Оглавление
1. Экономические проблемы городов………………………………………3
2. Влияние внешней среды на процесс реализации
природоохранной программы…………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………17 1. Экономические проблемы городов
Понятие «городская среда» в разных его модификациях в последнее время стали очень распространенными и приобрели значение ключевых. Исследованием проблем среды занимаются многие науки, в том числе и география, разные ее ветви — социальная, медицинская, физическая, рекреационная и др. Сложности явления соответствует и многоаспектность исследований.
Термин «городская среда» и вообще «среда» употребляется в разных значениях. Примем то, которое в наибольшей степени ориентировано на человека: городская среда — совокупность условий жизнедеятельно населения. Социальная география занимается изучением взаимодействия населения и среды в его пространственной дифференциации, территориальной выраженности [9].
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще выше. И как общая тенденция развития и роста городов - прогрессирующее ухудшение в них условий жизни. Одна из величайших трагедий городов в том, что, будучи высшим достижением человеческой цивилизации, они становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни, даже для жизни будущих поколений.
Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения.
«Городская среда» — фундаментальное понятие, выражающее глубинную сущность города и как места сосредоточения больших масс людей, и как функционального образования, играющего столь важную роль в жизни и развитии общества, в его территориальной организации [2].
Помимо этого, городская среда — важная составляющая часть потенциала города, благодаря которой он выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса. Многообразная и многоконтактная городская среда благоприятствует возникновению и развитию нового в разных сферах человеческой деятельности. Благодаря свойствам своей среды города становятся творческой Ораторией человечества: «Качество городской среды в конечном счете определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой - создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города».
Городская среда — совокупность многочисленных и разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения людей, их подключения к источникам разнообразной информации [5]. Фундаментальным признаком городской среды философы называют ее нарастающее разнообразие, которое позволяет человеку приобщаться к миру культуры: «Научно-технический прогресс не может развиваться без нарастающего разнообразия связей общения - действенного общения развитых личностей. Сегодня, если судить по предпочтениям горожан, разнообразие мест приложения труда и способов проведения досуга перевешивает планировочные и экологические недостатки городов». От качества городской среды зависит эффективность межличностного общения, что подтверждается фактом продолжающегося роста крупных центров, удобных и богатых по возможностям ареалов общения.
Таким образом, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах городской среды. Она выступает как комплекс условий жизни людей, «потребляющих» среду, удовлетворяющих свои потребности, что находится в прямой зависимости от качества среды. Одновременно городская среда является совокупностью условий для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, искусстве, культуре и т.д.
Понятие городской среды может трактоваться очень широко. И сам город при этом рассматривается как «особая материально производственная среда, в которой с высшей степенью концентрации протекает производственная, бытовая и общественная деятельность людей». Соответственно и градостроительство - это область, комплексно решающая функционально-практические, эстетические и экологические задачи формирования окружающей среды.
Ни для кого не секрет, что построенные без должного исследования розы ветров, других географических факторов, сибирские города находятся на грани экологического бедствия. Города буквально «тонут» в выбросах с промышленных предприятий, комбинатов, причем, используя элементарное проектирование в расчете на будущее, этого можно было бы легко избежать.
Мировое градостроительство на протяжении длительного времени стремилось к созданию городов с полноценной городской средой. Кардинальное решение проблемы справедливо виделось на пути преобразования существующего расселения, отказа от тех форм расселения - крупнейших городов и гигантских агломераций, в которых урбанистический пресс на природу и человека оказался невыносимым. Но запроектированные в начале XX века уютные, человеческие по масштабам, живущие в гармонии с природой города-сады Эбенезера Говарда не заменили городов-гигантов, не стали основным типом городского расселения [9].
Прогрессивная идея групповых систем населенных мест (ГСНМ), выдвинутая отечественными градостроителями в 1970-х гг., предусматривала целенаправленное формирование экологически благополучных агломераций, «очищенных» от нынешних их недостатков. Однако она практически не была реализована.
Городская среда — интегральное явление. Она создается благодаря действию многих факторов и сама многокомпонентна, имея несколько составляющих. Материальная составляющая городской среды - это, с одной стороны, природа, видоизмененная самим городом, а также окружающая его. А с другой - здания и сооружения разного назначения, распределеные в нем в соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией. Эта материальная составляющая имеет зримый образ, вызывает определенное восприятие и оценки.
Состояние компонентов природы - важный индикатор состояния и качества городской среды. Находясь под антропогенным прессом, подвергаясь многообразным нагрузкам, природа способна восстанавливаться, спасая тем самым себя и защищая человека. Город — ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень ее изменения завис от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей и активности жителей. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение естественной растительности создают основу для формирования в городе природного экологического каркаса и функционального зонирования [7].
Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, Их можно уподобить вулканам, извергающим на собственную и окружающую территории огромное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Приведем данные характеризующие объемы этих выбросов и стоков в условно городе с миллионным населением.
Город активно обменивается веществом и энергией с окружающим его пространством. Он использует разные виды топлива и электроэнергии, сырье и полуфабрикаты, вспомогательные материалы для своих предприятий, продовольствие и товары народного потребления для населения, оборудование для промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Используя и перерабатывая все это, город выпускает продукцию, оказывает услуги и выбрасывает в окружающую среду огромную массу отходов в твердом, газообразном и жидком виде.
В городе с миллионным населением - крупном промышленном центре - ежегодно потребляются (Таблица 1) [6]:
Таблица 1
Сырье, потребляемое в городе с миллионным населением
Виды сырья |
Кол-во, млн.т. |
Вода |
470 |
Кислород |
50 |
Минерально-строительное сырье |
10 |
Уголь |
4 |
Сырая нефть |
4 |
Природный газ |
2 |
Жидкое топливо |
1,9 |
Сырье для черной металлургии |
1,2 |
Сырье для цветной металлургии |
3,5 |
В город-миллионер каждый год поступает в общей сложности - 29 млн. тонн (без воды и воздуха) различных веществ, в нем потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, а также нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей (улиц, площадей, крыш и стен домов) температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть выше, чем окружающей местности на 5о, в сильные морозы в центре города на 9 - 10° теплее, чем на его окраинах. Выбросы в атмосферу имеют примерно следующий состав млн. т):
Вода (пар, аэрозоль) - 10,8 млн. т.;
Углекислый газ - 1,2 млн. т.;
Сернистый ангидрид - 0,2 млн. т.;
Пыль - 0,2 млн. т.;
Углеводороды - 0,1 млн. т.;
Оксиды азота - 0,06 млн.т.;
Органические вещества (фенолы, бензол, спирты, растворители, жирные кислоты и др.) - 0,008 млн. т.;
Хлор, аэрозоли соляной кислоты - 0,005 млн. т.;
Сероводород - 0,005 млн. т. [6].
Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах — от нескольких до сотен тонн в год мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.), но они наиболее опасны для человека.
В канализационную сеть и помимо нее миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн. т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. В этих стоках содержится около 36 тыс. т взвешенных веществ, в том числе фосфатов - 24 тыс. т, азота - 5 тыс. т, нефтепродуктов - до 5 тыс. т.
Ежегодно городом-миллионером производится и в основном накапливается на окружающих территориях около 3,5 млн. т твердых и концентрированных отходов примерно следующего состава (тыс. т):
Зола и шлаки теплоэлектроцентралей - 550 тыс. т.;
Твердые остатки из общей канализации - 420 тыс. т.;
Древесные отходы - 400 тыс. т.;
Твердые бытовые отходы - 350 тыс. т.;
Строительный мусор - 50 тыс. т.;
Автопокрышки - 12 тыс. т.;
Бумага - 9 тыс. т.;
Текстиль - 8 тыс. т.;
Стеклобой - 3 тыс. т. [6].
Городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, простирающиеся на расстояния до 60 км от центра города (данные, полученные с помощью искусственных спутников Земли «Метеор-Природа» для городов РФ. Ореолы вокруг Москвы и других городов Центрального экономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Площадь такого пятна, образованного Екатеринбургом, превышает 32,5 тыс. км2.
Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам на десятки и даже сотни километров.
Геохимические исследования показали, что крупные горы представляют собой техногенные геохимические провинции, которые по уровню накоплений химических элементов превосходят территории развития рудных полей и месторождений. В городах невозможно создать экологическое равновесие, оно может бы достигнуто только в пределах достаточно обширного района.
2. Влияние внешней среды на процесс реализации природоохранной программы
Успех реализации природоохранной программы зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также от факторов развития производства на данной территории, научно-технического прогресса, развития потребностей общества в отношении окружающей природной среды и др. Поскольку от руководства программой во многом зависят возможности ее реализации, управленческий персонал обязан уметь выявлять существенные для программы факторы во внешней среде, которые предопределяют соответствующие управленческие решения, позволяют предугадывать дальнейшее развитие факторов внешней среды и их воздействие на природоохранную программу. Факторы внешней среды можно разделить на две подгруппы:
- факторы среды прямого (непосредственного) воздействия;
- факторы среды косвенного воздействия [1].
Классификация факторов внешней среды приведена на Рис. 1.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на реализацию программных мероприятий и испытывают на себе их непосредственное влияние.
Рис. 1 Классификация факторов внешней среды
Факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого немедленного воздействия на реализацию программных мероприятий, но влияют на них в будущем или через цепочку других факторов.
