Оглавление

1. Понятие, особенности и система источников

    экологического права.……………………………………………………3

2. Формы, функции и методы государственного

    управления в сфере природопользования и охраны

    окружающей среды..……………………………………………………...6

3. Деятельность органов внутренних дел по охране

    особо охраняемых природных территорий....…………………………..9

Задача..……………………………………………………………………...12

Список используемой литературы…………….………………………….13

1. Понятие, особенности и система источников экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права [7].

Система экологического законодательства, воспринимая идеи основополагающих конституционных актов, состоит из двух подсистем законодательств:

1) природоохранительного;

2) природноресурсового.

В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ об охране и использовании животного мира, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов [1; 3].

В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

 Вслед за Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека; вторая – его материальных основ существования [2].

Воспринимая основные положения Федеративного договора, Конституция оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации.

Согласно ст. 72 (п. в, д), пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях – по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт Федерации.

Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права [2; 7].

2. Формы, функции и методы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Это достигается работой всех частей механизма. Его структура состоит из четырех звеньев [6].

Первое звено эколого-правового механизма – природоохранительные нормы права. Их главная функция состоит в том, чтобы закрепить базовые (исходные) экологические императивы.

Второе звено механизма включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Главная функция этого звена выражается в том, чтобы конкретизировать экологический императив и привязать его к определенной хозяйственной или иной деятельности, воздействующей на природную среду.

Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологических норм и нормативов.

Наконец, четвертое звено описываемого механизма – завершающий этап движения нормы, реализующей себя в правоотношении. Применительно к охране природной среды оно может быть экологическим, т. е. отражающим требования охраны окружающей природной среды, либо экологическим вредным, если нарушает требования охраны окружающей природной среды [7].

Природохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» и дополняющих его природоохранительных актах. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала правового регулирования природоохранительных отношений. Они отражены в ст. 3 Закона и пронизывают все его последующее содержание. Центральным принципом Закона является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны жизни и здоровья человека. Этот принцип рассматривается как неизменный постулат общественного развития любого общественного организма.

Нормы-приоритеты выражают определенные преимущества в правовом регулировании охраны и использования одних объектов охраны природной среды перед другими в  целях их особой защиты от нерационального потребления. Высшие эколого-правовые приоритеты выражаются в Законе – приоритет охраны жизни и здоровья человека, прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Нормы-императивы содержат экологические требования ко всем источникам воздействия на среду и здоровье человека и предлагают им в безальтернативном порядке эколого-правовую модель поведения. Экологические императивы устанавливают запреты на экологически вредную деятельность (ст. 40-57 Закона), лимиты на природопользование (ст. 19), порядок выдачи лицензии на использование природных ресурсов (ст. 18).

Нормы-гарантии определяют систему, обеспечивающую выполнение экологических императивов. Они предусматривают экономические, организационные, санитарно-гигиенические, эколого-контрольные, юридические, культурно-просветительские средства воздействия [4].

Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.

Экологизация как деятельность по внедрению экологических требований охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Необходимость экологизации законодательства не ограничивается принятием одного природоохранительного закона или созданием целой отрасли природоохранительного законодательства.

Цель экологизации законодательства – насытить такие правила и нормы проектирования экологическими требованиями, сделать эти требования составной частью всей проектировочной, строительной, эксплуатационной деятельности.

Формами экологизации являются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие нормы и правила. К их числу принадлежат многочисленные санитарные, строительные, технологические, градостроительные и т.д. нормативы, утверждаемые компетентными органами. Подобные нормативы служат своего рода тем мостиком, который соединяет норму закона или подзаконного акта с практической деятельностью по реализации экологического предписания.

Методами экологизации законодательства являются два: один относится к сфере применения норм права, другой к их созданию.

Особенность первого метода в том, что путем применения права экологизируется не сама норма того или иного закона, а то правоотношение, которое возникает в процессе ее выполнения.   

Суть второго метода экологизации законодательства заключается в создании новых правовых норм или технико-экономических нормативов путем включения в ткань их материи эколого-правовых постулатов. Данный метод – основной в экологизации законодательства. Объектами такого экологического воздействия являются различные отрасли законодательства и прежде всего те, которые регулируют хозяйственную деятельность [7].

