Контрольная работа № 00

по предмету «Информационные системы в экономике» код (ИК)

Вопрос 1. Какими факторами определяется состав задач в ЭИС?

Ответ:

Состав задач в ЭИС определяется следующими факторами:                                        

• важностью той или иной функции управления;

• возможностью формализации управленческих процедур;

• уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров;

• наличием информационной базы и технических средств.

Их распределение между участниками процесса управления может происходить по-разному, поскольку некоторые задачи могут быть целиком решены на одном рабочем месте, а другие для этого требуют участия многих управленческих работников. Но каким бы ни было такое разделение, оно не должно сказаться на содержательной части задачи.

Вопрос 2. Что предполагает работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ? 

Ответ:

Таким образом, АРМ сотрудника кредитного отдела (СКО) должен поддерживать реализацию целей, которые выставляются сотруднику банка, и обеспечивать его информацией для принятия решения по кредитованию и дальнейшему обслуживанию кредита. Для этого необходимо иметь сведения о кредитном потенциале банка, о кредитоспособности ссудозаемщика и рабочую информацию по обслуживанию кредита.

Обычно в отечественных БИС АРМ СКО обеспечивает ввод и обработку информации о кредитных договорах и отражает технологические этапы кредитования; заключение договора и его ведение (выдачу кредита, начисление процентов по кредиту, расчет неустоек и выставление их на инкассо либо получение этих сумм в порядке бесспорного платежа, контроль фактический выплат клиентом по договору, пролонгацию договора и его закрытие, перевод договоров в состояние просрочки). Расширение возможностей АРМ СКО может происходить через добавление средств обработки информации договоров на гарантии погашения кредитов и на их страхование; средств оценки кредитоспособности заемщика; расчет платы за кредит для новых схем кредитования и др.

Комплекс АРМ СКО должен предусматривать использование компьютера для оформления кредитной сделки и ведения кредитного договора в течение всего периода его действия. С момента регистрации выдачи кредита до его погашения сотрудник кредитного отдела должен быть обеспечен своевременной информацией о размере платы за кредит, сроках ее внесения, а также иметь возможность накапливать некоторые статистические данные по направлениям кредитования, срокам, суммам кредита и другим параметрам.

Эти данные используются как для планирования собственной деятельности банка, так и для составления отчетности. В соответствии с Временной инструкцией по составлению общей финансовой отчетности коммерческим банком № 17 от 24 августа 1993 г. формируются ведомости переоформленных договоров, просроченных ссуд, таблица данных для анализа кредитного портфеля и ведомость анализа ссуд по экономическим секторам.

В ходе решения задач АРМ СКО используется ряд кодов.

Код состояния передачи средств имеет один знак и построен по порядковой системе (0 - не начато; I - не закончено; 2 - закончено; 3 - к погашению; 4 - погашено; 5 - просрочено; 6 - переведено в состояние «просрочено»; 7 -переведено в состояние «пролонгировано»).

Код типа гашения процентов включает в себя два знака и построен по позиционной системе: первый знак показывает характер погашения (I - единовременное и 2 - частевое), а второй знак отражает вид погашения и имеет состояния: еженедельно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально один раз в год).

Номер погашения процентов имеет один знак и построен по порядковой системе.

Код состояния договора содержит один знак и может принимать значения: черновик, исполняемый условно, исполняемый реально и завершенный.

Реально исполняемый договор может иметь статус нормального, просроченного и пролонгированного.

Код разрешения построен по позиционной системе и показывает факт разрешения (0) или запрещения (I).

Код признака начала действия договора имеет один знак и принимает только два состояния:

1 - с момента поступления средств, 2-е момента подписания.

Код степени надежности возврата устанавливается экспертом и может изменяться от 0 до 9.

Номер чисти погашения (к которой относится проводка) имеет один знак, построен по порядковой системе. Если проводка осуществляет выдачу, то номер приобретает значение 0.

Код вида операции имеет два знака и построен в соответствии с порядковой системой:

01— полная выдача ссуды;

02 — частичная выдача ссуды;

03 — штатное гашение ссуды;

04 — перевод в состояние «просрочено»:

05 — перевод в состояние «пролонгировано»;

06 — начисление процентов за просроченную ссуду;

07 -— гашение долга за просроченную ссуду;

08—списание в убыток;

09— гашение процентов;

10 — перевод процентов в состояние «просрочено»;

11 — перевод процентов в состояние «пролонгировано»:

12— волевое гашение процентов;

13— гашение пеней на ссуду;

14 — гашение пеней на проценты:

15— волевое гашение пеней на ссуду;

16— волевое гашение пеней на проценты.

Для регистрации платежей применяются файлы Платежи по договору и Справочник учреждения банков. Выдача кредита, плата за кредит и погашение кредита регистрируются при наличии платежной документации. Платежные поручения содержат следующие реквизиты:

•  номер поручения;

•  дата оформления;

•  реквизиты плательщика;

•  реквизиты получателя;

•  дебетуемый счет;

•  кредитуемый счет;

•  сумма перечисляемых средств;

•  вид операции (причина платежа).

Платежное поручение, выписываемое клиентом, поступает в комплекс операционно-учетных работ, где вызывает корректировку соответствующих лицевых и синтетических счетов. Для того чтобы сотрудник кредитного отдела мог отследить произошедшие изменения, в его АРМ из комплекса операционно-учетных работ ежедневно поступают проводки, относящиеся к кредитному отделу. История выполнения договора отражается в файле его состояний.

Главное меню АРМ СКО содержит функции:

•  Работа с договором;

•  Работа с проводками;

•  Формирование отчетности;

•   Разное.

Функция Работа с договором предполагает возможность ввода, просмотра, контроля и корректировки договора. При этом происходят расчет платы за кредит и формирование графика платежей. Одновременно пользователем могут быть получены документы; распоряжение об открытии счета, мемориальный ордер, срочное обязательство.

Функция Работа с проводками осуществляет отбор проводок, касающихся кредитного обслуживания клиентов и имеющих отношение к сотруднику кредитного отдела, и выполнение на основе полученной информации по решению пользователя следующих операций:

•  регистрация выдачи кредита в кредитном журнале;

•  регистрация платежей по кредиту, перевод в просрочку;

•  перевод в пролонгацию;

• закрытие договора.

Функция Разное предусматривает работу со справочниками (например: учет изменения процентной ставки, ее ввод, просмотр и корректировку), работу с базой (копирование, восстановление, реорганизация), различные установки (пароль, время, палитра, визитная карточка).

В меню могут быть подсоединены такие функции, как Работа с межбанковскими кредитами (МБК); Страхование кредитов и Работа с договорами на гарантию; Расчет стоимости кредитного договора; Оценка кредитоспособности заемщика; Оценка риска кредитования и др.

Получаемые в ходе выполнения различных функций любые ведомости в соответствии с принципом избирательного распределения информации должны служить выполнению целей, поставленных руководством банка перед сотрудником. Поэтому для поддержки принятия решения сотрудником кредитного отдела в соответствующие функции АРМ должны быть подсоединены ведомости:

•  ведомость переоформленных договоров;

•  начисленные и уплаченные за месяц проценты;

•  реестры плановых и фактических платежей;

•  справка о выполнении договора;

•  платежи по договору (уплаченные проценты и неустойки) за период;

•  ведомость просроченных ссуд.

Ведомости, носящие общий характер, объединены в общую функцию Формирование отчетности. Сюда относятся:

•  анализ ссуд по экономическим секторам;

•  анализ поступления доходов по кредитным операциям;

•  реестр крупных ссуд;

• справка о выполнении договора;

•  реестр погашенных кредитов;

•  справка о сроках действия договора;

•  статистика сумм договоров;

•  статистика сроков договоров;

•  статистика цен ссуд кредитов;

•  кредитный журнал;

•  список действующих договоров за период;

•  перечень клиентов и др.

Эти отчеты могут быть распечатаны в виде твердых копий, вывод на экран или в файл.

