Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности…...4

2. Рациональное использование природных ресурсов……………………..8

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………….19

Введение

Глобальной проблемой современности является проблема экологической стабилизации в рамках территориальной организации общества. Она особенно ярко стала выражаться за последние десять – двадцать лет, все человечество столкнулось с необходимостью решения систематически формирующихся экологических проблем.

Причинно-следственный механизм этого феномена заключается в том, что вся экономика и индустриальная инфраструктура развиваются без учета требований охраны окружающей среды, в условиях пренебрежения интересами защиты природы во всех звеньях территориальной организации общества и т.д.

Все эти явления и процессы в значительной степени оказали воздействие на формирование огромного количества загрязняющих веществ, темпы роста которых стали особенно разительными в условиях кризисного состояния экономики и деформированного развития отдельных ее подразделений. Эти процессы одновременно сопровождаются физическим истощением природно-ресурсного потенциала, значительным ухудшением экологической ситуации в мире и в пределах его отдельных регионов.

Сейчас, по мнению специалистов экологического направления и профиля, экологическая обстановка в мире систематически ухудшается, и видимо, наступил такой период, когда требуется осуществить глобальную перестройку всей экономической системы, учитывая при этом роль многочисленных экологических факторов и предпосылок, в противном случае, по утверждению экологических служб ООН, всем странам мира грозит экономический крах и непреодолимые бедствия.

1. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности

В системе территориальной организации общества природно-ресурсный потенциал играет огромную роль и включает в свой состав весь веер естественный ресурсов, природно-климатических и др. Механизм природно-ресурсного потенциала всегда имел определенную значимость в жизни общества, а отдельные его компоненты всегда оказывали и ныне оказывают большое воздействие на хозяйственное развитие любой территории или государственного образования.

В условиях рыночной экономики в корне изменилось существо этой проблемы в политическом, социальном и экономическом плане. Если раньше сущность хозяйственной политики относительно природно-ресурсного потенциала сводилась к максимальному его использованию, то в современный период политика в этом плане полностью пересматривается и весь природно-ресурсный механизм функционирования ставится в зависимость от потенциальных возможностей территории и нормального хода развития всей социальной и экономической инфраструктуры [2].

Не ушли в прошлое всевозможные подходы и решения относительно формирующегося природно-ресурсного дефицита, сложностей в хозяйственном освоении естественных ресурсов и сырьевых источников, формирования энергетического потенциала, земельных и других ресурсов, которые систематически должны участвовать в формировании эффективного производства и потребления.

И в нынешних условиях постепенно должна уменьшаться зависимость человечества и общества в целом от конкретных природных условий. Это должно происходить не в виде одноразового и однопланового процесса, а по мере совершенствования территориальной организации общества, производственных и общественных отношений, дальнейшего развития научно-технического прогресса и внедрения в современную практику нового оборудования, систем механизмов технологических линий, автоматизации и механизации всех производственных участков.

Проблема заключается в том, что современное общество продолжает интенсивную промышленно-производственную деятельность, все время стремится увеличить ее масштабы, что в конечном итоге приводит к значительному росту сырьевого потребления, вовлечения в народнохозяйственный оборот все большего количества сырья и сырьевых структур, то есть происходит систематический кругооборот добываемого сырья и его отдельных компонентов.

Согласуется с этими проблемами также постоянное расширение мирового обмена товарами и услугами, которые перераспределяются затем в рамках государственных образований и оседают в государственных и коммерческих структурах. Интенсивный товарообмен в своей основе также тесно связан со всеми отраслями добывающего и промышленного комплексов в системе территориальной организации общества [3].

Сейчас в условиях рыночной экономики, кризисного характера его развития стали особо ярко проявляться и обостряться глобальные проблемы современности и встал вопрос о пересмотре всей технологии производства, всего эколого-экономического механизма в рамках территориальной организации общества.

