Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе

    социально-экономических категорий…………………………………..4

2. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рыночной

    экономике……………………………………………………………….10

3. Методология менеджмента как отражение современных

    тенденций управления…………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….21

Введение

 

Управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времен. Исторически менялись формы, методы и содержание этой деятельности, но при этом всегда сохранялись в том или ином виде ее основные составляющие.

Нужно было заниматься целеполаганием, определением того, на достижение какого результата направлять усилия людей, нужно было координировать дей­ствия людей, распределять между ними отдельные виды деятельности и объединять эти действия таким образом, чтобы достигались поставлен­ные цели. Нужно было создавать потенциал (финансовый, ресурсный, технологический и т.п.), с помощью которого участники совместной деятельности добивались желаемого результата. И еще многое другое.

Во второй половине XX века деятельность по управлению деловой организацией, которую практически уже во всем мире называют анг­лийским словом «менеджмент», стала не только обретать характер все более обособленной и значимой для успешного функционирования фирмы работы, но и существенно меняться как по содержанию, так и по сущности. Это было обусловлено тем, что в это время очень динамично разворачивались процессы изменений во внешней по отношению к фирме среде и внутри фирмы.

Сегодня для решения нового типа задач нужен новый тип руководителя, владеющего информационными технологиями, объективными факторами и запросами общества, управляющего в условиях высокого уровня вероятности событий, умеющего сочетать тактические и стратегические вопросы решения проблем и достижения результатов.

1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий

Любая организация может быть представлена как открытая систе­ма, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресур­сы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

- получение сырья или ресурсов из внешней среды;

- изготовление продукта (изделия, услуги, информации и т.п.);

- передача продукта во внешнюю среду [2].

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из этих процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Поэтому нужно поддерживать баланс меж­ду этими процессами, а также мобилизовывать ресурсы организации на их осуществление. Именно для решения этих задач существует менедж­мент (управление) в организации, и именно это является основной ро­лью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, которое охватывает происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, его можно рассматривать с различных точек зрения [8]. Наиболее значи­мыми из них являются следующие:

- рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходя­щих внутри организации;

- рассмотрение управления с точки зрения взаимодействия органи­зации с внешней средой;

- рассмотрение управления с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности [2; 8].

Позиция управления внутри организации

Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, кото­рая представляет собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Структура организации отражает сложившееся в ней выделение отдельных подразделений, связи между ними. Исходным в построении структуры является проектирование работы [3].

Важным шагом в формировании структуры организации является выделение структурных подразделений (отделов, служб и т.д.). Менед­жмент должен определить организационные размеры структурных под­разделений, их иерархию, права и обязанности, систему взаимодейст­вия и информационной связи с другими подразделениями. Он должен поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами.

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляе­мые менеджментом, включают три основных подпроцесса: координа­цию, принятие решений, коммуникацию. Координация может осуще­ствляться путем непосредственного руководства действиями в виде рас­поряжений, приказов и предложений, а также посредством создания си­стемы норм и правил» касающихся деятельности организации.

Процедуры и нормы принятия решений по-разному формируются менеджментом в различных организациях. Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решений осуществляется снизу вверх. Есть много организаций, где решения принимаются только на верхнем уровне. Существуют организации, в которых право принятия решения передается (делегируется) на нижние уровни иерархии [2].

Применяемые в организации нормы и формы коммуникации ока­зывают большое влияние на климат внутри организации. Есть органи­зации, в которых практикуется преимущественно письменная форма коммуникаций. Имеются организации, где все контакты в основном осуществляются в виде разговора. Многие организации применяют комбинацию этих форм.

Технология - это технические средства и способы их комбинирова­ния и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией [1]. Она является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. В силу такого особого положения люди в организации являются для менеджмента «предметом номер один». Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в сози­дательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Организационная культура - это устойчивые нормы, представле­ния, принципы и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п. [2].

Можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента: 1) производство; 2) маркетинг;                    3) финансы; 4) работа с кадрами; 5) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности) [2].

Управление производством - это управление процессом перера­ботки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Управление маркетингом - это управление такими процессами и действиями, как изучение рынка, реклама, ценообразование, создание тем сбыта, распределение созданной продукции, сбыт.

Управление финансами - это управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого составляется бюджет и Финансовый план; формируются денежные ресурсы, которые в даль­нейшем распределяются между подразделениями и направлениями дея­тельности организации; осуществляется оценка ее финансового потен­циала.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей, стоящих перед организацией.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с це­лью сравнения ее фактической деятельности с имеющимися возможно­стями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет ор­ганизации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить внима­ние, и выбрать лучшие пути осуществления деятельности [2].

