Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность инноваций и возможность их использования
в социальной сфере……………………………………………8
Глава 2. Маркетинговый отдел в музее-заповеднике
«Томская писаница»…………………………………………….. 15
Заключение………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………... 28
Введение
|
Т.о. инновация, является ключевым методом управления фирмы, организации, она является неотъемлемой частью успеха и процветания сомой фирмы, а менеджера нельзя назвать хорошим специалистом, если он не владеет инновационным мышлением и если у него нет чутья оценить предложенную идею, так сказать, заглянуть за горизонт.
Инновация – это движение вперед, навстречу новому и неизвестному.
Глава 1. Сущность инноваций и возможность их
использования в социальной сфере
Инновация это новая область знания, специальных исследований, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, - наука о нововведениях – стала формироваться в ответ на требование практики.
Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих. И наоборот, «инновационная боязнь» чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями.
Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств.
Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.
В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах жизни (технике, управлении, культуре и т.п.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.
Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы.
Нововведение – это процесс, перехода некоторой системы из одного состояния в другое.
Каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на всякое другое.
В инноватике используется понятие «жизненный цикл», означающий стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, различать применение этого понятия по лтношению к новшествам и нововведениям.
Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:
1. Разработка (фундаментальные исследования, прикладные и теоретические расчеты);
2. Проектирование (оформление документации, создание конструкций, чертежей, реализация их в опытном образце);
3. Изготовление (установочной и полной серии);
4. Использование;
5. Устаревание (исчерпание возможностей появления альтернативного новшества).
Жизненный цикл нововведений включает в себя следующие стадии:
1. Зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества);
2. Освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений);
3. Диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений на других объектах);
4. Рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий.
Все нововведения систематизируются по:
1. типу новшества;
2. механизму осуществления;
3. особенностям инновационного процесса.
По типу новшества нововведения можно разделить на две основные группы:
· материально-технические;
· социальные.
К материально-техническим нововведениям относятся:
· техника (оборудование, приборы);
· технология (производственные процессы);
· агропромышленные материалы (сырье и конечный продукт).
Социальные нововведения делятся на:
· экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);
· организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.);
· социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутри коллективных отношений (выборность бригадиров, мастеров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов и т.д.);
· правовые (главным образом, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве);
· педагогические (методы обучения, воспитания).
В отличии от материально-технических, социальные нововведения мало изучены.
Социальные нововведения в отличие от материально-технических:
· более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой;
· большая сфера применения;
· сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей;
· не столь очевидны и доказуемы преимущества;
· сложнее подсчитывается эффективность;
· отсутствие стадии «изготовления» что способствует процесс создания новшества;
· своеобразие феномена «изобретение». Новизна чаще всего не «лабораторного», а «полевого» происхождения;
· наличие у таких нововведений своей цены. Т.е. «стрессовые точки» обнаруживаются в социальных нововведениях чаще, чем в технических.
Так же важно подчеркнуть, что между материально-техническими и социальными типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым методам организации труда и стимулирования. В ряде случаев последние даже более эффективны и несопоставимо дешевле.
По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
· радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);
· комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
· модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения:
· «замещающие», которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;
· «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми;
· «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям, и приходится возвращаться к его предшественнику;
· «открывающие», то есть создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников.
По особенностям инновационного процесса можно выделить:
· внутриорганизационные,
· межорганизационные нововведения.
Новизна бывает:
· абсолютная,
· относительная.
Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству.
Труднее с новизной относительной, у нее несколько вариантов:
o Местная новизна. Значит, новшество уже применялось на других объектах (организациях, странах), но здесь – впервые.
o Частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации.
o Условная новизна (замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетического волокна).
