Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы управления в системе работы городского

     общественного транспорта………………………………………………..5

1.1. Нормативно-правовая база управления………………………………...5

1.2. Реформирование пассажирского автотранспорта

       на региональном уровне…………………………………………………9

1.3. Организационные структуры управления АТП………………………11

1.4. Возможные формы управления пассажирскими

       автоперевозками………………………………………………………...15

2. Транспортное обслуживание в Кемеровской области………………….18

2.1. Анализ транспортного обслуживания в Кемеровской области……...18

2.2. Зарубежный опыт как один из подходов к решению проблем

       функционирования областной системы общественного

       пассажирского автотранспорта………………………………………...24

2.3. Направления совершенствования организации

       транспортного обслуживания населения

       муниципального образования………………………………………….25

Выводы и предложения……………………………………………………..33

Список использованных источников информации………………………..35

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что происходящие в нашей стране за последние 13-15 лет глубокие социально-экономические преобразования всех отраслей экономики в полной мере затронули пассажирский автомобильный транспорт. Особенно повлияли на его состояние ослабление функций государственного регулирования и управления, сокращение бюджетного финансирования, отмена жесткого планирования перевозок, изменение тарифной, кредитной и налоговой политики, рост цен на энергоносители и т.д. В результате стали наблюдаться тенденции снижения качества обслуживания населения, рост тарифов и дотаций из бюджетов, снижение уровня безопасности, ухудшение экологических характеристик транспортных систем.

Анализ показывает, что в России реформирование пассажирского автомобильного транспорта происходило в основном стихийно, без единого государственного подхода к решению финансовых, экономических и структурных проблем. Как результат этого процесса пассажирский транспорт в каждом регионе приобрел свои специфические особенности.

В целом сущность реформ можно свести к следующему:

1. Почти повсеместное, за редким исключением, разрушение вертикально интегрированной системы управления пассажирским транспортом на региональном уровне субъектов федерации. Передача пассажирских предприятий в ведение муниципальных образований, ликвидация объединений и управлений пассажирского транспорта, включая уровень муниципального образования.

2. Акционирование пассажирских предприятий, в большинстве случаев продажа государством контрольных пакетов акций и, как следствие, ослабление влияния государства в вопросах транспортного обслуживания населения.

Объект исследования – управление в системе городского общественного транспорта.

Предмет исследования – совершенствование управление в системе городского общественного транспорта (на примере Кемеровской области).

Цель исследования – разработать предложения по совершенствованию управления общественным пассажирским автотранспортом (на примере Кемеровской области).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть нормативно-правовую базу управления;

- рассмотреть реформирование пассажирского автотранспорта на региональном уровне;

- изучить организационные структуры и возможные формы управления АТП;

- проанализировать основные показатели транспортного обслуживания в Кемеровской области;

- рассмотреть возможности применения зарубежного и отечественного опыта в решении проблем АТП.

Методы исследования.

В работе использованы методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки.

В курсовой работе были использованы публикации таких авторов, как: Ю.Е. Воронов [1], Л.П. Клепцова [3], С.Я. Никитин [9], В.Н. Сумароков [13], А.М. Ковалева [16] и др.

1. Теоретические основы управления в системе работы городского общественного  транспорта

1.1. Нормативно-правовая база управления

В последние годы произошли коренные изменения управления автотранспортной отраслью в стране. Органы государственной власти на федеральном и региональном уровне разрабатывают программы по развитию автотранспортной отрасли на перспективу, ведут работу по совершенствованию нормативно правовой базы осуществления перевозочной деятельности. Работа отрасли в условиях становления рыночных отношений породила многообразие форм собственности, действующих на рынке автотранспортных услуг автотранспортных перевозчиков, в том числе индивидуальных предпринимателей, действующих на рынке автотранспортных услуг, без образования юридического лица. Существующая ныне нормативно-правовая база автомобильного транспорта не учитывает особенности работы этой категории перевозчиков. В результате к ним либо предъявляются общие требования без учета правовых особенностей индивидуального труда, либо они оказываются вообще вне сферы нормативно-правового обслуживания.

Переход к рыночным отношениям не исключает необходимости государственного регулирования автотранспортной деятельности. Более того, зарубежный опыт убедительно свидетельствует о том, что сам характер этой деятельности и ее непосредственное влияние на многие отрасли экономики, на социальную сферу требуют создания продуманной системы государственного регулирования автотранспортной деятельности [8, C.45-47]

Основные принципы построения системы государственного регулирования автотранспортной деятельности в России в целом соответствует сложившимся в мировой практике, однако формирование ее еще не завершено.

Государственное регулирование рынка транспортных услуг является важнейшим внешним фактором, влияющим на коммерческую деятельность автотранспортного предприятия. Оно складывается из двух основных составляющих:

1) комплекса положений и требований нормативных правовых актов, которые непосредственно регламентируют или косвенно влияют на деятельность предприятий. В этот комплекс входят федеральные законы Российской Федерации, указы президента, постановления правительства, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные нормативные акты – правила и положения;

2) решения органов государственного управления, уполномоченных на выполнение разрешительных и контрольных функций [5, C.85-87; 9, C.57].

Основной нормативно-правовой базой автомобильного транспорта – документ, определяющий все основные аспекты работы автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования и отраслевого управления. Экономические реформы потребовали пересмотра многих принципиальных положений, заложенных в уставе, и дополнение их новыми, соответствующими условиями рынка. Поэтому сейчас разрабатывают новый Устав автомобильного транспорта, а также находится в завершающей стадии закон «Об автотранспортной деятельности» и законопроект «Об основах федеральной политики в области городского пассажирского транспорта».

