Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Четвертая республика (Конституция 1946 года)…………………………5

2. Пятая республика (Конституция 1958 года)…………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Введение

В послевоенное время в конституционном развитии Франции прослеживаются два периода: первый – период Четвертой республики – с 1946 по 1958 гг., второй – с момента принятия ныне действующей Конституцией 1958 года. Основной закон 1946 года – наиболее демократичный за всю историю страны – мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 года как результат изменения соотношения политических сил в стране была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республики.

Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире; в то время Французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии.

Буржуазные партии единодушно проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 года, регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности – генералу Ш. де Голлю (точнее «его правительству», если использовать формальное выражение). Однако Собрание не дало карт-бланш Ш. де Голлю, поскольку указало принципы, на которых должна была основываться новая концепция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование – единственный источник власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть остается независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой Конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 – от Национального собрания и 1/3 – от Совета Республики) и на треть – из членов правительства. После подготовки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедуру создания Конституции нельзя назвать демократической.

Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, в большинстве своем выходцами из Государственного совета, которые учли недостатки функционирования Четвертой республики. Конституция была довольно-таки плохо принята специалистами конституционного права. Она рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств. Тем не менее, Конституция уже в течение сорока лет остается  основным законом страны и после основного закона Третьей республики имеет самый длительный срок существования.

Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе 16 июня 1946 года. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере соответствовали представлением политических сил, в тот период находившихся у власти. 

1.Четвертая республика (Конституция 1946 года)

До поражения во Второй мировой войне во Франции в рамках конституционных законов 1875 года либерально-демократическая тенденция конституционного развития постепенно укреплялась. Но в условиях острой конфронтации правых и левых сил, партий и групп при частой смене правительств («министерская чехарда») и резких изменений государственной политики эта тенденция сопровождалась значительными ограничениями роли парламента, более заметным возвышением исполнительной власти, а также глубокой трансформацией конституционных принципов.

Так, во Франции к правительству перешло право издания нормативных актов. Правительственные декреты стали не только дополнять, уточнять, но и отменять законодательные акты, издаваемые парламентом. Кроме того, парламент чуть ли не каждый год наделял правительство чрезвычайными полномочиями. В 1934 году была предпринята попытка фашистского путча, а после его провала в 1936 году к власти приходят левые силы – правительство Народного фронта, осуществившего радикальное для своего времени установление 40-часовой рабочей недели. Однако и мероприятия Народного фронта вскоре были ограничены. В сентябре 1939 года, не испрашивая согласия парламента, как того требовала Конституция, правительство объявило войну Германии [1].

Поражение Франции в военной кампании 1940 года привело к оккупации сначала части, затем всей территории страны и образованию марионеточного правительства маршала Петэна. Национальное собрание прекратило действие Конституции 1875 года, а установленный новый конституционный строй предусматривал передачу решающих полномочий власти главе правительства – Петэну, проводившему государственно-правовую политику с отчетливо выраженной фашистско-социалистической направленностью и демагогически провозглашаемой гарантированностью «Труда, Семьи и Родины».

Вторжение гитлеровских армий во Францию и капитуляция ее правительства породили ситуацию, благодаря которой французский Национальный комитет в Лондоне (1941 год) сделался официальным французским правительством, признанным союзными державами (в том числе Советским Союзом). Во главе Комитета стал генерал де Голль.

На территории самой оккупированной Франции ядром Сопротивления была Коммунистическая партия. В 1944 году генерал де Голль предложил силам внутреннего сопротивления, включая коммунистов, направить своих представителей в Национальный комитет. После того как это предложение было принято и реализовано, Комитет был преобразован во временное правительство Французской республики. Впервые за всю историю коммунисты оказались в составе буржуазного правительств [2; 8].

Вскоре после открытия второго фронта Временное правительство смогло переехать в освобожденный Париж. На очереди наряду с другими вопросами встал вопрос о государственном строе.