Сегодня в новых условиях хозяйствования необходимо уделять пристальное внимание разработки и использованию инноваций. Это справедливо по отношению к учреждениям социально-культурной сферы, оказывающим разнообразные культурные услуги населению. Дело в том, что культурно-досуговые учреждения – клубы, парки, музеи, центры досуга и т.п. испытывают сегодня немало трудностей с оформлением социально-культурного заказа на обслуживание трудовых коллективов, материально-техническим и финансовым обеспечением культурных программ.
В сфере культуры и досуга удовлетворяются многие духовные потребности людей: в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира; в физической культуре, спорте и туризме; межличностном общении, в общественно-политической деятельности; в самореализации личности – рукоделии, конструировании, изобретательстве; для удовлетворения этих потребностей необходимы соответствующие условия – экономические, организационные, психологические и т.п. Создать такие условия могут и должны культурно-просветительные учреждения. На это и направлены инновации. Совершенствуя организационно-управленческие формы и культурные услуги, как платные, так и льготные, бесплатные; поиск и разработку новых организационно-методических форм культурно-досуговых занятий; планирование производства культурных услуг для различных слоев и групп населения; координацию и регулирование деятельности структурных подразделений, установление контактов со смежниками; информацию и рекламу о предлагаемых услугах; повседневное руководство структурными подразделениями (секторами, отделами), производящими культурные услуги; финансирование маркетинговых мероприятий и маркетинговой деятельности культучреждения; анализ итогов работы учреждения за определенный период и др. будет способствовать эффективной деятельности социальной сферы.
Надо отметить, что инновации, в обществе, пока что не получили повсеместного признания. Что же касается культурно-просветительной работы, то здесь практически делаются лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.
Глава 2. Маркетинговый отдел в музее-заповеднике
«Томская писаница»
Главная цель нашей работы – это не просто создание маркетингового отдела, а чтобы предложенная нами инновация отвечала бы всем требованиям рынка, менеджмента и маркетинга, а не была бы просто номинальной единицей, чтобы маркетинговый отдел был эффективным подразделением в структуре музея.
Рекомендация имеет следующую структуру:
1. Введение в проблему (общее положение);
2. Достоинства и недостатки данной рекомендации;
3. Определение структуры и персонала отдела маркетинга;
4. План внедрения отдела маркетинга;
5. Обучающая программа.
1. Введение в проблему
(общие положения)
Опыт работы музейных и других учреждений культуры показал, что оказавшись в экономике с рыночными отношениями только правильный подход в управлении деятельностью приносит им успех.
Изменение социально-экономической ситуации в стране потребовало разработки и проведения новой культурной политики, необходимости введения новых технологий в системе управления культуры и, в том числе, музеями.
Главная суть рыночной экономики – делать то, что необходимо потребителю, а не то, что может, умеет или чего хочет сам директор (это соответствует японскому принципу «Kanban»). Условия конкуренции не первый год заставляет руководителей обращать внимание на эффективность своей деятельности, деятельности учреждения, но не каждый относится к этому с полной серьезностью, стараясь не замечать эти проблемы, эти реалии жизни.
Однако, одно дело когда музей существует при развитом рынке. Совсем другое дело работать на рынке переходного периода, когда неравномерно развиваются отдельные системы и элементы рынка, когда много социальных и экономических проблем, плохое финансирование и несовершенство закона. Именно в таких условиях находятся музеи и чтобы успешно преодолевать возникающие трудности, музей во главе с директором должен со всей ответственностью подходить к исполнению своих обязанностей, развивая те структурные подразделения которые будут способствовать экономическому росту музея, его выживанию.
Ясно, что наши привычные, порой неповоротливые музейные структуры с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями сотрудников, ориентированные на «спокойную» среду, теперь не подходят. Современная динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся музейные структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней»(Соколов Н.Н.).
Поэтому мы разработали и предлагаем ввести новую организационную структуру в музее и назвали мы ее «маркетинговый отдел».
2. Достоинства и недостатки
У любой разработки всегда выявляются достоинства и недостатки (Рис.3)
Достоинства |
Недостатки |
И многое другое. |
1. Не выявлены т.к. трудно определить, как себя проявит (негативно) данный организационный отдел. |
Рис.3 Достоинства и недостатки отдела маркетинга
Достоинства.