Важным этапом на пути обновления правовой базы автотранспортной сети стало введение в действие нового Гражданского кодекса РФ. Помимо общего регулирования имущественных отношений рынка, определения прав и обязанностей предпринимателей, Гражданский кодекс дает правовые основы для регулирования перевозок, транспортно-экспедиционной деятельности, страхования.

После разработки и введения в действие нового Устава автомобильного транспорта станет возможным разработка обновленных подзаконных нормативных актов – новых правил выполнения отдельных видов перевозок пассажиров и грузов, инструкций, положений, которые составят обновленную нормативно-правовую базу автомобильного транспорта.

Однако вплоть до разработки и внедрения перечисленных документов действие Устава автомобильного транспорта и большинства разработанных на его основе правил и инструкций остается в силе и является основой работы автотранспортной отрасли.

Это:

- Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением правительства от 23.10.97г. №1090;

- Правила организации пассажирских перевозок, утвержденные приказом Министерства транспорта от 31.12.85г. №200;

- Постановление Правительства РФ «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» от 03.08.96г. №922;

- Правила перевозки грузов автомобильным транспортом;

- Правила транспортно-экспедиционного обслуживания населения;

- Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта от 08.01.97г.;

- Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей [10, C.18-22].

В настоящее время в России действует несколько федеральных законов, которые формируют и проводят единую государственную политику, а также осуществляют государственный надзор и устанавливают ответственность за их нарушение: О безопасности дорожного движения; О защите прав потребителей; Об охране окружающей среды; Закон о сертификации; О стандартизации; О страховании; О лицензировании отдельных видов деятельности; О ветеранах; О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок.

Нормативно-правовая основа государственной тарифной политики на транспорте определена федеральным законом «О естественных монополиях» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.95г. №239 «О мерах по уцорядочению государственного регулирования тарифов», предусматривающими конкретный перечень автотранспортных услуг, по которым государственное регулирование тарифов осуществляют правительство и федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Однако все перечисленные законы не в полной мере обеспечивают эффективность работы автотранспортной отрасли. Поэтому многие регионы вынуждены разрабатывать и принимать свои нормативные акты по регулированию перевозок, что приводит к появлению совершенно разных подходов к реализации организационно-технологических и экономико-управленческих механизмов регулирования. Примером может служить Закон Кемеровской области от 02.11.98г. №55-03 «Об организации деятельности по перевозке пассажиров в междугороднем сообщении автомобильным транспортом на территории Кемеровской области предприятиями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями».

Допуск к автотранспортной деятельности – важнейшая функция регулирования автотранспортной отрасли в рыночных условиях.

Подавляющее большинство предприятий и предпринимателей в условиях рынка самостоятельно определяет профиль своей деятельности. Задачей органов государственного управления, которые осуществляют функцию допуска, является обеспечение безопасной, квалифицированной и коммерчески надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) работы тех граждан и юридических лиц, которые избрали для себя автотранспортную деятельность.

Основной допуск к осуществлению автотранспортной деятельности во всем мире является система лицензий. Правовой основой введения лицензирования в России является Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. №445-1, который установил виды деятельности, разрешенные исключительно для государственных предприятий, а также установил, что отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятиями на основе специального разрешения (лицензии).

Наряду с лицензированием важным документом допуска к автотранспортной деятельности является сертификация отдельных видов продукции и услуг.

Органом, осуществляющим регулирование допуска к автотранспортной деятельности и контроль за выполнением лицензионных условий и соблюдением транспортного законодательства, является Российская транспортная инспекция (РТИ), созданная в 1991г. [6, C.16-20].

1.2. Реформирование пассажирского автотранспорта

на региональном уровне

Опыт регулирования различных отраслей экономики показывает, что реальная децентрализация управления и увеличение самостоятельности и инициативности руководителей нижнего и среднего звена невозможны без преобразования форм собственности [15, C.43-44].

Концептуально возможны четыре основные варианта преобразования государственного унитарного автотранспортного предприятия:

1. Государственное унитарное предприятие на правах хозяйственного ведения.

2. Акционерное общество со 100% государственной собственностью (или несколько обществ).

3. Государственная холдинговая компания.

4. Система независимых акционерных обществ [4, C.112-114].

Первый вариант от существующей на данный момент структуры ГУП отличается только тем, что подведомственные предприятия (или часть из них) получают статус дочернего предприятия и приобретают права юридического лица. Наделение руководителей предприятия правами юридического лица увеличивает их ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Но при этой схеме возможности увеличения самостоятельности, хозяйственной инициативы и ответственности руководителей подведомственных предприятий используются не полностью: управление имуществом на правах хозяйственного ведения не дает права без согласия собственника отдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ или обществ, продавать и т.д.

По второму варианту ГУП преобразуется в систему предприятий, состоящую из материнского акционерного общества, в состав которого на правах филиалов входят предприятия инфраструктуры и дочерние акционерные общества на базе эксплуатационных предприятий. При этом варианте обеспечивается желательная степень децентрализации: дочерние АО приобретают не только права юридического лица, но и дополнительные права в области коммерческой деятельности: возможность приобретения акций или долевого участия (например, своим имуществом) в других хозяйственных обществах, а при наличии прибыли – возможность самостоятельно ею распоряжаться; право отдавать или брать в аренду или лизинг оборудование и другое имущество. Муниципальные образования, являясь совладельцами находящегося на их территории АО, получают возможность влиять на его деятельность через совет директоров и становятся заинтересованными в создании для него режима наибольшего благоприятствования: снижение ставки местного налога, помощь в решении социальных вопросов (предоставление долевого участия в жилищном строительстве по себестоимости, обеспечение детскими учреждениями, домами отдыха и т.п.), выделение земли, оказание технической помощи с привлечением местных промышленных предприятий, компенсация убыточности социально важных автобусных маршрутов.

