Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Использование методов и аппарата точных наук для формирования

    новых управленческих концепций………………………………………..5

2. Развитие современных и зарубежных концепций в сфере

    управления………………………………………………………………...10

3. Особенности и основные характеристики японского менеджмента…..18

Выводы и заключения……………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………….26

Введение

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.

Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказывается не только на совершенствовании ее организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействий и т.д. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах,  организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах. Все это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент - это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

 Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке.

Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, на­ша отечественная наука управления развивалась само­стоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятиле­тий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основ­ном свои усилия на критику зарубежного опыта управ­ления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его пе­ренесения на отечественную почву), а с другой - исполь­зования его лучших достижений в своей деятельности.

Объектом исследования являются современные концепции управления.

Предметом исследования – особенности развития современных концепций управления.

Цель исследования – изучить особенности развития современных концепций управления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности использования методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций;

- проанализировать развитие современных и зарубежных концепций в сфере управления;

- рассмотреть особенности и основные характеристики японского менеджмента.

Работа выполнена на базе следующих источников информации:

1. Публикации в учебных изданиях.

Для изучения современных концепций управления использованы работы таких авторов как:  И. Ансофф, В. Вахрушев, В. Гроуз, А.К. Семеннов и др.

2. Публикации в периодических изданиях.

В работе использован самый распространенный жанр публикаций в периодических изданиях – статья. Среди авторов можно выделить следующих: А.И. Кравченко, Э. Старобинский, И.С. Цимицов.

1. Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций

Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций, как нельзя лучше, отражает кибернетика. Слово «кибернетика» произошло от греческого «kybernetes» (искусство управления). Еще Платон использовал понятие «кибернетика» именно в этом смысле. При этом возникала зрительная ассоциация с капитаном или рулевым корабля, который, учитывая постоянно меняющиеся усло­вия - принимая во внимание все мели, течения, направление ветра, дер­жится правильного курса, чтобы добраться до цели [5].

Основная идея любого кибернетического процесса заключается в том, чтобы обойти, избежать все помехи и препятствия, которые могут возникнуть на пути к достижению поставленной цели.

Основоположник кибернетики Норберт Винер определил ее как науку об управлении и связи в механизмах, организмах и обществaх. В настоящее время кибернетика представляет собой общую теорию управления, применимую к любой системе вообще.

Изучая процессы управления в системах любой при­роды методами кибернетики, человек стремится познать объективные закономерности, присущие процессам управления, и использовать их для улучшения естественных и создания искусственных управляющих систем и своих биологических и социальных целях. Говоря об управле­нии, следует иметь в виду, что всякое управление необхо­димо следует из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия форми­руются на основе информации, содержащейся в командах управления. Но источником всякой информации является наблюдение, пассивный или активный эксперимент. По­этому управление всегда связано с использованием наблюдений, использованием информации об управляемой си­стеме, о внешней среде, с которой она взаимодействует, о результатах реализации управляющих воздействий. Обмен информацией между системой и средой, а также внутри системы, осуществляется при помощи различного рода связей, по которым циркулируют потоки информации. Наличие таких связей является характерной особенностью любой кибернетической системы. Особенно большое зна­чение для кибернетических систем имеет обратная связь - канал, но которому и систему вводятся данные о резуль­татах управления. Благодаря наличию обратных связей кибернетические системы оказываются в принципе способными выходить за пределы действий, предусмотренных и предопределенных их конструктором. И в этом состоят oгромные потенциальные возможности кибернетических систем [8].                                                

Непосредственным толчком для интенсивной разработки проблем управления с самых общих позиций послужили конкретные практические задачи, такие, как создание и использование вычислительных машин и особенно вычислительных устройств для управления огнем зенитной артиллерии, задача отделения полезного сигнала от сопровождающего его шума, задача создания машины для чте­ния вслух, некоторые задачи нейрофизиологии и т.п.

