интенсивной разработки проблем управления с самых общих позиций послужили конкретные практические задачи, такие, как создание и использование вычислительных машин и особенно вычислительных устройств для управления огнем зенитной артиллерии, задача отделения полезного сигнала от сопровождающего его шума, задача создания машины для чтения вслух, некоторые задачи нейрофизиологии и т.п.
Взаимодействуя и взаимооплодотворяя друг друга, начали бурно развиваться теория информации, теория переключательных схем, теория автоматического управления, теория нервных сетей. Появились новые технические средства в виде аналоговых и цифровых электронных вычислительных машин, появилась возможность ставить кибернетические эксперименты, основанные на моделировании пропоров управления при помощи вычислительных машин.
Несмотря на то, что многие ученые классического направления относились к этой новой науке иронически, кибернетика продолжала свое победное шествие, доказывая право на существование, но только теоретическими результатами, но огромным вкладом в решение ряда сложнейших практических задач. Появление мощных универсальных вычислительных машин, создание оптимальных и самонастраивающихся систем управления, создание эффективных методов управления операциями и многие другие важные научные и практические результаты, явились прямо или косвенно результатом развития работ в области кибернетики и привели к тому, что сейчас эта паука уже завоевала право па существование и академическое признание.
Одной из ocновных особенностей кибернетики является то, что она рассматривает управляемые системы не в статическом состоянии, а и их движении и развитии [14].
Кибернетический подход отличается относительностью точки зрения на систему в том смысле, что одна и та же совокупность элементов в одном случае может рассматриваться как система, а и другом случае при решении других задач - как часть некоторой большей системы, и которую она входит отдельными объектами и окружающей их средой.
Учет влияния среды является характерным для кибернетического подхода к рассмотрению явлений, происходящих в управляемых системах.
Кибернетика широко использует статистические методы для исследования поведения систем, подверженных случайным воздействиям.
Развиваемые в кибернетике идеи и методы направлены на достижение следующих целей, которые стоят перед этой наукой:
а) установить важные факты, общие для всех управляемых систем или по крайней мере для некоторых классов этих систем. Как и во всякой теории фактические данные являются важнейшей ее составной частью и служат основой для выдвижения гипотез, построения теорий и установления закономерностей;
б) выявить ограничения, свойственные управляемым системам, и установить их происхождение, т.е. тем самым установить те границы, в пределах которых конструктор свободен выбирать структуру системы, управляющее устройство способно изменять управляющее воздействие, управляемая система может изменять свои состояния;
в) найти общие законы, которым подчиняются управляемые системы. Опираясь на фактические данные, выдвигая соответствующую аксиоматику, строя, доказательства положений, основывающихся на принятых аксиомах, кибернетика как любая другая точная наука может и должна постепенно создавать стройную систему теоретических положений, законов и принципов, которые будут составлять центральное ядро науки;
г) указать пути использования фактов и закономерностей, составляющих теорию, для практической деятельности человека. Это прикладное направление кибернетики, разумеется, является не менее важным, чем ее теоретическое развитие. Ясно, что было бы бессмысленно изучать поведение систем, устанавливать факты и закономерности, если бы они не могли быть использованы для практических целей. Однако сама по себе теория еще далеко не всегда обеспечивает решение непосредственно прикладных задач. Для того чтобы решать практические задачи, необходимо построить мост между теоретическими положениями и прикладными методами решения задач. При этом приходится учитывать специфические особенности определенных классов управляемых систем. Поэтому приложения общих методов кибернетики для решения практических задач изучаются в таких прикладных науках, порожденных кибернетикой, как техническая кибернетика, экономическая кибернетика, биологическая кибернетика [8; 11].
Область применения кибернетики распространяется на самые разнообразные системы: технические, биологические, экономические, в которых осуществляется управление.
2. Развитие современных и зарубежных концепций в сфере управления
Современными концепциями управления являются: стратегический менеджмент; маркетинг; управление качеством; логистика; управление проектом и управление затратами; консалтинг и т.д.
1. Стратегический менеджмент
Под стратегическим управлением подразумевается совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых высшее руководство планирует развитие компании на среднесрочную или долговременную перспективу [4]. Обычно составляется план с 5-летним горизонтом планирования.
