Оглавление
1. Понятие и структура власти. Характерные признаки
политической власти……………………………………………………….3
2. Субъект и объект властных отношений…………………………………..6
3. Функции политической власти и ее основные формы…………………..7
4. Особенности региональной политической власти…………………… 10
Список литературы………………………………………………………….13
Введение
Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она служит основой политики и способна оказывать, хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на различные сферы жизни общества (духовную, социальную, экономическую, и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Во всяком случае, власть практически никого не оставляла равнодушным к себе.
Следует отметить, что помимо и в отличие от «чистого» насилия (физического и психического), феномен власти способен оказывать более универсальное воздействие на человеческие тело, душу и ум, пронизывать их, подчинять закону своей воли. Такая власть по существу своему подобна авторитету. Существенной частью её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
Сама по себе, «власть» нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории человечества.
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии», Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как «не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, что «власть есть, в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
Попробуем разобраться, что же такое «Власть как политический феномен», каков ее генезис, структура, функции и, что выделяет собственно политическую власть среди других видов власти.
1. Понятие и структура власти. Характерные признаки
политической власти
Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относится к государству: его устройству и предназначению, формам государственной власти, методам ее осуществления, государственным институтам, правящей элите.
Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].
Однако возросшая за последние десятилетия общественная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, увеличение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.
В современной науке политика преимущественно рассматривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:
а) как одна из общественных сфер;
б) как разновидность общественной деятельности.
Характер решения политических проблем, как и направленность политики в целом, в решающей мере зависит от типа политической системы страны [6].
В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.
В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образование» и означает организованную общность людей, проживающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.
Государство в его широком понимании имеет свои державные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом признаков, основными из которых с позиций политической науки являются:
- наличие территории, на которую распространяются законы данного государства;
- наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;
- наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;
- наличие особой системы организаций и учреждений, призванных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;
- наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].
Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из перечисленных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-административное объединение государством в широком смысле этого понятия.
В узком смысле под термином «государство» подразумевается комплекс организаций и учреждений, обладающих верховной властью на территории страны и призванных разрабатывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.
Главенствующая роль государства в жизни общества, выделяющая его из числа других субъектов политики, объясняется рядом следующих существенных факторов:
а) в отличие от всех других политических институтов, государство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;
б) принимаемые им решения обязательны для всех индивидуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;
в) государство обладает монопольным правом на проведение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;
г) лишь государство на законных основаниях может использовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].
Власть - категория не только политическая. Это одна из фундаментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и возможность одного человека или группы влиять на деятельность, поведение других людей.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.
Общественно-политическая власть, в свою очередь, выступает в двух формах. В одном случае она формируется и осуществляется партийными структурами, иными общественными организациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую функцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.
Государственная власть официально представлена соответствующими политическими институтами (глава государства, парламент, правительство,
судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распространяется на все общество и страну в целом.
2. Субъект и объект властных отношений
Власть есть способность и возможность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-политических организаций навязывать свою волю другим ее субъектам.
Различают три типа субъектов политики:
1) индивидуальный;
2) социальный;
3) институциональный.
В качестве индивидуальных субъектов, как правило, выступают политические лидеры - государственные деятели, руководители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на принятие политических решений и их реализацию.
К категории социальных субъектов политики относятся нации, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.
Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.
Наличие субъектов политики естественным образом предполагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдельные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.
3. Функции политической власти и ее основные формы
Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойственные функции.
Важнейшей среди них является политическая функция. Осуществляя ее, государственные органы призваны определять характер решения общественных проблем; разрабатывать и реализовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функционирования и развития. Конечной задачей при этом в идеале является достижение общего блага, установление общественного порядка, стабилизация отношений между классами, группами, институтами, регионами и странами. Государство перестает быть таковым как только теряет способность выполнять свою политическую функцию - именно это и произошло в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. [6].
Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного характера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.
Внешние функции связаны с защитой суверенитета страны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией действий с другими государствами по проблемам поддержания мирового порядка (миротворческая); участием в решении глобальных проблем (социально-экологическая).
Внутренние функции государства делятся на правовую, организационно-контрольную, экономическую, социальную, образовательную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.
Правовая функция заключается в разработке и реализации юридических норм, регулирующих отношения государства и общества, поведение граждан, принципы функционирования политических и иных институтов и т. д.
Организационно-контрольная функция состоит в использовании рычагов власти для реализации выработанной политики, а также осуществления контроля за исполнением законов и других нормативных актов.