Государственная холдинговая компания отличается от второго варианта в основном тем, что трудовые коллективы материнского и дочерних АО тоже становятся совладельцами собственности, т. е. получают привилегированные акции, составляющие 25% уставного капитал своего АО. Кроме того, материнское АО получает контрольный пакет акций дочерних АО. Соответственно, уменьшается доля пакетов акций материнского и дочерних АО, находящихся во владении областного фонда имущества.

Вместе с тем, убыточность пассажирского автомобильного транспорта, бюджетный дефицит, отсутствие свободных финансовых ресурсов не позволяют в полной мере использовать те преимущества холдингов, ради которых они и создаются: увеличение финансовой гибкости компании за счет быстрой мобилизации капитала и его более эффективного использования, улучшение финансовых возможностей за счет расширения ассортимента ценных бумаг, привлечение инвесторов уменьшением риска инвестиций и большая стабильность дивидендов [11, C.56-58].

В четвертом варианте максимально усиливается заинтересованность районных администраций и повышается хозяйственная самостоятельность и инициатива транспортных предприятий. Однако при этом создается реальная угроза потери управляемости целостной системы, поскольку АО лишается реальных рычагов воздействия на автотранспортные предприятия. Это сделает невозможным выполнение в прежнем объеме тех общесистемных функций, которые сейчас выполняет ГУП, включая централизованное бюджетной финансирование из бюджета субъекта [10, C.20-21].

1.3. Организационные структуры управления АТП

Особое место в системе управления занимает проблема выбора организационной структуры управления. Структура управления может быть различной в разных предприятиях (рис. 1) [16, C.215].

Выделяются, главным образом, две структуры системы управления: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе управления все управляющие по службам связаны вместе и подчинены заместителю генерального директора по управлению. Такая система представляет полностью интегрированную и функциональную организацию.

Администрация города

Министерство транспорта РФ

Управление единого заказчика транспортных услуг (УЕЗТУ)

Кемеровская обл. отделение Российской трансп. инспекции

Предприятия

Предпри-ниматели

Государственные предприятия транспорта

Смешанная собственность

Частная собственность

Федеральная собственность

Муниципальная собственность

 

Рис. 1 Схема управления и контроля городским пассажирским автотранспортом

Децентрализованная система управления представляет управляющим различных подразделений осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности. При этом управляющий каждого подразделения несет ответственность за функционирование своего участка перед заместителем директора в данной сфере. Выбор организационной структуры управления производством зависит от двух основных факторов: технологических особенностей предприятия и рыночной среды. При анализе технологических особенностей учитываются размеры предприятия, характер производства, используемое оборудование и т.д. В зависимости от сочетания технологических характеристик и особенностей рынка при выборе организационной структуры отдается предпочтение централизованной, либо децентрализованной структуре управления.

В зависимости от размеров предприятия и его подразделений иерархическая цепочка управления может представлять:

- двухзвенную систему – высшая администрация – руководство предприятия;                

- трехзвенную – высщая администрация – администрация производственных отделений – руководитель предприятия;

- четырехзвенную – высшая администрация – администрация производственных групп – администрация производственных подразделений – руководство предприятия (рис. 2) [14, C.48].

Надпись: Генеральный директор

Надпись: Финансо-вый директорНадпись: Техничес-кий директорНадпись: Директор по маркетин-гуНадпись: Директор по эксплуа-тации и перевозкамНадпись: Директор по управле-нию

Надпись: Руководи-тель служб

Рис. 2 Схема структуры управления на предприятии

Если предприятие акционерное, то высшим органом является собрание акционеров. Оно призвано определять основные направления долгосрочной стратегии предприятия, порядок и условия его ликвидации, а также выбирать или назначать руководство предприятия, фактически выполнять функции главного управленческого органа. Количественный состав высшего руководства зависит от размеров предприятия и особенностей регионального законодательства.

Каждое транспортное объединение или автотранспортное предприятие имеет в своем составе пять основных служб: техническую, эксплуатационную, экономическую, безопасности движения и кадровую. Все службы функционируют на основании положения о подразделении, в котором указаны функции, цели и задачи данной службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями [13, C.343].

Основной задачей технической службы является содержание подвижного состава в технически исправном состоянии за счет его надлежащего хранения, проведения качественного обслуживания и технического ремонта.

Экономическая служба занимается планированием производственной деятельности предприятия и ее анализом. Основной задачей службы безопасности движения является предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Кадровая служба отвечает за укомплектование квалифицированными кадрами всех подразделений предприятия, их учебу и переподготовку. Рациональную организацию перевозок, уровень и качество обслуживания потребителей автотранспортных услуг, эффективное использование подвижного состава обеспечивает в большей степени служба эксплуатации.

Эксплуатационная служба выполняет также следующие задачи: разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организацию движения подвижного состава применительно к местным условиям, обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей; осуществляет полную, своевременную, безопасную перевозку пассажиров или грузов с минимальными затратами времени на перевозку; организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию; создает условия для высокого производственного труда работников службы эксплуатации; обобщает и широко распространяет передовые методы вождения и передовые методы работы; систематически проводит работу среди водительского и диспетчерского состава по безопасности движения.

Конечной целью деятельности автотранспортного предприятия является получение прибыли. Прибыль приносит, в первую очередь, эффективная продажа транспортных услуг. Поэтому в современных условиях на первый план выходит коммерческая деятельность автотранспортного предприятия, что требует изменения всего комплекса деятельности АТП.

Цели и задачи коммерческой службы АТП следующие: удовлетворение потребностей клиентуры, обеспечение скорости продажи услуг, получение прибыли, получение конкурентных преимуществ. Отсюда при подготовке автотранспортных услуг коммерческая служба выполняет следующие задачи: исследования и анализа окружающей среды, планирование и разработки стратегии в области оказания услуг, сбыта, рекламы и формирования тарифов. Недопустимо дублирование коммерческой службой функций службы эксплуатации, таких как: планирование и организация перевозок. Коммерческая служба должна заниматься коммерческими маркетинговыми задачами.

