Оглавление

 

1. Экономические проблемы городов………………………………………3

2. Влияние внешней среды на процесс реализации

    природоохранной программы…………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………17 1. Экономические проблемы городов

Понятие «городская среда» в разных его модификациях в последнее время стали очень распространенными и приобрели значение ключевых. Исследованием проблем среды занимаются многие науки, в том числе и география, разные ее ветви — социальная, медицинская, физическая,  рекреационная и др. Сложности явления соответствует и многоаспектность исследований.

Термин «городская среда» и вообще «среда» употребляется в разных значениях. Примем то, которое в наибольшей степени ориентировано на человека: городская среда — совокупность условий жизнедеятельно населения. Социальная география занимается изучением  взаимодействия населения и среды в его пространственной дифференциации, территориальной выраженности [9].          

В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще выше. И как общая тенденция развития и  роста городов - прогрессирующее ухудшение в них условий жизни. Одна из величайших трагедий городов в том, что, будучи высшим достижением человеческой цивилизации, они становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни,  даже для жизни будущих поколений.                

Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения.

«Городская среда» — фундаментальное понятие, выражающее глубинную сущность города и как места сосредоточения больших масс людей, и как функционального образования, играющего столь важную роль в жизни и развитии общества, в его территориальной организации [2].

Помимо этого, городская среда — важная составляющая часть потенциала города, благодаря которой он выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса. Многообразная и многоконтактная городская среда благоприятствует возникновению и развитию нового в разных сферах человеческой деятельности. Благодаря свойствам своей среды города становятся творческой Ораторией человечества: «Качество городской среды в конечном счете определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой - создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города».

Городская среда — совокупность многочисленных и разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения людей, их подключения к источникам разнообразной информации [5]. Фундаментальным признаком городской среды фи­лософы называют ее нарастающее разнообразие, которое позволяет человеку приобщаться к миру культуры: «Научно-технический прогресс не может развиваться без нарастающего разнообразия связей общения - действенного общения развитых личностей. Сегодня, если судить по предпочтениям горожан, разнообразие мест приложения труда и способов проведения досуга перевешивает планировочные и экологические недостатки городов». От качества городской среды зависит эффективность межличностного общения, что подтверждается фактом продолжающегося роста крупных центров, удобных и богатых по возможностям ареалов общения.

Таким образом, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах городской среды. Она выступает как комплекс условий жизни людей, «потребляющих» среду, удовлетворяющих свои потребности, что находится в прямой зависимости от качества среды. Одновременно городская среда является совокупностью условий для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, искусстве, культуре и т.д.

Понятие городской среды может трактоваться очень широко. И сам город при этом рассматривается как «особая материально производственная среда, в которой с высшей степенью концентрации протекает производственная, бытовая и общественная деятельность людей». Соответственно и градостроительство - это область, комплексно решающая функционально-практические, эстетические и экологические задачи формирования окружающей среды.

Ни для кого не секрет, что построенные без должного исследования розы ветров, других географических факторов, сибирские города находятся на грани экологического бедствия. Города буквально «тонут» в выбросах с промышленных предприятий, комбинатов, причем, используя элементарное проектирование в расчете на будущее, этого можно было бы легко избежать. 

Мировое градостроительство на протяжении длительного времени стремилось к созданию городов с полноценной городской средой. Кардинальное решение проблемы справедливо виделось на пути преобразования существующего расселения, отказа от тех форм расселения - крупнейших городов и гигантских агломераций, в которых урбанистический пресс на природу и человека оказался невыносимым. Но запроектированные в начале XX века уютные, человеческие по масштабам, живущие в гармонии с природой города-сады Эбенезера Говарда не заменили городов-гигантов, не стали основным типом городского расселения [9].

Прогрессивная идея групповых систем населенных мест (ГСНМ), выдвинутая отечественными градостроителями в  1970-х гг., предусматривала целенаправленное формирование экологически благополучных агломераций, «очищенных» от нынешних их недостатков. Однако она практически не была реализована.