Экономическая функция проявляется в регулировании, координации и стимулировании финансово-хозяйственной деятельности отраслей экономической сферы.
Социальная функция заключается в регулировании отношений между отдельными социальными группами, а также в развитии социально-бытовой сферы, защите интересов малоимущих, нетрудоспособных и аналогичных им слоев населения.
Научно-образовательная функция предполагает осуществление государственной политики по развитию системы общего и профессионального образования, стимулированию научных разработок и повышению их эффективности.
Культурно-воспитательная и спортивно-оздоровительная функции направлены на создание условий для духовного и физического развития личности.
Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].
Политика выступает в двух формах – теоретической и практической.
Функция теоретической политики заключается в определении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разработке стратегии и тактики их достижения.
Функция практической политики проявляется в деятельности политических институтов по осуществлению выработанного курса и достижению поставленных целей. Практическая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в создании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сессий, съездов, конференций, международных акций; назначении государственных и других политических деятелей и т. д.
Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реализуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя политика) и межгосударственной (внешняя политика).
Внутренняя политика выступает в форме конкретных действий государства, партий, других институтов политической системы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности суверенных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаимоотношений между отдельными странами, общественно-политическими объединениями и международными учреждениями.
В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4; 6].
Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их места в обществе (социального статуса). Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.
В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воздействие на отношения общества с природой.
Первичность экономики в отношениях с политикой очевидна. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.
Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и поведение людей, общественные, в том числе политические отношения.
4. Институты государственной власти
Система институтов государственной власти, как на общенациональном, так и на местном уровне, в соответствии с выполняемыми ими функциями в демократических обществах делится на три основных элемента или, как часто говорят, на три ветви власти: законодательную (представительную), исполнительно-распорядительную (административную) и судебную.
Роль законодательной (представительной) власти на обще- государственном уровне исполняет парламент (в России это Федеральное собрание, в США - конгресс, в Германии - бундестаг и т. д.), т. е. высший законодательный орган, как правило, формируемый в результате выборов и формально осуществляющий представительство всего населения страны, а фактически - политически активных групп населения [1].
В приведенном определении легко просматриваются две изначальные функции парламента - законотворчество, т. е. принятие новых законов и корректировка или отмена действующих, и социальное представительство. Этим, однако, общественная роль парламентов не ограничивается. Они, в частности, выполняют весьма важную функцию легитимации государственной власти. Будучи единственным институтом, который может претендовать на представительство общества в целом, парламенты придают легитимность тем ветвям власти, к формированию которых они имеют прямое или косвенное отношение. В круг их опосредованной деятельности входит также и функция рекрутирования и социализации высшего эшелона политической элиты.
Пройдя «школу» парламента, депутаты приобретают политический опыт и политическое мастерство, что позволяет некоторым из них занять в последующем посты министров, губернаторов и т. п. Одной из наиболее важных в работе парламентов является функция воздействия на исполнительную власть. В зависимости от формы государственного правления и типа политического режима, степень подобного воздействия различна, но избежать его полностью в современном мире не может практически ни одно правительство.
Степень влияния парламентов на исполнительную власть лежит в основе их типологизации. По этому принципу парламенты при всем их разнообразии подразделяются на три основных типа.
Доминирующие парламенты. Отличаются ведущей ролью в политической жизни страны, формируют и жестко контролируют правительство, в любой момент могут выразить ему вотум недоверия. Типичный пример - итальянский парламент.
Автономные парламенты. Имеют определенные возможности при формировании правительства и для контроля над ним, но отправить его в отставку без согласия главы государства не могут. К парламентам подобного типа относятся конгресс США, шведский риксдаг. Некоторыми чертами автономного парламента обладает Федеральное собрание Российской Федерации, например, правом утверждать премьер-министра, заслушивать отчеты правительства и т. п.
Подчиненные парламенты. Наиболее характерны для стран, где исполнительная власть в значительной мере преобладает над законодательной и судебной. Их основная функция - легитимация власти и санкционирование проводимой ею политики. Типичный пример - Верховный Совет СССР, где за всю его историю, вплоть до конца 80-х гг., никто и никогда не голосовал против предложений правительства и ЦК КПСС [3].
Парламенты также делятся на однопалатные и двухпалатные. В основе двухпалатной парламентской системы лежит стремление обеспечить в высшем представительном органе власти права не только различных слоев населения, но и отдельных территорий, с той целью, чтобы ни одна из них не чувствовала себя ущемленной. Подобный порядок существует, в частности, в России, где в Совете Федерации - верхней палате федерального собрания, заседают по два представителя от каждого субъекта Федерации. Аналогичным образом формируются и верхние палаты парламентов в Австралии, Канаде, США, Индии, ФРГ и многих других странах.
