Оглавление

1. Значение термина «политика»…………………………………………….3

2. Происхождение политики…………………………………………………6

3. Власть как основа политики……………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………….13

1. Значение термина «политика»

Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относит­ся к государству: его устройству и предназначению, формам го­сударственной власти, методам ее осуществления, государствен­ным институтам, правящей элите.

 Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основ­ном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].

Однако возросшая за последние десятилетия обществен­ная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, уве­личение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.

В современной науке политика преимущественно рассмат­ривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:

а) как одна из общественных сфер;

б) как разновидность общественной деятельности.

Различают три типа субъектов политики: индивидуальный, со­циальный и институциональный.

В качестве индивидуальных субъектов, как правило, высту­пают политические лидеры - государственные деятели, руково­дители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на приня­тие политических решений и их реализацию.

К категории социальных субъектов политики относятся на­ции, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.

Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.

Наличие субъектов политики естественным образом пред­полагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдель­ные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.

Характер решения политических проблем, как и направлен­ность политики в целом, в решающей мере зависит от типа поли­тической системы страны [6].

Полити­ка выступает в двух формах – теоретической и практической.

Функция теоретической политики заключается в опреде­лении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разра­ботке стратегии и тактики их достижения.

Функция практической политики проявляется в деятельно­сти политических институтов по осуществлению выработан­ного курса и достижению поставленных целей. Практичес­кая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в со­здании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сес­сий, съездов, конференций, международных акций; назначении го­сударственных и других политических деятелей и т. д.

Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реа­лизуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя по­литика) и межгосударственной (внешняя политика).

Внутренняя политика выступает в форме конкретных дей­ствий государства, партий, других институтов политической систе­мы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности су­веренных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаи­моотношений между отдельными странами, общественно-поли­тическими объединениями и международными учреждениями.

В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государ­ственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4;6].

Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их мес­та в обществе (социального статуса).  Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточ­ного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.

В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воз­действие на отношения общества с природой.

Первичность экономики в отношениях с политикой очевид­на. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.

Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и по­ведение людей, общественные, в том числе политические отно­шения.

2. Происхождение политики

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.

За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология про­шла длительный путь становления и развития, оформившись в ко­нечном счете в автономную, востребованную обществом науку.

Объективной причиной зарождения и эволюции политическо­го знания были общественные перемены. В их основе, как из­вестно, лежат противоречия между классами и другими соци­альными группами, между личностью, обществом и государством.

Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичны­ми являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми полити­ческими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений [2].

Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (преж­де всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской цивилизации была отмечена завершением перехода от первобытнообщин­ных отношений к классовым и  заменой родоплеменной формы управле­ния обществом государственной.

В античном мире начальный этап становления науки о поли­тике (точно так же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных теорий с при­сущими последним признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, консти­туция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.

Наиболее полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного зна­чения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права [6].

Как известно, к эпохе Средневековья относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.

В историю Европы этот период вошел как темное, мрач­ное время, характеризующееся полным политическим и граж­данским бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитос­тью народа, преследованием деятелей науки и культуры.

Политические теории Средневековья являлись со­ставной частью теологии, представляющей собой совокупность знаний о Боге и религиозных догмах. Свою законченную форму они получили лишь в XII-XIII вв.

В эпоху позднего Средневековья на континенте шел актив­ный процесс возникновения новых государств с  реформированием церковной и светской властей, а также изменени­ями в социальной структуре населения, составлявшего три ос­новные группы: духовенство, дворянство и крестьянство.

В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфак­турное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принци­пиально отличавшиеся от теократического.

Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения прежде всего были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469-1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.

Исследования Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для дальнейшего развития мировой по­литической мысли. И если Аристотеля называют отцом полити­ческого знания, то Макиавелли - основателем науки о политике [5].

Развитие политической мысли в этот период (конец XVII -начало XX вв.) стимулировалось кардинальными переменами в общественной жизни передовых стран Европы и Северной Аме­рики.

Одновременно шел процесс становления конститу­ционного государства, т. е. такого института управления обще­ством, деятельность которого основана исключительно на право­вых нормах, распространяющихся на всех без исключения граждан страны, включая ее правящую элиту.

Завершающий период оформления политологии в самосто­ятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Но­вого времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).

На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следстви­ем которых явился резкий рост политической активности масс.

Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание влас­ти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим [6]. 

Среди тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. разрабатывал политичес­кую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно Макиавелли и Медисону являвшийся в политике не только теоретиком, но и практиком - он был влиятельным государственным деятелем Вей­марской республики и одним из авторов ее Конституции.

Благодаря трудам М. Вебера и других исследователей - его современников - Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта Михельса (1876-1936), политическое зна­ние к началу XX в. приобрело черты полноценной научной дис­циплины.

Россия, как известно, в число стран с развитой наукой вош­ла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Север­ной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса.

В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической пробле­матике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.

 Российские ученые активно обращались и к вопросам пра­вового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли предста­вители социалистического направления в российской политологии –М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.

Наша страна  в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернатив­ных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.

3. Власть как основа политики

 

В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.

В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образо­вание» и означает организованную общность людей, прожи­вающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.

Государство в его широком понимании имеет свои держав­ные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом призна­ков, основными из которых с позиций политической науки явля­ются:

- наличие территории, на которую распространяются за­коны данного государства;

- наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;

- наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;

- наличие особой системы организаций и учреждений, при­званных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;

- наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].

Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из пере­численных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-администра­тивное объединение государством в широком смысле этого по­нятия.

В узком смысле под термином «государство» подразумева­ется комплекс организаций и учреждений, обладающих вер­ховной властью на территории страны и призванных разра­батывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.

Главенствующая роль государства в жизни общества, выде­ляющая его из числа других субъектов политики, объясняется ря­дом следующих существенных факторов:

а) в отличие от всех других политических институтов, государ­ство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;

б) принимаемые им решения обязательны для всех индиви­дуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;

в) государство обладает монопольным правом на прове­дение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;

г) лишь государство на законных основаниях может исполь­зовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].

Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойствен­ные функции.

Важнейшей среди них является политическая функция. Осу­ществляя ее, государственные органы призваны определять ха­рактер решения общественных проблем; разрабатывать и реали­зовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функциониро­вания и развития.

Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного ха­рактера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.

Внешние функции связаны с защитой суверенитета стра­ны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отно­шений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией дей­ствий с другими государствами по проблемам поддержания ми­рового порядка (миротворческая); участием в решении глобаль­ных проблем (социально-экологическая).

Внутренние функции государства делятся на правовую, орга­низационно-контрольную, экономическую, социальную, образова­тельную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.

Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].

Власть - категория не только политическая. Это одна из фун­даментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и воз­можность одного человека или группы влиять на деятель­ность, поведение других людей.

На основании приведенного определения можно сделать вывод о том, что политическая власть есть способность и возмож­ность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-поли­тических организаций навязывать свою волю другим ее субъек­там - индивидам, группам, политическим институтам, обществу, стране и т. д.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.

Общественно-политическая власть, в свою очередь, высту­пает в двух формах. В одном случае она формируется и осуще­ствляется партийными структурами, иными общественными орга­низациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую фун­кцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.

Государственная власть официально представлена соответ­ствующими политическими институтами (глава государства, пар­ламент, правительство,

судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распрост­раняется на все общество и страну в целом.

Список литературы

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Мир книги,1996.-297с.

2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск: Университетет,1995.-206с.

3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии.- М.: Высшая школа,1995.-272сю

4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-542с.

5. Панарин А.С. Полотология. – М.: Проспект,2000.-440с.

6. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России/ Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.-212с.