Сотрудник кредитного отдела, используя множество текстовых прототипов (шаблоны договоров), составляет

договор о выдаче кредита также в текстовой форме, имеющий статус черновика. Кредитный договор как текстовый документ содержит:

•   наименование сторон;

•   вид кредита;

•   сумму;

•   срок договора;

•   процентную ставку; 

•   порядок выплаты процентов;

•   вид обеспечения;

•   перечень необходимых документов (по требованию банка);

•   номер расчетного счета и другие реквизиты банка, обслуживающего предприятие;

•   юридические адреса сторон.

Эту информацию удобно представить в двух файлах, содержащих расчетные данные договоров (Договор (данные)) и текстовую информацию (Договор (текст)).

Для регистрации нового кредитного договора и для вывода его на экран при просмотре и редактировании используется соответствующий макет, на основе которого осуществляется визуальный и логический контроль ввода.

Файл начисленных процентов (в том числе и пени) содержит:

•   номер договора;

•   базовую сумму начислений процентов;

•   вид процентов (проценты и пени различных видов);

•   дату начала начисления процентов;

•   дату окончания начисления процентов;

•   месяц оплаты; день оплаты;

•   процентную ставку;

•   тип алгоритма начисления.

Последний реквизит позволяет поддерживать файл алгоритмов начисления процентов по различным схемам и, таким образом, легко перенастраивать технологию расчетов.

Файл платежей по договору содержит информацию о плановых погашениях основной части долга и плановых выплатах процентов. В состав его записи входят следующие реквизиты:

• номер части выплат;

• плановая дата платежа (либо дата, до которой должно быть проведено погашение);

• плановая сумма платежа;

• фактическая дата платежа;

 • дата перечисления средств со счета клиента;

 • фактическая сумма взноса;

 • номер проводки;

• вид платежа;

• состояние передачи средств.

В ходе решения задачи может формироваться много различных ведомостей, помогающих принять решение сотруднику отдела в процессе управления кредитам. Ряд выходных данных вводятся пользователю в виде таблиц, а ряд - в графической форме. Последняя особенно удобна для восприятия.

Вопрос 3. Что позволяют создавать и модифицировать графические процессоры с использованием соответствующих информационных технологий? 

Ответ:

Как правило, пользователь-экономист хорошо знаком с предметной технологией, т.е. с последовательностью операций над данными и структурой их взаимосвязей. Последняя может быть выражена как в вычислительной, так и в реляционной форме.

Функциональная технология представляет собой синтез обеспечивающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь некой средой преобразования данных и одновременно частью ЭИС, она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной (СУБД, ОС и др.), организационной (персонал) и информационной частей.

В конечном счете пользователь-экономист, пользователь-управленец могут применять как отдельные ИТ, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника, лица, принимающего решение, реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). Назначение АРМ заключается в информационной поддержке формирования и принятия решений для достижения поставленных перед ЛПР целей.

С появлением ПЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочее место работника и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер, оснащенный  совокупностью   профессионально  ориентированных  функциональных   и  обеспечивающих информационных технологий  и размещенный непосредственно на рабочем  месте, стали  называть автоматизированным рабочим местом, назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ - некоторая часть ЭИС, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.

Автоматизированное рабочее место содержит в себе целиком функциональную информационную технологию или ее часть. Какая именно часть ФИТ закрепляется за тем или иным АРМ, определяется прежде всего декомпозицией целей в структуре управления объектом. Такое распределение ФИТ на АРМ не должно нарушать требований самой предметной технологии. Наложение ФИТ на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач. Распределенность между компьютерами участников ФИТ может касаться либо хранимых данных, либо процессов обработки этих данных.

Система поддержки принятия решения предполагает активное диалоговое взаимодействие пользователя с ЭИС с учетом образования, специфики, стиля и опыта работы пользователя.

Обычно различают три фазы принятия решения:

• интеллектуальную - исследование среды, в которой будет приниматься решение;

• дизайн - разработка и оценка возможных альтернатив действий;

• выбор - принятие решения, т.е. выбор одной альтернативы.

Поддержка принятия решения носит всегда целевой характер и может отражаться в виде:

•  совокупности сведений, которые позволяют оценить пользователю сложившуюся ситуацию и выработать решения;

•  подготовки возможных решений, одно из которых будет принято управленческим работником;

• оценки изменения состояния объекта управления при принятии того или иного решения, т.е. ответа на вопрос: "Что будет, если?».                             

Следует оговориться, что в большинстве случаев в АРМ реализована лишь первая возможность - подготовка информации для анализа ситуации, на основе которой сотрудник мог бы осуществить такой анализ и даже выработать управленческое решение.

Подготовка решений без прямого участия сотрудника возможна лишь в экспертной системе (ЭС), которая призвана отвечать на вопрос: «Как сделать, чтобы?». ЭС - система, предназначенная для воссоздания опыта и знаний профессионалов высокого уровня и использования этих знаний в процессе управления. Такие системы разрабатываются для эксплуатации в узких областях применения, поскольку их использование требует больших компьютерных ресурсов для обработки и хранения знаний.

В основе построения экспертных систем лежит база знаний, которая основывается на 183 моделях представления знаний. Ввиду больших финансовых и временных затрат в российских ЭИС экспертные системы не имеют большого распространения.

ЭИС, поддерживающая процесс принятия решения управленческими сотрудниками, должна быть построена таким образом, чтобы поддерживать реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из наиболее распространенных форм организации ЭИС является система взаимосвязанных и взаимодействующих автоматизированных рабочих мест.

При использовании любой информационной технологии следует обращать внимание на наличие средств защиты данных, программ, компьютерных систем. Поэтому степень защиты АРМ может служить одним из признаков их классификации.         

При классификации информационных технологий по типу носителя информации различают бумажную и безбумажную технологии. Бумажная технология использует в качестве входных и выходных документов важные носители. Безбумажная технология предполагает использование сетевых технологий на базе локальных и глобальных сетей ЭВМ, развитых средств оргтехники, электронных документов.

При выборе информационной технологии следует учитывать ряд факторов:

•   суммарный объем продаж (на рынке только один из десяти пакетов находит спрос);

•   повышение производительности труда пользователя (пользователь выполняет лишь то, что не может выполнить ЭВМ);

•   надежность;                   

•   степень обеспечения информационной и компьютерной безопасности;

•   требуемые ресурсы памяти и других устройств;

•   функциональную мощность (предоставляемые возможности);

•   простру эксплуатации; время на обучение; качество интеллектуального интерфейса;

•   возможность подключения в сеть ЭВМ;

•   цену.

Следует также учитывать эксплуатируемое программное обеспечение и стыковку с ним.

Если 9 качестве критерия взять организационную структуру управления, то можно условно выделить АРМ руководителя, АРМ управленческого работника среднего и оперативного уровней. В соответствии с принципами избирательного распределения информации эти лица нуждаются в совершенно разной информационной поддержке.

Руководителю требуется обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны средства анализа и планирования различных сфер деятельности предприятия. К этим средствам относятся экономико-математические, статистические методы; методы моделирования, анализа различных сфер деятельности предприятия, прогнозирования. Из обеспечивающих технологий необходимы:

•  табличные,

•  графические,

•  текстовые процессоры,

•  электронная почта,

• СУБД.

АРМ управляющих работников среднего и оперативного уровней используется для принятия решений и реализации Профессиональной деятельности в конкретной предметной области: АРМ кладовщиков, операционистов, банковских работников, работников страховых компаний и т.д. По каждому такому направлению можно определить составные АРМ. Например, АРМ бухгалтера ориентирован на все участки бухгалтерского учета/но могут быть выделены отдельные АРМ расчетов с персоналом по оплате труда, учета основных средств и т.д., что зависит от применяемых в данной сфере предметных технологий, разделения целей и функций между управленческими работниками.

На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ИТ влияют:

•  структура управления, сложившаяся в учреждении;

•  технологии предметных областей;

•  распределение обязанностей и целей между сотрудниками.