3. Деятельность органов внутренних дел по охране особо охраняемых природных территорий

Министерство внутренних дел России – одно из немногих отраслей и функциональных структур, которое выполняет многообразные экологические функции, хотя общество о них пока еще не имеет достаточно полной информации.

К числу таких экологических функций внутренних дел относятся: охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями и преступностью; противопожарная безопасность, государственная служба безопасности движения; разрешительная система – выдача разрешений и регистрация огнестрельного и охотничьего оружия, печатей, штампов и т. д., несение службы охраны на конкретных объектах экологического значения (водоемов с питьевой водой).

По всем перечисленным вопросам министерство выступает как орган, наделенный надведомственными функциями, чьи приказы, инструкции являются обязательными для всех, причастных к этим отношениям предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. В то же время в компетенции министерства есть сфера деятельности, в которой оно выступает как обычное отраслевое подразделение, выполняющее функции природопользователя на отведенной ему территории. Прежде всего имеется в виду система исправительных учреждений, которые входят в структуру министерства.

Но кроме того, в рамках МВД РФ действуют службы, выполняющие специальные задачи по охране окружающей природной среды. Деятельность этих служб регламентируется законодательством Российской Федерации [6].

По Закону РФ от 18 апреля 1991 г. о милиции, задачами милиции являются: обеспечение личной безопасности и предупреждение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи предприятиям и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам в защите их прав и интересов (ст. 2).

В связи с охраной окружающей природной среды эти задачи можно сформулировать следующим образом: обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека; предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений; раскрытие экологических преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; оказание помощи предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Эти задачи и функции органы милиции выполняют в таких четырех организационных формах:

1) охранительно-содействующей (охраняя общественный порядок, милиция охраняет и правопорядок в области окружающей природной среды, что активно проявляется в борьбе с нарушителями правил охоты, рыболовства, лесопользования, санитарного режима);

2) охранительно-контрольной (охрана окружающей природной среды осуществляется путем выполнения контрольной функции специально уполномоченными органами. Это относится прежде всего к деятельности Государственной автомобильной инспекции, контролирующей работу транспортных средств);

3) охранительно-договорной (по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями милиция берет на себя обязанности по охране объектов экологического значения – санитарно-защитных зон, водоемов, государственных заповедников по договорам с органами милиции);

4) регулятивной (регулирование экологических отношений на основе нормативных актов МВД РФ, изданных в пределах компетенции МВД РФ, обязательных для всех других предприятий, организаций, граждан независимо от их подчинения) [5; 7].

В МВД России и его подразделениях созданы экологические комиссии, решение которых имеет значение рекомендаций.

Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» в районах, городах, районах городов создается по решению местной администрации за счет средств местного бюджета (по согласованию с МВД РФ) милиции общественной безопасности, или местная милиция.

Наряду с органами милиции МВД РФ местная милиция выполняет те же задачи и обязанности в области общественного порядка и общественной безопасности. Данный вывод в полной мере относится и к обеспечению экологического правопорядка и безопасности.

Своеобразие МВД в том, что оно одновременно является хозяйственной организацией, потребляющей природные ресурсы. Ежегодно выбрасывается в атмосферу 100 млн. тонн, в водоемы 18 млн. тонн вредных веществ [6].

 

Задача

Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса в результате его загрязнения отходами металлургического комбината. Администрация комбината иск не признала, заявив, что загрязнение происходит по вине проектной организации и завода-изготовителя очистных сооружений, которые были установлены на момент пуска завода в эксплуатацию.

Кто и какой вид ответственности понесет за данное правонарушение?

Ответ:

За данное правонарушение понесут ответственность администрация завода, проектная организация и завод-изготовитель очистных сооружений в виде штрафа.

Список используемой литературы

1. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2002.-800с.

2. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г.

3. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ;СБ РФ.1998. №16. Ст. 1800.

4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133. 

5. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. (с послед. изм. и доп. в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).

6. Косаренко Н.Н. Экологическое право России. Серия «Высшее образование». Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.

7. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: БЕК, 1995.-557с.