Менеджмент и внешнее окружение организации

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодейст­вия организации с окружающей средой играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Долгосрочная стратегия взаимодействия органи­зации с внешней средой становится основой построения всех процессов управления. Менеджмент уже не занимается только внутренними во­просами организации. В равной, а может быть, и в большей мере он на­правлен за ее пределы. Стратегическое управление, решающее задачи эффективного взаимодействия с окружающей средой, выдвигается на первый план в комплексе процессов управления организацией.

Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.

Первая сфера - это общее внешнее окружение организации, кото­рое формируется под влиянием политических, правовых, социаль­но-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования.

Вторая сфера - это так называемое непосредственное деловое окружение организации, которое создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п. [3].

В зависимости от того, насколько организация адаптивна к измене­ниям в окружающей среде, выделяются два типа управления организа­цией: механистический и органический.

Механистическому типу управления организацией присущ следу­ющий набор характеристик:

- консервативная, негибкая структура организации;

- четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

- сопротивление изменениям;

- власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

- иерархическая система контроля;

- командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

- содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Для органического типа управления организацией характерны:

- гибкая структура;

- динамичные, не жестко определенные задачи;

- готовность к изменениям;

- власть базируется на знании и опыте;

- самоконтроль и контроль коллег;

- многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизон­тальные, диагональные и др.);

- содержанием коммуникаций являются информация и советы [2].

Каждый тип управления имеет определенные преимущества. Соответственно каждому из типов может быть отдано определенное пред­почтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределен­ности.

Процесс управления организацией

Управление организацией - это осуществление взаимосвязанных действий определенного типа по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач [6]. Менеджмент не  эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных  целей, а включает только те функции и действия, которые связаны с формулированием задач, с координацией и установлением взаимодей­ствия внутри организации, с побуждением работников к осуществле­нию необходимой производственной и других видов деятельности.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в про­цессе управления, зависят от типа организации (деловая, администра­тивная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), ее размеров, сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), функционального процесса внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих других факторов. Однако для всех процессов управления ха­рактерно наличие в общем-то однородных видов деятельности.

Можно выделить четыре основные функции управления:

1) планирование - выбор целей и плана действий по их дости­жению;

2) организация - распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3) руководство - побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4) контроль - сравнение реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы [1; 2].

Необходимо также заметить, что управление всегда имело вполне определенную связь с организацией самого общества на протяжении истории цивилизации. Как самостоятельная отрасль знания оно существует сравнительно недавно. Эпохой изучения управления и попыток сформировать его основные принципы и философию стал ХХ век.

Но не вызывает сомнения тот фат, что не существовало и не существует управления вообще, как и не существует организаций вообще, безотносительно к тому обществу, в котором они создаются и действуют, в отрыве от конкретных социально-экономических, социально-культурных связей и иных условий. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, его организационные структуры, системны информации и принятие решений, стиль руководства, типы поведенческих ориентаций членов организации и другие характеристики [7].

2. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рыночной экономике

Управление и экономика как сферы деятельности и как научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки [4].

Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие и использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа.

Изменение роли факторов производства и новые управленческие подходы обуславливают необходимость пересмотра содержания и роли таких экономических категорий, как заработная плата, прибыль, капитал и др.

Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях управления. Главным становится человеческий капитал.

Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).

В управлении главным фактором становятся стратегические решения, повышается социальная ответственность управленцев всех уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.

Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности, и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний [7].

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль — не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке [5].

Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюнктуры, в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. отсюда постоянное наличие риска.

Целью менеджмента в этом случае является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

- постоянный поиск и освоение новых рынков;

- определение конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетных целей, их очередности и последовательности решения;

- разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля за выполнением поставленных задач [1; 5].

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения всё возрастающими объемами производства - материальных, финансовых, трудовых и др.

3. Методология менеджмента как отражение современных тенденций управления

Деловые организации (фирмы, предприятия), как уже отмечалось выше, функционируют под воздействием внешней и внутренней среды, т.е. государственных органов, общественных организаций, национальной политики, партнеров, потребителей и персонала самой организации. Это предполагает необходимость учета в управленческой деятельности одновременно все их интересов и требований.

