История прически
Понятия
красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один
период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Наиболее заметно это
проявлялось в костюме и прическах, которые тесным образом связаны с внешним
обликом людей.
Древние
гречанки красили волосы в русый цвет с красным оттенком и делали из них пышные
красивые прически - коримбос. Так, во времена античности в Древней Греции
прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы
надо любом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом
расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, т.к. по
эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть
невысоким. В античном мире законодательницей моды на прически была императрица.
Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом немок-рабынь
модными становятся волосы русого цвета. В период позднего Средневековья (XIV
в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий
цвет считался проклятьем дьявола.
В середине XVI века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.
В
дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину
густыми прядями. Такой парик просуществовал долгое время.
В России
женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси
существовало правило: девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и
украшенную лентой. Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу
на две и укладывала их вокруг головы короной. С той поры она всю жизнь обязана
была носить платок, чтобы мужчины - и посторонние, и члены семьи - не могли
видеть ее волос.
В высших
сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетались на темени и
украшались внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными
подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными
шнурками, у девушек высших сословий золотыми или жемчужными нитями. На лбу
носили ленты, в том числе зубчатые, широкие, на твердой основе, в которым
иногда подвешивались различные украшения - кисти, пряди жемчуга, кольца. Венец
декорировали на лбу поднизью - сеткой с подвесками, драгоценными камнями.
С приходом в моду стиля модерн (начало XX века) естественный цвет волос меняется на противоположный с помощью интенсивных красящих веществ. Модной является прическа высокая, конусообразная, завитая широкими волнами, низко спускающаяся на лоб, или гладкая, на прямой пробор. С низко опущенными на щеки волнистыми волосами.
Силуэты и
формы причесок через определенное время повторялись. Так, прически Древнего
Рима стали носить в XIX веке по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах
XX века. Каждое время вносило что-то свое, новое, точного копирования не было.
Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с
социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными
требованиями, общим художественным стилем, модой.
Культурные,
деловые связи, которые стали успешно развиваться со многими странами мира,
оказали большое влияние на моду и стиль прически. В 50-е годы входят в моду
прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади. Эти
прически отличались друг от друга, но их объединяло одно - общее признание у
женщин разных стран.
В 60-е годы
прически стали более монолитными. В моду вошел начес. Прически увеличились в
размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма
прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные
пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят
прически типа «колокол», «клевер», «конский хвост», модны цвета, напоминающие
металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.
Во второй половине ХХ века начинают носить прически с распушенными волосами, подражая героине фильма «Колдунья» в исполнении французской актрисы Марины Влади. Свободно падающие волной белокурые волосы надолго вошли в моду.
В 70-ые
годы мода на парики проходит, возвращаются «маленькие» прически с
геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе «Гаврош».
Начес окончательно вышел из моды.
Следующей
популярной прической явилась прическа «под пажа», при которой стрижка делалась
неравномерной, наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится
модным естественное «движение волос». Это проявляется в методе новой стрижке
английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличаются простым, но
вместе с тем изысканным движением волос. В конце ХХ века в общей моде
определились два основных направления: фольклорный стиль (кантри стайл),
военизированный стиль времен войны и послевоенных лет (милитери стайл).
В последнее
десятилетие формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли
более гладкие, маленькие прически с пышной челкой. Прически стали скромнее.
Гладкие волосы от пробора укладываются в изящные небольшие пучочки. Иногда на
волосы надевают сеточки, перевивают цветными шнурами. Добавлением к прическе
являются шиньоны, окрашенные светлее или темнее, чем естественный цвет волос.
Носят парики, но они мало чем отличаются от естественных причесок.
В современной моде большое значение имеет маленький штрих, придающий особый шарм прически, - это может быть гофрированная прядь на гладких волосах, взлохмаченная челка, высвеченный блик. Экстрамодны блестящие, даже сверкающие волосы, что достигается с помощью лаков, эмульсий и обесцвечивания.
В моде
заколки из металла, черепахового панциря, шелковые, капроновые, шифоновые,
атласные и др. банты, черные бархатки, сетки, накрахмаленные цветы под цвет
платья, ленты, шнуры. Современная мода столь многолика, что каждый может
выбрать себе прическу, которая ему нравится и подходит.
Модельеры сегодня пытаются предсказать, какими станут прически в будущем веке. В Японии лучшие парикмахеры решили «сконструировать» шедевр 2084 года. Печать отозвалась об этом произведении искусства так: «... нечто среднее между распущенным хвостом павлина и клумбой».
Список литературы
1. Кондрашова М.В. Энциклопедия свадьбы. – М.: «Издательство Астрель», 2001. – 416с.
2. Нерсесов Я.Н. Энциклопедия истории моды. - М.: Издательство АСТ, 1999. – 265с.
3. Секреты красоты / Энциклопедия современной женщины. – М.: Мир книги, 2004. – 352с.
4. Сыромятникова И.С. История прически. – М.: Рипол Классик, 2002. – 278с.