Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие власти…………………………………………………………..5
2. Технология власти………………………………………………………9
3. Власть и авторитет. Легитимность власти……………………………14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….21
Введение
Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.
За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.
Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.
Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений.
Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.
Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).
На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс.
Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим.
Россия, как известно, в число стран с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т, е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса.
В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.
Российские ученые активно обращались и к вопросам правового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли представители социалистического направления в российской политологии – М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.
Наша страна в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.
1. Понятие власти
Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относится к государству: его устройству и предназначению, формам государственной власти, методам ее осуществления, государственным институтам, правящей элите.
Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].
Однако возросшая за последние десятилетия общественная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, увеличение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.
В современной науке политика преимущественно рассматривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:
а) как одна из общественных сфер;
б) как разновидность общественной деятельности.
Характер решения политических проблем, как и направленность политики в целом, в решающей мере зависит от типа политической системы страны [6].
В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.
В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образование» и означает организованную общность людей, проживающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.
Государство в его широком понимании имеет свои державные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом признаков, основными из которых с позиций политической науки являются:
- наличие территории, на которую распространяются законы данного государства;
- наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;
- наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;
- наличие особой системы организаций и учреждений, призванных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;
- наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].
Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из перечисленных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-административное объединение государством в широком смысле этого понятия.
В узком смысле под термином «государство» подразумевается комплекс организаций и учреждений, обладающих верховной властью на территории страны и призванных разрабатывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.
Главенствующая роль государства в жизни общества, выделяющая его из числа других субъектов политики, объясняется рядом следующих существенных факторов:
а) в отличие от всех других политических институтов, государство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;
б) принимаемые им решения обязательны для всех индивидуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;
в) государство обладает монопольным правом на проведение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;
г) лишь государство на законных основаниях может использовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].
Власть - категория не только политическая. Это одна из фундаментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и возможность одного человека или группы влиять на деятельность, поведение других людей.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.
Общественно-политическая власть, в свою очередь, выступает в двух формах. В одном случае она формируется и осуществляется партийными структурами, иными общественными организациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую функцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.
Государственная власть официально представлена соответствующими политическими институтами (глава государства, парламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распространяется на все общество и страну в целом.
Власть есть способность и возможность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-политических организаций навязывать свою волю другим ее субъектам.
Различают три типа субъектов политики:
1) индивидуальный;
2) социальный;
3) институциональный.
В качестве индивидуальных субъектов, как правило, выступают политические лидеры - государственные деятели, руководители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на принятие политических решений и их реализацию.
К категории социальных субъектов политики относятся нации, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.
Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.
Наличие субъектов политики естественным образом предполагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдельные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.
2. Технология власти
Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойственные функции.
Важнейшей среди них является политическая функция. Осуществляя ее, государственные органы призваны определять характер решения общественных проблем; разрабатывать и реализовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функционирования и развития. Конечной задачей при этом в идеале является достижение общего блага, установление общественного порядка, стабилизация отношений между классами, группами, институтами, регионами и странами. Государство перестает быть таковым как только теряет способность выполнять свою политическую функцию - именно это и произошло в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. [6].
Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного характера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.
Внешние функции связаны с защитой суверенитета страны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией действий с другими государствами по проблемам поддержания мирового порядка (миротворческая); участием в решении глобальных проблем (социально-экологическая).
Внутренние функции государства делятся на правовую, организационно-контрольную, экономическую, социальную, образовательную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.
Правовая функция заключается в разработке и реализации юридических норм, регулирующих отношения государства и общества, поведение граждан, принципы функционирования политических и иных институтов и т. д.
Организационно-контрольная функция состоит в использовании рычагов власти для реализации выработанной политики, а также осуществления контроля за исполнением законов и других нормативных актов.
Экономическая функция проявляется в регулировании, координации и стимулировании финансово-хозяйственной деятельности отраслей экономической сферы.
Социальная функция заключается в регулировании отношений между отдельными социальными группами, а также в развитии социально-бытовой сферы, защите интересов малоимущих, нетрудоспособных и аналогичных им слоев населения.
Научно-образовательная функция предполагает осуществление государственной политики по развитию системы общего и профессионального образования, стимулированию научных разработок и повышению их эффективности.
Культурно-воспитательная и спортивно-оздоровительная функции направлены на создание условий для духовного и физического развития личности [7].
Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].
Политика выступает в двух формах – теоретической и практической.
Функция теоретической политики заключается в определении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разработке стратегии и тактики их достижения.
Функция практической политики проявляется в деятельности политических институтов по осуществлению выработанного курса и достижению поставленных целей. Практическая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в создании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сессий, съездов, конференций, международных акций; назначении государственных и других политических деятелей и т. д.
Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реализуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя политика) и межгосударственной (внешняя политика).
Внутренняя политика выступает в форме конкретных действий государства, партий, других институтов политической системы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности суверенных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаимоотношений между отдельными странами, общественно-политическими объединениями и международными учреждениями.
В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4; 6].
Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их места в обществе (социального статуса). Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.
В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воздействие на отношения общества с природой.
Первичность экономики в отношениях с политикой очевидна. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.
Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и поведение людей, общественные, в том числе политические отношения.
Способы формирования местных исполнительных органов отличаются еще большим разнообразием. В одних случаях исполнительная власть, а чаще всего ее руководитель (мэр, бургомистр, алькальд и т. п.), избирается из числа депутатов местного парламента. В других странах, включая Российскую Федерацию, глава местной исполнительной власти избирается населением территории [2].
Правовую основу деятельности местной власти составляют конституции, а также специальные акты, издаваемые высшими законодательными органами, - в России таковым является «Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 г. Значительная часть этих нормативных документов посвящена компетенции органов местного самоуправления, их функциональным обязанностям.
Конституция РФ подробно перечисляет функции верховной власти страны, а также сферы совместного управления Федерации и составляющих ее субъектов - республик, краев, областей, национальных округов. Одновременно оговариваются и полномочия органов местного управления, которые, согласно Конституции, «самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
С некоторой долей условности их можно разделить на обязательные, то есть те, которые в соответствии с законодательством должны исполняться в обязательном порядке, и факультативные (добровольные). К первым из них относится управление в финансово-экономической сфере, включая принятие местного бюджета, местное планирование, регулирование деятельности муниципальных предприятий, территориальное налогообложение [4].
Местные власти отвечают также за коммунальное обслуживание населения и охрану окружающей среды, развитие местного транспорта и регулирование дорожного движения, санитарное состояние территории и т. п. К обязательным полномочиям в социальной сфере относится строительство и ремонт школ, больниц, библиотек, а также финансирование их персонала, социальная помощь отдельным лицам, семьям или группам населения. Местные органы несут ответственность за охрану общественного порядка, устанавливая в связи с этим правила поведения в общественных местах и распоряжаясь муниципальной полицией.
Факультативные полномочия реализуются местными властями по своему усмотрению в зависимости от финансовых возможностей территории. Чаще всего это относится к той части муниципального хозяйства, которая связана с содержанием общественных парков и учреждений культуры, озеленением, строительством жилья для бедных и инвалидов и т. п.
Нынешний период характеризуется также появлением новых направлений в деятельности органов местной власти. К ним прежде всего относится стремление обеспечить максимальную занятость работоспособного населения и тем самым рост общего благосостояния на местах. С этой целью муниципалитеты стимулируют развитие малого бизнеса, организуют сеть бюро по трудоустройству, создают учебные заведения по переподготовке рабочей силы, расширяют объемы ремонтных и реставрационных работ и работ по обустройству территории, оказывают материальную помощь студентам тех специальностей, в которых особо нуждается регион [6].
В отдельных случаях местные власти стремятся регулировать цены за пользование общественным транспортом, коммунальными и другими бытовыми услугами, устанавливая порог прибыли компаний, работающих в этих сферах. В круг деятельности некоторых местных органов в последнее время входят и действия, дополняющие меры центральной власти в области сельского хозяйства: помощь в улучшении продуктивности скота, в продвижении сельскохозяйственной продукции к потребителю и т. д.
.
3. Власть и авторитет. Легитимность власти
Важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Понятие «легитимность власти» возникло в начале XIX века в связи с политическим движением во Франции (движением легитимистов), ставивших своей целью восстановить власть короля из династии Бурбонов как единственного законного, в отличие от власти «узурпатора» Наполеона.
Термин «легитимность» первоначально и выражал убеждение, что власть, полученная по принципу престолонаследия королем, в отличие от власти узурпатора, является единственно правомерной. Сам термин «легитимность» (legitimite) можно перевести с французского языка как законность. Однако позднее понятие «легитимность» приобрело более широкое значение.
Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти. В существе принципа легитимности лежат те социально значимые причины и обстоятельства, которыми обосновывается право данной политической силы за власть. В конечном счете именно этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство господствует (управляет), а большинство добровольно подчиняется. Действующие принципы легитимности устанавливают необходимый минимум доверия между правящими и управляемыми. Правящие в подобном случае чувствуют, что они это делают на «законных» основаниях, а те, кто подчиняется, рассматривают их претензии как правомерные.
Легитимность власти – это социально-психологическое явление. Она существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. Однако не следует думать, что подобные убеждения разделяют все граждане той или иной страны. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его решений. Однако легитимность власти предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества [6].
Впервые принцип легитимности власти обстоятельно исследовал М. Вебер. По М. Веберу, легитимность власти основывается на доминирующих в данном обществе ценностях, традициях, законах, предпочтениях и устремлениях большинства общества. М. Вебер выделил три основных «идеальных» типа легитимности власти: традиционный, легально-рациональный и харизматический.
Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Традиционный тип легитимности базируется на вере в священный характер обычаев и традиций, их непоколебимость.