Еще одна ветвь государственной власти - судебная представляет собой особую систему органов правосудия - суды, прокуратуру, адвокатуру, обязанных следить за исполнением законов, защищать права граждан, осуществлять контроль над законодательной и исполнительной ветвями власти, использовать нормы права для наказания преступивших закон. В некоторых странах существуют судебные институты (в России - Конституционный, в США - Верховный суд), призванные толковать конституцию. Происходит это в тех случаях, когда возникают конфликты между гражданами и государством по поводу основных прав и свобод личности, между центральной и местной властью или отдельными институтами управления. Суды этого типа определяют также, соответствуют ли конституции вновь принятые законы, указы главы государства, постановления правительства и т. д. Наличие подобных прав обеспечивает данной судебной структуре достаточно большое политическое влияние. В США по этому поводу говорят:
«Мы живем по Конституции. Но Конституция - это то, что считают члены Верховного суда». Особое значение правовой системы в отдельных странах подчеркивается и тем фактом, что судьи имеют определенные права законотворчества: любым своим решением они создают прецедент, на который потом вправе ссылаться как на закон адвокаты, прокуроры, другие судьи.
Самостоятельность судебных органов в принятии решений отчасти обусловлена характером избрания и назначения судей. В одних странах их избирают всеобщим голосованием, в других - парламентом, в третьих их назначает глава государства. Однако главная причина независимости судей заключается в том, что система формирования судебной власти не предусматривает, как правило, «обратного хода»: инстанция, определяющая, например, персональный состав Конституционного или Верховного суда, уже не может его изменить. В связи с этим судьи порой сохраняют свою должность пожизненно.
Ведя речь о судебной системе как самостоятельной ветви власти, следует, однако, оговориться, что ее независимость может быть обеспечена лишь в условиях развитой демократии. В обществах тоталитарного или авторитарного типа судебная власть, как показывает исторический опыт, в том числе СССР и постсоветской России, во многом зависит не только от других ветвей политической власти, но и от экономических и даже криминальных структур, находясь по отношению к ним в унизительном положении.
Центральным элементом властных государственных институтов является исполнительная власть, определяемая также, как административная и исполнительно-распорядительная. Исторически это первая форма общественной власти. Лишь со временем часть ее прежних полномочий по управлению социумами перешла к законодательным и судебным органам. Но и сегодня сферы влияния исполнительной власти значительно обширнее и многообразнее тех, что охватывают законодательные и судебные организации.
Основополагающая функция исполнительной власти - руководство обществом и государством. Именно на ней лежит основная ответственность за эффективное управление страной. Управляя общими делами в государстве, исполнительная власть, во-первых, определяет главное направление государственной политики (функция высших должностных лиц административной элиты), во-вторых, руководит реализацией намеченных планов (непосредственная функция бюрократии). При этом она не только организует выполнение решений законодательной ветви власти, но и сама издает нормативные акты. Высшие руководители-администраторы (президенты, премьер-министры и их заместители, ведущие министры) выполняют также представительские функции в отношениях с другими государствами и международными организациями. Особую роль исполнительная власть играет в условиях кризисов (войн, стихийных бедствий, социально-экономических потрясений), когда она может приобретать неограниченные полномочия [5].
Главным органом государственной исполнительной власти является правительство, иногда возглавляемое президентом или монархом, но чаще - премьер-министром. Структура правительства соответствует своеобразию страны. Но практически везде имеются министерства обороны и внутренних дел, внешних связей, юстиции, финансов, экономики, просвещения.
Принцип формирования, как и роспуска правительств, в решающей степени обусловлен характерной для той или иной страны формой государственного правления (об этом - в следующей теме). Однако почти всегда кандидатура премьер-министра предлагается парламенту главой государства. В случае утверждения премьер формирует состав правительства, все или отдельные члены которого - чаще всего министры иностранных и внутренних дел, госбезопасности, обороны, экономики и финансов - также могут утверждаться парламентом. В странах развитой демократии правительства формируют либо лидеры партий, имеющих большинство в парламенте, либо партий, ради подобной цели объединившихся в коалицию. В странах, где подобный принцип формирования исполнительной власти не нашел распространения, как это наблюдается в современной России, назначение председателя правительства и отдельных министров - исключительная прерогатива верховного руководителя страны, который формирует высший исполнительный орган вне зависимости от расклада политических сил в парламенте. В этих условиях значительной долей исполнительной власти может обладать администрация главы государства, порой выполняющая роль параллельного правительства или даже органа, стоящего над ним. Такая система, в частности, сложилась в России начиная со времен президента Б. Ельцина. В итоге к 2001 году исполнительная власть в стране расщепилась на две ветви, одна из которых находилась в руках президента и его администрации (функции которой в Конституции РФ не оговорены), а другая - правительства. В этом плане, заметим, Россия принципиально отличается от США, где подобное дублирование исключено по той простой причине, что администрация президента здесь одновременно является и высшим исполнительным органом страны.