Рассмотрим группы этих факторов более подробно.
• Поставщики. Обычно подразделяют поставщиков материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Зависимость между сетью поставщиков и руководством программы (дирекцией программы) — пример непосредственного влияния среды на реализацию программных мероприятий. Получение ресурсов из других стран (финансовых средств из зарубежных фондов, природоохранных технологий, аппаратов, рабочих) в ряде случаев может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества. В то же время это таит в себе опасность подвижности среды, колебания обменных курсов, политической нестабильности, эмбарго и т.д. Кроме того, это может лишить собственных предпринимателей и научно-исследовательские коллективы возможности развития, возможности получения дополнительных рабочих мест для населения страны. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах и в нужные сроки приводит к серьезным потерям: остановке или задержке, а в ряде случаев и к отказу от реализации мероприятий [1].
Накопление больших запасов невозможно и невыгодно, так как большие запасы требуют помещения для хранения, а также связывают денежные средства. Поставщики капитала — банки, государственные программы, акционеры, частные лица и т.д. Поставщики квалифицированных кадров — профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), а также различного рода системы повышения квалификации кадров [4].
• Законы и государственные органы. Различного рода законы и государственные органы оказывают регулирующее воздействие на использование природных ресурсов, а также создание и реализацию природоохранных программ. В настоящее время Правительство РФ уделяет серьезное внимание федеральным программам, направленным на сохранение и реабилитацию окружающей природной среды. Ряд постановлений регламентирует создание таких программ.
• Население. Реакция населения на загрязнение природной среды может оказывать существенное воздействие на создание и реализацию природоохранных программ. Зачастую население отказываегся от борьбы с загрязнителями природной среды, но его «пассивные» действия подталкивают администрацию города или области к решению природоохранных вопросов. Например, усиление миграционных процессов или массовые миграции из экологически опасного региона чреваты серьезными экономическими последствиями и не остаются незамеченными и без ответа со стороны органов управления (администрации). Во многих случаях достаточно социологического опроса, чтобы выявить и предупредить складывающуюся тенденцию.
• Конкуренты. В идеализированной рыночной экономике — это фактор, который заставляет предприятие действовать также эффективно, как предприятия-конкуренты. Объектом конкурентной борьбы может быть снижение нагрузки на природную среду. Однако для этого необходимы соответствующие экономические рычаги — налоги и налоговые льготы, торговля лицензиями на выброс вредных веществ и др. [1].
• Общественное движение. Влияние различных природоохранных общественных движений и фондов становится все ощутимее. Такие общественные объединения, как «Зеленые», охватывают людей различных профессий, которые могут проводить исследования причин и источников загрязнения, активизировать освещение проблемы экологии в органах массовой информации, что оказывает существенное влияние на процесс создания и реализации природоохранных программ.
• Научно-технический прогресс. Технологические природоохранные нововведения могут появиться в процессе реализации программы, поскольку одни мероприятия устаревают и с целью повышения эффективности программы их следует заменять более прогрессивными. Очевидно, что при реализации мероприятий, базирующихся на научно-технических достижениях, высоких технологиях, наукоемком производстве, необходимо быстро реагировать на новые разработки.
• Состояние экономики. Руководство программы должно оценивать перспективы влияния общих изменений в экономике на процесс реализации природоохранной программы. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и предоставление финансовых ресурсов из различных источников [10]. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых ресурсов и проведение с рабочими переговоров о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Руководству программы также выгодно сделать заем, поскольку при наступлении срока выплаты платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. В случае прогнозирования спада руководство программы может предпочесть освобождение от запасов готовой продукции, сокращения части работников и т.д. Состояние экономики сказывается и на реальных доходах населения, что немедленно отзывается и на их отношении к проблеме улучшения окружающей природной среды.
• Социально-культурные мероприятия. Для каждого региона страны характерна определенная социокультурная среда, в которой есть определенные установки, жизненные ценности, традиции, религия. Например, есть существенные отличия американского населения от населения стран Европы, которым присущи глубокие корни и традиции. Русская культурная традиция, основанная на православии, предполагает гармонизацию человека и окружающей природной среды. Поэтому экологические идеи сочетаются с проблемой сохранения русского историко-архитектурного наследия и естественно воспринимаются коренным русским населением [3]. Руководству программы необходимо непосредственно общаться с коренным русским населением, учитывать его специфические потребности и традиции, проводить финансирование образовательных учреждений, благотворительные акции, сбор пожертвований и средств на благоустройство.
• Международные события. Прогнозирование международных событий может быть весьма полезно для руководства программы, поскольку позволит ему получить дополнительные финансовые средства от зарубежных инвесторов.