Городская среда — интегральное явление. Она создается благодаря действию многих факторов и сама многокомпонентна, имея несколько составляющих. Материальная составляющая городской среды - это, с одной стороны, природа, видоизмененная самим городом, а также окружающая его. А с другой - здания и сооружения разного назначения, распределеные в нем в соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией. Эта материальная составляющая имеет зримый образ, вызывает определенное восприятие и оценки.

Состояние компонентов природы - важный индикатор состояния и качества городской среды. Находясь под антропогенным прессом, подвергаясь многообразным нагрузкам, природа способна восстанавливаться, спасая тем самым себя и защищая человека. Город — ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень ее изменения завис от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей и активности жителей. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение естественной растительности создают основу для формирования в городе природного экологического каркаса и функционального зонирования [7].

Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками  антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, Их можно уподобить вулканам, извергающим на собственную и окружающую территории огромное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Приведем данные характеризующие объемы этих выбросов и стоков в условно городе с миллионным населением.                    

Город активно обменивается веществом и энергией с окружающим его пространством. Он использует разные виды топлива и электроэнергии, сырье и полуфабрикаты, вспомогательные материалы для своих предприятий, продовольствие и товары народного потребления для населения, оборудование для промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Используя и перерабатывая все это, город выпускает продукцию, оказывает услуги и выбрасывает в окружающую среду огромную массу отходов в твердом, газообразном и жидком виде.

В городе с миллионным населением - крупном промышленном центре - ежегодно потребляются (Таблица 1) [6]:

Таблица 1

Сырье, потребляемое в городе с миллионным населением

Виды сырья

Кол-во, млн.т.

Вода 

470

Кислород

50

Минерально-строительное сырье 

10

Уголь

4

Сырая нефть

4

Природный газ 

2

Жидкое топливо 

1,9

Сырье для черной металлургии

1,2

Сырье для цветной металлургии  

3,5

В город-миллионер каждый год поступает в общей сложности - 29 млн. тонн (без воды и воздуха) различных веществ, в нем потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, а также нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей (улиц, площадей, крыш и стен домов) температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть выше, чем окружающей местности на 5о, в сильные морозы в центре города на 9 - 10° теплее, чем на его окраинах. Выбросы в атмосферу имеют примерно следующий состав млн. т):

Вода (пар, аэрозоль)  -  10,8 млн. т.;

Углекислый газ        -   1,2 млн. т.;

Сернистый ангидрид  - 0,2 млн. т.;

Пыль - 0,2 млн. т.;

Углеводороды   - 0,1 млн. т.;

Оксиды азота   - 0,06 млн.т.;

Органические вещества (фенолы, бензол, спирты, растворители, жирные кислоты и др.) - 0,008 млн. т.;

Хлор, аэрозоли соляной кислоты     - 0,005 млн. т.;

Сероводород   -   0,005 млн. т. [6].

Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах — от нескольких до сотен тонн в год мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.), но они наиболее опасны для человека.

В канализационную сеть и помимо нее миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн. т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. В этих стоках содержится около 36 тыс. т взвешенных веществ, в том числе фосфатов - 24 тыс. т, азота - 5 тыс. т, нефтепродуктов - до 5 тыс. т.

Ежегодно городом-миллионером производится и в основном накапливается на окружающих территориях около 3,5 млн. т твердых и концентрированных отходов примерно следующего состава (тыс. т):

Зола и шлаки теплоэлектроцентралей        - 550 тыс. т.;

Твердые остатки из общей канализации     - 420 тыс. т.;

Древесные отходы                  - 400 тыс. т.;

Твердые бытовые отходы           - 350 тыс. т.;

Строительный мусор            -  50 тыс. т.;

Автопокрышки         - 12 тыс. т.;

Бумага              -   9 тыс. т.;

Текстиль          -   8 тыс. т.;

Стеклобой       -   3 тыс. т. [6].

Городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, простирающиеся на расстояния до 60 км от центра города (данные, полученные с помощью искусственных спутников Земли «Метеор-Природа» для городов РФ.  Ореолы вокруг Москвы и других городов Центрального экономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Площадь такого пятна, образованного Екатеринбургом, превышает 32,5 тыс. км2.

Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам на десятки и даже сотни километров.

Геохимические исследования показали, что крупные горы представляют собой техногенные геохимические провинции, которые по уровню накоплений химических элементов превосходят территории развития рудных полей и месторождений. В городах невозможно создать экологическое равновесие, оно может бы достигнуто только в пределах достаточно обширного района.

2. Влияние внешней среды на процесс реализации природоохранной программы

Успех реализации природоохранной программы за­висит от внешней среды в отношении поставок ре­сурсов, энергии, кадров, а также от факторов раз­вития производства на данной территории, научно-техническо­го прогресса, развития потребностей общества в отношении ок­ружающей природной среды и др. Поскольку от руководства программой во многом зависят возможности ее реализации, уп­равленческий персонал обязан уметь выявлять существенные для программы факторы во внешней среде, которые предопределя­ют соответствующие управленческие решения, позволяют пре­дугадывать дальнейшее развитие факторов внешней среды и их воздействие на природоохранную программу. Факторы внешней среды можно разделить на две подгруппы:

- факторы среды прямого (непосредственного) воздействия;

- факторы среды косвенного воздействия [1].

Классификация факторов внешней среды приведена на Рис. 1.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на реализацию программных меро­приятий и испытывают на себе их непосредственное влияние.

 

Рис. 1 Классификация факторов внешней среды

Факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямо­го немедленного воздействия на реализацию программных ме­роприятий, но влияют на них в будущем или через цепочку других факторов.

Рассмотрим группы этих факторов более подробно.

Поставщики. Обычно подразделяют поставщиков мате­риалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Зави­симость между сетью поставщиков и руководством программы (дирекцией программы) — пример непосредственного влияния среды на реализацию программных мероприятий. Получение ресурсов из других стран (финансовых средств из зарубежных фондов, природоохранных технологий, аппаратов, рабочих) в ряде случаев может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества. В то же время это таит в себе опасность подвижно­сти среды, колебания обменных курсов, политической неста­бильности, эмбарго и т.д. Кроме того, это может лишить собственных предпринимателей и научно-исследовательские кол­лективы возможности развития, возможности получения допол­нительных рабочих мест для населения страны. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах и в нужные сроки при­водит к серьезным потерям: остановке или задержке, а в ряде случаев и к отказу от реализации мероприятий [1].

Накопление больших запасов невозможно и невыгодно, так как большие запасы требуют помещения для хранения, а также связывают денежные средства. Поставщики капитала — банки, государственные программы, акционеры, частные лица и т.д. Поставщики квалифицированных кадров — профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), а также различного рода системы повышения квалификации кадров [4].

Законы и государственные органы. Различного рода за­коны и государственные органы оказывают регулирующее воз­действие на использование природных ресурсов, а также созда­ние и реализацию природоохранных программ. В настоящее время Правительство РФ уделяет серьезное внимание федераль­ным программам, направленным на сохранение и реабилита­цию окружающей природной среды. Ряд постановлений регламентирует создание таких программ.

Население. Реакция населения на загрязнение природной среды может оказывать существенное воздействие на создание и реализацию природоохранных программ. Зачастую население отказываегся от борьбы с загрязнителями природной среды, но его «пассивные» действия подталкивают администрацию города или области к решению природоохранных вопросов. Например, усиление миграционных процессов или массовые миграции из экологически опасного региона чреваты серьезными экономи­ческими последствиями и не остаются незамеченными и без от­вета со стороны органов управления (администрации). Во мно­гих случаях достаточно социологического опроса, чтобы выявить и предупредить складывающуюся тенденцию.

