Оглавление

1. Художественные стили мировой культуры: XVIII век……………….3

2. Информационная выразительность формы: сущность,

    значимость в экспертизе эстетических свойств……………………….6

3. Факторы формы изделия: основные требования, взаимосвязь

    основных свойств………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………….12

1. Художественные стили мировой культуры: XVIII век

В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию.

Культура «века разума» рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма, нарастанием интереса к философскому знанию. XVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменить его к лучшему, безгранично надеясь на разум человеческий и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.

Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный, демократический характер. Она стимулировала интерес западноевропейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических категорий: красоты, гармонии, вкуса [4].

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные обоснования открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармония становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художественных произведениях. Новое звучание в эстетике «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство, пронизанное мыслью. В нем тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними, он и есть свидетельство того, что не всегда они должны выступать как полюсы, так как гармония между ними невозможна [1].

Немецкая классическая эстетика XVIII-XIX вв. – важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. К числу ярчайших представителей немецкой классической эстетики принадлежит поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805). Он вместе с Гете, Лессингом и др. стояли у истоков рождения европейского идейного и художественного движения – романтизма.

Романтизм – это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности.

Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление «подражанию природе» творческой активности художника, отрицание нормативности в создании произведений искусства и обновление художественных форм. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства.

Романтическая эпоха – время небывалого расцвета музыки, живописи и литературы. В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах.

Теоретическое наследие Гегеля стало своеобразным итогом развития немецкой классической эстетики. В своей «Эстетике» Гегель последовательно провел исторический принцип рассмотрения искусства, подчеркнув огромное социальное значение этого явления. Согласно его грандиозной по своему идейному богатству эстетической концепции искусство проходит три стадии, характеризующие изменение соотношения содержания и формы: символическую, классическую и романтическую [4].

В России XVIII столетие характеризуется теоретическим осмыслением вопросов искусства и художественного творчества. В 80-е годы XVIII столетия в России впервые употребляется слово «эстетика» для обозначения самостоятельной дисциплины.

В русской культуре XVIII век показал значение антропоцентрической модели мира, выдвинув в качестве идеала человека просвещенного, ищущего истину, подчиняющего свои поступки пониманию добра, чувствующего красоту.

Философское осмысление мира в России XVIII века реализовывалось и в художественной деятельности: развивается новое изобразительное искусство, архитектура, поэзия, театр. XIX век, затмивший по своей духовной значимости век предыдущий, получил от него мощное художественно-теоретическое наследие.

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше.

Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное несет семантику избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как нормативное ядро, как некий вневременной образец художественного творчества. В таком понимании классическое отождествлялось с элитарным и образцовым [3].

Романтики, выступившие с принципиально новыми художественными манифестами, утверждали преимущественную ориентацию на новацию в сфере художественного творчества. Тем самым они невольно отделили свое искусство от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства.

Триада «элитарное – образцовое – классическое» начала рассыпаться; элитарное, в сознании романтиков, безусловно, сохраняло близость образцовому, однако уже не являлось тождественным классическому – последнее сопрягалось с адаптированным, традиционным.

 

2. Информационная выразительность формы: сущность, значимость в экспертизе эстетических свойств

Слово «мода» образовано от лат. modus – мера, способ, правило. В отличие от стиля мода представляет собой временную общность художественных средств, выражающих определенное мироощущение. В узком смысле мода – это смена форм покроя, пластики, цвета, силуэта образцов одежды, обуви, головных уборов, причесок и даже косметики на новые, становящиеся под влиянием рекламы более популярными.

Стиль охватывает все сферы идеологической и художественной деятельности человека.

Мода же в течение многих веков распространялась, как правило, лишь на наиболее подвижные элементы внешней среды, удовлетворяющие непосредственные потребности человека.

Мода родилась как следствие естественного стремления человека обновить вещную среду, улучшить предметы быта, особенно одежду, делать их все более удобными и красивыми.

Объекты предметного мира, существующие дольше человеческой жизни, например архитектурные сооружения, не должны быть подвержены влиянию моды. В них должна быть воплощена устойчивая эстетическая концепция эпохи [2].

В сфере постоянного влияния моды находятся предметы потребления, особенно одежда и обувь.

Перемены моды связаны с сезонностью, а также с возрастными особенностями людей. Костюмы ребенка, молодого или старого человека существенно различаются. Правда, было время, когда феодалы одевали своих детей в одежду, имитировавшую костюм взрослых; например, мальчиков наряжали в костюмы вельмож или в мундиры генералов, а девочек – в платья герцогинь, чем стремились подчеркнуть высокое социальное положение своих отпрысков.

В результате перемен, обусловленных разумными потребностями, происходил отбор целесообразных и объективно красивых вещей, которые довольно прочно входили в быт. Красивая народная одежда, изделия народного искусства, например павлово-посадские платки, произведения палехских мастеров, дымковские и хохломские игрушки доставляли радость многим поколениям. Мода отражалась лишь в колебаниях спроса на эти изделия [5].

Мода всегда находилась под влиянием социальных и экономических условий. Одежда и другие предметы потребления указывали, на какую ступеньку общественной лестницы удалось подняться человеку.

Важный принцип современной моды – принцип комбинирования повседневной одежды. Гардероб практичного человека состоит из отдельных вещей, которые легко варьируются в зависимости от его вкуса и желания.

Фасон, длина и силуэт костюма, цвет, рисунок и фактура ткани, шляпы, обуви должны изменяться чаще всего с таким расчетом, чтобы не использовать изделия, вышедшие из моды. Вместе с тем в потоке новых товаров каждый должен уметь выбрать действительно красивые, соответствующие возрасту, комплекции и назначению (для работы, курорта, повседневного отдыха, праздника, бала и др.).