Мнение Франции было выяснено с помощью референдума, состоявшегося в октябре 1945 года. 18 млн. человек (из 19 млн., участвующих в голосовании) высказалось за созыв Учредительного собрания и новую конституцию.

Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех Французской коммунистической партии. Она получила около 5 млн. голосов и соответственно с этим 150 мандатов.

На втором месте (по числу голосовавших за нее) оказалась «новая»  партия, принявшая название Народно-республиканского движения – МРП. Основу партии составили бывшие христианские социалисты, ее опорой являлись монополии и банки, а наиболее рьяными агитаторами – деревенские священники, действовавшие по указке Ватикана. За МРП было подано более 4,5 млн. голосов.

На третьем месте – и это было и для них значительным достижением – оказались социалисты: 4,5 млн. голосов.

Крайне правым элементам, несмотря на все реорганизации, не удалось создать массовой партии. Бывшие некогда в большинстве, они должны были удовольствоваться сравнительно небольшой фракцией (около 80 человек). Столь же плачевным было положение радикалов, лидеры которых были ответственны за поражение Франции.

Коммунисты и социалисты располагали прочным большинством в Учредительном собрании и могли бы составить правительство. Но социалисты отказались от единого фронта с коммунистами, предпочитая блокирование с МРП [8].

Кабинет министров состоял из 6 сторонников генерала де Голля (премьер-министра), 5 членов МРП, 5 социалистов и 5 коммунистов.

Наперекор тому, что стремились доказывать правые, коммунисты Франции пришли в правительство не для того только, чтобы критиковать его действия. Возглавив соответствующие министерства, они занялись положительной, конструктивной деятельностью. Они возглавили «битву за производство», которая позволила в сравнительно короткий срок уменьшить экономические бедствия и приблизиться к довоенному уровню производства.

Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Было много такого, против чего в тот момент не возражал никто, по крайней мере на словах: республиканский строй, светское образование, национализация некоторых ключевых отраслей промышленности, демократической свободы и т.д.

Основные противоречия, выявлявшие различия политических ориентаций, определились, строго говоря, по двум главным вопросам: быть ли парламенту двухпалатным или однопалатным; быть ли президентской власти действительно сильной?

За однопалатный парламент и ответственное перед ним правительство выступали коммунисты (и одно время социалисты), так же как именно коммунисты, помня уроки истории, были против предоставления президенту широких полномочий [6].

По проекту, который отстаивали генерал де Голль и его сторонники, вторая палата должна была избираться не населением, не избирателями, а только «экономическими организациями» (то есть трестами и банками), муниципальными органами (то есть чиновниками) и «интеллектуальными» обществами (то есть верхами буржуазной интеллигенции). Требования расширения президентской власти, исходившие от правых групп Собрания, преследовали одну главную цель: создать власть, могущую при необходимости устранить демократические учреждения и учредить диктатуру. Вряд ли это последнее относится к де Голлю.

Составленный в духе предложений компартии проект конституции был отклонен на референдуме голосами 10 миллионов против 9 миллионов.

Второй проект, сохранив демократические институты первого, отмечен печатью компромисса, неизбежного в условиях коалиции партий.

Создавалась вторая палата, но с очень ограниченной компетенцией; усиливалась власть президента республики, но не настолько, чтобы угрожать существованию последней.

В октябре 1946 года проект конституции сделался законом, Франция – IV республикой [4; 8].

Конституция 1946 года открывается Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Старинный текст Декларации был дополнен принципами, рожденными в борьбе рабочего класса и либеральной буржуазии: право на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие мужчин и женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование, право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности. Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферы жизни общества. Устанавливался конституционный принцип «социального государства», предусматривавший сочетание прав собственника с «общим благом».

Избирательный закон вводил во Франции пропорциональное представительство. Соответственно с тем каждый департамент (за исключением семи самых населенных) составлял единый избирательный округ, депутатские места, приходящиеся на данный округ, делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов. При этой системе отражение действительно существующей «избирательной» ситуации оказывалось наиболее точны [7].

