Какие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества, по Вашему мнению, открывают методологические принципы и концепции современного естествознания?
Данный вопрос предполагается рассмотреть в рамках соотношения современной естественнонаучной картины мира и Человека.
При смене картины мира пересматриваются основные вопросы мироздания, структура знаний и место науки в жизни общества. Среди естественных наук в течение двух столетий, несомненно, лидировала физика, исследовавшая явления неживой природы, для которых проще построить схему или модель и дать математическое описание. В конце XIX — первой половине XX вв., когда результаты анализа и синтеза различных веществ существенно изменили жизнь общества, достойное место рядом с физикой заняла химия. Благодаря успехам физики и химии во второй половине XX в., положившим начало молекулярным исследованиям, произошел прорыв в биологии и медицине. Так естествознание приближается к человеку, распространяя свои методы на экономику, гуманитарную сферу знаний и искусство. Экологические проблемы, вставшие перед земной цивилизацией, подтолкнули естествознание к непосредственному взаимодействию с техникой, технологией, экономикой, политикой [1].
Достижения естествознания, прежде всего физики, в свое время убедили человечество, что мир можно объяснить и предсказать его развитие, абстрагируясь от человека и Бога. Лапласовский детерминизм сделал человека сторонним наблюдателем, для него было создано отдельное гуманитарное знание [9].
Формальные понятия и представления, выросшие на почве классической механики, вышли далеко за ее пределы. "Есть нечто прекрасное и способное внушить благоговейные чувства в том, что все основные законы классической физики можно вывести из одной-единственной математической конструкции, именуемой "действием". Понятие "действия", введенное Гамильтоном, сейчас распространяют и на социальные системы.
Изучение автоматов (из плоти или металла) стало отраслью науки о связи. Ее основные понятия — сообщение, количество помех, количество информации, методы кодирования и т. п. Автоматы связаны с внешним миром не только потоками энергии и вещества (или метаболизмом), но и информацией. При этом информация, поступившая в систему, может содержать информацию о работе органов приема или ее переработки. Ее можно использовать через некоторое время, т. е. задержать и накопить (аналог памяти), корректировать (что похоже на процесс обучения) и т. д. Поэтому и кибернетика, и наука о живом строятся по единому плану.
В естественных науках пришли ко второму началу термодинамики, к понятиям энтропии, порядка, хаоса и самоорганизации, а в науках о живом — к сложным структурам, к закону эволюции. В XX столетии в представлениях о живой и неживой природе в рамках естествознания достигнуто согласие благодаря термодинамике неравновесных процессов и синергетике. "Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что если приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими из-за их непреходящей достоверности", — писал Н. Кузанский.
Новая картина мира, которая только формируется, должна обрести универсальный язык, адекватный Природе, о чем в свое время говорил И.Тамм: "Наша первейшая задача — научиться слушать природу, чтобы понять ее язык". Вернадский предсказывал: "Рост научного знания 20 столетия быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам" [1].
В физике периодически возрождаются пифагорейско-платоновские традиции видения основы физической реальности в математике. Труды Декарта, Кеплера, Галилея, Ньютона содержат мысли о математической сущности Природы. Бог сотворил мир рационально, и математическое доказательство приближало людей к Божественному замыслу. Научные гении Нового времени задали план развития современной науки. Французские математики несколько отошли от этой традиции в науке, и в книге Лапласа "Изложение системы мира" места Богу в системе мира не было предусмотрено. Очевидно, поэтому Лагранж вместо принципа наименьшего действия, всегда имевшего телеологический оттенок, использовал в своей динамике принцип Д'Аламбера, позволяющий сводить динамические задачи к статическим. Богоборчество Великой французской революции таким образом оказало свое влияние на взгляды французских математиков. У. Гамильтон, открывший свой вариационный принцип (принцип Гамильтона), опасался распространять его на весь космос "на основе экономии во Вселенной" из-за его явно атеистического характера. Как заметил М. Клейн, "почтительное восхищение божественным планом творения постепенно уступило место стремлению получить чисто математические результаты". И, действительно, французская математическая школа получила потрясающие результаты, были заложены основы аналитических методов физики. Во второй половине XX в. вариационные принципы стали использоваться в кибернетике, биологии, экономической теории, социологии [3; 8].
