Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Учение Платона…………………………………………………………….4
2. Учение Аристотеля………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….13
Введение
Античная Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. Отличия греческой политической культуры от восточной очень существенны. На Востоке формой государственной организации стали огромные империи – восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, а в Греции – маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие язык, боги и герои, культура.
Политическую раздробленность Греции объясняют главным образом ее природными условиями. Небольшие плодородные долины перерезаны горными хребтами, создающими естественные границы. Такой стимул для создания крупных государств, как ирригация, отсутствовал.
«Город-государство» - это перевод греческого слова «полис», от которого происходит «политика». Слово это означало и город, и государство, а вернее, объединение с единой властью и общественной жизнью. Размеры полисов невелики. В период расцвета Афин там насчитывалось 35-40 тыс. граждан.
Античная цивилизация основывалась на рабстве. Рабами создавались материальные блага, физический труд презирался. Эксплуатация рабов давала состоятельным грекам досуг и возможность посвятить себя философии, искусствам, политике.
В своих рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служившего для них образцом и провозглашавшего высшей формой общественной организации.
Выдающимися политическими мыслителями Греции являются Платон и Аристотель.
1. Учение Платона
Платон родился в 427 г. до н. э. в аристократической семье. Годы его детства, юности пришлись на трагический период Пелопонесской войны. Платон был типичным представителем золотой молодежи, светским человеком, отличным спортсменом, увлекался поэзией и философией.
В 407 г. до н. э. он встретился с Сократом, самым популярным в то время в Афинах философом, вокруг которого сложился кружок молодежи. В Греции тогда было много учителей мудрости, они назывались софистами и обучали искусству спора, умению во всех случаях доказать свою правоту. Истина была для них условна, сегодня они отстаивали одно, а завтра – другое в зависимости от обстоятельств. За свои уроки софисты брали деньги. Сократ денег никогда не брал, хотя был очень беден. Но главное его отличие от софистов заключалось в том, что для него существовала одна вечная истина и справедливость. Сократ возводил ее к единому, неперсонифицируемому богу, источнику Вселенной, который наделил людей жаждой истины и способностью познать ее.
Это были неортодоксальные взгляды, расходившиеся с традиционными представлениями о пребывающих на Олимпе божествах во главе с Зевсом, наделенных внешностью, биографией, характером. Обвиненный в неуважении к богам и развращении молодых людей, Сократ был приговорен к смерти.
Смерть Сократа потрясла Платона. Он покидает Афины, живет сначала в Мегарах, а затем посещает Египет, Южную Италию, Сицилию.
В 387 г. до н. э. Платон купил участок земли в афинском пригороде, носившем имя героя Академа. Там основал свою школу – Академию. Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному творчеству. Он умер в 347 г. до н. э., а академия просуществовала до 520 г. н. э., когда была закрыта по распоряжению византийского императора Юстиниана [1].
Самое крупное произведение Платона – «Государство», в нем содержится наиболее полное изложение его мировоззрения. Проблемы государственности рассматриваются также в работах «Политик» и «Законы». Сочинения Платона написаны в форме диалогов. В каждом из них в качестве одного из собеседников фигурирует Сократ, в уста которого Платон вкладывает свои мысли.
Платон – создатель философской системы объективного идеализма. Он следует традиции Сократа, который отвергал субъективизм софистов.
По Платону, Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному богом. Причем не мифическими и культовыми богами, изваяния которых украшали греческие города, а единым абстрактным божеством, первопричиной мира. В этом смысле Платон следовал за Сократом.
В представлениях Платона рационалистическое сочетается с мистическим. К концу жизни его тяга к мистике и мифологии усилилась.
В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя и, обосновывая ее, решает ряд теоретических проблем.
По его мнению, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В обществе нужен сапожник и хлебороб, каждый должен заниматься своим делом, обеспечивая продуктами своего труда не только себя, но и других. Так же как гончар и земледелец, нужны обществу и солдат, и правитель. По отдельности представители всех этих занятий не жизнеспособны. Своих целей они могут достигнуть только совместно [4].
Поэтому полис представляет собой органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами, а не конгломерат самостоятельных атомов – индивидов. Интересы целого выше интересов части. Но для того чтобы это правило признавалось, государство должно служить именно интересам всего общества, а не какой-либо группы, части – не богатых, не бедных, не честолюбивых, не мудрых, не большинства и не меньшинства, а именно всех в целом. Интересы ни одной группы не должны преобладать.
Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства. Наоборот, Платон – сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда.
Отстаивая иерархию сословий, Платон в то же время осуждает крайности бедности и богатства, так как они подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу [5].
Конструируя в диалоге «Государство» идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий. Правители и воины должны всю свою жизнь посвятить служению общему благу. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий. Стражи живут и питаются сообща, как в походах. Им запрещается не только иметь в своем распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним.
В первых двух сословиях нет и семей. Жены и дети общие. Детей воспитывает государство. В семье, как и в собственности, Платон видит истоки эгоизма, порчи нравов, угрозу служению общему благу.
Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона – первым коммунистом.
В идеальном государстве правит сословие философов. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия [4].
В диалоге «Политик» дается более подробная и более типичная типология форм правления. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства. Не каждый вид наблюдается в двух вариантах – правильном и неправильном в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов.
Итого получается шесть форм:
1) монархия, построенная на основе законов, - царская власть;
2) монархия при несоблюдении законов – тирания;
3) законная власть немногих – аристократия;
4) незаконная власть немногих – олигархия;
5) демократия на основе законов;
6) демократия, не соблюдающая законы.
Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т. е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия – лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.
Платон – консервативный политический мыслитель, но не следует объявлять его реакционером, исходя из того, что он симпатизировал аристократии, а не демократии. В его время демократия вырождалась и демонстрировала свое бессилие.
Если же отвлечься от эпохи Платона, то следует признать, что, обобщая опыт своих предшественников, он внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание. Идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, довольно четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации – все это неоспоримые достижения Платона.
Но в его наследии немало и негативных моментов, также ставших достоянием последующих эпох. Это идеализация кастового и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни [1].
2. Учение Аристотеля
Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире, почему его и называют иногда Стагиритом. Отец его был врачом и долгое время служил при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н. э. Аристотель прибывает в Афины и 20 лет проводит в платоновской Академии, сначала как ученик, а потом как преподаватель. После смерти Платона (347 г. до н. э.) он покидает Академию, живет в ряде городов Греции. В 342-340 г. до н. э. при дворе македонского царя Филиппа II Аристотель занимается воспитанием его сына Александра, будущего великого завоевателя. В 335 г. до н. э. он возвращается в Афины и создает свою школу (Лицей). В это время Греция находилась под властью Македонии, так как в 337 г. до н. э. Филипп II разбил афинян. Близость Аристотеля к македонскому двору сохранялась. Когда в 323 г. до н. э. Александр умирает, его учитель оказывается в немилости у своих сограждан. Не дожидаясь мести, он покидает Афины и через несколько месяцев умирает в добровольном изгнании.
Самый прославленный ученик Платона Аристотель «стоял на его плечах» и многое от него перенял. Но он не следовал рабски наставлениям учителя, от многого отказался и даже увлекся его критикой. Аристотель вошел в историю не как последователь Платона, а как равный ему, а в чем-то и превзошедший его великий философ, создавший свою систему взглядов.
Платон обращен к идеалу, поглощен религиозно-метафизическими проблемами, тяготеет к мифам, видит высшую форму познания в откровении, божественном озарении. Земная жизнь для него нереальна. Это лишь тень истинного бытия, искажающая его сущность. Платон творит идеальные схемы, не считаясь с настроениями, готовностью людей [1].
Аристотель не отрицает высших сил, но они не слишком его занимают. Он весь земной, людская жизнь для него реальна и все явления, воспринимаемые органами чувств, также реальны. Зрелый Аристотель отвергает платоновское учение о тенях. Он хочет усовершенствовать человеческое общежитие, отталкиваясь от действительности.
Аристотель сделал политику предметом эмпирического исследования, основанного на обобщении огромного материала. Со своими учениками он описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Его считают основателем политической науки.
Политические взгляды Аристотеля нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также в «Афинской политике», «Этике» и других сочинениях.
Политику Аристотель понимал значительно шире, чем мы. Она включала и этику, и экономику. Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель этики и политики одна – счастье, благосостояние человека и полиса.
Государство по Аристотелю - «творение природы», продукт естественного развития. В основе его лежат потребности людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного, так как полис – это общество. Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними.