Взаимодействуя и взаимооплодотворяя друг друга, начали бурно развиваться теория информации, теория переключательных схем, теория автоматического управ­ления, теория нервных сетей. Появились новые технические средства в виде аналоговых и цифровых электронных вычислительных машин, появилась возможность ставить кибернетические эксперименты, основанные на моделировании пропоров управления при помощи вычис­лительных машин.

Несмотря на то, что многие ученые классического направления относились к этой новой науке иронически, кибернетика продолжала свое победное шествие, доказы­вая право на существование, но только теоретическими результатами, но огромным вкладом в решение ряда сложнейших практических задач. Появление мощных универсальных вычислительных машин, создание оптимальных и самонастраивающихся систем управления, создание эффективных методов управления операциями и многие другие важные научные и практические результаты, яви­лись прямо или косвенно результатом развития работ в области кибернетики и привели к тому, что сейчас эта паука уже завоевала право па существование и академи­ческое признание.

Одной из ocновных особенностей кибернетики является то, что она рассматривает управляемые системы не в ста­тическом состоянии, а и их движении и развитии [14].

Кибернетический подход отличается относительностью точки зрения на систему в том смысле, что одна и та же совокупность элементов в одном случае может рассматри­ваться как система, а и другом случае при решении других задач - как часть некоторой большей системы, и которую она входит отдельными объектами и окружающей их средой.

Учет влияния среды является характерным для кибернетического подхода к рассмотрению явлений, происходящих в управляемых системах.                            

Кибернетика широко исполь­зует статистические методы для исследования поведения систем, подверженных случайным воздействиям.

Развиваемые в кибернетике идеи и методы направлены на достижение следующих целей, которые стоят перед этой наукой:

а) установить важные факты, общие для всех управляемых систем или по крайней мере для некоторых классов этих систем. Как и во всякой теории фактические данные являются важнейшей ее составной частью и служат основой для выдвижения гипотез, построения теорий и уста­новления закономерностей;

б) выявить ограничения, свойственные управляемым системам, и установить их происхождение, т.е. тем самым установить те границы, в пределах которых конструктор свободен выбирать структуру системы, управляющее устройство способно изменять управляю­щее воздействие, управляемая система может изменять свои состояния;

в) найти общие законы, которым подчиняются управ­ляемые системы. Опираясь на фактические данные, выдви­гая соответствующую аксиоматику, строя, доказательства положений, основывающихся на принятых аксиомах, кибернетика как любая другая точная наука может и должна постепенно создавать стройную систему теоретических положений, законов и принципов, которые будут составлять центральное ядро науки;

г) указать пути использования фактов и закономерностей, составляющих теорию, для практической деятель­ности человека. Это прикладное направление кибернетики, разумеется, является не менее важным, чем ее теорети­ческое развитие. Ясно, что было бы бессмысленно изучать поведение систем, устанавливать факты и закономерности, если бы они не могли быть использованы для практических целей. Однако сама по себе теория еще далеко не всегда обеспечивает решение непосредственно прикладных задач. Для того чтобы решать практические задачи, необходимо построить мост между теоретическими положениями и прикладными методами решения задач. При этом прихо­дится учитывать специфические особенности определен­ных классов управляемых систем. Поэтому приложения общих методов кибернетики для решения практических задач изучаются в таких прикладных науках, порожденных кибернетикой, как техническая кибернетика, экономи­ческая кибернетика, биологическая кибернетика [8; 11].

Область применения кибернетики распространяется на самые разнообразные системы: технические, биологические, экономические, в которых осуществляется управление.

2. Развитие современных и зарубежных концепций в сфере управления

 

Современными концепциями управления являются: стратегический менеджмент; маркетинг; управление качеством; логистика; управление проектом и управление затратами; консалтинг и  т.д.

1. Стратегический менеджмент

Под стратегическим управлением подразумевается сово­купность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых высшее руководство планирует раз­витие компании на среднесрочную или долговремен­ную перспективу [4]. Обычно составляется план с 5-летним горизонтом планирования.

В отличие от привычного нам экономического и социального планирования, которое получило особен­но широкое распространение в 70-е годы, стратегичес­кое планирование не является чисто формальной про­цедурой. У нас планирование было самоцелью, а не средством развития. Главное - побольше показателей, помасштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формальном планировании важнее красиво отчитать­ся, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями.

Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутреннего состояния дела, внешнего положения компании на рынке. В соот­ветствии с этим выделяются два раздела. В первом клю­чевыми выступают такие вопросы: заинтересован ли персонал в снижении экономических потерь, и какие барьеры здесь встречаются, правильно ли и своевре­менно удовлетворяются нужды потребителей, как они обслуживаются, каков уровень издержек в сравнении с основными конкурентами, какие изделия и услуги наиболее рентабельны? Рационально ли используются сырье и ресурсы, рациональна ли методика распреде­ления накладных расходов?

Страте­гический план может состоять из таких разделов, как:

а) продукция и рынок;

б) средства производства;

в) ресурсы;

г) организация труда и распределение работ;

д) система управления;

е) программа мотивации и поощрения [3].

Разумеется, только экономист способен рассчитать такие нормативы, как доход на акцию, приращение соб­ственности, отдача от вложенного капитала, прибыль, доходы и оборотный капитал, доходы на одного занято­го, прибыль на одного занятого. Специалисты по эконо­мике входят обычно в функциональный штаб, придан­ный в помощь менеджеру. Они в совершенстве владеют  экономической методологией и методикой, разрабатывают модель и программу стратегического плана.

2. Маркетинг

На Западе давно развивается специальная область менеджмента -маркетинг. Маркетинг (анг. marketing, от market - рынок) - специальная отрасль (теория и практика) управления, занимающаяся разработкой новой продукции, производства и сбыта товаров (или оказания услуг) [8]. В числе проблем или функций марке­тинга обычно называют изучение спроса, ценообразо­вание, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и другие.

Иными словами, маркетинг - целостная система организации управления, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции, достижение высокой эффективности операций и расширение рыночной доли. Наконец, маркетинг является особой управленческой концепцией и одновременно формой взаимоотношения компании с заказчиком [3].

Современный маркетинг - динамически разви­вающаяся область менеджмента. В ней постоянно возникают новые темы и проблемы, углубленное изучение которых приводит к образованию само­стоятельных направлений и подотраслей. Таким на­правлением стала концепция жизненного цикла продукции, которая чаще всего оперирует регрес­сионным анализом с использованием коэффициен­тов корреляции на основе статистических данных о выпуске продукции, способе и предложении, бюджете расходов и т.д.

 

3. Управление качеством

Точно также самостоятельной областью исследова­ний стала концепция управления качеством продукции. Кроме статистического анализа здесь широко приме­няются анкетирование и интервью. Прежде считалось, что качеством должно заниматься специальное подраз­деление и более никто. Но в ведущих фирмах мира на достижение высокого качества нацелены все службы предприятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неис­правностях, просчетах и ошибках, оценки потребите­лей. Специальные исследования показывают, что в плохо работающих компаниях на исправление брака может уходить до 60% времени, в нормально функцио­нирующих фирмах - не более 20%, а в лучших - ме­нее 5% либо вообще нисколько времени не тратится на исправление ошибок своих коллег [1].

Повышение качества продукции сегодня становит­ся стратегическим ресурсом и решающим фактором сохранения и повышения конкурентоспособности ком­пании. Специалисты говорят о зарождении новой уп­равленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явле­ние, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций.

Родоначальником новой методо­логии деятельности предприятия (в сфере управления качеством) стала Япония. О японском менеджменте более подробно пойдет речь в следующем параграфе.

Традиционно менеджеры относились к повышению качества всего лишь как к одному из рядовых моментов управления, не отдавая ему приоритетного значения. Институт стратегического планирования при Кембрид­жском университете провел исследование 1200 амери­канских фирм. Оказалось, что норма прибыли на инвес­тированный капитал составила в фирмах, выпускающих продукцию низкого качества, 13%; высокого качества - 30%. Потребителей прежде всего интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические качества продукции [12].

