Оглавление

1.   Понятие и признаки недвижимого имущества………………………….3

2.    Отдельные виды недвижимого имущества……………………………..4

2.1. Земельные участки………………………………………………...4

2.2. Объекты, неразрывно связанные с землей……………………….7

2.3. Предприятие - имущественный комплекс……………………….9

2.4. Иные объекты недвижимого имущества….................................10

3.    Особенности оборота объектов недвижимости………………………14

Нормативные акты и литература…………………………………………...18

1.   Понятие и признаки недвижимого имущества

 

По Гражданскому кодексу РФ все вещи делятся на два вида: движимые и недвижимые. Согласно ст. 130 ГК РФ: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связанно с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты» [5]. Также, согласно 2 абзаца части 1 ст. 132 ГК РФ: «предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью».

Такое определение недвижимого имущества дано в кодексе.

Вот, что говорит о недвижимости профессор В. Витрянский: «Исходя из закона (ГКРФ), основными признаками недвижимости являются: во-первых, прочная связь с землей; во-вторых, невозможность перемещения соответствующего объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Однако указанные признаки присущи не всем объектам недвижимости. К числу таких объектов недвижимости относятся земельные участки, участки недр и водные объекты, которые названы в ГКРФ и являются самостоятельными основными объектами недвижимости» [10].

Итак, исходя из ст. 130 ГК РФ объектами недвижимости законодатель называет: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, Леса и другие многолетние насаждения, здания и сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Также исходя из ст. 132 ГК РФ недвижимым имуществом признается «предприятие в целом как имущественный комплекс» [5].

2.    Отдельные виды недвижимого имущества

2.1 .Земельные участки

           

До 1990 г. определяющим в содержании и развитии земельного законодательства было существование института исключительной государственной собственности на землю. Следствием этого был прямой запрет на совершение сделок с землей. Совершение таковых признавалось юридически (в том числе уголовно) наказуемым деянием.

Начиная с 1990 г. по настоящее время можно выделить три основных этапа становления земельного законодательства.

Первый этап (1990 - сентябрь 1993 г.г.). Для этого этапа характерны переход от закрепления в законодательстве исключительной государственной собственности на землю к легальному признанию множественности ее форм и их равной защиты. Одновременно происходит переход от абсолютного запрещения сделок с землей к их разрешению: законодательство предусматривает возможность совершения некоторых сделок, ограничивая их по субъективному признаку (сначала только граждане) и устанавливая исчерпывающий перечень случаев их совершения.

С первым этапом связано также легальное признание земельных участков недвижимым имуществом, о чем говорится в ст.4 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., ст.1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., ст.1 Закона РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля  1992 г.

Отличительной чертой второго этапа развития земельного законодательства (октябрь 1993-1996 г.г.) стали объявления земельных участков недвижимости имуществом и разрешение всех основных видов сделок с землей. Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. земельные участки и все, что прочно с ними связано, были отнесены к недвижимости (п.1). Граждане и юридические лица - собственники земельных участков получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями (п.2).

Для третьего этапа развития законодательства о земле характерны постановка в качестве цели создания единого правового режима недвижимого имущества и первые попытки формирования объектов недвижимости, их государственного учета, оценки и регистрации прав на них, исходя из общности правового режима земли и находящихся на ней зданий, строений, сооружений и др. [9].

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.9) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней [6]. Если согласно прежнему гражданскому законодательству земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему ГК РФ государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью (ст.214 ГК) [5].

Частная собственность на землю может принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников.

Говоря об общей долевой собственности, необходимо уточнить, что в некоторых случаях требуется специальное регулирование отношений собственности на землю нормами земельного законодательства. Например, формальное применение гражданского законодательства к собственникам земельных долей, возникших при приватизации сельскохозяйственных угодий, не позволяет выделить земельную долю в натуре (на местности), так как получить согласие значительного количества участников общей долевой собственности (500-3000 человек) на выдел земельной доли в натуре (на местности), нотариально удостоверить согласие каждого на практике невозможно.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: федеральной собственности Российской Федерации в целом и собственности субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.