Создание маркетингового отдела – это «прививка» от всех болезней социальной сферы. Ведь легче предупредить болезнь или успеть во время отреагировать на нее, чем пытаться вылечить запустившую болезнь, спасти то, что спасти бывает просто невозможно.
Создание маркетингового отдела – это эффективное развитие музея и всей социальной сферы.
Недостатки.
Какие-либо недостатки рекомендации в ходе разработки организационной структуры маркетингового отдела для не были обнаружены.
Единственное, что может снизить эффект данного маркетингового отдела, так это:
- неправильный подбор кадров;
- напряженный психологический климат;
- амбиции директора и его не компетентность в данной области;
- не квалифицированность кадров и многие другие аспекты.
3.Определение структуры и персонала отдела маркетинга см. Схема 1
Директор музея
1
2 Менеджер маркетингового отдела 3
6
Маркетинговые 10 Реклама Паблик Инновационные
исследования Рилейшнз 10 разработки
7 9 8
4
11
Схема 1. Организационная структура маркетингового отдела
Характеристика схемы
1.На схеме Вы видите прямое подчинение менеджера маркетингового отдела директору музея. Менеджер маркетингового отдела имеет возможность общаться, консультироваться и докладывать всю информацию непосредственно директору. Ответственность за весь маркетинговый отдел возлагается на менеджера. Это позволяет не искажать информацию и держать директора в курсе о всех шагах отдела. Контролировать деятельность менеджера и оценивать его компетентность в принятии решений. Т.о. директор сможет реально представлять картину происходящего, вырабатывать и принимать в совместном сотрудничестве с менеджером маркетингового отдела верные управленческие решения. Сам же менеджер маркетингового отдела не скован в своих действиях и на свой страх, и риск может принимать те или иные управленческие решения без согласования с директором, но по утвержденному директором и орг-собранием планом музея и самой деятельности маркетингового отдела. Т.е. менеджеру известна цель, которую должен решить его отдел, но каким способом он ее будет достигать (решать) предоставляется ему (свобода выбора), т.к. отвечать за исполнение поставленных задач самому менеджеру.
В свою очередь менеджер маркетингового отдела, не скованный в управленческих действиях, будет максимально ответственно подходить к выполнению поставленных задач, контролировать действия своих подчиненных, осуществлять подбор персонала, а не жаловаться директору, что не его вина, что подчиненные не правильно понимают его правильные распоряжения или же что они не достаточно компетентны в выполнении поставленных задач.
Следующей связью в цепочке взаимоотношений является связь менеджера маркетингового отдела с группой людей ответственных за маркетинговые исследования.
2. Для достижения поставленной задачи менеджеру необходимо владеть всей достоверной информацией маркетингового характера (об окружающей среде музея, о том какое место в обществе занимает музей на данный момент и т.д.). Весь вид информации будет зависеть от особенностей поставленных задач.
Группа людей ответственных за маркетинговые исследования подбирают методы и способы получения информации необходимые для решения поставленной задачи. Они несут ответственность за качественное исполнение работы и достоверность информации. Всю собранную информацию они предоставляют менеджеру по мере ее накопления (исполнения, получения). В данном смысле менеджер сам интерпретирует получившиеся результаты исследований, систематизирует их, но не искажает своими правками первоначальный смысл отчета составлявшего.
Следующим этапом является связь между менеджером маркетингового отдела и группой людей занимающиеся инновационными разработками (проектами).
3.Менеджер, проанализировав получившиеся результаты и систематизировав их, передает группе людей занимающиеся инновационными разработками. Получив данные сведения они разрабатывают разные варианты, каким образом можно достичь поставленных целей в существующих маркетинговых условиях.
Следующим этапом будет тесное общение между группой людей занимающиеся инновационными разработками и маркетинговыми исследованиями.