Сейчас все больше говорят о необходимости систе­мы тотального контроля качества в компании. Созда­ние такого контроля, благодаря чему усиливается воз­действие запросов потребителей на качество продукции, входит в число критериев, определяющих квалификацию менеджеров. Соответственно пересматривается и опре­деление эффективного управления. В число главных показателей входит ориентация на стратегическое пла­нирование, которое способно увязать качество продук­ции с реальными запросами потребителей и создать условия, при которых продукция реализуется по ценам, отвечающим спросу покупателей. При этом компания не должна никак страдать. Напротив, производитель­ность труда должна расти, а накладные расходы - снижаться.

4. Логистика

Круг задач и необходимых знаний, которыми должен владеть современный менеджер, очень широк. Он не­плохо владеет системным подходом, знает принципы кибернетики и может провести консультирование кли­ентов с использованием компьютера. В общих чертах он владеет анализом «портфеля проектов», хотя для глубо­кой оценки позиций компании на рынке в сравнении с конкурентами приглашаются консультанты. И не пото­му, что собственные менеджеры не способны качествен­но и в срок установить, какую именно продукцию выгод­нее сейчас производить, исходя из рыночных тенденций. Но для безошибочного диагноза нужен банк информа­ции, который включал бы данные о сотнях тысяч балан­сов предприятий ежегодно. Что и делают консультатив­ные фирмы. Но вступить с ними в активный диалог способен только высококвалифицированный представи­тель компании [14].

Как профессионал высокого класса, менеджер дол­жен быть в курсе последних достижений науки управ­ления, например, знать современные концепции логи­стики. Под логистикой понимают систему управления материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия. Впервые системы логисти­ки появились в США в 1950 г., а в Западной Европе - в середине 60-х годов [8]. Интегральным элементом логи­стической системы выступают информационные сис­темы, которые стали предметом самостоятельной уп­равленческой дисциплины. Поток инноваций, принципиально новых идей и разработок здесь посто­янно возрастает, особенно в связи с компьютеризаци­ей управления.

5. Управление проектом и управление затратами

Западный менеджер не может считаться компетен­тным, если он не знаком с последними тенденциями в такой дисциплине менеджмента, как управление про­ектом. В ней интегрируются различные области науки и производства, но особенно тесно она связана с изме­нением структуры организации. Применяя знания в той или иной области менеджмента, современный менед­жер как бы меняет вместе с тем и управленческие роли (а вместе с ними - стиль руководства).

В управлении проектом самой оптимальной счита­ется роль «модератора», который развивает у подчи­ненных инициативу, ответственность и самооргани­зацию. В управлении качеством многие менеджеры придерживаются другой роли - «строгого контроле­ра». В управлении затратами - это тоже самостоятель­ное и быстро прогрессирующее, особенно в Японии, направление менеджмента, руководитель выступает скорее в роли исследователя, ибо в достаточном со­вершенстве он должен владеть «функционально-сто­имостным анализом» [7].

6. Консалтинг

Консалтинг  - совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, эко­номики, права, психологии, системного подхода и др., которые использует специалист, не только ими хорошо владеющий на теоретическом уровне, но и понимаю­щий их прикладной потенциал, в качестве ценных прак­тических советов или рекомендаций другому специалисту, который профессионально не знает этих дисцип­лин, но занимает какой-либо достаточно ответственный пост, скажем директора завода или мэра города [8].

В нашей стране консалтинг конституировался в са­мостоятельную практическую и методолого-методическую отрасль знания только в середине 90-х годов. Пер­вые центры, журналы, профессиональные сообщества специалистов сформировались в первой половине 90-х годов и получили свое признание, свой рынок клиентов. В системе повышения квалификации широко использу­ются социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения - деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуни­кативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отра­батывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогают освоить систему многоэтапной оценки резерва руково­дящих кадров, психологическое тестирование, с помо­щью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга.

В практике промышленно развитых стран с рыноч­ной экономикой вложения средств в покупку интел­лектуального капитала в форме услуг консультантов рассматриваются как не менее, а часто и более эф­фективные, чем покупка машин, образования и техно­логий. В этих странах приглашение профессионалов является престижным. Для российских предприятий сейчас необходимо как можно более частое приглаше­ние консультантов или даже заключение с ними дого­воров на постоянное обслуживание. Сейчас в нашей стране управленческого консалтинга активно развива­ется и имеет большое будущее.

