СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ» (ИК - 93)

Задание 1.

Вы являетесь главным бухгалтером предприятия. Каким образом Вы бы подразделили все документы, имеющие -     отношение к ЭИС?

Ответ:

Основная роль бухгалтера в этих условиях сводится к правильности оформления хозяйственных операций, принятию решений, анализу и контролю правильности формирования отчетной документации. Работа бухгалтера становится более рациональной, ПЭВМ превращается в главный инструмент его деятельности. Программный комплекс для автоматизации бухгалтерского учета и малых и средних предприятиях, охватывающий финансовый и управленческий учет, состоит из двух модулей (рис. 1).

Модуль управленческого учета позволяет вести учет в суммовом количественном выражении для участков учета основных средств и нематериальных активов, учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) МБП, учета готовой продукции (товаров - для торговых предприятий расчетов по оплате труда. Набор этих участков можно менять исходя из потребностей пользователей. Основными учетными регистрами данного модуля являются аналитические регистры по участкам учета - журнал учета первичных документов, журнал учета товарно-материальных ценностей, журнал учета хозяйственных операций.

Модуль финансового учета позволяет вести учет по всем счетам бухта терского учета. Основными его учетными регистрами являются аналитические регистры (журнал первичных документов, журнал хозяйственных операций) и регистры сводного учета (Главная книга, оборотные ведомости). Связь между модулями осуществляется через Журнал хозяйственных операций. Работа с программным комплексом начинается с заполнения справочников. Это делается для настройки комплекса на ведение учета на конкретном предприятии. По назначению все справочники разделены на пять групп.

 

Рис. 1. Структура программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях

- Справочники общего назначения:

наименования документов (SPRDOK);

предприятия (SPRPR);

 услуги по счету-услуги связи, транспортные услуги и др. (SPR.US).

- Справочники, связанные с учетными журналами ТМЦ:

товарно-материальные ценности (SPRM);

единицы измерения (SPRED);

операции движения (SPROP).

- Справочники, связанные с бухгалтерскими проводками:

план счетов бухгалтерского учета (SPRCH);

бухгалтерские проводки (SPRPROV);

группы проводок (SPRGR);

налоги (SPRNAL).

- Справочники, связанные с аналитическим учетом:

объекты предприятия (SPROB);

подразделения (SPRPOD);

коды аналитического учета (SPRAN).

- Справочники, связанные с курсами валют (SPRVAL). По структуре построения справочники делятся на простые и сложные.

Простые справочники имеют стандартную структуру: код, наименование, дополнительные признаки (наименование документа, единицы измерения, услуги по счету, операции движения).

Сложные справочники включают в себя два и более уровней сложности данных. Это делается для того, чтобы облегчить работу с объемными справочниками, большое количество записей которых невозможно разместить на экране. Так, двухуровневый справочник План счетов бухгалтерского учета состоит из девяти разделов (в соответствии с планом счетов). Каждый раздел содержит соответствующий счет. Количество записей в разделах - около 20. Их целиком можно вывести на экран.

Трехуровневый справочник также состоит из разделов, каждый из которых содержит подразделы. Примером трехуровневого справочника является справочник проводок, состоящий из уровней разделов счетов, счетов и проводок по каждому счету. Исходная информация вводится в базу из первичных документов.

Для автоматизации используются следующие стандартные первичные документы по учету:

- движения материальных ценностей (приходный ордер, приемный акт, накладная, акт на списание, требование, лимитная карта);

- финансово-расчетных операций (платежное поручение (ПП), платежное требование-поручение (ПТП), приходный и расходный кассовые ордера (ПКО и РКО) и др.);

- основных средств (инвентарная карточка учета основных средств, акт приема-передачи, акт на ликвидацию основных средств, накладная на внутреннее перемещение);

- труда и заработной платы (табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу, рапорт о выработке);

- готовой продукции (товаров) - акт, приходный ордер, приказ-накладная, приемо-сдаточная накладная, карточка складского учета, договор поставки и другие документы.