При создании коммерческой службы встает ряд задач:

- разработка организационной структуры;

- разделение полномочий, функций, задач между звеньями структуры;

- координация деятельности элементов структуры и организация горизонтальных связей;

- организация взаимодействия с другими службами;

- переподготовка персонала [2, C.78-79].

При разработке возможны несколько вариантов структуры коммерческой службы АТП.

1.4. Возможные формы управления пассажирскими автоперевозками

Транспортное обслуживание населения имеет свои специфические особенности. Учитывая исключительную социальную и политическую значимость автотранспортного обслуживания населения, органы государственной власти и органы местного самоуправления постоянно контролируют и достаточно жестко регулируют деятельность предприятий, предоставляющих транспортные услуги населению. Часто органы исполнительной власти в той или иной форме осуществляют дополнительное финансирование развития АТП, покрывая часть их эксплуатационных издержек.

В настоящее время главной задачей стало решение вопроса о системе и формах управления пассажирским автотранспортом в регионах, а также в структуре управления этой системой. На сегодняшний день в разных регионах накоплен опыт в этой области, но вполне очевидно, что в любой из них должен быть государственный представитель для организации этого процесса. Такими государственными  представителями во многих регионах стали Администрации городов и действующие в их лице управления транспорта и связи (УТС); управление единого заказчика транспортных услуг и транспортные отделы, которые координируют деятельность пассажирского транспорта. Созданы единые диспетчерские службы, единый контроль управления движением, чтобы обеспечить маневр и подстраховку одного вида транспорта другим. Эти управления в настоящее время имеют сложный, не определенный четко правовой статус, сочетающий в себе элементы административного звена (структурного подразделения системы муниципального управления – администрации города) и унитарного муниципального предприятия с правом юридического лица, наделенного основными и оборотными средствами и ведущего самостоятельную хозяйственную деятельность на правах оперативного управления. Главная функция Управления транспорта и связи или УЕЗТУ – выступать от имени Администрации города в роли генерального (единого) заказчика на транспортное обслуживание (транспортные перевозки), для реализации чего оно осуществляет контроль за выполнением распоряжений главы Администрации города, касающихся сферы транспорта; организацию и координацию формирования и развития целостной системы управления сферой транспорта, контроль за исполнением договоров на транспортное обслуживание; оказание транспортных услуг [7, C.117].

В качестве единого заказчика УЕЗТУ решает такие задачи, как разработка и уточнение схемы маршрутов городского пассажирского транспорта; рациональное размещение остановочных пунктов и конечных станций городского пассажирского транспорта; контроль полноты и качества выполняемой транспортной работы – при регулярности выполнения рейсов менее 80% в течение тридцати дней без уважительной причины возможность передать данный маршрут другому предприятию; информирование населения о всех изменениях на маршрутах городского пассажирского транспорта; приобретение по поручению администрации новых пассажирских транспортных средств и передача их транспортным предприятиям города.

Ситуация нормативно регулируется в городах Российской Федерации, в том числе в г. Кемерово таким образом, что заключение договора с УЕЗТУ является необходимым условием для получения перевозчиком лицензии, дающей право на осуществление пассажирских перевозок.

При подобной модели взаимодействия функции транспортных предприятий концентрируются и сужаются до уровня «гаража» или «депо». Они обязаны в назначенное время и в необходимом объеме выпустить транспортные средства на линию. Выйдя на линию, все транспортные средства поступают в оперативное управление УЕЗТУ, в распоряжение центрального диспетчера. Это условие в полной мере касается и маршрутных такси, принадлежащих частным АТП и предпринимателям, и зафиксировано в заключенном с ними договоре.

В настоящее время во многих регионах России решается вопрос о необходимости двойного подчинения УТС или УЕЗТУ местной администрации и Минтрансу Российской Федерации. Это могло бы привести к делегированию (УТС; УЕЗТУ) части функций самого министерства, что обеспечило бы быстрое движение необходимых документов, могло бы защитить интересы транспорта перед местной администрацией [6, C.50-56].

2. Транспортное обслуживание в Кемеровской области

2.1. Анализ транспортного обслуживания в Кемеровской области

За последние годы динамическое развитие транспортной системы, характерное для прежних лет, приостановилось. Снизился пассажирооборот, особенно по таким видам транспорта, как: автобусный и трамвайный               (табл. 1) [18].

Таблица 1

Пассажирооборот по видам транспорта (млн. пассажиро-километров)

2000

2001

2002

2003

I пол. 2004

Транспорт всего

11210

11272

9734

9449

в том числе:

-железнодо-рожный

4803

5042

3745

4050

1433

- автобусный

5650

5422

5306

4729

2325

- трамвайный

572

605

495

485

-троллейбусный

178

185

186

185

- воздушный

5,9

17

1,3

...

Для выявления причин такого явления и определения возможных направлений их преодоления проанализированы источники возникновения проблем управления и функционирования системы.

Проблемы рассматривались по пяти группам функций системы управления:

- стратегическое руководство развитием сети общественных пассажирских перевозок;

- оперативное руководство общественными перевозками, организация перевозок;

- финансовое обеспечение и поддержка системы;  

- формирование и проведение технической политики по обновлению и развитию основных средств;

- содержание и обслуживание транспортных средств и линейных сооружений [1, C.103-105].

Анализ ситуации показывает, что в стратегическом руководстве развитием общественных пассажирских автоперевозок существует ряд проблем, требующих своего решения.

