Оглавление

1. Предмет этики и ее задачи. Соотношение этики с религией и

    философией. Приведите аргументы, доказывающие

    автономность этики………………………………………………………...3

2. Этика семейной жизни. Семья и брак. Сущность и смысл

     супружества………………………………………………………………..9

3. Тест………………………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………….15

1. Предмет этики и ее задачи. Соотношение этики с религией и философией. Приведите аргументы, доказывающие автономность этики

В соответствии с философской традицией моралью называют систему оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам, определяющим их абсолютную ценность независимо от конкретно доставляемых ими пользы и удовольствия. Этика, в свою очередь, - наука о морали и применении мораль­ных оценок в поведении человека [3; 6].

В этом смысле можно сказать, что этика есть наука о морали как особом феномене человеческого бытия. Человек существует в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в поступках самого человека в предлагаемых обстоятельствах, так и в ситуациях, сложившихся в результате данных поступков. Но кроме морали, которая рассматривается как про­явление в мире и в нас абсолютного морального закона, существуют нравы, допускаемые в данном обществе.

Нравы могут не соответствовать требованиям морального закона. В этом случае говорят о дурных нравах, царящих в данном обществе. В морально развитом обществе нравы помогают реали­зации морального закона и даже порой требуют от человека боль­шего, чем достаточно жестко интерпретируемый моральный закон.

Надо сказать, что сами слова «этика» и «мораль» исторически происходят от греческого слова «ethos» и латинского «mores», ко­торые буквально переводятся на русский язык как «нравы». Тем не менее, следует, как уже сказано выше, различать нравы как то, что принято в некотором обществе как локальный обычай, мораль - как абсолютную систему ценностей, на которую ориен­тируется моральное поведение человека, и этику - как науку о морали и моральном поведении.

В конкретной ситуации человек стремится к некоторому важ­ному для него благу, но ему важно не только достичь желаемого блага, но и чувствовать, что он стремится к безусловно истинному благу. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы иметь достаточные основания для положительной самооценки, хотя далеко не всякий способен последовательно прилагать для этого серьезные усилия. Для внутреннего комфорта человеку требуется не только получать те или иные житейские блага, но и знать, что он правильно ориентируется в выборе желаемого и совершает усилия в нужном направлении [6].

Более того, очень важно ощущать, что принимаемые нами решения соответствуют нашим действительным намерениям. Только в этом случае внешние обстоятельства и наша оценка этих обсто­ятельств не нарушают свободу воли: намерение адекватно вопло­щается в принимаемом решении, т. е. в поступке.

Кроме непосредственного блага, достижение которого человек ставит себе в качестве цели, не менее важную роль для человека играет сознание правильности (справедливости) поставленной цели и собственной готовности добиваться ее всеми силами. Можно сказать, что справедливость (правильность блага, дости­жение которого ставится целью) и героизм (готовность совер­шать серьезные усилия для этого достижения) сами являются благами, несущими в себе награду независимо от успеха в получении искомого блага. Это последнее может быть связано с конкретной пользой, с обеспечением тех или иных насущных материальных интересов. Но сопутствующее ему благо реализуется в сознании действующего субъекта как ощущение душевного комфорта благодаря обретению права на положительную моральную самооценку (а в благоприятном случае и одобрения со стороны окружающих) [5].

Фактически речь идет о большем: положительная самооценка есть лишь субъективное проявление достигаемого совершенствова­ния, что с точки зрения ряда важнейших этических учений со­ставляет наибольшее благо для человека. Парадокс состоит в том, что моральное совершенствование не обеспечивает, а затрудняет положительную самооценку, ибо чем выше моральное развитие, тем строже требования к себе. Так что извлекать непосредственное удовольствие из собственного совершенствования можно лишь не заходя в нем слишком далеко. Впрочем, человек, реально достигший моральных высот, с таким лукавым доводом считаться не станет.

