Оглавление
Введение 3
1. Начало политической мысли в России 4
2. Российская политическая мысль в ХVIII - ХIХвв. 8
3. Политическая мысль в России в ХХв. 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в Vв. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.
1. Начало политической мысли в России
Политология - совокупность наук о политике - огромном по форме и содержанию массиве реальных и потенциальных проявлений политической сферы, их состава, строении, назначении, роли, происхождении, распространении, прогрессе, взаимном влиянии, действии [3]. Своими корнями истоки политологии уходят в глубокую древность и связаны с выработкой, систематизацией первых сведений о природе, характере, свойствах политической реальности как таковых. В самостоятельную, организационно оформленную отрасль обществознания политология выделилась в конце XIX - начале XX столетия.
Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство как создание человеческого искусства, понять политику в связи с интересами людей и их объединений. В процессе идейной борьбы социальных групп зарождался и складывался теоретический слой политико-правовой идеологии, в концептуальной Форме отражавшей политико-правовую реальность и идеалы социальных групп. Из многовековой борьбы и развития учений о государстве, политике, праве сложилась история политических учений.
Каждая большая эпоха классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые проблемы и способы их решения. Поэтому каждая из них имела свою теорию государства и права, отражавшую особенности государственных учреждений и принципы права своего времени. Основным предметом теоретико-политических дискуссий в средние века стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии ХVII – ХVII веков стояла уже не столько форма правления, сколько форма политического режима, проблемы законности, гарантий юридического равенства, свободы и прав личности. XIX - XX века выдвинули на первый план проблему материальных гарантий прав и свобод, социальной защищенности человека, а с конца XIX века проблема форм правления и политического режима существенно дополнена исследования связей государства с политическими партиями и другими организациями [1; 7].
История политических и правовых учений иногда характеризовалась как процесс познания истинной природы, сущности государственно-правовых институтов, эволюционный процесс углубления, развития и передачи знаний о государстве и праве. В период борьбы против Феодализма идея общественного договора, как способ выражения сопричастности человека к власти, противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов.
Главным итогом политике - правовой идеологии ХVI - ХVII веков стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения.
В отличие от христианских авторов Средневековья, традиционно видевших в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия.
В политико-правовой идеологии ХVI - ХVII веков, по существу, была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и, в масштабах истории человечества, далеко не завершено.
В конце XVII века был сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. Тогда же били теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе.
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и филосовски-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II-I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя» и сами эти представления передавались обычно в форме мифов [3].
В глубине веков зародилась жизненная потребность в особом широком значении слова (держава, государство). От семейной ячейки, будто от зародыша, рождаются все исследующие общественные отношения: солидарности и угнетения, обособления и взаимопомощи, гражданского а и государства. Их совокупность сводится к понятию блага - личного, семейного или общего.
История древнего великорусского общества и государства действительно представлдяет собой выделение и самостоятельное развитие всех последующих общественных отношений: и угнетение, и взаимопомощь, и гражданское общество, и государство.
На этом простейшем основании была построена политическая организация удельных княжеств древней Руси. Княжеский двор состоял из князя, членов его семьи и дворян, слуг княжеских. Княжество принадлежало князю, было его наследственным уделом. Этот тип организации лежал и в основании Московского государства: он только раздвинулся, принял громадные размеры.
Как прежде князь, теперь московский государь был отчичем и дедичем Московского государства. Царский дом, или двор, состоял из членов царского семействах. Слуги царя, или холопы, окружали его, нисходя по степеням - от высших, приближенных, до низших.
Можно сказать, что переход от удельной системы к государственному единству был возвращением к первоначальному типу двора, или дома, в государственной сфере. Во времена уделов княжества обратились в имущество князей, которое они делили между членами своего семейства, покупали, продавали. С Дмитрия Донского начало вырабатывается ясное представление о государственном единстве и о единстве государственной власти, вследствие чего часть, достававшаяся великому князю, становилась все больше, а части прочих князей - все меньше. С Ивана III все владения перешли в руки государя, а остальным князьям достались ничтожные уделы Московии. С этого времени в государственной жизни тип дома, или двора, начал восстанавливаться в первоначальном виде и оставался господствующим до Петра Великого. Правящий класс России представляя собой пирамиду чинов, вершину которой составлял государев двор. Модернизация этой системы началась с реформ Петра I [1; 3].