Сегодня консалтинг превратился в широко развет­вленную сферу деятельности, специалисты в которой часто друг друга до конца и не знают. Возникли тема­тические и субдисциплинарные направления, школы, специализации [11].

В числе крупных тематических специализаций мож­но выделить следующие разновидности консалтинга: управленческий консалтинг;  психологический консалтинг; экономический консалтинг; социальный консалтинг; юридический консалтинг; организационный консалтинг; кадровый консалтинг.

Управленческий консалтинг - это профессио­нальная помощь со стороны специалистов по управле­нию руководителям и управленческому персоналу раз­личных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществ­ляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

А.К. Семенов выделяет четыре основных вида управленческого консалтинга:

1. Консультирование проекта, когда консультант сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения, конкретного решения про­блемы и предлагает его в готовом виде.

2. Консультирование процесса, когда консультант спе­циальными средствами организует групповую рабо­ту сотрудников клиентной организации с целью по­иска нужного решения.

3. Учебное консультирование, когда консультант изла­гает в аудиторной обстановке (лекции, практические занятия) и демонстрирует работникам управления уже отработанные на практике пути и способы реше­ния проблемных задач.

4. Консультирование через взаимообучение, когда кон­сультант по специальной программе организует не­посредственный обмен навыками и достижениями между руководителями служб и организаций [11].

Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми дол­жен владеть современный менеджер (с разной степе­нью совершенства), постоянно возрастает. В самосто­ятельную отрасль выдвинулось управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управ­лять ими возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сей­час предлагается около 600 моделей легкового и грузо­вого автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менедж­мента, в частности, управлении производством, кото­рое сейчас включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т.д., современ­ные области менеджмента также растут в объеме и распадаются на подотрасли. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производ­ством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, например, «ноу-хау», гибкое автоматизированное производство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менед­жмента в целом, сколько одного из его направлений, появляются даже конкурирующие концепции и тео­рии, альтернативные программы, что свидетельству­ет о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоретическом поиске. Так, управление ин­формационными ресурсами (Information Resource Management) охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, опе­ративное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности выступает управление на основе моделей (model management), структурное моделирование, ситуативные модели. Осо­бенно активно развиваются сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и те­ория принятия управленческих решений. В этой обла­сти выпускается множество специальных монографий и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподается в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось также управление риском (risk management), которое  эффективно в условиях нестабильной экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятель­ности.

Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. В менеджменте сейчас насчиты­вается несколько десятков областей и направлений, в каждом из которых можно выделить еще десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспективный фронт науки.

Однако рассмотренные направления менеджмен­та еще не затрагивают его сердцевины - управление персоналом. Правда, технико-экономические сферы менеджмента непременно используют достижения human relations. Но управление персоналом по своим масштабам не менее грандиозное явление.

3. Особенности и основные характеристики японского менеджмента

За последние два десятилетия Япония заняла лиди­рующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.

«Японцы считают, что человеческие ресурсы – основной фактор менеджмента. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции груп­повой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции», - пишет В. Вахрушев [2] .

Традиция групповой сплоченности связана с заняти­ем японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов лю­дям приходилось объединяться в группы, артели.

Сущностью японского менеджмента является управле­ние людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как, скажем, американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой. 

Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (сти­мулы) они воспринимают через призму социальных по­требностей, хотя в последнее время японский менедж­мент впитал в себя отдельные мотивационные концеп­ции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида [10; 15].

Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголиками». В иерархии ценностей япон­ского народа труд стоит на первом месте. Японцы испы­тывают удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Японская модель менеджмента ориентирована на «со­циального человека», концепция которого была выдвину­та возникшей в США «школой человеческих отноше­ний», пришедшей на смену тейлоризму, который во гла­ву угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».

«Социальный человек» имеет специфическую систе­му стимулов и мотивов. К стимулам относится заработ­ная плата, условия труда, стиль руководства, межлично­стные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его за­слуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий под­ход [6].