Другими словами, номенклатура АРМ - функция от управленческой структуры учреждения, содержание АРМ -функция реализуемых целей ЛПР. Оказывает ли решающее воздействие технология предметной области на структуру АРМ? Для ответа на этот вопрос нужно классифицировать АРМ по признаку включения или невключения в них в явном или неявном виде предметных технологий. В большинство программных средств, поддерживающих принятие решений в той или иной области, такие технологии включены. Это неизбежно делает программный продукт менее гибким, требует от него более глубокой параметризации для того, чтобы он мог быть адаптирован без перепрограммирования и таким образом, продан как можно большему числу клиентов.

Некоторым, сомнительным на наш взгляд, преимуществом жесткого включения функциональных и обеспечивающих технологий в программный продукт является возможность использования специалиста по предметной области невысокой квалификации, поскольку действия пользователя носят здесь декларативный, а не процедурный характер. Таким образом, глубокого знания предметных технологий от него не требуется, их заложил В АРМ разработчик.

Однако в других продуктах предметные технологии классифицируются  по признаку типизации, унифицированности для данного класса задач и включаются в тело ЭИС в виде некоторой библиотеки, элементы которой могут быть доступными или недоступными для различных пользователей. В этом случае элементы начинают носить процедурный характер, так как пользователь должен сам знать, в какой момент какая ИТ должна быть использована.

Вопрос 4. Что такое Электронная почта и какие функции она выполняет?

Ответ:

Не менее распространенной стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между руководством рабочих групп, сотрудниками, учеными, деловыми людьми, бизнесменами и всеми желающими. Такая технология получила название электронной почты. 

Электронная почта - специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ЭВМ. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ и выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в специальном банке; пересылка корреспонденции; проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче; выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом; получение и хранение информации в своем «почтовом ящике»; просмотр полученной корреспонденции.        

«Почтовый ящик» - специально организованный файл для хранения корреспонденции. Почтовый ящик состоит из двух корзин: отправления и получения. Любой пользователь может обратиться к корзине получения другого пользователя и сбросить туда информацию. Но просмотреть ее он не может. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес. Для пересылки корреспонденции можно установить связь с почтовым ящиком адресата в режиме on-line. Например, в сети SprintMail пользователь, зарегистрировавшись и получив определенный статус, по телефонным каналам может входить в ближайший к нему узел сети и сообщаться с нужными абонентами в режиме on-line. Этот способ неудобен, так как необходимо ждать, пока будет включена ЭВМ получателя. Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений, называемых почтовыми серверами. При этом все компьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line. Примером может служить сеть Relcom. Пользователь передает сообщение вместе с адресом по телефонному каналу через модем на ближайший почтовый сервер в режиме on-line. Сообщение регистрируется, ставится в очередь и по первому свобод­ному каналу передается на следующий почтовый сервер, пока адресат не заберет его в свой почтовый ящик. Почтовые серверы реализуют следующие функции: обеспечение быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверка достоверности информации и корректировка ошибок, хранение информации до востребования и извещение пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, регистрация и учет корреспонденции, проверка паролей при запросах корреспонденции, поддержка справочников с адресами поль­зователей.

Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах. При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя и корреспонденция содержит его адрес. При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: «получить всем, интересующимся данной темой» или указан список рассылки. В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям-владельцам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконференцию, электронные доски объявлений. Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

Электронная почта поддерживает текстовые процессоры для просмотра и редактирования корреспонденции, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержания списка рассылаемой информации, средства предоставления расширенных видов услуг: факс, телекс и т.д.

Электронная почта может быть организована в локальной сети внутри предприятия для обеспечения внутреннего обмена информацией. Например, ее: mail фирмы Lotus Development (отделение IBM) [12]. Она служит для автоматизации внутриофисных операций. Ориентирована на DOS, Windows, OS/2, Macintosh, UNIX. Может обеспечивать межсистемный обмен с другими электронными почтами по глобальным сетям ЭВМ. Например, ее: mail может быть подключена через любые каналы, включая спутниковые, посредством Протоколов Х.25, Х.75 kmhs, sprint, Relcom, MCI Mail, Profs, AT&T, Easylink,3ComMail,Soft Switch и другим сетям.

Если ранее применялись самостоятельные пакеты электронной почты, то сейчас наблюдается тенденция включения ее в интегрированные пакеты, например, электронный офис фирмы Novell для Windows - Perfect Office 3.0. Windows-95 поступила на отечественный рынок в августе 1995 г. Она сама и большинство приложений содержат встроенные коммуникационные возможности.

Большинство глобальных сетей ЭВМ поддерживают электронную почту. В современных интегрированных пакетах используется объектно-ориентированная технология, а работа пользователя сводится к работе с меню. Почтовый ящик дополняется корзиной для мусора, куда пользователь может поместить ненужную корреспонденцию. Однако в случае необходимости он может оттуда ее забрать или окончательно выбросить.

Электронная почта применяется во всех деловых сферах, сокращая время организации сделок. Для расширения сферы услуг уже созданы системы взаимодействия электронной почты с сетями факсов и телексов. Например, система DECfaxMail обеспечивает обмен факсимильными сообщениями по телефонной линии с такими системами электронной почты, как Digital, Mail, MS Mail, MS Word for Windows. Электронная почта проникает и на бытовой уровень, становясь средством общения соседей из одного дома, улицы, разных стран.

Вопрос 5. Как решаются задачи экономического анализа в России? 

Ответ:

Задачи экономического анализа основаны на использовании динамических рядов, методов математической статистики и др. Для их решения применяются информационные технологии, называемые аналитическими комплексами (АК). АК реализуются в виде пакета прикладных программ, ориентированного на применение методов статистики.

Задачи экономического анализа решаются на основе информационных технологий, называемых аналитическими комплексами. С их помощью организуется постоянное и всестороннее изучение развития в динамике различных отраслей экономики страны и отдельных ее регионов.

В состав программных средств, применяемых в аналитических комплексах, входят такие широко используемые отечественные программные продукты, как "Олимп" (электронная система статистического анализа и прогнозирования) и "Мезозавр" (система статистического анализа временных рядов) и др.

Пакет прикладных программ "Олимп". Пакет "Олимп" предназначен для автоматизации обработки данных статистическими методами. "Олимп" работает на компьютерах типа IBM PC стандартной конфигурации под управ­лением операционной системы MS-DOS версии 3.0 и выше. Пользоваться пакетом могут как новички, так и эксперты в области статистики. В настоящее время "Олимп" - один из лучших отечественных пакетов, предназначенных для статистического анализа и прогнозирования данных.

В состав пакета помимо основной программы входят:

•   электронная таблица MNCALC;

• программа подготовки и ввода анкет ПСИ (прикладные социологические исследования). Пакет "Олимп" позволяет организовать полный цикл исследований по статистическому анализу и прогнозированию данных, начиная с ввода исходных данных, их проверки и визуализации и заканчивая проведением расчетов и анализом результатов на основе широкого набора современных методов прикладной статистики.

С функциональной точки зрения в пакет входят: редактор данных, средства графического отображения и утилиты преобразования данных, а также программы реализации методов статистического анализа.

Редактор данных обеспечивает ввод, просмотр и редактирование исходных данных (в том числе пропущенных оператором наблюдений).

Средства графического отображения данных позволяют выводить на экран различные графики, а также сохранять их на диске для дальнейшего использования.

Утилиты преобразования данных выполняют арифметические преобразования данных (унарные и бинарные),;

различные виды сортировки (в том числе по нескольким переменным), агрегирование (объединение по одному признаку) и фильтрование данных (отбор по одному признаку),

Программами пакета «Олимп» реализуются следующие методы статистического анализа:

•   корреляционный,

•   регрессионный,

•   дисперсионный,                                                                            

•   дискриминантный,                                                                        

•   факторный и компонентный,                                                        

•   анализ таблиц сопряженности рядов и другие методы.            

Для анализа и прогнозирования динамических данных используются:

•   модели динамической регрессии;

•   модели прогнозирования на основе линейной регрессии;

•   модели гармонического, спектрального анализа и частотной фильтрации. Каждая из перечисленных выше моделей может управляться пользователем с помощью набора параметров, характеризующих эту модель. Такой подход позволяет постепенно осваивать заложенные в программе возможности и облегчает работу с ней.