4.Все свои варианты решений группа, занимающаяся инновационными разработками, передает для моделирования группе лиц занимающиеся маркетинговыми исследованиями, но в данном случае они будут заниматься маркетинговым моделированием. Создав и изучив модель они выносят свое заключение о ее эффективности и сообщают об этом группе разработчиков. Те в свою очередь предлагают другой вариант и так происходит до тех пор, пока не будет разработана та модель, которая будет наиболее эффективная и которая будет соответствовать поставленной цели.
Все результаты разработанных моделей попадают на стол менеджеру.
Затем, остановив свой выбор на данной модели, менеджер передает всю информацию группе занимающейся рекламой и группе занимающейся паблик рилейшнз.
5.Группа, занимающаяся рекламой, предлагает наилучшие способы донесения информации до потребителя.
6.Группа, занимающаяся паблик рилейшнз, предлагает свои наиболее эффективные способы донесения информации.
Основная задача, как тех, так и других скрыть, сгладить все шероховатости модели, сделав ее наиболее привлекательной на рынке.
7.Группа занимающаяся рекламой сотрудничает с группой занимающейся маркетинговыми исследованиями предлагая разные варианты (макеты) рекламы , а те в свою очередь анализируют ее эффективность и сообщают им о своих исследованиях выделяя слабые и сильные стороны. Сотрудничество длиться до тех пор, пока задача не будет решена. В свою очередь все результаты исследования рекламы попадают на стол менеджеру маркетингового отдела.
8. Группа, занимающаяся паблик рилейшнз, сотрудничает с группой, занимающейся маркетинговыми исследованиями предлагая разные варианты связи с общественностью, а те в свою очередь, анализируют ее эффективность и сообщают им о своих исследованиях, выделяя слабые и сильные стороны. Сотрудничество длиться до тех пор, пока задача не будет решена. В свою очередь, все результаты исследования, предлагаемые группой занимающейся паблик рилейшнз, попадают на стол менеджеру маркетингового отдела.
9. Сотрудники, занимающиеся рекламой и паблик рилейшнз сотрудничают между собой с целью не расхождения информации между рекламой и паблик рилейшнз, чтоб не возникало ситуаций, когда заявление рекламы противоречили бы заявлению паблик рилейшнз.
10.Данное ограничение показывает, что реклама и ПР первоначально не имеют связи с группой, занимающейся инновационными разработками и с группой, занимающейся маркетинговыми исследованиями.
11. Данное ограничение показывает, что задание, поступающее от менеджера маркетингового отдела группе, занимающейся маркетинговыми исследованиями, остается у нее, и для исполнения задания группа не общается с другими группами с целью ее решения.
В данной схеме идет включение в работу всех звеньев одной цепи, но не сразу, а постепенно. Это, во-первых, повышает эффективность работы, а во-вторых, всю деятельность координирует и контролирует один человек, который и принимает все управленческие решения, а именно, менеджер маркетингового отдела.
Исходя, из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: менеджер отдела маркетинга подчиняется непосредственно директору музея. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 14 сотрудников.
Менеджер маркетингового отдела – 1 человек
Группа маркетинговых исследований – в своем штатном расписании насчитывается 5 человек:
2 специалиста (маркетологи) – занимающиеся анализом информации.
Их основной задачей является:
1. Ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:
- внутренняя первичная и вторичная информация (объемы продаж, ассортимент и т.д.);
- внешняя первичная и вторичная информация (информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка);
2. Приведение информации в формализованный вид;
3. Формирование отчетов по следующим направлениям:
· Оперативная информация;
· Тактическая информация;
· Стратегическая информация;
· Определение размера и направлений расходования средств для получения необходимой информации.
3- специалиста (2- маркетолога, 1 - социолог или психолог) – занимающиеся маркет-исследованиями.
Их основной задачей является:
· Исследование процесса продажи товара и услуги;
· Исследование конкурентов (на основе отчетов Группы анализа информации)
· Исследование покупателей:
· "Устный" опрос;
· Опрос техническими средствами.
· Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований.
Общей задачей является:
· Исследование (моделирование) новых и перспективных товаров и услуг (казуальный метод).
Группа инновационных разработок – 3 человека + весь научный состав МЗТП:
1. Гл. специалист
2. инновацмейкер
3. инновацмейкер.
Задачи группы:
a. Разработка новых товаров и услуг
Группа рекламы – 3 человека:
6. копирайтер
7. художник
8. контактор (рекламный агент)
Задачи группы:
· Определение целей и задач рекламы в конкретных ситуациях;
· Организация рекламной деятельности;
· Определение размера и направлений расходования средств, для осуществления рекламной деятельности;
· Выбор средств и методов рекламы;
· Подготовка содержательной части рекламы;
· Координация рекламной деятельности;
· Измерение и контроль эффективности рекламы.
Группа паблик рилейшнз – 2 человека:
1. Пресс-секретарь
2. имиджмейкер
Задачи группы:
a. Разработка и внедрение имиджа МЗТП;
b. Формирование и поддержание благоприятного информационного поля.
4. План внедрения отдела маркетинга в музее-заповеднике «Томская писаница» 2002-2005 гг
Внедрение отдела маркетинга будет происходить медленно, плавно, безболезненно.
1. Реорганизация отдела «Туризма и рекламы» существующего в «Томской писанице» на два отдела: отдел «Туризма» и отдел «Маркетинга»;
2. Первоначально отдел маркетинга будет насчитывать в своем штате пять сотрудников: 3 сотрудника самого музея и 2 сотрудника со стороны или все 5 сотрудники самого музея.
3. В течении 3-х лет штат увеличивается по мере развития и нахождения средств до оптимального состава согласно предложенной инновации от 5 до 14 сотрудников и если необходимо то и больше.
Данный план внедрения инновации основан прежде всего на использовании внутренних ресурсов самой Томской писаницы с обучением персонала и в крайнем случае на привлечение дополнительных специалистов со стороны (из вне).
Заключение
Появление в нашей стране инноватики – один из ответов на вызов времени. Теория и практика нововведений все еще не вошли органично в социальные механизмы нашего общества, в образ трудовой жизни народа, его культуру. Инерционность прежних тенденций все еще велика. Но история, общечеловеческие законы развития не оставляют нам выбора. Вступление в инновационную эру неизбежно.
Надо отметить, что культурно-просветительные организации делают лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.
И нами предложенная инновация (введение маркетингового отдела в организационную структуру музея-заповедника Томская писаница ) один из таких целенаправленных шагов в сторону улучшения социальной сферы.
Предложенная нами маркетинговый отдел в будущем ожидает прекрасная перспектива, он будет совершенствоваться, а именно:
- совершенствовать управленческие взаимосвязи;
- искать более эффективные пути взаимоотношений друг с другом и другими отделами музея;
- вводить новые должности, т.е. привлекать новых специалистов необходимых для более эффективной работы отдела маркетинга.
Как результат, будет происходить качественное обновление, совершенствование отдела маркетинга и его деятельности.
Сам же отдел маркетинга по нашим прогнозам никуда не исчезнет и в ближайшие 100 лет будет доминировать среди всех отделов во всех учреждениях социальной сферы, да и в других отраслях деятельности человека.
Мы считаем, что альтернативы создания отдела маркетинга – нет, но есть промежуточный метод, а именно метод «венчурная компания».
Характеристики инновации:
По типу новшества: социальная организационно-управленческая.
По своему инновационному потенциалу: радикальная и модифицирующая.
По принципу отношения к своему предшественнику: замещающая и открывающая.
По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационная.
Новизна: относительная местная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. №3-ФЗ
2. Федеральный закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ от 24 апреля 1996 г.
3. Абрамова Е. П. Маркетинг: вопросы и ответы.-М.:Агропромиздат, 1991. – 159с.
4. Академия рынка. Маркетинг: вопросы и ответы. Пер. с фр. М.: Экономика,1993.
5. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов.- «Гном-Пресс», 1997.
6. Андреева О. Д . Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие – М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.-224с.
7. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 1999.-XII, 804с.
8. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора.- М.: Знак, 1996.
9. Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.
10. Баззел Р., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. М.: Финстатинформ, 1993.
11. Бачурин А.В. Рынок и подъем экономики России.- М.: РАГЗ, 1996.
12. Бестужев-Лада И. Власть и культура (социальная организация труда в сфере науки и культуры требует перемен) // Советский музей.-1991.-№2.
13. Башев Г.Л. Маркетинг.- М.: Экономика, 1997
14. Бизнес и менеджер. Под ред. Дараховского И.С., Черноиванова И.П., М.: Азимут-центр, 1992.
15. Блажнов Е.А. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных связей.-М.: ИМА-ПРЕСС, 1994.
16. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?.-М.: Новости, 1990.
17. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989.- 176с.
18. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528с.
19. Гаврилин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ, 1995.
20. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: Учеб. пособие Мин-ва культуры РСФСР.- М., 1991.- 208с.
21. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры.-М., Дело, 1995
22. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.- М.: Издательство «Финпресс», 1998. – 416с.
23. Голубков Е.П. Основы маркетинга.- М.: Финпресс, 1999
24. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе / Пер. с польск. Н.В. Бабиной – Мн.: ИООО «Современное Слово», 1997.-320с.
25. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. Корпорация «Федоров», Самара, 1996.
26. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова: Под ред. И.С.Минко.-М.: Высш. шк., 1995.- 225с.
27. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. – М. : МГУК, 1994. - 87с.
28. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг ( сто вопросов – сто ответов, о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). – М.: Международные отношения, 1991.
29. Карпов В. Маркетинговые исследования рынка: методы получения информации и ее анализ // Маркетинг – 1992 №2–С.78-88
30. Карпов В. Маркетинговые исследования рынка: экономика спрос и предложения (материалы и лекции) // Маркетинг. 1994 № 4 -С.60-70
31. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
32. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: «Ростинтер», 1996.
33. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование. СПб: Питерком, 1999
34. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. М.: Финстатинформ, 1994.
35. Литл Джон Ф. Основы маркетинга. Р- на- Д, 1997.
36. Маркетинг. Сборник : Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.
37. Маркетинг: Учебник / А.Н.Романеов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
38. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
39. Мартынова Г.С., Мартынов А.И. Историко-культурный и природный заповедник «Томская писаница» -Кемерово: РИФ «Сибирский бизнес», 1995.
40. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг- 1998 №1 С.27-34
41. Музееведение. На пути к музею ХХI века / СБ. науч. тр. НИИ культуры.- М., 1989. - 224с.
42. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» - кому это нужно? – М.: Экономика, 1993.
43. Новаторов В.А. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.
44. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: Наука, 1993.
45. Отт Р. Создавая спрос: эффективные советы в рекомендациях по маркетингу ваших товаров и услуг.- М.: Филинъ, 1997.
46. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
47. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы.- М.: «Ось-89», 1998.- 80с.
48. Проблемы аналитических исследований в сфере маркетинга и бизнеса // Маркетинг, 1996 №5 С.112-115
49. Ребрик С.Б. «Быть или не быть…».-М.:Тривола, 1996.- 176с.
50. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. Кемерово, Кузбасс-вузиздат, 1996.
51. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А.Васильева.- М.: ЮНИТИ, 1998.- 287с.
52. Сорокин А.В. Реклама: Словарь понятий и терминов: Для студентов и практических работников.- Кемерово: «Комментатор», 1997.
53. Хруцкий В.Е.,Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 1991.
54. Швальбе Х. Практика маркетинга. Изд-во «Республика», 1995.
55. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.
56. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
57. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
58. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М., 1990.
59. http://www.ban.pu.ru
60. http://www.KM.RU
61. http://www.karelia.ru/projects/1998/kizhi