Древнейшее мироощущение людей вобрало в себя язычество. Оно отразило их потребность в единении и товариществе, было основой всей жизнедеятельности. Устраиваемые в урочное время сборы всего села и целого племени - большие празднества назывались соборами и событиями.
Выло бы ошибочным отрицать или недооценивать глубокое воздействие христианства на духовный облик народа. В его сознании языке и фольклоре нашли отражение книги Ветхого и Нового заветов.
Князь в древней Руси получал, как правило, свою власть по наследству или по завещанию, реже - путем межкняжеских войн и захватов. Он был правителем, главой войска, высшим судьей, но его власть отнюдь не была абсолютной. Когда князь вызывал недовольство злоупотреблениями или насилиями, народное собрание (вече) могло отстранить князя от власти.
Таким образом, политический строй древней Руси характеризовался с своеобразным сочетанием двух начал: княжеского и демократического, вечевого. Власть веча была всеобъемлющей. Оно решало все важные вопросы внутреннего и внешних сношений.
Политическая культура любого общества формируется под воздействием ряда факторов: природно-географического, социально-экономического, военно-политического и духовного.
Специфику становления Российского государства обусловило выгодное стратегическое расположение Московского княжества, относительно высокий по сравнению с восточными и южными соседями уровень экономического развития и военной мощи, что позволяло проводить достаточно успешную экспансию в указанных направлениях [8].
Вопрос о соотношении политики и нравственности стар, как мир. Люди по-разному понимают нравственность и политику. Даже библейскую Юдифь оценивают неоднозначно. Эта «богобоязненная» красавица-вдова обольстила австрийского полководца Олоферна, который осаждал Ветилую. Дает ли право политический успех оправдать Юдифь.
Издревле мораль и политика рассматривались как антиподы. Русская политическая мысль второй половины ХIХв. знала не только противопоставление морали и политики, но и их взаимодополнение. Русский историк и общественный деятель К.Д.Кавелин сформулировал свой подход к этой проблеме: «Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу».
2. Российская политическая мысль в ХVIII - ХIХвв.
Политическое развитие России было ускорено созданием крепкого государства в конце ХVв. Рубежом ХV - ХVIвв. многие ученые датируют начало современной главы истории западной цивилизации. Исторической эволюции России отведено особое место в мировой цивилизации.
Политика царизма сдерживала процесс формирования православной цивилизации в России. Главным тормозом была феодально-крепостническая система. Передовые страны Западной Европы, сбросившие с себя оковы феодализма, шли далеко впереди в своем промышленном развитии. Политической модернизации России оказывали сопротивление мощные реакционные силы в лице помещиков-землевладельцев.
Вопросы взаимосвязи этики, права и государства оригинально разрабатывались в трудах одного из выдающихся русских философов ХIХв. - В.С.Соловьева.
В русской политической мысли периодически проводились реформы. Время царствования Ивана III знает церковную реформу, с помощью которой была сделана попытка (безуспешно!) ограничить власть церкви -правящей идеологической силы, более могущественной, чем государство. Эта попытка осуществилась позже - в великих реформах середины ХVIв.
Гораздо более удались реформы Петра Великого. Не много в нашей истории политических институтов, которые действовали бы так долго и оказали бы столь глубокое воздействие на державу. Сенат, например, просуществовал с 1711 по декабрь 1917г., т.е. 206 лет, синодальное устройство русской православной церкви сохранялось с 1721 по 1918г., т.е. 197 лет, а система подушной подати - с 1724 по 1887г., т.е. 163 года. Но и за петровскими реформами следовали контрреформы - так называемые кондиции 1730г. Однако реформы Петра I дали развитию страны толчок, который определил ее движение в течение 200 лет. Царь-реформатор довел все преобразования до такой степени, когда эволюция становится революцией.
Это обстоятельство позволило Екатерине II импортировать идеи Французского Просвещения. Ее либеральные взгляды привели не дальше чем к свободе говорить и мыслить. Но даже это весьма ограниченное свободомыслие (вспомним ссылку А.Н.Радищева) подготовило почву для реформирования страны в ХIХв. [5; 7].
Политическая философия Россия плодотворна, она воодушевляла немало пытливых умов. В их числе боярин М.Салтыков, составивший в 161 первую конституцию.
