ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по предмету:   «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Вариант 3

 

Тема: Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда

                                                         Выполнила:

                Курс: 3

                       Группа:

            Номер личного дела:

                        Проверил:

                                       Челябинск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Система бессознательного «Оно»……………………………………………..4

2. Система предсознательного «Я»………………………………………………6

3. Система «Сверх – Я»…………………………………………………………..8

4. Фрустрация…………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Введение

      Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. 

      Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

     В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго", которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им.

   По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

   В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Система бессознательного «Оно»

   Если считать, что человек такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере - наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны.

К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым.

Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности.

Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

   Человек стал строить для себя жилища, и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

   Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они

перешли к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

Система предсознательного «Я»

   Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

      Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

      В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии, и покой относителен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени,

причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а  внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут разнообразные мелкие процессы) . Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы) , следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья.

     При помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

    По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют отбор и сортировку желаний, влечение бессознательного и соответствующих им идей.

Система «Сверх-Я»

    Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

   "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно  оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным выше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную) , то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает. Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний систему органов, образующих большой, единый организм.

   Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

   Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой совокупность всех общественных отношений ,контролирующих поведение человека .

   К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуждение совести у человека, возникновение чувства вины, строгости и презрения к себе.Выступая как цензор , веления которого выполняются вытеснением, «Сверх-Я» обнаруживает себя как моральная  психическая сила, которое сознание не может преодолеть.

    Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (в качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом)

Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен религией . Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех сознательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

   Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или  выливается в "Эдипов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил  авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

   Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

Фрустрации

 Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я , но

тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную оболочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает выход . Второй фактор, который дополняет первый, является следующим: по второму закону диалектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество,

в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально активным. Если оба канала для выхода открыты, то индивид находится в нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам, проявляемым в

самых различных формах: от фантомных болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их.

   Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его психика, являются автономной саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения

психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "сверх-Я".

Заключение

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества.

   Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. В своей работе я попыталась раскрыть основные элементы психоанализа Фрейда. Человеческая психика согласно Фрейду делится на три области – системы психического: сознательное, бессознательное, предсознтельное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодейсвия. Для первых двух систем- сознательного и бессознательного – характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической  жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. Большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Список литературы

   1. Фрейд. З. Будущее одной иллюзии / Фрейд. З. М., 1990. - С. 94.

   2. Психология и этика делого общения:Учебник для вузов/ Под ред.проф.В.Н.Лавриенко  - 3 изд.-М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2001 – с.65