В нашей стране в самое трудное время, сразу же после Октябрьской революции, началась разработка моделей одежды для трудящихся. 

Главным принципом новой формы одежды массового потребления являлась органическая взаимосвязь удобства костюма и дешевизны его производства с требованиями красоты. Особое внимание было обращено на создание спецодежды, выработку типичных моделей платья для рабочих, работниц и детей. Творцы нового костюма в основу его красоты поставили целесообразность и конструктивность, тонкое понимание взаимосвязи между «живой фигурой», материалом и художественной формой.

Большое внимание было обращено на такие средства художественной выразительности, как пропорции «живой фигуры», яркий колорит одежды с учетом цветовой характеристики русского народного костюма, а также формы и силуэт с учетом разнообразных движений человека во время работы и отдыха.

Прогрессивным принципом массовой продукции стала мастерски используемая вариантность одежды, которая была порождена стремлением дизайнеров преодолеть обусловленное промышленной стандартизацией однообразие, монотонность форм, являющихся производными от органического числа типовых элементов, применяемых в конструкции одежды.

Однако массовая мода весьма чувствительна к однообразию. Поэтому, заказывая промышленности обувь, одежду или головные уборы, работники торговли должны придерживаться оптимальных объемов партий одинаковых товаров. Ведь даже очень изящное платье, мелькнувшее в городской толпе пять-шесть раз в день, перестает казаться элегантным и своеобразным [2].

Поэтому современная мода должна активно влиять на ассортимент и номенклатуру массовой продукции, вносить поправки в планы легкой промышленности. Только модные и подлинно красивые товары могут в достаточно полной мере удовлетворять возросшие эстетические потребности людей и содействовать формированию хорошего вкуса у потребителя.

3. Факторы формы изделия: основные требования, взаимосвязь     основных свойств

Если промышленность выпускает, а торговля принимает товары неудачной формы, то работники и промышленности, и торговли становятся как бы соучастниками ошибок дизайнера. Чтобы этого избежать, необходимо научиться анализировать форму, т. е. внешнее выражение содержания изделий различного назначения. Прежде всего необходимо понять структурную «организацию» изделий, уяснить способы их функционирования, в значительной степени определяющие форму. Но для этого надо хорошо знать, какими объективными свойствами обладает форма.

Форма в дизайне может быть определена как выражение структуры изделия или комплекса вещей. Она должна соответствовать назначению, техническим характеристикам, эстетическим, технологическим и эргономическим требованиям, предъявляемым к изделию или комплексу изделий [1].

Многообразие условий, влияющих на форму изделий, предопределяет ее сложную структуру. Как и в архитектуре, в дизайне различают три формы:

1) функциональная, или утилитарная, определяемая назначением или утилитарными потребностями человека;

2) конструктивная, требующая рационального использования физических и механических свойств материалов и конструкций для выполнения заданной функции;

3) эстетическая, отвечающая потребности в красивых, художественно-выразительных вещах.

Все эти стадии проходит форма при проектировании мебели, швейных машин, холодильников, фото- и радиоаппаратуры, одежды, электроосветительных приборов и многого другого.

Но деление формы на функциональную, конструктивную и эстетическую условно. Оно необходимо лишь для ее всестороннего анализа. В действительности нет различных форм, а существуют лишь различные аспекты рассмотрения единой формы. Однако, каждый тип формы может проявляться как бы в чистом виде.

К сожалению, в продаже еще много товаров с эстетически ложными формами. И как это не парадоксально, но довольно часто лишены красоты товары, эстетическая функция которых должна играть ведущую роль. Все еще характерными в этом смысле являются дамские шляпы, форма которых напоминает предметы хозяйственного назначения (кастрюли, банки, горшки и т. п.), примитивные по форме и цвету дамские сумки различного назначения, аляповатые детские игрушки и т. п.

Дизайнеры разработали немало новых красивых изделий. Но пути их в магазины настолько долги, что, попадая на прилавки, они уже становятся немодными [2].

Форма любого материального предмета обладает рядом специфических свойств:

1) объемностью;

2) пространственностью;

3) характером расположения и движения в пространстве;

4) геометрическим строением;

5) весомостью;

6) прочностью;

7) массивностью;

8) плотностью.

Эти объективные свойства формы вещей при определенных условиях становятся носителями их композиционных закономерностей.

Важнейшими объективными свойствами формы являются материальность и характер расположения в пространстве. Материальную форму условно называют объемом, который ограничивает часть пространства определенной конфигурации и величины. Линии, точки, поверхности, грани являются геометрическими элементами формы.

Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими формообразующими категориями или средствами композиции являются объемно-пространственная структура и тектоника, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, колорит [3].

Эстетически осмысленная взаимосвязь объемного предмета с его внутренним и внешним пространством является важнейшей категорией композиции и называется объемно-пространственной структурой.

Становление и развитие устойчивой системы методов и приемов создания красивой предметной среды, проявляющееся прежде всего в стилевых модификациях формы предметов, можно наблюдать в каждой исторической эпохе.

В эстетической характеристике предметной среды отражается мировоззрение людей, как бы запечатлевается облик создавшего его общества. В связи с этим возникает понятие стиля, т. е. устойчивой общности формальных средств художественной выразительности, отражающей господствующую идеологию общества.

 

Список литературы

1. Бычков В.В. Эстетика. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.

2. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. – М.: Экономика, 1985.-240 с.

3. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 430 с.

4. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.

5. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарики, 1999.-464 с.