Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие власти…………………………………………………………..5

2. Технология власти………………………………………………………9

3. Власть и авторитет. Легитимность власти……………………………14

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

Введение

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.

За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология про­шла длительный путь становления и развития, оформившись в ко­нечном счете в автономную, востребованную обществом науку.

Объективной причиной зарождения и эволюции политическо­го знания были общественные перемены. В их основе, как из­вестно, лежат противоречия между классами и другими соци­альными группами, между личностью, обществом и государством.

Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичны­ми являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми полити­ческими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений.

Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (преж­де всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

Завершающий период оформления политологии в самосто­ятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Но­вого времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).

На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следстви­ем которых явился резкий рост политической активности масс.

Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание влас­ти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим. 

Россия, как известно, в число стран с развитой наукой вош­ла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т, е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Север­ной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса.

В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической пробле­матике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.

Российские ученые активно обращались и к вопросам пра­вового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли предста­вители социалистического направления в российской политологии – М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.

Наша страна  в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернатив­ных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.

1. Понятие власти

Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относит­ся к государству: его устройству и предназначению, формам го­сударственной власти, методам ее осуществления, государственным институтам, правящей элите.

Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основ­ном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].

Однако возросшая за последние десятилетия обществен­ная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, уве­личение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.

В современной науке политика преимущественно рассмат­ривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:

а) как одна из общественных сфер;

б) как разновидность общественной деятельности.

Характер решения политических проблем, как и направлен­ность политики в целом, в решающей мере зависит от типа поли­тической системы страны [6].

В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.

В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образо­вание» и означает организованную общность людей, прожи­вающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.

Государство в его широком понимании имеет свои держав­ные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом призна­ков, основными из которых с позиций политической науки явля­ются:

- наличие территории, на которую распространяются за­коны данного государства;

- наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;

- наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;

- наличие особой системы организаций и учреждений, при­званных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;

- наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].

Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из перечисленных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-администра­тивное объединение государством в широком смысле этого по­нятия.

В узком смысле под термином «государство» подразумева­ется комплекс организаций и учреждений, обладающих вер­ховной властью на территории страны и призванных разра­батывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.

Главенствующая роль государства в жизни общества, выде­ляющая его из числа других субъектов политики, объясняется ря­дом следующих существенных факторов:

а) в отличие от всех других политических институтов, государ­ство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;

б) принимаемые им решения обязательны для всех индиви­дуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;

в) государство обладает монопольным правом на прове­дение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;

г) лишь государство на законных основаниях может исполь­зовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].

Власть - категория не только политическая. Это одна из фундаментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и воз­можность одного человека или группы влиять на деятель­ность, поведение других людей.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.

Общественно-политическая власть, в свою очередь, высту­пает в двух формах. В одном случае она формируется и осуще­ствляется партийными структурами, иными общественными орга­низациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую фун­кцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.

Государственная власть официально представлена соответ­ствующими политическими институтами (глава государства, пар­ламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распрост­раняется на все общество и страну в целом.

Власть есть способность и возмож­ность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-поли­тических организаций навязывать свою волю другим ее субъек­там.

Различают три типа субъектов политики:

1) индивидуальный;

2) со­циальный;

3) институциональный.

В качестве индивидуальных субъектов, как правило, высту­пают политические лидеры - государственные деятели, руково­дители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на приня­тие политических решений и их реализацию.

К категории социальных субъектов политики относятся на­ции, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.

Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.

Наличие субъектов политики естественным образом пред­полагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдель­ные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.

2. Технология власти

Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойствен­ные функции.

Важнейшей среди них является политическая функция. Осу­ществляя ее, государственные органы призваны определять ха­рактер решения общественных проблем; разрабатывать и реали­зовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функциониро­вания и развития. Конечной задачей при этом в идеале является достижение общего блага, установление общественного порядка, стабилизация отношений между классами, группами, институтами, регионами и странами. Государство перестает быть таковым как только теряет способность выполнять свою политическую функ­цию - именно это и произошло в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. [6].

Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного ха­рактера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.

