Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основная характеристика понятий «наркотические средства»

    и «незаконный оборот наркотических средств»…………………………4

2. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом

    наркотических средств……………………………………………………..8

3. Меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств…….11

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….18

Введение

Человек испокон веков искал и ищет способы доставить себе удовольствие, облегчить свои страдания, либо иным образом спрятаться от пугающей его действительности путем применения различных одурманивающих веществ. Все многообразие видов наркомании существует издавна, и наш век высоких технологий не внес ничего принципиально нового в этой области.

За последние несколько лет в нашей стране увеличилось как число лиц, потребляющих наркотики, так и количество преступлений, связанных с их незаконным изготовлением, приобретением и распространением. Резкое увеличивается число лиц,  допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

Очень высокими темпами растет количество совершенных преступлений связанных с наркотиками. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками резкий рост цен на них создает благоприятные условия для появления преступных сообществ, осуществляющих их организованный сбыт.

Происходит включение в эти процессы международной наркомафии и ее слияние с внутренними преступными группировками. занимающимися наркобизнесом. Все отчетливее проявляется стремление российских и иностранных наркодельцов отмыванию денег в различных коммерческих структурах, коррупированию работников органов власти и управления.

Распространение наркомании и широкий размах незаконного оборота наркотических средств, свидетельствуют, что результативность принимаемых органами внутренних дел в этом направлении мер продолжает оставаться низкой.

1. Основная характеристика понятий «наркотические средства» и «незаконный оборот наркотических средств»

Наркотические средства - это включенные уполномоченными на то органами в специальные перечни химические или природные вещества и растения выбывающие, как правило, при их потреблении особые состояния, а также психическую и физическую зависимость [7].

Наркотические средства классифицируются в зависимости от:

- источников поступления к потребителям;

- способов изготовления;

- степени или специфики воздействия на организм;

- источников происхождения наркотиков [4; 7].

В зависимости от источников происхождения наркотические средства можно классифицировать на природные (натуральные) наркотические средства и синтетические или полусинтетические наркотики

К природным (натуральным) наркотическим средствам относятся наркотики, изготавливаемые из мака: наркотики изготавливаемые из конопли: из кокаинового куста и наркотики, изготавливаемые из эфедры.

Характеризуя незаконный сбыт наркотиков, необходимо сказать об источниках их поступления в него. Таковыми являются:

- нелегальные посевы наркотикосодержащих культур;

- заготовка дикорастущих культур;

- подпольные лаборатории но производству наркотиков;

- использование поддельных рецептов для получения в аптеках наркотикосодержащих лекарств;

- контрабанда;

- кражи, хищения с плантаций производственного назначения;

- хищения из медицинских учреждений, химических и фармацевтических предприятий [7].

На последнем источнике поступления наркотиков в незаконный оборот необходимо обратить особое внимание, так как хищения наркотиков в медицинских учреждениях совершаются различными способами:

- полное, либо частичное неоприходование поступающих препаратов;

- списание наркотиков на больных, которым они не применялись либо применялись в меньших количествах;

- извлечение наркотиков из ампул с заменой их содержимого;

- составление фиктивных актов об уничтожении наркотиков с просроченным сроком хранения.

Дадим характеристику участникам незаконного оборота наркотических средств. Все лица, которые принимают в нем участие, могут быть условно классифицированы на определенные группы. При этом одно и тоже лицо в зависимости от характера совершаемых действий может быть отнесено к одной или нескольким группам.

Начнем рассмотрение участников НОН с организаторов преступных сообществ - это лица, которые организуют и руководят деятельностью групп по приобретению, изготовлению и распространению наркотиков на «черном рынке». Как правило, ими становятся авторитеты преступного мира, ранее судимые за преступления связанные с НОН, располагающие большими денежными средствами.

Организаторы нередко в операциях по скупке и продаже наркотиков непосредственного участия не принимают, они лишь финансируют эту деятельность, получают доходы, при этом тщательно маскируют свою причастность к наркобизнесу.

Вторая группа участников НОН это сбытчики - лица совершающие незаконную реализацию наркотических средств. В свою очередь сбытчиков можно классифицировать по следующим типам:

- оптовые сбытчики - те, кто занимается скупкой наркотических средств в крупных размерах у производителей или расхитителей и реализацией их преступниками. Оптовые сбытчики вместе с организаторами составляют ядро преступных групп. Они, как правило, сами наркотики не употребляют;

- перекупщики - эти лица приобретают партии наркотиков у оптовых сбытчиков, расфасовывают и сбывают их розничным торговцам. Часть этих преступников сами употребляют наркотики или являются наркоманами;

- розничные сбытчики - это лица, которые непосредственно сбывают наркотики потребителям, а нередко и занимаются содержанием притонов для употребления наркотических средств. Эти лица часто употребляют                наркотики [5].