В отличие от привычного нам экономического и социального планирования, которое получило особенно широкое распространение в 70-е годы, стратегическое планирование не является чисто формальной процедурой. У нас планирование было самоцелью, а не средством развития. Главное - побольше показателей, помасштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формальном планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями.
Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутреннего состояния дела, внешнего положения компании на рынке. В соответствии с этим выделяются два раздела. В первом ключевыми выступают такие вопросы: заинтересован ли персонал в снижении экономических потерь, и какие барьеры здесь встречаются, правильно ли и своевременно удовлетворяются нужды потребителей, как они обслуживаются, каков уровень издержек в сравнении с основными конкурентами, какие изделия и услуги наиболее рентабельны? Рационально ли используются сырье и ресурсы, рациональна ли методика распределения накладных расходов?
Стратегический план может состоять из таких разделов, как:
а) продукция и рынок;
б) средства производства;
в) ресурсы;
г) организация труда и распределение работ;
д) система управления;
е) программа мотивации и поощрения [3].
Разумеется, только экономист способен рассчитать такие нормативы, как доход на акцию, приращение собственности, отдача от вложенного капитала, прибыль, доходы и оборотный капитал, доходы на одного занятого, прибыль на одного занятого. Специалисты по экономике входят обычно в функциональный штаб, приданный в помощь менеджеру. Они в совершенстве владеют экономической методологией и методикой, разрабатывают модель и программу стратегического плана.
2. Маркетинг
На Западе давно развивается специальная область менеджмента -маркетинг. Маркетинг (анг. marketing, от market - рынок) - специальная отрасль (теория и практика) управления, занимающаяся разработкой новой продукции, производства и сбыта товаров (или оказания услуг) [8]. В числе проблем или функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и другие.
Иными словами, маркетинг - целостная система организации управления, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции, достижение высокой эффективности операций и расширение рыночной доли. Наконец, маркетинг является особой управленческой концепцией и одновременно формой взаимоотношения компании с заказчиком [3].
Современный маркетинг - динамически развивающаяся область менеджмента. В ней постоянно возникают новые темы и проблемы, углубленное изучение которых приводит к образованию самостоятельных направлений и подотраслей. Таким направлением стала концепция жизненного цикла продукции, которая чаще всего оперирует регрессионным анализом с использованием коэффициентов корреляции на основе статистических данных о выпуске продукции, способе и предложении, бюджете расходов и т.д.
3. Управление качеством
Точно также самостоятельной областью исследований стала концепция управления качеством продукции. Кроме статистического анализа здесь широко применяются анкетирование и интервью. Прежде считалось, что качеством должно заниматься специальное подразделение и более никто. Но в ведущих фирмах мира на достижение высокого качества нацелены все службы предприятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей. Специальные исследования показывают, что в плохо работающих компаниях на исправление брака может уходить до 60% времени, в нормально функционирующих фирмах - не более 20%, а в лучших - менее 5% либо вообще нисколько времени не тратится на исправление ошибок своих коллег [1].
Повышение качества продукции сегодня становится стратегическим ресурсом и решающим фактором сохранения и повышения конкурентоспособности компании. Специалисты говорят о зарождении новой управленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явление, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций.
Родоначальником новой методологии деятельности предприятия (в сфере управления качеством) стала Япония. О японском менеджменте более подробно пойдет речь в следующем параграфе.
Традиционно менеджеры относились к повышению качества всего лишь как к одному из рядовых моментов управления, не отдавая ему приоритетного значения. Институт стратегического планирования при Кембриджском университете провел исследование 1200 американских фирм. Оказалось, что норма прибыли на инвестированный капитал составила в фирмах, выпускающих продукцию низкого качества, 13%; высокого качества - 30%. Потребителей прежде всего интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические качества продукции [12].
Сейчас все больше говорят о необходимости системы тотального контроля качества в компании. Создание такого контроля, благодаря чему усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции, входит в число критериев, определяющих квалификацию менеджеров. Соответственно пересматривается и определение эффективного управления. В число главных показателей входит ориентация на стратегическое планирование, которое способно увязать качество продукции с реальными запросами потребителей и создать условия, при которых продукция реализуется по ценам, отвечающим спросу покупателей. При этом компания не должна никак страдать. Напротив, производительность труда должна расти, а накладные расходы - снижаться.
