Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика Конвенции Киото (1973 год.)

    по упрощению и унификации таможенных формальностей

    и процедур………………………………………………………………..5

2. Структура Конвенции и ее содержание………………………………..8

Заключение………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………….15

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба  оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  «открытой»,  а  государственные  границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

 В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

 Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как: создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой; обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации; пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов; участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары; формирование,  ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России; создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

 За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе».

 Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.  Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

В настоящее время в органах власти и деловых кругах началось обсуждение вопроса о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).

В связи с этим на страницах печати начинается публикация ряда материалов, посвященных теме Киотской конвенции. В данной работе дается общая характеристика Конвенции.

1. Общая характеристика Конвенции Киото (1973 год.) по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур

Киотская конвенция не столь широко известна  (не следует путать с вступившим для России в силу 16.02.2005 Киотским протоколом к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 года), хотя вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс Российской Федерации [2] во многом основывается на принципах названной Конвенции.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г. [5, C.18; 11, C.128].

Членами Конвенции являются более 60 государств (в т.ч. страны Европейского сообщества, США, Китай, Канада, Япония и др.).

В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Эту Конвенцию в новой редакции называют иногда пересмотренной Киотской конвенцией, Киотской конвенцией в редакции Брюссельского протокола.

По условиям Брюссельского протокола новая редакция Конвенции должна вступить в силу по истечении трех месяцев после того, как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнят соответствующие процедуры ратификации/присоединения [8, C.111-112; 12, C.115].

По состоянию на начало октября 2005 г. 39 договаривающихся сторон Конвенции выполнили процедуры ратификации/присоединения. Таким образом, пересмотренная Киотская конвенция вступает в силу в 2006 г. Поскольку Российская Федерация не является договаривающейся стороной Киотской конвенции, то пока последняя не вступит в силу, Российская Федерация не сможет начать формальную процедуру присоединения к Конвенции. После присоединения Конвенция вступит в силу для Российской Федерации по истечении 3 месяцев после выполнения соответствующих процедур.

Целью Киотской Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил [1].

Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества в части пополнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка, иных публичных интересов государства и общества, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи. Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении постаудита и управления рисками [3, C.88; 5, C.22; 18, C.67-68].

В соответствии с Конвенцией упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля должны также достигаться путем широкого применения информационных технологий.

Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Она также является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

Надо отметить, что пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм документа Всемирной торговой организации - Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и ряд других. Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этих принципов конкретных правил регулирования тех или иных процедур, и того самого поиска баланса между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства [8, C.115; 9, C.88-89; 14, C.64-65].

К примеру, в соответствии с Конвенцией «проверка декларации на товары производится одновременно или в возможно короткие сроки после регистрации декларации», а «в случаях, когда таможенная служба принимает решение о том, что указанные в декларации товары должны быть проверены, такая проверка проводится в возможно короткий срок после регистрации декларации на товары». Как видно, Конвенция не указывает конкретных сроков, а лишь содержит принцип о проверке декларации на товары и самих товаров в возможно короткие сроки.

На данном примере можно проиллюстрировать стремление Российской Федерации учитывать  принципы Киотской конвенции уже при подготовке нового  Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с  1 января 2004 г. По этому Кодексу срок проверки таможенной декларации, иных документов и товаров составляет 3 рабочих дня, в отличие от Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., в котором соответствующий срок составлял 10 дней.

2. Структура Конвенции и ее содержание

Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней – Генерального приложения и Специальных приложений.

Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. В Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля, таможенного оформления, уплаты таможенных платежей и других важных составляющих таможенного регулирования. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны [4, C.66-67; 6, C.100].

Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и (в соответствии с российской таможенной терминологией) режимам. Что касается Специальных приложений, то при присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо какую-либо главу Специального приложения, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений [10, C.222].

Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции (статья 2 Киотской конвенции) [1]. То есть если в какой-либо части таможенное регулирование Российской Федерации предоставляет более благоприятные условия для лиц, вступающих в                           правоотношения с таможенной службой, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое соответствие с Конвенцией необходимости нет.

К примеру, из положений главы 10 «Обжалование по таможенным вопросам» Генерального приложения к Киотской конвенции по существу следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим процесс обжалования органом. В соответствии с законодательством Российской Федерации лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и обратиться сразу в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования [7, C.145; 13, C.89; 16; C.210-212].