 И.С. Цимицов отмечает, что «сильнейшим средством мотивации в Японии являет­ся «корпоративный дух» фирмы, под которым понимает­ся слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В осно­ве «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников» [15].

Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ве­домые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказы­вают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фир­мы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хон­да» и др. Этим японцы отличаются от американцев, ко­торые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они, прежде всего, называют свое имя.

Японцы, высоко ценящие групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменение места каж­дого человека в группе и стараются не переступать очер­ченные для каждого из них границы.

Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30% об­щего числа наемных работников. Сущность этой систе­мы сводится к следующему: каждый год в начале апре­ля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и универси­тетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств [13].

При «пожизненном найме» у работника появляются чувства стабильности своего положения в жизни, уверенности в зав­трашнем дне. К нанявшей их фирме работники прони­каются чувствами благодарности, преданности и привя­занности. На протяжении всего времени работы на фирме работники чувствуют себя ее должниками. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия.

Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты за труд «по выслуге лет». Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной пла­ты непосредственно зависит от непрерывного стажа ра­боты. Данная система оплаты труда вытекает из харак­терного для японского общества уважения к старшим: «Старшего надо уважать».

На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы вхо­дят три основные составляющие: базовый оклад, надбав­ки и бонусы (премии, выплачиваемые два раза в год - в июне и декабре) [9; 13].

Базовый оклад обеспечивает прожиточный минимум работников. Если это условие нарушается, то подтягива­ние заработной платы до прожиточного минимума про­изводится с помощью надбавок (за групповое мастерст­во, на семью - на неработающих жену и детей, за руко­водство людьми, за сверхурочную работу (выплачивается только рядовым работникам и специалистам. Руководи­тели такой надбавки не получают). Под оптимальной за­работной платой японцы понимают такую ее величину, которая дает возможность японской семье ежемесячно отложить в банк не менее 20% своих доходов.

Действующая в Японии система оплаты труда подчи­няется требованиям принципа уравниловки и имеет весьма незначительную дифференциацию. Так, напри­мер, различие в зарплате президента крупной компании и вновь принятого рабочего находится в соотношении 10:1. Если сопоставлять зарплату руководителей среднего звена и рабочего, то это соотношение будет еще             ниже [15].

Работая в фирме, младшие постепенно поднимаются по служебной лестнице. В первый год работы они попа­дают под опеку и влияние старших, которые тщательно отслеживают каждый их шаг. Однако на следующий год, когда в апреле на фирму придут новые работники, вче­рашние новички становятся их опекунами. Так начина­ется их движение вверх по служебной лестнице.

Для многих японских фирм характерна ротация пер­сонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3-5 лет производится переучивание персонала новым специальностям. Ротация способствует расшире­нию кругозора работников, ознакомлению работников со смежными специальностями. Часто, таким образом, го­товятся работники для занятия более высоких руководя­щих должностей.

Центральное место в оперативном управлении япон­ского менеджмента занимает управление качеством.

Идея о необходимости создания движения, направ­ленного на повышение качества продукции, принадле­жит американцу Демингу. Однако эта идея получила свое развитие не в Америке, а в Японии. Движение за качество возникло в Японии в 50-х гг. Сначала оно вы­ражалось в виде борьбы за бездефектность выпускаемой продукции, а затем вылилось в мощную систему управ­ления качеством.

На качество производимого изделия оказывает влия­ние большое количество разнообразных факторов. Сте­пень влияния каждого из них можно учесть только с по­мощью статистических методов. Эти же методы позво­ляют выявить причины брака. Они дают возможность регулировать технологический процесс таким образом, что появление дефектов сводится к минимуму. Японцы пропагандируют необходимость знания семи статистических методов. К ним относятся: диаграммы Парето, схе­мы Исикава, контрольные карты, гистограммы, диа­граммы рассеяния, графы, проверочные листы [6].