Условия и порядок пользования земельными участками определяются согласно Конституции Российской Федерации на основе федерального закона. В соответствии со ст.52 Земельного Кодекса собственники земельных участков имеют право:

- самостоятельно хозяйствовать на земле;

- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенными полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

- собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

- в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

- участвовать в решении вопросов мелиорации их земель; на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со ст. 97 ЗК [2].

2.2.Объекты, неразрывно связанные с землей

 

Как и земельные участки, самостоятельными объектами недвижимости признаются участки недр и обособленные водные объекты. Они являются недвижимостью в силу естественных физических свойств, а не потому, что составляют единое целое с земельным участком. В противном случае было бы невозможно установление права собственности на недра вне зависимости от права собственности на землю [1; 3].

Что касается правового регулирования оборота указанных объектов недвижимости, то нельзя не согласиться с О.М. Козырь, которая отмечает: «Поскольку в России сохраняется исключительное право государственной собственности на недра, а передача их в пользование осуществляется на основании административного акта - лицензии, говорить всерьез о гражданском обороте этого вида объектов представляется преждевременным» [13].

Таким образом, мы видим, что по сути недра вообще не могут являться объектом купли продажи, а могут только передаваться в пользование, оставляя право собственности за государством.

Такие объекты недвижимости, как леса и многолетние насаждения, относятся к недвижимому имуществу в силу их неразрывной связи с землей и невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. От договоров продажи указанных объектов как недвижимого имущества (то есть с переходом соответствующих прав на земельный участок) следует отличать сделки, по которым лес и многолетние насаждения реализуются как движимое имущество, когда продаются, например, лес «на корню» или срубленные деревья. В последнем случае нормы ГК РФ [5] о продаже недвижимости не подлежат применению, а соответствующие договоры заключаются по правилам продажи движимого имущества.

Здания и сооружения также являются объектами недвижимого имущества по признакам неразрывной связи с землей и невозможности в силу этого их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). Но появились некоторые споры среди юристов о том, являются ли объекты незавершенного строительства недвижимым имуществом. По мнению некоторых авторов, отсутствие обязательной государственной регистрации объектов незавершенного строительства порождает сомнения в их юридической природе как недвижимости. Это означает, что до государственной регистрации вновь создаваемое имущество не может считаться недвижимым.

Приобретение права собственности на объекты незавершенного строительства возможно, но только при соблюдении определенной процедуры, и предоставлении надлежащих документов.

2.3. Предприятие - имущественный комплекс

Предприятие, как объект гражданских прав, является единым имущественным комплексом, включающим все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности, - земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права [14].

Признается недвижимостью предприятие в целом как имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью). В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства [11].

Совершение сделок с предприятием (например, продажа и т.п.) не влечет прекращения производственной или иной предпринимательской деятельности, которая осуществлялась предыдущим владельцем, т.е. объектом является имущественный комплекс «на ходу».

При совершении сделок с имущественным комплексом юридического лица оно не прекращает свою деятельность в качестве субъекта гражданского права. Если юридическое лицо ликвидируется как субъект гражданского права, предприятие является уже не единым имущественным комплексом, а лишь отдельными видами имущества. Помимо этого в него не входят долги юридического лица.

Предприятие может быть объектом различных сделок - купли-продажи, залога, аренды, наследования и др., как в целом, так и в части. Однако согласно ст.575 ГК предприятие не может быть предметом дарения в отношениях между коммерческими организациями [5].

К недвижимости Гражданское законодательство относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами. Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов - в международных конвенциях (договорах, соглашениях).

2.4. Иные объекты недвижимого имущества

Иными объектами недвижимого имущества являются:

1. Воздушные суда.

В соответствии со ст.32 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 г. воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Воздушные суда как имущество гражданской и экспериментальной авиации могут находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц; воздушные суда как имущество государственной авиации - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации ОВД, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда (ст.7 ВК) [4].

Порядок регистрации воздушных судов определен ст.33 ВК. Гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверения о годности к полетам). Государственные воздушные суда регистрируются в порядке установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

В случае залога гражданского воздушного судна сведения в залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

2. Морские суда и суда внутреннего плавания.