Не потому ли сейчас в числовых совпадениях, которыми изобилует наука, в частности физика, все чаще видят биологическую причину (антропоцентризм)?! Законы физики, содержащие фундаментальные константы, подтверждают наиболее вероятные пути зарождения жизни. Когда-то могли случайно столкнуться три атома гелия и образовать ядро атома углерода. Еще вероятнее, что столкнулись два атома гелия, образовав нестабильное ядро бериллия, которое из-за резонанса собственной частоты колебаний с частотой квантовой волны третьего атома гелия захватило его. Еще одна счастливая случайность: тепловая энергия ядер в типичной звезде лежит в области резонанса углерода. Множество случайных совпадений ускоряли синтез углерода — основу нашей углеродной жизни. Ему нужно было только уцелеть до образования тяжелых элементов в недрах звезды.
Наше время вновь возвращается к античным представлениям, подкрепляя их умозрительные и наивные идеи данными современной науки, зашедшей в тупик при детальном исследовании сложнейших проблем, не решаемых на основе поверхностных аналогий. Когда-то Аристотель из описания животного мира выводил модели для неживой природы, не предполагая, что простейшие модели XVII в. станут прообразами сложных машин и механизмов, которые человечество использует для покорения природы и ускорения своей гибели. Тем не менее, осознав этот печальный факт, оно не спешит решать проблемы надвигающейся экологической катастрофы, цепляясь за сомнительные блага цивилизации. Причиной создавшейся ситуации являются не наука и научно-технический прогресс, а дефицит современного миропонимания, недостаток образованных и компетентных руководителей на всех уровнях. Проблемы, стоящие перед человечеством, носят глобальный характер, и разрешить их можно только усилиями всего человечества [5].
Макс Вебер увязал научно-технический прогресс и достижения цивилизации с "протестантизмом и духом капитализма". Православие, определяющее традиционно внутренние мотивы интересов и поступков русских людей, настраивало их на решение общемировых задач. Философия русского космизма сыграла роль в стремлении освоения воздушного и космического пространства и достижении всемирных успехов на этом пути. С точки зрения Л. Гумилева, российский этнос моложе западноевропейского на 500 лет, и его расцвет ожидается в XX—XXI столетиях, если следовать этим оценкам буквально.
Вновь строятся модели доньютоновых времен, когда живой мир не был отделен от мира неживого. Обращаются к мировоззрению Востока, не выделявшего человека из общей картины мироздания. Землю вновь рассматривают как живой организм, говорят о гуманизации естественных наук [1].
В 1899 г. русский естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) отметил, что "изучались, главным образом, отдельные тела, отдельные стихии, но не их соотношения, не та генетическая, вековечная и всегда закономерная связь, которая существует между растениями, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой. А между тем именно соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества... лучшую и высшую прелесть естествознания". В какой-то мере представления о биосфере сегодня направились в указанную Докучаевым сторону. В истории естествознания не только происходило движение к объединению после глубокого анализа теорий и идей, но были мыслители, которые исходили из идеи синтеза знаний своей эпохи. Таковы были Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, югославский физик, математик и астроном Руджер Иосип Бошкович (1711-1787), французский естествоиспытатель Ж. Б. Бюффон, Александр Гумбольдт, Г. Гельмгольц, В. И. Вернадский.
Нелинейность присуща не только почти всем физическим процессам. Все глобальные процессы - экономические, социологические, демографические, экологические - описываются нелинейными законами. Пока умозрительно рассуждают о диалектике скачков развития или описывают типы смены одних качеств другими, в естествознании, в частности в физике, исследованы процессы самоорганизации материи. Во многих системах выявлены "управляющие рули", на которые можно воздействовать даже малым изменением параметра задачи, чтобы выйти на качественно новый уровень решения проблемы. Новые структуры могут возникать в точках ветвления системы, когда существенны выбор решения и пути развития, а в промежутках между ними поведение систем описывается причинно-следственными законами. Упорядоченные структуры возникают в открытых системах не только в термодинамике неравновесных процессов, но и в астрофизике, нелинейной оптике, химии, биологии, экологии, геологии. При этом информация участвует в процессах и помогает в борьбе с энтропией. Строятся синергетические модели и для объяснения социальных процессов. К слову сказать, термины "синергетика", который еще в 1846г. употреблял английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон (1857-1952), и "самоорганизующаяся система", вошедший в научный обиход в 1947г. после работ У. Эшби, пришли в науку из биологии. Подобный пример - яркое свидетельство того, что диффузия понятий способствует единству естествознания [2].
