Оглавление
стр
Введение 3
1. Сущность и значение системы методов управления 4
2. Методы управления как механизм реализации требований
объективных законов 9
3. Классификация методов управления 14
Выводы и предложения 23
Список литературы 24
Введение
Управление в обществе как вид деятельности уже давно существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Вместе с тем и само искусство управления качественно изменяется в новых условиях, насыщаясь новыми формами, ассоциациями и представлениями.
Искусству управления любой руководитель обучается всю жизнь, как совокупности определенных подходов и приемов, потому актуальность выбранной темы не представляет сомнений. Постепенно те или иные правила, нормы управления, которым обучается руководитель (менеджер), выкристаллизовываются и превращаются в своды правил, закрепляются в законах и обычаях.
Объект исследования - менеджмент как система управления.
Предмет исследования – особенности методов управления в менеджменте.
Цель исследования – изучить методы управления в менеджменте.
Задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу по данной теме;
- рассмотреть сущность и значение системы методов управления;
- проанализировать методы управления как механизм реализации требований объективных законов;
- рассмотреть классификацию методов управления.
1. Сущность и значение системы методов управления
Метод управления – это способ осуществления управления. Методы управления тесно связаны с принципами управления. Принципы не выбирают – им следуют. Методы можно выбирать, заменять один другим. Под методами управления понимают способы осуществления целенаправленного воздействия на коллектив работников или на отдельных членов этого коллектива (6, 7).
Необходимо в каждом методе различать содержание (то есть требования каких законов он реализует), направленность (на какие мотивы поведения он направлен) и организационную форму. Основу системы методов, используемых в управлении составляет общенаучная методология, предусматривающая (3):
- системный подход к решению проблем;
- комплексный подход к решению проблем;
- моделирование;
- экспериментирование;
- конкретно исторический подход;
- экономико- математические методы;
- социологические измерения.
Системный подход – это упорядочение управленческих проблем посредством их структурирования, установление взаимосвязей и взаимозависимостей.
Первоначально теория систем применялась в точных науках и в технике. В управлении теория систем стала применяться в конце 50-х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления.
Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901-1971).
Исходным положением системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели является первым и важнейшим признаком организации. По этому признаку данная система отличается от других, окружающих ее систем.
Содержание системного подхода сводится к следующему:
- четкое определение целей и установление их иерархии;
- достижение наилучших результатов при наименьших затратах: используя сравнительный анализ выбора альтернативных путей достигать поставленных целей;
- широкое всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения (1, 4).
Комплексный подход – рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости.
Моделирование – использование моделей для решения сложных проблем организаций.
Экспериментирование – это научно поставленный опыт проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятия.
Конкретно исторический подход. Сущность его в том, что каждое явление должно рассматриваться в динамике.
Экономико-математические методы. Сущность их заключается в использовании аппарата таких наук как экономика, математика, кибернетика для решения проблем организации (9).
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А.Каунота (1801-1877). Появление первых экономико-математических моделей было вызвано разработкой теории предельного равновесия.
Наиболее крупным экономистом-математиком России был В.К.Дмитриев (1866-1913), опубликовавший ряд работ, среди которых наибольшую известность получили следующие: «Теория ценности Д.Рикардо. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» (1898) и основной его научный труд – «Экономические очерки» (1904).
Особое место принадлежит Д.Е.Слуцкому (1880-1948), известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя». Через 20 лет эта статья получила мировое признание.
Социологические измерения – сбор и обработка информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры и т.д. С этой целью применяется интервью, анкетные опросы, наблюдения, изучение документов (контент-анализ) и др. (10).
И.Н.Герчикова (2), говоря об общенаучной методологии составляющей систему методов, выделя5ет следующие подходы:
1. Подход к управлению как к процессу, который определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
2. Системный подход, который предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
3. Ситуационный подход, который предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений практики управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.
2. Методы управления как механизм реализации требований объективных законов
Для того, чтобы говорить о методах управления как механизме реализации требований объективных законов, необходимо рассмотреть, что представляют собой эти законы.