В основу японской системы управления качеством  продукции заложена концепция «тотального» контроля за качеством в рамках фирмы, которая приобрела статус ре­лигии. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работ­ники фирмы, включая секретаря и машинистку. Ответ­ственность за качество несут все работники фирмы, по­этому не ищут конкретных виновников брака и дефектов. В Японии службы, занимающиеся контролем качества продукции, выполняют только консультативные функ­ции. Каждый работник может остановить конвейер, если пошел брак.

Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Груп­пы (кружки) качества решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологи­ческими [2; 9].

Японская система управления качеством не дает сбо­ев. Это является результатом ее продуманности и про­стоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными чертами и тра­дициями японцев, и во-вторых, тем, что Япония практи­чески не имеет сырьевых ресурсов. Она полностью импортирует необходимый ей алюминий, нефть, железную руду, большое количество леса и лесоматериалов.

В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан», которую американцы стали называть «как раз вовремя», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главной составляющей этой системы. Основное содержание японской системы «Канбан» заключается, во-первых, в рациональной организа­ции производства, и во-вторых, в эффективном управле­нии персоналом.

Система «Канбан» получила свое название от метал­лического знака треугольной формы («канбан» в перево­де означает «табличка», «знак»), который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. На этом знаке размещается вся диспетчерская информация: но­мер детали, место ее изготовления, количество деталей в партии и точка подачи детали на сборку. Суть системы  заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное произ­водство [13].

США и некоторые страны Западной Европы приме­няли у себя систему «Канбан» для повышения эффек­тивности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности.

Вызов, брошенный Японией в конце 70-х - начале 80-х гг. всему западному миру, свидетельствует о нали­чии целого ряда преимуществ японской модели менедж­мента по сравнению с американской.

Выводы и заключения

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. С ростом масштабов общественного производства, углублением общественного разделения труда во всех трех его формах - общей, особенной и единичной - усиливается значение системы управления предприятием.

2. Использование методов и аппарата точных наук для формирования новых управленческих концепций отражает кибернетика, основная идея которой в том, чтобы избежать препятствий на пути к намеченной цели.

3. Среди современных концепций управления можно выделить: стратегический менеджмент, маркетинг, управление качеством, логистику, управление проектом и управление затратами, консалтинг, управление персоналом и т.д. Применение этих концепций в совокупности позволит предприятию повысить эффективность своей деятельности и стать динамично развивающимся и конкурентных на рынке.

4. К основным принципам японского менеджмента следует отнести:

- переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;

- приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

5. На мой взгляд, целесообразным является предложить любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, повышать ее качество. Лучше всего если это будет достигаться за счет использования в работе правил качества, применяемых в японском менеджменте. А именно, я предлагаю применять такие правила, соответствующие принципу «качество прежде всего»:

- управление качеством следует начинать с подготовки кадров;

- следующий этап производственного процесса – потребитель продукции;

- полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике;

- состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и вышестоящим по должности;

- достоверность информации руководителей всех звеньев и т.д.

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999.- 314с.

2. Вахрушев В. Принципы японского управления. – М.: ФЗБ, 1992. – 208с.

3. Вейл П. Искусство менеджмента. – М.: Новости, 1993. – 276с.

4. Гроуз В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. – М., 1996. – 428с.

5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования.  Учебное пособие. – М.: Финпресс, 1998.- 357с.

6. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена,                          Р. Сибаковы, С. Такаянаги, Т. Нагао. – М., 1989. – 405с.

7. Кравченко А.И. Исследование организаций за рубежом (аналитический обзор) // Социологические исследования. – 1994. - №8-9. – С.12-14.

8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 560с.

9. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы. – М.: Наука, 1981. – 389с.

10. Монден Я. «Тойота»: методы эффективного управления. – М.: Экономика, 1989. – 308с.

     11. Семенов А.К. Современный менеджмент. - Волгоград,1997.-280с.

12. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222с.

     13. Старобинский Э. Менеджмент в Японии // Управление персоналом. – 1997. - №5. – С.16-19.

14. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева,                                З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.- 365с.

15. Цимицов И.С. Управление по-японски за пределами Японии // Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - №8. – С.36-38.