Характерными чертами сбытчиков наркотиков можно назвать, такие как, негативное отношение к социально-полезной деятельностью, наличие преступного опыта, в том числе по изготовлению, потреблению и сбыту наркотических средств. Особенностью преступной деятельности сбытчиков наркотиков является её групповой характер, разветвленность преступных связей, их межрегиональный характер, распределение ролей среди участников группы.

Третья группа участников НОН это изготовители - лица, которые непосредственно перерабатывают сырые или изготавливают готовые к употреблению наркотики.

Производителями наркотического сырья или готовых наркотиков могут быть различные категории населения: сельские жители, выращивающие культуры (они часто это делают по заказам сбытчиков), медицинские работники, научные сотрудники и др.

Отдельной группой участников незаконного оборота наркотиков являются расхитители наркотикосодержащего сырья или наркотиков. Как правило, это их потребители, не имеющие материальных средств для приобретения: прежде всего, ранее судимые за преступления, связанные с наркотиками, неработающие и неучащиеся наркоманы. Кроме того кражи, грабежи и разбои наркотиков совершаются лицами не для личного потребления, а с целью их дальнейшей реализации и наживы.

Во многих случаях расхитителями являются лица, имеющие доступ к готовым наркотическим препаратам или наркотикосодержащему сырью работники химических и фармацевтических предприятий, аптек и аптечных складов, лечебно-профилактических и медицинских учреждений (чаще всего средний медицинский персонал: медсестры, фельдшеры провизоры), сельские жители, имеющие доступ к посевам мака и конопли. Среди этой категории довольно высок удельный вес женщин сред­него возраста, работающих в аптечных и медицинских учреждениях, поддерживающих связи с ранее судимыми.

Определяющую роль в незаконном обороте наркотиков играют так называемые перевозчики - лица, которые применяя различные способы, осуществляют незаконную транспортировку наркотических средств от мест их произрастания, изготовления или хранения к месту дальнейшей переработки, сбыта и потребления.

В качестве перевозчиков наркотиков организаторы преступных групп используют как потребителей и мелких сбытчиков, так и лиц, напрямую не связанных с НОН: родственников, соседей, случайных знакомых, попутчиков, лип, обладающих маршрутными возможностями (водителей, работников воздушного и железнодорожного транспорта и т.д.).

Двумя последними звеньями механизма распространения наркотиков можно назвать таких участников НОН как [6]:

1.                Организаторы и содержатели притонов - лица, организующие           притоны или систематически предоставляющие помещения для потребления наркотических средств.

2.                Пособники - лица, осуществляющие физическую, техническую и интеллектуальную помощь в обеспечении НОН (хранители оптовых партий, наркотиков, лица представляющие различного рода консультации по вопросам производства, рынка сбыта и приобретения).

2. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом

наркотических средств

Большинство преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков отнесены в УК РФ к «Преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности» и включены в 25 главу кодекса [1]. Физическое здоровье является залогом существования российского общества и нормального функционирования его систем. Общественная опасность преступлений против здоровья населения заключается в том, что их совершение связано с причинением вреда здоровью не отдельного человека, здоровью многих людей. Здоровье населения – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни многих людей.

Под преступлениями против здоровья населения понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения, причиняющие здоровью населения существенный вред или создающие опасность его причинения. Таким образом, видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье населения. Признаком состава преступления является предмет: наркотические средства и психотропные вещества (статьи 228, 229 УК РФ и другие). Целью охраны здоровья населения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Установление уголовной ответственности за посягательства на здоровье населения является мерой уголовно-правового обеспечения реализации этой цели.

С объективной стороны большинство преступлений против здоровья населения совершается путем действия, например незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (статья 228 УК РФ). Составы преступлений против здоровья населения сконструированы как формальные, то есть их объективная стороны характеризуется с помощью одного признака – деяния, например склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ (статья 230 УК РФ).

С субъективной стороны подавляющее большинство преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков – умышленные, например незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (статья 231 УК РФ). Субъекты преступлений против здоровья населения – лица, достигшие 16 лет. Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть частные (чаще всего) и должностные лица. Субъектом хищения или вымогательства наркотических средств и психотропных веществ (статья 229 УК РФ) может быть лицо, достигшее 14 лет.

Таким образом, к преступлениям связанным с незаконным оборотом наркотиков относятся названные выше преступления предусмотренные статьями 228, 229, 230 и 231 УК РФ, а также организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232 УК РФ) и незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233 УК РФ).

Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, а также наркосодержащих растений или их частей, при незаконном перемещении их через таможенную границу РФ, подлежат дополнительной квалификации по статье 188 УК РФ.