Конкуренты. В идеализированной рыночной экономи­ке — это фактор, который заставляет предприятие действовать также эффективно, как предприятия-конкуренты. Объектом кон­курентной борьбы может быть снижение нагрузки на природ­ную среду. Однако для этого необходимы соответствующие эко­номические рычаги — налоги и налоговые льготы, торговля лицензиями на выброс вредных веществ и др. [1].

Общественное движение. Влияние различных природоох­ранных общественных движений и фондов становится все ощу­тимее. Такие общественные объединения, как «Зеленые», охва­тывают людей различных профессий, которые могут проводить исследования причин и источников загрязнения, активизиро­вать освещение проблемы экологии в органах массовой инфор­мации, что оказывает существенное влияние на процесс созда­ния и реализации природоохранных программ.

Научно-технический прогресс. Технологические природо­охранные нововведения могут появиться в процессе реализации программы, поскольку одни мероприятия устаревают и с целью повышения эффективности программы их следует заменять бо­лее прогрессивными. Очевидно, что при реализации мероприя­тий, базирующихся на научно-технических достижениях, высо­ких технологиях, наукоемком производстве, необходимо быстро реагировать на новые разработки.

Состояние экономики. Руководство программы должно оце­нивать перспективы влияния общих изменений в экономике на процесс реализации природоохранной программы. Состояние ми­ровой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и предоставление финансовых ресурсов из различных источни­ков [10]. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых ресурсов и проведение с рабочими переговоров о фиксирован­ной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Руководству программы также выгодно сделать заем, поскольку при наступлении срока выплаты платежей деньги бу­дут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсирова­ны потери от выплаты процентов. В случае прогнозирования спада руководство программы может предпочесть освобождение от запасов готовой продукции, сокращения части работников и т.д. Состояние экономики сказывается и на реальных доходах населения, что немедленно отзывается и на их отношении к про­блеме улучшения окружающей природной среды.

Социально-культурные мероприятия. Для каждого регио­на страны характерна определенная социокультурная среда, в которой есть определенные установки, жизненные ценности, традиции, религия. Например, есть существенные отличия аме­риканского населения от населения стран Европы, которым присущи глубокие корни и традиции. Русская культурная тра­диция, основанная на православии, предполагает гармонизацию человека и окружающей природной среды. Поэтому экологические идеи сочетаются с проблемой сохранения русского историко-архитектурного наследия и естественно воспринима­ются коренным русским населением [3]. Руководству программы необходимо непосредственно общаться с коренным русским населением, учитывать его специфические потребности и тради­ции, проводить финансирование образовательных учреждений, благотворительные акции, сбор пожертвований и средств на благоустройство.

Международные события. Прогнозирование международ­ных событий может быть весьма полезно для руководства про­граммы, поскольку позволит ему получить дополнительные фи­нансовые средства от зарубежных инвесторов.

Политические факторы. Их взаимосвязь с международ­ными очевидна, однако их надо рассматривать в контексте воз­действия политики правительства собственной страны на при­родоохранную деятельность. Так, в процессе предвыборной борьбы кандидаты на посты депутатов в Государственную Думу, губернаторы и главы администрации уделяют большое внима­ние социальным проблемам, в том числе вопросам улучшения экологии. Эти популистские жесты можно использовать для ак­тивизации природоохранной деятельности — создания террито­риальных природоохранных программ, увеличения финансиро­вания их реализации, получения новых технологий, налоговых льгот для предприятий-производителей природоохранной тех­ники. Необходимо учитывать и различные политические меры давления одних стран на другие, например, расширение списка продукции и технологий, не подлежащих вывозу из США и вво­зу в СССР, а в настоящее время и в Россию.

Факторы внешней среды обладают рядом свойств, кото­рые необходимо учитывать при их анализе и прогнозировании.

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды. Краткое опи­сание факторов внешней среды позволяет сделать вывод о том, что все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой. Очевидно, что международные, экономические и политические факторы тесно переплетаются между собой. Очевидно, что по­литические силы, стоящие у власти в России, международная обстановка, состояние экономики нашей страны - взаимосвя­занные факторы.

