Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее

    уголовное законодательство………………………………………………4

2. Виды уголовно-правовых норм…………………………………………   6

3. Действие уголовного закона в пространстве……………………………..8

4. Действие уголовного закона во времени………………………………..13

5. Толкование уголовного закона…………………………………………..18

Решение задач………………………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………  25

Список литературы………………………………………………………….27

Введение

Уголовное право России – самостоятельная отрасль права. Она представляет собой совокупность юридических норм, в которых, как правило, в форме федерального закона устанавливается, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

В современных условиях уголовный закон России выражает волю и интересы большинства ее многонационального народа. Вся власть в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу, который является носителем суверенитета и единственным источником власти.

В Российской Федерации народ осуществляет государственную власть непосредственно либо реализует ее через парламент, систему иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это дает основание считать, что уголовный закон России выражает представления большинства ее многонационального народа о преступном и непреступном, о задачах, принципах, общих положениях уголовной ответственности, о видах уголовных наказаний и иных формах уголовно-правового реагирования на преступные проявления.

В работе предполагается рассмотреть уголовный закон.

Объект исследования – уголовный закон.

Предмет исследования – особенности уголовного закона.

Цель исследования – изучить особенности уголовного закона.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и значение уголовного закона;

- рассмотреть вилы уголовно-правовых норм;

- проанализировать действие уголовного закона в пространстве;

- изучить действие уголовного закона во времени;

- рассмотреть толкование уголовного закона.

1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство

Уголовный закон России – это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный нормативный правовой акт, принятый в соответствии с Конституцией РФ Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, а также подписанный Президентом РФ, либо правовой нормативный акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо нормативный акт международно-правового характера, содержащий нормы уголовного права, ратифицированный в установленном порядке компетентным органом государственной власти России.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года [1].

В уголовном законе определяются задачи, основания и принципы уголовной ответственности и общие положения уголовного права, а также устанавливается, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления.

Уголовный закон в виде УК, иного систематизированного нормативного акта или отдельно действующего правового акта является юридической базой борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяя исходные принципы и общие положения уголовного права, описывая объективные и субъективные признаки деяний, которые признаются преступлениями, и устанавливая конкретные виды и размеры наказаний за совершение этих общественно опасных деяний, формулирует тем самым ориентиры правоприменительным органам, основной задачей которых является:

- своевременное выявление и быстрое раскрытие каждого совершенного преступления;

- привлечение к уголовной ответственности виновных и обеспечение правильного применения уголовного закона, с тем чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Таким образом, юридическое значение уголовного закона заключается в том, что он побуждает соответствующие компетентные правоохранительные органы и общественные объединения своевременно выявлять и раскрывать совершенные преступления, создает им для этого надлежащую юридическую базу, позволяет отграничивать преступное от непреступного, избирать наиболее целесообразную меру уголовно-правового реагирования на лицо, совершившее преступление, и тем самым содействует обеспечению законности в борьбе с преступностью [8].

Действующее уголовное законодательство России представляет собой особого рода систему построенных на единых принципах и характеризующихся определенным единством принятых и опубликованных в установленном порядке правовых нормативных актов, в которых содержатся нормы уголовного права, определяющие задачи, принципы и общие положения этой отрасли права, а также какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

В структурном отношении УК традиционно подразделяется на Общую и Особенную части. Соответственно этому и другие нормативно-правовые акты РФ, международно-правовые акты принадлежат либо к Общей части уголовного права, либо к Особенной части. Общая и Особенная части действующего УК делятся на разделы и главы, каждым из которых дано соответствующее наименование.

 

2. Виды уголовно-правовых норм

Структура Общей и Особенной частей УК и других нормативных правовых актов уголовно-правового характера являются юридической формой объективации норм уголовного права.

Норма уголовного права – это общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи УК или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера [6].

По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и Особенной частей, существенно различаются. Поэтому с точки зрения теоретического осмысления норм уголовного права и их отличия от норм других отраслей права допустимо и целесообразно описание структуры норм Общей и Особенной частей уголовного права. Однако в плане практического применения действующего уголовного законодательства все же предпочтительнее рассмотреть особенности структуры отдельных статей или частей статьи УК, а также виды диспозиций и санкции статей (частей) УК.

