Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Лицензирующие органы, их полномочия.

    Принципы лицензирования………………………………………………..4

2. Задача……………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………………….12

Введение

Проблема лицензирования отдельных видов деятельности является очень актуальной для изучения в настоящее время. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих. Тема лицензирования особенно выделяется в ряду вопросов такого рода. Обратимся к ст. 49 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит: «Юридическое  лицо может иметь гражданские права,  соответствующие целям деятельности,  предусмотренным в его  учредительных  документах,  и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации,  за исключением  унитарных  предприятий  и иных видов организаций,  предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности,  необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности,  перечень которых определяется законом,  юридическое  лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Как видно из данного определения, лицензия необходима для получения разрешения на занятие определенным видом деятельности. Первый напрашивающийся самый простой вывод - этот вид деятельности является необычным и особенно важным, если было решено выделить его из ряда других сфер бизнеса, специальное разрешение на работу в которых не требуется.

Вопрос лицензирования очень обширен и требует глубокого и тщательного осмысления. В данной работе остановимся на полномочиях лицензирующих органов и принципах лицензирования.

1. Лицензирующие органы, их полномочия.

Принципы лицензирования

Согласно ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») [3].

Ст. 5 того же закона [3] определяет полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования: «В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

- утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

- определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

- устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно ст. 6 ФЗ «О лицензировании отдельных видов                деятельности» [3],  лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- аннулирование лицензий;

- ведение реестра лицензий;

- контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 6 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы [4; 5]:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа [3; 6].

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является [3; 5]:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Основными принципами осуществления лицензирования являются [3; 4]:

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

2. Задача

Какова площадь торгового зала магазина по реализации модной одежды, расположенного в г. Юрга на пр. Победы, если квартальный ЕНВД исчислен в сумме 16 760 руб. (КЗ в 2005 г. равен 1, 104)?

Решение:

Согласно статье 346.27 Налогового Кодекса РФ [2] площадь торгового зала это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

Площадь торгового зала будет рассчитываться следующим образом:

                                                ЕНВД

                         S = --------------------------------------

                                  БД * К2 (Кмо * Кас) * К3

где: ЕНВД – единый налог на вмененный доход;

       БД – базовая доходность в месяц;

       К2 – корректирующий коэффициент;

       Кмо – коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в г. Юрга;

       Кас – коэффициент, учитывающий ассортимент товаров;

       К3 – коэффициент-дефлятор.

Согласно ст. 346.29 Налогового кодекса РФ [2], базовая доходность розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети составляет 1200 руб.

По Закону Кемеровской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Кемеровской области» [1] Кмо равен 0,8, а Кас – 0,28. 

ЕНВД за месяц = 16760 / 3 = 5586,7 руб.

Таким образом, площадь торгового магазина составит:

                      5586,7

S = --------------------------------------- = 19,2 м2

       1200 * 0,22 (0,8 * 0,28) * 1,104

Заключение

В заключении необходимо отметить, что само положение,                               когда свободные предприниматели получают выход на рынки,                                  которые ранее контролировались исключительно государством,                           вызывает оптимизм. Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование.

Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись без непосредственного участия государства, да этого  и  не требуется.

Однако, если ранее государство просто не разрешало какую-либо деятельность  на таких рынках, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы - формы лицензирования, что принято во всем мире. Такое положение  вещей доказывает, что коренная перестройка экономики действительно происходит, а это скорее всего самое важное на данный            момент.

Список литературы

1. Закон Кемеровской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Кемеровской области» от 17.04.2002 г. №1457.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во,2003.

3. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (с изм. на 02.11.2004 г.). – М.: Юрайт, 2005.

4. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 475с.

5. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000. – 322с.

6. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: Учебное пособие для вузов. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. – 675с.