Внешние функции связаны с защитой суверенитета стра­ны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отно­шений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией дей­ствий с другими государствами по проблемам поддержания ми­рового порядка (миротворческая); участием в решении глобаль­ных проблем (социально-экологическая).

Внутренние функции государства делятся на правовую, организационно-контрольную, экономическую, социальную, образовательную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.

Правовая функция заключается в разработке и реализации юридических норм, регулирующих отношения государства и об­щества, поведение граждан, принципы функционирования полити­ческих и иных институтов и т. д.

Организационно-контрольная функция состоит в исполь­зовании рычагов власти для реализации выработанной политики, а также осуществления контроля за исполнением законов и дру­гих нормативных актов.

Экономическая функция проявляется в регулировании, ко­ординации и стимулировании финансово-хозяйственной деятель­ности отраслей экономической сферы.

Социальная функция заключается в регулировании отноше­ний между отдельными социальными группами, а также в разви­тии социально-бытовой сферы, защите интересов малоимущих, нетрудоспособных и аналогичных им слоев населения.

Научно-образовательная функция предполагает осуществ­ление государственной политики по развитию системы общего и профессионального образования, стимулированию научных раз­работок и повышению их эффективности.

Культурно-воспитательная и спортивно-оздоровитель­ная функции направлены на создание условий для духовного и физического развития личности [7].

Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].

Полити­ка выступает в двух формах – теоретической и практической.

Функция теоретической политики заключается в опреде­лении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разра­ботке стратегии и тактики их достижения.

Функция практической политики проявляется в деятельно­сти политических институтов по осуществлению выработан­ного курса и достижению поставленных целей. Практичес­кая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в со­здании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сес­сий, съездов, конференций, международных акций; назначении го­сударственных и других политических деятелей и т. д.

Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реа­лизуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя по­литика) и межгосударственной (внешняя политика).

Внутренняя политика выступает в форме конкретных дей­ствий государства, партий, других институтов политической систе­мы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности су­веренных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаи­моотношений между отдельными странами, общественно-поли­тическими объединениями и международными учреждениями.

В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государ­ственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4; 6].

Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их мес­та в обществе (социального статуса).  Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточ­ного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.

В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воз­действие на отношения общества с природой.

Первичность экономики в отношениях с политикой очевид­на. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.

Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и по­ведение людей, общественные, в том числе политические отно­шения.

Способы формирования местных исполнительных органов отличаются еще большим разнообразием. В одних случаях исполнительная власть, а чаще всего ее ру­ководитель (мэр, бургомистр, алькальд и т. п.), избирается из числа депутатов местного парламента. В других странах, включая Российскую Федерацию, глава ме­стной исполнительной власти избирается населением тер­ритории [2].

Правовую основу деятельности местной власти составляют конституции, а также специальные акты, издаваемые высшими законодательными органами, - в России таковым является «За­кон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 г. Значительная часть этих нормативных документов посвящена компетенции органов местного самоуп­равления, их функциональным обязанностям.

Конституция РФ подробно перечисляет функции верховной власти страны, а также сферы совместного управления Федерации и составляющих ее субъек­тов - республик, краев, областей, национальных округов. Одновременно оговариваются и полномочия органов местного управле­ния, которые, согласно Конституции, «самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

С некоторой долей условности их можно разделить на обя­зательные, то есть те, которые в соответствии с законодатель­ством должны исполняться в обязательном порядке, и факульта­тивные (добровольные). К первым из них относится управление в финансово-экономической сфере, включая принятие местно­го бюджета, местное планирование, регулирование деятельности муниципальных предприятий, территориальное налогообложение [4].

Местные власти отвечают также за коммунальное обслуживание населения и охрану окружающей среды, развитие местного транс­порта и регулирование дорожного движения, санитарное состоя­ние территории и т. п. К обязательным полномочиям в социаль­ной сфере относится строительство и ремонт школ, больниц, библиотек, а также финансирование их персонала, социальная по­мощь отдельным лицам, семьям или группам населения. Местные органы несут ответственность за охрану общественного порядка, устанавливая в связи с этим правила поведения в общественных местах и распоряжаясь муниципальной полицией.