Иммануил Кант в предисловии к «Критике практического ра­зума» предложил замечательный образ, сопоставив величие и не­зыблемость морального закона внутри нас и звездного неба над головой. Действительно, и то и другое свидетельствует об эфемер­ности человеческого бытия, в том числе всех человеческих учреж­дений, по сравнению с космическими и моральными законами и вместе с тем о способности человеческого разума постигать их и восхищаться ими. Понимание этого есть начало высвобождения от духовного трепета перед могуществом и злобным произволом зем­ных властителей. Вот почему последние так стремятся узурпировать то и другое, убеждая и принуждая уверовать, что их власть рас­пространяется и на моральный закон (который должен якобы слу­жить подчинению их воле), и на небосвод, отдаваемый в бессрочное пользование военно-промышленному комплексу и атеистической пропаганде. Вот почему осмысление начал этики, рефлексия над природой морального закона, укорененного в человеческом бытии как части мироздания,  столь важны в становлении свободного человека.

Ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое может в действительности оказаться фиктивным (искажен­ным добром), и попытки его достижения ведут к дурным послед­ствиям.  Даже  отказ   (как   сознательная  жертва)   от  некоторого очевидного блага, приносящего непосредственную выгоду, означает лишь предпочтение более высокого духовного блага корыстному интересу как менее значимому благу. Задача этики вовсе не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Это превосходство очевидно всем, кроме убеж­денных нигилистов. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность к оцен­кам,   т.е.   умение  различать  добро  и  зло  в  соответствии  с  их истинной ценностью. Тем самым мораль благотворно влияет на поведение конкретного человека и нравы общества в целом. Этика не помогает человеку желать блага, но позволяет разобраться в том, чего же он действительно хочет; ориентироваться в собственных не вполне осознаваемых желаниях. Этика учит видеть контекст человеческого поведения, выходящий за пределы непосредственных практических интересов. В некотором смысле можно сказать, что этика помогает сопоставить сиюминутное с абсолютным,  с тем, что не зависит от особенностей конкретного момента и конкретной практической ситуации [6].

Этика  изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы и результаты в категориях добра и зла. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нрав­ственную жизнь человека с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Нравственную жизнь можно изучать и как совокупность эмпирических фактов, выражающих нравы опреде­ленного общества, опирающегося на принятые в нем оценки допустимости того или иного поведения. В таком случае нравственная жизнь оказывается предметом этнографического описания, позво­ляющего установить, что в этом обществе в определенную исто­рическую эпоху считается хорошим (допустимым) или дурным (неодобряемым). Такое описание не ставит цели определять, что есть добро, а что - зло, а также не исследует ни оснований подобного рода оценок, ни их соответствия истинной моральной ценности.  Всем этим  занимается  этика как  нормативная,  а  не описательная наука.

Этика изучает не происходящее, а должное. Она устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика выраба­тывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации. Но сами эти принципы служат ориентирами поступков, а не оп­ределяющей их причиной. Совершая поступок, человек выбирает одно из возможных действий. Этот выбор выражает его ценностные предпочтения, ибо человек действует, чтобы достичь наибольшего из доступных ему благ. Этика фактически исследует логику действий    человека   в мире, где существуют ценности и в том числе ценности абсолютные, не зависящие от конкретных обстоятельств, т.е. моральные [3; 4].

Этику также рассматривают как философскую рефлексию о морали. В этом случае исходят из понимания этики как философской науки об основаниях различения добра и зла и фундаментальных ори­ентирах нравственной жизни, позволяющих сознательно совершать благой выбор и избегать дурного. Более того, этика исследует проблему нравственного совершенствования на основе выявления того, что является добродетелью, способствующей предпочтению добрых поступков.

Этика тесно связана с моральной теологией, исследующей то, каким образом нравственная жизнь человека укоренена в Боге и опирается на Откровение Священного Писания и Священного Пре­дания. Строго говоря, теология - это наука не о человеке, но о Боге. Моральная теология - это наука о том, как Бог проявляется в поведении и помыслах человека. Поскольку серьезное занятие любой наукой предполагает убежденность исследователя, что пред­мет ее существует, то и теологией можно заниматься лишь обладая верой. Этика имеет своим предметом нравственное поведение человека в соотнесении его с моральными ценностями. Этика состав­ляет философскую дисциплину, нацеленную на объективное по­знание способов различения и разумения добра и зла, их источников и ориентиров. С христианской (как и с любой монотеистической) точки зрения, этика имеет основание и важнейший ориентир в моральной теологии, а источником морального закона является Бог. Сам закон дан в Священном Писании и как естественный закон вписан в наши сердца.