Есть несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья –несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение и, наконец, полис [2].
Для полиса характерно объединение людей и территории, находящихся под властью одного правительства, имеющие одну конституцию. Единство власти и территории придает полису целостность. Полис – это общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан.
В центре критики Аристотеля – осуждение платоновского «коммунистического проекта». По Аристотелю общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе. В разумных пределах это нормально. Частная собственность – следствие себялюбия. Это добродетельное начало, стимул к труду, производству и обогащению. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису.
Общая собственность, наоборот, противоестественна. Общий интерес – ничейный интерес. Общность имуществ не дает стимулов к производству, ей трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других [1].
Аристотелевская критика коммунистической идеи и апология частной собственности сохраняют значение и по сей день. Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение. Он выделяет две формы накопления богатства. Первая – своим трудом, через производство, создание материальных ценностей – увеличивает общее богатство и выгодна полису. При второй форме – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества – ничего нового не создается. Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага.
Следуя прочно установившейся традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы – где властвует один человек, немногие или большинство. Но к этому «арифметическому» принципу он прибавляет критерий качественный и этический. В зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные. Некоторые нюансы Аристотель вносит в определение шести форм государства, получаемых благодаря сочетанию двух названных критериев [3].
Правильная власть одного человека именуется монархией, неправильная – тиранией. Правильная власть немногих – аристократией, неправильная – олигархией. Правильная власть большинства называется политикой, а неправильная – демократией. В этой последней паре и заключаются главные новшества, вводимые Аристотелем.
Немало внимания Аристотель уделяет смене форм государства в результате насильственных или мирных переворотов. Причиной переворотов является нарушение справедливости, абсолютизация принципа, лежащего в основе разных форм правления. Признав его в отношении гражданства, крайняя демократия исходит из того, что люди равны во всех отношениях. Олигархия, наоборот, абсолютизирует неравенство.
Аристотель связывает перевороты и с социальными противоречиями. Когда немного богатых и много бедных, рассуждает он, первые угнетают вторых, или бедные уничтожают богатых. Усиление одного из классов, слабость среднего класса – причина переворотов. Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политики, смешанного строя, укрепление среднего класса.
Советы Аристотеля не остановили вырождения греческой государственности. Подпав под власть Македонии, Греция уже не смогла восстановить свободу и скоро покорилась Риму. Но вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследований, обобщил огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор [1].
Заключение
Пик древнегреческой цивилизации приходится на VI – V вв. до н. э. Он связан с расцветом афинской демократии, доказавшей свою жизнеспособность в греко-персидских войнах. Маленькая Греция отстояла право на существование в борьбе с огромной Персидской империей. Последовал период невиданного подъема национальной жизни – так называемая эпоха Перикла. Но он был очень недолгим – каких-нибудь 50 лет. Объединившись под влиянием внешней угрозы, греки после победы вновь предались внутренним дрязгам. Оплот демократии – Афины – проявлял крайний эгоизм и спесивость по отношению к младшим партнерам, побуждая их искать поддержку у аристократической Спарты.
В Пелопонесской войне (последняя треть Vв. до н. э.) Афины терпят поражение. Начинается закат античной Греции. Все это происходит в исторических масштабах необычайно быстро, за несколько десятилетий, на глазах одного-двух поколений. В начале V в. до н. э. расцвет греческого полиса, а в конце его упадок, в первую очередь упадок афинской демократии – торжество демагогии, подкупа, бездумное использование жребия при замещении должностей, частые раздачи денег бедным гражданам, поощрявшим паразитизм и безответственность.
Кризис системы и здесь привел к величайшему расцвету политической мысли, связанному с именами Платона и Аристотеля. В их сочинениях – квинтэссенция политической мудрости накопленной древними греками.
Список литературы
1. Азаркин А.А., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений / Под ред. проф. О.М. Мартышина. – М.: Юрист, 1994.-132с.
2. Аристотель. Политика // Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1972.-Т.3. – Ч.2.
3. Дегтярев А.Л. Основы политической теории. – М.: Высшая школа, 1998.-239с.
4. Платон. Государство // Сочинение в 3 т. – М.: Мысль, 1971.-Т.3.-Ч.1.
5. Федорова М.М. Классическая политическая философия. – М.: Весь мир, 2001.-224с.