Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность понятия «личность»……………………………………………4

2. Права, свобода и обязанности личности………………………………….6

Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………….13

 

Введение

 

Господство права, плюрализм и права человека - нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для под­держания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отве­чает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой вели­кой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека.  Учитывая то, что права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации, утверждение и развитие демократии – мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации.

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия «личность»

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений [7; 12]. Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям [12]. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик [4]. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности определяются  факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности [3]. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

2. Права, свобода и обязанности личности

В философско-правовом плане отношение к правам и свободам человека и гражданина тесно связано с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Если естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, то позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы, во втором – создает их.

К естественным правам человека относятся:

1. Право на жизнь
2. Право на свободу и личную неприкосновенность

3. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

4. Право места жительства.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения.

Запрет проникновения в жилище имеет в виду не только недопустимость вхождения в него вопреки  воле проживающих в нем лиц, но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище.

5. Право на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

6. Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

7. Право частной собственности.

8. Право на труд.

9. Право на благоприятную окружающую среду  [1; 2; 9].

В правовой теории и практике вторую категорию прав человека и гражданина (позитивистские или договорные права) прямо подразделять на следующие виды прав:

1. Гражданские (личные) права.

2. Политические права.

3. Экологические права.

4. Социальные права.

5. Культурные права.

6. Экономические права [10].

Под гражданскими (личными) правами понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от воли государства.

Свобода мысли – это естественное прирожденное право человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего [11]. Субъективное отношение человека к внешнему миру, его убеждения – это неотъемлемая часть его образа жизни, своеобразия и неповторимости данной личности. Свобода мысли и слова – это личное равно каждого человека. Оно никем не может быть отнято или «ликвидировано».

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленным вступившим в законную силу приговором суда.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем [3].

Экологические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена и распределения и потребления товаров и услуг.

1.     Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

2.     Не допускается экономическая деятельность, направленная  на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [3].

Социальные права – оформленные и закрепленные в программах социальных движений XIX в., реализовались позже других – в течение                XX в. [6].Они затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связанны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь  предлагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Культурные права – это свобода доступна к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.

К числу таких прав и свобод относится право на образование.

Реализация данного права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан,     где       бы      они         ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной среды, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.), право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит  вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанности. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к государству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным  статусом – рабочего, служащего, учащегося, свидетеля, собственника имущества и т.п.

Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе не правовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.)

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно- правовых отношений обязанности лица как избирателя,  как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Основные обязанности человека и гражданина носят:

- всеобщий характер;

- не зависят от конкретного правового статуса лица;

- закрепляются на высшем, конституционном уровне [5; 11].

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно– закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан [8].

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Также за гражданином закрепляется обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатства; обязанность прохождения военной службы.

В настоящее время осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Заключение

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован  прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Правовая личность на современном этапе становится  показателем общественного развития России.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.., 1993.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 456с.

3. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. - М: Изд. Норма, 1998. – 325с.

4. Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 24-26.

5. Государственное право Российской Федерации. / Под ред.                     О.Е. Кутафина – М.: Изд. Юридическая литература, 1996. – 348с.

6. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Изд. Юрист, 1996. – 428с. 

7. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: Юрист, 1996. – 438с.

8. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. - М.: Изд. Норма, 1997. – 322с.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002. – 366с.

10. Куликов В.И. Конституционное право РФ. - М.: Высшая школа, 2000. – 376с.

11. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. – 2001. - № 5. – С. 89-100.

12. Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003. – 374с.