С помощью корреляционного анализа рассчитывается матрица парных корреляций, матрица частных корреляций, а также коэффициенты множественной корреляции.

На основе регрессионного анализа решается задача установления форм зависимости: линейная, положительная, отрицательная, нелинейная.

Компонентный и факторный анализы - два принципиально различных статистических метода. В программе они объединены в единый блок, поскольку такое объединение оправдано с вычислительной точки зрения.

Компонентный анализ служит для определения структурной зависимости между случайными переменными. С его помощью получается сжатое описание явления, несущее почти всю информацию, содержащуюся в исходных данных. Факторный анализ представляет собой более общий метод преобразования исходных переменных по сравнению с компонентным анализом. Задачами факторного анализа являются: определение числа общих факторов, определение оценок общих и специфических факторов.

Анализ временных рядов включает в себя расчет статистических характеристик, анализ кривых роста по 16 функциям и некоторые адаптивные параметрические модели для анализа одномерных временных рядов.

Анализ автокорреляции динамического ряда выполняется с помощью графика автокорреляции.

Расчет кривых роста рассматривается как построение парной регрессии, в которой основной переменной является время.

Углубленный анализ предполагает применение адаптивных и сезонных методов прогнозирования. Для решения задач частотного анализа могут быть использованы методы частотной фильтрации, гармонического анализа, спектрального анализа.

Информационная технология MTNCALC основана на применении табличного процессора, сходного по своим функциональным возможностям с пакетами Lotus 1-2- 3 или SuperCalc 5.

С точки зрения пользователя пакета "Олимп," база данных NTNCALC представляет собой таблицу, каждый столбец которой является переменной, а строки содержат значения переменных.

Преимущество MNCALC по сравнению со стандартным редактором пакета "Олимп" состоит в том, что он позволяет отображать и редактировать сразу весь набор данных. Кроме того, в ячейках таблицы могут находиться формулы, с помощью которых можно формировать новые переменные на основе существующих. Ячейки таблицы могут содержать различную текстовую информацию, позволяющую именовать переменные и комментировать наборы данных.

Программное средство «Прикладные социологические исследования (ПСИ)» предназначено для формирования структуры анкет и ввода данных по этим анкетам. Данные вводятся в типовые формы с клавиатуры. ПСИ содержат пять стандартных типов вопросов, наиболее часто встречающихся в анкетах. Введенные данные сохраняются на диске в формате DBF.

Программа ПСИ разработана для подготовки данных с целью их последующей обработки при помощи пакета "Олимп", но может быть -с успехом использована и при подготовке данных для других программных продуктов.

В ПСИ реализован оригинальный пользовательский интерфейс, который дает возможность быстро и легко осваивать работу с ним. Новым шагом в развитии пакета "Олимп" явилось создание версий программы OLYMP для работы в среде Windows версии 3.0 и выше.

Пакет прикладных программ «Мезозавр». Пакет работает на персональных компьютерах IBM PC XT/AT в интерактивном режиме. Его основное назначение - проведение разведочного анализа временных рядов. Имеются в виду ситуации, когда необходимо «пощупать» имеющуюся числовую информацию по усмотрению исследователя, применяя различные методы обработки и анализируя получающиеся при этом результаты, их адекватность. Благодаря пакету подобные исследования проходят весьма оперативно и эффективно.

Пакет «Мезозавр» используется для анализа временных рядов умеренной (не более нескольких тысяч наблюдений) длины. Диалог ведется по желанию пользователя на русском или английском языке. Управление осуществляется с помощью меню, клавиш быстрого доступа.

Под «временным рядом» понимается последовательность наблюдений (некоторой числовой характеристикой, сделанных с постоянным шагом) времени (например, ежегодно, ежемесячно, каждые 5 мин. и т.п.). В экономике примерами подобных данных на макроэкономическом уровне (могут служить ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные и т.п. объемы производства, поставок, перевозок, потребления, индексы цен и другие макроэкономические показатели), на уровне предприятия - объемы выпуска продукции, затраты, расход ресурсов, эволюция характеристик качества и др.

Пакет «Мезозавр» обладает рядом преимуществ по вводу и хранению информации: имеет свой стандарт файлов данных, ввод информации в которые осуществляется через встроенный редактор данных типа электронной таблицы;

предоставляет возможность сохранения в стандартных файлах любых данных, полученных в ходе анализа; допускает экспорт и импорт информации из текстовых ASCII-файлов и dbf-файлов.

Предельная длина одного анализируемого временного ряда равна 16 тыс. значений, однако возможности анализа такого ряда будут весьма ограничены, поэтому наиболее эффективно можно работать с рядами, имеющими 2-3 тыс. значений. Одновременно можно анализировать до 256 рядов, однако их суммарная длина не должна превышать 10 тыс. чисел (при объеме оперативной памяти 640 Кбайт). При этом можно пользоваться либо реальными временными шкалами (шаг по времени, начиная от 1 мин. до любого (целого) числа лет), либо условной временной шкалой.

Редактирование данных осуществляется с помощью встроенного табличного редактора или же в графическом режиме, а их преобразование с помощью интерпретатора формул, оснащенного большим набором встроенных функций, а также с помощью дополнительного меню преобразований более специального характера. Кроме того, есть возможность непосредственно указать предварительное преобразование данных, которое далее учитывается в процессе анализа. При всех арифметических операциях над рядами учитывается совместимость временных шкал.

Пакет реализует следующие основные процедуры по анализу временных рядов: сглаживание, фильтрацию, а также построение различных регрессионных зависимостей. Все процедуры снабжены мощной графической поддержкой с большим числом интерактивных возможностей, таких, как возможность установки различных шкал, увеличения любого куска графика и т.д.

Вопрос 6. Из каких подсистем состоит на предприятии экономическая информационная система и что они представляют?   

Ответ:

Как правило, пользователь-экономист хорошо знаком с предметной технологией, т.е. с последовательностью операций над данными и структурой их взаимосвязей. Последняя может быть выражена как в вычислительной, так и в реляционной форме.

Функциональная технология представляет собой синтез обеспечивающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь некой средой преобразования данных и одновременно частью ЭИС, она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной (СУБД, ОС и др.), организационной (персонал) и информационной частей.

В конечном счете пользователь-экономист, пользователь-управленец могут применять как отдельные ИТ, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника, лица, принимающего решение, реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). Назначение АРМ заключается в информационной поддержке формирования и принятия решений для достижения поставленных перед ЛПР целей.

С появлением ПЭВМ стало возможным установить их прямо на рабочее место работника и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер,

оснащенный  совокупностью  профессионально  ориентированных  функциональных   и  обеспечивающих информационных технологий  и размещенный непосредственно на рабочем  месте, стали называть автоматизированным рабочим местом, назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ - некоторая часть ЭИС, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.

Автоматизированное рабочее место содержит в себе целиком функциональную информационную технологию или ее часть. Какая именно часть ФИТ закрепляется за тем или иным АРМ, определяется прежде всего декомпозицией целей в структуре управления объектом. Такое распределение ФИТ на АРМ не должно нарушать требований самой предметной технологии. Наложение ФИТ на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач. Распределенность между компьютерами участников ФИТ может касаться либо хранимых данных, либо процессов обработки этих данных.

Система поддержки принятия решения предполагает активное диалоговое взаимодействие пользователя с ЭИС с учетом образования, специфики, стиля и опыта работы пользователя.

Обычно различают три фазы принятия решения:

• интеллектуальную - исследование среды, в которой будет приниматься решение;

• дизайн - разработка и оценка возможных альтернатив действий;

• выбор - принятие решения, т.е. выбор одной альтернативы.

Поддержка принятия решения носит всегда целевой характер и может отражаться в виде:

•  совокупности сведений, которые позволяют оценить пользователю сложившуюся ситуацию и выработать решения;

•  подготовки возможных решений, одно из которых будет принято управленческим работником;

• оценки изменения состояния объекта управления при принятии того или иного решения, т.е. ответа на вопрос: "Что будет, если?».