Факультативные полномочия реализуются местными вла­стями по своему усмотрению в зависимости от финансовых возможностей территории. Чаще всего это относится к той ча­сти муниципального хозяйства, которая связана с содержани­ем общественных парков и учреждений культуры, озеленением, строительством жилья для бедных и инвалидов и т. п.

Нынешний период характеризуется также появ­лением новых направлений в деятельности органов местной вла­сти. К ним прежде всего относится стремление обеспечить мак­симальную занятость работоспособного населения и тем самым рост общего благосостояния на местах. С этой целью муниципа­литеты стимулируют развитие малого бизнеса, организуют сеть бюро по трудоустройству, создают учебные заведения по пере­подготовке рабочей силы, расширяют объемы ремонтных и рес­таврационных работ и работ по обустройству территории, оказы­вают материальную помощь студентам тех специальностей, в которых особо нуждается регион [6].

В отдельных случаях местные власти стремятся регулировать цены за пользование обществен­ным транспортом, коммунальными и другими бытовыми услуга­ми, устанавливая порог прибыли компаний, работающих в этих сферах. В круг деятельности некоторых местных органов в пос­леднее время входят и действия, дополняющие меры централь­ной власти в области сельского хозяйства: помощь в улучшении продуктивности скота, в продвижении сельскохозяйственной про­дукции к потребителю и т. д.

.

3. Власть и авторитет. Легитимность власти

Важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Понятие «легитимность власти» возникло в начале XIX века в связи с политическим движением во Франции (движением легитимистов), ставивших своей целью восстановить власть короля из династии Бурбонов как единственного законного, в отличие от власти «узурпатора» Наполеона.

Термин «легитимность» первоначально и выражал убеждение, что власть, полученная по принципу престолонаследия королем, в отличие от власти узурпатора, является единственно правомерной. Сам термин «легитимность» (legitimite) можно перевести с французского языка как законность. Однако позднее понятие «легитимность» приобрело более широкое значение.

Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти. В существе принципа легитимности лежат те социально значимые причины и обстоятельства, которыми обосновывается право данной политической силы за власть.  В конечном счете именно этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство господствует (управляет), а большинство добровольно подчиняется. Действующие принципы легитимности устанавливают необходимый минимум доверия между правящими и управляемыми. Правящие в подобном случае чувствуют, что они это делают на «законных» основаниях, а те, кто подчиняется, рассматривают их претензии как правомерные.

Легитимность власти – это социально-психологическое явление. Она существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. Однако не следует думать, что подобные убеждения разделяют все граждане той или иной страны. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его решений. Однако легитимность власти предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества [6].

Впервые принцип легитимности власти обстоятельно исследовал М. Вебер. По М. Веберу, легитимность власти основывается на доминирующих в данном обществе ценностях, традициях, законах, предпочтениях и устремлениях большинства общества. М. Вебер выделил три основных «идеальных» типа легитимности власти: традиционный, легально-рациональный и харизматический.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Традиционный тип легитимности базируется на вере в священный характер обычаев и традиций, их непоколебимость.

Рационализация политической жизни привела к замене традиционной легитимности, опирающейся на веру в правомерность установленных Богом порядков, рационально-легальным типом легитимности. Рационально-легальная легитимность основывается на вере в законность и рациональность формальных правил формирования и функционирования институтов политической власти и в необходимость их выполнения.

Третьим типом легитимности власти является харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, божественная благодать». Харизматическая легитимность власти базируется на вере в исключительные качества носителя политической власти, которыми он якобы наделен Богом, т. е. веру в его харизму.

При харизматической легитимности божественное освещение получает сама конкретная личность руководителя. К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомеда, Будду. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Бонапарт (Наполеон), В.И. Ленин, И.В. Сталин, Гитлер, де Голль, Мао Дзе-Дун, Ким Ир Сен и др. [4].

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Во второй половине ХХ века усиление национализма привело к появлению этнической легитимности, т. е. формированию властных структур по национальному признаку.

В современной политологии предлагается также выделить структурную, идеологическую и персональную форму легитимности власти.