1. Объективное развитие рыночных отношений на транспорте привело к появлению большого количества предприятий негосударственных форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки только на основании лицензий РТИ (Российская Транспортная Инспекция), без согласования, а зачастую и без договоров с заказчиками и организаторами перевозок, либо систематически нарушающих договорные отношения об организации перевозок.

Это приводит к ослаблению контроля заказчиков, организаторов и координаторов перевозок за стабильностью, регулярностью и безопасностью общественных перевозок, за обеспечением льготных перевозок, гарантированных федеральным и областным законодательством и, как результат, ухудшению качества перевозок пассажиров. Это усложняет стратегическое планирование развития системы региональных общественных перевозок.

2. Появление на рынке общественных перевозок транспортных предприятий негосударственных форм собственности выявило определенные пробелы в нормативных документах, регулирующих отношения между участниками перевозочного процесса. Это также вызывает неопределенность в стратегическом планировании общественных пассажирских автоперевозок. Вместе с тем, у областной Администрации как заказчика перевозок пока отсутствует обоснованная и утвержденная  программа стратегического развития системы общественного пассажирского автотранспорта Кузбасса.

Выявил ряд проблем и анализ состояния организации общественных пассажирских автоперевозок.

1. Возрастающее присутствие на рынке общественных автоперевозок транспортных предприятий частной и смешанных форм собственности увеличивает опасность появления так называемых «диких» перевозчиков, т. е. предприятий и частников, работающих нерегулярно, вне расписания, и, зачастую, без договоров с организаторами перевозок. Не каждое такое предприятие обеспечивает действительный предрейсовый медицинский контроль своего водительского персонала, ежедневный технический контроль подвижного состава.

2. В большинстве федеральных и региональных нормативных документов вопросом обеспечения качества перевозок уделяется недостаточное внимание [1, C.104].

Говоря о финансовом обеспечении и поддержке системы общественных пассажирских автоперевозок следует отметить, что рассматриваемый вид перевозок относится к комплексу социально-значимых услуг, а затраты системы в принципе не могут быть полностью покрыты доходами от потребителя – пассажира. Система является изначально убыточной.

Наряду с общими повышением затрат на перевозки, одним из главных факторов, определяющих убыточность пассажирских общественных перевозок, является преобладание в общем объеме перевозок пассажиров, на законных основаниях не оплачивающих проезд, так называемых льготников (в 2002 г. – 64%). Для решения этой задачи необходим достаточно точный прогноз объемов финансирования, т. е. потребности в льготных перевозках.

Второй основной проблемой компенсации затрат перевозчиков является вопрос определения величины дотации. Так, например, Доля расходов на транспорт в бюджете г.Кемерова представлена на рис. 3 и в табл. 2 [17].

Рис. 3 Структура расходов бюджета г. Кемерова за 2003 год по отраслям

Таблица 2

Расходы бюджета г. Кемерова

Наименование

Факти-ческое испол-нение за 2002 год

Уд. Вес, %

Уточненный план на 2003 год

Факти-ческое испол-нение за 2003 год

Уд. вес, %

% испол-нения плана

1

2

3

4

5

6

7

Расходы

3413,0

100

3676,8

3626,0

100

98,6

Государственное управление и местное самоуправление

179,3

5,3

190,2

180,1

5,0

94,7

Правоохранительная деятельность

128,2

3,8

147,2

147,2

4,1

100,0

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

Промышленность,энергетика

42,6

1,2

57,5

54,8

1,5

95,3

Сельское хозяйство и рыболовство

9,7

0,3

5,9

5,9

0,2

100,0

Развитие рыночной инфраструктуры

0,0

0,0

1,3

1,3

0,0

100,0

Транспорт, связь и информатика

123,4

3,6

123,7

123,7

3,4

100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786,3

23,0

965,3

954,2

26,3

98,9

Предупреждние и ликвидидация последствий ЧС

9,4

0,3

33,0

31,8

0,9

96,4

Образование

1076,7

31,5

1134,7

1126,6

31,1

99,3

Культура, искусство и кинематография

47,0

1,4

52,3

51,5

1,4

98,5

Средства массовой информации

0,8

0,0

1,0

1,0

0,0

100,0

Здравоохранение

491,6

14,4

549,1

536,4

14,8

97,7

Физическая культура

49,7

1,5

55,5

55,2

1,5

99,5

Социальная политика

389,6

11,4

272,1

277,3

7,6

101,9

Обслуживание внутреннего долга

0,0

0,0

0,7

0,7

0,0

100,0

Прочие расходы

63,4

1,9

86,3

77,3

2,1

89,6

Средства, передаваемые по взаимным расчетам

15,3

0,4

1,0

1,0

0,0

100,0

Данные рис. 3 и табл. 2 свидетельствуют о том, что приоритетными отраслями являются: образование (31,1%), жилищно-коммунальное хозяйство (26,3%) и здравоохранение (14,8%). Общая доля расходов на эти отрасли в 2003 году составила 72,2%.

Транспорт (3,4%), наряду физкультурой и спортом (1,5%), отраслью культуры и искусства (1,4%) являются наименее приоритетными отраслями в бюджете города.

Анализ существующего положения позволил также выявить следующее:

1. По данным ОГУП «Кузбассавтотранс» за последние пять лет дотации из областного бюджета на поддержание системы общественных пассажирских автоперевозок выделяются в количестве, недостаточном для нормального функционирования системы. Так, в 2001 г. они составили 45,6% от расчетной потребности и 93% от суммы, утвержденной Законом в бюджете области. При этом, удельный вес дотаций в расходах  предприятий-перевозчиков неуклонно снижается (с 62% в 1998 г. до 47% в 2001 г.), что не способствует улучшению экономического положения транспортных предприятий.  