2. Сложность внешней среды. Под сложностью внешней сре­ды понимается число факторов, на которые руководство программы должно реагировать, а также уровень изменчивости каж­дого фактора. Очевидно, что в более сложных условиях находят­ся те программные мероприятия, которые основываются на раз­нообразных технологиях, претерпевающих быстрые изменения.

3. Подвижность среды. Эта характеристика позволяет оце­нить скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Многие экономисты указывают, что внешнее ок­ружение меняется с нарастающей скоростью. В то же время для природоохранных мероприятий различных отраслей про­мышленности можно указать разную подвижность внешней среды. Например, скорость изменения технологий в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к ав­томобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изме­нения происходят в авиационной промышленности, косми­ческой промышленности и т.д. Менее заметные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство пище­вых консервов, производство тары.

4. Неопределенность внешней среды. Эта характеристика яв­ляется функцией качества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функцией достоверности этой информации. При снижении объема инфор­мации и ее достоверности возрастает неопределенность описа­ния и анализа внешней среды. Зависимость от мнений иност­ранных экспертов (которые могут преследовать иные цели или основываться на несовместимых установках и постулатах), а также от аналитических материалов, особенно зарубежных, усугубля­ют неопределенность. Это, в свою очередь, снижает эффектив­ность принимаемых природоохранных решений [1; 2].

Анализ внешней среды необходим для выработки опреде­ленной стратегии реализации природоохранной программы на базе повышения ее надежности. При этом необходимо учиты­вать как внешние благоприятные возможности, так и внешние опасности.

Содержание внешней среды характеризуется теми суще­ственными факторами (элементами), которые потенциально могут воздействовать на природоохранную программу. Следовательно, через оценивание этих факторов внешней среды возможно про­вести анализ внешней среды в целом. Поскольку хотя бы часть существенных факторов внешней среды испытывает на себе непосредственное воздействие природоохранной программы, то нельзя проводить анализ воздействия внешней среды на программу без учета влияния программы на указанные факторы внешней среды.

При проведении анализа внешней среды природоохран­ной программы можно выделить следующие работы:

• выявление факторов внешней среды;

• оценка факторов внешней среды;

• анализ значимых факторов внешней среды (оценка из­менений; определение факторов, которые представляют угрозу для реализации целей программы; определение факторов, которые предоставляют благоприятные возмож­ности для достижения целей программы). Перечисленные работы, как и весь процесс стратегическо­го планирования, характеризуются комплексностью, сложнос­тью и динамичностью. Глубина, точность и постоянность веде­ния каждой из этих работ могут обеспечить результативность анализа внешней среды природоохранной программы [2; 8].

Анализ внешней среды помогает руководству программы получить необходимую информацию для прогнозирования воз­можностей реализации программы; составления плана на слу­чай непредвиденных обстоятельств (резервных планов); разра­ботки системы раннего предупреждения возможных угроз для реализации программы; разработки стратегии, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Анализ внешней следы в процессе стратегического планирования по­зволяет определить:  фактическое состояние природоохранной программы; желательное состояние природоохранной программы; действия руководства для достижения желаемой цели.

Список литературы

1. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. – М.:Теис,1997.-272с.

2. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. – М.: Закон и право,1998.-455с.

3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс,1998.-346с.

4. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.:ИМПЭ,1998.-388с.

5. Папенов К.В. Экономика охраны окружающей среды. Курс лекций. – М.:Теис,1999.-378с.

6. Пыльнева Т.Г. Природопользование. – М.:Финстатинформ,1997.-403с.

7. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. – М.:ЭЛИТ,2000.-192с.

8. Седов В.В. Экономика и экология. – Челябинск:ЧГУ,1995.-344с.

9. Экономика природопользования / Под ред. Н.В. Похомовой. – СПб.,1993.-395с.

10. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. – екатеринбург:УГЭУ,1997.-322с.