В этом политическом документе поражает совершенной новизной детально разработанный план государственного устройства. В чем же его новизна? Во-первых, в установлении порядка высшего управления.
Во-вторых, в определении прав и преимуществ всего московского народа и его отдельных классов. В-третьих, в обеспечении неприкосновенности русской православной веры. Права каждого подданного ограждают его личную свободу произвола власти. Малозаметная в прежней русской мысли идея личных прав приобретает в проекте конституции М.Салтыкова определенные очертания. Так, всех судят по закону «с бояр всеми», никого не карать. Наверное, обычай расправляться без суда и следствия был столь силен в государственном механизме, что от него думали излечить власть радикальными мерами. В перечне установлении названы не существовавшие прежде личные права: больших чинов людей без вины не понижать; малочиновных возвышать по заслугам; каждому вольно ездить для науки а другие государства христианские, и государство имущество за то отнимать не будет. В салтыковском документе даже мелькнула мысль о веротерпимости.
Это был невиданный политический почин. Следующая конституция появилась в России почти через 300 лет.
В 1861г. крепостные крестьяне получили свободу, но она оказалась весьма ограниченной как в экономическом, так и в юридическом отношении. Крестьянский вопрос решался неудовлетворительно: реформа не была доведена до конца, хотя способствовавшая переходу России на путь капиталистического развития. Неизбежным следствием развития товарных отношений стал раскол общины на представителей безлошадного пролетариата и торгового капитала. Это была расчистка поля для капитализма.
В 40-50-х гг. ХIХв. разгорелся спор о русской общине между западниками и славянофилами. Славянофилы связывали своеобразие исторического пути развития России с общиной ее самобытным укладом жизни. Они считали, что община предохранит Россию от «язв» капитализма. Западники видели будущность России в проявлениях индивидуальности народа, ориентировались на западный путь развития. В теоретическом споре решающее слово принадлежало правительству.
Дворянство противилось реформе 1861г. и до последнего держалось помещичьего землевладения [4; 6].
3. Политическая мысль в России в ХХв.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX - начале ХХв. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, М.Я.Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И.Ленин, Г.В.Плеханов и другие.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.
Размышляя над там, что происходит теперь с нами, мы лучше начинаем понимать случившееся в 1917г. Тогда было положено начало самой свободной в мире Российской республике, просуществовавшей всего восемь месяцев. В середине 1917г. перед нею открывались два пути установления авторитетной демократической власти, теоретически не исключающие друг друга: один - при опоре на Учредительное собрание; другой - при опоре на власть Советов, свободно избранных населением.
Это хорошо понимала царская власть, вводя цензовые ограничения в избирательные законы 1905 и 1907гг. Революция в России не когда тогда совершить прыжка от полуфеодального строя к социалистическому. Возможность утверждения демократической власти без террора и кровопролитной гражданской войны представлялось вполне реальной [2].
Однако все сложилось по-другому. В апреле прогрохотал первый раскат будущей гражданской войны.
России суждено было пережить период думской монархии. 23 апреля 1906г. были изданы основные государственные законы ограничении власти царя, об устройстве и функциях Государственной думы и Государственного совета, о гражданских правах и обязанностях подданных России. Эпоха российской истории с абсолютной неограниченной властью императора заканчивалась страна вступала в новый период - период «думской монархии», или, по осторожному официальному выражению, «обновленного строя». Не все признают за «думской монархией» определение «конституционная», поскольку в России сохранялась сильная монархическая власть. Этот период закончился Февральской революцией, когда в Петрограде 27 февраля 1917г. перестала существовать царская власть.
Распалась тысячелетняя твердыня, исчезла императорская Россия, державно строившая многонациональное государство.
Для поддержания порядка Государственная дума сформировала Временный комитет, а 1 марта образовала Временное правительство. По жестокой иронии судьбы монархическая Дума формально похоронила российскую монархию.
После Октября Советы были лишены реальной власти. Уже в 1919г. на VIII съезде партии большевиков делегат Антонов говорил: «...мы видим, что почему-то Советы начинают медленно умирать. На местах происходит то, что в конце концов остаются лишь Исполнительные комитеты, а Советы упраздняются, причем это упразднение происходит вопреки конституции».