Особым институтом государственной власти, неадекватным трем другим ее составляющим (но по содержанию тяготеющим к ее исполнительной ветви), является власть общенациональных политических лидеров - глав государств.
В наиболее общем виде функции главы государства сводятся к следующему [4]:
- интеграция интересов различных слоев населения на основе политической программы лидера, в идеале предусматривающей удовлетворение запросов всех или хотя бы большинства социальных групп;
- координация деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей;
- превращение целей и задач политического, экономического, социального, межгосударственного и иного характера в конкретные действия;
- исполнение роли третейского судьи, «стоящего над схваткой» в условиях обострения межпартийных, межтерриториальных и иных общественных обострении и конфликтов;
- выступление в качестве гаранта Конституции, справедливости, законности и порядка в стране, защиты ее населения от произвола чиновников, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
Одно из основных условий нормального функционирования и развития государства - неукоснительное исполнение принципа распределения государственной власти между всеми ее ветвями. Этот принцип, идея которого в виде теории «разделения властей» была выдвинута почти триста лет назад, сегодня широко применяется в развитых странах (свое юридическое оформление он впервые получил в 1778 г. в Конституции США). Суть его заключается в четком разграничении функций между основными институтами государственной власти, а также невмешательстве одной ветви власти в функции другой. Нарушение этого принципа неизбежно осложняет управление страной и даже способно привести к острым конфликтным ситуациям, к кризису и расколу не только самой власти, но и общества, как это, в частности, произошло в России в октябре 1993 г., когда в борьбе за объем властных полномочий в прямом смысле по разную сторону баррикад оказались Верховный Совет (парламент) страны и президентско-правительственные структуры [2].
Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеет свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является положение, согласно которому ветви власти, с одной стороны, не могут быть подчинены единому центру, а, с другой, - быть полностью разобщенными и независимыми. Вот почему принцип распределения государственной власти между ее ветвями следует определять как закон единства и разделения властей. В рамках этого правила законодательные, исполнительные и судебные органы должны не только взаимно дополнять, но и контролировать друг друга с тем, чтобы ни один из них не мог присвоить себе всю или преобладающую часть властных полномочий. Реализация этого принципа создает систему сдержек и противовесов, не допускающих монополию какой-либо одной ветви власти.
Схема разделения властей, а также сдержек и противовесов, как на общенациональном, так и на региональном и местном уровнях, в идеале выглядит следующим образом.
Представительные органы принимают законодательные акты, на основе которых функционируют общество и государство. При этом их действия и пределы компетенции ограничены конституцией и другими правовыми нормами, нарушение которых должно пресекаться судебной властью. Исполнительно-распорядительные органы управляют обществом, опираясь на установленные в стране законы, а также указы и постановления, принятые в самой системе административной власти. Сдерживание в данном случае достигается посредством контроля со стороны судебных органов, а также подотчетности исполнительно-распорядительных учреждений органам представительной власти. В свою очередь, судебная власть, обеспечивая конституционность принимаемых законов и подзаконных актов, функционирует в пределах законодательства, разрабатываемого представительными органами. К тому же сама судебная власть не представляет собой единого целого и не управляется из одного центра, о чем говорит наличие, например, в России, трех высших судебных органов -Конституционного суда, функция которого - следить за соблюдением Конституции страны, Верховного суда (вопросы уголовного и гражданского права) и Высшего арбитражного суда, решающего конфликты, возникающие в экономической сфере.
В рамках системы сдержек и противовесов находится и большинство глав государств, прежде всего президенты, которые в своих действиях не только ограничены конституционными нормами, но и при определенных обстоятельствах могут быть отречены от должности высшим органом законодательной власти (в России - Советом федерации на основании обвинений, выдвинутых Государственной Думой).