Следует оговориться, что в большинстве случаев в АРМ реализована лишь первая возможность - подготовка информации для анализа ситуации, на основе которой сотрудник мог бы осуществить такой анализ и даже выработать управленческое решение.

Подготовка решений без прямого участия сотрудника возможна лишь в экспертной системе (ЭС), которая призвана отвечать на вопрос: «Как сделать, чтобы?». ЭС - система, предназначенная для воссоздания опыта и знаний профессионалов высокого уровня и использования этих знаний в процессе управления. Такие системы разрабатываются для эксплуатации в узких областях применения, поскольку их использование требует больших компьютерных ресурсов для обработки и хранения знаний.

В основе построения экспертных систем лежит база знаний, которая основывается на 183 моделях представления знаний. Ввиду больших финансовых и временных затрат в российских ЭИС экспертные системы не имеют большого распространения.

ЭИС, поддерживающая процесс принятия решения управленческими сотрудниками, должна быть построена таким образом, чтобы поддерживать реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из наиболее распространенных форм организации ЭИС является система взаимосвязанных и взаимодействующих автоматизированных рабочих мест.

При использовании любой информационной технологии следует обращать внимание на наличие средств защиты данных, программ, компьютерных систем. Поэтому степень защиты АРМ может служить одним из признаков их классификации.

При классификации информационных технологий по типу носителя информации различают бумажную и безбумажную технологии. Бумажная технология использует в качестве входных и выходных документов важные носители. Безбумажная технология предполагает использование сетевых технологий на базе локальных и глобальных сетей ЭВМ, развитых средств оргтехники, электронных документов.

При выборе информационной технологии следует учитывать ряд факторов:

•   суммарный объем продаж (на рынке только один из десяти пакетов находит спрос);     

•   повышение производительности труда пользователя (пользователь выполняет лишь то, что не может выполнить ЭВМ);

•   надежность;             

•   степень обеспечения информационной и компьютерной безопасности;

•   требуемые ресурсы памяти и других устройств;

•   функциональную мощность (предоставляемые возможности);

• простоту эксплуатации; время на обучение; качество интеллектуального интерфейса;

•   возможность подключения в сеть ЭВМ;

•   цену.

Следует также учитывать эксплуатируемое программное обеспечение и стыковку с ним.

Если в качестве критерия взять организационную структуру управления, то можно условно выделить АРМ руководителя, АРМ управленческого работника среднего и оперативного уровней. В соответствии с принципами избирательного распределения информации эти лица нуждаются в совершенно разной информационной поддержке.

Руководителю требуется обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны средства анализа и планирования различных сфер деятельности предприятия. К этим средствам относятся экономико-математические, статистические методы; методы моделирования, анализа различных сфер деятельности предприятия, прогнозирования. Из обеспечивающих технологий необходимы:

• табличные,

•  графические,

•  текстовые процессоры,

•  электронная почта,

• СУБД.

АРМ управляющих работников среднего и оперативного уровней используется для принятия решений и реализации Профессиональной деятельности в конкретной предметной области: АРМ кладовщиков, операционистов, банковских работников, работников страховых компаний и т.д. По каждому такому направлению можно определить составные АРМ. Например, АРМ бухгалтера ориентирован на все участки бухгалтерского учета, но могут быть выделены отдельные АРМ расчетов с персоналом по оплате труда, учета основных средств и т.д., что зависит от применяемых в данной сфере предметных технологий, разделения целей и функций между управленческими работниками.

На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ИТ влияют:

• структура управления, сложившаяся в учреждении;

•  технологии предметных областей;

•  распределение обязанностей и целей между сотрудниками.

Другими словами, номенклатура АРМ - функция от управленческой структуры учреждения, содержание АРМ -функция реализуемых целей ЛПР. Оказывает ли решающее воздействие технология предметной области на структуру АРМ? Для ответа на этот вопрос нужно классифицировать АРМ по признаку включения или невключения в них в явном или неявном виде предметных технологий. В большинство программных средств, поддерживающих принятие решений в той или иной области, такие технологии включены. Это неизбежно делает программный продукт менее гибким, требует от него более глубокой параметризации для того, чтобы он мог быть адаптирован без перепрограммирования и таким образом, продан как можно большему числу клиентов.

Некоторым, сомнительным на наш взгляд, преимуществом жесткого включения функциональных и обеспечивающих технологий в программный продукт является возможность использования специалиста по предметной области невысокой квалификации, поскольку действия пользователя носят здесь декларативный, а не процедурный характер. Таким образом, глубокого знания предметных технологий от него не требуется, их заложил в АРМ разработчик.

Однако в других продуктах предметные технологии классифицируются по признаку типизации, унифицированности для данного класса задач и включаются в тело ЭИС в виде некоторой библиотеки, элементы которой могут быть доступными или недоступными для различных пользователей. В этом случае элементы начинают носить процедурный характер, так как пользователь должен сам знать, в какой момент какая ИТ должна быть использована.

Вопрос 7. Какая информация требуется от бухгалтера на различных этапах работы предприятия?   

Ответ:

Многие предприятия в условиях рынка рассматривают информацию в качестве ценного ресурса, который следует хранить, использовать и защищать как любой другой вид собственности. В целях получения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие создает бухгалтерскую информационную систему. Она рассматривается как существенный инструмент управления работой предприятия в рыночных условиях. БУИС служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения (рис. 4.1 ). В ней осуществляются сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача пользователям для анализа и принятия решений.

Таким образом, данные о хозяйственной деятельности являются входом в БУИС, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее. Главная цель функционирования БУИС на предприятии - обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов; использования ограниченных ресурсов. Некоторые предприятия также используют нефинансовую информацию.

В настоящее время в условиях перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета изменилась ориентация бухгалтерской информации. Если совсем недавно ее основным пользователем были органы государственной управления, то сейчас бухгалтерская информация является основой для принятия управленческих решений как внутри предприятия, так и вне ее. Прежде всего она предоставляет количественные данные, необходимые для выполнения таких функций управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия, как планирование, контроль и анализ.

Для этапа планирования бухгалтер должен предоставить информацию о предполагаемой прибыли и потребности в денежных ресурсах.

На этапе контроля от бухгалтера требуется информация для сравнения фактических доходов и затрат с плановыми.

На этапе анализа на основе бухгалтерской информации выясняется, была ли достигнута поставленная цель или нет. Если да, то по каким причина это произошло. По результатам анализа принимаются решения относительно совершенствования системы управления предприятием.

Главными пользователями бухгалтерской информации являются руководство и менеджеры служб предприятия. На основе этой информации определяются чистая прибыль предприятия за последний отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемой величине, наличие денежных ресурсов, соотношение чистых активов и уставного капитала, наиболее прибыльные направления деятельности, себестоимость производимой продукции.

Бухгалтерская информация помогает руководителям не только понять и проанализировать итоги, но и прогнозировать результаты деятельности предприятия при принятии различных решений. Существуют внешние пользователи бухгалтерской информации. Это акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели, клиенты, аудиторы и инспектора налоговых служб. Акционерам и инвесторам важно знать, настолько эффективно и прибыльно используется собственный капитал владельцев предприятия, нужны ли ему новые инвестиции или их объем следует уменьшить, может ли фирма в будущем оставаться прибыльной и при каких условиях.

Кредиторов интересуют вопросы о необходимости ссуды, способности предприятия своевременно выплачивать проценты за кредит и в срок расплатиться с долгами. В этой связи бухгалтерская информация все в большей степени становится связанной с технико-экономическим обоснованием и с бизнес-планированием при привлечении инвестиций. Для покупателей продукции важны соответствие рекламы предприятия фактическому состоянию дел, обоснованность цены на товары, возможность обеспечения гарантийного обслуживания.