Вычленение в структуре статьи или части статьи уголовного закона диспозиции и санкции имеет практический смысл лишь применительно к статьям Особенной части УК. Применительно к статьям Общей части УК вычленение в их структуре диспозиции и санкции имеет лишь теоретическое (познавательное) значение.

Под диспозицией статьи (части) УК понимают ту ее часть, в которой дается описание или характеристика объективных и субъективных признаков определенного вида общественно опасного поведения, признаваемого преступлением.

Под санкцией статьи (части) УК понимают ту ее часть, в которой указываются вид и размер уголовного наказания, которые подлежат применению в случае совершения лицом предусмотренного в диспозиции статьи преступления.

Сторонники точки зрения о трехчленной структуре норм уголовного права вычленяют также гипотезу уголовно-правовой нормы, под которой понимаются те условия, при наличии которых соответствующее общественно опасное деяние признается преступлением [3].

В зависимости от способа описания диспозиции статьи или части статьи Особенной части уголовного закона различают статьи со следующими видами диспозиций:

1) простой;

2) описательной;

3) ссылочной;

4) бланкетной.

Диспозиция статьи (части статьи) считается простой, когда в ней не раскрываются объективные и субъективные признаки определенного деяния, а лишь указывается на наименование данного деяния или какую-либо его существенную черту.

Под описательной понимается такая диспозиция статьи Особенной части УК (части статьи), где более или менее подробно обрисовываются объективные и субъективные признаки соответствующего преступного деяния.

Разновидностью описательной диспозиции является диспозиция с альтернативными признаками объективной стороны преступления.

Под ссылочной понимается такая диспозиция, которая отсылает для уяснения предусмотренного в ней состава к другим частям или статьям УК.

Бланкетной считается диспозиция статьи УК, в которой описываются признаки соответствующего преступного деяния путем указания на нарушение каких-либо правил (иногда специальных понятий), установленных или определяемых в нормативных правовых актах иных отраслей права. Без использования соответствующих нормативных актов других отраслей права невозможно установить в полном объеме признаки объективной стороны того или иного состава преступления [7].

В зависимости от особенностей конструкции санкции в теории уголовного права различают санкции:

1) абсолютно-определенные;

2) относительно-определенные.

Абсолютно-определенной признается санкция, в которой предусматривается только один, точно определенный вид и размер наказания или альтернативные точно определенные виды наказания.

Относительно-определенной санкцией считается такая, в которой допускается возможность избрания того или иного вида наказания в определенных пределах между его минимальным и максимальным размерами.

Альтернативными считаются санкции, в которых предусматривается возможность назначения виновному одного из нескольких основных видов наказания, указанных в законе.

Кумулятивными (суммирующими) считаются санкции, в которых наряду с основным видом наказания предусматривается обязательное или факультативное применение одного или нескольких дополнительных наказаний.

3. Действие уголовного закона в пространстве

Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. По смыслу закона, сказанное распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если ими совершено преступление на территории России. Территориальный принцип действия уголовного закона вытекает из ст. 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Как установлено в ст. 67 Конституции РФ, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Территория Российской Федерации определяется ее государственной и таможенной границей. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

С точки зрения действия уголовного закона в пространстве необходимо также раскрыть новые понятия таможенной территории и таможенной границы, о которых говорится в ст. 3 Таможенного кодекса РФ 1993 г., понятие континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, правильное понимание которых имеет практическое значение при применении УК [8].

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми наша страна обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

К территориальным водам РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям».

К внутренним водам ОРФ относятся:

а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ;

б) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии; проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется Правительством РФ;

д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ.

Российская Федерация осуществляет суверенные права над континентальным шельфом, который примыкает к внешним границам ее территориальных вод, где может осуществляться разведка и разработка нефти, газа и других естественных богатств. Правовой режим континентального шельфа РФ определяется Женевской конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным Законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».

На основе норм международного права и в связи со сложившимися традициями территорией РФ считаются:

а) военно-морские корабли, находящиеся под ее флагом или опознавательным знаком в территориальных водах или порту иностранного государства, а также в открытом море;

б) морские и речные суда торгового и иного назначения, находящиеся в открытом море под флагом России;

в) воздушные корабли с опознавательными знаками России, находящиеся в полете над открытым морем.