• Политические факторы. Их взаимосвязь с международными очевидна, однако их надо рассматривать в контексте воздействия политики правительства собственной страны на природоохранную деятельность. Так, в процессе предвыборной борьбы кандидаты на посты депутатов в Государственную Думу, губернаторы и главы администрации уделяют большое внимание социальным проблемам, в том числе вопросам улучшения экологии. Эти популистские жесты можно использовать для активизации природоохранной деятельности — создания территориальных природоохранных программ, увеличения финансирования их реализации, получения новых технологий, налоговых льгот для предприятий-производителей природоохранной техники. Необходимо учитывать и различные политические меры давления одних стран на другие, например, расширение списка продукции и технологий, не подлежащих вывозу из США и ввозу в СССР, а в настоящее время и в Россию.
Факторы внешней среды обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их анализе и прогнозировании.
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды. Краткое описание факторов внешней среды позволяет сделать вывод о том, что все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой. Очевидно, что международные, экономические и политические факторы тесно переплетаются между собой. Очевидно, что политические силы, стоящие у власти в России, международная обстановка, состояние экономики нашей страны - взаимосвязанные факторы.
2. Сложность внешней среды. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые руководство программы должно реагировать, а также уровень изменчивости каждого фактора. Очевидно, что в более сложных условиях находятся те программные мероприятия, которые основываются на разнообразных технологиях, претерпевающих быстрые изменения.
3. Подвижность среды. Эта характеристика позволяет оценить скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Многие экономисты указывают, что внешнее окружение меняется с нарастающей скоростью. В то же время для природоохранных мероприятий различных отраслей промышленности можно указать разную подвижность внешней среды. Например, скорость изменения технологий в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационной промышленности, космической промышленности и т.д. Менее заметные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство пищевых консервов, производство тары.
4. Неопределенность внешней среды. Эта характеристика является функцией качества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функцией достоверности этой информации. При снижении объема информации и ее достоверности возрастает неопределенность описания и анализа внешней среды. Зависимость от мнений иностранных экспертов (которые могут преследовать иные цели или основываться на несовместимых установках и постулатах), а также от аналитических материалов, особенно зарубежных, усугубляют неопределенность. Это, в свою очередь, снижает эффективность принимаемых природоохранных решений [1; 2].
Анализ внешней среды необходим для выработки определенной стратегии реализации природоохранной программы на базе повышения ее надежности. При этом необходимо учитывать как внешние благоприятные возможности, так и внешние опасности.
Содержание внешней среды характеризуется теми существенными факторами (элементами), которые потенциально могут воздействовать на природоохранную программу. Следовательно, через оценивание этих факторов внешней среды возможно провести анализ внешней среды в целом. Поскольку хотя бы часть существенных факторов внешней среды испытывает на себе непосредственное воздействие природоохранной программы, то нельзя проводить анализ воздействия внешней среды на программу без учета влияния программы на указанные факторы внешней среды.
При проведении анализа внешней среды природоохранной программы можно выделить следующие работы:
• выявление факторов внешней среды;
• оценка факторов внешней среды;
• анализ значимых факторов внешней среды (оценка изменений; определение факторов, которые представляют угрозу для реализации целей программы; определение факторов, которые предоставляют благоприятные возможности для достижения целей программы). Перечисленные работы, как и весь процесс стратегического планирования, характеризуются комплексностью, сложностью и динамичностью. Глубина, точность и постоянность ведения каждой из этих работ могут обеспечить результативность анализа внешней среды природоохранной программы [2; 8].
Анализ внешней среды помогает руководству программы получить необходимую информацию для прогнозирования возможностей реализации программы; составления плана на случай непредвиденных обстоятельств (резервных планов); разработки системы раннего предупреждения возможных угроз для реализации программы; разработки стратегии, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Анализ внешней следы в процессе стратегического планирования позволяет определить: фактическое состояние природоохранной программы; желательное состояние природоохранной программы; действия руководства для достижения желаемой цели.
Список литературы
1. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. – М.:Теис,1997.-272с.
2. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. – М.: Закон и право,1998.-455с.
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс,1998.-346с.
4. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.:ИМПЭ,1998.-388с.
5. Папенов К.В. Экономика охраны окружающей среды. Курс лекций. – М.:Теис,1999.-378с.
6. Пыльнева Т.Г. Природопользование. – М.:Финстатинформ,1997.-403с.
7. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. – М.:ЭЛИТ,2000.-192с.
8. Седов В.В. Экономика и экология. – Челябинск:ЧГУ,1995.-344с.
9. Экономика природопользования / Под ред. Н.В. Похомовой. – СПб.,1993.-395с.
10. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. – екатеринбург:УГЭУ,1997.-322с.