В таком случае можно говорить о христианской этике как этике, принимающей указанную установку. Но это не особая наука или особая ветвь в этике, а лишь принимаемая исследователем мето­дологическая установка. Христианская (и вообще религиозная) эти­ка исходит из того, что человеку вменяется в обязанность Богом оценивать собственные действия и мотивы.

Этика как философская наука занимается исследованием основ­ных категорий, в которых можно описывать моральные оценки, и критериев различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно явно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций. Этика не дает конкретных рекомендаций о том, как поступать, но выра­батывает средства, как мыслить о поступках, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Более того, этика исследует вопрос о пределе ответственности человека за свои решения (выборы). Присущая человеку мораль определяет его поведение и оценки своих и чужих поступков. Поскольку оценка поступка совершается в мысли, то мысль об оценке есть фактически мысль о мысли, т.е. то, что называется рефлексией - отражением мысли в другой мысли [6]. В рефлексии мысль как бы догоняет мысль. Этика учит мыслить об этих оценках, понимать их основания. Можно сказать, что этика - это философская рефлексия над на­шими мыслями, оценивающими наши решения.

2. Этика семейной жизни. Семья и брак. Сущность и смысл супружества

Семья  есть  основанная  на  браке  или кровном родстве объединение людей,  связанных  общностью  быта и взаимной ответственностью.  Прежде всего,  следует  обратить  внимание на различие  понятий  «семья»  и  «брак».  Часто  первое  более  широкое понятие  сводят ко второму.  Но  семья - это не  только  супружеские  связи,  уходящие  в  глубь  времен на  несколько  поколений, но и  горизонтальные,  т.е.  отношения между  родителями,  детьми,  братьями,  сестрами,  и  другими родственниками.   В  тоже  время каждая  семья  создает собственную  культурную  среду  в  рамках  общей  культуры определенного  народа,  конфессии,  государства.  И  потому «войти в  семью» - означает  принять  и  усвоить  ее  суб­культуру.  Тех,  кто  не  признает  такой  порядок,  семья чаще  всего  отторгает [1].

Семья – не только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человека».

Много  написано  о  «нуклеарной семье»,  знаменующей  сов­ременный  тип  семьи.  Само  название  происходит  от  слова «нуклон»,  что  на латинском  означает «ядро». Понятие «нуклеарная  семья» подразумевает  семью  с  одной  брачной парой  и  их  неженатыми  детьми  или  без  них.   Процесс урбанизации  значительно  модернизировал  семью. Зачастую взрослые  дети  и  их родители живут  в  разных  домах,  в разных  частях  одного  и  того же  города или  вообще  в разных городах [1; 2].

Меняется  само  представление  о  семье,  сегодня семья- это  не  только  люди,  живущие  под одной  крышей. Современная тенденция  во  внутрисемейной  политике - создание многоядерной,  а  если  придерживаться латинских  терминов, то  мультинуклеарной,  или  мультифамильной.   Такая  семья, как  и в  предшествующих  формах,  создает  собственную субкультуру,  но,  в  отличие от прежних форм  семьи,  они представляются  более  открытыми для  интегрирования разных культур.   Культура мультинуклеарной  семьи носит  интерна­циональный  характер. 

Если  объектом культуры  в  целом являются огромные массы  людей,  то  семейная культура обращена  к  отдельному человеку,  его  конкретной  личностной  судьбе.

К  основным  функциям  семьи  относятся:  поддержание биологической  непрерывности  благодаря  рождению детей  и обеспечению  биологического  существования   пищи,  жилища, одежды; создание культурной непрерывности,  передача  новым поколениям общественного - культурного наследия [2].

Все  семейные  функции,  собственно  говоря,  сводятся  к  одной: обеспечение  связи  времен,  создание  условий для  непрерывного, точнее,  прерывно - непрерывного  развития  человечества. Благодаря  реализации  семейных функций,  исторический  поток, постоянно  эволюционизируя,  сохраняет  свой  социальный, биологический  и  культурный  смысл.