Главой государства Конституции Франции 1946 года признавался президент республики, однако он был лишен важнейших прерогатив, его акты требовали контрасигнации председателя правительства и одного из министров. Законодательная власть сосредоточилась в руках Национального собрания. Оно избиралось на 5 лет. Вторая палата, названная Советом республики, имела право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальным собранием законопроекта. Для этого Совету республики давался двухмесячный срок – сравнительно небольшой. Национальное собрание могло не посчитаться с рекомендацией Совета, после чего законопроект считался принятым.

Правительство республики было ответственно только перед Национальным собранием: оно выходило в отставку как в случаях выражения недоверия (резолюции порицания правительственной политики, принятой большинством голосов Собрания), так и при провале представленного им законопроекта.

Многопартийность и связанная с этим неустойчивость правительства вынудили составителей конституции на меру, которая должна была дисциплинировать Собрание. После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 18 месяцев) Совет министров был вправе просить президента о роспуске Собрания и назначении новых выборов.

Предписывалось, чтобы на период проведения избирательной компании правительство республики составлялось из председателей всех партий Собрания. Председатель последнего становился его главой [4; 9].

Принципиальное значение имела организация высшей судебной власти в государстве. Правые партии желали видеть судебную власть независимой не только от правительства, но и от Национального собрания. Они хотели придать ей значение высшего арбитра в вопросах права и порядка. В противовес этому конституция учреждала Высший совет магистратуры, состоящий из президента республики, министра юстиции, шести членов, избираемых Национальным собранием, четырех представителей судебного ведомства и некоторых других. Суды Франции подчинялись ему.

В том, что касается местного управления, конституция сохраняла традиционную, но едва ли демократическую систему, при которой полнота власти в департаментах оставалась в руках правительственных чиновников – префектов [4].

2. Пятая республика (Конституция 1958 года)

Весьма примечательно, что наиболее заметные проявления либерально-демократической тенденции в полном объеме не смогли сохраниться во Франции на длительное время. Во изменение Конституции 1946 года, в 1954 году премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями и упрощался порядок получения правительством вотума доверия. Но на этом конституционные преобразования не остановились. В кризисной ситуации вслед за военным мятежом в Алжире принимается новая Конституция (1958 года), которая, резко увеличив правомочия президента, придала его власти авторитарный характер. Как бы противовесом этому в Конституцию была включена Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

Акт 1958 года – средний по объему (93 статьи) документ среди аналогичных в конституционной истории страны: он меньше, чем Основной закон 1946 года (106 статей) или Конституция 1948 года (116 статей), но больше актов 1852 года (58 статей) или 1830 года (70 статей). Первая статья Конституции 1958 года не входит ни в один раздел, а помещена в преамбуле. Данное обстоятельство может расцениваться как признание юридической силы преамбулы.

Конституция установила основные характеристики государства: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст.2). Идеологическое значение такого провозглашения, определяющего социальный характер учредительного государственного государственного строя, очевидно; в тексте найдется немного норм, расшифровывающих эти эпитеты. Основной закон устанавливает республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 года была включена норма Основного закона 1946 года (ст.44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики; это положение перешло в Конституцию 1946 года из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1884 года. Впрочем, республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку ст.89 действительного Основного закона гласит, что она «не может быть предметом пересмотра» [4; 5].

Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не является действительным без согласия заинтересованного населения».

В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре заморских территории (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).

Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9 декабря 1905 года. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии.

Наконец, демократический характер республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. В качестве принципа французского государства в Конституции применена формула А. Линкольна «Правление народа, по воле народа и для народа». Способом реализации этого принципа является всеобщее голосование, прямое  или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4). Кроме того, в качестве государственных символов Конституция устанавливала цвета национального флага – синий, белый, красный, национальный гимн – «Марсельеза», в начальной части Конституции закреплен и очень редко встречаемый в зарубежном законодательстве девиз государства, а именно – «Свобода, Равенство, Братство» [4].