Нельзя не упомянуть и о Рекомендациях Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции. Рекомендации - пояснения о применении положений Конвенции. Поскольку, как было сказано выше, многие положения Конвенции сформулированы в виде принципа, подхода, в Рекомендациях нашло отражение обобщение международного опыта применения Конвенции. Тем не менее, Рекомендации  не являются обязательными для договаривающейся стороны.

Нормы Генерального приложения к Киотской конвенции сформулированы в виде Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. Для договаривающейся стороны применение и Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком является обязательным с тем, однако, отличием, что для Стандартного правила с переходным сроком предусмотрен более длительный срок начала его применения: договаривающаяся сторона должна приступить к внедрению и применению Стандартных правил не позднее чем через 36 месяцев, а Стандартных правил с переходным сроком – не позднее чем через 60 месяцев с даты вступления для нее Конвенции в силу.

Генеральное приложение состоит из 10 глав [1]:

·                     глава   1 – Общие положения;

·                     глава   2 – Определение понятий;

·                     глава   3 – Таможенное оформление и другие таможенные формальности;

·                     глава   4 – Пошлины и налоги;

·                     глава   5 – Гарантии;

·                     глава   6 – Таможенный контроль;

·                     глава   7 – Применение информационных технологий;

·                     глава   8 – Отношения между таможенной службой и третьими лицами;

·                     глава   9 – Информация, решения и предписания таможенной службы;

·                     глава 10 – Обжалование по таможенным вопросам.

Специальные приложения (их тоже 10, большинство из них, в свою очередь, подразделяется на главы, всего 25 глав) посвящены  отдельным процедурам и (в соответствии с нашей таможенной терминологией) режимам.

Нормы Специальных приложений сформулированы в виде Стандартных правил и Рекомендуемых правил. Применение Стандартных правил, как уже было сказано выше, является обязательным. Что касается Рекомендуемых правил, то по ним можно сделать так называемую оговорку (т.е. не принимать это правило для применения). Если оговорка не сделана, оно подлежит применению автоматически. Впрочем, если оговорка все же сделана, то в последующем она может быть снята. Более того, договаривающаяся сторона не просто вправе отозвать оговорки по Рекомендуемым правилам, но должна изучать возможность отзыва любых своих оговорок и каждые три года уведомлять о результатах Всемирную таможенную организацию с указанием тех положений ее национального законодательства, которые не позволяют отозвать оговорки [3, C.90-92; 15, C.55-57; 17, C.158-159].

Понятийный аппарат, имеющий отношение к Конвенции в целом, сформулирован в главе 2 Генерального приложения «Определение понятий». В свою очередь, каждая глава Специальных приложений предваряется определениями понятий, используемых в этой главе, где                          сформулированы основные черты процедуры (режима), о котором идет речь в этой главе.

На то, что положения Генерального приложения к Конвенции являются универсальными, указывает и предваряющее каждую главу Специального приложения  Стандартное правило, в соответствии с которым процедура, изложенная в этой главе, регулируется данной конкретной главой                             и, в той степени, в какой это применимо, положениями Генерального приложения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в формулировках Специальных приложений, касающихся существа того или иного процедуры (режима), не оговаривается применение либо неприменение запретов и ограничений, т.е. мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического и неэкономического характера. Меры нетарифного регулирования экономического характера – это эмбарго, лицензирование, квотирование и т.п. Меры нетарифного регулирования неэкономического характера – запреты и ограничения, связанные с такими категориями, как защита общественной безопасности, охрана жизни и здоровья людей, животных и т. п. меры.

В регламентации процедур (режимов) в Конвенции речь идет лишь о применении либо неприменении пошлин и налогов. Однако это вовсе не означает, что по условиям Конвенции названные запреты или ограничения к товарам не применяются. В основном тексте Конвенции сформулировано  правило, в соответствии с которым положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному            контролю [6 C.112-114].

Перечень специальных приложений выглядит следующим образом.

·                     Специальное приложение А «Прибытие товаров на таможенную территорию» (состоит из двух глав – глава 1 «Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары», и глава 2 «Временное хранение товаров»).

·                     Специальное приложение В «Ввоз» (состоит из трех глав –            глава 1 «выпуск для внутреннего потребления», глава 2 «Реимпорт» и глава 3 «Освобождение от ввозных пошлин и налогов»).

·                     Специальное приложение С «Вывоз» (состоит из главы «Окончательный вывоз»).