4. Логистика
Круг задач и необходимых знаний, которыми должен владеть современный менеджер, очень широк. Он неплохо владеет системным подходом, знает принципы кибернетики и может провести консультирование клиентов с использованием компьютера. В общих чертах он владеет анализом «портфеля проектов», хотя для глубокой оценки позиций компании на рынке в сравнении с конкурентами приглашаются консультанты. И не потому, что собственные менеджеры не способны качественно и в срок установить, какую именно продукцию выгоднее сейчас производить, исходя из рыночных тенденций. Но для безошибочного диагноза нужен банк информации, который включал бы данные о сотнях тысяч балансов предприятий ежегодно. Что и делают консультативные фирмы. Но вступить с ними в активный диалог способен только высококвалифицированный представитель компании [14].
Как профессионал высокого класса, менеджер должен быть в курсе последних достижений науки управления, например, знать современные концепции логистики. Под логистикой понимают систему управления материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия. Впервые системы логистики появились в США в 1950 г., а в Западной Европе - в середине 60-х годов [8]. Интегральным элементом логистической системы выступают информационные системы, которые стали предметом самостоятельной управленческой дисциплины. Поток инноваций, принципиально новых идей и разработок здесь постоянно возрастает, особенно в связи с компьютеризацией управления.
5. Управление проектом и управление затратами
Западный менеджер не может считаться компетентным, если он не знаком с последними тенденциями в такой дисциплине менеджмента, как управление проектом. В ней интегрируются различные области науки и производства, но особенно тесно она связана с изменением структуры организации. Применяя знания в той или иной области менеджмента, современный менеджер как бы меняет вместе с тем и управленческие роли (а вместе с ними - стиль руководства).
В управлении проектом самой оптимальной считается роль «модератора», который развивает у подчиненных инициативу, ответственность и самоорганизацию. В управлении качеством многие менеджеры придерживаются другой роли - «строгого контролера». В управлении затратами - это тоже самостоятельное и быстро прогрессирующее, особенно в Японии, направление менеджмента, руководитель выступает скорее в роли исследователя, ибо в достаточном совершенстве он должен владеть «функционально-стоимостным анализом» [7].
6. Консалтинг
Консалтинг - совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, экономики, права, психологии, системного подхода и др., которые использует специалист, не только ими хорошо владеющий на теоретическом уровне, но и понимающий их прикладной потенциал, в качестве ценных практических советов или рекомендаций другому специалисту, который профессионально не знает этих дисциплин, но занимает какой-либо достаточно ответственный пост, скажем директора завода или мэра города [8].
В нашей стране консалтинг конституировался в самостоятельную практическую и методолого-методическую отрасль знания только в середине 90-х годов. Первые центры, журналы, профессиональные сообщества специалистов сформировались в первой половине 90-х годов и получили свое признание, свой рынок клиентов. В системе повышения квалификации широко используются социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения - деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогают освоить систему многоэтапной оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, с помощью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга.
В практике промышленно развитых стран с рыночной экономикой вложения средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консультантов рассматриваются как не менее, а часто и более эффективные, чем покупка машин, образования и технологий. В этих странах приглашение профессионалов является престижным. Для российских предприятий сейчас необходимо как можно более частое приглашение консультантов или даже заключение с ними договоров на постоянное обслуживание. Сейчас в нашей стране управленческого консалтинга активно развивается и имеет большое будущее.
Сегодня консалтинг превратился в широко разветвленную сферу деятельности, специалисты в которой часто друг друга до конца и не знают. Возникли тематические и субдисциплинарные направления, школы, специализации [11].
В числе крупных тематических специализаций можно выделить следующие разновидности консалтинга: управленческий консалтинг; психологический консалтинг; экономический консалтинг; социальный консалтинг; юридический консалтинг; организационный консалтинг; кадровый консалтинг.
Управленческий консалтинг - это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.
А.К. Семенов выделяет четыре основных вида управленческого консалтинга:
1. Консультирование проекта, когда консультант сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения, конкретного решения проблемы и предлагает его в готовом виде.
2. Консультирование процесса, когда консультант специальными средствами организует групповую работу сотрудников клиентной организации с целью поиска нужного решения.
3. Учебное консультирование, когда консультант излагает в аудиторной обстановке (лекции, практические занятия) и демонстрирует работникам управления уже отработанные на практике пути и способы решения проблемных задач.