Преступления, связанные с контрабандой наркотических и психотропных средств отнесены законодателем к «Преступлениям в сфере экономической деятельности» и включены в 22 главу УК РФ. Ученые-юристы относят контрабанду наркотиков к преступлениям в сфере финансовой деятельности государства, а уголовная ответственность за такое преступное деяние предусматривается частью 2 статьи 188 УК РФ. Общественная опасность контрабанды наркотических средств и психотропных веществ определяется тем, что она, во-первых, наносит вред финансовой системе государства, так как в бюджет не поступают  таможенные платежи и сборы, которые должны были бы поступить в случае осуществления законного оборота наркотических средств или психотропных веществ; а во-вторых, контрабанда наркотиков создает угрозу общественной безопасности и здоровью населения страны [1].

Таким образом, объектом контрабанды наркотических средств и психотропных веществ является финансовая система государства, а дополнительными объектами - общественная безопасность и здоровье населения. Предметом являются наркотические средства и психотропные вещества, которые определяют квалифицированный вид контрабанды.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:

- деянием – перемещением предмета контрабанды через таможенную границу РФ;

- местом совершения преступления – таможенная граница РФ;

- способом, при помощи которого совершено перемещение [1; 2; 3].

Способы перемещения могут быть следующими: сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды; обманное использование документов или средств таможенной идентификации; недекларирование или недостоверное декларирование; перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля. Контрабанда является преступлением с формальным составом, признаваемым оконченным с момента фактического перемещения наркотиков и психотропных веществ через таможенную границу РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной с прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ наркотики и психотропные вещества и желает совершить эти действия. Субъект преступления – лицо, достигшее 16 летнего возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 188 УК РФ перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств и психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой. Части 3 и 4 названной статьи предусматривают уголовную ответственность за особо квалифицированные виды контрабанды. Контрабанда наркотиков и психотропных веществ совершенная неоднократно, а также совершенная лицом с использованием своего служебного положения или связанная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (часть 3 статьи 188 УК РФ). Тоже деяние совершенное организованной группой наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (часть 4 статьи 188 УК РФ).

3. Меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

В 1993 году из уголовного розыска выделены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые стали са­мостоятельными структурными единицами в системе службы криминальной милиции. В УВД, МВД республик организованы отделы по незаконному обороту наркотиков, которые в свою очередь состоят из двух отделений и секретариата. В задачи отделения по раскрытию преступлений связанных с НОН входят:

- выявление и оперативная разработка преступных групп, занимающихся распространением наркотиков, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи;

-    выявление и разработка лиц, распространяющих наркотические средства в пределах обслуживаемой области, республики:

- обеспечение взаимодействия с государственными таможенными комитетами и ФСБ с целью выявления и прикрытия каналов контрабанды наркотиков [9].

К задачам отделения по борьбе с преступлениями связанными с незаконные хранением и производством наркотиков, относятся такие как:

- выявление и уничтожение подпольных лабораторий по производству наркотических средств;

- оперативное обслуживание медицинских и аптечных учреждений в целях недопущения совершения в них хищений наркотикосодержащих лекарств;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и прикрытия каналов незаконной транспортировки наркотических средств [8; 9].

Одной из особенностей оперативно-розыскной деятельности по борьбе с НОН является тесное взаимодействие подразделений и служб органов внутренних дел, которое позволяет добиться лучших результатов, избежать дублирования и полнее использовать возможности каждой службы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Организационной платформой взаимодействия служат комплексные планы, в которых предусматриваются мероприятия входящие в компетенцию всех служб подразделений органов внутренних дел. Планированию комплексных мероприятий предшествует аналитическая работа.

Специализированные подразделения по незаконному обороту наркотиков не могут действовать вслепую, без постоянного учета не только своей работы, но и деятельности других служб и подразделений.

В организации деятельности по предупреждению распространения наркотиков, выявлению преступных связей разрабатываемых лиц, источников, каналов и мест сбыта наркотических средств, подразделения по НОН взаимодействуют с другими службами криминальной милиции:

- по организованной преступности;

- уголовного розыска;

-по экономическим преступлениям.

Взаимодействуя с подразделениями по организованной преступности:

- проводятся мероприятия по выявлению и документированию участников организованных преступных групп наркодельцов. в т.ч. располагающих межрегиональными и межгосударственными связями;

- обмениваются информацией о таких группах и осуществляют совместные оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения их лидеров и участников.

Во взаимодействии с подразделениями уголовного розыска:

- устанавливаются места сбыта наркотиков;

- обеспечивается раскрытие краж наркотических средств;

- перекрываются каналы поступления в незаконный оборот наркотиков;

- выявляются факты незаконных посевов или выращивания запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений.