2. Потери от льготных междугородних и сельских перевозок по социально-значимым маршрутам не выделяются в отдельную статью затрат, а включаются в общие затраты, причем их величина не контролируется заказчиком перевозок и определяется «от уровня предыдущего года».

Третьей проблемой компенсации затрат перевозчиков является определение тарифов на перевозки. Несмотря на постоянный рост тарифов они компенсируют около 36% себестоимости городских перевозок и порядка 55% затрат на пригородные и междугородние пассажирские автоперевозки.

Объективный рост тарифов на перевозки значительным возрастанием затрат предприятий-перевозчиков. Вместе с тем, при определении тарифов не учитывается, не анализируется и даже не берется во внимание значимая и неотрывная составляющая рынка – спрос, не учитываются колебания пассажиропотоков и, следовательно, не оценивается эффективность использования подвижного состава.

При формировании и проведении технической политики по обновлению и развитию основных средств одной из главных проблем является поддержание необходимой структуры парка подвижного состава.

В условиях недостатка средств организаторы перевозок вынуждены приобретать для своих предприятий относительно недорогие автобусы жесткого класса, либо бывшие в эксплуатации и выработавшие свой ресурс автобусы-иномарки. Такая политика обновления парка подвижного состава приводит к ощутимому ухудшению качества автоперевозок. Предприятия вынуждены использовать самортизированную, выработавшую свой ресурс и подлежащую списанию технику [3, с.97-98].

Следует отметить, что обозначенные проблемы транспортной технической политики в существующих условиях не могут быть решены силами организаторов перевозок ввиду отсутствия средств и требуют финансового участия органов политической власти всех уровней как заказчиков автоперевозок.

2.2. Зарубежный опыт как один из подходов к решению проблем функционирования областной системы общественного пассажирского автотранспорта

Планирование развития и управления функционированием социально-экономической пассажирской системы автомобильных перевозок во всех странах с развитой рыночной экономикой находится в руках государственных органов власти.

Первая отличительная черта всех зарубежных организационных транспортных систем – наличие регионального специализированного органа управления общественными пассажирскими перевозками, которому передается большинство полномочий региональных органов власти в области планирования, организации и координации пассажирских перевозок. Этот «орган» создается и контролируется политической властью региона, что закрепляется региональным законодательством, и может иметь любую форму собственности.

Вторая особенность – непрерывное изучение спроса на перевозки и определение на его основе квот на объемы пассажирских перевозок в каждом регионе. Эти квоты затем выставляются на конкурс предприятий-перевозчиков.

В большинстве стран доля субсидий из госбюджета колеблется от 5-10 до 70-85%. Оставшаяся часть приходится на бюджеты регионального и местного уровней. При этом выделяются два направления субсидирования:

- компенсация эксплуатационных издержек;

- капитальные вложения на замену изношенного подвижного состава и развитие инфраструктуры транспортной системы.

Практически все страны Европы осуществили реформирование системы управления городским пассажирским транспортом с целью снижения нагрузки на муниципальный бюджет и повышения привлекательности общественного пассажирского транспорта. В процессе реформирования большинство стран перешли к системе управления общественным пассажирским транспортом, занимающей промежуточное положение между жесткой плановой и чисто рыночной системами. Фактически, на основных этапах управления общественным транспортом, используется совокупность этих двух подходов, обеспечивающих максимальный эффект в конкретных ситуациях [1, C.103-105].

2.3. Направления совершенствования организации транспортного обслуживания населения муниципального образования

Исходя из результатов проведенных исследований наиболее перспективными представляются следующие направления совершенствования организационно-экономического механизма управления системой.

В отношении стратегического планирования развития системы пассажирских автоперевозок предлагается следующее:

1. Анализ проблем стратегического планирования и руководства развитием системы общественных пассажирских автоперевозок Кузбасса, а также международного опыта организации аналогичных региональных систем показал настоятельную необходимость организации в области единого центра управления всем региональным комплексом пассажирских перевозок. Органами политической власти региона этому центру должны быть делегированы:

- основные полномочия по стратегическому планированию системы перевозок;

- организационные и контрольные функции в реализации общественных перевозок;

- права и полномочия заказчика перевозок в плане изучения спроса и определения предполагаемого объема и видов транспортных услуг;

- проведения конкурсов среди предприятий на право выполнения перевозок.

2. С появлением на рынке общественных пассажирских автоперевозок большого количества транспортных предприятий смешанных и частной форм собственности, перед заказчиками и организаторами перевозок возникает задача выбора тех или иных предприятий для обслуживания определенных маршрутов. В соответствии с антимонопольным законодательством, к перевозкам должны быть допущены предприятия всех форм собственности, причем все предприятия должны иметь равные права. При этом единственным средством обеспечения наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения на транспортное обслуживание, гарантии добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей, создание условий для дальнейшего развития рыночных отношений является конкурс между субъектами рынка. В этой связи возникает необходимость разработки обоснованной методики, правил и критериев проведения таких конкурсов, единых для всех административных образований региона. Особое внимание при формировании требований к перевозчикам должно быть обращено на показатели уровня качества оказываемых услуг.

3. Действенным средством решения накопившихся проблем, вызванных появлением на рынке перевозок автотранспортных предприятий промежуточных и частной форм собственности, может оказаться франчайзинг. Применительно к организации общественных пассажирских автоперевозок франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (предприятием, организацией, имеющей накопленный опыт организации и технологии перевозок, устойчивую репутацию на рынке перевозок) другой стороне (частному или ведомственному предприятию) прав на выполнение определенного объема перевозок на своей территории и технологией перевозок. При этом, передающая сторона-франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую, организационную и другие виды помощи. Приобретающая сторона-пользователь оплачивает предоставляемые франчайзером права и услуги.