Государственные службы интересуются полнотой и правильностью определения прибыли и исчисления налогов, соблюдением антимонопольного и валютного законодательства. При принятии решений следует учитывать, что бухгалтерская информация является в известной мере приблизительной, а не абсолютно точной. В этой связи проблема толкования и правильного использования информации ложится и на лицо, принимающее решение, и на бухгалтера. Бухгалтер предоставляет полезную информацию, а пользователь должен ее истолковать и применить при выработке решений. Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна быть достоверной и значимой. Достоверность показывает, что информация полностью отражает хозяйственные процессы на предприятии, легко проверяема и не выражает интересы какого-либо конкретного лица.

Значимость бухгалтерской информации заключается в том, что она должна быть полезной при составлении планов, основанной на обратной связи и поступать к пользователю в нужное время. Обратная связь предполагает знание того, насколько верными оказались предыдущие ожидания. Необходимо учитывать, что выгоды, полученные от использования учетной информации, должны быть больше произведенных на нее затрат. Чтобы бухгалтерская информация достаточно однозначно воспринималась теми, кто участвовал в ее подготовке на предприятии, и теми, кто использует ее вне предприятия, она должна удовлетворять определенным требованиям.

Во-первых, бухгалтерская информация должна удовлетворять требованиям сравнения и постоянства, т.е. нельзя в течение учетного периода использовать разные формы и методы бухгалтерского учета, иначе пропадает возможность сравнения данных. Однако это не означает, что устаревший или неудачно выбранный метод бухгалтерского учета должен использоваться бесконечно долго. Для изменения используемой формы учета должны быть веские основания. Такие изменения могут происходить в том случае, если они совмещены с началом нового учетного периода (года).

Во-вторых, бухгалтерская информация должна быть существенной. Не следует терять время на учет незначительных факторов. Т.е. если усилия по учету сравнимы со стоимостью учитываемых средств, учет необходимо упростить. Каждое предприятие выбирает свой уровень существенности учета. Так, в зависимости от того, какое значение придается объекту, в одном случае он может быть отнесен к основным средствам - (ОС), а в другом - к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) и сразу списан на затраты.

В-третьих, бухгалтерская информация должна быть консервативна. Так как отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете не всегда является однозначным, необходимо выбирать оценку, которая менее оптимистична, т. е. следует рассчитывать на отсутствие прибыли и учитывать возможные убытки. Это обеспечивает осторожность оценки активов, имущества и в определении величины прибыли.

В-четвертых, бухгалтерская информация должна быть полной, содержать максимум сведений, которые необходимы пользователю. При проектировании БУИС необходимо учитывать, что они имеют как общие черты, свойственные всем системам автоматизированной обработки экономической информации, так и специфические. К общим принципам построения и функционирования БУИС относят принципы первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совместимости.

Принцип первого лица определяет право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления.

Принцип системного подхода предполагает в процессе проектирования БУИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование, единство информационной базы, комплексное программное обеспечение.

Принцип надежности характеризует надежность работы БУИС, которая обеспечивается с помощью различных способов, например дублирования структурных элементов системы или их избыточности.

Принцип непрерывного развития системы требует возможности ее расширения без существенных организационных изменений.

Принцип экономичности заключается в том, что выгоды от новой БУИС не должны превышать расходы на нее.

Принцип совместимости предполагает, что проектируемая БУИС будет учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы и квалификацию людей, осуществляющих бухгалтерский учет, при условии подготовленности их к работе в этой системе. Для БУИС свойственны и специфические черты. Так, в БУИС осуществляется интеграция различных видов учета (оперативного, бухгалтерского и статистического) на основе единой первичной информации. При этом слияния этих видов учета не происходит, так как каждый из них выполняет свои функции и решает свои задачи.

Принцип обратной связи является одним из основных принципов любой системы управления. Однако только решив задачи бухгалтерского учета можно осуществить обратную связь. БУИС - единственный источник достоверной информации для обратной связи. Именно эту информацию руководители предприятия используют для принятия решений.

Кроме того, для БУИС характерным является возможность автоматизации обработки учетной информации на всех участках учета, начиная с процесса сбора, регистрации информации (автоматизация первичного учета). При этом БУИС могут использовать помимо традиционных форм учета еще и новую автоматизированную форму учета, которая полностью отвечает основным требованиям применения вычислительной техники и принципам бухгалтерского учета и отчетности.

Вопрос 8. Что представляет из себя технология банковских операций?  

Ответ:

    Интегрированная БИС представляет собой единый программно-технологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования.

Интегрированная БИС охватывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, отражая всю сложность их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных хорошо автоматизированных задач, а такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы:

•   сложность иерархической структуры;

•   эмерджентность;

•   множественность функциональных целей;

•   динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими стохастический (вероятностный) характер;

•   многофункциональность.

Поэтому при разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов:

•   общие характеристики банка;

•   ближние и дальние цели и стратегические направления его развития;

•   особенности сложившейся структуры управления;

•   общие принципы построения банковской технологии;

•   ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации;

•   объем входной и выходной информации, количество входных документов;

•   требования к информационной безопасности.

На основе такого анализа и вырабатываются далее основополагающие принципы будущей системы. Проектирование функциональной части ЭИС связано с решением стратегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автоматизации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время.

Изучение структуры и функций любой системы основывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа - изучение закономерностей функционирования системы при существующей структуре, то задача синтеза -проектирование и подбор такой структуры, которая реализовывала бы заданные ей функции.

Из теории сложных систем известно, что всякую сложную систему можно разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной детализации.

Традиционно под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.

Поскольку задачи управления, решаемые в банке, многоаспектны, при проектировании возникает проблема классификации признаков декомпозиции БИС. В качестве таких признаков можно выделить: функции, период и объект управления и др.

Функции управления из-за универсальности своего состава - один из наиболее распространенных признаков декомпозиции управленческих систем. Система управления банком, выполняя в целом функции, типичные для любых управленческих систем (планирование, учет и контроль, анализ и регулирование), обладает особенностями их распределения элементами управленческой структуры. Эти функции неразрывно связаны между собой и всегда носят целевой характер.

Вопрос 9. На чем основывается банковская информационная технология и что она может поддерживать?

Ответ:

Как правило, информационная система является внешней по отношению к совокупности банковских технологий, поскольку зачастую машинная обработка банковской информации используется на заключительных стадиях технологического процесса выполнения банковских операций, которые характеризуются наибольшей концентрацией вычислений. На практике все банковские операции связаны некоторой единой технологией, состоящей из множества макро- и микротехнологий, наличие которых обусловлено специализацией отдельных групп работников и составом их обязанностей.

Возможной структурой построения интегрированной БИС может служить структура, включающая в себя наиболее распространенные в наших программных продуктах АРМ и блоки.

На основе проведенного аналитического обзора рынка российских БИС был выделен и скомпонован состав АРМ и определены их функции для условной интегрированной БИС. Такое выделение зависит от структуры управления, разделения управленческих функций и целей, а также от выбранного подхода к проектированию системы и многих других факторов. В структуре БИС в процессе ее разработки выделяют перемещаемые блоки, которые обеспечивают выполнение некоторых стандартных банковских технологий: обслуживание договоров (кредитного, депозитного, трастового, договора на расчетно-кассовое обслуживание и др.), обслуживание процентов по различным договорам, обслуживание штрафных процентов и др. Перемещаемые блоки после соответствующей настройки и функционально специализированные программы образуют АРМ конкретных рабочих мест.

Имеется ряд АРМ, которые необходимы для полноценности управления, но отсутствуют как самостоятельные в большинстве БИС: АРМ специалиста по маркетингу, АРМ сотрудника по управлению активами и пассивами, АРМ аналитика, АРМ планировщика, АРМ сотрудника по управлению ликвидностью и др.

Блок информационного обеспечения руководства предназначается для поддержки и принятия решений руководства банка и формирует аналитическую информацию по результатам деятельности банка. Обычно этот блок выполняется в виде АРМ, который реализует получение сведений о ликвидности банка и другой стратегической информации, а также данных о состоянии счетов, архивных справок и пр.