УК предусматривается, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по этому УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК, уголовную ответственность также несет лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места их нахождения [8]. 

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

В ч. 2 ст. 27 Конституции предусматривается, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Вопросы выезда и въезда в РФ регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Это создает определенные предпосылки к тому, что гражданам РФ и постоянно проживающими в России лицами без гражданства могут совершаться преступления за пределами территории Российской Федерации. Поэтому уголовный закон России регулирует также вопрос об ответственности граждан России и постоянно в ней проживающих лиц без гражданства, если они совершают преступление за границей. При этом территориальный принцип действия уголовного закона дополняется принципом гражданским [5].

Граждане России и постоянно в ней проживающие лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

УК регулирует вопрос об уголовной ответственности граждан РФ, обладающих правовым статусом военнослужащих и совершивших преступление за рубежом.

УК закрепляется так называемый универсальный принцип действия уголовного закона. Такой принцип закреплен в законе с учетом необходимости борьбы с так называемыми международными преступлениями.  Россия, как правопреемник СССР, участвует в международных конвенциях по борьбе с геноцидом, фальшивомонетничеством, воздушным терроризмом, с незаконным оборотом наркотических средств и др.

Поэтому в УК предусматривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России.

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и УК граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

В силу ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача (экстрадиция) другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ.  

Согласно ст. 2 УК РФ:

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации [1].

4. Действие уголовного закона во времени

Уголовный закон, как правовая реальность, действует в определенных временных пределах. Установление точных пределов действия уголовного закона во времени имеет большое практическое значение, так как с этим связано разрешение вопроса о преступности и наказуемости содеянного. Вопросы действия уголовного закона во времени регулируются УК, а также ст. 54 Конституции, п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

В УК предусмотрено, что «преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». В УК устанавливается: «Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Сказанное предполагает необходимость уяснения вопросов о том, когда закон вступает в силу и когда прекращается его действие.

Вступление уголовного закона в силу означает, что он становится обязательным для всех государственных органов, должностных лиц, а также граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Точное установление даты (или дня) вступления уголовного закона в силу имеет важное практическое значение [3].

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В бывшем СССР существовала порочная практика, согласно которой допускалось применение неопубликованных законов и иных нормативных актов, затрагивающих права и свободы человека. Издавались законы и иные нормативные правовые акты с грифом «не подлежит опубликованию», «не для печати», «для служебного пользования», «секретно» и т. п.

В итоговом документе Венской встречи (1989 г.) указывается, что государства – участники должны «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности… и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам» [2].

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) констатируется, что «законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех». Названные положения повторены в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.).

Порядок опубликования и вступления в силу уголовного закона в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 22 ноября 2001 г.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их принятия. Официальным опубликованием уголовного закона (как и иного федерального закона), акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания – председателем соответствующей палаты или его заместителем. Законы и акты плат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы и акты палат Федерального Собрания могут также публиковаться в виде отдельного издания.

Законом установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если законом или актом палаты не установлен иной порядок вступления их в силу. При опубликовании закона указываются наименование закона, дата его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Действие уголовного закона прекращается, по общему правилу, либо в связи с отменой закона или прекращением его действия в целом или  отдельной его главы, статьи, либо в связи с заменой его новым уголовным законом. Отмена действия отдельной главы УК или какой-либо статьи производится путем издания закона об исключении из УК соответствующей статьи или главы [7].

В связи с тем, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления, необходимо показать, что понимается под временем совершения преступления. Когда совершаемое преступление характеризуется скоротечностью (разбой, убийство и т. п.), то определение времени его совершения и уголовного закона, подлежащего применению, не вызывает какой-либо сложности. Подлежит применению уголовный закон, который действовал при совершении преступления.

Однако в следственно – судебной практике иногда приходится иметь дело с такими преступлениями, объективная сторона которых характеризуется большей или меньшей продолжительностью во времени. В период этого времени может быть принят новый уголовный закон, а иногда и несколько законов, относящихся к данному преступному деянию. Например, преступное действие или бездействие совершено при наличии одного закона, а преступное последствие наступает при действии уже вновь принятого уголовного закона.