Наблюдающиеся глобальные изменения в этом плане потребовали пересмотра и переоценки существовавщих до этого основных принципов взаимоотношений между человечеством, обществом и природной средой, возможности разработки новых путей и приемов хозяйственного освоения территорий, вовлечения в народнохозяйственный оборот несметного количества богатств, более совершенного подхода к формированию хозяйственного механизма и т.д.

Рыночный период в формировании экономических отношений располагает к довольно своеобразным механизмам эколого-экономического направления. При этом появляются огромные возможности, в большей степени не административного  характера, которые позволяют внести новые изменения в управление природоохранными проблемами. Именно в этом направлении должны осуществляться и территориальное планирование природоохранных проблем и основная стратегия природопользования.

Ныне функционирующий экономический механизм в рамках территориальной организации общества должен быть нацелен на оздоровление этого важного феномена, связанного с оздоровлением экологической ситуации в рамках государства или отдельно взятой территории.

Немаловажным фактором, на основе которого можно установить характер использования природно-ресурсного потенциала, является до сих пор существовавшая бесплатная доступность к общей собственности. Она обычно приводит к быстрому истощению ресурсов, особенно в тех ситуациях, когда каждый стремится получить большую часть ограниченного суммарного объема.

Современные проблемы и концепции в сфере формирования природно-ресурсного потенциала образуют базу для пересмотра и переориентации всей ресурсной политики, ее целей и приоритетного направления развития. Все эти процессы обладают определенной спецификой в зависимости от вида ресурса, его значимости и эффективного использования природно-ресурсных компонентов [5].

Проблема заключается в формировании такой природной среды, которая позволила бы безопасную жизнедеятельность, формирование экономических стимулов и стремление в реальной практике обеспечить надежное функционирование подобных моделей. Подобное моделирование позволит в какой-то степени обеспечить надежное управление окружающей природной средой и тем самым будет способствовать достижению наибольшего эффекта во взаимодействии между природой и экономикой.

Серьезными и довольно действенными рычагами современного экологического менеджмента являются комплексные, содержащие в себе экономические и административные компоненты программы. В них обычно тесно переплетаются экономические и административные компоненты, которые в конечном итоге формируют общую экологическую политику. В качестве подобных компонентов часто выступают определенные стандарты или лицензии на загрязнение. Но важно не это, а сам процесс формирования экологического механизма и его внедрение в эколого-экономическую практику.

При таком подходе обеспечивается достижение поставленных целей при оптимальных затратах. Достоверный контроль формирования этих процессов осуществляется местной администрацией или соответствующей специальной службой, отдельные подразделения которой являются ответственными за качество окружающей природной среды [3].

В мировой практике широко используется сочетание стандартов и эмиссионного налога. Такая согласованность по существу является простейшей комбинацией прямых и косвенных регуляторов. Стандарт ограничивает максимум выбросов, который нельзя превышать, для выбросов ниже максимума действует эмиссионный налог, который стимулирует дальнейшее снижение выбросов. Очевидно, что такой механизм работает только в том случае, если ставка налога выше предельных расходов на достижение стандарта.

Важной проблемой рыночных отношений является всемерное оздоровления окружающей среды и стабилизация региональной экологической ситуации. Одним из подходов к технологическим проблемам современности является активная деятельность муниципальных органов в части финансирования экологических структур из общих налоговых поступлений. Это в большей степени связано, безусловно, с уровнем экономического развития территории. Однако в последнее время эта проблема чаще всего реализуется в странах с не очень высоким уровнем экономического развития.

Большинство экологических программ реализуется правительством, так как его расходы на экологические цели в 26 раз превышают расходы частных фирм на соблюдение норм выбросов.

