Федеральное агентство по образованию
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра математики и информатики
Контрольная работа
Студентка
Специальность № личного дела
Группа
Дисциплина Информационные системы в экономике
Преподаватель Лысенко Леонид Гурьевич
Барнаул 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе приводится вариант решения задачи «Расчет заработной платы» с использованием MS Excel.
Показаны приемы ввода, данных, формирования запросов и отчетов с использованием этого пакета.
Многие вычисления, связанные с повседневной деятельностью человека, удобно и привычно выполнять в виде таблиц. К таким вычислениям относятся, например, бухгалтерские расчеты, расчеты оборота материалов и продукции на заводе, товаров на складе, различные инженерные и статистические расчеты и т.д. В виде таблиц можно оформлять деловые документы: счета, накладные, ведомости и проч. Вообще, представление данных в виде прямоугольных таблиц является чрезвычайно удобным и привычным.
Для оперирования с табличными данными предназначены современные программы, называемые электронными таблицами. Электронная таблица – это попросту матрица из строк и столбцов, образующих отдельные ячейки. В эти ячейки могут записываться данные (числа, текст, логические переменные), а также формулы, по которым производятся различного рода вычисления. С помощью электронных таблиц можно составить, к примеру, смету личных расходов вычислить сложное тригонометрическое выражение или решить логическую задачу.
Однако перечисленными задачами возможности электронных таблиц не исчерпываются. Возможности и тенденции развития электронных таблиц рассмотрим на примере MS Excel, который является лидером на рынке программ обработки электронных таблиц, определяет тенденции развития в этой области.
Целью настоящей работы является освоение пакета Excel.
Задача настоящей работы – практическое освоение программы MS Excel на конкретных примерах.
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Организационно-экономическая сущность задачи
1.1.1 Наименование задачи: расчет начисления заработной платы.
1.1.2 Место решения задачи: бухгалтерия ООО «Заря».
1.1.3 Цель решения задачи: получение достоверных данных по начислению заработной платы по цехам и изделиям.
1.1.4 Периодичность решения задачи: ежемесячно.
1.1.5 Для кого предназначено решение задачи: работники цеха, бухгалтерия, руководство фирмы.
1.1.6 Источники и способы получения исходных документов: Цех.
ПЕРЕЧЕНЬ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Наименование документа |
Вид документа |
Источник поступления документа |
Приемник документа |
Количество экземпляров документа за период |
Объем документа в знаках |
Метод контроля |
Табель |
Произвольный |
Цех |
Бухгалтерия |
30 |
200 |
Ручной |
1.1.7 Информационная модель задачи
а) контекстная диаграмма
Нормативные документы
|
Табель Ведомость
Бухгалтерия
1.1.8. Экономическая сущность задачи.
Имеются сведения о денежных суммах, начисленных работникам предприятия с отнесением этих сумм на подразделения предприятия и виды продукции (заказы). Необходимо на основании табелей выполнить группировку начисленной заработной платы АО видам начислений, заказам и цехам предприятия.
1.2. Описание входной информации
1.2.1 В качестве входной информации используется документ «Табель». На основании этого документа создается следующий машинный документ:
Табель учета рабочего времени
Табель
Код цеха |
Код заказа |
Табельный номер |
Вид начисления |
Сумма |
i |
d |
v |
Sidv |
Структура документа описывается с помощью следующей таблицы:
Описание первичного документа «Табель»
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Код цеха |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Код заказа |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Табельный номер |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Вид начисления |
Текстовый |
3 |
Справ. |
|
Сумма начисления |
Денежный |
4 |
2 |
1.2.2. Количество документов за период: ежемесячно до 30 шт.
1.2.3. Количество строк в документе (в среднем): 40.
1.2.4. Контроль правильности заполнения документа: ручной.
1.3. Описание результирующей информации
1.3.1. В результате решения задачи следует получить ведомость:
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Заказ |
Текстовый |
2 |
Справ. |
|
Начисление |
Текстовый |
2 |
Справ. |
|
Цех |
Текстовый |
3 |
Справ. |
|
Сумма з/п в цехах |
Денежный |
8 |
2 |
|
Сумма з/п по начислению |
Денежный |
8 |
2 |
|
Сумма з/п на заказ |
Денежный |
8 |
2 |
1.3.3. Количество документов за период: ежемесячно 1 шт.
1.3.4. Количество строк в документе (в среднем): 100.
1.3.5. Контроль правильности документа: логический контроль полученных сумм.
1.4. Описание условно-постоянной информации.
Для решения задачи используются четыре справочника:
1) Справочник работников (Работники) – служит для расшифровки кодов работников;
2) Справочник цехов (Цеха) – служит для расшифровки кодов подразделений;
3) Справочник групп (Заказы) – служит для расшифровки кодов заказов;
4) Справочник видов начислений (Начисления) служит для расшифровки кодов начислений.
Работники
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Табельный номер |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Фамилия, И.О. |
Текстовый |
40 |
Цеха
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Код цеха |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Наименование |
Текстовый |
40 |
Заказы
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Код заказа |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Наименование |
Текстовый |
40 |
Начисления
Реквизит |
Тип |
Длина |
Точность |
Метод контроля |
Код начисления |
Числовой |
2 |
Справ. |
|
Наименование |
Текстовый |
2 |
1.5 Описание алгоритма решения задачи.