На основании информации первичных документов формируются файлы оперативной информации, в которые автоматически заносится информация соответствующих справочников. Такое использование справочников ускоряет ввод информации в базу данных, повышает ее точность и достоверность. Основным файлом оперативной информации является Журнал первичных документов (GUPD). В него заносится информация первичных документов, по которым совершены хозяйственные операции.

К учету принимаются документы, составленные по установленной форме и имеющие шесть основных реквизитов (наименование документа, номер документа, дата выписки документа, наименование предприятия, оформлявшего до­кумент, сумма операций, дата совершения хозяйственной операции по документу).

Если указаны первые пять реквизитов документа, то документ считается зарегистрированным, но по нему нельзя оформлять проводки в Журнал учета хозяйственных операций (GUHO). Это можно сделать, когда будут заполнены все шесть перечисленных выше реквизитов документа. В этом случае документ имеет юридическую силу и может быть отражен в бухгалтерии предприятия.

Таким образом, основой всех учетных процедур является первичный документ, а не проводка. Главным пре­имуществом такого подхода является большая естественность работы с исходной информацией. Пользователь заполняет лишь поля экранной формы, соответствующие макету документа, а программа выполняет котировку. Это упрощает процедуру ввода исходной информации, сокращает число ошибок за счет облегчения визуального контроля вводимых данных. Файл GUPD включает следующие реквизиты:

•  наименование документа;

•  предприятие;

•  дата операции;

• сумма;

•  название группы проводок;

•  комментарии;

•  операция движения.

На основании файла GLJPD формируются файлы оперативной информации по участкам учета - журналы учета товарно-материальных ценностей;

•  материалов (GUM); МБП (СиМВР);

• основных средств (GUOS);

• готовой продукции (товаров) (GUTP);

•  хозяйственных операций (GUHO).

На основе информации этих файлов ведутся суммовой и количественный учет материальных ценностей по местам хранения ( на складе ) или по местам нахождения (в производстве), учет основных средств и нематериальных активов, учет готовой продукции (товаров) и ее реализации. Файл GUM включает следующие реквизиты:

•  наименование документа;

•  номер документа;

• сумма операции;

•   предприятие;

•  дата операции;

•  операция движения;

•  наименование товарно-материальной ценности;

•  тип;

•  номенклатурный номер;

•   приход (объект и подразделение, счет/субсчет);

•   расход (объект и подразделение, счет/субсчет);

•  единица измерения;

•   количество;

•   цена;

•  добавочная стоимость (наценка);

• сумма.

Файл GUMBP имеет аналогичные реквизиты. По МБП начисляется износ. В системе предусмотрены два способа погашения стоимости МБП в эксплуатации:

•  путем начисления износа в размере 50% от стоимости при передаче их в эксплуатацию и в размере остальных 50% при выбытии за непригодностью;

•  путем начисления 100% износа при передаче МБП в эксплуатацию. Износ по МБП в зависимости от учетной политики предприятия можно получить в ведомости аналитического учета, сформированной на основании.файла GUMBP .

Файл GUOS содержит такие же реквизиты, как и файл GUM, а также дополнительные реквизиты:

•  дата ввода в эксплуатацию;

•  инвентарный номер ( приход, расход);

•  процент амортизации (годовой);

•  дата установки процента амортизации;

•   износ;

•  начальный пробег;

•  конечный пробег.

В файл GUTP поступает информация о товарах, приобретенных предприятием для продажи, и о готовой продукции, предназначенной для реализации. В файле содержатся такие же реквизиты, как и в файле GUM. Кроме того, появляется еще один реквизит - учет по цене (покупки »w продажи). Журналы учета товарно-материальных ценностей связаны с файлом GUPD и с файлом GUHO. Они могут формироваться либо на основании GUPD, либо на основании файла GUHO. Файл GUHO является вторым по значимости после файла GUPD. В нем хранятся данные всех хозяйственных операций, отражающих деятельность предприятия.