Экологические расходы правительственного сектора включают затраты на борьбу с загрязнением во всех формах и из всех источников и на охрану уникальных экосистем, и на охрану памятников природы. Правительство руководит Программой общественных инвестиций, посредством которой распределяет общественные средства на проекты охраны и восстановления окружающей среды путем:

- прямых соглашений между правительством и частными фирмами-подрядчиками по строительству канализационных и очистных систем в стране, станций мониторинга и других объектов экологической инфраструктуры;

- перевода средств государственным предприятиям для финансирования инвестиций в оборудование по сокращению загрязнения атмосферы энергоустановками, также контролируемыми государством;

- субсидирования производства более чистого топлива на государственных нефтеперерабатывающих заводах;

- выдачи субсидий местными органами власти для частичного покрытия капитальных вложений в муниципальные системы сбора и очистки загрязненных стоков и сбора и захоронения твердых отходов;

- субсидирования инвестиционных проектов в частном секторе, направленных на уменьшение загрязнения.

Регионы также несут часть расходов на охрану окружающей среды в форме различных налогов и сборов, выплачиваемых правительству, и получают часть прибыли от экологических проектов, осуществляемых правительством на их территории [3].

Финансовыми источниками правительственных экологических расходов являются прямые и косвенные налоговые поступления. Для каждого региона в распределении налоговых поступлений на экологические программы определяется, исходя из его доли в водоснабжении и сборе сточных вод.

Функционирование системы экологического менеджмента в государственных образованиях с наличием рыночной экономики может только тогда быть действенным, когда на всех уровнях административной власти экологическая инфраструктура будет поддерживаться не только морально, не только духовно, но и материально.

Особое значение в деле успешного становления и дальнейшего развития экологического менеджмента имеет расширение сферы производства отечественных экологических фондов, создание новых экологических систем, линий, технологий, новой экологической аппаратуры и приборов, устройств и конструкций, которые бы позволили максимально улавливать огромный набор загрязнений и их компонентов и тем самым на базе этого производить экологически чистую продукцию.

2. Рациональное использование природных ресурсов

В системе территориальной организации общества на протяжении всей истории ее существования наблюдается определенное сочетание между естественным и общественным. До возникновения общественной формы ведения хозяйства сам настрой трудовых ресурсов, поведение людей и носителей труда в совокупности их взаимоотношений с природой так же, как и в естественной сфере обитания, управлялись определенными законами.

По мере становления общественных форм хозяйствования, а затем и формирования общества как цельного политического механизма и надстроечного явления в значительной степени изменился и причинно-следственный механизм поведения населения и трудовых ресурсов. Из всех прочих мотивов и факторов на первый план выдвигается экономический аспект проблем, содержательная сущность которого включает выгодность экономического характера.

Вся природа и весь ее механизм стали выступать в другом качестве, они стали источником или носителем природно-ресурсного потенциала территориальной организации общества. Причем, в нашем понимании природные ресурсы включают в свой состав все компоненты природы, использование которых в пределах самого производства оцениваются современным обществом по трем направлениям:

- технико-технологическое;

- экономически целесообразное;

-         экологически допустимое.

Следует отметить, что не все компоненты природы в равной степени включаются в структуру природно-ресурсного потенциала. Определенная часть этих компонентов до сих пор неизвестна современному обществу. И поэтому возникает целый ряд проблем, связанных с разработкой технико-технологических приемов их рационального и эффективного использования. В то же время определенная часть компонентов природы, неоднократно участвовавшая в круговороте промышленно-производственной деятельности, по каким-либо причинам уже вышла из состава природных ресурсов [5].

 Проблема заключается в том, что по мере развития науки и научного обслуживания, по мере совершенствования знаний, информационного потенциала общества человек получает сведения о наличии иных компонентов природы, способных удовлетворять потребности производства при меньших издержках на производство продукции.

Из промышленно-производственной деятельности могут быть исключены такие компоненты природы и природно-ресурсного потенциала, промышленная эксплуатация которых продолжает оставаться экономически достаточно выгодной, но их эксплуатация негативно воздействует на качество функционирующей экосистемы, на состояние здоровья населения и трудовых ресурсов.

В ходе эксплуатации природных ресурсов в рамках территориальной организации общества последние подвергаются значительным деформациям. Известные формы функционирования природных ресурсов в мировой практике именуют природопользованием. Опыт зарубежных стран позволяет классифицировать природопользование, исходя из более узких позиций и требований территориальной организации общества, в этом плане общепризнанно выделение трех позиций:

1) связанная с категорией ресурсопотребления;

2) связанная с охраной окружающей среды;

3) связанная с воспроизводством природных ресурсов.

