Оглавление
1. Принудительное взыскание налога, сбора или пени
с организаций и физических лиц……………………………………….3
Задачи……………………………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………….16
1. Принудительное взыскание налога, сбора или пени с организаций и физических лиц
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках согласно ст. 46 НК РФ [1].
Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 46 НК РФ [1; 4].
При взыскании налога налоговым органом может быть применен в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.
Положения ст.46 НК применяются также при взыскании сбора и пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится согласно ст. 47 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ [1; 5].
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:
- наличия денежных средств;
- имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
- готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
- сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
- имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
- другого имущества [3].
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.
Положения ст. 47 НК РФ применяются также при взыскании сбора или пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Ст. 48 НК РФ предусматривает взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица.
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога [1; 2]
Исковое заявление в этом случае подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
Рассмотрение дел по искам в этом случае производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ или гражданским процессуальным законодательством РФ [6].
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица производится последовательно в отношении:
- денежных средств на счетах в банке;
- наличных денежных средств;
- имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
- готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
- сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
- имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
- другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ [3].
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового органа – физического лица.
Положения ст. 48 НК РФ применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика, а также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора [1; 5].
Задача 1
При выездной налоговой проверке ООО «Дорожник» установлено, что организация занизила налог на прибыль за 2003 год в связи с завышением затрат, связанных с командировкой, в сумме 2000 руб. Затраты в сумме 2000 рублей не были документально подтверждены. По результатам проверки доначислен налог на прибыль за 2003 год, в связи с чем ООО «Дорожник» привлечен к ответственности за неполную уплату налога на прибыль.
1. Дать правовую оценку действиям налогового органа.
2. Исчислить сумму налога на прибыль за 2003 год с учетом налоговой ставки 24%.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
Согласно п. 3 ст. 122 НК РФ деяния, предусмотренные п. 1 данной статьи, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченных сумм налога.
Поскольку организация умышленно занизила налог, то действия налоговых органов правомерны.
Расчет:
2000 * 0,24 = 240 руб.
240 * 0,4 = 96 руб.
240 + 96 = 336 руб.
Следовательно, организация должна доплатить 336 руб.
Задача 2
Предприниматель Петров оформил простую доверенность за своей подписью на Федорова для представления своих интересов в налоговых органах.
Сможет ли Федоров представлять интересы Петрова в налоговых органах по данной доверенности. Как оформить доверенность от лица, являющегося индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.
Ответ:
Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Следовательно, Федоров сможет представлять интересы Петрова в налоговых органах.
Задача 3
Организация по сроку уплаты 20 февраля 2005 года не уплатила налог на добавленную стоимость, 10 марта 2005 г. налогоплательщику предъявлено требование об уплате налога до 21 марта. В связи с неисполнением требования в установленный срок 21 апреля налоговый орган выносит решение об обращении взыскания задолженности на имущество организации, ссылаясь на отсутствие денежных средств на расчетном счете налогоплательщика в банке.
Правомерны или нет действия налогового органа и почему.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Согласно п. 3 ст. 47 НК РФ исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Следовательно, действия налогового органа неправомерны, так как со дня обращения к судебному приставу-исполнителю не прошло два месяца.
Задача 4
У организации образовалась переплата по земельному налогу, в связи с отсутствием задолженности по налогам, сборам, пени она обратилась 20.02.2004 года в налоговый орган с заявлением о возврате излищне уплаченного налога. В связи с отсутствием ответа на заявление и возврата суммы излишне уплаченного налога, бездействие налоговых органов оспорено в арбитражном суде. Кроме того, налогоплательщиком заявлено требование о взыскании с налогового органа суммы излишне уплаченного налога с начислением % на указанную сумму, исходя из процентной ставки рефинансирования Центрального Банка России.
Является ли требование организации законным и будут ли они удовлетворены арбитражным судом.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Требования организации являются законными и должны быть удовлетворены арбитражным судом.
Задача 5
Решением руководителя налогового органа назначена проверка правильности исчисления налогов и полноты их уплаты за 2001-2003 годы. Налогоплательщик с решением налогового органа не согласился, считая, что хозяйственная деятельность за 2001 год не подлежит проверке, так как ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года.
Определить правомерность действий налогового органа в отношении проверяемого периода.
Ответ:
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, 2001 год подлежит проверке, так как в данном случае рассматривают три календарных года: 2001, 2002 и 2003.
Задача 6
При проведении выездной налоговой проверки организации по исчислению единого налога на вмененный доход осуществлен осмотр помещения, используемого для осуществления хозяйственной деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход. При осмотре установлено занижение площади, являющейся физическим показателем по единому налогу на вмененный доход, учитываемым при исчислении налога. По результатам осмотра составлен протокол осмотра помещения.
Налогоплательщиком представлены Возражения по акту выездной налоговой проверки, в которых он изложил не согласие с выводами по акту проверки по поводу начисления налога на вмененный доход, так как занижение физического показателя налоговый орган подтверждает протоколом осмотра помещения, а данный протокол составлен без участия понятых и поэтому не может являться доказательством.
Какое решение по акту выездной налоговой проверки будет принято налоговым органом.
Ответ:
Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться один раз в течение одного календарного года.
Согласно ст. 98 НК РФ при проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, вызываются понятые.
Поскольку понятые не были вызваны, то налоговым органом должно быть принято решение об отмене данного акта.
Задача 7
Налогоплательщик обжаловал бездействие налогового органа, ссылаясь на то, что решение о привлечении организации к налоговой ответственности им обжаловано в вышестоящий орган, следовательно действия по взысканию налогов, исчисленных по результатам проверки должны быть приостановлены.
Являются ли утверждения налогоплательщика обоснованными и что нужно ему сделать для приостановления взыскания налогов, пени, штрафов, исчисленных по решению налогового органа.
Ответ:
Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Согласно п. 1 ст. 140 НК РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим органом в срок не позднее со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган должен вынести решение по существу (п. 2 ст. 140 НК РФ).
Утверждения налогоплательщика являются обоснованными и для приостановления взыскания ему необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Задача 8
Налогоплательщик в соответствии со статьями 171, 172 применил налоговые вычеты. Налоговыми органами налоговые вычеты не были приняты по причине отсутствия счетов-фактур и предоставления счетов-фактур, оформленных с нарушением требований статьи 169 НК РФ по хозяйственным операциям, связанными с налоговыми вычетами.
Правомерны ли действия налоговых органов.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю покупателю продавцом сумм налога к вычету.
Следовательно, действия налоговых органов правомерны.
Списоклитературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: (по сост. На 1 февраля 2005 г.). – М.: Юрайт - Издат, 2005.-576 с.
2. Комментарии к Налоговому кодексу ч.1 / Отв.ред.А.В.Брызгалин.-М:Аналитика-Пресс,1999.-592 с.
3. Никонов А.Л. Комментарии к изменениям в Налоговом кодексе Российской Федерации. - М.: Главбух, 1999.-148 с.
4. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,1999.-544 с.
5. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2002.-656 с.
6. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ, 2002.-517 с.