Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Информационные системы управления предприятием, их

классификация………………………………………………………………...4

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

Введение

В связи с возрастающей сложностью деятельности современного предприятия, функционирующего в жестких условиях рыночной экономики, обостряющейся борьбы за качество продукции, резко возросших информационных потоков, более сложным стало управление современным предприятием.

К руководителю предприятия, которое стремится к процветанию, сегодня предъявляются все более жесткие профессиональные требования, связанные с необходимостью владения и использования в повседневной практике управления предприятием современных управленческих технологий.

Безусловно, оказавшись один на один перед выбором стратегии организации управления на предприятии руководитель взвешивает все «за» и «против», сопоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию об организации управления с собственным опытом, а, самое главное, с собственной системой предпочтений, с ситуацией, сложившейся на предприятии, с его организационной культурой.

Извечную российскую проблему «что делать» решать придется самому руководителю. Результаты его управленческой деятельности отразятся на результатах деятельности управляемого им предприятия. Как известно, сегодня часть российских предприятий, причем большая, находится в тяжелом экономическом положении, а часть, к сожалению меньшая, процветает, может быть и не особенно делая это достоянием широкой гласности.

 

Информационные системы управления предприятием,

их классификация

Раньше опыт, навыки, умение управлять накапливались каждым руководителем как следствие анализа результатов принятых ранее решений, в основном своих собственных. С уходом руководителя они пропадали. В лучшем случае передавались приемникам.

Сегодня ситуация резко изменилась. Опыт управления стал всеобщим достоянием. Возникла наука управления (точка отсчета 1911 г. – выход в свет книги Тейлора «Наука управления»). Сейчас работают многочисленные школы бизнеса, в которых обучают менеджменту – обобщенному опыту управления.

Управление предприятием относится к тем видам управленческой деятельности, в которых владение современными технологиями – необходимый элемент успеха [5].

Человечество живет в эпоху информационного взрыва. Новые средства получения, хранения, анализа, передачи информации, связанные, прежде всего, с появлением компьютерной техники, сделали информационную индустрию неотъемлемой составной частью управления современным предприятием.

Это и информация о рынках сбыта, и информация  о поставках сырья и комплектующих, о новых производственных технологиях и оборудовании, новых изобретениях, позволяющих повысить конкурентоспособность продукции, и информация о партнерах по бизнесу, персонале, изменениях в законодательстве, многочисленных нормативных актах, регулирующих деятельность предприятия, и информацию о реализации принятых ранее решений, финансовом состоянии предприятия, бухгалтерская отчетность и т. д.

Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям. Недостаточная информация вынуждает принимать решения в условиях неопределенности. Избыточная информация затрудняет выделение действительно важных факторов и ключевых моментов ситуации, что, в свою очередь, затрудняет принятие эффективных управленческих решений [4].

Как от качества производимой предприятием продукции зависит его продвижение на рынке, так и от качества работы с информацией зависит качество принимаемых на ее основании управленческих решений.

Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможны без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.

Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия. Все вышеперечисленные вопросы, возникающие при управлении предприятием, должны решаться профессионально. Решение каждого из них вносит необходимую лепту в обеспечение эффективной деятельности предприятия [1].

В настоящее время все большее распространение получают комплексные системы управления деятельностью предприятия, универсальные системы по управлению бизнесом, интегрированные системы управления, интегрированные управленческие информационные системы и т. д.

На практике их называют интегрированными системами управления предприятием (ИСУП).

Что дает автоматизация управления предприятию?

Во-первых, снижение трудоемкости процессов управления. Во-вторых, повышение точности расчетов. В-третьих, повышение оперативности расчетов и анализа. В-четвертых, повышение эффективности управления.

Более детальный анализ возможностей, предоставляемых современному предприятию интегрированными управленческими системами, позволяет получить более полное представление о тех дополнительных возможностях, которые получает предприятие при внедрении интегрированных систем [3].

1. ИСУП «ГАЛАКТИКА»

ИСУП «ГАЛАКТИКА» предназначена для использования при создании единой автоматизированной системы управления на современном предприятии, поступила в эксплуатацию с апреля 1995 г. и внедрена более, чем на 400 российских предприятиях.

В основе системы 4 управленческих контура:

- контур административного управления;

- контур оперативного управления;

- контур управления производством;

- контур бухгалтерского учета.

Модули системы допускают автономное использование, то есть могут использоваться как в составе системы, так и независимо от нее, что делает возможным поэтапное создание системы управления предприятием [2].

ИСУП рассчитана на управление деятельностью предприятия, ориентированного на получение прибыли.

При использовании системы руководство предприятия получает возможность:

- оперативного получения информации обо всех контролируемых аспектах его деятельности, в т. ч.:

- производства;

- маркетинга;

- управления материальными, трудовыми, техническими ресурсами;

- выполнения договорных и взаимных обязательств;

- оперативного решения финансовых вопросов;

- планирования и учета выполнения внутреннего бюджета;

- формирования и контроля бизнес-плана.

В контур административного управления предприятием входят управление маркетингом, хозяйственное планирование и управление проектами, учет и управление кадрами, анализ финансовой и хозяйственной деятельности, финансовое планирование.

Контур оперативного управления включает задачи, обеспечивающие реализацию производственных планов предприятия.

Контур управления производством включает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат, оперативное управление [4].