Продолжаемое, длящееся или преступление, слагающееся из ряда актов поведения, может быть начато лицом при действии одного закона, а окончено при действии уже вновь принятого закона. Такая же ситуация иногда возникает при решении вопросов о пределах ответственности соучастников. Рассматриваемый вопрос в литературе решается неоднозначно.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной связи не имеет [4].

Законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, является федеральный нормативный акт, которым то или иное прежде запрещенное законом в качестве преступного деяние исключается из круга преступлений. Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, является тот нормативный акт, который содержит правовые предписания, облегчающие участь совершившего преступление. Так, абсолютное большинство норм УК об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних являются нормами, иным образом улучшающими положение лица, совершившего преступление.

Закон признается смягчающим наказуемость деяния, если в нем:

- снижается высший или низший размер данного вида уголовного наказания;

- вводится в санкцию статьи в качестве альтернативного наказания более мягкий вид наказания или за данное деяние устанавливается более мягкий вид наказания по сравнению с предшествующей санкцией;

- из санкции статьи исключается дополнительное наказание либо вводится возможность факультативного применения дополнительного наказания, тогда как до принятия нового закона назначение данного дополнительного наказания было обязательным.

В УК указывается, что если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Правила об обратной силе уголовного закона опираются на положения ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон [8].

Законом, устанавливающим наказуемость деяния, считается закон, которым преступным и наказуемым признается деяние, прежде не считавшееся преступлением. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, признается закон, в котором увеличивается минимум или максимум санкции соответствующей статьи УК либо в санкцию статьи УК вводится дополнительное наказание в качестве обязательного или факультативного и т. п.

В связи с допустимостью или недопустимостью применения обратной силы уголовного закона необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения (или действия) так называемого промежуточного уголовного закона.

Промежуточным называется такой уголовный закон, который вступил в силу после совершения лицом преступления, но затем утратил свою силу к моменту расследования или рассмотрения дела в суде.

Промежуточный закон может оказаться более мягким по сравнению с тем, который действовал во время совершения преступления и который вступил в силу к моменту расследования или рассмотрения дела в суде.   

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. Толкование уголовного закона

Применение уголовного закона, как правило, сопровождается необходимостью его толкования. Лишь в самых элементарных правоприменительных ситуациях отсутствует такая потребность [3].

Под толкованием уголовного закона понимают уяснение либо разъяснение смыслового содержания и целевой направленности соответствующей статьи или части статьи УК, облеченное в устную или письменную форму.

Уяснение смыслового содержания закона для себя, не объективированное в устной или письменной форме, не может рассматриваться в качестве толкования закона, так как не может быть информацией для других.

Уголовные законы формулируются путем использования слов, словосочетаний, специальных терминов и понятий, которые обычно доступны и понятны как специалистам в области права, так и всем иным гражданам. Однако многие слова и термины многозначны, в обыденной жизни и в зависимости от местных особенностей в них нередко вкладывается неоднозначное смысловое значение. Это порождает иногда определенные трудности при применении уголовного закона, что требует его специального толкования.

Изучение истории уголовного законодательства России свидетельствует о том, что необходимость в толковании законов встречалась и в давние времена, однако оно было прерогативой царствующих особ. Например, Екатерина II в «Наказе» писала: «Судьи, судящие о преступлениях, потому только что они не законодавцы, не могут иметь права толковать законы о наказаниях».

В науке уголовного права различают несколько видов толкования закона. По признаку обязательности или необязательности даваемого толкования уголовного закона различают официальное и неофициальное толкование.

Видами официального толкования уголовного закона следует считать:

1) аутентичное;

2) легальное;

3) судебное.

Аутентичным следует считать толкование закона Государственной Думой, которая наделена полномочиями принимать федеральные уголовные законы, а также акты об амнистии. Примером аутентичного толкования может быть постановление Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии».

Легальным толкованием конституционных законов (и в частности, Конституции РФ) является толкование, даваемое Конституционным Судом Российской Федерации на основании полномочия, предусмотренного ч. 5 ст. 125 Конституции. В прежние годы в нашей стране широко практиковалось издание актов нормативного толкования уголовных законов Президиумом Верховного Совета СССР и Президиумом Верховного Совета РСФСР [5].