Использование представляемых франчайзером прав не лишает пользователя юридической и экономической самостоятельности, однако франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования переданных прав и исполнения требований по качеству и безопасности перевозок [12, C.81-88].

В Кемеровской области в роли франчайзера мог бы выступить ОГУП «Кузбассавтотранс» в лице своих транспортных предприятий на местах. Пользователями могут стать транспортные предприятия, чей уровень качества и безопасности перевозок соответствует стандартам франчайзера.

Предлагаемая система предоставляет франчайзеру следующие возможности:

- расширение объема транспортных услуг и, соответственно, получение дополнительных доходов;

- увеличение степени контроля на рынке перевозок;

- сбыт услуг на перевозки на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между пользователями без нарушения антимонопольного законодательства;

- регулирование и контроль качества перевозок с целью обеспечения законных прав потребителей;

- проведение единой ценовой политики без риска нарушения антимонопольного законодательства;

- получение дополнительного дохода без риска потерять свой капитал, поскольку пользователи имеют свои источники финансирования;

- экономия финансовых ресурсов при отсутствии дополнительных капиталовложений (пользователи имеют собственный парк подвижного состава);

- экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам пользователь.

Со своей стороны, пользователь может быть заинтересован в следующих возможностях системы:

- вступление в существующую функционирующую систему перевозок в определенной степени снижает собственные затраты пользователя на организацию перевозок за счет использования возможностей системы;

- сохранение юридической самостоятельности пользователей и прав на самостоятельное принятие управленческих решений;

- постоянная техническая и организационная поддержка со стороны франчайзера;

- приобретение определенного уровня защищенности на территории франчайзера;

- компенсация потерь от перевозок льготных категорий пассажиров в случаях, оговоренных договором франчайзинга;

- повышение статуса пользователя при ведении переговоров, получении кредитов и т.д.;

- снижение риска банкротства, так как пользователь руководствуется в своей деятельности опытом франчайзера и пользуется его поддержкой.

Из сказанного следует, что франчайзером должна быть выработана система поддержки пользователей, о которой они должны быть максимально информированы. По смыслу франчайзинг – это льготное предпринимательство, и льготой является пакет услуг, предлагаемый франчайзером, который впоследствии может перерасти в систему партнерских отношений.

Следует отметить, что франчайзинг не имеет законодательного регулирования в России, хотя и не противоречит федеральному законодательству. Представляется целесообразным разрабатывать систему таких отношений на уровне административных органов области с привлечением организаторов перевозок.

4. Как показал анализ международного опыта управления транспортными системами, одним из необходимых элементов областной системы общественных пассажирских перевозок может стать технический центр, выполняющий исследовательские разработки в интересах системы, совершенствующий существующие и разрабатывающий новые технологические процессы перевозок, делающий анализы и прогнозы развития системы перевозок. Поскольку необходимость в таких разработках возникает эпизодически, и системе нет смысла содержать технический центр на постоянной основе, роль такого центра на договорной основе мог бы выполнять местный технический университет, имеющий достаточный кадровый потенциал, и выпускающий специалистов по трем «автомобильным» специальностям.

В плане совершенствования оперативного руководства междугородными пассажирскими автоперевозками предлагаются к рассмотрению следующие положения:

1. Необходима единая для региона процедура мониторинга спроса и предложения на общественном пассажирском автотранспорте для прогнозирования возможных объемов перевозок по районам и городам области и планирования основных направлений развития системы общественных пассажирских автоперевозок. Разработку такой процедуры могло бы осуществить соответствующее подразделение организатора перевозок, либо предложенный выше технический центр.

2. Должны быть разработаны объективно контролируемые и неукоснительно исполняемые требования по качеству общественных пассажирских перевозок, обязательные для предприятий-перевозчиков всех форм собственности. Основой для разработки таких требований могли бы послужить международные стандарты серии ISO 9000, позволяющие унифицировать подход к обеспечению качества общественных пассажирских перевозок и содержащие общие принципы и положения по созданию систем качества с учетом накопленного и апробированного международного опыта.

3. Должна быть разработана и внедрена действенная система финансовых мер наказания (штрафов) за нарушение условий договора всеми участниками перевозочного процесса.

В вопросе финансового обеспечения и поддержки системы общественных автоперевозок определенный интерес могут представлять следующие направления:

1. Для упорядочения возмещения затрат от перевозки льготных категорий пассажиров предприятиями-перевозчиками всех форм собственности предлагается ввести единый проездной документ для льготников. Такой документ позволит не только определить «источник льготы», упорядочить планирование и возмещение затрат от перевозки льготных категорий пассажиров, но и создать благоприятные условия для применения франчайзинга при организации общественных пассажирских перевозок.

2. При определении тарифов на пригородные, сельские и междугородные пассажирские перевозки учитывать постоянный и сезонный спрос на услуги, планируемое количество льготников и местные особенности и условия перевозок. Получить такие данные позволит осуществление предложенного выше мониторинга спроса и предложения транспортных услуг.

 3. Средства на обновление подвижного состава автотранспортных предприятий должны выделяться не эпизодически, а закладываться изначально в бюджеты области и городов. С целью наиболее эффективного их использования, запланированные дотации должны адресно направляться организаторам перевозок для дальнейшего распределения между транспортными предприятиями-перевозчиками. Такая схема финансирования, кроме повышения эффективности использования выделяемых средств, позволит упорядочить планирование и проведение технической политики по обновлению и развитию основных средств автотранспортных предприятий.

Рассматривая вопросы формирования и проведения технической политики по обновлению и развитию основных средств, следует отметить крайне острое положение с обновлением парка подвижного состава пассажирских автотранспортных предприятий. Из-за сокращения централизованного государственного финансирования предприятий общественного автотранспорта, а также вследствие несовершенства механизмов дожирования социально-значимых перевозок подвижной состав стареет, изнашивается и не обновляется в достаточной степени, что угрожает качеству и безопасности перевозок. Из всех возможных стратегий пополнения парка автотранспортных предприятий наиболее предпочтительным представляется лизинг.