4. Консультирование через взаимообучение, когда консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками и достижениями между руководителями служб и организаций [11].
Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер (с разной степенью совершенства), постоянно возрастает. В самостоятельную отрасль выдвинулось управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управлять ими возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей легкового и грузового автотранспорта.
Не говоря уже о традиционных областях менеджмента, в частности, управлении производством, которое сейчас включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т.д., современные области менеджмента также растут в объеме и распадаются на подотрасли. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, например, «ноу-хау», гибкое автоматизированное производство.
В каждой из этих отраслей уже не столько менеджмента в целом, сколько одного из его направлений, появляются даже конкурирующие концепции и теории, альтернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоретическом поиске. Так, управление информационными ресурсами (Information Resource Management) охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.
Частным разделом этой деятельности выступает управление на основе моделей (model management), структурное моделирование, ситуативные модели. Особенно активно развиваются сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решений. В этой области выпускается множество специальных монографий и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподается в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось также управление риском (risk management), которое эффективно в условиях нестабильной экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятельности.
Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. В менеджменте сейчас насчитывается несколько десятков областей и направлений, в каждом из которых можно выделить еще десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспективный фронт науки.
Однако рассмотренные направления менеджмента еще не затрагивают его сердцевины - управление персоналом. Правда, технико-экономические сферы менеджмента непременно используют достижения human relations. Но управление персоналом по своим масштабам не менее грандиозное явление.
3. Особенности и основные характеристики японского менеджмента
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.
«Японцы считают, что человеческие ресурсы – основной фактор менеджмента. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции», - пишет В. Вахрушев [2] .
Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как, скажем, американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.
Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент впитал в себя отдельные мотивационные концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида [10; 15].
Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголиками». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».
«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам относится заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход [6].
И.С. Цимицов отмечает, что «сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников» [15].
Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ведомые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хонда» и др. Этим японцы отличаются от американцев, которые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они, прежде всего, называют свое имя.
Японцы, высоко ценящие групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы.
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30% общего числа наемных работников. Сущность этой системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств [13].
При «пожизненном найме» у работника появляются чувства стабильности своего положения в жизни, уверенности в завтрашнем дне. К нанявшей их фирме работники проникаются чувствами благодарности, преданности и привязанности. На протяжении всего времени работы на фирме работники чувствуют себя ее должниками. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия.
Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты за труд «по выслуге лет». Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы. Данная система оплаты труда вытекает из характерного для японского общества уважения к старшим: «Старшего надо уважать».
На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы (премии, выплачиваемые два раза в год - в июне и декабре) [9; 13].
Базовый оклад обеспечивает прожиточный минимум работников. Если это условие нарушается, то подтягивание заработной платы до прожиточного минимума производится с помощью надбавок (за групповое мастерство, на семью - на неработающих жену и детей, за руководство людьми, за сверхурочную работу (выплачивается только рядовым работникам и специалистам. Руководители такой надбавки не получают). Под оптимальной заработной платой японцы понимают такую ее величину, которая дает возможность японской семье ежемесячно отложить в банк не менее 20% своих доходов.
Действующая в Японии система оплаты труда подчиняется требованиям принципа уравниловки и имеет весьма незначительную дифференциацию. Так, например, различие в зарплате президента крупной компании и вновь принятого рабочего находится в соотношении 10:1. Если сопоставлять зарплату руководителей среднего звена и рабочего, то это соотношение будет еще ниже [15].
Работая в фирме, младшие постепенно поднимаются по служебной лестнице. В первый год работы они попадают под опеку и влияние старших, которые тщательно отслеживают каждый их шаг. Однако на следующий год, когда в апреле на фирму придут новые работники, вчерашние новички становятся их опекунами. Так начинается их движение вверх по служебной лестнице.
Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3-5 лет производится переучивание персонала новым специальностям. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению работников со смежными специальностями. Часто, таким образом, готовятся работники для занятия более высоких руководящих должностей.
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.
Идея о необходимости создания движения, направленного на повышение качества продукции, принадлежит американцу Демингу. Однако эта идея получила свое развитие не в Америке, а в Японии. Движение за качество возникло в Японии в 50-х гг. Сначала оно выражалось в виде борьбы за бездефектность выпускаемой продукции, а затем вылилось в мощную систему управления качеством.