В соответствии со ст. 126 Конституции Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его разъяснения являются обязательными для всех нижестоящих судов и других органов, применяющих закон, по которому дано разъяснение Пленумом Верховного Суда. Поэтому разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются видом официального судебного толкования уголовного закона. Судебное толкование закона по конкретным уголовным делам дает также Президиум Верховного Суда РФ, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Толкование, даваемое по конкретному уголовному делу, является обязательным лишь для данного конкретного случая. Однако, коль скоро судебные решения высших судебных инстанций по конкретным уголовным делам публикуются в специальном издании – «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» - в целях информации судейского, прокурорского и адвокатского корпуса, то на них ориентируются практические работники при разрешении сходных по обстоятельствам дел; следовательно, содержащееся в них толкование закона приобретает характер судебного прецедента. Многие годы в нашей стране отрицалось наличие или использование в практике судебного прецедента [6].

Неофициальным толкованием признается разъяснение уголовного закона, даваемое специалистами в области теории уголовного права, выдающимися практиками, должностными лицами правоохранительных ведомств. Этот вид толкования в литературе еще называют научным, или доктринальным. Хотя доктринальное толкование уголовного закона является необязательным при разрешении конкретных дел, однако оно оказывает определенное влияние на формирование профессионального правосознания работников следствия, прокуратуры, суда и адвокатуры и тем самым содействует правильному пониманию и применению ими уголовного закона к конкретным криминальным ситуациям.

По объему в теории различают толкование:

1) буквальное;   

2) расширительное;

3) ограничительное.

Буквальное толкование уголовного закона предполагает уяснение и разъяснение его в полном соответствии, адекватно с использованными в его тексте словами и терминами. По общему правилу, закону должно даваться буквальное толкование. Однако бывают случаи, когда при формулировании уголовного закона использованы слова и термины в более узком или, наоборот, широком смысловом значении, чем обычно они используются в неофициальном общении. Например, в УК предусмотрена ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных или иных низменных побуждений.

Кого имеет в виду в данном случае закон: новорожденного или ребенка в смысле ст. 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., согласно которой «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Не вызывает сомнения то, что в данном случае следует прибегнуть к ограничительному толкованию понятия ребенка как человеческого существа, которое еще не способно осознавать свои индивидуальные признаки, когда и родители его еще испытывают определенные затруднения при индивидуализации новорожденного.

Наоборот, при применении УК необходимо прибегнуть к расширительному толкованию закона. «Вовлечение несовершеннолетнего и систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, - говорится в УК, - наказывается…» В этом случае понятию несовершеннолетнего должно придаваться самое широкое значение. Расширительное толкование в литературе нередко называют распространительным.

По приемам в литературе различают следующие виды толкования:

1) логическое;

2) телеологическое;

3) грамматическое;

4) систематическое;

5) историческое.

Под логическим толкованием закона понимают уяснение его смыслового содержания путем использования законов логики.

Под телеологическим толкованием подразумевается познание смысла и содержания закона в зависимости от целевого назначения закона при его издании.

Под грамматическим толкованием закона понимают уяснение и разъяснение его смыслового значения путем исследования или анализа этимологического значения терминов, словосочетаний, а также путем определения значения соединительных или разделительных союзов и знаков препинания (пунктуации). Каждому юристу знакома тирада – «казнить нельзя помиловать». В зависимости от того, где будет поставлена запятая, принципиально меняется смысл приведенной фразы [8].

Систематическое толкование закона предполагает его уяснение путем сопоставления с другими правовыми нормами и институтами, определение его места и назначения в системе других нормативных правовых актов.

Историческое толкование уголовного закона предполагает уяснение его содержания и назначения с точки зрения исторических условий и причин его принятия.

Толкование уголовного закона приобрело особую остроту в связи с принятием и введением в действие нового УК , в котором в статьях Общей и Особенной частей появилось много новых, ранее неизвестных терминов, категорий, признаков составов преступлений, понимание которых вызывает затруднения. В сложившейся ситуации толкование уголовного закона является важным средством обеспечения правильного применения норм нового УК.  