2. ИСУП «БОСС»

Интегрированная система управления предприятием «БОСС» так же, как и система «ГАЛАКТИКА» является комплексной информационно-аналитической системой, созданной для обеспечения процесса управления предприятием.

В соответствии с материалами компании АЙТИ ядром ИСУП «БОСС»» является система «БОСС-КОРПОРАЦИЯ», в состав которой входят подсистемы управления персоналом, финансового учета и планирования, управления сбытом, снабжением, управления производством.

Входящая в состав ИСУП «БОСС-КОРПОРАЦИЯ» система «Управление финансами» включает модули «Главная книга», «Бюджеты», «Учет расчетов с дебиторами-кредиторами», «Учет кассовых операций», «Учет расчетов с подотчетными лицами», «Учет банковских операций» [2].

3. ИСУП «SKALA»

Автоматизированная система управления современным предприятием «SKALA» предназначена для управления предприятиями в различных областях деятельности, различного масштаба и объема производства. Но основная особенность системы в том, что она рассчитана также для использования при управлении международными компаниями.

Это поставило перед разработчиками системы ряд дополнительных проблем, в частности, проблему адаптации системы в условиях использования различных систем бухгалтерского учета, принятого в тех странах, где международная компания функционирует.

Это же относится и к проблемам учета местных требований и условий ведения бизнеса в различных странах, переоценки средств, подготовки отчетности на различных языках и в соответствии с требованиями, предъявляемыми каждой из стран, где функционирует международная компания [2].

Интегрированная система «SKALA» была создана шведской фирмой «Beslutmodeller АВ» в конце 70-х и в настоящее время получила широкое признание в различных странах мира.

Система устроена по модульному принципу. Каждое предприятие может набирать тот набор модулей системы, которой действительно пригодится при управлении его деятельностью.

Центральным модулем системы является модуль «Главная книга». Он содержит все проводки, необходимые для внутренних и внешних отчетов.

При внедрении системы могут быть оказаны консалтинговые услуги как по адаптации системы к конкретным условиям функционирования предприятия, так и по конкретным вопросам непосредственной деятельности предприятия [6].

4. ИСУП «ВААN»

Интегрированная система «ВААN» является одной из наиболее мощных и широко внедренных в практику управления крупнейшими международными фирмами и корпорациями и самой мощной из представленных на российском рынке интегрированных систем.

Тот факт, что система установлена на таких фирмах, как «Воing», «Рhilips», «Mersedes Вenz», «Northern Telecom», «АВВ», «Hitachi», «Fiat» говорит сам за себя.

Заказ на покупку интегрированной системы фирмой «Воing» только в качестве платежа за лицензию на использование программных средств составил 20 миллионов долларов США [2].

В России стоимость системы, начиная от минимального набора модулей, составляет от 200 тысяч долларов и за первые же месяцы получено значительное число заказов на ее установку в крупнейших российских корпорациях.

Интегрированная система «ВААN» состоит из ряда подсистем. В подсистеме «Производство» предусматривается комплексное решение в различных направлениях производственной деятельности. Она содержит модули:

- планирование производственных ресурсов на уровне многозвенной корпорации;

- конфигуратор продукта;

- управление проектами;

- управления серийным выпуском продукции;

- анализа критических путей.

Следует отметить эффективность деятельности на российском рынке фирмы «ЛАНИТ», распространяющей не только «ВААN», но и собственные интегрированные пакеты управления предприятием [7].

При внедрении системы фирмой представляется семейство продуктов «ВААN». Причем процесс внедрения начинается с рассмотрения, так называемых, референтных моделей, отражающих опыт деятельности передовых предприятий в отраслях промышленности. После этого производится их корректировка с учетом реальных условий функционирования предприятия или корпорации, система конфигурируется и создается меню для каждого пользователя системы [2].

 

Заключение

Современному руководителю можно дать несколько советов:

1. Управлять надо профессионально.

2. Необходимо знать современные технологии управления.

3. Информация требует должного внимания.

4. Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.

5. Надо иметь хороших советчиков.

6. Выполнение принятого решения надо контролировать.

7. Управленческий процесс надо, по возможности, автоматизировать.

Каждую область деятельности предприятия сопровождают возросшие объемы информационных потоков, которые должны быть оперативно обработаны, проанализированы и учтены при принятии и контроле за ходом реализации управленческих решений. Это также предъявляет дополнительные требования к тем возможностям, которые должны предоставлять руководителю современные управленческие технологии.

В настоящее время разработаны мощные автоматизированные системы, обеспечивающие необходимую поддержку руководителю при организации процесса управления.

Безусловно, каждое предприятие определяет для себя собственную стратегию управления. Однако, все более очевидным становится тот факт, что без интегрированной системы управления предприятием эффективное управление предприятием становится все более проблематичным.

Руководителю предприятия необходимо своевременно уделять внимание выбору и внедрению подходящей интегрированной системы управления предприятием.

Список литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999.-528с.

2. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: ЭКМОС, 1998.-336с.

3. Жигалов В.Т. Основы менеджмента в управленческой деятельности: Учебное пособие.Ч.1.-М., 1992.-139с.

4. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Экмос, 1997.-286с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф., Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.- 738с.

6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева- - М.: ИНФРА-М,1999.-669с.

7. Фахрудинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения.-Новосибирск,2003.-164с.