И вновь, как во времена античности, не зная языка явлений природы, мы всматриваемся в тени явлений, мелькающих на стенах платоновой пещеры. Вновь обращаемся в построению мира из пяти правильных многогранников, когда пятому уготована особая роль, а четыре соответствуют элементам неживой природы. Одни люди переводят свою кинетическую энергию в потенциальную, создавая новые понятия и ценности, которыми придают новый смысл жизни, а другие - сжигают потенциальную, превращая ее в кинетическую, сводя человеческую деятельность к борьбе за существование. Они соблазняются броскими обертками цивилизации и любят предметы роскоши, в основе которых лежат достижения науки, но сам дух науки, способ мышления и чувство ответственности за то, чтобы жить, думать и действовать в соответствии с современной наукой, им остаются чуждыми [4].
Наука и ее побочный продукт - технологии - становятся обреченными благодаря тем достижениям, которые и обусловили экспоненциальный рост темпов прогресса, считает биолог Калифорнийского университета Г.Стент в своей книге с ироническим названием "На пороге золотого века: размышления о конце прогресса". Учитывая ограниченные познавательные возможности человека и пределы ресурсов он делает вывод о том, что открытия будут все менее значительными. При этом желание власти, искушение глубже понять природу и управлять ею (создавать прекрасную музыку и писать роскошные полотна) будут ослабевать. Человеком овладеют стремление к наслаждениям и желание избегнуть "реального мира", он будет стремится уйти в виртуальную реальность. Профессор биологии из Гарварда Э. Уилсон в книге "Социобиология" (1975) писал о том, что познание самого себя принесет мало утешения, и закончил словами французского экзистенциалиста Альбера Камю: "... во Вселенной, лишенной иллюзий и света, человек чувствует себя изгоем, чуждым существом. Его отчуждение безысходно, поскольку он лишается памяти о потерянном доме или надежды на новую обитель".
С другой стороны, некоторые ученые, например, Хокинг, считают, что единая теория физики явится как мистическое откровение, которое позволит понять "божественный замысел". И многие ученые с одержимостью работают над такими теориями. Так, специалист по теории суперструн Д. Гросс из Принстона уверен, что теория способна ответить на все возникающие вопросы.
Более уравновешенную позицию занимает С.Вайнберг, лауреат Нобелевской премии, доказывая, что какой бы ни была по форме "конечная теория", она не приведет к окончательному знанию. Многие явления, пока непостижимые наукой, станут доступны для изучения, хотя, возможно, новые законы не будут так изящно выводиться из общих принципов [1].
Открытие микроволнового излучения, подтвердившего идею расширения Вселенной, предложение инфляционной модели ее экспоненциального раздувания в первую микросекунду бытия, которая объясняет современную структуру Вселенной и ее будущее - впечатляющие события последней четверти XX века. Однако в теории при этом возникла проблема "скрытой массы" или "темного" вещества, которое должно доминировать во Вселенной. В биологии удалось создать теорию, которая объединила дарвиновскую идею эволюции и концепцию наследственности на основе ДНК, объяснившую проблемы эволюционной биологии. Сейчас в науке основными, вероятно, являются проблемы, связанные с функционированием мозга и такими его способностями, как восприятие, память, эмоции и само сознание. Ф. Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, считает, что физические механизмы, которые обуславливают эти неуловимые нервные феномены, в конце концов будут раскрыты [10].
Новые важные факты были получены при исследовании эстетического чувства. Оказалось, что чувство красоты возникает не за счет формирования в подсознании некоего усредненного эталона, а, напротив, за счет отклонения от этого эталона, сюрприза, радостной неожиданности. Методом магнитного резонанса установлено, что у 30 профессиональных музыкантов, начавших заниматься до 7 лет, передняя часть мозолистого тела мозга оказалась больше по размерам, чем у 30 немузыкантов, за счет количества нервных волокон между полушариями и асимметрии сенсомоторных областей. Красота в науке возникает при сочетании трех условий: объективной правильности решения (качества, самого по себе не обладающего эстетической ценностью), его неожиданности и экономичности за счет открытия общего принципа, позволяющего преодолеть исходную сложность постигаемого явления. По мнению Гейзенберга, "проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана".