Методология менеджмента - это логическое построение организации, принципы, методы и средства эффективной управленческой деятельности, ее развитии [7].

Многочисленность и разнообразие сфер управленческой деятельности деловых организаций требует тщательной системной их взаимоувязки и обеспечения целенаправленности их осуществления, исходя из стратегических и текущих задач. Это означает, что реализация всей совокупности конкретных функций должна базироваться на системной методологии. Технической базой осуществления управленческой работы на таком качественно высоком уровне являются автоматизированные системы управления, опирающиеся на современные компьютерные технологии с использованием систем персональных ЭВМ.

Основой формирования эффективной методологии управления многочисленными сферами деятельности является создание системы менеджмента, аккумулирующей современные знания и мировой опыт осуществления этой сложной интеллектуальной и высокоответственной работы. Первостепенной важности задачей при этом должна быть выработка философии и концепции управления, миссии деловой организации, ее стратегии, целей, принципов и остальных элементов, присущих системам такого рода. Это обусловлено тем, что успех организации может быть обеспечен только в том случае, если эти важнейшие концептуальные положения как установки станут правилами поведения всего персонала. Содержание этих документов для работников деловых организаций должно иметь значение, аналогичное значимости конституции государства для граждан страны. Классики научного менеджмента по этому поводу указывали, что правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гениев. В современной, несравненно более сложной экономической жизни этот закон эффективной деятельности приобретает особое значение [4].

Использование в менеджменте новейших знаний и мирового опыта означает, что деловые организации обладают «сильной» управленческой культурой. Овладение ею является первейшей обязанностью менеджеров всех уровней, особенно занимающих руководящие должности. «Сильная» культура менеджмента означает, что менеджеры, обладая соответствующими знаниями и высокопрофессиональным опытом, на основе тщательного анализа внешней и внутренней среды организации оперативно формируют алгоритмы реализации конкретных мероприятий в виде управленческих концепций, программ, проектов, направлений и стратегий текущей и перспективной деятельности, разрабатывают и осуществляют рациональные технологии менеджмента. Таким образом, социально ориентированная культура менеджмента деловых организаций носит интегральный характер, синтезирующий рынок, социальную защиту, аналитический подход и информационно-государственное регулирование деятельности.

Философия менеджмента базируется на признании рынка как средства обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Экономическая деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать. [7]

В то же время посредством перераспределения национального богатства через систему налогообложения должна обеспечиваться достойная жизнь пенсионерам, инвалидам и другим социально малоактивным слоям общества. Поэтому деятельность организаций должна быть направлена на решение этой задачи на основе постоянного увеличения прибыли и уплачиваемых в государственный бюджет налогов, создания на предприятиях условий для высокого качества трудовой жизни и обеспечения благополучия сотрудников после ухода на пенсию.

Философия менеджмента организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций.

Важным моментом философии менеджмента является создание условий для саморазвития и творческого самосовершенствования работника, самореализации его способностей [4].

Успешная деятельность деловой организации во многом зависит от правильного выбора миссии, под которой обычно понимается ее предназначение или социальная роль в обществе. В миссии должны воплощаться интересы социальных слоев и групп населения, удовлетворение их конкретных потребностей. В то же время миссия определяется с таким расчетом, чтобы производить или оказывать услуги в той сфере, где это можно делать наиболее профессионально, компетентно, качественно и конкурентоспособно.

Концепция управления должна исходить из признания руководителями факта, что успех деятельности в большей мере зависит от активной роли рядовых работников, чем от них самих. Этот подход предполагает систему коллективного управления децентрализованным процессом выработки и реализации решений, выявления лучших черт персонала и развития его способностей. При этом руководители должны быть готовы к тому, чтобы доверить подчиненным часть своих функций и полномочий, а также к реализации рациональных предложений рабочих и служащих; рассматривать работу как совместную их деятельность, признавать заслуги коллектива; сознавать, что каждый может иметь полезные идеи, и при их анализе будут найдены оптимальные решения. Кроме того, руководство обязано формировать мировоззрение персонала в духе преданности своей организации и относиться к задаче создания эффективной системы корпоративного управления как к долгосрочной программе (ориентировочно до 10 лет) и не рассчитывать на быстрые результаты [2].