Рационализация политической жизни привела к замене традиционной легитимности, опирающейся на веру в правомерность установленных Богом порядков, рационально-легальным типом легитимности. Рационально-легальная легитимность основывается на вере в законность и рациональность формальных правил формирования и функционирования институтов политической власти и в необходимость их выполнения.
Третьим типом легитимности власти является харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, божественная благодать». Харизматическая легитимность власти базируется на вере в исключительные качества носителя политической власти, которыми он якобы наделен Богом, т. е. веру в его харизму.
При харизматической легитимности божественное освещение получает сама конкретная личность руководителя. К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомеда, Будду. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Бонапарт (Наполеон), В.И. Ленин, И.В. Сталин, Гитлер, де Голль, Мао Дзе-Дун, Ким Ир Сен и др. [4].
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Во второй половине ХХ века усиление национализма привело к появлению этнической легитимности, т. е. формированию властных структур по национальному признаку.
В современной политологии предлагается также выделить структурную, идеологическую и персональную форму легитимности власти.
Структурная легитимность характерна для устойчивых обществ, где установленный порядок формирования власти стал привычным. Люди в этом обществе признают эту власть потому, что она сформировалась на основе существующих норм и правил. Стержнем такой легитимности является убеждение в правомерности существующей политической системы.
Идеологическая легитимность базируется на идеологических ценностях, и прежде всего на господствующих в обществе представлениях о справедливости. Идеологическая легитимность достигается активной обработкой сознания масс, внушением им определенных представлений, стереотипов. На современном этапе решающая роль в обеспечении идеологической легитимности принадлежит средствам массовой информации и коммуникации: телевидению, радио, печати.
Персонализированная легитимность основывается на позитивном отношении к личности руководителя государства. Личность руководителя (лидера) может идентифицироваться с идеалом. Граждане наделяют его массой разных достоинств и способностей. Идеализация личности руководителя распространяется и на институты власти. Степень этой идеализации может быть очень высокой, и тогда персонализированная легитимность приобретает черты харизматической легитимности [6].
Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти.
В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т. е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов. Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур [3].
Не меньшее значение в отношении к власти со стороны граждан имеет их экономическое благосостояние, обеспечение уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе в качестве нормального. В общем, власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечить устойчивость, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.
В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, силовые и т. д. К политическим средствам относятся прежде всего поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении.
Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс. Здесь большое значение имеет знакомство людей с достижениями власти в экономической и социальной сферах жизни. Силовые методы или методы принуждения включают в себя широкий спектр применения репрессивного аппарата органов власти, разграничения прав и свобод граждан.
Заключение
Политическая жизнь общества характеризуется периодической сменой правящих сил. Явление это объективное, оно отражает факт непрерывного противостояния правящих и оппозиционных политических институтов, экономических, социальных, этнических, религиозных и иных слоев и групп. «Смена караула» проявляется либо в приходе к власти нового главы государства, либо в изменении политического расклада в высших органах управления страной - парламенте и правительстве, обусловленном поражением ранее правивших групп. Следствием подобных перемен становятся более или менее значительные изменения во внутренней и внешней политике государства.
Выделяют три способа прихода к власти или ее удержания:
1) с помощью силы;
2) путем наследования;
3) посредством выборов.
Приход к власти с помощью силы происходит или в форме государственного переворота, или в результате революции, т. е. в обоих случаях - неконституционным путем.
Государственный переворот предполагает наличие заговора отдельных лиц, стремящихся либо захватить власть, либо усилить уже имеющуюся, либо привести к власти угодные им политические силы.
Революции делятся на два основных типа: политические и социально-политические.
В ходе политических революций их участники стремятся либо сменить методы реализации государственной власти (тип политического режима), либо добиться освобождения народа от власти других государств и установить собственную государственность.
Социально-политические революции ставят своей целью не только установление новой модели политического режима и свержение правящих групп, но и смену социально-экономического строя. Одновременно меняется и классовый состав власти.
Наследование как способ прихода к власти (его еще определяют как традиционный) в особых пояснениях не нуждается.
Преобладающим и наиболее демократичным способом овладения властью в современных условиях является победа на выборах. Основное предназначение выборов - дать возможность народу избрать себе политических руководителей, управляющих.
Существуют две основные системы выборов: мажоритарная (от фр. мажорите - большинство) и пропорциональная.
Мажоритарная система применяется в случаях, когда из нескольких индивидуальных претендентов на место президента, мэра, губернатора, депутата нужно избрать одного.
Пропорциональная система применяется при выборах законодательных органов власти, когда на места в них претендуют не только отдельные кандидаты, но и партии, партийные блоки, общественные, религиозные и другие организации и объединения.
Нередко выборы проводятся по смешанной системе. В этом случае часть кандидатов избирается по индивидуальным спискам, часть - по партийным.
Список литературы
1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги,1996.-297с.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск: Университетет,1995.-206с.
3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. - М.: Высшая школа,1995.-272с.
4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов – на - Дону: Феникс,1997.-542с.
5. Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект,2000.-440с.
6. Политология: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003.-336с.
7. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.-212с.