На качество производимого изделия оказывает влияние большое количество разнообразных факторов. Степень влияния каждого из них можно учесть только с помощью статистических методов. Эти же методы позволяют выявить причины брака. Они дают возможность регулировать технологический процесс таким образом, что появление дефектов сводится к минимуму. Японцы пропагандируют необходимость знания семи статистических методов. К ним относятся: диаграммы Парето, схемы Исикава, контрольные карты, гистограммы, диаграммы рассеяния, графы, проверочные листы [6].
В основу японской системы управления качеством продукции заложена концепция «тотального» контроля за качеством в рамках фирмы, которая приобрела статус религии. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Ответственность за качество несут все работники фирмы, поэтому не ищут конкретных виновников брака и дефектов. В Японии службы, занимающиеся контролем качества продукции, выполняют только консультативные функции. Каждый работник может остановить конвейер, если пошел брак.
Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Группы (кружки) качества решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими [2; 9].
Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными чертами и традициями японцев, и во-вторых, тем, что Япония практически не имеет сырьевых ресурсов. Она полностью импортирует необходимый ей алюминий, нефть, железную руду, большое количество леса и лесоматериалов.
В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан», которую американцы стали называть «как раз вовремя», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главной составляющей этой системы. Основное содержание японской системы «Канбан» заключается, во-первых, в рациональной организации производства, и во-вторых, в эффективном управлении персоналом.
Система «Канбан» получила свое название от металлического знака треугольной формы («канбан» в переводе означает «табличка», «знак»), который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. На этом знаке размещается вся диспетчерская информация: номер детали, место ее изготовления, количество деталей в партии и точка подачи детали на сборку. Суть системы заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство [13].
США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя систему «Канбан» для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности.
Вызов, брошенный Японией в конце 70-х - начале 80-х гг. всему западному миру, свидетельствует о наличии целого ряда преимуществ японской модели менеджмента по сравнению с американской.
Выводы и заключения
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. С ростом масштабов общественного производства, углублением общественного разделения труда во всех трех его формах - общей, особенной и единичной - усиливается значение системы управления предприятием.
2. Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций отражает кибернетика, основная идея которой в том, чтобы избежать препятствий на пути к намеченной цели.
3. Среди современных концепций управления можно выделить: стратегический менеджмент, маркетинг, управление качеством, логистику, управление проектом и управление затратами, консалтинг, управление персоналом и т.д. Применение этих концепций в совокупности позволит предприятию повысить эффективность своей деятельности и стать динамично развивающимся и конкурентных на рынке.
4. К основным принципам японского менеджмента следует отнести:
- переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;
- приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;
5. На мой взгляд, целесообразным является предложить любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, повышать ее качество. Лучше всего если это будет достигаться за счет использования в работе правил качества, применяемых в японском менеджменте. А именно, я предлагаю применять такие правила, соответствующие принципу «качество прежде всего»:
- управление качеством следует начинать с подготовки кадров;
- следующий этап производственного процесса – потребитель продукции;
- полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике;
- состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и вышестоящим по должности;
- достоверность информации руководителей всех звеньев и т.д.
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999.- 314с.
2. Вахрушев В. Принципы японского управления. – М.: ФЗБ, 1992. – 208с.
3. Вейл П. Искусство менеджмента. – М.: Новости, 1993. – 276с.
4. Гроуз В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. – М., 1996. – 428с.
5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учебное пособие. – М.: Финпресс, 1998.- 357с.
6. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы, С. Такаянаги, Т. Нагао. – М., 1989. – 405с.
7. Кравченко А.И. Исследование организаций за рубежом (аналитический обзор) // Социологические исследования. – 1994. - №8-9. – С.12-14.
8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 560с.
9. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы. – М.: Наука, 1981. – 389с.
10. Монден Я. «Тойота»: методы эффективного управления. – М.: Экономика, 1989. – 308с.
11. Семенов А.К. Современный менеджмент. - Волгоград,1997.-280с.
12. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222с.
13. Старобинский Э. Менеджмент в Японии // Управление персоналом. – 1997. - №5. – С.16-19.
14. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.- 365с.
15. Цимицов И.С. Управление по-японски за пределами Японии // Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - №8. – С.36-38.