Особой чертой методологии эффективного менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает усиленная ориентация фирм на умелое управление человеческими ресурсами. Приоритетной задачей является привлечение отличных работников и способность их удержать, ориентируясь при этом на мотивацию к труду в большей мере, чем на контроль за их деятельностью, создание предпосылок для свободы, творчества и предприимчивости. Профессионалы, обладающие творческим складом ума, стратегическим типом мышления, умением аккумулировать энергию многих, склонностью к инновациям, потребностью развивать свой потенциал, способности и возможности, готовностью к действиям в кризисных ситуациях, рассматриваются в качестве актива фирм. Поэтому большая роль должна отводиться и принадлежать «персоналоведам», а управление персоналом в этих условиях становится стратегически существенной функциональной подсистемой менеджмента.

Важное место в методологии эффективного управления деловыми организациями отводится стратегии менеджмента, т.е. выработке модели долгосрочного функционирования. Целью создания этой модели служит обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ фирме. Она разрабатывается на основе учета всей совокупности внешних и внутренних условий, влияющих на деятельность, базируется модель на маркетинговых исследованиях, учете реальных внутренних возможностей фирмы. Существенным при этом является систематическая сверка стратегии с реальными условиями деятельности, которые могут быть преградой стратегическому мышлению, и корректировке текущих действий в соответствии со складывающейся в реальной экономике ситуацией. При этом приоритетом становится не экономический рост (хотя это, безусловно, важно), а качество жизни персонала фирмы, а значит, и экономически активного населения страны [6].

Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации — прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника. Причем цели должны быть конкретными, т.е. иметь количественную и качественную определенность. Только при этом условии менеджмент можно характеризовать как «управление по результатам», которое подлежит системному контролю и обеспечивает быструю реакцию на изменения внешней и внутренней среды организации. Исходя из этого положения, каждая функциональная подсистема управления должна иметь четкие показатели функционирования и критерии оценки его результатов.

Стержнем эффективной методологии менеджмента должны быть современные методы. Они представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации [5]. Среди всей многочисленной совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Именно эти из них должны стать нормой управления.    И, конечно, особая роль принадлежит методам воздействия на управленческий персонал, побуждающим сотрудников активно и творчески исполнять свои функциональные обязанности в строгом соответствии с законами страны, фирменной философией и концепцией.

Выработка и использование методов менеджмента, их характер должны ориентироваться на системно-мультипликационный эффект: нововведения в одной области деятельности вызывают эффекты в смежных сферах и таким образом суммарный эффект увеличивается многократно. Применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организаций. К ним в большинстве случаев относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.

Создание эффективных систем внутрифирменного функционального управления должно исходить из принципа «не допускать возникновения проблем» вместо традиционного подхода, ориентирующего на выявление проблем и исправление ошибок, т.е. «управления по отклонениям». В крупных и средних организациях для этих целей целесообразно формировать группы по развитию систем управления на межфункциональной основе из представителей различных подразделений и ориентировать их деятельность на внедрение эффективного механизма взаимодействия функциональных сфер с таким расчетом, чтобы осуществляемые изменения в одной из них не оказывали бы негативного влияния на остальные. Для успеха в этой области руководство обязано принять долгосрочное обязательство по систематическому внедрению процесса улучшения работы в качестве составной части системы управления фирмой, верить в то, что предотвращение проблем лучше, чем устранение возникающих, ориентироваться на стандарт «ноль ошибок», на потребителей и поставщиков как на своих партнеров.

Заключение

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

Менеджмент является важнейшим понятием в рыночной экономике и представляет собой явление, охватывающее происходящие в организации процессы, которые связаны как с внутренней, так и с внешней стороной деятельности организации. При этом основными функциями управления являются: планирование, организация, руководство и контроль.

Современный менеджмент является наукоемкой сферой деятельности и требует все более высокого профессионализма управленцев, глубоких знаний в таких областях, как производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаутинг.

Важнейшим средством отражения современных тенденций управления является методология менеджмента, которая представляет собой логической построение организации, принципы, методы и средства эффективной управленческой деятельности.

Сегодня для любой организации важно создать такую систему управления, которая аккумулировала бы современные знания и мировой опыт и на основе этого выстраивать стратегию развития фирмы.

Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность менеджмента, его роль в условиях рынка и методологические аспекты его реализации.

Список литературы

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада Лтд», 1996. – 356с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – 288с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмента: Учебник. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994. – 456c.

4. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред.                         З.П.  Румянцева и др. - М.: ИНФРА-М, 1995. – 267с.

5. Основы менеджмента. Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2000. - 432с.

6. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред.                           В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.

7. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 268с.

8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 352с.