Каждый руководитель (менеджер) должен постоянно осознавать, что в своей деятельности он подчинен действию законов природы и общества, законов управления. В лучшем случае понимание руководителем этих законов, направлений их действия согласуется с поведением руководителя, и тогда его ожидает успех. В худшем случае, когда руководитель пытается построить свою деятельность несмотря на законы и даже вопреки им, его ожидают неудачи или крах (5).
Законы в обществе понимают в двух смыслах:
1) как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, так как отражают степень интеллекта разработчиков и членов законодательного собрания, руководителей государства, расстановку политических сил, заинтересованных в принятии закона, а также многочисленные поправки, уступки и другие факторы;
2) как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека. Именно это понимание законов и будет рассматриваться в дальнейшем.
Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода и класса.
В сфере управления, как и любой другой сфере сознательной деятельности общества действуют многообразные законы. Будучи познанными и правильно использованными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы (11).
Законы управления, поскольку они имеют всеобщий характер, должно иметь характер всеобщности для всех общественных формаций, для всех способов производства. Бесконечное содержание процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих. Поэтому речь может идти только о тех из них, которые вскрыты и достаточно исследованы на современном этапе развития. Такими являются (5):
1. Закон единства и целостности системы управления.
Этот закон гласит, что система управления (то есть управляющая система) должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна также содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целями и задачами управления. Функциональная целость означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов.
Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов управления.
2. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления.
В соответствии с этим законом система управления должна обладать необходимым и достаточным числом степеней свободы.
Обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкость системы управления. Число степеней свободы управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями. Жесткость системе управления придают и субъективные ограничения – уровень квалификации руководителей, их способность оценивать окружающую обстановку, использовать резервы и т.д.
Число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система так или иначе может стать тормозом в развитии управляющей системы.
3. Закон необходимого разнообразия систем управления.
Этот закон заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы.
Разнообразие систем управления обусловлено разнообразием факторов различной природы – отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, религиозных, культурных и т.д. Более того, различие в системах управления могут быть даже связаны с личностью руководителя и его ближайших подчиненных. Важным фактором функционального и структурного разнообразия систем управления выступают также формы собственности.
4. Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.
Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития.
Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем.
В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой.
Развитие управляющих систем подчиняется определенным требованиям законов и закономерностей управления. В этом процессе прогрессирующая роль принадлежит личности руководителя, высокий уровень культуры, профессионализм и творческие возможности которого способны максимально активизировать направления действия законов и расширить сферы их действия.
Применение методов управления адекватных объективным законам способствуют повышению эффективности деятельности организации. Как правило, с этой целью используется не один, а сразу несколько методов управления (9, 11).
Методы управления являются отражением объективных законов, с помощью которых любая организация осуществляет свою управленческую деятельность. В зависимости от того, какие методы управления применяет сегодня организация, зависит, как она реагирует на объективные законы. Если деятельность организации «идет в гору», следовательно, методы управления, применяемые руководством этой организации, являются правильно подобранными и наиболее эффективно отражающими объективные законы.
3. Классификация методов управления
Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы и приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием. Можно выделить три основных направления в их классификации (4, 5, 8):
1. Методы управления функциональными подсистемами. Эти методы связаны со структурой организации, в которой имеются функциональные подразделения (маркетинг, производство, финансы, персонал).
2. Методы выполнения функций менеджмента – используемые для выполнения любой из функций управления.
3. Методы принятия управленческих решений:
а) методы поставки проблем;
б) методы решения проблем;
в) методы организации выполнения принятых решений.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. (5) классифицируют методы управления следующим образом:
1. Экономические методы, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира – природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества.
2. Организационно-распорядительные методы управления, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто – и не совсем верно – эти методы называют административными).
3. Социально-психологические (иногда их называют воспитательными) методы управления, основанные на формирование и развитие общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей – добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т.д.