Первая позиция включает также ресурсодобычу, то есть под этим понимается определение, исследование, подготовка, извлечение и изъятие необходимых компонентов. Важным элементом первой позиции является ресурсопользование, которое следует понимать как процесс, не включающий непосредственное извлечение и изъятие из природной сферы. В ту же позицию включается использование окружающей природной среды в плане формирования отходов производства и потребления.

Состав второй позиции складывается из формирующихся и эксплуатирующихся систем очистных сооружений, безотходных и малоотходных технологий, замкнутых процессов водопотребления. Сюда включаются все виды деятельности различного характера, связанные с предотвращением отрицательных последствий процесса производства и потребления. Немаловажным признаком этой позиции является собственно охрана окружающей среды, предусматривающая формирование различного рода заповедников, заказников, сохраняющих и стабилизирующих специфически определенные биогеоценозы [3].

Структура третьей позиции связана с непосредственным воспроизводством возобновимых ресурсов, то есть формирование искусственных биогеоценозов, очистка стоков для многократного эффективного и рационального использования, расширение лесных посевов и лесных массивов и т.д. Важным в этой позиции является проблема восстановления природных ресурсов. Безусловно, этот процесс довольно длительный, но необходимый и тесно связанный не только с рекультивацией земель, но и очисткой рек, озер, водохранилищ и других водных систем.

 Наконец, завершающим этапом указанной позиции является формирование определенных предпосылок и факторов, направленных на воспроизводство возобновимых ресурсов. Это также процесс не сиюминутный, а длительный и непосредственно связанный с научно обоснованным проведением и осуществлением почво- и водозащитных мероприятий.

Международный опыт в области природоохранной деятельности рассматривает природные ресурсы в двух вариантах. При первом варианте они значатся в качестве отработанных или эксплуатируемых и покоящихся в настоящее время в виде отходов. При втором варианте их содержательная сущность больше связывается с ресурсами, находящимися в виде запасов.

Особый смысл и довольно своеобразную содержательную сущность имеет проблема рационального природопользования, которая включает в себя целый ряд специфических режимов эксплуатации природных ресурсов в системе территориальной организации общества, обеспечивающих неуклонный и неограниченный в интервалах рост уровня удовлетворения непрерывно изменяющейся структуры общественной потребности при не снижающихся уровнях запасов природных ресурсов [3; 4].      

Эксплуатация природных ресурсов и включение их в водоворот промышленно-производственной деятельности дифференцируется на два типа:

1) экстенсивное использование природных ресурсов:

2) интенсивное использование природных ресурсов.

Степень хозяйственного освоения природных ресурсов в условиях рыночной экономики, можно сказать, уже достигла своего апогея в некоторых регионах России и Северного Кавказа в частности, что в настоящее время оказывает значительное влияние на окружающую природную среду, систематически трансформируя ее структуру и содержательную сущность балансовых формирований.

Объем хозяйственной освоенности и использования некоторых компонентов природно-ресурсного потенциала настолько возросли в условиях стабильности запасов, что уже сейчас на государственном и региональном уровнях подчеркивается тезис о геологических масштабах воздействия населения на литосферу.

По данным международных экологических организаций за последние сто лет добыча угля в мире возросла в 48 раз, нефти – в 145 раз, природного газа – в 831 раз, выплавка чугуна – в 18 раз, стали – примерно в 23 раза, выработка древесины – более чем в 10 раз. В течение каждых двух десятилетий в рамках земного шара происходит двукратное увеличение добычи имеющихся полезных ископаемых [1].

В период экономического кризиса на территории России и стран СНГ наблюдается довольно интересное явление, связанное с использованием природно-ресурсного потенциала. Вряд ли можно говорить о его рациональном использовании, так как объем добычи имеющихся природных ресурсов стал возрастать еще быстрее. По данным современной статистики, удвоение объема добычи, особенно в пределах России, стало осуществляться через каждые 9-11 лет.