Новые данные в t файл GUHO вводятся на основании файла GUPD. Файл GUHO состоит из следующих реквизитов:

•   наименование документа;

•   номер документа;

•    дата;

•   сумма;

•   предприятие;

•   дата операции;

•   наименование операции;

•   счет (дебет, кредит);

•   код аналитического учета (дебет, кредит);

•   валюта;

•   сумма в валюте;

•   сумма в рублях.

 

Задание 2.

 В чем заключается суть технологии мультимедиа?

Ответ:

Мультимедиа - интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Одним из первых инструментальных средств создания технологии мультимедиа явилась гипертекстовая технология, которая обеспечивает работу с текстовой информацией, изображением, звуком, речью. В данном случае гипертекстовая технология выступала в качестве авторского программного инструмента.

Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя память ЭВМ, появились широкие графические возможности ЭВМ, повысилось качество видеотехники; возникли лазерные компакт-диски и др.

Теле-, видео- и аудиоаппаратура в отличие от компьютеров имеет дело с аналоговым сигналом. Поэтому встала проблема стыковки разнородной аппаратуры с компьютером и управления им. Изображение неподвижной картинки на экране с разрешением 512 х 482 точек (пикселей) потребует для ее хранения 250 Кбайт. При этом качество изображения низкое. Потребовалась разработка программных и аппаратных методов сжатия и развертки данных. Такие устройства и методы были разработаны с коэффициентом сжатия 100:1 и 160:1. Это позволило на одном компакт-диске разместить около часа полноценно озвученного видео.

Наиболее прогрессивными методами сжатия и развертки считаются JPEG и MPEG. Были разработаны звуковые платы (Sound Bluster), платы мультимедиа, которые аппаратно реализуют алгоритм перевода аналогового сигнала в дискретный. К компакт-дискам было подсоединено постоянное запоминающее устройство.

С. Джобс в 1988 г. создал принципиально новый тип персонального компьютера - NeXT, у которого базовые средства систем мультимедиа заложены в архитектуру, аппаратные и программные средства. Были применены новые мощные центральные процессоры 68030 и 68040, процессор обработки сигналов DSP, который обеспечивал обработку звуков, изображений, синтез и распознавание речи, сжатие изображения, работу с цветом. Объем оперативной памяти равнялся 32 Мбайт, использовались стираемые оптические диски, стандартно встроенные сетевые контроллеры, которые позволяют подключаться в сеть, обеспечены методы сжатия, развертки и т.д. Объем памяти винчестера - 105 Мбайт и 1,4 Гбайта.

Технология работы с NeXT - новый шаг в общении человека с машиной. До сих пор работали с интерфейсом W1MP ( окно, образ, меню, указатель). NeXT дает возможность работать с интерфейсом SILK. (речь, образ, язык, знания). В состав NeXT входит система электронной мультимедиа почты, позволяющая обмениваться сообщениями типа речь, текст, графическая информация и т.д.

Многие операционные системы поддерживают технологию Мультимедиа: Windows 3.1, DOS 7.0, OS/2. Операционная система Windows-95 включила аппаратные средства поддержки мультимедиа, что позволяет поль­зователям воспроизводить оцифрованное видео, аудио, анимационную графику, подключать различные музыкальные синтезаторы и инструменты.

В Windows-95 разработана специальная версия файловой системы для поддержки высококачественного воспроизведения звука, видео и анимации. Файлы с мультимедийной информацией хранятся на CD-ROM, жестком диске или на сетевом сервере. Оцифрованное видео обычно хранится в файлах с расширением .AVI, аудиоинформация - в файлах с расширением .WAV, аудио в форме интерфейса MIDI - с расширением .MID. Для их поддержки разработана файловая подсистема, обеспечивающая передачу информации с CD-ROM с оптимальной скоростью, что существенно при воспроизведении аудио- и видеоинформации.

Даже из такого краткого перечисления возможностей технологии мультимедиа видно, что идет сближение рынка компьютеров, программного обеспечения, потребительских товаров и средств производства того и другого. Наблюдается тенденция развития мультимедиа-акселераторов.