В  своем  единстве  перечисленные функции  представляют систему  семейных отношений,  возникновение  в  этой  системе дисфункции,  т.е.  рассогласования  в  их  взаимодействии  как целого,  приводит  систему  в  аномальное  состояние. Игнорирование,  а  порой  и  полный  отказ  семьи  по  тем или иным  причинам  от  выполнения  какой-либо функции  дестабилизирует  семейный  образ  жизни,  возникает  угроза  ее  распа­да.   Семьи,  социальное  функционирование  которых  по субъективным  или  объективным  причинам  затруднено,  харак­теризуются  как  семьи  социального  риска.

Семья дает человеку полноту жизни, огромную радость, делает его счастье более глубоким, эмоционально более насыщенным. И самое удивительное то, что, несмотря на огромную важность формирования семьи, большое ее общественное значение, семейные отношения (в том числе и с этической точки зрения) слабо изучены.

Но вот брак заключен, еще вчера два человека были чужими, могли поступать по своему усмотрению, а сегодня, после регистрации брака, все изменилось; родилась новая семья. Поступки молодых должны быть согласованы. Это первый барьер, который супругам предстоит преодолеть. К сожалению, таких барьеров на пути к семейному счастью много. Второй барьер – это необходимость сбалансировать эмоциональные и интеллектуальные запросы, не дать родиться чувству неудовлетворенности друг другом, умело устраивать психологический дискомфорт. Этот барьер особенно трудно преодолим потому, что многие слабо знают мужскую и женскую психологию. За последние годы психологи значительное внимание уделяют психологическим проблемам в семье. Однако эту сложную проблему нужно донести до каждого, научить молодоженов глубоко осмысливать возникающие ситуации, уметь правильно реагировать на них [2].

Серьезный барьер к гармонии супружеской жизни – половое невежество. Незнание мужской и женской половой природы может привести к серьезной дисгармонии, внутренней неудовлетворенности и затем нарастанию напряженности в супружеских отношениях. Неумение приспособиться друг к другу, даже при самом незначительном диссонансе чувств, неумение уловить настроение, неучет мнения сторон – все это со временем приводит к отчуждению, охлаждению чувств. Четвертый барьер – это пробелы в области общего воспитания и, прежде всего, недостаточный уровень знаний семейных отношений.

И еще один барьер – это осознание того, что семья – основной и самый лучший способ продления человеческого рода и воспитатель нового поколения. Только глубоко любящие друг друга без особого труда преодолевают эти препятствия, если же любовь недостаточно крепкая, преодоление их становится серьезным испытанием семьи. И, увы, многие пасуют, не выдерживают напора событий. Каждый, и особенно спортсмен, знает, чтобы преодолеть препятствия, нужна тренировка: чем серьезнее препятствие, тем больше нужно тренироваться. Молодежь нужно готовить к семейной жизни, серьезно и последовательно раскрывать перед ней все прелести и негативные стороны ее, научить преодолевать трудности, умению жить [2].

Супружество пробуждает в человеке новые силы, способствует его физическому и нравственному совершенствованию, дает величайшее наслаждение от общения и ни с чем не сравнимую радость от воспоминания детей.

3. Тест

Назовите этический принцип, противоположный гедонизма, и этический принцип, аналогичный принципу гедонизма (выдвинутый Аристотелем). Раскройте содержание этих терминов.

Гедонизм (греч. hedone (наслаждение)) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящее к нему все многообразие моральных требований.

Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. В древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп, видевший высшее благо в достижении чувств удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами  эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страдания и безмятежное состояние духа (атараксия).

Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей.  Наиболее полное выражение, приищи гедонизма, получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждения или отсутствия страдания. В древности и в новое время гедонизм играл в целом прогрессивную роль в этике, поскольку он противостоял  религиозной нравственности и представлял собой попытку истолковать мораль с материалистических позиции.

Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

Аскетизм (от греч . asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.) [6].

Список литературы

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – с.5-67.

2. Дорью И.В. Современный брак: проблемы и гармония. – М.: Педагогика, 1990. – с.56-59.

3. Попов В. Этика. Курс лекций. – М., 1998. – с.10-55.

4. Попов В. Этика. Курс лекций. – М., 1999. – с.11-22; с.139-147.

5. Росенко М.Н. Основы этических знаний. – СПб., 1998. – с.5-26.

6. Шрейдер Ю.А. Лекции по этики: Учебное пособие. – М.: МИРОС, 1994. – с.3-21.