Оглавление
1. Значение термина «политика»…………………………………………….3
2. Происхождение политики…………………………………………………6
3. Власть как основа политики……………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………….13
1. Значение термина «политика»
Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относится к государству: его устройству и предназначению, формам государственной власти, методам ее осуществления, государственным институтам, правящей элите.
Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].
Однако возросшая за последние десятилетия общественная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, увеличение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.
В современной науке политика преимущественно рассматривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:
а) как одна из общественных сфер;
б) как разновидность общественной деятельности.
Различают три типа субъектов политики: индивидуальный, социальный и институциональный.
В качестве индивидуальных субъектов, как правило, выступают политические лидеры - государственные деятели, руководители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на принятие политических решений и их реализацию.
К категории социальных субъектов политики относятся нации, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.
Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.
Наличие субъектов политики естественным образом предполагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдельные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.
Характер решения политических проблем, как и направленность политики в целом, в решающей мере зависит от типа политической системы страны [6].
Политика выступает в двух формах – теоретической и практической.
Функция теоретической политики заключается в определении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разработке стратегии и тактики их достижения.
Функция практической политики проявляется в деятельности политических институтов по осуществлению выработанного курса и достижению поставленных целей. Практическая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в создании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сессий, съездов, конференций, международных акций; назначении государственных и других политических деятелей и т. д.
Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реализуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя политика) и межгосударственной (внешняя политика).
Внутренняя политика выступает в форме конкретных действий государства, партий, других институтов политической системы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности суверенных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаимоотношений между отдельными странами, общественно-политическими объединениями и международными учреждениями.
В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4;6].
Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их места в обществе (социального статуса). Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.
В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воздействие на отношения общества с природой.
Первичность экономики в отношениях с политикой очевидна. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.
Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и поведение людей, общественные, в том числе политические отношения.
2. Происхождение политики
Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.
За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.
Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.
Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений [2].
Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.
С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской цивилизации была отмечена завершением перехода от первобытнообщинных отношений к классовым и заменой родоплеменной формы управления обществом государственной.
В античном мире начальный этап становления науки о политике (точно так же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных теорий с присущими последним признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.
Наиболее полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права [6].
Как известно, к эпохе Средневековья относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.
В историю Европы этот период вошел как темное, мрачное время, характеризующееся полным политическим и гражданским бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки и культуры.
Политические теории Средневековья являлись составной частью теологии, представляющей собой совокупность знаний о Боге и религиозных догмах. Свою законченную форму они получили лишь в XII-XIII вв.
В эпоху позднего Средневековья на континенте шел активный процесс возникновения новых государств с реформированием церковной и светской властей, а также изменениями в социальной структуре населения, составлявшего три основные группы: духовенство, дворянство и крестьянство.
В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического.
Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения прежде всего были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469-1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.
Исследования Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике [5].
Развитие политической мысли в этот период (конец XVII -начало XX вв.) стимулировалось кардинальными переменами в общественной жизни передовых стран Европы и Северной Америки.
Одновременно шел процесс становления конституционного государства, т. е. такого института управления обществом, деятельность которого основана исключительно на правовых нормах, распространяющихся на всех без исключения граждан страны, включая ее правящую элиту.
Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).
На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс.
Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим [6].
Среди тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. разрабатывал политическую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно Макиавелли и Медисону являвшийся в политике не только теоретиком, но и практиком - он был влиятельным государственным деятелем Веймарской республики и одним из авторов ее Конституции.
Благодаря трудам М. Вебера и других исследователей - его современников - Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта Михельса (1876-1936), политическое знание к началу XX в. приобрело черты полноценной научной дисциплины.
Россия, как известно, в число стран с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса.
В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.
Российские ученые активно обращались и к вопросам правового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли представители социалистического направления в российской политологии –М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.
Наша страна в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.
3. Власть как основа политики
В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.
В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образование» и означает организованную общность людей, проживающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.
Государство в его широком понимании имеет свои державные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом признаков, основными из которых с позиций политической науки являются:
- наличие территории, на которую распространяются законы данного государства;
- наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;
- наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;
- наличие особой системы организаций и учреждений, призванных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;
- наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].
Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из перечисленных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-административное объединение государством в широком смысле этого понятия.
В узком смысле под термином «государство» подразумевается комплекс организаций и учреждений, обладающих верховной властью на территории страны и призванных разрабатывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.
Главенствующая роль государства в жизни общества, выделяющая его из числа других субъектов политики, объясняется рядом следующих существенных факторов:
а) в отличие от всех других политических институтов, государство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;
б) принимаемые им решения обязательны для всех индивидуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;
в) государство обладает монопольным правом на проведение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;
г) лишь государство на законных основаниях может использовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].
Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойственные функции.
Важнейшей среди них является политическая функция. Осуществляя ее, государственные органы призваны определять характер решения общественных проблем; разрабатывать и реализовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функционирования и развития.
Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного характера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.
Внешние функции связаны с защитой суверенитета страны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией действий с другими государствами по проблемам поддержания мирового порядка (миротворческая); участием в решении глобальных проблем (социально-экологическая).
Внутренние функции государства делятся на правовую, организационно-контрольную, экономическую, социальную, образовательную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.
Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].
Власть - категория не только политическая. Это одна из фундаментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и возможность одного человека или группы влиять на деятельность, поведение других людей.
На основании приведенного определения можно сделать вывод о том, что политическая власть есть способность и возможность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-политических организаций навязывать свою волю другим ее субъектам - индивидам, группам, политическим институтам, обществу, стране и т. д.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.
Общественно-политическая власть, в свою очередь, выступает в двух формах. В одном случае она формируется и осуществляется партийными структурами, иными общественными организациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую функцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.
Государственная власть официально представлена соответствующими политическими институтами (глава государства, парламент, правительство,
судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распространяется на все общество и страну в целом.
Список литературы
1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги,1996.-297с.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск: Университетет,1995.-206с.
3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии.- М.: Высшая школа,1995.-272сю
4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-542с.
5. Панарин А.С. Полотология. – М.: Проспект,2000.-440с.
6. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России/ Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.-212с.