Оглавление

1. Сущность, признаки и функции государства                                        3

2. Сущность, типы и формы права                                                            6

Список литературы                                                                                   12

1. Сущность, признаки и функции государства

    

Государство, политика, право и законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук  (юриспуденции, социологии, политологии и т.д.).

Теория государства и права, как и  всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления. Наука о государстве  зародилась в странах Древнего востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства. Некоторые из признаков государства составляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества, а некоторые из признаков, по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.

Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:                 а) социологический; б) марксистский.

Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака:  а) совокупность людей – народ; б) господствующую над ними власть;  в) территорию как предел действия этой власти. Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории [1].

Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на  обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.

Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создание особого органа, регулирующего различные функции общества. С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых  классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как  организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом, управляющим делами всего общества. Если государство не было  всеобщей общественной организацией, политической оболочкой всего общества, то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.

Государство – это сложное социальное образование, которое можно познать путем абстракции. Ему присущи следующие признаки (рис. 1) [7].

 

               территория                                        единый государствен-

                                                                          ный язык

             население

            

             публичная власть                              единая транспортная

                                                                          система

             

             право

                                                                          единая денежная

             правоохранительные органы            единица

             армия                                                   

                                                                          единая информаци-

             налоги                                                  онная система

              государственный

              суверенитет 

               

                                 Рис. 1  Признаки государства

 

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении  всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения [1].

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно–правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество (рис. 2) [7].

          Внешние функции

 

       Функции государства

 
      

 

          экономическая                                       обороны

          политическая                                          дипломатческая

           социальная                                             внешнеэкономическая

           правоохранительная                              поддержка мирового порядка

           экологическая                                         культурного сотрудничества

           обеспечение национальной                   сотрудничество государств

           безопасности                                           в решении глобальных проблем

           строительство объектов                        

           общественного назначения                    экологическая 

 

           транспортная                                            информационная

          

           информационная                                     

           борьба с последствиями стихийных

           бедствий 

Рис. 2 Функции государства

2. Сущность, типы и формы права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Право – это система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Под системой права понимается его внутренняя структура или деление права на отрасли. Она объективна по своей природе. Ее строение – результат объективных факторов общественного развития [3].

Для того, чтобы в полной мере рассмотреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез).

А. Вертикальное строение права.

В праве выделяются следующие элементы:

1. Отрасль права (земельное право, гражданское право, административное право, уголовное право и т. п.).

2. Подотрасль права (в гражданском праве выделяют подотрасль – авторское право и т. п.).

3. Институт права (в уголовное право включаются институты против жизни, здоровья; в трудовом праве – институты трудового договора, охраны труда и т. п.).

 4. Субинститут права (институт преступлений против жизни, здоровья и т. п. Делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств).

5. Норма права – это обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения.

6. Правовое предписание – это часть нормы права, логически завершенная и обособленная в законодательстве.

Б. Горизонтальное строение права позволяет увидеть все отрасли, его составляющие. Если их классифицировать, то можно выделить две группы отраслей.

В первую группу объединяются регулятивные отрасли права, т. е. те отрасли, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов:

1) конституционное (государственное) право;

2) административное право;

3) финансовое право;

4) банковское право;

5) гражданское право;

6) предпринимательское право;

7) трудовое право;

8) природоресурсное право;

9) экологическое право;

10) жилищное право;

11) семейное право;

Вторую группу отраслей права составляют охранительные отрасли, которые сосредоточены на защите правоотношений:

1) уголовное право;

2) уголовно-процессуальное право;

3) исправительно-трудовое право;

4) гражданско-процессуальное право;

5) арбитражно-процессуальное право;

6) международное право.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной [5].

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. Иногда понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это разные понятия.

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права:

1. Обычай – это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен (Русская, Салическая, Саксонская правды). В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Однако и в настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому в основном воспитанием  ребенка занимается мать. И только, если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических или чаще моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.   

Обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать:

1) возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а потому большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4)большая добровольность в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:

1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро;

2) его неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, его местный характер.

II. Юридический прецедент (юридическая практика) – более распространенный источник права. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Сдерневековье. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо-саксонское общее право [2].

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и  публикуется [3].

Прецедентное право (его еще иначе называют свободным правом) используется до сих пор довольно широко по следующим причинам:

1) прецедент – это результат логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) он имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент имеет гораздо больший динамизм нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.

Но прецедентное право страдает и недостатками:

1) прецедент не имеет того авторитета, обязательности, который присущи нормативному акту;

2) он допускает возможность произвола;

3) не определен также и объем его действия.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

III. Нормативный акт. Как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Но, несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах – религиозные воззрения, в странах Британского Содружества наций – прецедент). И не случайно. Нормативный акт – очень удобная форма права.

Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены.

Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок.

В-третьих, нормативные акты позволят точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества.

В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом [6].

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществляется постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. - Харьков: БЕК,1996.-222с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. - М.:Юриспруденция,2000.-528с.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник. - М.: ИНФРА-М-НОРМА,2000.-622с.

4. Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Высшая школа,2000.-520с.

5. Основы права: Учебник/Под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа,2000.-597с.

6. Правоведение: Учебник/Под ред. С.А. Комарова.-М.:Юрист,2001.-638с.

7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.-М.:Юрайт,1999.-486с.