Структурная легитимность характерна для устойчивых обществ, где установленный порядок формирования власти стал привычным. Люди в этом обществе признают эту власть потому, что она сформировалась на основе существующих норм и правил. Стержнем такой легитимности является убеждение в правомерности существующей политической системы.  

Идеологическая легитимность базируется на идеологических ценностях, и прежде всего на господствующих в обществе представлениях о справедливости. Идеологическая легитимность достигается активной обработкой сознания масс, внушением им определенных представлений, стереотипов. На современном этапе решающая роль в обеспечении идеологической легитимности принадлежит средствам массовой информации и коммуникации: телевидению, радио, печати.

Персонализированная легитимность основывается на позитивном отношении к личности руководителя государства. Личность руководителя (лидера) может идентифицироваться с идеалом. Граждане наделяют его массой разных достоинств и способностей. Идеализация личности руководителя распространяется и на институты власти. Степень этой идеализации может быть очень высокой, и тогда персонализированная легитимность приобретает черты харизматической легитимности [6].

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти.

В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т. е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов. Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур [3].

Не меньшее значение в отношении к власти со стороны граждан имеет их экономическое благосостояние, обеспечение уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе в качестве нормального. В общем, власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечить устойчивость, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, силовые и т. д. К политическим средствам относятся прежде всего поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении.

Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс. Здесь большое значение имеет знакомство людей с достижениями власти в экономической и социальной сферах жизни. Силовые методы или методы принуждения включают в себя широкий спектр применения репрессивного аппарата органов власти, разграничения прав и свобод граждан.

    

Заключение

Политическая жизнь общества характеризуется периодичес­кой сменой правящих сил. Явление это объективное, оно отража­ет факт непрерывного противостояния правящих и оппозицион­ных политических институтов, экономических, социальных, этнических, религиозных и иных слоев и групп. «Смена караула» проявляется либо в приходе к власти нового главы государства, либо в изменении политического расклада в высших органах управления страной - парламенте и правительстве, обусловленном поражением ранее правивших групп. Следствием подобных пе­ремен становятся более или менее значительные изменения во внутренней и внешней политике государства.

Выделяют три способа прихода к власти или ее удержания:

1) с помощью силы;

2) путем наследования;

3) посредством вы­боров.

Приход к власти с помощью силы происходит или в форме государственного переворота, или в результате революции, т. е. в обоих случаях - неконституционным путем.

Государственный переворот предполагает наличие заго­вора отдельных лиц, стремящихся либо захватить власть, либо уси­лить уже имеющуюся, либо привести к власти угодные им поли­тические силы.

Революции делятся на два основных типа: политические и социально-политические.

В ходе политических революций их участники стремятся либо сменить методы реализации государственной власти (тип политического режима), либо добиться освобождения народа от власти других государств и установить собственную государствен­ность.

Социально-политические революции ставят своей целью не только установление новой модели политического режима и свержение правящих групп, но и смену социально-экономи­ческого строя. Одновременно меняется и классовый состав влас­ти.

Наследование как способ прихода к власти (его еще опре­деляют как традиционный) в особых пояснениях не нуждается.

Преобладающим и наиболее демократичным способом ов­ладения властью в современных условиях является победа на выборах. Основное предназначение выборов - дать возможность народу избрать себе политических руководителей, управляющих.

Существуют две основные системы выборов: мажоритарная (от фр. мажорите - большинство) и пропорциональная.

Мажоритарная система применяется в случаях, когда из не­скольких индивидуальных претендентов на место президента, мэра, губернатора, депутата нужно избрать одного.

Пропорциональная система применяется при выборах за­конодательных органов власти, когда на места в них претендуют не только отдельные кандидаты, но и партии, партийные блоки, общественные, религиозные и другие организации и объедине­ния.

Нередко выборы проводятся по смешанной системе. В этом случае часть кандидатов избирается по индивидуальным спис­кам, часть - по партийным.

Список литературы

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги,1996.-297с.

2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск: Университетет,1995.-206с.

3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. - М.: Высшая школа,1995.-272с.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов – на - Дону: Феникс,1997.-542с.

5. Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект,2000.-440с.

6. Политология: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003.-336с.

7. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России / Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.-212с.