Включаясь в водоворот рыночной экономики, все хозяйственные структуры государства переживают довольно сложный этап своего социально-экономического развития. Несмотря на эти серьезные экономические трудности, Россия продолжает в числе ведущих государственных образований мира являться ведущей страной по добыче природных ресурсов, экспортируя свое сырье более чем в 75 стран мира.

 В рамках современного государственного образования зафиксированы почти все компоненты природно-ресурсного потенциала. А на 1 января 1994 года на территории России было разведано 22 тысячи месторождений полезных ископаемых. Динамичное развитие хозяйства, заторможенное кризисными явлениями в экономике, несколько препятствует развитию минерально-сырьевой базы. Однако даже в этих сложившихся условиях ежегодно в рамках территории России расходуется не многим более 45% всех капиталовложений в промышленности, связанных не только с дальнейшим развитием, но и с совершенствованием минерально-сырьевых структур государства.

Такое интенсивное движение отдельных компонентов природно-ресурсного потенциала мира в значительной степени накладывает негативный отпечаток на весь природный фон мира, вызывает тревогу относительно исчерпаемости природно-ресурсного потенциала планеты и нежелательных явлений и процессов [5].

В настоящее время требуются большие усилия ученых, направленных на разработку эколого-экономических, экономико-математических, эколого-демографических и других моделей, позволяющих оценивать совокупный эффект, сформировавшийся в содержательной сущности природной среды. Хорошо должен быть налажен эколого-экономический механизм прогнозирования не только состояния природной среды, но и отдельных ее конструктивных элементов. Только научно обоснованный подход позволит в какой-то степени выявить определенные закономерности и принципы природоохранных структур и наметить пути дальнейшего совершенствования эколого-экономического механизма.

 В  ходе промышленно-производственной деятельности на разных ее этапах особый смысл приобретает проблема рационального использования природно-ресурсного потенциала не только в рамках производства, но и на стадии добычи полезных ископаемых. Общеизвестно, что всякое вмешательство в природную среду в определенной степени деформирует ее состояние, структуру и динамику, нарушая весь механизм функционирования социально-экономических, экономико-экологических, экономико-демографических и других процессов и явлений.

Интенсивная добыча природных ресурсов в какой-то степени связана с постепенным их исчерпанием. Однако эта проблема только этим не ограничивается, так как в конечном счете в ходе добычи осуществляется значительная трансформация отдельных компонентов природных ресурсов, происходит чрезмерное формирование углекислого газа и карбоната в районах дислокации добывающей промышленности и тем самым автоматически происходит процесс, связанный с изменением структуры и содержательной сущности самой литосферы.

Весь ход добычи полезных ископаемых и функционирование предприятий добывающей промышленности способствуют целому ряду формирований длительного геохимического характера, перевода отдельных компонентов в новые формы химических соединений, перераспределению значительного их числа по поверхности Земли. В результате добычи происходит рассеивание бывших геологических аккумуляций. Все это, безусловно, сказывается на состоянии окружающей среды и ее качественных структур [3].

В международных и региональных сравнительных статистических материалах часто приводятся данные об эффективности и экономичности добычи полезных ископаемых открытым путем. По данным статистики ООН, только в течение одного года в странах мира извлекается более ста миллиардов тонн всевозможных полезных ископаемых, причем около пяти триллионов участвует в миграциях, перемещаясь из одних районов в другие.

Сейчас в мире около трех процентов всего земельного фонда уже занято всевозможными горнопромышленными предприятиями. Это в основном относится к промышленно развитым территориям.

В условиях рыночной экономики первостепенными проблемами являются проблемы экономии природных ресурсов на основе использования новейшей технологии и передового опыта в этом деле высокоразвитых фирм экономически крепких государственных образований. В этот период как никогда назрела необходимость эффективного использования вторичных природных ресурсов. Именно с нею связаны проблемы повышения эффективности общественного производства, прогресс в промышленно-производственной деятельности, который в конечном счете ведет к значительному сокращению уровня загрязнения окружающей природной среды.