Лизинг транспортных средств признан и практически опробован во многих странах мира как один из эффективных механизмов обновления основных фондов предприятий в условиях высокой начальной стоимости подвижного состава и отсутствия у предприятий собственных средств для его безусловного приобретения.

Поддержка лизинга органами государственной власти в России нашла отражение в разработке основ нормативно правовой базы этой сферы инвестирования производства и оказания услуг. В частности Законом РФ «О лизинге» №164-93 от 29.10.98г. и Федеральной программой развития лизинга в России среди восьми пилотных проектов развития лизинга, намеченных программой к финансовой господдержке на возвратной основе, зафиксирован проект лизинга автотранспортных средств для развития городских и пригородных пассажирских автоперевозок.

Хозяйственным правом предусмотрены различные механизмы осуществления лизинговых отношений и методики взаиморасчетов по лизинговым платежам. Разработка конкретного механизма лизинговых взаимоотношений производителей техники, организаторов и всех участников перевозочного процесса могла бы быть поручена вышеупомянутому техническому центру системы.

Наиболее целесообразным субъектом лизинговых отношений в Кемеровской области представляется основной организатор перевозок – ОГУП «Кузбассавтотранс». С одной стороны, эта организация представляет интересы заказчика перевозок, является основным получателем дотаций на развитие перевозок, с другой стороны, формирует и реализует техническую политику обновления подвижного состава входящих в него предприятий.

В заключение следует отметить, что все предложения не являются бесспорными, и необходимы объединенные усилия как органов политической власти всех уровней – заказчиков перевозок, так и всех участников перевозочного процесса – организаторов, координаторов, исполнителей перевозок для решения возникших проблем.

Выводы и предложения

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Основные проблемы функционирования пассажирского автотранспорта на государственном и муниципальном уровне связаны с общегосударственной законодательно-правовой базой. Правовые акты, регулирующие деятельность пассажирского автомобильного транспорта, разрознены, противоречивы и, в ряде случаев, уже не отражают современной реальности.

1. Не установлено четкое разграничение компетенции, предметов ведения и полномочий органов власти всех уровней.

2. Не установлены обязательства федеральных органов исполнительной власти, администрацией субъектов Федерации, а также ответственность муниципальных образований за неполную компенсацию предоставленных ими льгот по оплате проезда.

3. Не определены направления и формы государственной поддержки пассажирского автотранспорта.

4. Не определены механизмы формирования на пассажирском автотранспорте конкурентной среды, в том числе порядок конкурсного допуска перевозчиков на маршрутную сеть и принципы их договорных отношений с органами местного самоуправления.

5. Не установлены общие подходы к определению уровня транспортной обеспеченности, а также к формированию тарифов.

Большой проблемой при любой схеме реформирования остается вопрос компенсации потерь автотранспортных предприятий от перевозки льготных пассажиров.

Без решения поставленных общегосударственных проблем регулирование пассажирского транспорта на уровне региона, муниципалитета будет половинчатым и не позволит в полной мере достичь поставленных целей:

- создание современного рынка транспортных услуг;

- создание единых правил по выработке регионами разработок, согласование и утверждение единых тарифов (или близких к ним показателям) на пассажирские автоперевозки;

- повышение уровня транспортной доступности территорий и услуг для населения;

- повышение качества транспортного обслуживания за счет совершенствования его технического и технологического обеспечения, снижение издержек и сдерживание роста тарифов на пассажирские перевозки;

- оптимизация структуры парка подвижного состава и ускорение его обновления.

Совершенствование организации транспортного обслуживания населения муниципального образования должно вестись по следующим направлениям:

- стратегическое планирование развития сети общественных пассажирских перевозок;

- оперативное руководство общественными перевозками, организация перевозок;

- финансовое обеспечение и поддержка системы;

- формирование и проведение технической политики по обновлению и развитию основных средств;

- содержание и обслуживание транспортных средств и линейных сооружений.

Список использованных источников информации

1. Воронов Ю.Е., Григорьева Е.А., Косолапов А.В. Опыт реформирования системы городского пассажирского транспорта // Вестник КузГТУ. - 2003. - №4. - С.103-105.

2. Гудков В.А., Мирожин Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учеб. для вузов / Под ред.                Л.Б. Мирожина. - М.: Транспорт, 1997. - 254с.

3. Клепцова Л.Н. Основные направления совершенствования системы управления общественным пассажирским автотранспортом Кемеровской области // Вестник КузГТУ. – 2002. - №2. - С.97-102.

4. Ковешников Е.М. Муниципальное право: Краткий учебный курс. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - 284с.

5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика территориального регулирования. – М.: УРСС, 1997. – 435с.

6. Менеджмент транспортного процесса: Учеб. пособие / Сост.:Л.Н.Клепцова; КузГТУ. - Кемерово, 2001. - 134с.

7. Михайлов В.В., Клепцова Л.Н. Совершенствование организационной структуры системы регионального общественного пассажирского транспорта // Вестник КузГТУ. – 2003. - №2. - С.117-120.

8. Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Т. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 328с.

9. Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 450с.

10. Проблемы функционирования и реформирования пассажирского автомобильного транспорта на региональном уровне // Автомобильный транспорт. - 2003. - №10. - С.18-22.

11. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 784с.

12. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №1. - С.81-88.

13. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.-567с.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-482с.

15. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.-382с.

16. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-386с.

17. http://kemerovo.rosemis.ru/ Официальный сайт Администрации                      г. Кемерова

18. http://kemerovo.su Официальный сайт Администрации   Кемеровской области