Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв……4

2. Либеральные теории ХIХ века……………………………………………6

3. Социалистическая мысль ХIХ века………………………………………7

4. Политическая мысль в ХХ века…………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….13

Введение

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, история которой ведет свое начало от политических учений глубокой древности. В духовной и практической жизни прошлого и настоящего политические учения играли и играют весьма важную роль. Будучи частью политического сознания, политические учения аккумулируют в себе главным образом теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических явлений.

Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности. В этом смысле политические учения представляют собой существенную часть мировоззрения общества, социальных групп и личностей.

Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.

История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. История политических учений рассматривается с позиций религиозной, юридической и политико-социологической традиций.

1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв.

ХVIII век вошел в историю как век Просвещения. Историческая и философская науки характеризуют Просвещение как влиятельное общекультурное явление эпохи перехода от феодализма к капитализму, безграничной веры в человеческий разум, возможности перестроить общество на разумных основаниях [6].

 Видными представителями естественно-правовых теорий  Дж.Локк (1632-1677) – в Англии, Ш.Монтескье (1689-1755) и Ж.Ж.Руссо (1712-1778) – во Франции.

Важную роль в теории естественного права играла идея общественного договора. Переход от естественного состояния общества к государственно-организованному осуществляется путем заключения общественного договора.

«Два трактата о правлении» - главное политическое произведение Джон Локка.

В результате он становится одним из основоположников теории классического политического либерализма. Он твердо отклонил концепции абсолютной, неограниченной власти государства [1].

Локк не доверял исполнительной власти, больше надеясь на законодательную, представительную волю народа или, по крайней мере, большинства избирателей. Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Монтескье. Французский аристократ Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и Монтескье стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения.

В  1748 году появляется плод его двадцатилетнего труда «О духе законов». Именно эта книга обессмертила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей.

В своем основном произведении великий просветитель стремился раскрыть закономерности развития государства и права.

Монтескье – сторонник уравновешенной конституции, основанной на разделении властей. Исполнительная власть, по его мнению, должна быть в руках монарха, не зависимого от законодательства. Конечной же целью названной доктрины является обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы и превращение права в истинный регулятор взаимоотношений между государством и гражданином [4; 5].

Ж.-Ж.Руссо в отличие от Локка, который допускал существование двух актов общественного договора (первый – образование государства как ассоциации народа, второй – передачу верховной власти от народа к правительству), признавал «действительным лишь один акт общественного договора, а именно – образование народа в общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти).

 Александр Гамильтон (1757-1804), бывший одним из самых близких соратников Д. Вашингтона, одаренный публицист,  оригинальный политический мыслитель, он решил объяснить жителям своего штата Нью-Йорк преимущества новой конституции, опубликованной 17 сентября 1787 года. Он привлек к сотрудничеству виргинца Джеймса Мэдисона (1751-1836), справедливо считавшегося «отцом конституции». Третим участником предприятия стал опытнейший юрист Джон Джей (1745-1829), одно время президент Континентального конгресса.

Гамильтон считал, что федеративное устройство преодолеет слабость конфедеративной организации США. Только сильная центральная власть, по его мнению, была способна создать прочное государство [3; 8].

2. Либеральные теории ХIХ века

В начале ХIХ века в качестве господствующей идеологии утвердился либерализм (от лат. liberalis – свободный). Он стал влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Социальная база либерализма – промышленные и торговые круги, интеллигенция.

Ведущую роль в становлении либерализма как течения политико-правовой мысли сыграли теоретики Англии и Франции. Среди них признанными авторитетами считаются Иеремия Бентам (1748-1832) и Бенжамен Констан (1767-1830).

Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма. Отметим  четыре постулата, лежащих в их основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические взгляды изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» и т.д.

Обеспечить индивидуальную свободу всеми правомерными средствами для ее полнокровного осуществления и прочной защиты стремился  Алексис де Токвиль (1805-1859).  Две яркие работы Токвиля «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция» создали ему авторитетное имя в науке о политике и государстве.

Суть политической философии Токвиля в следующем. Залогом свободы является свобода выбора. Сама суть конституционного строя заключается в ограниченной власти правительства. Децентрализация – еще один залог свободы [10].

3. Социалистическая мысль ХIХ века

Идея социализма зародилась в античном мире как представление о счастливом детстве человечества в условиях существовавшего в прошлом золотого века. Эти идеи появились в период возникновения классов, приведшего к дифференциации общества, появления эксплуататоров и эксплуатируемых. Но только с ХVI-ХVII веков социалистические идеи заняли видное место в философии права и политики.

Одним из ранних социалистов-утопистов был итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639). Его основная работа – «Город солнца», в которой изложены взгляды автора на справедливое устройство человеческого общества. Город Солнца – несуществующая страна, в которую во время своих странствий попадает путешественник. Здесь он находит порядок, резко отличающийся от тех, которые бытовали в то время в Европе. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд.

Каждый гражданин получает от общества все, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей, но в пределах разумного. Семьи в государстве Солнца нет, половые отношения регулируются властями в целях появления здорового поколения.

Особое место среди социалистов-утопистов Франции занимают Сен-Симон и Шарль Фурье, которые вместе с английским ученым Робертом Оуэном вошли в историю как великие критические утописты, учение которых, несмотря на его не всегда социалистическую атрибутику, стало одним из идейных источников возникновения марксизма. Это было обусловлено тем, что к вопросу переустройства общества они подходили всесторонне, предлагали пути и методы разрешения противоречий на основе анализа экономических, политических, социальных и духовных процессов [5].