Совместно с подразделениями по экономическим преступлениям:

-                    обеспечивается раскрытие хищений наркотических средств, фактов получения наркотиков по поддельным рецептам;

-                    осуществляется контроль за учетом, хранением и реализацией наркотических и сильнодействующих лекарственных средств;

-                    выявляются объекты производства, хранения и использования химических веществ, которые могут применяться при незакон­ном изготовлении наркотиков, принимаются меры по предупреждению и пресечению хищения этих веществ;

-                    выявляются и документируются факты легализации доходов, полученных от наркобизнеса [9].

Сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотиков в ходе организации и проведения оперативно-розыскных меро­приятий используют помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. При раскрытии преступлений связанных с наркотиками применяется весь комплекс ОРМ.

Основу оперативного обслуживания объектов и территории составляет планирование и осуществление комплекса негласных мероприятий по подбору и расстановке агентурного аппарата.

Необходимость проведения оперативной проверки возникает как, при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершаемых преступлений связанных с наркотиками заведением соответствующего дела оперативной разработки, так и в тех случаях, когда конкретное лицо (или группа лиц) задержано за незаконные операции с наркотиками и по этому факту возбуждено уголовное дело, однако задачи расследования требуют проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по установлению всех обстоятельств преступления.

Главными задачами оперативной проверки по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков являются:

- установление и перекрытие источников и каналов распространения наркотических средств;

-выявление всех участников преступления.

Возможность решения этих задач предопределяется целенаправленным планированием и проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выяснение следующих вопросов:

- связи фигуранта, характер взаимоотношений;

- характеризующий материал на фигуранта и его связи;

- из какой местности поступают наркотики;

- маршруты транспортировки и вид транспортного средства;

- способы маскировки при перевозке;

- дату очередной ожидаемой поставки и данные перевозчика;

- механизм сбыта наркотических средств фигурантов;

- где хранятся привозимые партии наркотиков;

- кому и в каком объеме известно о незаконных операциях с наркотиками фигуранта и других разрабатываемых. Перечень вопросов может быть изменен и дополнен в зависимости от конкретно складывающейся ситуации, числа разрабатываемых по делу лиц и т.д. [7].

В зависимости от специфики исходной информации, оперативно-тактической характеристики расследуемого преступления и личности фигурантов разработки, определяется направленность документирования преступной деятельности разрабатываемых.

Полученная из различных источников информация должна документироваться своевременно с целью закрепления фактических данных, способствующих успешному расследованию преступлений.

Доказательственное значение информация может получить например, в процессе выявления лиц, могущих быть свидетелями по делу, предметов и документов, которые при определенных условиях становятся вещественными доказательствами. В процессе документирования необходимо принять меры по выявлению не только самих наркотических средств, но и различных приспособлений применяемых для изготовления и употребления наркотиков (шприцы, весы, спирт, вата, марганцовка, уксусная кислота и пр.), предметов и вещей, на которых могли сохраниться частицы наркотических средств, (одежда, сумки, мешки, ампулы и т.д.); устройства для сбора опия - сырца, специальных ножей, посуды, упаковочных материалов. В этот круг могут входить различные записи о «клиентах», расчетах с ними, адреса и другие сведения о преступных связях, почтовые и телеграф­ные отправления, багажные квитанции, железнодорожные, авиационные билеты и т.д.

Важной особенностей борьбы с организованными группами сбытчиков наркоманов является то, что перед оперативными работниками стоит задача не только осуществить оперативно-розыскные мероприятия в процессе расследования в интересах его успешного завершения, но и обеспечить безопасность как участников процесса, так и иных лиц и сотрудников правоохранительных органов, оказывающих содействие в разоблачении преступников.

Перед сотрудниками подразделений но незаконному обороту наркотиков стоит задача по выявлению и ликвидации подпольных лабораторий. производящих наркотики, а также проведение контролируемых поставок наркотиков.

Заключение

Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.

В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.

Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.

Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - необходимо разработать специальную программу «Молодежь и наркотики», в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.

Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех уровней; органы законодательной и исполнительной власти.

Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Северный Кавказ, и Дальний Восток и т.д.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Статус-про, 2003. – 237с.

2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: Издательство НОРМА, 2003. -  896с.

4. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно - правовые средства борьбы с наркотизмом в России. - М., 1994. – 351с.

5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432с.

6. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И.Рарога. - М.: Юристъ, 2001. – 321с.

7. Уголовное право / Сост. А.В.Желудков. – М.: Юрайт-М, 2001. – 172 с.

8. Фомин А. Наркомания – глобальная угроза национальной безопасности РФ // Основы безопасности жизни. – 1999. - № 2. – С.3-7.

9. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. - М., 2000. – 432с.