На практике принцип разделения властей реализуется не всегда. В обществе постоянно присутствует возможность усиления одной ветви власти в ущерб остальным. Чаще всего в роли «захватчика» чужого поля выступают исполнительные органы. Но при определенных условиях, например в государствах с многопартийной системой и доминирующими парламентами, подобную роль может играть и законодательная власть. Так, в Италии в отдельные годы парламент раз в 3-4 месяца отправлял в отставку очередное правительство.
5. Особенности региональной власти
История местного самоуправления своими корнями уходит еще в античные времена, однако его природа, предназначение и функции с тех пор мало изменились. Сегодня, как и раньше, под местным самоуправлением понимается право и реальная возможность выборных органов власти самостоятельно решать вопросы местного значения [6].
В одних странах органы местного самоуправления формируются, начиная с высшего звена их административно-территориального деления, - штатов, губерний, провинций, областей. В других подобные управленческие структуры создаются лишь в низовых административно-территориальных единицах.
Структура органов местного самоуправления - муниципалитетов (от лат. «муниципиум» - город, имеющий самоуправление) обычно состоит из двух ветвей власти - представительной, принимающей решения по наиболее важным местным вопросам, и исполнительной, призванной осуществлять оперативное управление территорией.
Местные представительные органы избираются на самые различные сроки - от двух до шести лет. Как правило, это происходит путем прямых всеобщих выборов.
Способы формирования местных исполнительных органов отличаются еще большим разнообразием. В одних случаях исполнительная власть, а чаще всего ее руководитель (мэр, бургомистр, алькальд и т. п.), избирается из числа депутатов местного парламента. В других странах, включая Российскую Федерацию, глава местной исполнительной власти избирается населением территории [2].
Правовую основу деятельности местной власти составляют конституции, а также специальные акты, издаваемые высшими законодательными органами, - в России таковым является «Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 г. Значительная часть этих нормативных документов посвящена компетенции органов местного самоуправления, их функциональным обязанностям.
Конституция РФ подробно перечисляет функции верховной власти страны, а также сферы совместного управления Федерации и составляющих ее субъектов - республик, краев, областей, национальных округов. Одновременно оговариваются и полномочия органов местного управления, которые, согласно Конституции, «самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
С некоторой долей условности их можно разделить на обязательные, то есть те, которые в соответствии с законодательством должны исполняться в обязательном порядке, и факультативные (добровольные). К первым из них относится управление в финансово-экономической сфере, включая принятие местного бюджета, местное планирование, регулирование деятельности муниципальных предприятий, территориальное налогообложение [4].
Местные власти отвечают также за коммунальное обслуживание населения и охрану окружающей среды, развитие местного транспорта и регулирование дорожного движения, санитарное состояние территории и т. п. К обязательным полномочиям в социальной сфере относится строительство и ремонт школ, больниц, библиотек, а также финансирование их персонала, социальная помощь отдельным лицам, семьям или группам населения. Местные органы несут ответственность за охрану общественного порядка, устанавливая в связи с этим правила поведения в общественных местах и распоряжаясь муниципальной полицией.
Факультативные полномочия реализуются местными властями по своему усмотрению в зависимости от финансовых возможностей территории. Чаще всего это относится к той части муниципального хозяйства, которая связана с содержанием общественных парков и учреждений культуры, озеленением, строительством жилья для бедных и инвалидов и т. п.
Нынешний период характеризуется также появлением новых направлений в деятельности органов местной власти. К ним прежде всего относится стремление обеспечить максимальную занятость работоспособного населения и тем самым рост общего благосостояния на местах. С этой целью муниципалитеты стимулируют развитие малого бизнеса, организуют сеть бюро по трудоустройству, создают учебные заведения по переподготовке рабочей силы, расширяют объемы ремонтных и реставрационных работ и работ по обустройству территории, оказывают материальную помощь студентам тех специальностей, в которых особо нуждается регион [6].
В отдельных случаях местные власти стремятся регулировать цены за пользование общественным транспортом, коммунальными и другими бытовыми услугами, устанавливая порог прибыли компаний, работающих в этих сферах. В круг деятельности некоторых местных органов в последнее время входят и действия, дополняющие меры центральной власти в области сельского хозяйства: помощь в улучшении продуктивности скота, в продвижении сельскохозяйственной продукции к потребителю и т. д.
Заключение
Список литературы
1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги,1996.-297с.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск: Университетет, 1995. - 206с.
3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. - М.: Высшая школа, 1995. - 272с.
4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1997. - 542с.
5. Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект, 2000. - 440с.
6. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России/ Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -212с.