Рассмотрим более подробно каждый метод. Итак, экономические методы управления – это способы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Каждому работнику присущи какие-либо экономические интересы. Работник может быть заинтересован (6):
- в результатах своего труда как такового;
- в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является (бригады, цеха, фирмы);
- в результатах всего общественного производства.
Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включает решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т.п.
Системы экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т.д. (2).
Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ). Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на основе силы и авторитета власти – указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.
Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов (5):
1) распорядительные;
2) организационно-стабилизирующие;
3) дисциплинирующие.
Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом (рис. 3.1).
общеорганиза времени предостережение
ционные
структурные численности разъяснение
должностные величины ознакомление
функциональные выработки совет
соотносительности
Рис. 3.1. Классификационная схема ОРМУ
Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направление их действия заключается в следующем:
- обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;
- подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.
При этом все ОРМУ должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.
Регламентирующие методы управления включают:
А) общеорганизационные методы управления определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;
Б) структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;
В) должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;
Г) функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.
Проблема использования регламентирующих методов управления заключается в том, что во многих сферах направления регламентации оказываются слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев систем. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует (3).
Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко отличать от понятия нормы. Норма – это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. Состав нормирующих методов управления входят (4):
А) нормативы времени, например затраты времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т.д.;
Б) нормативы численности, например количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;
В) нормативы величины, например предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3 производственных помещений и т.д.;
Г) нормативы выработки – объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда;
Д) нормативы соотносительности, например соотношение числа студентов и преподавателей в ВУЗе.
В целом использование норм и нормативов является исключительно важным, и их недооценка может привести к тяжелым последствиям (печальным примером может служить авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к глобальной экологической катастрофе).
Инструктирование также образует обширную сферу действия ОРМУ. Оно включает в себя различные виды информирования:
А) предостережение;
Б) разъяснение;
В) советы и т.п.
Инструктивные методы управления преследуют цель ознакомить лицо с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, могущих повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность.
В жизни общества и отдельной личности огромная роль принадлежит системе морально-этических категорий, ценностей, представлениям о нормах этики, порядочности, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические или воспитательные, методы управления (9).
Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различные интересы, вкусы и взгляды различных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:
1) общество;
2) коллектив;
3) группа;
4) личность.
На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах).
На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающая (4, 5):
А) оценку индивидуальных качеств работников;
Б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.
На этом уровне конкретизируются законы развития общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность.
Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).
Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников.
Выводы и предложения
Методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения.
В управлении недопустимо ставить вопрос о постоянном приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоятельствах, при решении различных задач на передний план могут выдвигаться как те, так и иные методы и занимать преобладающее значение. Удельный вес методов находится в постоянной динамике. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их единстве, в системе. Это означает, что он должен обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть высококомпетентным психологом и воспитателем.
Я считаю, что каждому руководителю необходимо знать и применять методы управления, чтобы его организация успешно существовала на рынке. Для этого он может ознакомиться с основными административными, экономическими, социальгно-психологическими и другими методами, которые описаны в литературе. Зная и применяя методы управления опытный руководитель обязательно выведет свою организацию в число ведущих компаний не только своей страны, но и мира.
Список использованной литературы
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада. Лтд», 1996.-С.56-68.
2. Герчикова И.Н. Менеджмента: Учебник.-М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.-С.90-114.
3. Кохно П.А. и др. Менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 1993.-С.50-56.
4. Лебедев О.Т. Методы и формы управления производством.-Л.: ЛИЭИ им. П.Тольятти, 1990.-С.12-23.
5. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. Наук, проф. О.Т.Лебедева.-Спб.: ИД «МиМ», 1998.- 192с.
6. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др.-М.: ИНФРА-М,1995.-С.35-67.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.-М.: Дело, 1992.- С.10-15.
8. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.-Нижний Новгород: НКУП, 1992.-С.67-86.
9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие.-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-352с.
10.Фойоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство.-М.: Республика, 1992.С.3-16.
11. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ.; Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Банки и биржи, 1994.-С.35-56.