В соответствии с Кодексом Торгового Мореплавания и Уставом Внутреннего Водного Транспорта, судно, морское или внутреннего водного плавания, - это самоходное или несамоходное плавучее по морским или внутренним водным путям.

Суда находятся в государственной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст.23 КТМ. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов РФ или с момента регистрации в судовой книге. Внесению в Государственный судовой реестр подлежат суда, технический надзор, за которыми осуществляется техническим реестром.

Внесению в государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна. Внесение судна в государственный судовой реестр удостоверяется судовым патентом, а регистрация в судовой книге - судовым билетом.

«Суда внутреннего плавания регистрируются в порядке, определенном ст.26 УВВТ. Регистрации подлежат суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т. Суда внутреннего водного транспорта вносятся в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций. Суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов, подлежат внесению в судовые реестры этих портов» [13].

3. Космические объекты.

Определение космического объекта как недвижимости не дано в российском законодательстве (Закон РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»). Международные документы относят к ним созданные человеком космические аппараты различного назначения и их составные части (искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты - носители и т.д.), запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них.

С 1961 года в ООН ведется регистрация (централизованный учет) запущенных космических объектов. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 года придала такой регистрации обязательный характер. Космический объект должен быть занесен в национальный реестр и зарегистрирован в ООН. Согласно Конвенции государство после регистрации направляет Генеральному секретарю ООН определенный перечень сведений о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр (название запускающего государства, обозначение или регистрационный номер объекта, дата запуска, параметры орбиты и др.). Полученную информацию Генеральный секретарь ООН вносит в реестр, который ведется Отделом космоса Секретариата ООН, и рассылает всем ее членам.

Согласно ст. VIII Договора о космосе 1967 года, космический объект и его экипаж (включая международный) при их нахождении в космосе концентрируются и подчиняются власти государства, которое зарегистрировало данный космический объект. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.

Договор о космосе устанавливает также, что права собственности на космические объекты «остаются незатронутыми» как во время нахождения в космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета.

Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст.131 Гражданского кодекса РФ [5].

Гражданский кодекс не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абзаце 2 п.1 ст.130 ГК, но только на основании прямого указания закона.

3.    Особенности оборота объектов недвижимости

Ст. 129 ГК РФ делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления оборотоспособность соответствующих объектов. Под оборотоспособностью подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). К первой группе относятся свободно обращающиеся объекты права, ко второй – объекты, ограниченные в обращении, и к третьей – объекты полностью изъятые из оборота [5].

Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение оборотоспособности и тем более полное изъятие из оборота – исключением из этого правила.

Как и все другие исключительные нормы, правила, предусматривающие случаи ограничения и изъятия, о которых идет речь, не подлежат распространительному толкованию.

Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. Например, большинство природных ресурсов, в частности, недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, объекты историко-культурного наследия и художественные ценности общенационального значения, оружие.

Ст. 129 ГК [5] предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно непременно осуществляться в порядке, предусмотренным законом. Это означает, что на уровне закона необходимо по крайней мере установить, каким образом должны определяться виды объектов, соответствующим образом ограниченные в своей оборотоспособности.

К оборотам объектов недвижимости относятся:

1. Купля-продажа недвижимости.

Договор купли-продажи недвижимости является наиболее распространенным среди сделок с недвижимостью. Основы заключения подобного договора, а также права и обязанности сторон раскрыты в § 7 гл.30 ГК, а в части, не нашедшей урегулирования в этом параграфе, - в общих положениях о купле-продаже.

«Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации» (ст.551 ГК). Регистрацию перехода права собственности по договору не следует отождествлять с государственной регистрацией самого договора. Поэтому договор продажи недвижимого имущества признается сторонами договора как единого документа, а не с момента регистрации перехода права               собственника [5; 8].

2. Залог недвижимости (ипотека).

Залог недвижимости (ипотека) является одним из основных способов обеспечения обязательства и представляет собой договор между должником (залогодателем) и кредитором (залогодержателем), в силу которого залогодатель передает залогодержателю недвижимое имущество, за счет которого последний может удовлетворить свои требования в случае неисполнения обязательства. За последнее время залог недвижимости (ипотека) приобрел широкое распространение в практике предпринимательской деятельности [12].

