Оглавление
1. Структура Федерального собрания……………………………………….3
2. Порядок формирования Федерального собрания………………………..3
3. Компетенция Федерального собрания……………………………………6
4. Законодательный процесс Федерального собрания……………………10
Список литературы………………………………………………………….13
1. Структура Федерального собрания
Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ. Наименование Федеральное собрание равнозначно наименованию парламент.
Представительный характер российского парламента состоит в том, что в его состав входят представители субъектов РФ и представители населения всей страны. В связи с эти структура Федерального собрания включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, Совет Федерации является представительным органом субъектов РФ, а Государственная Дума представляет интересы населения всей страны [1].
2. Порядок формирования Федерального собрания
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов Государственной Думы устанавливаются соответствующими Федеральными законами.
Как указано в ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 5 августа 2000 г., заменившем собой ФЗ 1995 г., членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет (ст. 1 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»).
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается (этим органом) на срок полномочий этого органа. Если указанный законодательный орган формируется путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов данного органа.
Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты (ст. 2 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»).
Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом (руководителем органа исполнительной власти) субъекта РФ на срок его полномочий (ст. 4 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ») [2].
Общие требования к депутату Государственной Думы установлены в ст. 97 Конституции РФ. Им может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности [6].
Порядок выборов депутатов Государственной Думы регулируется ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 24 июня 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии со ст. 1 указанного ФЗ, депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равно и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению [3].
225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ и зарегистрированных в РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.
225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
В соответствии с п. «а» ст. 83 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования.
В случае если Президент РФ не назначает выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся ЦИК РФ в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы [1; 6].
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае будет последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть предложены избирательными объединениями, избирательными блоками.
3. Компетенция Федерального собрания
Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Госдумы прежнего созыва прекращаются (ст. 99 Конституции РФ).
Совет Федерации и Государственная Дума имеют различную компетенцию и заседают, как правило, раздельно. Совместно палаты могут собираться только в трех случаях:
1) для заслушивания посланий Президента РФ;
2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;
3) для заслушивания выступления руководителей иностранных государств.
Заседания палат Федерального собрания являются открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом палаты, они вправе проводить закрытые заседания.
Обе палаты Федерального Собрания имеют свою внутреннюю структуру. Каждая из них выбирает из своего состава председателя соответствующей палаты и его заместителей, которые ведут заседание палаты, ведают внутренним распорядком в палатах (ч. 1 и 2 ст. 101 Конституции РФ). Порядок избрания председателей палат и их заместителей установлен в соответствующих регламентах.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур проводятся обсуждение и раздельное голосование.
В соответствии с Регламентом Государственной Думы, Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы.
Внутренний распорядок деятельности каждой из палат регулируется их регламентами. Совет Федерации и Государственная Дума образуют отдельные комитеты и комиссии по различным направлениям своей деятельности, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания (ч. 3 ст. 101 Конституции РФ) [1; 5].
Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета Совета Федерации определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета Совета Федерации должны входить не менее 8 членов палаты. Состав комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Председатель, заместители председателя комитета Совета Федерации избираются на заседании комитета большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. Председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ.
Комитет Совета Федерации вправе освободить председателя, заместителей председателя комитета от исполнения их обязанностей большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов комитета.
Совет Федерации вправе также создавать постоянные и временные комиссии. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. В состав временных комиссий палаты могут входить Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и/или на определенный срок. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временной комиссии, а также комитет Совета Федерации, ответственный за обеспечение ее деятельности, определяются постановлением Совета Федерации [5].
Совет Федерации образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам.
Государственная Дума создает комитеты в соответствии со своим регламентом. Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Положение о комитетах Государственной Думы утверждается постановлением палаты.
Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателей Государственной Думы.
Государственная дума образует также следующие комиссии:
1) мандатную;
2) по этике;
3) для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
4) для дачи заключения о выдвижении обвинения Президенту РФ;
5) другие комиссии по мере необходимости.
Единственным совместным органом Государственной Думы и Совета Федерации является образуемая ими на паритетных началах Счетная палата, создаваемая для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Статус Счетной палаты, ее состав и порядок деятельности определяются федеральным законом (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ) [1; 5].
В соответствии с ФЗ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г., Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя счетной палаты в пределах средств на ее содержание.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.
При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
Полный состав аудиторов Счетной палаты должен быть сформирован не позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего Федерального Закона.
Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за полученные результаты.
Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой [4].
4. Законодательный процесс Федерального собрания
Федеральное собрание в целом является законодательным органом, поэтому главной его задачей является осуществление законотворческой деятельности.
Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному суду РФ по вопросам их ведения [1; 7].
Законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Общий порядок взаимодействия палат Федерального Собрания в законодательном процессе установлен ст. 105 и 106 Конституции РФ в отношении ФЗ и ст. 108 Конституции РФ в отношении ФКЗ.
ФЗ принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой ФЗ в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы [5].
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой ФЗ по вопросам:
1) федерального бюджета;
2) федеральных налогов и сборов;
3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
5) статуса и защиты государственной границы РФ;
6) войны и мира.
ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
ФЗ, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, и ФКЗ, одобренные обеими палатами Федерального Собрания, направляются Президенту РФ для подписания и обнародования, который в отношении ФЗ может применить «вето».
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Известия, 1995.-62с.
2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 05.08.00 г. №113-ФЗ.
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24.06.99 г. №121-ФЗ.
4. Федеральный закон «О Счетной палате РФ» от 11.01.95 г. 4-ФЗ.
5. Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. Курс лекций.-СПб.: Питер,2002.-368с.
6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник. – М.: ИНФРА-М-НОРМА,2000.-622с.
7. Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Высшая школа,2000.-520с.