Передовые страны мира, давно вступившие на путь рыночной экономики, уже испытали прелести эффективного развития общественного производства и преимущества рационального использования природно-ресурсного потенциала. Важность этих проблем очевидна. Все они тесно связаны друг с другом и целенаправленно ведут к комплексному использованию ресурсного потенциала любого государства [3].

Практика современной российской рыночной экономики однако связана с тем, что большинство предприятий и подразделений горнодобывающего комплекса как можно быстрее стремятся избавиться от этой огромной массы горной выработки, из которой на формирование готовой продукции сейчас направляется не более 5% ее чистого состава.

На базе такого непродуманного производства огромные пространства России в современный период заняты не только отходами такого характера, но и всевозможными отходами металлургического производства в виде шлаков и других специфических загрязнителей.

Строительный комплекс России мог бы получить дополнительное количество строительной продукции и строительных материалов, если бы современная промышленная технология позволила бы переработать огромные массы золы и шлаков, отдельные компоненты которых могут быть использованы для производства специальных строительных деталей и конструкций с использованием зольного гравия и различного рода агломератов.

Современная практика формирования отходов свидетельствует о том, что значительная часть из них до сих пор еще в силу определенных или непонятных причин не может найти вторичного применения. Многие специалисты этого направления деятельности, ученые и практики, утверждают, что для этого должны быть разработаны специальные технологические комплексы, специальная технология эффективного и экономичного использования всех имеющихся доходов.

Безусловно, такая технология в ближайшей и более отдаленной перспективе появится или может появиться, но, по-видимому, тогда уже могут возникнуть другие проблемы более высокого порядка, связанные с появлением новых видов материалов и металлов, новых видов продукции, при производстве которых будут формироваться и соответствующие виды отходов.

 

   Заключение

Природоохранные проблемы в условиях рыночной экономики приобретают особую значимость. Они тесно связаны с целым рядом других проблем социально-экономического характера. В высоко развитых странах мира в большинстве случаев наблюдается тесная согласованность между двумя блоками – между экономикой и экологией. Здесь природоохранный механизм достиг определенного совершенства и в большинстве своем производимая готовая продукция является результатом экологически чистого производства.

Во всех странах мира, в том числе и в России, результативное решение проблем социально-экономического развития территории во многом обусловлено формированием проблем оптимального природопользования. Содержательная сущность последнего включает не только чисто экологические проблемы, но и касается животрепещущих проблем коренного переустройства всего хозяйственного механизма современной территориальной организации общества.

В современный период индустриальное вмешательство в содержательную сущность природо-ресурсного потенциала намного превысило предел самовосстановления, самовоспроизводства, самоочищения природных комплексов.

В положительном решении данных проблем немаловажное значение имеет успешное преодоление еще существующего ведомственного подхода к использованию природных ресурсов и объектов; достижение комплексного их использования на основе внедрения в современную практику результатов научно-технической революции, современной технологии природопользования; организация природопользования по принципу повторно-последовательного использования различных свойств и качеств природных ресурсов при оптимальном территориальном сочетании. Особый смысл приобретает проблема рационального размещения предприятий потребителей, пользователей природно-ресурсным потенциалом.

Определенную значимость в условиях рыночной экономики, а тем более в период острого экономического кризиса, приобретает проблема сохранения, приумножения природно-ресурсного потенциала на основе формирования обоснованных темпов и пропорций между элементами оптимального природопользования.

Список литературы

1. Охрана окружающей среды в Российской Федерации в 1992 г. Статистический сборник.-М.:Мысль,1993.-438с.

2. Тихомиров Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы.-М.:Экология,1992.-176с.

3. Чапек В.П. Экономика природопользования: Учебное пособие.-М.: «Издательство ПРИОР»,2000.-208с.

4. Экология человека. – М.,1994.-144с.

5. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования: Учебное пособие.-Екатеринбург, 1992.-269с.