Решение задач

1. Михайлов на автомобиле совершил туристическую поездку по территории Германии. Нарушив правила движения, он наехал на пешехода, за что был привлечен к уголовной ответственности. Отбыв в Германии наказание в виде 4 лет лишения свободы, Михайлов возвратился в Российскую Федерацию.

а) можно ли привлечь Михайлова к ответственности по российским законам?

б) изменится ли решение в том случае, если Михайлов не привлекался к ответственности по законам Германии?

Ответ:

Согласно ст. 12 УКРФ Михайлов не может быть привлечен к уголовной ответственности по российским законам, так как он отбыл наказание в Германии.

Во втором случае решение изменится. Михайлов будет отбывать наказание в РФ. Предел санкции не должен быть более верхнего предела санкций того государства, где совершилось преступление.

2. Алиев, желая на почве религиозной вражды, убить Адриасяна, 25 декабря 1996 г. нанес последнему несколько ударов ножом. От полученных повреждений Адриасян скончался в больнице 6 января 1997 г. По какому закону следует квалифицировать преступление Алиева по ст. 103 УК РСФСР 1960 г. (умышленное убийство) или по пункту «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ 1996 г. (умышленное убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды)?

Ответ:

Временем совершения преступления является совершение общественно-опасного деяния. Независимо от наступления последствий (ст. 9 УК РФ) применяется УК РСФСР 1960 г.

3. Какое толкование закона следует применить при установлении возврата субъекта преступления, предусмотренного ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий)?

Ответ:

В ст. 151 УК субъект специальный – старше 18 лет. Следует применить официальное толкование, которое осуществляется органом, издающим закон.

Заключение

Таким образом, уголовный закон – это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный правовой нормативный акт, в котором предусматриваются юридические нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие виды наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

Уголовный закон принимается в установленном Конституцией РФ порядке Государственной Думой. Его значение заключается в том, что он является юридической базой для борьбы с преступностью. Он оказывает огромное предупредительно-воспитательное влияние на поведение населения, регулирует общественные отношения.

УК подразделяется на Общую и Особенную части. С точки зрения структуры построения статьи и части статьи Особенной части УК подразделяются на диспозиции и санкции. Диспозиции статей (частей) делят на простые, описательные, бланкетные и ссылочные. Санкции подразделяют на абсолютно-определенные и относительно-определенные; единичные и альтернативные; простые и кумулятивные.

Уголовный закон подлежит обязательному официальному опубликованию. Неопубликованный закон не применяется.

Все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК России. Территория России определяется ее Государственной и таможенной границей. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств разрешается дипломатическим путем. Граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства за совершение преступления за границей подлежат уголовной ответственности по закону России.

Применение уголовного закона по общему правилу сопровождается его толкованием. Под толкованием уголовного закона понимается уяснение или разъяснение смыслового содержания и целевой направленности закона, облеченное в устную или письменную форму. Различают официальное и неофициальное толкование закона. Видами официального толкования закона являются аутентичное, легальное и судебное. Неофициальный характер носит научное, или доктринальное, толкование.

По объему толкования закона различают буквальное, ограничительное и расширительное толкование. По приемам толкования закона выделяют логическое, телеологическое, грамматическое, систематическое и историческое толкование.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2004 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2004.-527с.

2. Кругликов Л.А. Уголовное право России. - М.: БЕК,1999.-590с.

3. Кудрявцев В.Н. Уголовное право в Росии. - М.: Юрист,2000.-492с.

4. Уголовное право России/ Под ред. Л.Д. Гаухмана.-М.: Юрипруденция,1999.-784с.

5. Уголовное право России / Под ред. А.И. Игнатова.- М.: НОРМА-ТНФРА-М,1999.-808с.

6. Уголовное право России. Том 1 / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай.-М.: ИНФРА-М,2002.-384с.

7. Уголовное право России. Том 2 / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай.-М.: ИНФРА-М,2002.-462с.

8. Уголовное право России. Часть Общая/ Под ред. д. ю. н., проф. Л.Л. Кругликов.- М.: БЕК, 1999.-560с.