Шарль Фурье (1772-1837) – автор сочинений: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Теория всемирного единства» и др. Общество, согласно его учению, проходит в своем развитии ряд ступеней, последнюю из которых он назвал строем цивилизации. Особое внимание при этом он уделяет тому, как будут реализовываться на деле, а не на словах, для подавляющего большинства населения истинные права и свободы, прежде всего, право на труд, «без которого ничего не стоят все другие права».

Чрезвычайно много сделал для разработки экономической стороны проблемы Роберт Оуэн (1771-1858). В своей практической деятельности он даже предпринял попытку реализовать ее. Разумная общественно-политическая система, полагал он, должна быть основана на законах природы, а не на порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Частная собственность – плод насилия и несправедливости. 

   

4. Политическая мысль в ХХ веке

Во второй половине ХIХ века продолжалось развитие и укрепление гражданского общества в странах Запада. Внедрявшиеся в жизнь демократические институты обеспечивали включение в политический процесс все более широких слоев населения.

Капиталистическая экономика постепенно вступала в полосу монополизации, а наемные работники создавали организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех странах возникли профессиональные союзы. В ряде стран были созданы социал-демократические партии.

Политические и правовые учения того периода в основном продолжали развитие идей либерализма первой половины ХIХ века. Общей методологической базой продолжал оставаться философский позитивизм. Однако наметилась тенденция перехода от фактографии к широкому использованию философии, социологии и психологии [7].

В целом марксизм как направление общественной мысли проявился в самых различных областях гуманитарного знания – экономической теории, социологии, философии, в том числе в науке о государстве и праве. Основоположниками данного направления были немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

В позитивном плане для марксизма как политико-социологической доктрины характерны следующие особенности. Во-первых, он критически переработал в материалистическом духе гегелевскую диалектику и максимально использовал ее возможности для анализа политических и государственно-правовых проблем общества. Во-вторых, марксизм диалектико-материалистически осмыслил бытие политических и государственно-правовых явлений. В-третьих, марксизм по-новому подошел к анализу государственной бюрократии, а также ее места и роли в жизни общества. В-четвертых, марксизм выработал и опробовал на опыте ряда революций новые критерии социального измерения политики [2].

Особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли, как М. Вебер, В. Парето, Р. Михельс и др.

М. Вебер (1864-1920) широко известен в развитых странах прежде всего как автор теории государственной бюрократии. Значение этой теории состоит в том, что она служит хорошей основой для совершенствования всего механизма политического, и в первую очередь государственного, управления современным обществом [3; 5].

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923), в особенности его четырехтомный «Трактат по общей социологии». С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть.

Существенные изменения в американской политологии происходят в период между двумя мировыми войнами.  Сциентистское направление связано с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро и Дж. Кэтлин. Характерно для данного направления то, что оно рассматривалось как наука предсказани [9]..  

Чарльз Мерриам (1874-1953) был не только одним из основателей американской науки, но и отцом бихевиористского направления в ней. Заслуга Мерриама перед американской политической наукой состоит в том, что он, во-первых, настойчиво доказывал необходимость укрепления ее связи с практикой, с реальной жизнью. Во-вторых, Мерриам активно настаивал на внедрении в политические исследования новых методов анализа, в том числе и особенно количественных. И наконец, в-третьих, он фанатически верил в американскую демократию, рассматривая ее как такую форму политического правления, которая в наибольшей степени соответствует естественной природе человека.

Учеником и последователем Ч. Мерриама был Гарольд Лассуэлл (1902-1979), являвшийся самым известным специалистом в области американской политической науки и оказавший наибольшее влияние на ее развитие по сравнению с другими американскими политологами.

Значение работ Лассуэлла для американской политической науки состоит прежде всего в том, что в них большое внимание уделяется методологическим проблемам исследования политики. Излагая эти проблемы, Лассуэлл использовал фрейдистский подход, сформулировав на его основе теорию политического психоанализа. Суть теории политического психоанализа состоит в том, что важнейшим фактором, обусловливающим отношение индивида к политике, объявляется психологический механизм его личности [3].

Заключение

Знание зарубежной политической мысли относится к важному аспекту научного осмысления историко-политического опыта этих стран. Этот опыт был и остается важным в таких областях, как конституционная теория и практика, гражданское и правовое общество, личная и общественная защищенность, парламентская и внепарламентская деятельность, законотворчество и нормотворчество, политическое управление и самоуправление, государственное регулирование бизнеса и защита окружающей среды, политический процесс и политическое, в особенности электоральное, поведение. В качестве примера можно сослаться на принцип разделения властей, четко проведенный в конституционной теории и практике США.

Как и другие общественные науки, политология представляет собой международную область знания. Она развивается усилиями ученых разных стран, разных политических убеждений. Она имеет свою историю, начало которой восходит к работам Платона и Аристотеля. Большое значение для нынешнего этапа развития политической науки имеет внимательное отношение к теоретическому и практическому опыту, накопленному мировой политологией. Особый интерес представляет политическая наука США. Именно в США впервые отработаны приемы исследования политической жизни. Именно там сконцентрировано более 90% всех политологов мира.

Список литературы

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.-М.:Мир книги,1996.-297с.

2. Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений.-СПб.:Питер,1991.-327с.

3. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений.-Ростов-на-Дону:Феникс,2002.-192с.

4. Голосов Г.В. Сравнительная политология.-Новосибирск:Университет,1995.-206с. 

5. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии.-М.:»Высшая школа»,1995.-272с.

6. Дилигенский Н.Я. Социально-политическая психология.-М.:Знание,1994.-376с.

7. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе.-М.:Знание,1996.-247с.

8. Панарин А.С. Политология.-М.:Проспект,2000.-440с.

9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.-М.:Мир книги,1992.-452с.

10. Шлезингер А. Циклы американской истории.-М.:Прогресс,1992.-367с.