Мультимедиа-акселератор - программно-аппаратные средства, которые объединяют базовые возможности графических акселераторов с одной или несколькими мультимедийными функциями, требующими обычно установки в компьютер дополнительных устройств. К мультимедийным функциям относятся цифровая фильтрация и масштабирование видео, аппаратная цифровая сжатие-развертка видео, ускорение графических операций, связанных с трехмерной графикой (3D), поддержка "живого" видео, наличие композитного видеовыхода, вывод TV-сигнала (телевизионного) на монитор.

Графический акселератор также представляет собой программно-аппаратные средства ускорения графических операций: перенос блока данных, закраска объекта, поддержка аппаратного курсора. Происходит развитие микросхемотехники в целях увеличения производительности электронных устройств и минимизации их геометрических размеров. Микросхемы, выполняющие функции компонентов звуковой платы, объединяются на одной микросхеме размером со спичечный коробок. И предела этому нет.

К 1991 г. было разработано более 60 пакетов программ с технологией мультимедиа. При этом стандарта не существовало, и в этом же году фирма Microsoft и IBM одновременно предложили два стандарта. IBM предложила стандарт Multimedia, a Microsoft - МРС. Остальные фирмы-производители стали разрабатывать пакеты программ на основе этих стандартов. В настоящее время разработаны стандарты на приводы CD-ROM; Sound Blustel - звуковые карты; MIDI - стандарт для подключения различных музыкальных синтезаторов; DCI -интерфейс - интерфейс с дисплейными драйверами, позволяющими воспроизводить полноэкранную видеоинформацию; MCI-интерфейс -интерфейс для управления различными мультимедийными устройствами; стандарты на графические адаптеры.

Фирма Apple совместно с Fuji Film разработала первый промышленный стандарт 1ЕЕЕР1394 для разработки набора микросхем FIRE Wire, позволяющий оснастить цифровым интерфейсом многие потребительские товары, например видеокамеры, для использования их в технологии мультимедиа.

Появление систем мультимедиа произвело революцию в образовании компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Созданы предпосылки для удовлетворения растущих потребностей общества. Стала реальной замена техноцентрического подхода (планирование индустрии зависит от прогноза возможных технологий) на антропоцентрический подход (индустрия управляется рынком). Появилась возможность динамически отслеживать индивидуальные запрос мирового рынка, что отражается в тенденции перехода к мелкосерийному производству. Феномен мультимедиа демократизирует научное, художественное и производственное творчество.

Самое широкое применение технология мультимедиа получила в сфере образования. Созданы видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий, направления музыки, живописи, истории отдельных стран и народов. Их число продолжает расти. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения. Тем самым игровой процесс сливается с обучением, а в результат мы имеем «театр обучения», а обучаемый реализует творческое самовыражение. Создается также диалоговое кино, где потребитель может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея посредством реплик, если к компьютеру подключена плата распознавания речи. Видеоигры дают инструмент манипулирования общественным сознанием: негативом здесь является культ насилия.

Технология мультимедиа создает предпосылки для развития "домашней индустрии", приводящие к сокращению производственных площадей, увеличивает производительность труда. Особые перспективы открывает Multimedia для дистанционного обучения.

Многие вузы в настоящее время занимаются разработками мультимедийных технологий (МТУ, МЭСИ, МЭИ, Ярославский ГУ и др.). Представляет интерес опыт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где создан Институт дистанционного образования, деятельность которого базируется на опыте ведущих учебных заведений Англии, Германии, Голландии, Швеции. Под эгидой этого института ведущими специалистами МЭСИ разрабатывается ряд мультимедийных продуктов.

 

 

Задание 3.

Вам поручено сформировать программное обеспечение бухгалтерской ЭИС. Какие программы и программные средства Вы выберите для этого?

Ответ:

Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему, для которой характерна возможность добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Это важно, потому что при разработке БУИС добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы.

Сопоставимость информации различных АРМ обеспечивается за счет создания единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ). В зависимости от используемых средств организационной или вычислительной техники обмен информацией между отдельными АРМ в БУИС может осуществляться двумя способами:

1)с помощью магнитных носителей (дисков);

2) по каналам связи при наличии сети, а также посредством электронного обмена данными через шлюзы модемной связи.