Если банк обладает филиалами, то в его структуре предусматривается отдел, обеспечивающий обмен информацией с ними в режиме on-line с использованием телекоммуникационных каналов через АРМ коммуникаций либо в режиме xirf-line на основе электронной почты, дискетной или бумажной технологии. АРМ по работе с филиалами дает сотруднику возможность ввода информации о финансовых операциях филиалов, учета их деятельности при формировании консолидированного баланса, анализа деятельности филиалов и расчета для них нормативных коэффициентов.

Работа с внешней средой осуществляется по каналам телекоммуникаций через АРМ коммуникаций. АРМ обеспечивает экспорт-импорт информации, т.е. двусторонний обмен данными с внешними абонентами: ЦБ РФ (ГВЦ, ОПЕРУ, РКЦ), филиалами, системой межбанковских расчетов, процессинговым центром (Union Card, STB-Card и др.), пунктом обмена валюты, клиентами, биржей и пр. При использовании телекоммуникационной среды происходят трансформация передаваемой информации в определенный стандарт, ее шифрование и установление связи: либо напрямую с использованием телефонных и других каналов, либо через какую-либо компьютерную сеть.

Для обеспечения взаимодействия по схеме клиент-банк у клиента устанавливается программный комплекс АРМ клиента, который позволяет: вводить, редактировать платежные документы с использованием типового набора бланков, печатать подготовленные документы, шифровать и дешифровать информацию и обеспечивать авторизацию через механизм электронной подписи, отправлять и принимать документы, файлы и сообщения. В банке внутри базового блока устанавливается для взаимодействия с клиентом АРМ банка. Этот комплекс обеспечивает через АРМ коммуникаций аналогичные функции по взаимодействию с клиентом, поддерживает архивы взаимодействия с клиентом и отправляет поступившие платежные документы по ЛВС на обработку в нужный АРМ.

АРМ сотрудника межбанковских расчетов (МБР) обеспечивает ведение расчетов с другими коммерческими банками через системы РКЦ и ОПЕРУ, через сеть клиринговых центров и через взаимное открытие кор­респондентских счетов. При работе на основе прямых межбанковских расчетов АРМ позволяет осуществлять контроль, корректировку и отмену текущих операций МБР и формирование начальных авизо, реестров и соответствующих платежных документов. При работе с ответными авизо АРМ проводит весь комплекс работ с входным документом: ввод, корректировку, отмену текущих документов (с одновременным контролем сумм авизо и платежных документов); выполнение квитовки ответных авизо, ведение соответствующего журнала и документов по квитовке; открытие, ведение и закрытие заключительных оборотов.

Для проведения электронных взаимодействий с другими банками, клиентами, процессинговым центром или биржами информация пересылается по ЛВС на АРМ коммуникаций, через которое реализуются теле­коммуникационные взаимодействия.

АРМ сотрудника кредитного отдела (АРМ СКО) обеспечивает заключение и ведение договора, его пролонгацию и закрытие (поступление в архив), формирование графиков погашения основного долга и выплаты процентов по различным схемам, а также контроль выполнения этих графиков и начисление пеней по основной части долга и по процентам. При этом формируется ряд ведомостей. АРМ поддерживает стандартные и индивидуальные процентные ставки по основной части долга, за неиспользованный кредит (если это не указано в договоре), за просроченный воз­врат ссуды или за несвоевременную выплату процентов за кредит.

АРМ сотрудника по работе с физическими лицами все чаще включается в состав БИС, что обусловлено необходимостью привлечения средств от физических лиц, хотя эти операции связаны с большой трудоемкостью из-за массовости. В основном они носят характер депозитных операций, и поэтому данный АРМ принципиально отличается от АРМ сотрудника депозитного отдела лишь специфическим набором оказываемых услуг,

АРМ сотрудника фондового отдела обеспечивает выполнение политики банка в части фондового портфеля, а также выполнение доверительных соглашений с физическими и юридическими лицами. АРМ включает такие режимы, как оценка экономического состояния объекта инвестиций, расчет аналитических показателей по ценным бумагам, оценка инвестиционной привлекательности объекта, портфеля ценных бумаг, учет поступления и движения ценных бумаг, АРМ сотрудника депозитного отдела обеспечивает привлечение временно свободных средств. Относительно предметной технологии в этот АРМ включаются такие же режимы, как и в АРМ СКО: заключение договора, расчет процентов по различным схемам, причисление их к остатку и др.

Проблемой банковской технологии остается разграничение функций между базовым модулем, реализующим комплекс операционно-учетных работ, и АРМ сотрудников других отделов. Например, в настоящее время существуют две наиболее распространенные технологии начисления процентов за кредит. По первой технологии начислением процентов занимается базовый блок, а сотрудник кредитного отдела лишь пересылает в него данные для расчетов и осуществляет контроль за этими операциями по графику платежей и за отклонениями от него. По второй технологии взаимосвязь между этими отделами осуществляется на уровне проводок, при этом сотрудник кредитного отдела генерирует их, а операционно-учетный модуль выполняет ведение кредитных счетов работы по счету и расчет процентов по кредитам (в соответствии с желанием сотрудника кредитного отдела).

Мониторинг договоров предполагает ежедневный контроль за проведением платежей по обязательствам, сроки которых истекли. При этом автоматически фиксируется поступление просроченной задолженности, начисляются штрафные проценты. Суммы просроченных задолженностей хранятся в особой области базы данных — «до выяснения», пока по распоряжению сотрудника кредитного отдела они не будут отнесены на соответствующие балансовые счета, погашены или не будут изменены условия договора.

Работа АРМ конструктивно строится на основе ряда универсальных перемещаемых блоков: Договор, График выплат. Расчет нормативов банка, а также ряда специальных с методической и технологий зрения блоков: Оценка кредитоспособности клиента и Прогноз свободных средств банка (на основе сроков окончания договоров). Блок Договор обеспечивает подготовку, ведение, учет и контроль исполнения договоров банка и его обязательств; учет сумм кредитов и депозитов при расчете коэффициентов ликвидности банка; прогноз состояния кредитных ресурсов банка к заданному моменту времени; прогноз влияния предполагаемого договора на финансовое состояние банка. Он позволяет получить выписку о состоянии отдельного договора и сводную отчетную документацию.

Блок График выплат позволяет провести предварительную прикидку вариантов погашения кредитов и выплат по депозитам и кредитам. Возможны графики равномерного погашения базы кредита, равномерного погашения базы кредита и процентов; аннуитет (ссудозаемщик регулярно выплачивает равные суммы - аннуитеты, состоящие из сумм и суммы погашения основного долга, поскольку проценты начисляются на остаток долга, они снижаются по мере погашения с одновременным увеличением доли погашения): график выплаты процентов при получении ссуды (дисконтированная ссуда); график единовременного погашения кредита в конце срока договора с текущим погашении график произвольного погашения базы кредита и др.

Блок Расчет нормативов банка обеспечивает устойчивое системы. Базовый блок представлен системой включенных в него АРМ и поддерживает так называемую бухгалтерскую вертикаль: информация платежных документов, поступающих в банк, превращается в проводки, которые в дальнейшем меняют состояние аналитических (лицевых) счетов. Последние меняют состояние счетов синтетического учета, а те, в свою очередь, - баланс.

Распределение функций по ведению бухгалтерских технологий в различных БИС осуществлено разработчиками по-разному, поэтому здесь мы используем опыт БИС ВИМКОМбанк фирмы ВИМКОМ, в которой состав АРМ базового блока представлен более полно.                                    

АРМ оператора (может и не быть) обеспечивает ввод документов, собранных в пачки, с просчитанной контрольной суммой. Обычно банк использует этот АРМ при больших объемах ввода, хотя в ряде случаев он сохраняется как атавизм перфорационных технологий.

АРМ старшего оператора (может и не быть) формирует из введенных документов рейсы и передачу их на ВЦ для проведения одногородных расчетов.

АРМ сортировщика (может и не быть) создается для проверки пачек документов, введенных операционистами, "и отправки их на проводку, а также для формирования и печати авизо и реестров для РКЦ.