·                     Специальное приложение D «Таможенные склады и свободные зоны» (состоит из двух соответствующих глав).

·                     Специальное приложение Е «Транзит» (состоит из трех глав – глава 1 «Таможенный транзит», глава 2 «Перегрузка» и глава 3 «Каботажная транспортировка товаров»).

·                     Специальное приложение F «Переработка» (состоит из четырех глав – глава 1 «Переработка на таможенной территории», глава 2 «Переработка вне таможенной территории», глава 3 «Возврат» и глава 4 «Переработка товаров для свободного обращения»).

·                     Специальное приложение G «Временный ввоз» (состоит из главы «Временный ввоз»).

·                     Специальное приложение Н «Правонарушения» (состоит из главы «Таможенные правонарушения»).

·                     Специальное приложение J «Специальные процедуры» (состоит из пяти глав – глава 1 «Пассажиры», глава 2 «Почтовые отправления»,           глава 3 «Транспортные средства коммерческого назначения», глава 4 «Припасы», глава 5 «Грузы помощи»).

·                     Специальное приложение К «Происхождение товаров» (состоит из трех глав – глава 1 «Правила определения происхождения товаров»,           глава 2 «Документы, подтверждающие происхождение товаров», и глава 3 «Проверка документов, подтверждающих происхождение товаров») [1].

Из приведенного перечня видно, что только три процедуры, предусмотренные Специальными приложениями к Киотской конвенции, не нашли закрепления в российском таможенном законодательстве. Это процедуры Перегрузки и Каботажной транспортировки (главы 2 и 3 Специального приложения Е «Транзит»), а также процедура Возврата            (глава 3 Специального приложения F «Переработка»).

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. Современное российской законодательство в области регулирования таможенной деятельности (в частности Таможенный кодекс РФ) во многом построено на принципах Киотской конвенции по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур, принятой в 1973 г. Новая редакция Конвенции была одобрена в 1999 г.

2. Целью Конвенции Киото является упрощение и гармонизация таможенных правил и процедур. Конвенция направлена, прежде всего, на упрощение процедур таможенного контроля. Однако, чтобы последние не приводили к нанесению ущерба интересам государства и общества.

3. Структура Киотской Конвенции состоит из самого текста Конвенции и приложений к ней. Основная часть Конвенция регулирует такие вопросы, как: таможенное оформление и другие таможенные формальности; пошлины и налоги; гарантии; таможенный контроль; применение информационных технологий; отношения между таможенной службой и третьими лицами; обжалование по таможенным вопросам  и т. д.

4. В специальных приложениях Конвенции Киото рассматриваются вопросы: прибытия товаров на таможенную территорию; ввоз и вывоз товаров; транзит; перегрузка; переработка; правонарушения; специальные процедуры и т.д.

В целом  Конвенция Киото по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур является международным документом, призванным обеспечить правовое регулирование таможенной деятельности.

Список использованной литературы

1. Конвенция Киото (1973 год.) по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур

2.    Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ 9с изм. и доп. на 11 ноября 2004 г.). – М.: Юрайт, 2005.

3. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ.  - М., 1993. – 267с.

4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. – М: Издательство «Бек», 1995. – 354с.

5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. – М.: Норма-М., 1998. – 368с.

6. Гофман Н.Ф., Маховикова Г.А. Основы внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Питер, 2001. – 348с.

7. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. – М.: Норма, 2001. – 354с.

8. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. – СПб.: СПбИВЭСЭП, 2000. – 358с.

9. Жамкочьян С.С. Таможенное право Европейского Сообщества, Рабочая книга таможенника, выпуск 7. – СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2001. – 358с.

10. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2001. – 289с.

11. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное оформление международных грузоперевозок. – М.: Экзамен, 2002. – 389с.

12. Таможенный альманах №2 Перемещение товаров под таможенным контролем. – М.: Благосвет-В, 2001. – 227с.

13. Таможенный альманах №4 Декларирование товаров и транспортных средств. – М.: Благовест-В, 2001. – 225с.

14. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 450с.

15. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Практикум: учебно-методическое пособие. – М.: Книга-сервис, 2002. – 389с.

16. Халипов С.В. Таможенное право (таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). – М.: Зерцало-М, 2001. – 456с.

17. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. – Ростов-на-Дону, МарТ, 2001. – 338с.

18. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. – М.: Издательство «Бек», 1998. – 302с.