Первый способ обеспечивает ведение учета по отдельным участкам каждого уровня. Баланс формируется за отчетный период путем слияния данных, получаемых на различных участках (файлов проводок).

Второй способ наряду с ведением бухгалтерского учета по всем участкам позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии дел на предприятии. При таком способе обработки учетных данных удаленные АРМ, находящиеся на первом уровне (первичный учет), связаны с АРМ второго уровня (управленческий учет) электронной почтой через модемы. АРМ второго и третьего (финансовый учет) уровней взаимодействуют в сети через каналы связи. Единицей обмена данными между АРМ служит файл, состоящий из множества проводок. В процессе такого обмена результирующие файлы обновляются непрерывно по мере совершения хозяйственных операций.

Таким образом, каждый уровень предусматривает переработку исходной информации, получение результирующих данных и в автоматизированном режиме передачу их на более высокий уровень.

На первом уровне (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функционируют АРМ по учету материальных ценностей, ведению табельного учета и учету готовой продукции на складе.

Полученные на каждом участке результирующие данные на основе модемной связи поступают на второй уровень -управленческий учет, который характеризуется трудоемкими ручными операциями, а также большими объемами учетных номенклатур.

На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная по электронной почте с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах.

На втором уровне функционирует группа АРМБ (по учету материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, затрат на производство). Она формирует результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде файлов бухгалтерских проводок. Эта информация передается на более высокий третий уровень обработки данных - финансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансового анализа и планирования, а также внутреннего аудита.

С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналитического и синтетического учета, поступающих по каналам связи с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регистры синтетического и аналитического учета. АРМ финансового анализа и планирования обеспечивает финансовый анализ и планирование, позволяющие формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию.

К такой информации относятся показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредиторской задолженности, различные экономические показатели, динамика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени. АРМ внутреннего аудитора позволяет отслеживать изменения в системе бухгалтерских стандартов, анализировать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабатывать предложения по учетной политике, регулированию издержек и рациональному построению инвестиционной политики, осуществлять налоговое планирование.

В целом данные финансового учета используются в планировании и прогнозировании экономики предприятия, в финансовом менеджменте, в экономическом анализе всей информации предприятия. В результате функционирования такой БУИС формируются объективные данные, которые необходимы руководству для принятия решений.

Эти решения влияют на сохранение финансового равновесия, на выбор наиболее эффективных направлений производственной и коммерческой деятельности для получения стабильной прибыли и рентабельности в условиях рынка.

Задание 4.

Расставьте виды ИТ в соответствии с видами обрабатываемой информации

Данные

 

Текст

 

Графика

 

Знания

 

Объекты реального мира

 

?

?

?

?

?

Ответ:

Данные

Текст

Графика

Знания

Объекты реального мира

СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры

Текстовые процессоры и гипертекст

Графические процессоры

Экспертные системы

 Средства мультимедия

 

 

Задание 5.

Вам как бухгалтеру предприятия предстоит провести расчет заработной платы. Какую ИТ Вы выберите для этого? Какие еще задачи можно решить с помощью данной ИТ?

Ответ:

Многие предприятия в условиях рынка рассматривают информацию в качестве ценного ресурса, который следует хранить, использовать и защищать как любой другой вид собственности. В целях получения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие создает бухгалтерскую информационную систему. Она рассматривается как существенный инструмент управления работой предприятия в рыночных условиях. БУИС служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения. В ней осуществляются сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача пользователям для анализа и принятия решений.

Таким образом, данные о хозяйственной деятельности являются входом в БУИС, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее. Главная цель функционирования БУИС на предприятии - обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов; использования ограниченных ресурсов.

 

Задание 6.

Вам требуется обеспечить быструю и качественную доставку информации, управление сеансом связи, проверить достоверность информации и скорректировать ошибки, хранить информацию до востребования и известить пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, зарегистрировать и учесть корреспонденцию, проверить пароли при запросах корреспонденции. Выберите ИТ, которая позволит Вам выполнить эти функции.