Иными словами, даже при решении логических задач важную роль играет внелогическая компонента, критерий красоты. Обычно этот чувственно-образный этап связывают с функциями правого полушария головного мозга. Данные позитронно-электронной томографии показывают максимальную активацию правой лобной области при решении шахматных задач. Но эти работы относятся к специальным междисциплинарным исследованиям, а не дилетантским толкованиям, как предупреждает академик Павел Симонов, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.
"Геологическая история учит, что сознательная жизнь - это только вспышка света посреди мрака долгой ночи. Но эта вспышка - все!" (А. Пуанкаре). Геологические процессы шли до появления человечества, они продолжатся и когда человечества не будет. С позиции геологических масштабов жизнь - лишь одно мгновение. Но с точки зрения самого человека, развития разума, возвышения разума над биологическим началом - она действительно все... (академик В. Страхов, директор Института физики Земли РАН).
Несмотря на бурное развитие науки и техники в нашем веке, укреплялось совсем иное представление - Вселенная и бесконечно таинственна, и бесконечно познаваема, ибо решение каждого вопроса влечет за собой много новых вопросов. Как выразился Дж. Уилер, "мы живем на острове знаний, окруженном морем нашей неосведомленности. По мере того, как наш остров расширяет свои границы, прилегающая к ним область непознанного тоже расширяется" [6].
Недавние исследования хаотических и сложных явлений (от фонтанирующих водопроводных кранов до бурлящих страстями рынков ценных бумаг) вызвали взрыв против философии планового редукционизма, лежащей в основе прогнозов о завершенности развития. Как высказался биохимик из научного центра по проблемам сложности в Санта-Фе С. Кауфман, "по мере постижения все более сложных явлений - от кварков до человеческого общества — обнаруживаются свойства, которые нельзя прогнозировать на основе свойства части целого". Такие исследования показывают, что "нет конечного пути разделения мира на объекты и законы, по которым эти объекты взаимодействуют".
Выдающийся физик Ф. Дайсон отметил, что еще в 30-е годы математик К. Гедель показал, что никакое конечное множество аксиом не может ответить на все вопросы, которые ставит математика. И потому "глупо предполагать, будто в природе что-либо достигает кульминации". Возможно, число законов природы конечно, но наука при этом остается бесконечной. Используя сравнение своего коллеги Вильчека, который уподобил нас пешкам на шахматной доске, он считает, что пока задача — постичь законы игры. Тогда мы превратимся из пешек в игроков, и этот процесс уже начался: генная инженерия, системы искусственного интеллекта и другие технологии — наша первые шаги к тому, чтобы стать игроками. И если шахматы фактически имеют бесконечное число вариантов игры, то законы природы наверняка тоже. Потому наука бессмертна [1; 6].
Сегодня человечество на пороге нового тысячелетия находится в состоянии настоящей революции в области коммуникации и информации, подготовившей и смену мировоззрения. Информация превратилась в глобальный и, в принципе, неистощимый ресурс человечества, вступающего в новую эру развития цивилизации – эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Многие решения, определяющие будущее, зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Наука – не набор непреложных истин и научный метод – лишь один из способов познания природы. Когда-то Ньютон заметил: «Тот, кто копается в глубоких шахтах знания, должен, как каждый землекоп, время от времени подниматься на поверхность подышать свежим воздухом», имея в виду, что «углубление шахт знания» может привести их неустойчивости.
Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью нашего времени. Один из самых известных физиков нашего столетия Макс Борн как-то сказал: «Нынешние политические и милитаристические ужасы, полный распад этики – всему этому я был свидетелем на протяжении моей жизни. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то разновидности оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров». Поэтому в обучении важны и современные знания, и соответствующая им ответственность и мораль. Велика в этом роль естествознания как попытки найти логически безупречный ответ на главный вопрос – происхождение мироздания и человечества [7].
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.:ИВЦ «Маркетинг»,2000.-832с.
2. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. – М.:ИМП,1998.-192с.
3. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания. – М.,1998.-388с.
4. Калябин В.И. Обзоры по естественной апологетике.-М.,1999.-82 с.
5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.:ЮНИТИ,1998.-208 с.
6. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. - Р-на-Д: «Феликс», 1997. - 448с.
7. Кураев А.В. Человек приходит в мир.- М., 1999.-218 с.
8. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. – М.,1990.-344с.
9. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания: Учеб. пособие. – М.:Гардарики,2001.-476с.
10. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. – М.:Мир,1993.-238с.