АРМ контролера реализует так называемый принцип "четырех глаз" и служит для просмотра кассовых документов и документов, введенных операционистами или операторами; печати сводных ведомостей по приводу и расходу; проставления пометки об оплате на документах; отправления проводок по кассе; распечатки форм отчетности.

АРМ кассира-контролера обеспечивает: ввод кассовых платежных документов; прием и обработку денежных чеков, объявлений на взнос наличными, приходных и расходных кассовых ордеров и документов по инкассации; формирование сводных ведомостей по приходу и расходу; ведение кассовых журналов; подготовку проводок по кассе; получение сводной справки по кассовым оборотам, формирование мемориальных ордеров; расчет платы каждого клиента за кассовое обслуживание; получение отчета по кассовым символам оборотов за период; работу со справочни­ком символов; формирование справки по кассе.

С помощью АРМ старшего операциониста (может и не быть) оценивается загрузка операционистов и назначаются операционисты для новых клиентов банка; просматривается и контролируется список открытых за день лицевых счетов.

Одно из важных мест во всех банковских программных продуктах занимают АРМ операционистов. В некоторых технологиях предусмотрено их разделение на АРМ операциониста по платежным документам и АРМ операциониста по подготовке отчетов либо на АРМ операциониста по работе с физическими лицами и АРМ операциониста по работе с юридическими лицами. В крупных банках иногда выделяют операционистов для проведения работ по открытию и закрытию счетов.

Обычно же АРМ операционистов могут реализовывать открытие и закрытие счетов; начисление, причисление к остатку вкладов и выдачу процентов по всем видам вкладов; перевод вкладов; поиск клиента по номеру его лицевого счета и наоборот; установление договорной процентной ставки и платы за совершение операций и расчет дохода от проведения операций: оплату переводов; ведение операционного дневника; аналитический и операционный контроль за выполнением операций; ввод платежных документов; работу с картотеками: занесение и исключение номера картотеки из счета клиента: контроль дебетового сальдо и занесение документов в картотеку 2; погашение задолженностей частично или единовременно по картотеке 2; просмотр и распечатку выписок- из лицевого счета, формирование остатков по счетам и др.: контроль неоплаченных документов; обработку электронной почты (по схеме клиент — банк), если это не выполняется в специальном АРМ. В случае специализации операционистов по виду документов могут выделяться АРМ операционистов по платежным требованиям и поручениям, по кассе, по работе с аккредитивами, чековыми книжками и др.

АРМ экономиста (может и не быть) осуществляет: формирование выписок из лицевых счетов, контроль начисления процентов по лицевые счетам, контроль остатков и проводок по лицевым счетам, расчет нормативов и показателей работы банка, контроль за работой филиалов, формирование сведений для налоговой инспекции.

АРМ бухгалтера обеспечивает: расчет остатков по счетам на начало следующего дня; формирование, просмотр, корректировку, печать, и хранение баланса по балансовым и внебалансовым счетам и приложениям к нему за любой период; ведение развернутого сальдо по любому балансовому счету для филиала: изменение остатков счетов на начало или конец любого дня; расчет прибыли за период; оценку рентабельности банка и формирование других показателей работы банка; расчет процентов по лицевым счетам; изменение плана счетов.

АРМ главного бухгалтера осуществляет: получение информации о работе банка, его клиентах; открытие и закрытие лицевых счетов; просмотр и печать оборотно-сальдовых ведомостей по балансовым и внебалансовым счетам, а также ведомостей открытия, закрытия и изменения лицевых счетов; обновление файла подписей клиентов (в некоторых БИС).

АРМ администратора является крайне важным и включает несколько различных функций, которые обеспечивают:

- текущую работу по документам:

- отражение оперативных проводок;

- составление текущей описи документов;

- выполнение текущей сверки;

- составление документального баланса;

- печать отчетов;

- межфилиальный обмен по дискетной технологии;

планирование и завершение операционного дня банка;

- планирование работ и наделение полномочиями сотрудников отделаоперационно-учетных работ:

- планирование работ на требуемый день;

- регистрация, удаление, изменение статуса пользователя;

- контроль протокола работы пользователя;

- функциональное конфигурирование рабочих мест пользователей;

- поддержание санкционированного доступа к информационным ресурсам БИС;

- выполнение отката комплекса;

- ведение фонда НСИ:

- администрирование файлов базы данных;      

- организация и ведение фонда НСИ (изменение процентных ставок, справочники МФО. таблицы балансовых и внебалансовых счетов, типов платежных документов, кассовых символов, атрибутов банка, прейскуранта услуг, видов операций и др.);

- установление и конфигурирование рабочих мест других пользователей БИС;

- включение и выключение задач в комплексе;

- настройка комплекса;

- выполнение пусковых работ при внедрении БИС.

Если в каких-либо БИС состав АРМ другой, то функции сотрудников ОУР просто разделены между АРМ по-другому, поскольку БИС лишь обеспечивает реализацию банковских учетных технологий средствами инфор­мационных технологий, являясь некоторой моделью системы управления.

В одном из АРМ комплекса ОУР (обычно это АРМ администратора) содержится блок. обеспечивающий архивацию - перевод файлов операционного дня в статус «архивный», т.е. доступный лишь по чтению. При необходимости сотрудник банка, используя этот блок, может найти любой интересующий его документ, проводку, регистр; войти в любой операционный день года, в любой месячный отчет, квартальные отчеты (с накоплением с начала года и без него), отчет за прошлый год. а также отчеты за произвольно выбранные промежутки времени.

На фоне всех перечисленных подсистем и задач особое место занимает юридическая поддержка принятия решений. В настоящее время на российском рынке имеется около 20 баз данных с правовой информацией различного характера:

«Банки и право - 2» (фирма «Право и бизнес»); «Скнара» (А/О ФИНТЕХ): «ЮСИС» (Юридическое информационное агентство INTRALEX); «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); «Консультант плюс» (Центр компьютерных разработок);

«Программный комплекс» (издательство «Дело и право»); "Юрисконсульт" (ТОО «Информационные системы и технологии»); «ИНЭК» (фирма «Инфор а я - о о а»); «Законодательство России» (ТОО СЕТ) и др.

Информационно-поисковая система (ИПС) юридического обеспечения обычно состоит из программной оболочки и ее наполнения в виде текстовых документов, хотя может содержать как документальную, так и фактографическую информацию. Указом № 663 от 12.05.1993 г. Президент РФ постановил создать единый эталонный банк данных правовой информации. Все законодательные акты и нормативные акты классифицированы по разделам, соответствующим направлениям деятельности. Пользователю предоставляется возможность быстрого поиска необходимых документов, их распечатки и экспорта в отдельный файл. В ИПС включен набор сервисных функций, позволяющий получать и передавать информацию по модему, вводить новую информацию с дискет. Функционирование такой ИПС связано с актуализаций информационного наполнения системы и ее сопровождения. ИПС выпускают открытыми, но самостоятельная актуализация базы клиентами неудобна. Обычно фирмы-разработчики предлагают бесплатное авторское сопровождение на период от одного до трех лет, включая поставку новых версий и льготное обновление документации от 1 раза в неделю до 1-2 раз в месяц.    

Вопрос 10. Какие функции защиты данных предусматривают ИСВР и ИДС предусматривают?                   

Ответ:

В настоящее время все более жесткие требования предъявляются к информационной безопасности данных, поэтому наиболее совершенные ИСВР и ИДС предусматривают функции, обеспечивающие многоуровневую защиту данных, которая включает в себя:

•  защиту данных от несанкционированного доступа, т.е. использование процедуры аутентификации пользователя по идентификатору и паролю при входе в систему;

•  наличие процедур кодирования и шифровки информации;

•  многоуровневый доступ к данным - наличие нескольких типов пользователей в соответствии с их полномочиями;

• защиту информации от случайного уничтожения при сбое системы или неправильных действий персонала;

•  наличие средств контроля достоверности и непротиворечивости данных;

•  возможность резервного сохранения и последующего восстановления данных.