Ответ:

Электронная почта - специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ЭВМ. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ и выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в специальном банке; пересылка корреспонденции; проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче; выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом; получение и хранение информации в своем «почтовом ящике»; просмотр полученной корреспонденции.

 

 

Задание 7.

Определите назначение и область применения информационных технологий для решения задач информационного обслуживания банка: банк данных по показателям и банк готовых документов.

Ответ:

Для решения задач информационного обслуживания используются информационные технологии двух видов: банк данных по показателям и банк готовых документов.

Банк данных по показателям (БДП) реализован в виде совокупности программных, технических и организационных средств и используется для создания баз данных по различным отраслям статистики или их совокуп­ности. БДП имеет развитые средства обработки и представления данных при работе в локальных вычислительных сетях и в режиме удаленного доступа.

Банк готовых документов (БГД) применяется для создания документо-графических баз данных, содержащих некоторую информацию и табличные статистические материалы. БГД предоставляет широкий сервисный потенциал телекоммуникационных средств, обеспечивающих доступ к базам данных для различных абонентов.

Программные комплексы БГД и БДП имеют интерфейс с пакетами Lotus 1-2-3 и Excel, в результате чего обеспечивается их совместимость.

Рассмотрим особенности эксплуатации данных информационных технологий.

Банк данных по показателям. Единицей хранения информации в БДП является значение показателя, определяемое тремя компонентами:

•  показателем и его признаком;

•  объектом наблюдения;

•  периодичностью отчетности по обследуемому объекту.

Банк готовых документов. Информация, представленная в БГД, имеет полнотекстовую, табличную, а с переходом на систему Windows и графическую форму представления в виде документа (отдельного файла). Рубрикатор БГД включает статистические, экономико-аналитические, методологические, нормативные и другие готовые документы (информацию).

БГД обладает широким сервисным потенциалом телекоммуникационных средств (электронная почта статистики и другие средства связи), что обеспечивает управление БГД и актуализацию его баз данных по каналам связи. Пользователю предоставляется удаленный доступ к базам данных, эксплуатирующимся на федеральном (Госкомстат России) и региональном (территориальные органы статистики) уровнях.

БГД обеспечивает экономичную технологию создания и ведения баз данных на ПЭВМ и эксплуатацию информационно-телекоммуникационного узла, дает возможность работать с пользователями по телефонным каналам, в сетях коммутации с Протоколом Х.25 и локальной сети, а также в режиме «on-line». При работе с БГД поиск информации осуществляется по многоуровневому рубрикатору на естественном языке; время реакции на запрос пользователя не превышает 1с; кроме того, достигается высокая степень сжатия хранимой информации.

Задание 8.

Вы в должности работника информационной защиты банка. знаете и как их предотвратить? Ваши действия при этом.

Какие способы «взлома» магнитных карточек Вы знаете и как их предотвратить? Ваши действия при этом.

Ответ:

   Пластиковая карточка представляет собой машинный носитель информации, который может быть  классифицирован по способу ее записи и хранения. Так, различают магнитные карты (МК), карты памяти, смарт-карты (СК) и су персмарт-карты (ССК).

Емкость МК составляет всего 100-200 байт, в которых на нескольких дорожках зафиксированы: идентификаторы карточки и ее владельца, сроки действия, внутренний код и поле для записи функциональной информации. И хотя для записи и считывания информации МК необходимы специальные устройства, они, как и сами МК, относительно просты в производстве, и себестоимость их невысока. Поэтому в настоящее время во всем мире они наиболее распространены, хотя как носитель несовершенны. Прежде всего они имеют очень низкий уровень защищенности. По данным ОКБ САПР. общие потери на МК составляют 0,5-10 % от оборота, причем 22,6 % из них приходится на мошенничество "продавца", а 17% - на утрату карточек.

