Оглавление
1. Референдум в РФ (понятие, порядок проведения)……………………….3
2. Избирательная система: понятие, виды…………………………………..4
3. Избирательное право: понятие, виды……………………………………..4
4. Принципы избирательного права…………………………………………6
5. Порядок организации и проведения выборов……………………………9
Практическое задание……………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………….17
1. Референдум в РФ (понятие, порядок проведения)
Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей ее территории [2].
На референдуме РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.
Вопросы, выносимые на референдум РФ не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.
Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения [6].
2. Избирательная система: понятие, виды
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации [7].
3. Избирательное право: понятие, виды
Порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права РФ, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается:
1) активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;
2) пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления [3].
Избирательное право РФ имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
1) Конституция РФ, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов [3; 9].
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Избирательная система и избирательное право РФ базируются на основных гарантиях избирательных прав на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в РФ.
4. Принципы избирательного права
Гражданами Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действий, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Гражданин РФ может избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, призванные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда [1; 4].
Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории РФ.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ.
Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации [8].
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.
Первый элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Второй элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой [5].
Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом [6].
5. Порядок организации и проведения выборов
Выборы проводятся при активном участии политических партий. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в регистрирующие органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ.
Политические партии вправе участвовать в выборах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления политическая партия и (или) избирательный блок обязаны опубликовать свои программы в порядке и в сроки, установленные избирательным законодательством.
Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:
а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;
в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность президента РФ;
г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ не менее чем в 10 процентах субъектов РФ;
д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20 процентах субъектов РФ;
е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ [10].
Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.
Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и не может быть более пяти лет.
Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается. В целях совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ с днем голосования на иных выборах, проводимых в соответствии с федеральными законами на территории РФ в целом, на основании международных договоров, допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов государственной власти субъекта РФ.
В целях совмещения дней голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте РФ допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год срока полномочий одного из органов государственной власти субъекта РФ.
В целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте РФ, либо с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых в соответствии с федеральными законами на территории РФ в целом на основании международных договоров, допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления [9].
Продление или сокращение сроков полномочий органов государственной власти субъекта РФ осуществляется законом субъекта РФ, а органов местного самоуправления – нормативным правовым актом муниципального образования.
Нормы об изменении установленного срока полномочий выборных органов или депутатов в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения их полномочий – после прекращения указанных полномочий.
Выборы органов государственной власти, органов местного самоуправления или депутатов, предусмотренные соответствующим законом, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или депутатом исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата, не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата. Решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока опубликования решения о назначении выборов [6].
В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначает в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для полготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией РФ или избирательной комиссией субъекта РФ численностью не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных законом, в течение семи дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
В случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта РФ о выборах отсутствует либо не может быть принят вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Федерации применяется в части, не противоречащей федеральным законам [3].
Избирательные права граждан РФ имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.
Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения согласно федеральному закону, регулирующему порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования.
Избирательный округ – территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат, выборное должностное лицо.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Избирательными комиссиями называются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан [6].
Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные наблюдатели.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков или по решению суда [4].
Практическое задание
В период сбора подписей избирательными объединениями Центральная избирательная комиссия (ЦИК) обнародовала список лиц, выдвигающихся кандидатами в депутаты и имеющих в прошлом судимость или привлекающихся к уголовной ответственности. На основании законодательства оцените действия ЦИК.
Ответ:
На основании законодательства действия ЦИК правомерны.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М., 1996.-62с.
2. Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г. // Рос. Газ. 1995. 19 окт.
3. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Гражданской Федерации» от 5 сентября 1997 г. // Рос. Газ. 25-26 сен.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Юрист, 1998.-436с.
5. Козлов А.Е. Конституционное право. Учебник. – М.: БЕК, 1996.-384с.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ 2003.-585с.
7. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.-397с.
8. Солдатов С.А., Алхименко В.В., Мамонтов А.Г., Казаков В.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрист, 1997.-386с.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Приор, 2000.-269с.
10. Якушев А.В. Конституционное право России. – М.: Приор, 2000.-368с.