В 1992 году в эту же часть Основного закона была включена норма о том, что «Французский язык является языком Республики». С этого же 1992 года Конституция включала норму о том, что «Республика участвует в Европейских сообществах и в Европейском союзе, образованных государствами, вошедшими в них свободно для совместного осуществления определенной компетенции на основании международных договоров, которые эти государства выработали» (ст.88-1).

Основными линиями, характерными чертами Конституции 1958 года стали две: концентрация политической власти в руках исполнительных органов и ослабления Парламента. Французская исполнительная власть имеет «двухголовую» структуру: она включает Президента республики и Премьер-министра.   

Президент, по Конституции 1958 года, признавался главой государства. Он назначал правительство; обладал полномочиями главы вооруженных сил; назначал на высшие гражданские и военные должности; обладал широкими полномочиями в области законодательства, в частности правом издания ордонансов, имеющих силу закона. Президент также обладал правом роспуска нижней палаты, мог вводить в стране чрезвычайное положение.

Вместе с тем и правительство, которому вручалась исполнительная власть, обладало правом издания ордонансов, приравниваемых к законам. Конституция предусматривала право Национального собрания делегировать свои полномочия правительству (делегированное законодательство). Положение парламента (Национальное собрание и Сенат) было приниженным. Право Национального собрания требовать отставки правительства было осложнено. В 1962 году власть президента в практической политике Франции еще более увеличивалась после принятия закона, предусматривавшего его избрание не коллегией выборщиков, а всеобщим голосованием [5; 10].

Авторитарный режим, установленный Конституцией 1958 года, преодолел особые трудности, возникшие в связи с мятежом в Алжире; были решены острые проблемы, вставшие перед страной. Тогда проявления авторитаризма были устранены. Например, назначение главы правительства и министров стало осуществляться с согласия парламентского большинства. Во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом весьма обширных полномочий.

Конституция 1958 года ввела принципиально новый орган – Конституционный совет, проверяющий соответствие принимаемых законов Основному закону, т.е. исчезла суверенность законов. Контрольные полномочия Национального собрания – нижней палаты Парламента могут осуществляться со значительным препятствием (ст.49). Парламент не избирает Президента Республики и Правительство (как это было в Четвертой и Третьей республике) с тем, чтобы предоставить им полномочия [5].

Собственно Конституция 1958 года – это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 года и преамбула Конституции 1946 года, главным образом провозглашающие права и свободы граждан.

Основной закон 1958 года – первый в истории страны, закрепивший существование политических партий. Специальная ст.4 устанавливает основы деятельности партии.

Конституция 1958 года разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм. В ст.55 она определила: «Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения им договора другой стороной».

Заключение

Конституция 1958 года по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов – принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. Для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены Парламента.

Характеризуя политический режим, созданный конституцией 1958 года (так называемой Пятой Республики), можно отметить:

- бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответствен ни перед ним, ни перед избравшим его народом);

- сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны);

- зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);

- несправедливость избирательной системы, прямо и недвусмысленно благоприятствующей правительственным партиям и мешающей оппозиции (на выборах 1962 года, например, правительственная партия ЮНР получила всего на 300 тыс. голосов больше, чем компартия, но в 20 раз больше депутатских мест).

  

 

Список литературы

1. Всемирная история/Под ред. Г.Б.Поляка и А.Н.Марковой.-М.:Мир книги,1997.-385с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.-М.:Мир книги,2000.-534с.

3. История государства и права зарубежных стран/Под ред О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой.-М.:Знание,1999.-567с.

4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран.-М.:НОРМА,2002.-450с.

5. Конституции зарубежных стран/Под ред.В.В.Маклаков.-М.:Бек,2000.-592с.

6. Правовые системы стран мира.-М.:НОРМА,1993.-267с.

7. Французская республика: конституции и законодательные акты/Под ред. В.А.Туманова.-М.:Мир книги,1989.-374с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.-М.:Юристъ,1995.-575с.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/Под ред. В.И.Садикова.-М.:Знание,1996.-684с.

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время/Под ред. Н.А.Крашенинникова.-М.:Знание,1999.-598с.