Магнитные карточки легко скопировать и использовать одновременно в различных POS в пределах одного операционного дня до тех пор. пока не началась обработка (цена копирующего устройства составляет всего 1000 дол.). Мошенничества по такой схеме происходили в Англии и Франции в 1985-1988 гг. В 1986 г. в Англии было снято по поддельным карточкам 64 тыс. дол. При этом идентификация проходила через терминалы банкоматов.      Имеют место и другие виды нарушений. Так, при вводе PIN-кода (персонального идентификационного номера) может имитироваться сбой с необходимостью последующей перезагрузки и просьбой повторного ввода пароля. При этом происходит его копирование в программу, которая после пересылки кода в заданное место самоуничтожается.

   Коммерческий банк "Оптимум", который работал с VISA Gold Card, эмитирует оригинальные СК системы денежных электронных расчетов Optimum Card. Банк открывает владельцу специальный счет, на котором концентрируются все сделки. При этом владелец сам определяет сумму, которую он хочет вложить. Система ее безопасности в несколько раз превосходит систему защиты карточек с магнитной полосой. Объем памяти СК позволяет применять различные ключи и кодировки, при этом копирование содержащихся в памяти данных оказывается невозможным из-за наличия уникального кода, записанного на каждой карточке.

Таким образом, даже если данные, записанные на карточке, и окажутся продублированными (как с МК), ее использование невозможно без знания этого уникального кода. При отправке карточек производителем в адрес банка, выпускающего карточки в обращение. Pin - коды генерируются банком отдельно. Пока код не будет "присвоен" карточке, ее невозможно использовать. Как только Optimum Card выпущена и на ней записаны данные, доступ к ним защищается персональным идентификационным номером. При несанкционированной попытке использования карточка блокируется, как и в случае, если личный пароль набирается неправильно трижды.

 

Задание 9.

Вы являетесь бухгалтером магазина. Попытайтесь уменьшить с помощью современных ИТ время обслуживания клиентов (до 4 с) без дополнительного обучения персонала при полной гарантии оплаты транзакций и кредитовании счета магазина в момент покупки.

Ответ:

Магазины могут использовать СК, сохраняя возможность работы с МК любого типа и, применяя специальный товарный терминал, получать возможность уменьшения времени обслуживания клиентов (до 4 с) без дополнительного обучения персонала при полной гарантии оплаты транзакций и кредитовании счета магазина в момент покупки. При этом упрощается контроль расчетных операций, снижаются объемы телекоммуникационного обмена и расходы по оплате комиссий банку.

Задание 10.

Директор банка поручил Вам приобрести ценные бумаги с максимальной выгодой. Какова последовательность Ваших действий?

Ответ:

Биржа - это организация, которую создают профессиональные участники рынка ценных бумаг с целью регулярного проведения торгов по определенным видам товаров (различным типам ценных бумаг) на основе единых условий и правил торговли.

Биржу можно назвать мини-рынком, так как она предоставляет своим участникам большинство услуг, существующих на фондовом рынке.

Технология работы биржи. Унифицированная технология работы фондовой биржи состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

-   предторгового этапа;

-   этапа проведения торгов;

-   этапа проведения расчетных операции;

-   заключительного этапа.

На предторговом этапе происходят сбор исходной информации (заявок брокеров), ее обработка (анализ и сортировка), проверка правильности заполнения исходных документов, подготовка персонала биржи к торгам и другие организационно-технические мероприятия.

На этапе проведения торгов происходят непосредственно контакт покупателя и продавца ценных бумаг и заключение сделок, установление равновесных рыночных цен (текущих курсов) и т.д.

На этапе проведения расчетных операций как между покупателем и продавцом, так и между биржей и участниками торгов происходят зачет обязательств, оформление и регистрация сделок и т.д.

На заключительном этапе формируются отчетные документы:

• отчет по совершенным сделкам;

•  отчет по зарегистрированным сделкам;

•  отчет о наличии и расходовании средств участника и т.д.

Прохождение сделки с ценными бумагами и поддержка выделенных технологических этапов обеспечивается рядом функциональных подсистем, которые выделились в процессе развития фондового рынка в целом, биржевого дела и биржевой торговли, в частности.