Россия вновь оправдала данное ей название «страны парадоксов». По Конституции, юридически вся полнота власти принадлежала Советам депутатов трудящихся, а фактически управляла страной через исполнительные органы всевластная партия. Советы же превратились в безвластную народную машину единодушного голосования. Так из пепла вновь возгорелась искра самодержавия. В России воцарилось новое самодержавие. Неограниченная власть стала принадлежать новому самодержавцу - Генеральному секретарю ЦК партии, а Советы выполняли жалкую роль проводника властных решений.
Наперекор всему лозунг «Вся власть Советам?» не мог не возродиться. Это произошло в годы «перестройки», объявленной в 1985г.
События развивались столь стремительно, а противостояние реформаторов и консерваторов обострилось до такой степени, что вопреки воле М.С.Горбачева ему пришлось в декабре 1991г. сложить с себя обязанности президента СССР. Он стал едва ли не главным ликвидатором КПСС.
Уникальность КПСС состояла в том, что она обеспечивала монопольный и постоянный источник власти и использовала его для усиления и расширения контроля над обществом.
Социальное пространство распавшегося государства утрачивает способность к саморегулированию, в результате уменьшаются внутренние силы развития политики, культуры и экономики [7].
Сегодня в России действуют следующие силы: блокирующие становление смешанной экономики, частного предпринимательства и, наоборот, пытающиеся разблокировать продвижение к капитализму.
Для экономической демократии в России главным становится отношение населения к рынку, к разнообразию конкретных форм собственности и предпринимательским видам деятельности.
Однако переход к сплошной частной собственности вряд ли найдет практическую поддержку населения. Подавляющее его большинство выступает за смешанные Формы собственности, за то, чтобы частная собственность развивалась наряду с коллективными ее формами.
Если российское общество обречено на острую внутриполитическую борьбу и колебания государственного курса, то исключительно важно иметь при этом более или менее надежную опору, которая позволит удержать политическую систему от раскола, а экономику - от развала.
Главная проблема, стоящая перед Россией, состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органического сочетания рыночной экономики политической демократии, правового государства, исторических традиций российской государственности. Здесь, конечно, особое место занимает вопрос о соотношении рынка и пределов государственного вмешательства. Государство призвано защищать интересы людей от негативных последствий рынка.
Заключение
Заключая обзор политической мысли России хотелось бы отметить, что простой человек не может прямо повлиять на политическую жизнь с целью ее изменения. Даже известная и авторитетная личность не в силах быстро что-либо изменить, поскольку существуют объективные условия и причины взаимозависимости социальных слоев и групп, ведь политика есть отношения между классами, нациями и государствами. Главными являются отношения к власти. Следовательно, политику можно определить как борьбу за власть, ее завоевание, удержание и использование. Нет смысла искать причины наших бед в таинственной «душе» русского народа, постоянно винить старых и новых политиков, власти предержащие. Было бы непоправимой ошибкой отбросить курс на переустройство жизни в России, ее демократизацию, на духовное раскрепощение личности.
Советское государство оперировало массами и было отчуждено от конкретного человека, приносимого в жертву правящей номенклатуре. Ныне весь комплекс вопросов демократизации, многопартийности, разгосударствления и приватизации собственности не может оставить в сторона ни одного человека, проникнутого заботой о собственной судьбе и исторических судьбах России. На действительность уже влияют свободное предпринимательство, инициативные работники. Исключительно важна в наши дни именно сумма индивидуальных усилий и гражданских позиций личности. Она выступает силой, способной отказаться от коллективности в политической жизни, в осуществлении либеральных реформ. Свобода личности не может пониматься как страсть к разрушению, она осознается как личная ответственность, как способность не разрушать, а строить, созидать.
Список литературы
1. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Наука,1995. – 344 с.
2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХв. // Вопросы философии. - 1992. - С.3-25.
3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: «Логос», 1997. – 386 с.
4. Липсет С.М. Политическая социология. –M.: Прогресс,1972. – 456 с.
5. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М.:Наука,1972. – 422 с.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи». - М.: Аспек Пресс,1995. - 244с.
7. Рябов В.В. Политология на Российском фоне. - М.: «Луч»,1993. -425с.
8. Соловьев С.В. Сочинения. – Т. I. - М.,1990. – 643 с .