Основанием возникновения ипотеки является договор о залоге недвижимого имущества, по которому одна строка-залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом. При этом определено, что «залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо) (абзацы первой и второй п.1 ст.1 Закона).

Общие правила о залоге, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, применяются к отношениям по договору об ипотеке в случаях, когда Кодексом или Федеральным законом не установлены иные правила (п.3 ст.1 Закона).

3. Доверительное управление недвижимостью.

Доверительное управление – новый институт российского права. Его появление обусловлено нынешним этапом развития рыночных отношений. Это связано со стремлением организовать более эффективное управление хозяйственной деятельностью и имуществом, и, прежде всего, государственным имуществом.

Раньше существовал только один метод выбора хозяйственного руководителя – административный. В новых условиях хозяйствования этот метод стал подвергаться критике как неэффективный, так как при нем отсутствуют экономическая заинтересованность ответственного лица, есть благоприятные условия для злоупотреблений и т.п.

Подобные утверждения послужили толчком для возникновения идеи создать систему определения хозяйственного руководителя не на административной, а на гражданско-правовой, коммерческой основе, когда руководитель окажется материально заинтересованным в результатах своей деятельности, ее эффективности, будет нести ответственность за ненадлежащие результаты. Это – альтернативный  способ руководства, имеющий особое значение для государственной собственности, но применимый и в других сферах [14].

Закон определяет доверительное управление следующим образом:

По договору доверительного управления имуществом одна стороны (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п.1 ст.1012 ГК РФ) [5].

Закон указывает, что доверительный управляющий совершает в отношении переданного ему имущества юридические и фактические действия. При этом сделки совершаются им от своего имени, но с указанием, что он действует в качестве доверительного управляющего. В случаях, не требующих письменного оформления, он делает это устно, а при подписании письменных документов, включая сделки, после своего имени или наименования он ставит отметку «Д.У.».

Доверительный управляющий, чтобы управлять имуществом на коммерческой основе, должен обладать большой мерой самостоятельности, в том числе и по отношению к собственнику. И вместе с тем необходимо гарантировать интересы собственника имущества. Выполнение этой двуединой функции обеспечивается, с одной стороны, обособлением имущества собственника и доверительного управляющего, и с другой – осуществлением деятельности управляющим от своего имени. Именно поэтому такая деятельность не могла осуществляться в рамках прежнего законодательства».   

Нормативные акты и литература

1. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г., в ред. ФЗ от 29 мая 2002 г.// СЗ РФ 2002. № 22. Ст. 2026.

2. Земельный кодекс РФ. Принят 25 октября 2001 г., в ред. ФЗ от 30 июня 2003 т.II СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2003. № 27. Ст. 2700.

3.   Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г., в ред. ФЗ от 30 декабря             2001 г., 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002, № 30. Ст. 3033.

4. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97г.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая с постатейными материалами. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Конституция Российской Федерации. Офиц. текст, комментарий. - М.: Юрайт, 2002.

7.    Лесной кодекс РФ. Принят 29 января 1997 г., в ред. ФЗ от 25 июля 2002 г.// СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610; 2002. № 22. Ст. 2026.

8.    ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в ред. ФЗ от 5 марта 2001 г., 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г.// СЗ РФ. 1997.  №30; 2001. № 11. Ст. 997; № 16. Ст. 1533; 2002. № 15. Ст. 1377.

9.  Абрамова М.В. К вопросу о понятии недвижимого имущества // Юрист. - 2002. - № 4.

10. Витрянский В. Пути совершенствования законодательства о недвижимом имуществе // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - №6. - С.3-19.

11. Грибанов А. Предприятие: проблемы доктрины и законодательства // Хозяйство и право. - 2000. - №5. - С. 36-41.

12.  Гришаев С. Правовой статус объектов незавершенного строительства // Закон. - 2003. - № 6. - С. 125-127.

13. Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России / Гражданский кодекс России. – М., 1998. - С.271-298.

14.  Кузьмина И.Д. Правовой режим зданий и сооружений как объектов недвижимости. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002.