Stqz – сумма заработной платы, начисленная работнику с табельным номером t, работающему в цехе q, для выполнения заказа z.
Cz - сумма заработной платы начисленная для заказа z.
Cq - сумма заработной платы, начисленная в цехе q.
Cz = ∑q∑tStqz; Cq = ∑z∑tStqz
1.6. Решение задачи средствами MS Excel
При использовании ППП MS Excel выполняется проектирование исходных таблиц, в которые будут вноситься данные для решения задачи. Затем, проектируются отчеты.
Создание таблицы.
1. При запуске Excel открывается окно в котором будем создавать таблицу.
2. Создаваемой таблице присвоить имя, выбрав пункт меню Файл / Сохранить как …
3. В появившемся окне ввести имя таблицы (Зарплата) и нажать ''Сохранить''.
4. Далее присваиваем имя листу 1. Для этого щелкаем мышкой по надписи Лист 1 и вводим имя, например, Работники.
5. Создаем таблицу работников и вводим в нее данные. Затем выделяем графу кодов и выбираем пункт меню Данные / Проверка
6. Задаем параметры проверки кода работника.
Обводим таблицу работников и выбираем пункт меню Вставка / Имя / Присвоить вводим имя Работники.
7. Аналогично создаем справочники Заказы, Цеха, Начисления.
8. Добавляем новый лист и называем его Зарплата.
Составляем таблицу для ввода данных:
В графы Цех, Заказ, ФИО и Начисление вводим формулы для поиска наименований в соответствующих справочниках.
Для ввода формул выбираем пункт меню Вставка / Функция, выберем категорию Ссылки и массивы и функцию ВПР
Для ввода искомого значения цеха щелкаем мышью на А3, для выбора таблицы цех щелкаем на закладку с именем листа Цеха и выбираем диапазон клеток с именем Цеха. Задаем номер столбца 2 и интервальный просмотр 0.
Копируем формулу вниз, для всех введенных строк данных.
Аналогично вводим формулы для расшифровки кодов заказов, табельных номеров, видов начислений.
9. Создадим отчет. Для этого вставим новый лист и назовем его Ведомость.
Выберем пункт меню Данные / Сводная таблица.
Задаем диапазон данных
и нажимаем кнопку Готово.
Перетаскиваем поля Заказ, Начисление, Цех в боковик таблицы, а поле Сумма в область данных. Получим сводную таблицу, которая отображает данные в требуемом виде.
После завершения ввода данных в таблицу Зарплата переходим на лист Ведомость, нажимаем правой кнопкой мыши на таблицу и выбираем пункт контекстного меню Обновить. В ведомости появятся результаты с учетом вновь введенных данных.
1.7. Контрольный пример
Таблица базы данных с исходными данными приводится ниже.
Выходной отчет приведен ниже:
Сумма по полю Сумма |
|
|
|
Заказ |
Начисление |
Цех |
Итог |
Заказ № 45 (Восход) |
Оклад |
Транспортный |
172,45 |
|
Оклад Итог |
|
172,45 |
|
Почасовая |
Литейный |
1547,54 |
|
|
Сборочный |
171,41 |
|
Почасовая Итог |
1718,95 |
|
|
Сдельная |
Литейный |
2500 |
|
|
Сборочный |
2154,42 |
|
Сдельная Итог |
|
4654,42 |
Заказ № 45 (Восход) Итог |
|
6545,82 |
|
Общий итог |
|
|
6545,82 |
Сумма по полю Сумма |
|
|
|
||
Заказ |
Начисление |
Цех |
Итог |
||
Заказ № 326 (Космос) |
Отпуск |
Литейный |
152 |
||
|
Отпуск Итог |
|
152 |
||
|
Почасовая |
Транспортный |
654,44 |
||
|
Почасовая Итог |
654,44 |
|||
|
Сдельная |
Литейный |
456,44 |
||
|
Сдельная Итог |
|
456,44 |
||
Заказ № 326 (Космос) Итог |
|
1262,88 |
|||
Общий итог |
|
|
1262,88 |
||
Сумма по полю Сумма |
|
|
|
||
Заказ |
Начисление |
Цех |
Итог |
||
Заказ № 112 (Аврора) |
Отпуск |
Транспортный |
1321,42 |
||
|
Отпуск Итог |
|
1321,42 |
||
|
Премия |
Сборочный |
10171,24 |
||
|
Премия Итог |
|
10171,24 |
||
|
Сдельная |
Литейный |
1450,24 |
||
|
|
Сборочный |
854,42 |
||
|
Сдельная Итог |
|
2304,66 |
||
Заказ № 112 (Аврора) Итог |
|
13797,32 |
|
||
Общий итог |
|
|
13797,32 |
|
|
|
|||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на компьютере.: Учебн. Пособ. – М.: ТЕХНОЛОДЖИ – 3000, 2003 – 528 с.: ил.
2. Курицкий Б.Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0 – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1997, - 384 с., ил.
3. Персональный компьютер 2002 В.П. Леонтьев Москва «Олма - пресс» 2002г.
4. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.
5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 480 с.: ил.